Что такое народная война
Народная война
Смотреть что такое «Народная война» в других словарях:
ВОЙНА — жен. (война, воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин, и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами, международная брань. Наступательная война, когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда… … Толковый словарь Даля
Народная армия освобождения Судана — англ. Sudan People s Liberation Army/Movement … Википедия
Война за независимость Хорватии — Распад Югославии Территории проживания сербов до начала войны … Википедия
Война в Хорватии (1991-1995) — Война за независимость Хорватии Распад Югославии Территории проживания сербов до начала войны Дата Август 1991 1995 … Википедия
Война во Вьетнаме — Вторая Индокитайская война Сверху слева по часовой стрелке: морские пехотинцы СШ … Википедия
Война в Хорватии — Война за независимость Хорватии хорв. Domovinski rat (Отечественная война) Югославские войны … Википедия
Война против терроризма — общеупотребимый термин, используемый в политике. В XXI в. наиболее известен после событий 11 сентября 2001 года и реакции на них президента США Джорджа Буша младшего. Война против терроризма … Википедия
Война за Возвышение — The Uplift War Жанр: роман Автор: Дэвид Брин Язык оригинала: английский Отдельное издание … Википедия
Народная Республика Мозамбик — República Popular de Moçambique Республика ← … Википедия
Война в Корее 1950-1953 годах — Война в Корее 1950 1953 гг. – вооруженный конфликт между Корейской Народно Демократической республикой (Северная Корея) и республикой Корея (Южная Корея). Война велась с участием на стороне КНДР военного контингента Китая и военных… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Русские партизаны 1812 года: «народная война»
Партизаны
Когда разговор заходит о русских партизанах 1812 года, первым делом обычно вспоминают о «дубине народной войны» (выражение, ставшее «крылатым» после выхода в свет романа Льва Толстого «Война и мир»). И представляют бородатых мужиков в зимнем лесу вроде тех, что изображены на картине В. Верещагина.
Или – «летний вариант», представленный на этом лубке:
Либо – на этой британской копии русского лубка, 1813 года:
Затем вспоминают об «эскадроне гусар летучих» Дениса Давыдова. Но обычно считают этот «эскадрон» каким-то вольным иррегулярным соединением. Мол, ушел Давыдов с некоторым количеством гусар и казаков от Кутузова и начал воевать с французами на свой страх и риск. Прямо как сербские юнаки или далматские ускоки с турками.
Между тем ещё в изданном в 1856 году «Военном энциклопедическом лексиконе» партизанами называются выполняющие специфические задачи соединения регулярной армии. Чаще всего в качестве таковых использовались различные кавалерийские части:
Эти отряды, часто называемые «летучими», должны были вести разведку и наблюдение за движением противника, постоянно поддерживая связь со своим штабом.
Они совершали быстрые рейды по тылам противника, пытаясь нарушить коммуникации, перехватывали гонцов и курьеров. Атаковали идущие отдельно небольшие неприятельские отряды либо фуражирные команды. В настоящее время такие действия регулярных войск часто называют «силовой разведкой».
Пешие и разнородно вооруженные крестьяне могли отбиваться от мародеров. Им удавалось уничтожать или брать в плен мелкие группы отставших вражеских солдат. Но для решения других задач, перечисленных выше, крестьянские отряды, разумеется, не годились. Да и желания уходить от своих деревень у них не было.
И в исторических документах времен Отечественной войны 1812 года также четко различаются собственно партизанские отряды («партии»), составленные из военнослужащих регулярной армии, и отряды крестьян.
Крестьянская война
Ряд историков XIX века, рассказывая о событиях тех лет, когда речь заходит о действиях крестьян деревень, оказавшихся на пути движения армии Наполеона, используют выражение «Народная война». В их числе Д. Бутурлин, А. Михайловский-Данилевский, М. Богданович, А. Слезскинский, Д. Ахшарумов.
Офицеру партизанского отряда Винциногороде А. Х. Бенкендорфу после Бородинского сражения пришлось расследовать жалобу помещиков Волоколамского уезда на своих крестьян, которые якобы грабили имения. Оказалось, что помещики были напуганы инициативой крестьян по защите своих сел и деревень. И неповиновение заключалось в отказе этих крестьян разоружиться. Не доверявшим своим крепостным помещикам вооруженные крестьяне казались опаснее вражеских солдат: ведь те были «цивилизованными европейцами» – французы, итальянцы, испанцы, немцы и прочие.
По итогам проверки будущий шеф жандармов сообщил в Петербург, что
Надо сказать, что причины для беспокойства помещиков были более чем весомые.
В Москве Наполеон получил несколько обращений с просьбой об отмене крепостного права. Например, петицию от 17 обывателей города Руза.
В соседних с Москвой губерниях в 1812 году количество крестьянских выступлений против властей, по сравнению с предшествующими годами, увеличилось в 3 раза. В Дорогобужском уезде Смоленской губернии крестьяне некоего Барышникова «вышли из повиновения»: ограбили усадьбу, угнали принадлежавший барину скот, сжали господский хлеб.
Более того, российские чиновники и офицеры доносили, что крестьяне некоторых подмосковных деревень заявляли им, будто они теперь подданные Наполеона:
В Волоколамском уезде были зафиксированы отказы крестьян от подчинения помещикам и старостам на том основании, что
Отмечались случаи выдачи крестьянами своих хозяев французам. Один из них – смоленский помещик П. Энгельгардт, даже попал в список героев Отечественной войны.
По официальной версии, он создал из своих крестьян отряд, который атаковал проходящих мимо французов, за что и был ими расстрелян.
В церкви Первого кадетского корпуса, где он в свое время учился, была помещена посвященная ему именная памятная мраморная доска.
Однако по версии неофициальной, Энгельгардт был типичным «диким помещиком», жестоко притеснявшим своих крепостных. И доведенные его самодурством до отчаяния, крестьяне в октябре 1812 года решили расправиться с ним чужими руками. Найдя на дороге труп французского офицера, они закопали его в барском саду. А потом доложили о ведущем «герилью» помещике командиру первого попавшегося отряда Наполеоновской армии. Ничего не понимающий Энгельгардт, разумеется, на допросе ни в чем не сознался. И вошёл в историю, как стойкий российский патриот – прямо дворянский Иван Сусанин.
В общем, основания не доверять своим крепостным у российских дворян были и очень серьёзные. И потому Александр I и его правительство предпочли бы, чтобы крестьяне в их войну с Наполеоном не лезли. И многих сейчас удивляет оценка вклада крестьян в победу, прозвучавшая в Манифесте императора Александра I от 30 августа 1814 года и «благодарность», которую он им выразил:
«Народная война»
Итак, антифранцузские действия русских крестьян носили самодеятельный и спонтанный характер. Российскими властями они не поддерживались и не поощрялись. Но «народная война» – не миф. И, несмотря на ее кратковременность, она была достаточно массовой и успешной.
Чаще всего крестьянские отряды выполняли роль сил местной самообороны: жители русских деревень отнюдь не горели желанием делиться с чужеземцами своими, и без того скудными, припасами. Но порой крестьяне собирали ватаги «охотников» не для защиты от французов, а для нападения на мелкие группы отставших иностранных солдат.
Дело в том, что практически все они несли в своих ранцах богатые трофеи, «собранные» в захваченной Москве и её окрестностях. И соблазн безнаказанно «ограбить грабителей» был очень велик. Иногда убивали и грабили русских офицеров, которые были одеты в мундиры, похожие на иностранные, да ещё и говорили между собой на непонятном языке.
Тех, кто пытался что-то объяснять на ломаном русском языке, принимали за поляков, которых было много в Великой армии Наполеона. Дело в том, что родным языком многих российских дворян был французский. Лев Толстой писал в романе «Война и мир»:
Уже позже, в 1825 году, выяснилось, что русского языка не знали многие декабристы, например, М. С. Лунин. М. П. Бестужев-Рюмин в Петропавловской крепости, отвечая на опросные листы следователей, вынужден был пользоваться словарем. Даже маленький Александр Пушкин вначале стал говорить по-французски (и даже первые стихи были им написаны еще до поступления в Лицей на французском языке), и только потом выучился родной речи.
Осенью 1812 года дело дошло до того, что русским офицерам во время кавалерийских рейдов и разъездов было официально запрещено говорить по-французски: услышав иностранную речь, крестьяне, сидевшие в засадах, сначала стреляли и уже потом задавали вопросы. Но положение это не исправило. На русском языке российские дворяне говорили так, что крестьяне, как мы помним, принимали их за поляков. И, если брали такого «поляка» в плен, то, как правило, убивали – на всякий случай. Потому что, вдруг пленный правду говорит – российский барчук он, и за нанесенную ему обиду наказание будет?
Впрочем, некоторые авторы полагают, что кое-кто из крестьян только делал вид, будто не понимает, что имеет дело с российскими офицерами. Причин для большой любви русских крепостных к дворянам тогда не было. А деньги и всякие полезные в хозяйстве вещи, как известно, «национальности» не имеют и «не пахнут».
Командиры «народной войны»
Итак, крестьянские отряды, действовавшие против французских, немецких, польских, итальянских, испанских и других частей Великой армии Наполеона в 1812 году были, пусть их тогда и не называли партизанскими. И некоторые из них действительно создавались помещиками. Таковым, например, был отряд А. Д. Лесли, созданный в Духовщинском уезде Смоленской губернии. Численность этого отряда доходила до 200 человек. Он действовал из засад у дороги Духовщина–Красный–Гусино, нападая на небольшие группы отставших неприятельских солдат.
В Сычевском уезде свой отряд организовал отставной майор Семен Емельянов, воевавший ещё при Суворове.
Ещё более известна Василиса Кожина. Уже в 1813 году Александром Смирновым был написан ее парадный портрет.
Кроме того, она стала героиней многочисленных лубков, самый известный из которых был написан Венециановым:
Это, кстати, единственное достоверное свидетельство участия Василисы в «партизанском движении». Все остальные рассказы – о том, как она создала отряд из баб и мальчиков-подростков, являются легендой. Но, благодаря публикации в журнале «Сын Отечества», её имя стало символом народного сопротивления захватчикам. Василиса была награждена медалью на георгиевской ленте и премией в 500 рублей.
Похожий случай произошел и в США во время Второй мировой войны. Благодаря фотографии, сделанной Джо Розенталем, национальными героями были объявлены солдаты, без риска для жизни меняющие установленный ранее другими людьми флаг на вершине горы Сурибати (японский остров Иводзима).
Такова волшебная сила печатного слова.
Но, вернемся к Кожиной. Посмотрите, какой увидели ее зрители фильма «Василиса» (2013 г.).
А вот в советском фильме «Кутузов» (1943 г.) все нормально.
Теперь поговорим о Ермолае Четвертакове, подвиги которого совершенно реальны.
Это был солдат Киевского драгунского полка, участник войн с Наполеоном в 1805–1807 гг. В августе 1812 года он попал в плен в бою у Царева-Займища, но бежал уже через три дня.
В Гжатском уезде ему удалось создать отряд из крестьян деревень Зибково и Басманы. Вначале численность его подчинённых не превышала 50 человек, в конце его кампании она увеличилась до 4-х тысяч (к данной цифре всё же надо относиться с определённой осторожностью).
Четвертаков не просто нападал на проходивших мимо французов (полагают, что на счету его отряда свыше 1000 уничтоженных солдат и офицеров противника), но контролировал территорию «на пространстве 35 верст от Гжатской пристани». В самой большой стычке отряд Четвертакова разбил целый батальон.
Некоторые историки стыдливо указывают, что, когда к Гжатску подошли части 26-ой дивизии русской армии, возглавляемой И. Паскевичем, решался вопрос об отдании Четвертакова под трибунал за «дезертирство». Но все обошлось, и он был отправлен служить в свой полк.
Любопытно, что французы считали этого рядового полковником русской армии. Учитывая уровень его военных дарований, можно смело предполагать, что, родись он тогда во Франции, легко дослужился бы до этого звания (если не выше). В царской России он в ноябре 1812 года был произведен в унтер-офицеры и награжден солдатским Знаком отличия ордена святого Георгия. Участвовал в Заграничных походах 1813–1814 годов. И, в отличие от той же Василисы Кожиной, мало известен в нашей стране.
Ещё одним успешным командиром крестьянского отряда стал Герасим Курин из сословия государственных крестьян. Действовал он на территории Московской губернии.
Патриотически настроенные историки доводили численность отряда Курина до 5300 человек при трёх пушках, причем 500 из его подчиненных якобы были кавалеристами. Однако есть основания считать, что всадниками в этом отряде были всего 20 человек, приданные Курину одним из командиров ополченцев Владимирской губернии. К цифре в пять с лишним тысяч подмосковных «партизан» тоже надо относиться со здоровым скепсисом. Так или иначе, считается, что именно действия этого отряда вынудили французов оставить город Богородск. В 1813 году Г. Курин был награжден солдатским Знаком отличия ордена святого Георгия, почетной медалью 1812 года и назначен старостой села Вохны.
Действовавший в Поречском уезде Смолнеской губернии отряд Никиты Минченкова сумел захватить знамя одного из французских полков, а также взять в плен одного из курьеров.
Семёну Силаеву – крестьянину из деревни Новоселки Духовщинского уезда приписывается повторение подвига Ивана Сусанина.
Близ Рославля были известны отряды Ивана Голикова, Ивана Тепишева, Саввы Морозова. В окрестностях Дорогобужа действовал отряд Ермолая Васильева, у Гжатска – Федора Потапова.
В источниках тех лет сохранились имена и других крестьян: Федор Колычев, Сергей Никольский, Илья Носов, Василий Лавров, Тимофей Коноплин, Иван Лебедев, Агап Иванов, Сергей Миронов, Максим Васильев, Андрей Степанов, Антон Федоров, Василий Никитин.
Так что крестьянское сопротивление французам носило достаточно массовый характер. И порой эти отряды действовали во взаимодействии с настоящими партизанскими отрядами, состоявшими из солдат регулярных частей, которыми командовали действующие офицеры русской армии.
Особенно часто использовал крестьянские отряды в своих операциях Александр Фигнер, о чем сохранилось свидетельство Ермолова:
Другими известными командирами партизанских отрядов являются Денис Давыдов, Александр Сеславин, Иван Дорохов. Менее известен «летучий отряд» Фердинанда Винценгороде, авангардом которого командовал Александр Бенкендорф (бывший флигель-адъютант Павла I и будущий начальник III отделения).
Именно о таких «летучих» отрядах, которые тогда официально и считались партизанскими, мы и поговорим в следующей статье.
Кто и зачем хотел оболгать песню Священная война
24 июня исполняется 70 лет со дня создания песни «Священная война», ставшей гимном Великой Отечественной
Наш народ создал множество замечательных военных песен. Среди них немало настоящих шедевров и особое место занимает песня «Священная война». Она стала настоящим гимном Великой Отечественной. Трудно забыть её величественную музыку, написанную А.Александровым в которой как бы воплощается мощь Великой Державы. Незабываем и великолепный текст В.Лебедева-Кумача. Мы приводим его здесь полностью, так как он нужен для целей нашего исследования. Хотя надо сказать, что в песне исполняются обычно не все четверостишия стихотворения.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война!
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Пойдем ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!
Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С тевтонской силой тёмною,
С германскою ордой.
* * *
Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
По признанию самой поэтессы, это четверостишие вначале было просто одной из строф большого стиха. Зная, как хорошо Друнина умела писать, можно догадаться, что стих был неплохой. Но, когда она нашла в себе силы убрать другие строфы, он стал просто гениальным.
Если вернуться к тексту песни «Священная война», то надо сказать, что создан он был отнюдь не экспромтом. В печати неоднократно появлялась информация о наличии в Российском государственном архиве литературы и искусства черновика слов этой песни, написанного рукой В.Лебедева-Кумача, с его многочисленными правками, отражающими последовательную работу над созданием текста. Сошлёмся на одного из исследователей Ю.Бирюкова. Цитата.
«Строки написаны карандашом, как всегда у Кумача.
Идёт война народная,
Священная война,
И ярость благородная
Вскипает, как волна.
С этой строфы зародилось стихотворение. Поэт зачёркивает в ней «и» меняет на «пусть», а в окончательном варианте меняет строки местами и делает строфу рефреном-припевом.
Следующей была строфа:
За землю нашу милую,
За Родину свою
Всем сердцем.
Пойдём ломить.
Кумач подбирает рифму:
Всем сердцем, всей душой.
Всем сердцем, всею силою.
Зачёркивает «Родину свою». Меняет на «Союз большой». В итоге строфа принимает такой вид:
За землю нашу милую,
За наш Союз большой
Пойдем ломить всей силою.
Всем сердцем, всей душой.
Третья строфа поначалу выглядит так:
Тупому зверю низкому
Загоним пулю в лоб,
Насильнику фашистскому
Найдём дорогу в гроб.
Вариант последней строки:
Сколотим крепкий гроб.
И ещё одна версия этой строфы:
Сожмём железным обручем,
Загоним пулю в лоб.
Мы всей фашистской сволочи
Сколотим крепкий гроб.
Так, строчка за строчкой, строфа за строфой, поначалу неуклюжие, перечёркнутые, написанные заново, вновь зачёркнутые, изменённые, родились все куплеты будущей песни. А что песней эти стихи непременно станут, Василий Иванович не сомневался. Потому сразу же выделил строфу-припев, как бы ставя композиторов перед фактом: вот вам песня, и ничто иное».
Хотя если бы даже текст был написан без помарок, ничего необычного в этом бы не было. В истории поэзии нередки примеры, когда даже большие стихотворения записывались автором без единой правки. Нередко замысел такого текста долго вызревает, а потом «прорывается» в строки путём вдохновения. Тем более, что и само вдохновение приходит порой под влиянием сильных переживаний. Вряд ли кто будет отрицать, что начало войны было сильнейшим переживанием для жителей нашей страны.
24 июня стихотворение «Священная война» появилось в газетах «Известия» и «Красная звезда». В тот же день композитор и руководитель ансамбля военной песни А.Александров написал к нему музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александр Васильевич вывел их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали в свои тетради. Еще день ушёл на репетицию. И уже 27 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев её в тот день исполнили пять раз подряд. 28 июня песня была записана на грампластинку, а 30 июня издана с нотами. «Священная война» стала символом Великой Отечественной войны – с её исполнения ежедневно начинался радиоэфир. После окончания войны, песня не утратила своей популярности. Её с удовольствием слушали миллионы людей. Так, например, замечательный бард Владимир Высоцкий назвал её своей любимой песней.
Дочь Боде писала также и в «Литературную газету». Вот как выглядел первоначальный текст «Священной войны» согласно версии Колесниковой.
Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война.
Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За русский край родной.
Не смеют крылья чёрные
Над родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Гнилой тевтонской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отрепью человечества
Сколотим крепкий гроб.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой.
Прежде чем рассматривать утверждения дочери А.Боде по существу, давайте поговорим о тех людях, которые стали на основании столь зыбких аргументов, обвинять в плагиате выдающихся поэта и композитора, а заодно бросать тень на весь народ, который выиграл величайшую из войн под знаком священной песни, которую по-сути объявили фальшивкой.
Представьте такую ситуацию. К вам пришло письмо от неизвестной гражданки, где она безо всяких доказательств пишет, что песню… пусть это будет «Червона рута», написал вовсе не покойный ныне Владимир Ивасюк, а она. Неужели таких «доказательств», как письмо вам будет достаточно, для того, чтобы писать статьи и снимать фильмы, где вы будете называть Ивасюка вором и плагиатором? Нет конечно. Но ведь в случае со «Священной войной» произошло то же самое. Так почему же Мальгин и Говорухин поспешили признать авторство А.Боде? Почему не проверив факты, поверили на слово З.Колесниковой и обвинили в плагиате известного поэта и не менее известного композитора. Понятно, что причина вовсе не в письме старушки. Как человек много лет проработавший в редакциях газет, журналов и телекомпаний, могу сказать, что редакция любого крупного СМИ получает массу писем среди, которых можно и не такое найти. Сенсация готовилась теми, кто в год сорока-пятилетия Великой Победы запустил её в информационное поле и продолжает раздувать сейчас двадцать с лишним лет спустя. На то, что мы имеем дело со спланированной акцией очернения Победы указывает множество обстоятельств. И чем больше их изучаешь, тем больше понимаешь, что провокация готовилась долго и тщательно. Очень вероятно (хотя и не факт), что дочь Боде сама стала жертвой этой провокации. Не исключено, что её отец и вправду сочинил какую-то песню патриотического содержания, может с похожим названием. Возможно, она была хорошей, возможно плохой, на что косвенно указывают появившиеся в Интернете стихи, приписываемые А.Боде. Но это не важно. За много лет Зинаида Александровна могла забыть текст и, воспроизводя его по памяти, невольно переписала слова Лебедева-Кумача, с которыми просыпалась страна все военные годы и которые знал наизусть практически каждый советский человек, включая, естественно и саму Колесникову. Как уже говорилось, каждая редакция серьёзного СМИ получает тысячи писем. И если бы отец Зинаиды Александровны не был немцем, если бы его отчество было не Адольфович, письмо Колесниковой мирно последовало бы в мусорную корзину и было бы забыто.
Это очень легко понять, просматривая фильм Говорухина вышедший на экраны в 1992 году и ныне широко популярный (благодаря Интернету) в определённых кругах. Без этого фильма вряд ли кто бы знал о статье Мальгина прозвучавшей на радио «Свобода» в 1990 году и перепечатанной в журнале «Столица» в 1991.В фильме «Россия, которую мы потеряли» умаляются заслуги наших полководцев, утверждается, что они не умели воевать и побеждали лишь тем, что не щадили солдат. Там же смакуется тема предательства, оправдываются изменники Родины. Весь фильм проникнут пафосом преклонения перед ценностями западной цивилизации, перед западным образом жизни. И приписав авторство песни немцу, создатели фильма хотят показать, что даже главную военную песню нам подарили иностранцы. Мол мы такие уже никчемные, что без них никак. Весь фильм призван доказать «второсортность» нашего народа. При том, я ничего не имею против немцев. Многие поколения выходцев из Германии верно служили России, среди них было немало выдающихся людей. И если бы немец и впрямь написал патриотическую песню в то время, как его соплеменники вторглись в Россию, ничего зазорного в этом бы не было. Я просто хочу проследить логику создателей «сенсации». Даже суд доказал авторство Лебедева-Кумача, по иску его внучки. И вряд ли Мальгин с Говорухиным сами верили в авторство Боде. Не такие уж они наивные люди, чтобы поверить голословному утверждению старушки. Просто в контексте очернения нашей истории приписать авторство главной военной песни немцу было идеологически очень важно. Важно было и то, что Александр Боде носил отчество Адольфович. Когда-то популярное в Германии имя «Адольф», ныне редко. Уж слишком много крови пролил самый известный его обладатель, Адольф Гитлер. Нельзя забывать, что фильм Говорухина посмотрели миллионы людей. Сейчас уже ни для кого не секрет, что спецслужбы овладели практикой зомбирования людей при помощи СМИ. И касаемо нашей темы, можно сказать, что людям, через подсознание внушали код. Ключевыми словами которого были «немец», «Адольф». Мол, он и создал самую патриотическую песню.
Нельзя исключать и того, что дочь Боде была отнюдь не жертвой, а сознательной участницей провокации. Судя по некоторым материалам, она не только написала от руки текст, но и ноты, якобы скопировав их через стекло. А ведь любой непредвзятый анализ показывает, что не мог такой текст был написан в 1916. А раз фальшив текст, значит и нот не могло быть.
Первое, что бросается в глаза, это строка «не смеют крылья чёрные над Родиной летать». Читая эти слова, так и видишь кадры военной кинохроники, когда тысячи немецких самолётов вторглись в небо нашей страны. И хотя, дочь Боде пишет об аэропланах, которые непонятно где летали, но не было их столько в Первую мировую, чтобы так рельефно впечататься в душу поэта. Тем более Боде не был на фронте и не видел вражеских аэропланов. Кое-кто утверждает, что под словами «крылья чёрные» Александр Адольфович имел ввиду крылья демонов. Я думаю, что этот «аргумент» столь явно притянут «за уши», что его и комментировать не стоит. Возьмём другую строчку – «вставай страна огромная». Если Боде написал песню в 1916, то призывать страну, воюющую уже два года к пробуждению, по меньшей мере, странно. Ещё один момент. Лебедев-Кумач, русский по национальности не указывает национальности захватчиков. Он называет их просто фашистами. Неужели немец Боде, будет выпячивать то, что враги его Родины, были его соплеменниками – германцами? Да и слово «тевтонская» свидетельствует о фальшивке. Конечно, немцев иногда называли «тевтонцами» по имени одноименного германского племени и рыцарского ордена. Но куда реже, чем прусаками или фрицами. Понятно, что слово «тевтонской» появилось потому, что создатели фальшивки понимали, что употреблять слово «фашистской» в 1916 году было невозможно, а придумать что-то оригинальное не могли. Вот и появилась «тевтонская орда».
Из письма дочки Боде трудно понять приписывает ли она музыку Александрова своему отцу или нет. По крайней мере, она утверждает, что мотив песни А.Боде был другой. И на этом, как говорится, спасибо. Судя по всему, Зинаида Александровна путает понятия «музыка», «мотив» и «мелодия». Даже ярые защитники авторства Боде, типа музыковеда Е.Левашева, делают «скидку» для А.Александрова. Пишут, что А.Боде напевал свой текст под мелодию «Мазурки» М.Глинки, а композитор Александров, мол эту мелодию гармонизировал. Хотя С.Говорухин режиссурой своего фильма, по сути приписал Боде не только слова, но и музыку, ведь кадры из хроники Первой мировой идут именно на фоне музыки Александрова. А теперь представим реальную ситуацию. Неужели Лебедев-Кумач мог принести известному композитору любительские ноты и потребовать, чтоб тот аранжировал уже готовую песню? Нет, конечно. Известно, что Александров писал музыку сам, причём текст взял из газеты. Но ведь создатели «сенсации» и его косвенно обвинили в плагиате.
Надо сказать, что вокруг песни «Священная война» в постперестроечные времена наблюдались и другие спекуляции. Так появлялись утверждения, что «Священная война» якобы до 15 октября 1941 года была, чуть ли не под запретом, «ибо некие предержащие власти считали, что она чрезмерно трагична, с первых строк обещает «смертный бой», а не близкое торжество победы». Такое утверждение не соответствует действительности, так как есть документальные доказательства, что стихотворение «Священная война» напечатали две крупнейшие газеты, в том числе вторая по значению, после «Правды», газета СССР – «Известия», где стих появился на первой полосе под портретом Сталина. Понятно, что такая публикация воспринималась тогда, как официальное одобрение, поэтому ни о каких запретах не могло быть и речи.
И в заключение. Существует предание о том, как во время Второй Мессенской войны, ещё в седьмом веке до нашей эры, спартанцы, испытывающие военные трудности попросили помощи у афинян. Те, не желая всерьёз помогать своим давним соперникам, словно бы в насмешку, прислали им хромого учителя – Тиртея. Но, как оказалось, этот Тиртей был поэтом. Он сочинял военные песни. И получилось так, что афиняне, послав Тиртея, оказали спартанцам большую помощь, чем, если бы прислали военный отряд или опытного полководца, в качестве военного советника. Вдохновлённые песнями Тиртея, спартанцы разбили врага. Эта легенда показывает, какое огромное значение имеют патриотические военные песни в жизни людей. Песня «Священная война» помогла нашим предкам разбить врага. И мы, потомки воинов-победителей, должны защищать эту священную песню от лжи и клеветы.