Что такое народное чтение
НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ
Расстановка ударений: НАРО`ДНЫЕ ЧТЕ`НИЯ
Н. ч. не получили широкого распространения, что в значительной мере было связано с многочисленными ограничениями и формальностями, чинимыми правительством с целью оградить массы от просвещения. Выбор книг для публичных чтений строго ограничивался особым каталогом Мин-ва нар. просвещения. Лучшие произведения рус. классиков каталогом не допускались или, «приспосабливаясь» для нар. аудитории, иногда давались в «сокращённом пересказе». С 1877 по 1895 для Н. ч. было допущено лишь 136 брошюр, многие из них были религиозно-монархич. содержания.
Большинство Н. ч. проводилось в неприспособленных помещениях (при школах, волостных управлениях, манежах, ночлежных домах и т. п.), лишь в нескольких городах (Одессе, Киеве, Тамбове, Новочеркасске) имелись аудитории для публичных чтений, построенные на частные пожертвования.
События 1905 оказали революционизирующее влияние на всю организацию внешкольного образования. Демократизация Н. ч. и лекций стала одним из требований широкой общественности. С 1906 было разрешено не только читать текст, но и излагать содержание своими словами. Публичные чтения использовались в отдельных случаях большевиками для революц. агитации. В начале 1907 правительство вынуждено было издать новый закон о Н. ч., по к-рому они рассматривались как один из видов публичных собраний; отменялись ограничительные каталоги. Но местная администрация и полиция продолжали препятствовать устроителям Н. ч. Мин-во нар. просвещения, боясь общения уч-ся школ с «нежелательными элементами», рекомендовало прекратить чтения в уч. заведениях.
После Вел. Окт. социалистич. революции большое место в культурно-просветительной работе занимает громкое чтение (читка газет, художеств. и научно-популярной лит-ры, сопровождавшаяся беседой о прочитанном). В период первых культпоходов активную работу проводил, напр., А. М. Топоров (учитель нач. школы в Сибири), организовавший публичные читки художеств. произведений рус. и зарубежных классиков, сов. писателей. Одновременно Топоров проводил «низовую массовую критику художественной литературы» (см. кн.: Топоров А. М., «Крестьяне о писателях», М.-Л., 1930). В дальнейшем в связи с ростом грамотности, общим культурным подъёмом в стране широко используются различные виды культурно-просветительной работы.
А. Я. Айзенберг. Москва.
Что такое народное чтение
Народные чтения — термин Народные чтения чтения не поддается точному определению. В различных странах, в разные эпохи и даже в различных местностях одной и той же страны они представляют большое разнообразие, как по своим целям, так и по своей организации, обстановке и т. д. В настоящее время публичные чтения являются одним из главнейших способов внешкольного образования народа, распространяя общеобразовательные и профессиональные или прикладные знания, доставляя слушателям различные формы эстетического наслаждения. Весьма часто они преследуют и задачи религиозно-нравственного характера. Особенный толчок распространению публичных чтений дало изобретение волшебного фонаря, давшего возможность наглядно иллюстрировать их содержание. Во всех цивилизованных странах публичные или Народные чтения лекции, чтения и т. д. получили самое широкое и разностороннее развитие. В Германии, например, существует целый ряд обществ, исключительно занимающихся организацией лекций и чтений; одно только германское общество распространения народного образования, имеющее до 80 0 местных отделений и до 160 тыс. членов и располагающее особым институтом странствующих лекторов, устраивает ежегодно более 10 тыс. публичных лекций по самым разнообразным отраслям знания. Как в Германии, так и в Австрии множество лекций и чтений устраивается рабочими, ферейнами и клубами. Во Франции устройство лекций и чтений входит, между прочим, в деятельность лиги Народные чтения образования (см.), лионского общества профессионального образования и множества других учреждений, преследующих те же цели. В Североамериканских Соединенных Штатах каждое более крупное поселение имеет одно или несколько обществ, возникших с целью устраивать публичные конференции, курсы и т. д. Курсы и конференции для взрослых существуют во всех сколько-нибудь значительных пунктах Швейцарии; устройством их занимаются и такие крупные общества, как «Народные чтения общество» и «Союз общественного блага». В Англии, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Италии — везде Народные чтения лекции и чтения имеют самое широкое распространение, не знающее никаких внешних ограничений и препятствий. В последнее время это общественное движение все более получает организованную форму, известную под именем «распространения университетского образования» (University Extension). Вообще, Народные чтения «чтения», в узком смысле этого слова, — т. е. публичное чтение уже напечатанных книг и брошюр, — в Западной Европе давно уже уступили первое место публичным лекциям.
Каталог произведений, допущенных в России к прочтению в Народные чтения аудиториях, страдает замечательной бедностью, как в количественном, так и в качественном отношениях. Даже издания постоянной комиссии по устройству Народные чтения чтений допущены для чтений по всей империи только с 1894 г., а ранее и они должны были получать специальное одобрение ученого комитета министерства Народные чтения просвещения, согласно правилам 1876 г. За весь промежуток времени с 1877 по 1891 г. ученый комитет допустил для Народные чтения чтений 132 брошюры, а в течение следующих 4 лет каталог допущенных для народных чтений произведений увеличился всего на 3 новых книжки. По «Списку световых картин к чтениям постоянной комиссии», вышедшему в 1895 г., с присоединением к нему 26 брошюр, не внесенных в список, но значащихся разрешенными по другим каталогам, произведений, допущенных для Народные чтения чтений, было всего 287, в том числе религиозно-нравственных книжек 61, беллетристических 62, по русской истории 55, военных рассказов 10, по всеобщей истории 1, по географии 36, по физической географии 8, по физике 8, ботанике 6, по минералогии и геологии 4, по зоологии 11, по медицине и гигиене 8, по сельскому хозяйству и промышленности 5, юридических 1, разного содержания 11. Чтобы судить о поразительной ничтожности этих цифр, достаточно сказать, что даже в бесплатные Народные чтения библиотеки к 1896 г. было допущено в России всего около 2500 книг (не считая учебников). В 1896 г. министерство народного просвещения разрешило читать в Народные чтения аудиториях все книги, допущенные в ученические библиотеки низших учебных заведений (по каталогу изд. 1891 г.); общее число этих книг равняется 718, но для Народные чтения чтений пригодно из них не более 60 произведений. В числе книг, допущенных для Народные чтения чтений, нет ни одного произведения на каком-либо другом языке, кроме русского. Внутреннее достоинство книжек, которые разрешено читать в Народные чтения аудиториях, в огромном большинстве случаев весьма невелико, вследствие чего, например, астраханская комиссия Народные чтения чтений, в течение 10 лет, ни разу не сочла возможным воспользоваться для чтений около 1 /3 общего числа допущенных брошюр, «за недостаточной удовлетворительностью их». В отчете специальной комиссии спб. комитета грамотности по составлению примерного каталога книг для народных чтений (за 1895 г.) о произведениях по научным отделам говорится прямо, что «к ним трудно и приложить какую-либо мерку для оценки». О расширении каталога книг для народных чтений постоянно поступало и продолжает поступать множество заявлений и ходатайств, все еще остающихся безрезультатными. Такое положение вынуждает устроителей чтений по несколько раз повторять одни и те же чтения, что, конечно, вредно отражается на развитии дела.
Учреждения, устраивающие в России народные чтения, очень разнообразны. В СПб. и его окрестностях они ведутся упомянутой уже постоянной комиссией. В большинстве других местностей они устраиваются особыми комиссиями или комитетами, учрежденными на основании правил 1876 г. и имеющими самую разнообразную организацию. Чтения устраиваются также частными лицами, обществами народного образования, обществами трезвости, благотворительными обществами, братствами и попечительствами, комитетами народной трезвости, обществами врачей и т. д. Существует несколько комиссий для ведения Народные чтения чтений, избранных городскими думами и земскими собраниями. Чтениями, устраиваемыми при народных училищах, заведует учебное начальство. Специальных обществ для устройства Народные чтения чтений, учрежденных по закону 1873 г., в настоящее время существует только два — в Краснослободске (Пензенской губернии) и Тамбове. Последнее располагает неприкосновенным капиталом около 250000 руб., пожертвованным обществу учредителем его Э. Д. Нарышкиным.
Материальные средства, которые употребляются на ведение чтений, вообще очень незначительны и случайны. Главную их часть составляют обыкновенно частные пожертвования и взносы членов комиссий, а также сбор с посетителей чтений (от 2, 3 и 5 коп. до 10, 20, 25, 30 и даже 40 коп.). В последнее время все более увеличиваются случаи ассигнования единовременных и ежегодных пособий на ведение чтений со стороны городов и земских собраний. К числу таких городов относятся, например, Астрахань (1000 руб.), Борисоглебск (500 руб.), Киев (300 руб.), Козлов (100 руб.), Нижний Новгород (300 руб.), Николаев (300 руб.), Одесса (1000 руб.), Самара (200 руб.), Саратов (150 руб.), Таганрог, Тверь (300 руб.), Харьков (150 руб.), Ярославль (300 руб.) и некоторые другие. Сведения о земствах, дающих средства на устройство чтений, помещены ниже. Есть уже единичные случаи ассигнования средств на чтения и со стороны волостей (например, Ключевская аудитория Ирбитского уезда Пермской губернии). Средняя затрата на 1 чтение равняется в Самаре 33 руб. 90 коп., в Нижнем Новгороде 29 руб. 94 коп., в Киеве 21 руб. 55 коп., в Курске 17 руб. 70 коп., в Костроме 15 руб. 40 коп., в Слободском 10 руб., в Харькове 9 руб., в Ярославле 7 руб., в Саратове 6 руб. и т. д. Один посетитель обходится в разных аудиториях от 2 до 15 коп.
Помещения, в которых устраиваются Народные чтения чтения, в большинстве случаев оставляют желать очень многого. Обыкновенно для этого приходится пользоваться зданиями учебных заведений, городскими думами, помещениями, нанимаемыми у частных лиц или предоставляемыми ими бесплатно, казармами, сараями и т. д. Специальных зданий, выстроенных для помещения аудиторий и соединяемых обыкновенно с библиотеками, а иногда и с театрами, еще очень мало: они имеются, между прочим, в Одессе (выстроено на 100000 руб., ассигнованных городом), в Тамбове (на 100000 руб., пожертвованных Э. Д. Нарышкиным), в Екатеринославе (стоимостью около 20000 руб.), в Киеве (на 20000 руб., собранных пожертвованиями), в Новочеркасске (на 15000 руб., собранных пожертвованиями), в Костроме, в Череповце, в Ярославле, в Вологде, в Мензелинске, в Уржуме, в селе Дубовом Умете Самарского уезда. Волшебный фонарь везде составляет непременную принадлежность Народные чтения чтений. Иногда во время чтений бывает музыка и пение; иногда в дополнение к чтениям устраиваются литературные вечера (например — в Одессе и Орле), общедоступные концерты (Одесса), драматические вечера (Одесса) и более или менее систематические популярные лекции (Одесса, Нижний Новгород). Для устройства этих вечеров, концертов и лекций устроители должны получать особые разрешения, подчиняясь в этом отношении общим существующим узаконениям. В настоящее время Народные чтения чтения организованы, кроме столиц и Одессы, в большей части губернских городов и во многих уездных. Народные чтения чтения в селениях устраивались и устраиваются обыкновенно при Народные чтения училищах, так как только с 1894 г. они получили возможность существовать в качестве самостоятельного учреждения. Местные уездные земства принимают участие в организации Народные чтения чтений в уездах: Александрийском (с 1888 по 1895 г. земство ассигновало на Народные чтения чтения 3300 руб.), Бердянском, Московском (с 1884 г. ежегодно ассигнуется около 500 руб.), Петергофском (ассигнуется ежегодно по 300 руб.), Одесском, Саратовском, Херсонском, Елизаветградском, Серпуховском (ассигнуется по 100 руб.), Хотинском (ассигнуется по 100 руб.), Тимском, Новгород-северском, Псковском, Уржумском, Красноуфимском, Феодосийском, Конотопском, Нежинском, Золотоношском и некоторых др. Из губернских земств в расходах на Народные чтения чтения участвуют вятское (ассигновало в 1895 г. 5000 руб.), самарское, воронежское (в 1894 г. ассигновано 200 pуб.) и некоторые др. Из неземских губерний Народные чтения чтения устраиваются, между прочим, в Могилевской губернии (дирекцией Народные чтения училищ).
Литература, кроме отчетов комиссий и др. учреждений, устраивающих Народные чтения чтения (например, постоянной комиссии одесского славянского общества, орловского комитета Народные чтения чтений, астраханской, казанской, харьковской, киевской и др. комиссий Народные чтения чтений): А. С. Пругавин, «Запросы народа и обязанности интеллигенции» (изд. 2, СПб., 1895); В. П. Вахтеров, «Народные чтения чтения» («Русская Школа», 1896, №№ 4—12); Народные чтения И. Борисов, «Волшебный фонарь в Народные чтения школе» (по данным александрийского уездного земства за 1889—95 гг.; Херсон, 1896).
Народные чтения (дополнение к статье)
Полезное
Смотреть что такое «Народные чтения (дополнение к статье)» в других словарях:
Народные чтения — I термин Н. чтения не поддается точному определению. В различных странах, в разные эпохи и даже в различных местностях одной и той же страны они представляют большое разнообразие, как по своим целям, так и по своей организации, обстановке и т. д … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Начальное народное образование (дополнение к статье) — С 1897 г. по Н. народному образованию состоялись следующие важнейшие законодательные и административные меры. Закон 12 мая 1897 г. предоставил министру земледелия и государственных имуществ разрешать в губерниях, управляемых по Общему Учреждению… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Народные библиотеки и читальни — I На Западе еще в XVI в. встречались единичные попытки, имевшие целью доставить всем слоям населения возможность бесплатно и широко пользоваться книгой; в Гамбурге, например, уже в 1529 г. была основана городская библиотека. Широкое развитие Н.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Начальное народное образование — I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Великобритания — I Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы Устройство поверхности Орошение Климат и естественные произведения Пространство и население Эмиграция Сельское хозяйство Скотоводство Рыбная ловля Горный промысел Промышленность Торговля… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Общества — I Содержание статьи: Общий обзор. О. Антропологические. О. Астрономические. О. Библейские. О. Геологическое и минералогическое. О. Естествоиспытателей. О. Литературные. О. Математические. О. Медицинские. О. Музыкальные и сценического искусства. О … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Финляндия — I Содержание [Историю Финляндии, историю литературы, язык и мифологию см. соотв. разделы.]. I. Физический очерк. II. Население. III. Экономический обзор. IV. Финансы. V. Управление и судоустройство. VI. Финские войска и воинская повинность. VII.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Япония — I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Санкт-Петербург, город — I (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Чернышевский, Николай Гаврилович — — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… … Большая биографическая энциклопедия
Народное чтение: что такое массовая лубочная книга?
Среди прочих эффектов освобождения крестьян в 1861 году было превращение крестьянина в лицо юридическое, обретение им самостоятельности. И — как следствие — возникла острая потребность крестьянства в овладении грамотностью. Получив же путем все равно какого обучения способность читать печатный текст — человек получал и потребность свою грамотность постоянно поддерживать. Вот эту тренировку, наряду с удовольствием от получения информации, и доставляло человеку чтение.
Читали же, в основном, лубок. Лубочные листы («Школа Жизни» имеет в своем архиве статью Галины Щедриной «Что такое лубок?». Но та статья рассматривает лубок вообще, а не книги в частности) использовали для украшения жилища — гравюры самого различного содержания, с небольшим текстом, раскрашенные или черно-белые. Лубочные же книжки, из которых состояли народные домашние библиотеки, представляли собой издания из толстой бумаги, с яркой картинкой на обложке, форматом in16, в 16−32−48−96 страниц.
«Русская лубочная культура дает ключ для понимания характера русской народной культуры», отметил Д. Брукс в своем капитальном труде «Когда Россия училась читать: Грамотность и народная культура, 1861−1917 (Нью-Йорк, 1975) — на эту книгу в первую очередь ссылается С.В. Оболенская в использованной мной для подготовки этой статьи работе «Народное чтение и народный читатель в России конца XIX в.» (Одиссей. Человек в истории. 1997. М., 1998. С. 204−232).
Целью авторов и издателей лубочных книг не было просвещение народа, они ориентировались только на спрос. Именно спрос определял и цены, и темы, и жанры, и тиражи. А последние были громадные для России XIX в. Д. Брукс выявил только в библиотеках Москвы и Ленинграда 2 тысячи названий и 6 тысяч изданий лубочных книжек — так это то, что осталось жить в коллекциях любителей старины. А сколько безвестно пропало за ветхостью, сколько оказалось уничтожено в годы потрясений и бед! Ведь далеко не всегда осознавалась ценность этих памятников культуры.
Тематика таких книжек была разная — от «божественных» (самые популярные — жития святых) до «героических» и «романтических». «Битва русских с кабардинцами, или Прекрасная магометанка умирает на гробе своего мужа», «Гуак, или Непреоборимая верность», «Приключения аглинского милорда Георга и маркграфини Фридерики-Луизы», «Львица, воспитавшая царского сына», «Исай — эфиопский царь», «Ночь у сатаны», «Мертвые без гроба», «Убийство на дне моря», «Спор полушалтанского с полуерофеичем», «Како подобает стоять в церкви Божией», «Смерть закоренелого грешника и праведного», «Страшная пещера колдуна», «Ванька Каин», «Татарский наездник Епанча», «Нужда пляшет, нужда песенки поет»… Этот перечисление названий вызывает у современного читателя снисходительную улыбку — и тут же наводит на мысли о современной «лубочной» литературе для народа, ведь так?
Лубочные книжки XIX в. — это произведения «профессионалов». Борзописцы занимались «переложением» для таких изданий классической литературы. «Сырьем» для лубка оказывались произведения — Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шекспира, Э. Сю. Имена самих писателей были малоизвестны или вообще не известны. Исследователи, занимавшиеся изучением народного чтения, отмечают, например, что в ответах на вопросы анкеты молодой фабричный рабочий ведет «тетрадь для записки книжек», где передает кратко свои впечатления от прочитанного — и ни раз не упоминает, кто автор того или иного произведения; другой любитель книг из народа сообщает, что дал соседу почитать «Историю Дон-Кихота Ламанчского Чистякова» (Чистяков здесь — издатель).
Конкурировать с лубочной литературой пытались иные книги. Российская интеллигенция, традиционно мучимая сознанием долга перед народом, считала необходимым заботиться о народном просвещении. Известна деятельность основанного по инициативе издательства «Посредник» — по изданию дешевых книг «для народа» — адаптированных. Но и «Посредник» пытался применять в своей работе по оформлению и распространению своих книг опыт лубочников. Вообще же к концу 1890-х гг. количество таких издательств «народной литературы» достигло полусотни — но с лубком они выдержать конкуренцию не могли.
Традиционно спрос на лубочную литературу пытались объяснить недостатком «хороших» книг, «настоящих». Однако реальность показывала, что не в этом была причина популярности лубка.
Истории про «милорда глупого» и «прекрасную магометанку» вполне удовлетворяли потребности и крестьян, и горожан — только что ставших таковыми — в чтении увлекательном, отрывающем от обыденности, в историях, наполненных красивыми чувствами, выжимающих слезу и заканчивающихся торжеством добродетели. Впрочем, все это привлекает массового читателя в массовой литературе и сейчас.
О том, как воспринимал народный читатель описываемое в книжках — в статье «Народное чтение: понимает ли читатель писателя?»
НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ
Смотреть что такое НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ в других словарях:
НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ
Iтермин Н. чтения не поддается точному определению. В различных странах, в разные эпохи и даже в различных местностях одной и той же страны они предста. смотреть
НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ (ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ)
Народные чтения (дополнение к статье) — 28 января 1901 г. Высочайше утверждены новые правила о Н. чтениях, внесшие некоторые облегчения в порядке устройства их. Разрешение Н. чтений предоставлено директору народных училищ, при чем чтецами могут быть только лица, относительно которых не встречается препятствий со стороны губернатора. В особых случаях чтения могут производиться по сочинениям, не вошедшим в министерские каталоги, но каждый раз с разрешения директора народных училищ. На основании этого закона изданы в том же году соответствующими министрами правила о Н. чтениях, устраиваемых попечительствами о народной трезвости, и правила о Н. чтениях по медицине, гигиене, ветеринарии и животноводству. Чтения последнего рода производятся с разрешения губернатора лицами, имеющими медицинские и ветеринарные степени, по программам, утверждаемым губернским врачебным или ветеринарным инспектором. 3 декабря 1902 г. министром народного просвещения утверждены правила о Н. чтениях, устраиваемых при учебных заведениях ведомства мин-ва народного просвещения. Такие чтения разрешаются подлежащим учебным начальством; лица педагогического и учебно-административного персонала мин-ва народн. просвещения допускаются чтецами без специального разрешения губернатора. 15 февраля 1903 г. утверждено положение о порядке производства Н. чтений по сельскому хозяйству, согласно которому устройство чтений разрешается уполномоченными по сельскохозяйственной части, а при их отсутствии управляющими госуд. имуществами или другими должностными лицами по назначению министра земледелия; на этих же лиц возлагается утверждение текста и программы чтения, а также ответственность за выбор чтеца с надлежащей подготовкой. Благодаря изданию вышеуказанных правил, число Н. чтений за последние годы сильно увеличилось. В 1903 г. Н. чтения по правилам 3 декабря 1902 г. состоялись в 4204 пунктах (кроме Казанского и Приамурского учебн. округов). Попечительствами о народн. трезвости было устроено в 1902 г. 47439 чтений в 4295 пунктах. В настоящее время министерством народного просвещения по соглашению с министерством внутренних дел вырабатывается проект установления явочного порядка устройства Н. чтений вместо разрешительного. См. Б. Петров, «Вопросы Н. образования в Московской губернии. Вып. III. Об отношении народа к грамотности. Н. чтения» (М., 1900); И. Т. Назарьевский, «Н. чтения» («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1904, IX); А. С. Пругавин, «Законы и справочные сведения по начальному народному образованию» (СПб., 2-е изд., 1904; приведены некоторые библиографические указания); Н. Л. Петерсон, «Просвещение» (свод трудов местных комитетов по 49 губерниям Европейской России, СПб., 1904); А. Гаршин, «Об организации Н. сельскохозяйственных чтений-бесед на юге России» («Земск. Сборн. Черниг. губ.» 1905, 1);Г. Фальборк и В. Чарнолуский, «Внешкольное образование» (19 05).
НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ (ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ)
— 28 января 1901 г. Высочайше утверждены новые правила о Н. чтениях, внесшие некоторые облегчения в порядке устройства их. Разрешение Н. чтений предоставлено директору народных училищ, при чем чтецами могут быть только лица, относительно которых не встречается препятствий со стороны губернатора. В особых случаях чтения могут производиться по сочинениям, не вошедшим в министерские каталоги, но каждый раз с разрешения директора народных училищ. На основании этого закона изданы в том же году соответствующими министрами правила о Н. чтениях, устраиваемых попечительствами о народной трезвости, и правила о Н. чтениях по медицине, гигиене, ветеринарии и животноводству. Чтения последнего рода производятся с разрешения губернатора лицами, имеющими медицинские и ветеринарные степени, по программам, утверждаемым губернским врачебным или ветеринарным инспектором.3 декабря 1902 г. министром народного просвещения утверждены правила о Н. чтениях, устраиваемых при учебных заведениях ведомства мин-ва народного просвещения. Такие чтения разрешаются подлежащим учебным начальством; лица педагогического и учебно-административного персонала мин-ва народн. просвещения допускаются чтецами без специального разрешения губернатора. 15 февраля 1903 г. утверждено положение о порядке производства Н. чтений по сельскому хозяйству, согласно которому устройство чтений разрешается уполномоченными по сельскохозяйственной части, а при их отсутствии управляющими госуд. имуществами или другими должностными лицами по назначению министра земледелия; на этих же лиц возлагается утверждение текста и программы чтения, а также ответственность за выбор чтеца с надлежащей подготовкой. Благодаря изданию вышеуказанных правил, число Н. чтений за последние годы сильно увеличилось. В 1903 г. Н. чтения по правилам 3 декабря 1902 г. состоялись в 4204 пунктах (кроме Казанского и Приамурского учебн. округов). Попечительствами о народн. трезвости было устроено в 1902 г. 47439 чтений в 4295 пунктах. В настоящее время министерством народного просвещения по соглашению с министерством внутренних дел вырабатывается проект установления явочного порядка устройства Н. чтений вместо разрешительного. См. Б. Петров, «Вопросы Н. образования в Московской губернии. Вып. III. Об отношении народа к грамотности. Н. чтения» (М., 1900); И. Т. Назарьевский, «Н. чтения» («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1904, IX); А. С. Пругавин, «Законы и справочные сведения по начальному народному образованию» (СПб., 2-е изд., 1904; приведены некоторые библиографические указания); Н. Л. Петерсон, «Просвещение» (свод трудов местных комитетов по 49 губерниям Европейской России, СПб., 1904); А. Гаршин, «Об организации Н. сельскохозяйственных чтений-бесед на юге России» («Земск. Сборн. Черниг. губ.» 1905, 1);Г. Фальборк и В. Чарнолуский, «Внешкольное образование» (19 05).
. смотреть