Что такое наречие 4 класс русский
Урок русского языка по теме «Наречие», 4-й класс
Класс: 4
Итак, урок русского языка.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для вас частью речи, о ней упоминалось в учебнике русского языка в 3 классе. Будем учиться находить эту часть речи, задавать к ней вопросы и определять каким членом предложения является.
— Чтобы подойти к новой теме, давайте повторим пройденное.
I. Повторение пройденного.
Я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите известные части речи, назовите их.
Было тихо, очень тихо:
Тихий час теней.
Лишь будильник робко тикал,
Мышь скреблась,
Сверчок пиликал,
Козлик мекал,
Кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал.
— Какие части речи вам знакомы?
(час, будильник, мышь, сверчок, козлик, кот, поросенок — это имена существительные)
— Назовите признаки имен существительных.
(бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по падежам, бывают I, II, III склонения)
— Какие еще части речи есть?
(тикал, скреблась, пиликал, мекал, мяукал, хрюкал — это глаголы)
— Назовите признаки глаголов.
(изменяются по лицам, бывают 1 и II спряжения, имеют 3 наклонения)
— А прилагательное есть?
(тихий — имя прилагательное)
— Назовите признаки имен прилагательных.
(изменяются по родам, по падежам).
II. Знакомство с наречием.
— Вот мы с вами и определили тему урока:
Наречие (открываю табличку Наречие).
— Какая особенность слов?
— На какие вопросы отвечают?
(как?, где?, куда?, откуда?, когда?, почему?, зачем?) (открываю вопросы)
— Попробуем изменить слово по падежам.
И. п. есть кто? что? тихо.
Р. п. нет кого? чего? тихо.
П. п. думаю о ком? о чем? о тихо.
— Не изменяются никак —- неизменяемые слова.
(открываю табличку — неизменяемая часть речи)
— Какая часть слова указывает на изменяемость слов?
(окончание)
— Что такое окончание?
(изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)
— Какая часть слова служит для образования новых слов?
(приставка, суффикс)
— Какие знаете суффиксы?
(у существительных, прилагательных, глаголов)
— В наречиях тихо, темно суффикс О.
Еще в наречиях есть суффиксы.
(открываю табличку суффиксы о, а, е, у)
Вывод: суффикс у наречия есть, а окончания нет!
— Прочитайте предложения левого и правого столбика
— С какой частью речи связано? От какого слова зададим вопрос к наречию?
(чаще всего наречие связано с глаголом, поясняет глагол и с другими частями речи.)
Запишите словосочетания столбиком с вопросами
— Спасибо, кто написал.
— С какой частью речи познакомились?
— Каковы ее особенности?
Наречие — неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы где?, куда?, когда?, откуда?, как?, зачем?, почему?, поясняет глагол и имеет суффиксы а, о, у, у.
IV. Работа но учебнику.
— Откройте учебник на странице 36, прочитаем правило.
VI. Дифференцированная работа.
— А сейчас мы поработаем с наречиями.
Напишите словосочетания, поставьте вопрос к наречиям.
1)
играет (как?) весело
вернулся (когда?) поздно
2)
прыгали (куда?) вниз
приехал (откуда?) издалека
2 группа.
Будет работать в тетрадях, 1 ученик у доски.
Разберите предложения по членам предложения, слова по составу.
— О чем говорится в предложении.
Свисток немного посвистел, махнул крылом и улетел.
Посвистел (как?) немного
— Разберем по составу наречие Немного — есть окончание? (нет)
— Послушайте стихотворение, найдите наречия.
Но однажды поутру (когда?)
Прискакала кенгуру
Закричала сгоряча (как?)
Неохотно(как?) и несмело.(как?)
— Молодцы! Вы уже умеете находить наречия (напишите наречия).
— Сколько услышали наречий? (5)
— А теперь проверим работу на доске.
Немного
— Скажите, из каких частей состоит наречие?
Наречия бывают без окончаний, нулевого окончания у них нет.
— Для чего нужны наречия?
(если уберем наречия, речь будет неточная и невыразительная)
VII. Работа с фразеологизмами.
VIII. Работа по учебнику.
— С этим заданием вы справились.
IХ. Диагностическое задание.
1. — Мы с вами 2 раза в год выполняем диагностические задания, а сегодня будем готовиться к их выполнению.
— Перед вами карточки с заданиями. Прочитайте внимательно задание.
— Отметьте Х” только те наречия, где надо писать букву а. См. Приложение 3.
2. Прочитайте предложение.
Определите, какой частью речи являются искусственные слова в предложении на языке племени Крокс.
Гл. | Сущ. | Когда? | Сущ. |
Сяпала | Калуша | чвера | по напушке. |
Чвера — какая часть речи?
Перестаньте буквы так, чтобы искусственное слово стало настоящим наречием. (Вчера)
Х. Домашнее задание. Правило стр. 36-38. №2, стр.37
ХI. Итог урока.
— Какое задание тебе показалось самым легким?
— Самым трудным?
— Самым интересным?
ХII. — Как вы чувствовали себя на уроке?
— Как вам сегодня было на уроке скажите наречиями.
ХIII. Оценка за урок.
Дайте себе оценку такую, которую считаете заработали сегодня на уроке.
— Вы работали хорошо, мне с вами на уроке было интересно.
Существительное — школа,
Просыпается — глагол,
С прилагательным — веселый,
Новый школьный день пришел!
Мы наречием отлично
На урокам дорожим,
Соблюдаем мы привычно
дисциплину и режим.
Учитель
После школы, как известно,
Вы катаетесь в санях.
А потом, прошу вас, дети,
Повторяйте части речи!
Наречие
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение наречия
Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».
У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.
Грамматические особенности наречия
Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.
Неизменяемость наречий
Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:
По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:
Только наречия с суффиксом -о могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:
Знаменательные и местоименные наречия
По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:
Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:
У местоименных наречий есть своя градация:
Разряды местоименных наречий
здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому
нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочем и пр.
везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому
где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?
где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего
Классификация наречий по значению
В отличие от других частей речи, знаменательные наречия делятся на разряды по значению. Если наречие обозначает качество действия, признака, образ или способ совершения действия, то его называют определительным. Если наречие обозначает условия совершения действия, оно называется обстоятельственным.
Таблица с общей классификацией наречий по разрядам:
Разряды по значению
хорошо, открыто, искренне, безупречно
образа и способа действия
втрое, капельку, слишком, чуть-чуть
вблизи, дома, сверху
сегодня, весной, накануне, уже
нарочно, невзначай, наперекор, в шутку
Определительные наречия выражают определительно-количественные признаки действия, признака или предмета. Эти слова поясняют глаголы, существительные, прилагательные, наречия и слова категории состояния:
В предложении определительные наречия могут быть обстоятельством или определением.
Обстоятельственные наречия выражают только признак действия. Такие наречия примыкают к глаголам и обозначают различные условия, обстоятельства осуществления действия:
В предложении такие наречия выступают в роли обстоятельства.
Классификация наречий по способу образования
Кроме разрядов по значению, наречия можно классифицировать по способу образования:
Возможно сложение разных видов:
Правописание наречий с дефисом
Через дефис пишутся:
Еще дефис используют, когда есть:
Приставка по- пишется слитно:
Слитно пишутся наречия, которые образованы:
Раздельно пишутся наречия, образованные из предлога в и полного прилагательного с первой гласной буквой (в открытую).
Синтаксическая роль наречий
Как мы помним, наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета.
В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства, реже — определения или сказуемого. К этому второстепенному члену предложения можно задать обстоятельственные вопросы: «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?».