Что такое народные частушки в литературе

Частушки

Что такое народные частушки в литературе. Смотреть фото Что такое народные частушки в литературе. Смотреть картинку Что такое народные частушки в литературе. Картинка про Что такое народные частушки в литературе. Фото Что такое народные частушки в литературе

Частушка – это короткая рифмованная народная песня (вне зависимости от того, быстро или протяжно она поется). Это относительно новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества.

Частушки возникли во второй половине XIX века. Этот термин был введён писателем Г.И.Успенским в очерке «Новые народные песни» в 1889 году. В этом очерке Г.И.Успенский давал характеристики народных стишков.

Истоками частушек являются игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно,
Пропою я вам частушки,
Это занимательно.

Белка пела и плясала,
Словно заводная.
Все сапожки истоптала,
Шла домой босая.

Поручили бегемоту
Очень важную работу,
А упрямый бегемот
Сделал всё наоборот.

Шёл милёнок на свиданье,
Кот дорогу перешёл,
А милёнок испугался —
На свиданье не пришёл.

Мы с милёночком сидели
У реки под мостиком.
Он пошёл, а я сказала:
«Обезьяна с хвостиком.»

Ехал трактор синенький,
Машинист красивенький,
Я хотела ручку дать,
Его в пыли не видать.

Меня милый обманул,
Говорил летает.
Я пришла на аэродром,
А он подметает.

Что такое народные частушки в литературе. Смотреть фото Что такое народные частушки в литературе. Смотреть картинку Что такое народные частушки в литературе. Картинка про Что такое народные частушки в литературе. Фото Что такое народные частушки в литературе

Меня милый обманул,
Мне на это наплевать,
Я такого лягушонка
Решетом могу поймать.

Мой милёнок, как телёнок,
Только разница одна:
Мой милёнок пьёт из кружки,
А телёнок из ведра.

Раньше были булочки,
А теперь батоны.
Раньше были девочки,
А теперь Мадонны!

Раньше были рюмочки,
А теперь бокалы.
Раньше были мальчики,
А теперь нахалы!

Динозавров наши предки
Рисовали на скале,
А теперь Семён виньетки
Вырезает на столе.

Начал важничать Вадим,
Ходит с видом гордым,
Словно стал не звеньевым,
А английским лордом!

Опоздания причину
Толя мигом сочинит —
То спасал от волка Зину,
То нашёл метеорит!

Всех быстрей Андрей бежит
И съезжает с горки.
А за партой он дрожит,
Словно мышка в норке!

Мокрым веником Егорка
Так и хлещет Ваню —
Генеральная уборка
Превратилась в баню!

Грязный Паша смотрит гордо
На ребят по праву,
Просто Паша — мастер спорта
По прыжкам в канаву!

Только начался урок,
Марина шлёт записку —
«Очень вкусный пирожок
Меняю на ириску!»

Всех Никита задирает,
Получает тумаки.
Кто-то марки собирает,
А Никита синяки!

Маша ела хохоча
Гречневую кашу.
Отмывали целый час
Гречневую Машу!

Хоть оценки и не очень,
Шура очень знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит!

У Вадима нет терпенья,
Он урок не доучил
И за пол стихотворенья
Полчетвёрки получил!

Вова вертится в буфете,
Пробивается вперёд.
Пожалейте Вову, дети,
Дайте Вове бутерброд!

Костя сплетни узнает,
А потом разносит.
Всем по сплетне раздаёт,
Хоть его не просят.

Чемпионом прозванный,
Антон кидает в цель
Жёлтый неопознанный
Летающий портфель!

Даже в Танин день рожденья
Витя по привычке
Таню вместо поздравленья
Дёрнул за косички.

Вова время не терял,
Поздравляем Вовочку —
Он с три короба наврал
И еще коробочку!

Всё, что Петя подобрал,
Он в карман пихает.
Если Петя погулял,
Дворник отдыхает.

Не смотрите на меня,
Глазки поломаете!
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете!

Гимнастерку перешили
Мне в портняжной как-то раз:
К рукавам карман пришили,
А к спине противогаз.

Купи папа лисапед,
Я поеду в сельсовет.
Председателю скажу,
Что я замуж выхожу!

Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице.
Выражает на лице,
Что сидит он на крыльце.

На окошке два цветочка
Голубой да синенький.
Про любовь никто не знает,
Только я да миленький.

Полюбила я его,
Чёрненького, кажется.
А он, рыжая собака,
Гуталином мажется.

Я на Колю в коридоре
Каблуками топала.
Хоть я Кольку не любила,
Но конфеты лопала.

Растяну гармонь пошире,
Ты послушай, милая:
Почему я не целую?
Ты еще сопливая!

За столом собрались гости,
Все довольные сидят.
А хозяева трясутся,
Неужели всё съедят?

Жили были дед да баба,
Ели кашу «Анкл-Бэнц».
И старуха, во дела,
Негритёнка родила.

Что такое народные частушки в литературе. Смотреть фото Что такое народные частушки в литературе. Смотреть картинку Что такое народные частушки в литературе. Картинка про Что такое народные частушки в литературе. Фото Что такое народные частушки в литературе

Ноги синие у Гали,
Галю в клинику забрали.
Присмотрелись, а у Гали
Это джинсы полиняли.

Крошка сын к отцу пришёл,
И сказала кроха:
— «Тыщу» долларов на стол
Или будет плохо.

В детстве девочку, бывало,
Мать милицией пугала.
Теперь выросла девица,
Вся милиция боится.

Безбилетных дядю с тётей
Контролёр прогнал домой!
Дело было в самолёте…
Вёрст пятнадцать над землёй.

Милый мой лежит в «джакузе»,
Пейджерок лежит на пузе.
Мой милёнок — рэкетир,
Контролирует сортир.

Сидит милый на заборе
В алюминиевых штанах.
И кому какое дело,
Что ширинка на болтах.

Бабка деда хоронила,
Всю дорогу плакала,
А у деда из кармана
Самогонка капала.

Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

Источник

Частушка

Что такое народные частушки в литературе. Смотреть фото Что такое народные частушки в литературе. Смотреть картинку Что такое народные частушки в литературе. Картинка про Что такое народные частушки в литературе. Фото Что такое народные частушки в литературе

Что такое народные частушки в литературе. Смотреть фото Что такое народные частушки в литературе. Смотреть картинку Что такое народные частушки в литературе. Картинка про Что такое народные частушки в литературе. Фото Что такое народные частушки в литературе

Что такое народные частушки в литературе. Смотреть фото Что такое народные частушки в литературе. Смотреть картинку Что такое народные частушки в литературе. Картинка про Что такое народные частушки в литературе. Фото Что такое народные частушки в литературе

Часту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.

Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.

Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.

«Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни.

Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.

«Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда.

Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.

Частушки сочиняли все — и взрослые и дети.

В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Частушка» в других словарях:

частушка — припевка, запевка, песенка Словарь русских синонимов. частушка сущ. • припевка • запевка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

ЧАСТУШКА — короткая (обычно 4 строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно музыкального творчества 2 й пол. 19 20 вв … Большой Энциклопедический словарь

ЧАСТУШКА — ЧАСТУШКА, частушки, жен. (лит.). Произведение устной народной поэзии четверостишие (или двустишие с двумя полустопами в каждом стихе) лирического или злободневного и шутливого содержания, исполняемое на определенный напев. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

ЧАСТУШКА — ЧАСТУШКА, и, жен. Народная песенка четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно шутливого содержания. Петь, играть частушки. | прил. частушечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Частушка — короткая (обычно 4 строчная), исполняющаяся в быстром темпе рифмованная песенка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народно музыкального творчества 2 й пол. ХIХ – ХХ вв. Большой толковый словарь… … Энциклопедия культурологии

Частушка — ЧАСТУШКА, короткая (обычно 4 строчная), исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка (припевка) преимущественно любовного, нередко злободневного содержания; популярный жанр русского народного словесно музыкального творчества последней трети 19 … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Частушка — жанр русского словесно музыкального народного творчества, короткая (обычно 4 строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 в.; генетически связана с традиционными (преимущественно… … Большая советская энциклопедия

ЧАСТУШКА — Короткая рифмованная народная песенка, которая исполняется в быстром темпе на определенную мелодию. Название происходит от слова частый быстрый, повторяющийся много раз. Оно отражает манеру исполнения частушки: ее поют быстрым говорком («часто») … Лингвострановедческий словарь

частушка — и, род. мн. часту/шек, ж. Жанр русского словесно музыкального народного творчества, куплеты в две или четыре строки, распеваемые одним или попеременно несколькими исполнителями. Распевать частушки. За окном высокий женский голос лихо запел… … Популярный словарь русского языка

частушка — жанр фольклора; двухстрочные или четырехстрочные рифмованные куплеты песенно декламационного характера с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Жанры фольклора Прочие ассоциативные связи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Источник

Частушка. Статья из Википедии

Частушка
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 октября 2013; проверки требуют 47 правок.

Перейти к: навигация, поиск
Самыми модными и любимыми
в нашем народе
поэтическими произведениями
в настоящее время,
бесспорно, являются
романс и частушка
этнограф Д. К. Зеленин, 1901 г.[1]
Внешние видеофайлы

Играй гармонь, Частушки, 1999

Играй гармонь, Частушки, 2005

Часту;шка (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-м годам. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков[2][3]. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм[4][5].
По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»[6]; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют»[7].
Содержание
• 1 Характеристика частушки
• 2 История возникновения частушки
• 3 Различные названия частушки
• 4 Типы частушек
• 5 Темы частушек
• 6 Символизм цвета в частушке
• 7 См. также
• 8 Примечания
• 9 Литература
• 10 Дополнительная литература
• 11 Ссылки
Характеристика частушки[править | править вики-текст]
Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Частушка общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.)[8].
Текст частушки — обычно это четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полу говорком или напевно[8].
История возникновения частушки[править | править вики-текст]
Есть факты наличия коротеньких песенок, близких к частушкам, в XVIII[9] и первой половине XIX веков, но они не убедительны. Однако метод изучения фольклорных текстов, связанный с попыткой относительно точного датирования времени их происхождения на основе дат первых их публикаций не может быть в полной мере применен к фольклору и поэтому это не является основанием для отнесения времени возникновения тех или иных жанров фольклора именно к периоду не ранее XVIII века[3]. Поэтому принято считать, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Предшественниками её были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».
Первоначально частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню. Резко по этому поводу высказывался великий русский певец Ф. И. Шаляпин. В своей книге «Лад» известный писатель В. И. Белов приводит одно из высказываний Ф. И. Шаляпина: «…Что случилось с ним (то есть народом), что он песни забыл и запел эту частушку, эту удручающую, невыносимо бездарную пошлость? Эта проклятая немецкая гармошка, которую с такой любовью держит под мышкой какой-нибудь рабочий в день отдыха? Этого объяснить не могу. Знаю только одно, что эта частушка — не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно раскрашенная. А как хорошо пели. Пели в поле, на речке, в лесах, в избах за лучиной…»[10].
В XX веке острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре. Сейчас частушка живет полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской национальной песенной культуре[2].
Частушки совершено отсутствуют на Дону, так как казаки пренебрежительно относились к российским «лапотникам», поэтому и не перенимали жанр частушки. «Частушка» вошла в словари многих языков без перевода, как и слово «самовар», «матрешка», которые иноязычные словари не переводят[2].
Различные названия частушки[править | править вики-текст]
Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши. В разных областях России частушки называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки, скоморошина, тараторка, проходная и т. д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания[2].
Типы частушек[править | править вики-текст]
• Лирические частушки (припевки) — 4-х строчная частушка на разные темы.
• Плясовые — 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. В 1917—1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
• Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
• Частушки, названные по зачину — «Семеновна». Это 2-х строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. В частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов[2].
• Матаня — со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом слово так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Это четырёх стопный хорей, а также строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев[11][12].
Темы частушек[править | править вики-текст]
Большинство частушек — о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические, деревенско-колхозные будни с колхозной производственной тематикой и с участием трактористов-механизаторов. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалась общенародная доля здорового цинизма по отношении ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все — и взрослые и дети. В 1990-е годы, после Перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые темы частушек запрещены цензурой. В предсоветскую эпоху к такой теме относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие частушки содержат ненормативную лексику.
Символизм цвета в частушке[править | править вики-текст]
В частушке цвет имеет символическое значение: красный — цвет силы, голубой — цвет сомнения, жёлтый — цвет измены, чёрный — цвёт горя, белый цвет — цвет чистоты и непорочности[13].

Примеры частушек на различные темы
Про Семёновну:
Эх, Семеновна, ты мне нравишься,
Поцелуй меня, ты не отравишься.
Поцеловалася, не отравилася,
Любовью Сениной я заразилася[14].

Страдания:
Была девка — все любили,
Стала баба — все забыли.

Заунывные, женские:
Рожку жала, убежала
Из поля в поляночку,
Хороша милай играет
Новую тальяночку[1].

Про тёщу
Мимо тёщиного домику
Пройду и пропою:
Что гулять не отпускает
Сударушку мою[1].

Тема про войну:
Мы с миленочком поедем
Воевать напарочку:
Он пойдет за командира,
Я — за санитарочку[15].

Армейская частушка:
Нас забреют, мы не тужим,
По три годика отслужим.
На Елец дорожка пряма,
Призываться будем тама[15].

Про гармониста:
Гармонист устал,
Запинаться стал,
А я ему стулицу
Вынесу на улицу[12].

На свадьбу:
Посмотрите на невесту:
Она просто идеал!
От неё жених ни с места,
Чтобы кто, вдруг, не украл[16]!

Большевистская, политическая и антирелигиозная пропаганда:
Знаем Ленина заветы.
Кулаки, попы — наш враг
Призовет их всех к ответу
Большевицкий красный флаг.

Источник

Что такое народные частушки в литературе

Само название «частушка» придумал писатель Глеб Успенский, чтобы как-то назвать новый — поздний — жанр русского музыкального фольклора. Исследователи считают, что он появился в 60−70-е годы XIX века. Название подчеркивало связь между новым жанром и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Классические частушки обладают определенными чертами. Во-первых, их поют под музыку: под гармонь или балалайку. Иногда частушки исполняют под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Во-вторых, жанр подразумевает некое соревнование. Чаще всего — певца и гармониста, а иногда — двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. В-третьих, исполнение сопровождается приплясыванием. Поэтому частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Ну и, наконец, частушки основаны на импровизации. Почему они так популярны и любимы? Потому что тексты создаются буквально на глазах слушателей и часто посвящены злободневным событиям.

Частушки долго адаптировались к местным традициям. Они постепенно впитали черты протяжных песен, причитаний, разных обрядовых жанров. Общерусские частушки — быстрые, исполнялись под инструмент, с приплясом, пелись соло. Это, например, «Барыня», «Семеновна», «Сербиянка», позаимствовавшие названия у инструментальных наигрышей. Родился и специфический жанр «страданий» — это локальный вариант частушек. Их можно было услышать повсюду в России, но в каждой местности они имели особенное звучание. Под них не плясали, но иногда исполнители могли идти с такими частушками по деревне — и их называли «проходочки», «проходные». Тексты таких «страданий» были посвящены прежде всего любовным переживаниям:

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Многие знаменитые композиторы использовали напевки этого жанра в своем творчестве. Например, Родион Щедрин написал целый симфонический цикл «Озорные частушки». Они звучали и в его первой опере — «Не только любовь».

Само название «частушка» придумал писатель Глеб Успенский, чтобы как-то назвать новый — поздний — жанр русского музыкального фольклора. Исследователи считают, что он появился в 60−70-е годы XIX века. Название подчеркивало связь между новым жанром и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Классические частушки обладают определенными чертами. Во-первых, их поют под музыку: под гармонь или балалайку. Иногда частушки исполняют под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Во-вторых, жанр подразумевает некое соревнование. Чаще всего — певца и гармониста, а иногда — двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. В-третьих, исполнение сопровождается приплясыванием. Поэтому частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Ну и, наконец, частушки основаны на импровизации. Почему они так популярны и любимы? Потому что тексты создаются буквально на глазах слушателей и часто посвящены злободневным событиям.

Частушки долго адаптировались к местным традициям. Они постепенно впитали черты протяжных песен, причитаний, разных обрядовых жанров. Общерусские частушки — быстрые, исполнялись под инструмент, с приплясом, пелись соло. Это, например, «Барыня», «Семеновна», «Сербиянка», позаимствовавшие названия у инструментальных наигрышей. Родился и специфический жанр «страданий» — это локальный вариант частушек. Их можно было услышать повсюду в России, но в каждой местности они имели особенное звучание. Под них не плясали, но иногда исполнители могли идти с такими частушками по деревне — и их называли «проходочки», «проходные». Тексты таких «страданий» были посвящены прежде всего любовным переживаниям:

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Многие знаменитые композиторы использовали напевки этого жанра в своем творчестве. Например, Родион Щедрин написал целый симфонический цикл «Озорные частушки». Они звучали и в его первой опере — «Не только любовь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *