Что такое народное музыкальное творчество
ТЕМА 1. Народное музыкальное творчество
Обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам традиционной художественной культуры, на современном этапе развития России объективная потребность, обусловленная необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни. В разные периоды это отношение складывалось по-разному: от полной поддержки до полного отрицания отдельных её пластов. Начиная с 20-х годов 20 века традиционные формы культуры нередко нивелировались по причине отказа от их региональных особенностей, делились на более и менее «ценные» формы и жанры во имя утверждения идей социализма, а также из-за несоответствия их формируемому «новому» менталитету народа.
С позиции исторического опыта необходима справедливая оценка традиционной культуры и её особой роли в жизни народов России. Без этого останутся неосознанными до конца ни огромные масштабы потерь, понесенные народной культурой, ни значение сохраненных ею, несмотря на неблагоприятные условия, живительных корней, ни мощь неродных традиций. (Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие. – М.: Гос. респуб. Центр русского фольклора.-1997.-с.11-12.)
Народное музыкальное творчество – одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах. На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли (11,с.6).
Музыкальное творчество обычно отождествляется в нашем сознании с деятельностью композитора. При этом иногда забывают, что истоки, корни всей музыки, в том числе и профессиональной лежат в народном искусстве. Нам неведомы авторы народных мелодий, которые по сей день пленяют нас. В самом деле, кем и когда были сочинены, например, русская народная песня «Во поле берёза стояла», украинская «Солнце низенько», сотни других выразительных, ярких мелодий, без которых невозможно представить музыкальную мировую культуру. Их авторы – выходцы из народа, наделённые от природы щедрым музыкальным даром. Они и были творцами музыки, создателями многих шедевров. У народной музыки есть два «золотых» свойства, объясняющих её непреходящую ценность:
· 1 свойство – многовековая шлифовка временем. Созданная безвестными авторами, песня закреплялась в памяти исполнителей, каждый из которых вносил в неё свои поправки, и все наиболее ценное, что было создано народной мудростью, составляло – фольклор;
· 2 свойство – песня в виде музыкальных образов отражает жизнь, быт, традиции, характер народа.
Формирование ладов происходило именно в народном музыкальном искусстве. Каждой национальной музыкальной культуре свойственны и свои остросюжетные рисунки. Ритм танцев также зародился и отшлифовывался в народной музыке. Прародители всех музыкальных инструментов, используемых сегодня в профессиональной музыке – народные инструменты. /Скрипка – долгое время не признавалась профессиональным за то, что была народным «мужицким» инструментом/.
И хотя имена многочисленных музыкантов – исполнителей из народа забыты, результаты их творчества не пропали даром. Благодаря этому, исполнительское искусство постоянно совершенствовалось. Единственными профессиональными исполнителями народной песни были долгое время странствующие музыканты – актёры. На Руси они назывались – скоморохами. Эти актеры просто и искренне выражали чувства многих людей, рассказывали о своих странствиях и высмеивали пороки богатеев и церковнослужителей, поэтому правящие классы и духовенство объявляли их вне закона, запрещали представления.
В некотором смысле у музыки более счастливая судьба, чем у других видов искусства. В то время как многочисленные войны и стихийные бедствия безвозвратно уничтожали творения умельцев – живописцев, зодчих, мастеров искусства – народные мелодии, как и пословицы, сказки, былины, устно передавались из поколения в поколение и таким образом, были сохранены для нас (11).
Старинные народные песни любой страны – плод коллективного творчества многих людских поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их устном бытовании. Песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же изустным путем переходили от одного певца к другому, от старших поколений к младшим. В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то свое, и таким образом, возникали многочисленные варианты первоначальных напевов. Видоизменялись и слова песен. Первоначальный слагатель песни обычно оставался неизвестным. Как создание широких народных масс всякая народная песня, эпический сказ, частушка (сказка, пословица) составляют достояние всего народа. Личное, индивидуальное начало в неразрывном гармоничном единстве сочетается с коллективным, как основным, ведущим. Имена первоначальных создателей теряются в глубине веков. Лучшим созданиям народно-поэтического творчества присущи глубина содержания, а вместе с тем художественное совершенство стихотворного и мелодического склада. Напевы песен разных стран неповторимо своеобразны, в хорошем эмоционально чутком исполнении народных певцов они своей искренностью и задушевностью оказывают огромное воздействие на слушателей.
Презентация на тему Народное музыкальное творчество
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Народное музыкальное творчество
Песня Песня — наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песни отличаются по жанрам, формам исполнения и др. признакам.
По складу встречаются народные песни одноголосные и многоголосные. Песня может исполняться как одним певцом(сольные), так и хором (хоровые). Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (а cappella). В современной науке в фольклоре принято разделять народные песни на две основные группы: обрядовые и не обрядовые.
Рекрутские. Исполнялись, когда парней забирали на военную службу. Солдатские – «Маруся». Сиротские. Кандальные (арестантские).
Песни исполнялись в каждом городе, в каждой деревне, в каждой семье; на праздниках, посиделках, гуляниях… Пели все. Авторами многих песен были гусляры, кобзари, скоморохи. В Европе их называли – барды, ваганты, менестрели, трубадуры…
Бытовые: «Веревочка». «Пар кычалын» (ищу пару). «Латкокыт» (двенадцать). «Вич мужир» (пять пар). «Вуд йоген» (ручеек). «Нылыт» (четверка). «Кандаш» (восьмерка). «Строй». Тип кадрили. Сольные танцы..
Шыже пуч (осенняя труба)
Сурем пуч (урожайная или праздничная труба)
Арама шушпык ( деревянный соловей-дудочка) Арама – марийское название кустарника, чаще всего ивы. Ещё её называли ивовой свирелью. На ней играют простые народные мелодии. В настоящее время арама шушпык встречается лишь в северных районах республики: Сернурском, Мари-Турецском.
Шун шушпык (глиняный соловей) Раньше инструмент делали из лучшей глины в виде птиц. Позже стали покупать на базаре. На покупной свистульке просверливали дополнительные игровые отверстия, доведя их до четырёх. У свистульки самодельной сильный и сочный звук. Шун шушпык распространён повсеместно.
Эфи (ефи) Эфи – это простейшее приспособление, которое предназначено для воспроизведения мелодии. В этом инструменте берестяная ленточка в натянутом виде прикреплена между двумя деревянными пластинами. Диапазон этого инструмента небольшой, но умело владея эфи, можно выводить разнообразные по характеру мелодии и напевы.
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-383415
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Народная музыка
Народная музыка, музыкальный фольклор, или фолк-музыка (англ. folk music ) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение. [1] Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. [1] Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической. [2]
Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. [1] Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен). [1] Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы). [1] Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Современная народная музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия). [2]
Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.). [1]
Наиболее фундаментальные черты народной музыки сформировались в период дописьменного развития музыкальной культуры, исследование которого возможно в следующих направлениях: а) теоретически и косвенно, исходя из аналогий в смежных областях; б) по сохранившимся письменным и материальным источникам (трактаты о музыке, свидетельства путешественников, летописи, музыкальные инструменты и рукописи, археологические раскопки); в) по непосредственным данным устной музыкальной традиции, способной хранить в себе формы и формотворческие принципы тысячелетней давности. [1]
Для конкретизации понятия «Народная музыка» необходима её региональная, а затем и жанровая дифференциация.
Содержание
Региональная дифференциация
Жанровая дифференциация
Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства — песенные, инструментальные, танцевальные.
Этническая дифференциация
История
Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:
1) древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историч. граница связывается со временем официального принятия той или иной гос. религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;
Выразительные средства народной музыки
Народные артисты, певцы и сказители
В разное время и в разных странах носителями народной музыки были не только безымяные исполнители, но и талантливые творцы-исполнители:
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Народное музыкальное творчество
Народное музыкальное творчество – уникальное явление художественной культуры социума. Оно отражает национальное художественное сознание и менталитет того или иного народа, в нем закрепляются эстетические ценности народа. Психологические черты нации находят отражение в метроритмической, методической и гармонической основе народного мелоса. Народная музыкальная культура является первоосновой музыкальной культуры общества, именно на основе народной музыки формируется профессиональная музыкальная школа. Эстрадная музыка тесно связана с этническими музыкальными традициями. Общеизвестно, что именно негритянские фольклорные традиции стали основанием для развития таких направлений эстрадной музыки, как джаз, свинг, соул и другие. Фольклорные традиции проникают и в современные направления музыкального искусства (фолк-рок и т.п.). Чрезвычайно популярны аранжировки народных мелодий.
Создателем и бережным хранителем музыкальной культуры был народ. Он донес до наших дней древнейшие образцы песен, танцев и инструментальных наигрышей. Упомянутые жанры народного творчества принято называть фольклором. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде.
Самую обширную область народного музыкального творчества, дошедшего до нас еще с Древней Руси, составляет обрядовый фольклор. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем.
Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка. Народное музыкальное творчество песенное.
Классическая музыка тесно связана с народной. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
Современное ему аристократическое общество с пренебрежением относилось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Бросив вызов подобным предубеждениям, композитор проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.
Музыкальное творчество русских композиторов XIX века было прочно связано с народным искусством. Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов XIX века.
Музыкальное народное творчество – это разнообразные по содержанию и особенностям художественной формы музыкальные и музыкально-поэтические произведения, созданные и исполняемые различными социальными категориями трудового народа.
Особенности народного музыкального творчества:
-Глубина и значительность содержания.
-Художественное совершенство, яркое национальное своеобразие поэтического и музыкального языка.
-Устная природа, так как передавалось из поколения в поколение устным путем, так как письменность была достоянием господствующих классов.
-Коллективность творческого процесса.
-Вариантность текстов и напевов.
-Народные произведения сопровождали различные стороны трудовой деятельности и быта.
-На основе песенной культуры выросла и развилась русская классическая музыка.
-Будучи записанными, слова и напевы становятся памятником национальной культуры.
Народная музыкальная культура. Введение
Народная музыкальная культура
Первоосновой всей музыкальной культуры является устное народное песенное творчество.
Древние народные песни и припевки возникли еще в доклассовом обществе (трудовые припевки, возгласы, заклички стихийных сил природы).
Позднее песенное творчество расцвело богатством жанрового разнообразия: появились трудовые земледельческие песни, игровые обрядовые, хороводные, эпические, лирические и другие песни.
М.Горький писал: «Народ не только сила, создающая все материальные ценности, он – единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных».
Народное музыкальное творчество подкупает своей простотой и мудростью. Ведь оно изменяется, народ постоянно совершенствует песни, шлифует их, отсюда их большая художественная ценность.
Одним из характерных признаков народного творчества является его устная природа.
С этим связаны и другие специфические особенности народного творчества: коллективность творческого процесса и многовариантность народных песенных текстов и напевов. Передаваясь из уст в уста, песня приобретала новые варианты напевов и текстов, что меняло ее первоначальный облик и делало ее актуальной. Причем, музыкальный язык более консервативен по сравнению со словесным текстом. Это подтверждается большим количеством вариантов текстов на один напев (например, частушки) Первоначально, созданные отдельными творцами, песни, передаваясь изустно, шлифуются, достигая совершенства.
Народная песня, как явление социальное всегда складывалась в определенных условиях, выполняя определенную функцию. Например, песня земледельца помогала ему в труде. Связь с жизнью проявляется и в исторических песнях, повествующих о происходящих событиях, и в лирических песнях, рассказывающих о тяжелой женской доле.
Таким образом, в народе не существовали песни без связи с его конкретными запросами.
Справедливо указывал М.Горький, что «русская песня – русская история».
Отметим важнейшие этапы развития русской народной песни, которые совпадают с основными периодами истории.
1 этап. Сложился в древнеславянском мире в период, непосредственно предшествующий созданию Киевского государства. Это календарные песни календарного земледельческого круга, некоторые семейно – бытовые песни: плачи, причитания.
2 этап. В 10-11 веках во время создания Киевского государства появляется новый пласт – героический эпос, былины.
4 этап. 18-19 века. Качественно новый этап. Появление городской песни, новой по идейному содержанию, художественным образам, стилистическим особенностям. Характерная черта городской песни – аккордово-гармонический склад.
В 19 веке появляются песни рабочего класса, революционные песни.
Особыми видами музыкального творчества являются разнохарактерные наигрыши, исполняемые на народных инструментах: духовых, струнных, ударных.
Понимать ценность фольклора люди научились давно. Но значение его поняли лишь в последние века. Долгое время к нему относились, как к грубому народному творчеству.
«Собрание народных русских песен с их голосами» Львова и Прача (1790г.).
В 30-х годах 19 века выходят 2 сборника Рупина и Кашина.
Собранием и обработкой народных песен занимались и русские композиторы: Балакирев «40 русских народных песен», Римский – Корсаков «100 русских народных песен», Лядов, Мусоргский, Чайковский и другие.
Большую ценность составляют сборники многоголосных русских народных песен Мельгунова, Пальчикова, Лопатина, Листопадова, Пятницкого. Изучение и собирание русских народных песен продолжается и в наши дни. Работа фольклориста сложна. Еще Барток нарисовал образцового собирателя: «он должен быть отличным музыкантом, лингвистом, хореографом (записывать движения), этнографом (быт), социологом (раскрыть связь с жизнью), историком (знать историю расселения)» Одному человеку все это знать почти невозможно, поэтому сейчас действуют комплексные экспедиции.
Для старинной крестьянской песенной традиции характерны песни в натуральном мажоре и миноре, ладах народной музыки, с ладовой переменностью: параллельно-переменный, одноименно-переменный лад.
Одноголосные песни, развиваясь, сменялись 2-х, 3-хголосными, многоголосными с характерной для русского народного песенного творчества подголосочной полифонией, отличающейся непостоянством количества голосов: унисонное пение расслаивается на 2, 3 голоса, в кадансах же голоса снова сливаются в унисон или октаву.