Что такое народное православие

Народное православие

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

по курсу «Основы православной культуры»

Выполнил:
студент группы Л-31
филологического факультета
В.В.Белоусова
Руководитель:
к. ф. н., доц. С.В. Солодкова
Волгоград

На данный момент не существует точного определения термина «Народное православие» и никто не может дать четкую оценку этому явлению по сей день. При попытке дать точное определение этому словосочетанию ученые и религиозные лица наталкиваются на проблему с определением слова «народ», а также возникает серьезный вопрос о возможности сочетания вместе таких противоположных в корне понятий, как «народное» и «православие».
Одни утверждают, что язычество и христианство существуют параллельно (двоеверие), а другие уверены, что народное православие «по сути, есть замаскированный пласт дохристианской языческой культуры» (Сперанский Н.Н «Книга народной веры» http://www.slavya.ru/trad/velimir/kpv11_12.htm).
Следовательно для того чтобы сделать какие-то выводы самим нужно рассмотреть данный вопрос детально. Что такое двоеверие? Как язычество проявляется в жизни современного православного человека? Как крещение Руси повлияло на привычный уклад жизни языческого человека?

Последствия двоеверия: «Народное православие»

Источник

Народное христианство

Народное христианство — одна из форм народной религии. Заключается в выполнении обрядов и почитании святых, «официально» не признаваемых церковью.

Следует отличать народное христианство от синкретических религий, таких, как гаитянское вуду и кубинская сантерия. Грань между синкретизмом и народной религией достаточно чёткая: в синкретической религии поклоняются персонажам нескольких религий; в народной религии — функции персонажей старой религии перекладываются на персонажей христианских. Например, «специализацию» Перуна — гром и молнии — народ передал Илье-пророку.

Нельзя считать народное христианство и ересью: философских основ христианства оно не затрагивает.

Содержание

Причины и формы

Переход из язычества в христианство

Местночтимые святые

Характерная для народного христианства черта — стихийное зарождение культов местночтимых святых. В случае церковной канонизации, эти святые принимают «официальный» статус, в противном случае — не одобряются церковью. В разгар дела Бейлиса нарисовали икону «ритуально убитого» Андрея Ющинского. Из современных примеров — Евгений Родионов, зверски убитый чеченцами за нежелание снимать крест, мученики Беслана, «святой отрок» Славик Крашенинников.

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Народное христианство» в других словарях:

Народное вече — «Новгородское Вече» (А. П. Рябушкин, конец XIX века) «Псковское вече» (В. М. Васнецов) Вече (общеславянское; от старославянского «вет» совет) народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения… … Википедия

Индийское народное восстание 1857—1859 — Восстание сипаев Борьба за независимость Индии Картина В.Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами», 1884 Дата 10 мая … Википедия

Эфиопская мифология — В Википедии есть портал «Мифология» Данные эфиопско … Википедия

Авдотья Плющиха — У этого термина существуют и другие значения, см. Евдокия Илиопольская. Авдотья Плющиха Евдокия. Икона XIX в. Москва … Википедия

Сергей-капустник — Очистка кочанов от «одёжки» … Википедия

Снятие крещения — (раскрещивание) религиозный обряд или имитация религиозного обряда, выполняемый с целью «снять» с человека христианское крещение, сделать его недействительным. Большинством христианских конфессий возможность снятия крещения не признаётся,… … Википедия

Хэллоуин — У этого термина существуют и другие значения, см. Хэллоуин (значения). Хэллоуин Праздничный постамент в … Википедия

Масленица — «Масленица» … Википедия

Трифонов день — Св. Трифон в сопровождении сокола. Русская икона. Тип народно православный иначе Триф … Википедия

Яблочный Спас — Статья о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Преображение Господне Яблочный Спас … Википедия

Источник

Народное православие: что у него общего с язычеством

Что такое народное православие. Смотреть фото Что такое народное православие. Смотреть картинку Что такое народное православие. Картинка про Что такое народное православие. Фото Что такое народное православие

«Мне Матронушка помогает, я только в неё верю!», «Троица – это Христос, Богородица и Николай Угодник», «После похорон нельзя мыться 40 дней» — подобные шокирующие фразы порой приходится слышать многим священникам. Это странное явление принято именовать «народным православием», т.к. оно имеет много общего с языческими представлениями о духовности.

Языческое сознание

«Непросвещённость» проявляется в своеобразном отношении к обрядам и таинствам Церкви, в специфическом понимании «духовности». Явление это не новое: редкие проповедники умели донести до простого народа суть христианского учения, не исказив смысла.

Христианские элементы удобно встроились в языческую картину мира, лишь слегка её изменив. Магизм и двоеверие всегда были характерны для русской религиозности: принятие обрядовой стороны православия при языческом сознании.

«Симптомы» проявления языческого сознания в народном православии

Пантеон Богов. Вполне самодостаточными «богами» в пантеоне «народного православия» стали святые, к которым часто обращаются «вместо» Бога. Отсюда разделение святых «по функционалу», по аналогии с языческими божествами: непременно важно понять, кому о чём молиться. Молитва «ответственному святому» считается более действенной. Просто молиться Богу – это непонятно, и страшно, а значит – неэффективно.

«Святыньки». наделение предметов самостоятельной сакральной ценностью. Всевозможные «святыньки» воспринимаются как источник «чуда». Иконы, мощи, «земелька» и прочие атрибуты, которые для христиан лишь предметы благоговейного почитания, становятся в «народном православии» «волшебной палочкой», которая может избавить от всех неприятностей.

Опять же – вне зависимости от собственных усилий и Христа. То же самое с записками, свечами и молитвами – непонятные большинству действия и слова перевираются и воспринимаются как самоценные «заклинания» (например, искаженный 90-й псалом – в народе «Живые помощи»).

Обрядоверие. Как было сказано, для язычества соблюдение ритуала в мелочах являлось залогом успеха у «высших сил». В «народном православии» это выражается в соблюдении буквы церковного Устава без осмысления и веры.

При этом категорически осуждаются любые отклонения. Отсюда любовь к церемониям («Венчание – это красиво»), судорожное соблюдение бытовых традиций («На Пасху кулич и яйца освятить обязательно!») и суеверие («Надо причаститься, чтобы не болеть», «Машину освятить – от аварий»).

Церковная субкультура XX века

Особые черты приобрело «народное православие» в XX веке, после того, как религия в России перестала быть вне закона.

Если ранее носителями «народного православия» были, в основном, люди простого сословия, то к концу XX века это мировоззрение распространилось на большую часть православного сообщества и священства. И неудивительно: «простого люда» в России всегда было больше и в годы гонений, в основном, именно в этой среде религиозная жизнь и сохранялась.

Естественно, что, придя в открывшиеся храмы в начале 90-х многие застали там весьма специфические образцы «народного благочестия» и свою сложившуюся систему отношений. И приняли это как должное.

Многие стали пытаться строить жизнь по апокрифическим представлениям «народного православия». Оно стало национальной субкультурой – маргинальной, крестьянско-консервативной, негативно настроенной к «светской» культуре и образованности как вещам, мешающим «подлинной духовности».

Внешняя эффектность вышла на первый план: люди стали гоняться за внешней атрибутикой, «чудесами», «старцами» и «пророчествами», не вникая в суть христианства. И, к сожалению, сталкиваясь с реальными жизненными испытаниями, часто разочаровывались в Церкви, так как ничего, кроме «обычаев» они там не нашли, ничему другому не были научены.

90-е годы для общества были кризисом самоидентификации. И для многих такая «православно-фольклорная» субкультура стала целым открытием: казалось, что это и есть та самая «Святая Русь», которую «мы потеряли».

Всё здесь было экзотикой для уставшего от «диалектического материализма» советского человека: язык, запах ладана, красота обряда. С таким же успехом люди в те годы покорялись различными «духовными практиками».

Источник

Народное христианство

Содержание

Специфика [ ]

В народном христианстве сформировалась «неофициальная» интерпретация ритуалов, священных текстов и персонажей библейской истории. Таким образом, это динамическая форма религии, в которой в синкретическом единстве сосуществует христианское вероучение и элементы дохристианских языческих верований, соединяются архетипические мифопоэтические идеи и христианские каноны.

По мнению историка и этнолога С. Штыркова, граница между «каноническим» и «народным» христианством не является чёткой и постоянной, и проводится религиозными институциями (например, РПЦ), которые нередко оценивают выходящее за эти рамки как «суеверие» или «язычество»

Концепция «двоеверия» [ ]

Концепция «двоеверия» зародилась в церковной среде. Ещё в период раннего христианства появляются «обличительные слова» против неканонических религиозных практик среди христиан. Например в Восточной Римской империи IV века Астерий Амасийский (ок. 350 — ок. 410) в своих проповедях выступал против празднования календ. Василий Великий (ок. 350 — ок. 410) обличал современников-христиан за разгульные поминки на могилах, принимавшие характер языческих луперкалий. В Западной Римской империиотцы и учителя Церкви в своих проповедях тоже обличали христиан за присутствие в их жизни остатков языческих обычаев.

На Руси данный концепт появляется вместе с церковными поучениями против язычества. Например, «Слово некоего христолюбца и ревнителя правой веры» XIV—XV веков сообщает следующее:

…Так и этот христианин не мог терпеть христиан, двоеверно живущих, верящих в Перуна, Хорса, Мокошь и Симаргла, в вил, которых, как говорят невежественные, тридевять сестриц, считают их богинями и приносят им жертвы и режут кур, молятся огню, называя его Сварожичем, обожествляют чеснок, и когда у кого будет пир, тогда кладут его в вёдра и чаши, и так пьют, веселясь о своих идолах.

Критика концепции «двоеверия»

С XIX века нас вполне убедили в том, что «стоит снять с языческих обрядов наложенные, тонким слоем, христианские краски, чтобы обнаружились черты древних языческих верований».

Страхов считает эту схему примитивной и не соглашается с ней. В своей монографии «Ночь перед Рождеством» он ставит целью доказать, что, наоборот, «под „языческой“ внешностью обряда или верования часто скрывается вполне христианская основа». Для этого он привлекает широкий сравнительный материал народного христианства со всей Европы.

А. А. Панченко, критикуя построения оторванных от реальности реконструкций архаики, пишет:

… у нас не так уж много методов для определения древности тех или иных явлений массовой (особенно — устной) культуры. «Архаизм» многих культурных форм, исследовавшихся отечественными этнологами и фольклористами, — это научная иллюзия. То, что считалось «наследием язычества», нередко оказывалось сравнительно поздним явлением, возникшим в контексте христианской культуры. Думаю, что стремление к архаике является ещё одним способом конструирования «чужого» — этого «неясного объекта желания» колониальной антропологии.

Народный католицизм [ ]

Что такое народное православие. Смотреть фото Что такое народное православие. Смотреть картинку Что такое народное православие. Картинка про Что такое народное православие. Фото Что такое народное православие

Народный католицизм — любое проявление народной религии в католицизме, практикующееся в католических общинах, и как правило, в развивающихся странах. Практики «народного католицизма» варьируются в зависимости от места, и иногда даже противоречат официальному учению и практике Католической церкви.

Народное православие [ ]

Народное православие у славян [ ]

Формирование [ ]

Что такое народное православие. Смотреть фото Что такое народное православие. Смотреть картинку Что такое народное православие. Картинка про Что такое народное православие. Фото Что такое народное православие Что такое народное православие. Смотреть фото Что такое народное православие. Смотреть картинку Что такое народное православие. Картинка про Что такое народное православие. Фото Что такое народное православие Что такое народное православие. Смотреть фото Что такое народное православие. Смотреть картинку Что такое народное православие. Картинка про Что такое народное православие. Фото Что такое народное православие

Русский народ ничего не понимает в своей религии… он смешивает бога со святителем Николаем и последнему готов даже отдать преимущество… Догматы христианства ему совершенно неизвестны

По мнению некоторых исследователей, народные религиозные представления должны осознаваться не как «двоеверие», «наслаивание и параллельное существование старого и нового», не как бессистемное образование, состоящее из собственно языческого культурного слоя и поздних церковных напластований, а как «народное единоверие», целостное мировоззрение, не распадающееся на язычество и христианство, а образующее целостную, хотя и подвижную, а в некоторых случаях и несколько противоречивую систему

Представлениях славян о святых [ ]

Народные представления славян о христианских святых и их жизни порой сильно отличаются от их канонических образов. В сказках и легендах некоторые из них иногда органично выполняют функцию добрых помощников, а иные — даже роль вредителей по отношению к крестьянину. Особенно сильно это сказалось на образах Богородицы, Николая Чудотворца, Ильи-пророка, Георгия Победоносца, Власия, Флора и Лавра, Касьяна, Параскевы-Пятницы, Кузьмы и Демьяна.

Что такое народное православие. Смотреть фото Что такое народное православие. Смотреть картинку Что такое народное православие. Картинка про Что такое народное православие. Фото Что такое народное православие

Соединение культов Богородицы и Матери сырой земли зафиксировано в 1920-е годы в Переславль-Залесском уезде Владимирской губернии. Здесь во время сильной засухи мужчины в отчаянии стали бить колотушками сухие комья земли на пашне, на что женщины потребовали остановиться, говоря, что тем самым они бьют «саму Мать Пресвятую Богородицу». О связи Богородицы с земледелием свидетельствует и приуроченность в некоторых местах у русских обрядов, относящихся к обрядовому началу сева на Благовещенье. Для того, чтобы был хороший урожай, в этот день освящали зерно для посева, а затем икону Богородицы ставили в сосуд с зерном, и произносили приговор [43] :

Матерь Божья! Гавриил Архангел! Благовестите, благоволите, Нас урожаем благословите. Овсом да рожью, ячменем, пшеницей И всякого жита сторицей!

Что такое народное православие. Смотреть фото Что такое народное православие. Смотреть картинку Что такое народное православие. Картинка про Что такое народное православие. Фото Что такое народное православие

Другой народный образ святого связан с началом весны, земледелием и скотоводством, с первым выгоном скота, который у восточных и части южных славян, а также в восточной Польше часто бывает на Юрьев день. В русских (костром., твер.) обходных юрьевских песнях обращаются к св. Егорию и св. Макарию

Егорий ты наш храбрый,

Макарий преподобный! Ты спаси нашу скотину В поле и за полем, В лесу и за лесом, Под светлым месяцем, Под красным солнышком, От волка хищного, От медведя лютого, От зверя лукавого

хорватов и словенцев в обходе дворов с юрьевскими песнями главная фигура — «Зелёный Юрий» (Zeleni Juraj) — мальчик, покрытый с головы до ног зелёными ветками, изображающий св. Георгия (ср. полес. куст). В тех же хорватских песнях в Юрьев день иногда присутствует мотив змееборчества и похищения змеем девицы. Словенцы в Помурье водили «Зелёного Юрия» или «Весника» (Zeleni Jurij, Vésnik — от словенского диалектного vésna «весна») и пели [48]

Оригинал

Zelenega Jurja vodimo, Maslo in jajca prosimo, Ježi-babo zganjamo, Mladoletje trosimo!

Зелёного Юрия водим, Масло и яйца просим, Бабу Ягу прогоняем, Весну рассыпаем!

Тръгнал ми е свети Георги Сутром рано на Герговден Да обижда зелени нивя, Зелени нивя, росни ливади.

Направился святой Георгий Рано утром на Юрьев день Объезжать зеленые поля, Зелёные поля, росистые луга.

Власий — скотий бог

Что такое народное православие. Смотреть фото Что такое народное православие. Смотреть картинку Что такое народное православие. Картинка про Что такое народное православие. Фото Что такое народное православие

Проявление в иконах и обрядах [ ]

Советский искусствовед М. В. Алпатов полагал, что среди древнерусских икон можно выделить те, в которых отражены народные идеалы [какие?] и что особенно ярко народное представление о святых проявляется на иконах с изображением покровителей скота (Георгия, Власия, Флора и Лавра), а также на иконах Ильи Пророка, своего рода «преемника» бога грома и молнии Перуна. Кроме того, он допускал, что некоторые [какие?] древнерусские иконы отразили народное двоеверие, в том числе культ Матери Сырой Земли [57]

Источник

Народное православие: что шокирует священников

Что такое народное православие. Смотреть фото Что такое народное православие. Смотреть картинку Что такое народное православие. Картинка про Что такое народное православие. Фото Что такое народное православие

«Мне Матронушка помогает, я только в неё верю!», «Троица – это Христос, Богородица и Николай Угодник». Такие признания иногда приходится слушать нашим священникам.

Языческое сознание

«Непросвещённость» проявляется в своеобразном отношении к обрядам и таинствам Церкви, в специфическом понимании «духовности». Явление это не новое: редкие проповедники умели донести до простого народа суть христианского учения, не исказив смысла.

Христианские элементы удобно встроились в языческую картину мира, лишь слегка её изменив. Магизм и двоеверие всегда были характерны для русской религиозности: принятие обрядовой стороны православия при языческом сознании.

«Симптомы» проявления языческого сознания в народном православии

Пантеон Богов. Вполне самодостаточными «богами» в пантеоне «народного православия» стали святые, к которым часто обращаются «вместо» Бога. Отсюда разделение святых «по функционалу», по аналогии с языческими божествами: непременно важно понять, кому о чём молиться. Молитва «ответственному святому» считается более действенной. Просто молиться Богу – это непонятно, и страшно, а значит – неэффективно.

«Святыньки». наделение предметов самостоятельной сакральной ценностью. Всевозможные «святыньки» воспринимаются как источник «чуда». Иконы, мощи, «земелька» и прочие атрибуты, которые для христиан лишь предметы благоговейного почитания, становятся в «народном православии» «волшебной палочкой», которая может избавить от всех неприятностей.

Опять же – вне зависимости от собственных усилий и Христа. То же самое с записками, свечами и молитвами – непонятные большинству действия и слова перевираются и воспринимаются как самоценные «заклинания» (например, искаженный 90-й псалом – в народе «Живые помощи»).

Обрядоверие. Как было сказано, для язычества соблюдение ритуала в мелочах являлось залогом успеха у «высших сил». В «народном православии» это выражается в соблюдении буквы церковного Устава без осмысления и веры.

При этом категорически осуждаются любые отклонения. Отсюда любовь к церемониям («Венчание – это красиво»), судорожное соблюдение бытовых традиций («На Пасху кулич и яйца освятить обязательно!») и суеверие («Надо причаститься, чтобы не болеть», «Машину освятить – от аварий»).

Церковная субкультура XX века

Особые черты приобрело «народное православие» в XX веке, после того, как религия в России перестала быть вне закона.

Если ранее носителями «народного православия» были, в основном, люди простого сословия, то к концу XX века это мировоззрение распространилось на большую часть православного сообщества и священства. И неудивительно: «простого люда» в России всегда было больше и в годы гонений, в основном, именно в этой среде религиозная жизнь и сохранялась.

Естественно, что, придя в открывшиеся храмы в начале 90-х многие застали там весьма специфические образцы «народного благочестия» и свою сложившуюся систему отношений. И приняли это как должное.

Многие стали пытаться строить жизнь по апокрифическим представлениям «народного православия». Оно стало национальной субкультурой – маргинальной, крестьянско-консервативной, негативно настроенной к «светской» культуре и образованности как вещам, мешающим «подлинной духовности».

Внешняя эффектность вышла на первый план: люди стали гоняться за внешней атрибутикой, «чудесами», «старцами» и «пророчествами», не вникая в суть христианства. И, к сожалению, сталкиваясь с реальными жизненными испытаниями, часто разочаровывались в Церкви, так как ничего, кроме «обычаев» они там не нашли, ничему другому не были научены.

90-е годы для общества были кризисом самоидентификации. И для многих такая «православно-фольклорная» субкультура стала целым открытием: казалось, что это и есть та самая «Святая Русь», которую «мы потеряли».

Всё здесь было экзотикой для уставшего от «диалектического материализма» советского человека: язык, запах ладана, красота обряда. С таким же успехом люди в те годы покорялись различными «духовными практиками».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *