Что такое народная мудрость детскими словами

Русская народная мудрость о воспитании

Что такое народная мудрость детскими словами. Смотреть фото Что такое народная мудрость детскими словами. Смотреть картинку Что такое народная мудрость детскими словами. Картинка про Что такое народная мудрость детскими словами. Фото Что такое народная мудрость детскими словами ир
Русская народная мудрость о воспитании

Устное народное творчество. Это история народа, его духовное богатство. Уже тысячу лет назад никто не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки.

Пословицы и поговорки свидетельствуют: «МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ ТЯЖЕЛЫ НА КОЛЕНЯХ, А БОЛЬШИЕ НА СЕРДЦЕ», «МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ СПАТЬ НЕ ДАЮТ, А ВЫРАСТУТ, ТАК И САМ НЕ УСНЁШЬ».

Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в пословицах, поговорках, песнях; точно подметил «ДЕТУШЕК ВОСПИТАТЬ, НЕ КУРОЧЕК ПЕРЕСЧИТАТЬ», «КОМУ ДЕТЕЙ РОДИТЬ, ТОМУ И ВСКОРМИТЬ», «КТО БЕЗ ПРИЗОРА В КОЛЫБЕЛИ, ТОТ ВСЮ ЖИЗНЬ НЕ ПРИ ДЕЛЕ».

Огромную роль в воспитании детей играет наследственный фактор. «ОТ ПЛОХОГО СЕМЕНИ НЕ ЖДИ ДОБРОГО ПЛЕМЕНИ», «КАКИЕ КОРЕШКИ ТАКИЕ И ВЕТКИ», «КАКИЕ РОДИТЕЛИ, ТАКИЕ И ДЕТКИ», «ОТ СВИНЬИ БОБРЫ НЕ РОДЯТСЯ, А ТАКИЕ ЖЕ ПОРОСЯТА». Народ сделал важный вывод: качество ума и нравственный облик родителей по наследству детям не передаётся. «ГЛУПОМУ СЫНУ И ОТЕЦ УМА НЕ ПРИШЬЁТ», «ОТ ОДНОЙ МАТКИ ДА РАЗНЫЕ РЕБЯТКИ».

Труд и счастье нераздельны в представлении народа. «ГДЕ ТРУД ТАМ И СЧАСТЬЕ», «ДЕРЕВО ЦЕНЯТ ПО ПЛОДАМ, А ЧЕЛОВЕКА ПО ДЕЛАМ».

Русская народная мудростьпровозглашает лучшим человеческим качеством правдивость: «ГДЕ ПРАВДА, ТАМ И СЧАСТЬЕ», «ПРАВДА СВЕТЛЕЕ СОЛНЦА». Поэтому и напутствие каждому,вступающему в жизнь: «ДЕЛО ЗНАЙ, А ПРАВДУ ПОМНИ», «ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО».

Нынче святцы пришли, колядовать мы пошли! (презентация) Велика культура русского народа складывалась тысячелетиями, она изобилует своими обычаями, обрядами и традициями. Но в наше время, когда.

Структурная схема планирования музыкальных занятий Уважаемые коллеги представляю вам структурную схему планирования музыкальных занятий различных типов по теме: Русское народное творчество».

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сургутский Государственный Университет

Технологии и Практики Современного Образования

Шорова Олеся Эдуардовна

Муниципальное Бюджетное Образовательное

Учреждение гимназия «Лаборатория Салахова»

Кто такие Коляда и Овсень? Зачем у бабуси жили два веселых гуся? О чем поет соловушка на родимой сторонушке? Как давно вы пели колыбельную своему ребенку? Знаете ли вы, как называются месяцы в народном календаре? Обсуждали ли вы, для чего и когда у девушки появляется кокошник?

Об этом и многом другом пойдет речь.

О, бедные, постоянно занятые взрослые! Вам так сложно в этом недобром, меркантильном мире больших проблем! Вам некогда играть – вы должны зарабатывать. И вот уже маленький человечек, с еще не сформированными ценностями, сидит в машине у папы и вдохновенно подпевает: «Виски, кола, королева танцпола!» Или что-нибудь лихое, из шансона. А в глазенках такое счастье… Как же так? А где же внутренняя цензура? Где культура?

Отошла в прошлое эпоха ласковых добрых бабушек, которые пели колыбельные песенки, пестушки. Очень трудно представить бабулю, только что вышедшую из салона красоты, которая качает колыбельку наманикюренным пальчиком и поет: «Уж ты, котенька, коток.»

Нет, я не призываю отказываться от благ цивилизации. Но ведь нельзя отказываться и от своих истоков, своего прошлого! Как вырастить человека, любящего свою Родину, свою землю, если с рождения пичкать его зарубежными фильмами, песнями, слоганами?

Расскажу о печальном случае из собственной практики.

В школу пришел мальчик пяти с половиной лет. С виду обыкновенный мальчишка, даже симпатичный, если бы не одно маленькое «но»… Очень серьезные поведенческие расстройства, проблемы с социализацией и полное неприятие авторитета взрослых. Стали потихоньку разбираться, в чем причина. В одной из доверительных бесед ребенок мне обстоятельно и с удовольствием рассказал, что мама включает ему ужастики про куклу, которая убивала людей. И еще рассказал, что «мама скоро растает и исчезнет». Фильмы ему мама включает в качестве поощрения и ему очень нравится наблюдать за развитием сюжета, а особенно слушать «страшную музыку»…Из школы его мама забрала. Не прижился.

Что тут скажешь? У каждого свои вкусовые пристрастия, свои нормы, свои правила. Как учитель музыки, я вижу ниточку спасения именно в своем предмете. Недаром о роли музыки в воспитании и формировании личности говорится очень много.

Исследования психологов говорят, что занятия музыкой помогают развитию математических способностей. В любом случае, расширение кругозора, формирование музыкального вкуса, умение составить свою точку зрения и умения защитить ее – согласитесь, эти качества стоят того, чтобы заняться музыкой.

У деток к музыке совершенно особое отношение. Музыку нельзя увидеть или потрогать, поэтому, если искать музыкальный материал для занятий, то нужно отдавать предпочтение ярким, зримым образам. Малышам сложно воспринимать аудиоматериал, так как из- за появления компьютерных технологий у нынешних детей существует некоторое смещение в сторону зрительного ряда.

Искусство музыки способно активно воздействовать на чувственную сферу человека, побуждает к сопереживанию. Детство, в особенности, дошкольное – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного.

Как работает это волшебство? Чем объяснить колоссальную силу воздействия музыки на духовный мир маленького человека?

Прежде всего, ее уникальной возможностью отображать переживания людей в самые разные моменты жизни. Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которой он слышит, является песня матери. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира составляют особый раздел, совершенно исключительного значения. Услышав нежный колыбельный напев, плачущий ребенок сосредотачивается и постепенно затихает. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых дней жизни приобщать малышей к музыке, сделать музыку активным помощником в эстетическом воспитании. Песни, сказки, которые ребенок слышит и усваивает с раннего детства, всегда несут в себе местные особенности народного творчества. А ведь обрядовых песен, закличек, попевок великое множество.

Музыкальные произведения отражают страницы истории. В этом еще одна способность музыки – объединять людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Слова «Родина», «Отечество», «Патриот» не станут пустым звуком для вашего ребенка, если листая альбом, он будет рассматривать родные лица, слушать семейные предания и гордиться славными делами своих предков.

И, самая загадочная и таинственная особенность музыки – её прекрасный своеобразный язык. Такими произведениями и обогащаются все, кто их воспринимает. Музыка наполняется тем смыслом, который она имела и имеет в народном искусстве: исполнить песню, значит СЫГРАТЬ ее. Играть песню! В этом главное: возродить традиции устного народного творчества, когда накопленное в народе музыкально – поэтическое богатство передавалось от сердца к сердцу, из уст в уста. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народное искусство исключительно ценным средством не только художественного воспитания детей, но и одним из путей нравственного воспитания к родному краю, народу, Родине.

Источник

«Русская народная мудрость о воспитании». Консультация для родителей дошкольников

Устное народное творчество-это история народа, его духовное богатство. Ещё 1000 лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось сказывать детям сказки, петь былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами. Это были своего рода заповеди, которые чтил народ. Пение былин и сказывание сказок, пословиц и поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания –мудрость воспитания. Народ –величайший педагог—мыслитель. Педагог—практик.

Одна из прекрасных традиций—обязанность родителей воспитывать своих детей. С другой стороны—долг детей перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает», «Оскорбивший отца и мать презирает народ». Как святыню следует чтить родную мать, ибо мы все её вечные должники. Ничем не вознаградить её самопожертвование, до седых волос человек в долгу перед ней. Необходимо отметить ещё один аспект русской народной педагогики. Речь идёт о самовоспитании. Народоб этом никогда не забывал: «Кто как себя поведёт, такая слава и пойдёт», «Учись доброму, так и худое на ум не пойдёт»

Так что, уважаемые родители, воспитывайте своих детей и занимайтесь самовоспитанием. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому—родители пример ему

Консультация для воспитателей «Народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания дошкольника» Все дети любят сказки и с удовольствием их слушают, когда им читают, если ребенку читают часто, то постепенно приходит и понимание, а вместе.

Русская народная мудрость о воспитании Устное народное творчество. Это история народа, его духовное богатство. Уже тысячу лет назад никто не мог засвидетельствовать, с каких.

Источник

Консультация «Как объяснить детям пословицы и поговорки»

Что такое народная мудрость детскими словами. Смотреть фото Что такое народная мудрость детскими словами. Смотреть картинку Что такое народная мудрость детскими словами. Картинка про Что такое народная мудрость детскими словами. Фото Что такое народная мудрость детскими словами Ольга Берестова
Консультация «Как объяснить детям пословицы и поговорки»

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.

В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла cвои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса.

Сколько прекрасных пословиц придумал мудрый русский народ! И каждый из нас в повседневной жизни, чтобы убедить в чём-либо собеседника, прибегает к помощи народных изречений. Почему бы и детей не познакомить с ними и не научить использовать в общении с другими людьми? Ведь темы пословиц бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье,о трудолюбии и мастерстве: «Без муки нет науки», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Дело мастера боится» и т. д.

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат, в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я. О.Каменского: «Пословица есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т. е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.

Пословицы благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.

Любой человек, соприкоснувшийся хоть немного с этим удивительным миром, начинает расти и совершенствоваться в интеллектуальном плане, раздвигая свои горизонты познаний и набираясь житейской мудрости. Со временем огромное количество народных высказываний делаются понятными и близкими нам в духовном отношении. Ведь в поговорках заложена великая мудрость самых разных народов живших когда-то и ныне живущих на земле, а так же многовековой опыт сменяющих друг друга поколений. Они умеют учить, давать советы, предостерегать; хвалить любовь к труду и честности, воспевать смелость и стремление творить добро; и вместе с тем же высмеивать завистников и скупость, чувство трусости и лени; не одобряют человеческий эгоизм и высокомерие.

Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»— это пословица не только о рыбной ловле, но и о любом труде. Сила и красота пословиц издавна признаны народом. «После дождичка в четверг»,-говорим мы о том, что произойдет неизвестно когда, а может, и не произойдет вовсе.

Многие пословицы не так просты, как могут показаться на первый взгляд. Некоторые из них утверждают прямо противоположные вещи, например «Не спеши да поторапливайся». Глубинный смысл таких пословиц кроется в отношении к жизни наших предков, всегда старавшихся выбирать золотую середину. Неправильным считались любые крайности – спешка и необоснованная медлительность, скупость и мотовство, трусость и бесшабашная храбрость. Пословицы выражали правила золотой середины, которые предписывалось выполнять каждому человеку.

В русском фольклоре есть пословицы, которые вовсе не являются образцами для поведения. Детям следует объяснить, что пословицы придумывали самые разные люди. Находились среди них и лентяи, которые не любили трудиться и оправдывали себя тем,что «работа не волк». Впрочем, трудолюбивых людей, среди наших предков, было гораздо больше, чем лентяев, и пословиц о труде, как о самой большой добродетели, значительно больше. «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит».

1. Создание атмосферы национального быта.

Каждому педагогу известно, что окружающие нас предметы оказывают большое влияние на формирование духовных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок).

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

4. Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие стремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, поражала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве, причудливые игрушки.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекают не только как жанр устного народного творчества. При использовании русских народных игр происходит развитие физической активности ребенка.

Необходимо соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей. Использовать потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми. Они удовлетворяют рано возникшую у детей потребность в художественном слове. Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают, разнообразные стороны действительности. Необходимо объяснить детям происхождение пословиц и поговорок, подчеркивая их особенности, как изысканность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.

Пословицы благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.

Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство.

Что такое народная мудрость детскими словами. Смотреть фото Что такое народная мудрость детскими словами. Смотреть картинку Что такое народная мудрость детскими словами. Картинка про Что такое народная мудрость детскими словами. Фото Что такое народная мудрость детскими словамиСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Консультация для педагогов «И. Бродский — детям» Юбилей поэта24 мая с. г. известнейшему поэту современности Иосифу Бродскому исполнилось бы 80 лет. Исполнилось бы, если бы не… Но не будем.

Что такое народная мудрость детскими словами. Смотреть фото Что такое народная мудрость детскими словами. Смотреть картинку Что такое народная мудрость детскими словами. Картинка про Что такое народная мудрость детскими словами. Фото Что такое народная мудрость детскими словамиКонсультация для родителей «Как объяснить ребенку, существует ли Дед Мороз?» Каждый год мы с волнением ожидаем Деда Мороза,но больше волнуются дети,они пишут ему письма,звонят и с нетерпением ждут исполнение своего.

Что такое народная мудрость детскими словами. Смотреть фото Что такое народная мудрость детскими словами. Смотреть картинку Что такое народная мудрость детскими словами. Картинка про Что такое народная мудрость детскими словами. Фото Что такое народная мудрость детскими словамиКонсультация для родителей «Не говорите так детям!» Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, счастливым и. послушным. И потому чуть его поведение отклоняется от правильной линии,.

Источник

Народная мудрость в воспитании малышей

Что такое народная мудрость детскими словами. Смотреть фото Что такое народная мудрость детскими словами. Смотреть картинку Что такое народная мудрость детскими словами. Картинка про Что такое народная мудрость детскими словами. Фото Что такое народная мудрость детскими словами

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 16.09.2014

Статья просмотрена: 2611 раз

Библиографическое описание:

Баркова, Л. П. Народная мудрость в воспитании малышей / Л. П. Баркова, Н. Г. Волкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6085/ (дата обращения: 10.12.2021).

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Задачи педагога — объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребенка

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному фольклору. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.

Посредством фольклора у ребенка формируется чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление его самых разнообразных жанров, включение фольклора во все жизненные процессы ребенка в семье, во все виды детской деятельности. Фольклорные произведения имеют огромный воспитательный потенциал в силу своей устойчивости народных идеалов как составляющей общечеловеческих гуманистических ценностей, которые на современном этапе являются важным фактором в межэтнических отношениях. Фольклор как явление культуры предоставляет огромные возможности для передачи опыта диалога культур.

Сопоставляя культуру своего народа с другой, происходит понимание общности и единства ценностей народных идеалов. Передаваемые из поколения в поколение, фольклорные произведения отражают систему традиционных правил и принципов, которые являются стержнем системы формирования мировоззрения.

Формирование мировоззрения является наиболее сложным и длительным процессом, в котором переплетаются многие научные знания и опыт, национальные истоки.

Детский фольклор — обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших — это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом. Следовательно, это всё имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, учить понимать роль семьи, свое место в семье, растить будущих хозяев.

Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая посвятила бы всю свою энергию и волю защите своей Родины, мирной жизни и интернациональной дружбе между народами, победе добра над злом, достижению социальной гармонии. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.

Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.

Впервые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь мёда, не вырежешь ложки. Это были своего рода заповеди, заветы, которые чтил народ.

Влияние былин, сказок, пословиц, поговорок обнаруживается во множестве творений изобразительного и прикладного искусства.

Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления.

Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного фольклора у малышей вызывает восторг и удивление.

Мудрость Сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков. Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь.

Влияние былин, сказок, пословиц, поговорок обнаруживается во множестве творений изобразительного и прикладного искусства.

Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы была «полна горница детей». Счастье родителей и счастье детей — нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ так подмечает: «Добрые дети — делу венец, а плохие дети — дому конец». Точнее, ярче и образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Счастье и горе, радость и печаль, изматывающий труд и умиротворенное отдохновение, постоянная забота и редкая благодарность, нескончаемые тревоги и неугасающая надежда, муки усталости и вечное самопожертвование — всё сливается в родительское предназначение.

Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснёшь».

Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание — одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания — тело без души», «Самое лучшее наследство — воспитанность», «Дитятко — это тесто: как замесил, так и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношения, умение, воспитывать народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец — мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил».

Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях; верно, подметил, что «детушек воспитать — не курочек пересчитать».

Извечный и основной вопрос педагогики, каким и кем будет сын или дочь. Прежде всего, каким. А потом — кем. От того, какова цель, намечается план воспитания, система условий, средств и методов. Начнём осмысление с основных идей народной педагогики с вопроса о значении первоначального воспитания в последующем формировании человеческой личности «Что в детстве воспитаешь, на то и в старости обопрёшься». Воспитание детей следует начинать как можно раньше, с учётом их возрастных особенностей. Немаловажную роль подметил народ наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующего суждения: «От яблони яблоко родится, а от ёлки шишки». Народ пришёл к важному в научном отношении выводу: качества ума и нравственный облик родителей по наследству детям не передаются. Обобщая свои наблюдения, народ весьма образно сказал о неоднозначности наследования: «От одной матки, да разные ребятки». Какие же качества знание приобретается выше всего, ценит русский народ в человеке? На первое место ставится здоровье: «Здоровье сгубишь — новое не купишь». Народная мудрость щедра на добрые советы, как сохранить и укрепить здоровье: «Живи умом, так и лекарств не надобно».

А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Это весьма тонкое психологическое различение соответствует современным научным представлениям. Знание приобретается учением, учение способствует развитию ума. «Ученье — свет, а неученье — тьма».

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом картинок из книг, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Воспитательный идеал в русской народной педагогике — это человек умный, знающий, воспитанный, трудолюбивый. Труд и трудолюбие в народном мировоззрении, во взглядах на духовные ценности понимаются как сердцевина личности. Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств русского человека, выраженный в пословицах и поговорках; от трудолюбия до любви и дружбы, от культуры поведения до любви к Родине, от гостеприимства и культы речи до чувства чести и собственного достоинства, от молодецкой удали до признательности и сострадания.

Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качеством правдивость: «Правда светлее солнца».

В пословицах и поговорках сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму-разуму учат да «сердцем награждают». Пример родителей лучшая школа для детей, извечная прописная педагогическая истина. Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании. Недаром в сознании народном прочно закрепилась истина о том, что «Материнская ласка конца не знает».

В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребёнка. Потому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И всё же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят».

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от семьи, воспитывающего малыша. Обычаи и традиции в семье один из факторов успешного воспитания. Одна из прекрасных традиций — обязанность родителей воспитывать своих детей. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, заложат предпосылки высоких человеческих начал. Народный фольклор, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду — семью.

Помочь ребенку развить природные задатки, поддержать накопленные культурой народа ориентиры, найти собственное «Я» на сегодняшний момент является одной из приоритетных воспитательных задач, начиная с дошкольного детства. И базовым средством для достижения данной цели может служить освоение детьми фольклорных богатств, веками накопленных нашим народом.

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны — именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *