Что такое народно поэтические обороты речи

Статья «НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО КАК СПОСОБ И СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЭТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

УДК 792.028:378.147 З.Н.Бугаева

НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО КАК СПОСОБ И

СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

В ЭТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Принимая во внимание гуманитарные проблемы современного общества и требования, которые выдвигает жизнь и время к специалистам, работающим в сфере культуры, искусства, дополнительного образования для детей и юношества, возрастает роль профессионального образования специалистов в области народного художественного творчества, требования к качеству профессиональной подготовки кадров: расширению и углублению профессиональных компетенций, внедрению в традиционный образовательный процесс инновационных методов и современных технологий.

Учебная дисциплина «Народное поэтическое слово» является неотъемлемой частью профессионального модуля «Исполнительская подготовка» для обучающихся специальности «Народное художественное творчество» по виду этно-художественное творчество в Донецком колледже культуры и искусств. Программа практического курса направлена на овладение навыками и умением работать над словом и словесным действием в этно-художественном номере, в представлении, в работе с участниками творческого коллектива, поэтому программа включает следующие разделы: методы работы над словом и речью с участниками творческого коллектива; культура и техника сценического произношения; интонационная выразительность народного поэтического слова; выразительное чтение и словесное действие исполнителя в произведениях различных видов, жанров и форм. Основная концепция и цель программы – овладение практическими методами и приемами работы над словом в этно-художественном творчестве.

В контексте данной статьи рассмотрим ряд практических вопросов, связанных с методикой работы над текстом и словом в песне, приемам воспитания навыка исполнительского анализа, речевой культуры, интонационной и логической выразительности исполнителя.

Приступая к освоению элементов словесного действия исполнителя, обсудим принципы поведения и кейс задач. Наметим дорожную карту исполнителя. Каждый студент самостоятельно может обозначить для себя вехи, которые, по его мнению, могут привести исполнителя к успеху:

· Владение мастерством и техникой произношения;

· Готовность к взаимодействию;

· Органичность и естественность в общении;

· Целенаправленность словесного действия;

· Образность и эмоциональная выразительность;

· Логическая перспектива мысли;

· Убедительность и действенность слова.

Возможны ли дополнения к данному перечню? Ну, конечно возможны и даже необходимы. Есть над чем подумать студенту. Интересно вернуться к этому списку на одном из итоговых занятий, провести его за «круглым столом», обсудить и дополнить, исходя из собственного опыта.

На следующем этапе определяем последовательность творческого процесса.

1. Познавание. Анализ текста и музыкальной формы.

2. Переживание. Осмысление исполнительского замысла, «вживание» в образ.

3. Воплощение. Процесс «присвоения» авторского слова, воплощения замысла в слове и в психофизическом действии.

4. Воздействие. Исполнение произведения, общение со зрителем, воздействие словом и мыслью, убеждение зрителя. [4, т. 4, c. 58-62].

Приступая к анализу текста оговорим, что исполнитель является посредником между автором и зрителем, он посланник автора, единомышленник, исполняющий свою миссию, он должен донести до зрителя идею и волю автора. Для исполнения этой миссии он должен досконально изучить текст своего послания.

Первое прочтение имеет значение. Потому что именно в первом прослушивании и прочтении текста интуитивно улавливаем настроение и характер произведения. Важно запомнить свое первое впечатление, оно, как правило, не обманывает тонко чувствующего человека. Однако, к сожалению, мы сталкиваемся здесь с проблемой: не каждый студент в настоящее время свободно может прочитать текст «с листа», что, разумеется, затрудняет его восприятие. Поэтому первое прочтение иногда продолжается вторым, а возможно и третьим.

Начинаем обсуждение текста с постановки простых вопросов. Первый вопрос: о чем я хочу поговорить со зрителем? Какой бывает зритель? Дети, взрослые, подростки, однокурсники, мужчины, женщины и т.д. Представляем предполагаемых зрителей. Захотят ли они слушать исполнителя? Почему да, и почему нет?

Чтобы стать ведущим в такой игре требуется и мастерство, и техника, и умение и вдохновение. На практических групповых занятиях осваиваем выразительные средства и технику речи, добиваемся мастерства произношения и общения.

В речевых разминках и упражнениях овладеваем приемами выразительной интонации и убеждения, общения и целенаправленного обращения. Постепенно формируем навык восприятия народного поэтического слова, авторского слова, умение воспринимать и относиться к ситуации, оценивать событие с точки зрения автора или условного персонажа, улавливать образы и мысли автора.

Ответ на вопрос: о чем я хочу поговорить, определяет круг проблем – тему будущего разговора со зрителем. Следует называть тему просто и коротко – одним двумя словами. Следующие вопросы требуют уже более детального обдумывания. Почему об этом надо говорить? Что меня вынуждает говорить об этом? Так мы определяем главную проблему произведения. Обсуждаем насколько эта проблема важна для зрителя, насколько затрагивает интересы зрителя и т.д. Ищем ответ на следующие вопросы: что я хочу сказать зрителю? Какой реакции жду от зрителя? Для чего зритель должен знать об этом? И т.д.

Здесь берет начало сложный процесс осмысления содержания и «вживания» в образ. На этом этапе студенту приходится преодолевать внутренний психологический барьер, отождествляя себя с автором. Некоторым это дается легко, некоторые с трудом отказываются от школьных формул: «автор хочет сказать…» и т.п. Поэтому необходима четкая установка: я хочу сказать, это мои мысли, моя цель, мои будущие действия. Важно, чтобы текст произведения нравился исполнителю. Для того чтобы воспринять текст, надо его понять, чтобы понять, надо его познать. [3, c. 130-132]

Воспитание навыка «познавания» и анализа текста происходит в упражнениях с текстами. У нас есть богатейшая копилка малых фольклорных форм, которые являются прекрасным материалом для такого тренинга. Начиная с простых текстов на бытовые темы постепенно подходим к анализу более сложных по содержанию и смыслу произведений. Изучая особенности стихотворного жанра обращаем особое внимание на литературный анализ текста, тропы, синтаксические фигуры и структурные элементы поэтического языка. [5, c. 116-177].

Глубокое и всестороннее познавание текста невозможно без культурологического изучения эпохи, литературных течений, жанра и бытования народной песни и т.д. Исполнителю требуется духовное насыщение творческой среды сознания, в которой он будет культивировать свой замысел и выращивать из него словесное древо-действие. В процессе осмысления содержания, конкретизируем проблему, уточняем идею и сверхзадачу, определяем отношение и внутренние видения исполнителя. [1, c. 47-65]

Определение конфликта в произведении важная ступень в творческом процессе познания. К пониманию конфликта мы подходим через текстовые упражнения с пословицами, скороговорками, частушками и др. малыми фольклорными формами.

Конфликт может иметь зримую и скрытую форму. Открытый конфликт в сюжетных произведениях выражается в столкновении противоположных персонажей. Здесь же имеются и скрытые формы противоречий, они выражаются во взаимоотношениях человека и общества, человека и природы, в отношении человека к историческим событиям, к окружающему миру и т.д. В лирическом произведении, где чаще всего сюжет отсутствует, скрытая конфликтность содержится во внутренних переживаниях лирического героя. Если есть проблема, наличие которой мы уже зафиксировали, значит, существует некое противоречие, которое требует разъяснения, разрешения и умиротворения. Чтобы приступить к этому процессу мы должны выяснить предлагаемые обстоятельства, стороны конфликта, проследить процесс и диалектику развития, найти приспособления для его разрешения. Вот она, действенная задача исполнителя. [2, c. 5-18]

Развитие конфликта формирует композиционную структуру произведения. Определяя структурные элементы композиции, анализируем куплетную форму песни, наличие припевов, повторов рефрена и т.д.

Часто студенты, прочитывая текст песни, совершают ошибку, опуская повторы строк, куплетов или припева. Тем самым они разрушают логическую перспективу действия, целостность композиции. Небрежное отношение к тексту не способствует его творческому осмыслению, препятствует поиску выразительной формы воплощения. [4, т. 3, c. 343].

На этапе творческого воплощения осуществляем «присваивание» авторского текста, в каждом структурном эпизоде уже определена действенная задача, остается найти выразительные средства и приспособления для выражения мысли и подтекста. Внутреннее видение, отношение и подтекст отражаются не только в слове и интонации исполнителя, подтекст выражается в мимике и в позе, в мимолетном движении руки и во внешнем облике. В процессе воздействия наиболее проявляется творческая индивидуальность исполнителя народной песни. Профессиональное умение дает человеку уверенность, владение знанием и техникой исполнения порождает убежденность, уверенность и убежденность способствуют убедительности исполнителя. Активность, увлеченность, творческая инициатива и чувство меры приводят творческую личность к вершинам профессионального мастерства.

Источник

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Что такое народно поэтические обороты речи. Смотреть фото Что такое народно поэтические обороты речи. Смотреть картинку Что такое народно поэтические обороты речи. Картинка про Что такое народно поэтические обороты речи. Фото Что такое народно поэтические обороты речи

Пармезан Черница

Какие приёмы народно-поэтической речи встречаются в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? С примерами.

Лучший ответ:

Что такое народно поэтические обороты речи. Смотреть фото Что такое народно поэтические обороты речи. Смотреть картинку Что такое народно поэтические обороты речи. Картинка про Что такое народно поэтические обороты речи. Фото Что такое народно поэтические обороты речи

Онтонио Веселко

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» встречаются характерные приёмы народно-поэтической речи.Троекратные повторы событий,повторы отдельных слов,частей предложений:
«Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,»

Гиперболы(преувеличения):
«С горы на гору стал перескакивать,С холмы на холму стал перемахивать,»
«И от его ли то от посвиста соловьего,И от его ли то от покрика звериного
То все травушки-муравы уплетаются»

Много красочных народных эпитетов,с уменьшительными суффиксами:»удаленький дородный добрый молодец», «стольный Киев-град»,»славному городу»,»ко силушке великоей»,»славный богатырь»,» добром коне «,»сыром дубу»,» лазоревы цветочки «,»волчья сыть»,»по чисту полю»,»мужичища-деревенщину «,» палату белокаменну»,» буйну голову».

Олицетворения:»силушки черным-черно»,» дорожка заколодела,замуравела»,»березы покляпыя»,»травушки-муравы уплетаются»,»лесушки приклоняются»,»с холмы на холмы перамахивать».

Метафоры:»конем топтать «,»побил силу»,»дорожку прямоезжую»,»пехотою не прохаживал»,»покрика звериного»,»травяной мешок»,» лук разрывчатый»,» гнездышка соловьиного»,ествушкой сахарною»,»питьецом медвяныим».

Сравнения:»А й черным-черно, как черна ворона»,»похватали как рогатины звериные»,»как кричит злодей-разбойник по-звериному».

Параллелизмы:
«Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!»

Источник

Поэтическая речь

Смотреть что такое «Поэтическая речь» в других словарях:

поэтическая речь — см. художественная речь … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Речь — Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь

речь — 1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. см. также язык. 2) Разновидность (обычно… … Словарь лингвистических терминов

речь художественная — (речь поэтическая), реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи в максимальной организованности и выразительно смысловой значимости каждого её элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при… … Энциклопедический словарь

РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — (речь поэтическая) реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи в максимальной организованности и выразительно смысловой значимости каждого ее элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при… … Большой Энциклопедический словарь

речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов

РЕЧЬ — действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению других… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

РЕЧЬ — действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению Эггера и… … Философский словарь

художественная речь — речь художественных произведений, реализация эстетической функции языка. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: поэтическая речь Антоним/коррелят: Язык художественной литературы Род … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Художественная речь — речь, реализующая эстетические функции языка. Художественная речь подразделяется на прозаическую и стихотворную. Художественная речь: формируется в устном народном творчестве; позволяет переносить признаки с предмета на предмет по сходству… … Финансовый словарь

Источник

Выразительность поэтической речи Лекция 5

Обращение или апострофа.
Эта фигура является у сильно взволнованного человека, когда он под влиянием чувства обращается в форме вопроса или восклицания к Богу, к предметам неодушевленным, к отсутствующим или мертвым и т.п. Напр.:
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас?
(Пушкин)

Ах ты, поле мое, поле чистое!
Ты раздолье мое широкое!
(Народная песня)

Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела?
(Лермонтов)

Усиление или градация.
Усиление состоит из расположения мыслей в порядке их важности, силы и убедительности. » Я этого не говорил, даже не писал: не только не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не давал совета фиванцам». Демосфен (речь «О венке»).

Умолчание.
Состоит в опущении слов и целых предложений, и является тогда, когда у взволнованного человека быстро сменяется одно чувство другим, быстро следует одна мысль за другою, и он не успевает облекать их в словесную форму.

Восклицание
Писатель выражает сильно волнующие его чувства, прерывая восклицаниями последовательное течение мысли. Ломоносов в оде «На восшествие на престол Елизаветы Петровны» речь о делах Петра Великого вдруг прерывает: восклицанием:

Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К небесной скорби наших душ,
Завистливым отторжен роком.

Противопоставление или антитеза. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений.

Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались крики,
Надгробные там воют лики.

Эпитеты, тропы и фигуры появляются в речи под влиянием живости воображения, силы испытываемых впечатлений и глубины переживаемых чувств. Без этих условий, сколько бы ни старались мы украшать речь образными выражениями, мы ничего хорошего не достигнем, а только сообщим речи крайне неприятную напыщенность.
Для украшения используются не только речевые обороты, поддерживающие смысл и яркость поэтических произведений, но и созвучия внутри стихотворений, близкие по звучанию явлениям, отражённым в тексте и (или) придающие им музыкальность. Такая звукопись называется аллитерацией, если перекликаются согласные звуки и ассонансом, если созвучны гласные.
В завершение урока можно ещё одним стихотворением о поэзии нашего современника Евгения Глушакова, опубликованном на сайте Стихи.ру:

Поэзия – единственный язык,
В котором слово от избытка сердца,
И каждый, кто хотел бы отогреться,
К нему двумя ладонями приник.

И сердцем, сердцем радостно прильнул,
И слушает с блаженным замираньем,
Другого сердца чуть заметный гул,
И ничего того, чем братьев рАним.

Вот почему поэзия ценней,
И самого искусного искусства,
И подана, как поцелуй, изустно,
И покидает с жизнью – только с ней.

Источник

литературные приемы

Аллегория – это выражение отвлеченных понятий через конкретные художественные образы.

Глупого и упрямого часто называют Ослом, труса – Зайцем, хитрого – Лисой.

Аллитерация (звукопись) – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). При этом большое значение имеет высокая частотность данных звуков на относительно небольшом речевом участке.

Однако если повторяются целые слова или словоформы, как правило, об аллитерации речь не идет. Для аллитерации характерно нерегулярное повторение звуков и именно в этом и заключается основная особенность данного литературного приема.

От рифмы аллитерация отличается в первую очередь тем, что повторяющиеся звуки сосредотачиваются не в начале и конце строки, а абсолютно производно, хотя и с высокой частотностью. Вторым отличием же является тот факт, что аллитерируются, как правило, согласные звуки. К основным функциям литературного приема аллитерации относятся звукоподражание и подчинение семантики слов ассоциациям, которые вызывают у человека звуки.

«Где роща ржуща ружей ржет».

«Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости».

Повторение слов, словосочетаний или сочетаний звуков в начале предложения, строки или абзаца.

«Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза»

Довольно часто анафора, как литературный прием, образует симбиоз с таким литературным приемом, как градация, то есть повышение эмоционального характера слов в тексте.

«Умирает скот, умирает друг, умирает сам человек».

Антитеза (или противопоставление) – это сопоставление слов или словосочетаний, резко различных или противоположных по смыслу.

Антитеза позволяет произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Также в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.

Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем (М.Лермонтов).

Кто был ничем, тот станет всем.

Антономасия — выразительное средство, при употреблении которого автор использует имя собственное вместо имени нарицательного для образного раскрытия характера персонажа.

Он Отелло (вместо «Он большой ревнивец»)

Скупого часто называют Плюшкиным, пустого мечтателя – Маниловым, человека с чрезмерными амбициями – Наполеоном и т.д.

При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.

Ассонанс – это особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании. Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки. Существует два немного различающихся применения ассонанса.

1) Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит. Например:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие макушки –
Французы тут как тут.

2) Ассонанс достаточно широко используется для создания неточной рифмы. Например, «город-молот», «царевна-несравненна».

Одним из хрестоматийных примеров использования, как рифмы, так и ассонанса в одном четверостишии является отрывок из поэтического произведения В. Маяковского:

Превращусь не в Толстого, так в толстого –
Ем, пишу, от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.

Восклицание может появиться в любом месте стихотворного произведения, но, как правило, авторы используют его, интонационно выделяя особо эмоциональные моменты в стихе. При этом автор акцентирует внимание читателя на особенно взволновавшем его моменте, сообщая ему свои переживания и чувства.

Гипербола – это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

Изменение традиционного порядка слов в предложении для придания фразе более выразительного оттенка, интонационного выделения какого-либо слова.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)

Традиционной порядок требует иного построения: Белеет одинокий парус в голубом тумане моря. Но это уже будет не Лермонтов и не его великое творение.

Другой великий русский поэт Пушкин считал инверсию одной из главных фигур поэтической речи, причем нередко поэт использовал не только контактную, но и дистанционную инверсию, когда при перестановке слов между ними вклиниваются другие слова: «Покорный Перуну старик одному. ».

Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины. В прозаических произведениях инверсия служит для расстановки логических ударений, для выражения авторского отношения к героям и для передачи их эмоционального состояния.

Ирония – сильное выразительное средство, имеющее оттенок насмешки, иногда легкой издевки. При употреблении иронии автор использует слова с противоположным по смыслу значением так, чтобы читатель сам догадался об истинных свойствах описываемого объекта, предмета или действия.

Игра слов. Остроумное выражение, шутка, основанные на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова.

Примеры каламбура в литературе:

В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С.Пушкин)

И прежде служивший мне стих,
Струною оборванный, стих.
(Д.Д.Минаев)

Весна хоть кого с ума сведет. Лед – и тот тронулся.
(Э.Кроткий)

Противоположность гиперболе, образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах. а сам с ноготок! (Некрасов)

Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве.

Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.

Чаще всего при использовании метафоры автор, раскрывая свойства одушевленного объекта, использует слова, употребление которых характерно для описания неодушевленных предметов, и наоборот.

При использовании метонимии автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие.

Все флаги в гости будут к нам.

(здесь флаги замещают страны).

Я три тарелки съел.

(здесь тарелка замещает кушанье).

При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.

Нарочитое сочетание противоречивых понятий.

Смотри, ей весело грустить

Олицетворение – это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных.

Эти признаки подбираются по тому же принципу, что и при употреблении метафоры. В конечном итоге у читателя возникает особое восприятие описываемого предмета, при котором неодушевленный объект имеет образ некоего живого существа либо оказывается наделен качествами, присущими живым существам.

Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?

Осторожно ветер
Из калитки вышел,

Постучал в окошко,
Пробежал по крыше…

Парцелляция – это синтаксический прием, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки и выделяется на письме как самостоятельные предложения.

«Он тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить» (Шукшин).

Автор для выразительности интонационно разбил на несколько частей одно предложение: «Он тоже пошёл в магазин купить сигарет».

Перифраза – это выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова.

Царь зверей (вместо лев)
Мать русских рек (вместо Волга)

Многословие, употребление логически излишних слов.

Примеры плеоназма в быту:

В мае месяце (достаточно сказать: в мае).

Местный абориген (достаточно сказать: абориген).

Белый альбинос (достаточно сказать: альбинос).

Я там был лично (достаточно сказать: Я там был).

В литературе плеоназм часто используется как стилистический прием, средство выразительности.

Углубленное изображение психических, душевных переживаний героя.

Повторяющийся стих или группа стихов в конце песенного куплета. Когда рефрен разрастается до целой строфы, он обычно называется припевом.

Предложение в форме вопроса, на который не ожидается ответа.

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Обращение, адресованное отвлеченному понятию, неодушевленному предмету, отсутствующему лицу. Способ усилить выразительность речи, выразить отношение к тому или иному лицу, предмету.

Русь! куда же несешься ты?

Сравнение — один из выразительных приемов, при употреблении которого определенные, наиболее характерные для предмета или процесса свойства раскрываются через аналогичные качества другого предмета или процесса. При этом проводится такая аналогия, чтобы предмет, свойства которого используются в сравнении, был более известен, чем описываемый автором объект. Также неодушевленные предметы, как правило, сравниваются с одушевленными, а отвлеченное либо духовное с материальным.

то жизнь моя пропела – провыла –

И проплакала сама над собой.

Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

Символ заключает в себе переносное значение, и этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины.

заря, утро – символы молодости, начала жизни;

ночь – символ смерти, конца жизни;

снег – символ холода, холодного чувства, отчуждения.

Замена названия предмета или явления названием части этого предмета или явления. Говоря короче, замена названия целого названием части этого целого.

Родной очаг (вместо «родной дом»).

Плывет парус (вместо «плывет парусная лодка»).

«…и слышно было до рассвета,
как ликовал француз. » (Лермонтов)

(здесь «француз» вместо «французские солдаты»).

Повторение другими словами того, что уже было сказано, а значит, не содержащее новой информации.

Автомобильные шины – это шины для автомобиля.

Мы объединились воедино.

метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония.

Умолчание – стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя; говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, не требующих подробного или дополнительного объяснения. Нередко стилистический эффект умолчания заключается в том, что неожиданно прерванная речь дополняется выразительным жестом.

Баснь эту можно бы и боле пояснить –

Да чтоб гусей не раздразнить…

Здесь автор намеренно не заканчивает фразу, но явно подразумевается: «Лучше помолчим».

Градация (или усиление) – это ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость передаваемых чувств, излагаемой мысли или описываемого события.

Пример восходящей градации:

Не жалею, не зову, не плачу…

В заботе сладостно туманной

Не час, не день, не год уйдет.

Пример нисходящей градации:

Ему обещает полмира, А Францию только себе.

Нейтральное по смыслу слово или выражение, которыми в разговоре заменяют другие выражения, считающиеся неприличными или неуместными в данном случае.

Схожу попудрю нос (вместо Схожу в туалет).

Его попросили из ресторана (вместо Его выгнали).

Образное определение предмета, действия, процесса, события. Эпитет представляет собой сравнение. Грамматически эпитет чаще всего представляет собой прилагательное. Однако в его качестве могут использоваться и другие части речи, например, числительные, существительные или глаголы.

бархатная кожа, хрустальный звон.

Повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи. Противоположность анафоры, при которой слова повторяются в начале предложения, строки или абзаца.

«Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков. » (Н. В.Гоголь).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *