Что такое народные музыкальные инструменты
Русские народные музыкальные инструменты
Наталия Довгань
Русские народные музыкальные инструменты
Пищалки считаются одними из древнейших музыкальных инструментов. Для изготовления пищалок можно использовать простую травинку, гусиное перо, либо ленту бересты.
Принцип работы пищалки прост – полученную ленточку немного разрезают по середине, натягивают пальцами и дуют в образовавшийся разрез. Получается интересный пищащий звук. Можно поэкспериментировать с материалом, длинной разреза и способом звукоизвлечения чтобы получить красивое звучания этого нехитрого инструмента.
Наверно, самый любимый детьми музыкальный инструмент. Создает шумовую окраску и прекрасно сочетается с другими звучаниями.
Погремушки бывают различных форм, могут быть в виде продолговатых трубочек, а могут и круглые.
Наполняют погремушки сыпучими материалами, это может быть и крупа, и мелкие камешки, которые при тряске издают интересный шумовой эффект.
Принцип работы волчка (юлы).
Известно использование слова фурфалка в фразе «сделай из него/нее фурфалку» по отношению к испорченной, ненужной вещи, что означает совет выбросить (фурнуть, фуркнуть) ее.
Также словом фуркалка называют любую вещь,издающую похожий звук: зажигалку, двигатель.
С незапамятных времен забавлялись дети простой и незамысловатой игрушкой: через две дырочки в каком-нибудь предмете, например, в пуговице или фанерной плашке продевается прочная нитка, завязывается узелок.
Для запуска игрушки необходимо надеть на указательные пальцы рук веревочку так, чтобы пуговица (или плашка) оказалась посередине. Вращательными движениями закручивают веревку в одну сторону, затем начинают ее то натягивать, то отпускать. Пуговица (или плашка) начинают издавать звуки. Звуки могут быть разные. Они, конечно, зависят от материалов, из которых сделана игрушка,но ведь и мало ли кому что послышится: «фыр-фыр-фыр», или «жжжу-жжуу-жууу», или «гыр-гыр-гыр»…
Поэтому и называют её кто фурчалкой, кто кто гуркалкой, кто жужжалкой…
Для изготовления фурчалки можно использовать любые подручные материалы: пуговицы, деревянные плашки, ластики и даже простые картонки. Деревянные или картонные фурчалки можно раскрашивать или делать на них аппликации.
Такая игрушка при наличии некоторого опыта делается за считанные минуты и умещается в кармане, так что с ее помощью можно скрасить ожидание автобуса, время в электричке или в очереди к врачу.
Фурчалка не только поможет справиться со скукой, но и потренирует пальчики малыша, позволит поэкспериментировать с изменением темпа и ритма движения игрушки.
Можно даже устраивать соревнования: кто скорее раскрутит фурчалку или кто за определенное время передаст её другу большее количество раз.
А можно затеять эстафету: игрок запускает фурчалку и пытается пройти с ней отмеренное расстояние (если фурчалка перестает крутиться, он останавливается, раскручивает ее вновь, а затем продолжает движение). Когда он возвращается к своей команде, то передает фурчалку следующему игроку.
Духовые инструменты
Флейта — это общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. Семейство флейты довольно многочисленное по своим разновидностям.
По подобию флейты возникли другие музыкальные инструменты: Сопель, Кувиклы.
Это духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Кувиклы – это разновидность флейты Пана. Флейта Пана — это многоствольчатая флейта, состоящая из нескольких бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок ступенчато уменьшающейся длины, закрытых снизу. Верхние, открытые, концы располагаются в один ряд. Трубки бывают длиной до ста двадцати сантиметров. На больших панфлейтах, а также двухрядных, играют вдвоём.
Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. В последнее время они стали использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты.
Народные мастера лепят свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Если свистулька имеет сложную форму и к тому же крупная, свисток можно выполнить отдельно, а затем соединить с остальной частью игрушки.
Изготовлением глиняных свистулек занимались в России и многих других странах мира издавна. Постепенно из простых трубочек они стали превращаться в настоящие произведения искусств, и радовать не только слух, но и глаз зрителей свистульного представления.
Изготовить такую свистульку, пусть и не такую красивую для начала, далеко ходить не нужно – глина имеется у нас прямо под ногами. Дело в том, что единой технологии изготовления свистульки из глины не существует – сколько мастеров, столько и технологий. Раскрою для вас простую технологию, техникой которой легко овладевают дети на уроках труда.
Кроме глины нам понадобится печь (хотя и без нее можно обойтись) и инструменты для работы с глиной и вырезанию на ней рисунка (можно сделать самим, вырезав из палочки или веточки).
Глина для гончарных изделий должна содержать в себе 11-15% песка, то есть если она слишком жирная, то можно добавить песок, а вот если песка в ней слишком много, лучше поискать другое месторождение глины, иначе при обжиге свистулька развалится, потрескавшись. Чтобы не выкидывать потом мешок глины, лучше прогуляться на выходных с пакетиками и лопатой, набрать по небольшому комку глины в разных местах и подписать мешочки. Дома обжечь каждый и выбрать самое лучшее месторождение.
Итак, копаем глину, дома разбиваем молотком комочки глины, удаляем примеси – веточки, камушки. Растворяем глину водой в пропорции одна часть глины, три части воды. Раствор тщательно размешиваем. Даем раствору отстояться, после чего верхнюю воду сливаем, средний слой глины вычерпываем, а нижний слой с отстоявшимися камушками и песком выкидываем.
Глину желательно поместить в небольшую ванночку небольшим слоем, чтобы она быстрее высыхала, но следить, чтобы не пересохла. Глина будет готова к работе, когда ком глины, взятый в руку, не будет прилипать. Переминаем тщательно глину руками, чтобы убрать пузырьки воздуха, проверяем качество глины – скатываем из нее валик диаметром пару сантиметров, резко сгибаем пополам – на сгибе не должно быть трещин.
Если вы не собираетесь использовать сразу всю глину, ее можно поместить в полиэтиленовый пакет и закрыть герметично, чтобы не пересыхала, тогда лепить свистульки можно будет в любой момент, как появится желание.
Итак, какие инструменты для работы нам понадобятся – это игла для подрезания и протыкания.
Для протыкания отверстий в трубке (чтобы менять звук свиста, зажимая пальчиками) нам будут нужны трубочки диаметром 3-4 мм, вместо них можно использовать пасту из ручки. Ну и различные штампики, с помощью которых можно легко и просто делать узоры на глиняной заготовке.
И самое главное – сушка. Так как специальной печи для сушки глиняных изделий у нас скорее всего, нет, то сушить можно и в обычной газовой или электрической печи. Однако не стоит резко повышать температуру – сушка должна быть длительной, иначе от резкого разогревания вода, что содержится в глине, будет быстро испаряться и свистулька покроется пузырями.
Струнные инструменты
Струнный музыкальный инструмент — это музыкальный инструмент, в котором источником звука являются колебания струн. Типичными представителями струнных инструментов являются гитара, гусли, балалайка и домра.
Сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году (Голиков И. И. Дополнения к деяниям Петра Великого, т. 10. М., 1792, с. 242). Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.
O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народабыло весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.
Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.
Ударные инструменты
Ударные музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) (молоточков, колотушек, палочек) по звучащему телу (мембране, металлу, дереву). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.
Трещётки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.
Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.
Рубель (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали.
Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».
Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.
Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента.
Музыкальныйрубель имел небольшие отличия от бытового: они на одной стороне имели высверленную резонаторную полость. Бытовой рубель был немного длинее музыкального, и имел не такие острые грани.
Как можно понять из его вида играли на нём просто: проводили чем-нибудь вверх и вниз.
Колотушка – музыкальный инструмент сторожа или охранника. Этим ударным инструментом хранитель порядка ходил и постукивал темными ночами, тем самым отпугивая воров и вселяя спокойствие в живущих рядом людей – они знали что их охраняют.
Конечно, этот музыкальный инструмент был любим не только сторожами, в различным народных ансамблях, да и на любом празднике не обходилось без колотушки.
С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.
Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.
Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.
В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.
Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.
Башкирские народные музыкальные инструменты Сирбаева Загида Фиргатовна, воспитатель, МБДОУ ДС № 262, г. Уфа Башкирские народные музыкальные инструменты В материальной и духовной культуре.
Лэпбук «Башкирские музыкальные инструменты» Подготовила Галиуллина Эльвира Камилевна Воспитатель МАДОУ ДС №32 Лэпбук «Башкирские музыкальные инструменты» Старший дошкольный возраст.
Лэпбук «Музыкальные инструменты» Лепбук «Музыкальные Инструменты». Ворошина Надежда. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться изготовлением лепбука. Пособие для.
«Музыкальные инструменты». Лэпбук Лэпбук «Музыкальные инструменты» Лэпбук «Музыкальные инструменты» направлен на активизацию любознательности, познавательной активности.
Лэпбук «Музыкальные инструменты» Лэпбук изготавливался совместно с детьми в течение недели, посвященной данной теме. Цель создания лэпбука: формирование необходимых.
Лэпбук «Музыкальные инструменты» Введение федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной.
Лэпбук «Музыкальные инструменты» Лэпбук «Музыкальные инструменты» Интерактивная папка, пособие для детей старшего дошкольного возраста Цель пособия: Формирование необходимых.
«Русские народные музыкальные инструменты». План-конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста План-конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста об инструментах симфонического оркестра (оркестра народных инструментов). Тема:.
Музыка души: интересные сведения о русских народных музыкальных инструментах
Русские народные музыкальные инструменты появились очень давно, что свидетельствует о культурном богатстве наших предков. Они впитывали звуки окружающего мира, создавали из подручных материалов свистульки и передавали свои эмоции с помощью волшебных мелодий. На Руси даже самый маленький ребёнок умел создавать простые инструменты и играть на них. Многие из музыкальных приспособлений наших предков используются и по сей день.
Балалайка
Музыкальный символ русского народа. Это традиционный инструмент славян, первые упоминания о котором датируются семнадцатым веком. Однако массовую популярность он получил лишь спустя столетия.
Трехструнный щипковый инструмент с треугольным корпусом из дерева произошел от восточнославянской домры, оснащенной двумя струнами и округлой декой.
Длина балалайки варьируется от шестисот миллиметров (прима) до 1,7 м (контрабас). Корпус изделия составлен из нескольких сегментов, которые склеены между собой. Головка грифа слегка отогнута назад.
Инструмент не зря получил статус народного. Корень в слове «балалайка» такой же, как и в «балакать», т.е. ненавязчиво говорить. Музыкальное изделие и впрямь чаще всего выступало в качестве аккомпаниатора для досуга крестьян.
Инструмент характеризуется нежным, но громким звуком. С его помощью получаются душевные и слегка печальные мелодии. Балалайку используют в оркестрах или в качестве сольного «исполнителя». Самые распространенные игровые приемы – бряцание, дроби, тремоло. |
Определить хороший инструмент легко по внешнему виду: его собирают из качественных материалов, которые тщательно отполированы. Идеальная балалайка должна соответствовать следующим требованиям:
Помните, что качественная музыка получится только с помощью хорошего инструмента.
Гусли
Народные инструменты сложно представить без этого струнного изделия. Впервые об использовании щипковых гуслей упоминают в летописях, датированных пятым веком. Их точный предок доподлинно неизвестен, но бытует мнение, что инструмент произошел от древнегреческой кифары. Издревле их использовали в качестве аккомпанемента для голоса солиста.
Старинное изделие, дошедшее до наших дней практически в неизменном виде, бывает шлемовидным или крыловидным. Последние создают в форме треугольника. Минимальное количество струн – пять штук, максимальное – четырнадцать. Техника исполнения на крыловидных гуслях такова, что человек правой рукой задевает одновременно все струны. При этом левой нейтрализует лишние звуки.
При игре на шлемовидных гуслях исполнитель использует сразу две руки. Освоить этот инструмент крайне сложно. Однако все современные оркестры имеют в своем составе гусляров, ведь они придают произведению неповторимый колорит.
В древности широкое распространение получили клавирообразные гусли. Часто на них исполняли мелодии представители духовенства. В основе инструмента лежал ящик прямоугольной формы, оборудованный крышкой.
На одной стороне вырезали несколько овальных отверстий и крепили к ней две щепки из древесины. Первая щепка выполняла роль приструнника. Во вторую вворачивали колки из металла, на них наматывали струны. Инструмент характеризовался фортепианным строем. Чтобы исполнять мелодию на подобных гуслях, требовалось предварительно выучить ноты.
Основные приемы игры на инструменте – щипок и бряцание. В наши дни появились и клавишные гусли. На них установлен уникальный механизм, при нажатии на клавиши открываются струны, и исполнитель может выбрать необходимый аккорд. Это существенно упрощает процесс игры. |
Рожок
Духовые народные инструменты, к которым относится данное изделие, являются неотъемлемой частью культурного наследия Руси. Чаще всего для изготовления рожка берут древесину клёна, берёзы или можжевельника. Обычно инструмент имеет специфическое название, в зависимости от местности, где был создан и получил популярность.
Первые упоминания об изделие встречаются в бумагах семнадцатого века, но в реальности он гораздо раньше вошел в обиход. Рожок часто использовали чабаны, сторожи и воины. Ведь его звук приковывает внимание и выполнял роль своеобразного сигнала о нападении недругов.
Также инструмент применяли для создания песенных и танцевальных ритмов. Репертуар рожечников достаточно широк. Изделие отличается простотой устройства. Коническая трубка из древесины, оборудованная пятью дырочками сверху и одним отверстием внизу.
Домра
Прародительница балалайки, отличающаяся от нее конфигурацией деки. Широкое распространение инструмент получил в шестнадцатом веке. В наши дни домру активно используют калмыки и киргизы.
Классическая модель изделия оснащена тремя струнами, на которых играют с помощью медиатора. В звучании между балалайкой и домрой практически нет разницы. А вот по внешнему виду они слегка отличаются. Первая имеет треугольный корпус, а прародительница оснащена овальной декой.
Музыкантов, играющих на инструменте, называют домрачеями. Трехструнное изделие встречается в нескольких формах: пикколо (самая миниатюрная), малая, альтовая и басовая. Корпус домры и гриф создают из древесины. Обычно это клён или палисандр.
Гриф состоит из двух элементов: головки и шейки. В некоторых моделях создается цельным, в виде одной детали. Колки-валики, использующиеся для настройки звучания домры, прокручивают вручную. Их создают из металла, ранее брали твердую древесину.
Для изготовления струн применяют стальную проволоку, отличающуюся по толщине. История инструмента практически трагическая. Он был надолго забыт и воссоздан лишь в наше время. Сейчас домра является перспективным изделием, с огромным музыкальным потенциалом. |
Русский народный инструмент, имеющий баварские корни. Конструктивной основной является гармоника. Первый баян был создан в 1891 году мастером Мирвальдом, следующие модели появились уже на Руси.
Первые упоминания об инструменте встречаются в 1903 году. Используют для воспроизведения сольных или ансамблевых композиций.
Нередко в наши дни баян применяют в качестве аккомпаниатора на семейных торжествах или народных гуляниях.
Русская гармонь
Язычковый инструмент не следует путать с аккордеоном и баяном. Изделие попало в нашу страну вместе с нашествием татаро-монгол. Прародителем гармони является китайский инструмент под названием шен. Массовую популярность и народную любовь изделие получило лишь в 1830 году, пройдя длинный путь из Азии в Россию.
Гармонь состоит из двух полукорпусов, которые по бокам оснащены клавишами и кнопками. Левая сторона используется для аккомпанемента, правая предназначена для игры. В середине инструмента располагается меховое отделение, которое накачивает кислород к звуковым планкам.
Чем гармонь отличается от аккордеона и баяна?
Точных данных о том, где и когда был изготовлен первый инструмент, нет. Согласно одной из версий дебютная гармонь собрана в девятнадцатом веке в Германии Ф. К. Бушманом. Если верить иной легенде, то первый инструмент появился именно в России в 19783 году в Санкт-Петербурге. Создателем музыкального изделия является органный мастер Франтишек Киршник, родом из Чехии.
С конца девятнадцатого столетия гармонь считалась национальным инструментом жителей Татарстана.
Бубен
Установить точные сведения о дате появления инструмента практически нереально. Его использовали еще во времена язычества для проведения многочисленных ритуалов и обрядов. Подобные изделия представляли собой мембрану из кожи, натянутую на деревянный каркас (обечайку). В России на него подвешивали бубенчики или колокольчики.
Боковые стенки каркаса могут иметь прорези, куда устанавливают металлические пластины круглой формы. Существует множество разновидностей инструмента. Есть модели, созданные специально для шаманов и жрецов. Они издают глухой и низкий звук, который извлекается с помощью палки-колотушки (вощага).
В давние времена на Руси бубном именовали любой ударный инструмент, однако, многие из них позже обрели собственные наименования: литавры, ксилофон и т.д.
Большой популярностью у наших предков пользовались ратные бубны (например, набат). Они отличались огромными габаритами, для их перевозки брали минимум четырех лошадей. Изделия применяли в пехоте и коннице русского войска. Гром инструмента был так страшен, что противники в ужасе разбегались, даже не вступив в сражение.
Дрова
Ударное изделие, имеющее говорящее название, было создано из обычной вязанки дров. Имеет идентичный с ксилофоном принцип действия. Для извлечения звука берется специальная колотушка, выполненная из деревянных пластинок.
Свистулька
Духовой инструмент, выполненный из керамики, обычно оснащен декоративными элементами. Наибольшей популярностью у славян пользовались изделия в форме птиц, оформленными красивыми узорами или орнаментом. Рисунок порой указывал на регион создания изделия.
Поверхность инструмента, изготовленного из обожженной глины, покрывают художественной росписью. Узнать точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку предметы из глины не подлежат долгому хранению. Скорей всего, самая первая модель инструмента давно превратилась в обычный комок глины.
Устройство свистульки поражает своей простотой. В небольшой глиняной камере с помощью продувания создают разнообразные завихрения и колебания воздуха. В результате чего получаются тонкие и свистящие звуки. |
Наши предки использовали инструмент как средство для общения с богом Перуном. Сейчас это обычная игрушка для малышей.
Трещотка
Один из самых старых музыкальных инструментов, который представляет собой ряд прямоугольных пластинок из древесины, нанизанных на прочный шнурок. При встряхивании изделие выдаёт резкий и трескучий звук. Для создания инструмента берут прочную породу дерева, например, дуб.
Чтобы увеличить громкость между пластинками закрепляют специальные прокладки толщиной около пяти миллиметров. Трещотку часто использовали на ярмарках и выставках для привлечения внимания народа к собственной продукции.
Деревянные ложки
Еще один символ русской культуры и творчества. Это единственный музыкальный инструмент, которым можно кушать. Однако наши предки активно использовали ложки из дерева для создания ритмичных звуков.
Изделия, вырезанные из разных пород древесины, используют от двух до пяти штук. Самый популярный вариант – три ложки. Пара зажата в левой руке исполнителя, третьей он стучит по нижней части черепков.
Старинные ложки создавались вручную, без применения высокоточного оборудования, поэтому они получались с толстыми стенками. Изделия отличались прочностью и низким звуком. Некоторые музыканты подвешивали к ним бубенчики, чтобы разнообразить мелодию.
Благодаря ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, игра на ложках узнаваема и любима миллионами людей.
Гудок
Старинный струнный инструмент, который наши предки использовали вместе с иными изделиями: бубнами, гуслями. Корпус гудка выдолблен из древесины, имеют овальную или грушевидную форму. Гриф относительно короткий, с прямой или изогнутой головкой. На нем закрепляют три струны.
Плоская дека изделия оснащена резонаторным отверстием. Длина гудка составляет не более одного метра. Максимальные параметры инструмента – от тридцати до восьмидесяти сантиметров. Смычок имеет форму дуги и по внешнему виду напоминает лук.
Исполнитель в процессе игры затрагивает сразу все струны. Но чтобы получить основную мелодию требуется только первая струнка. Остальные считаются бурдонными и звучат в единой тональности.
Отличительная черта инструмента – безостановочное гудение нижних струн. Музыкант, исполняя мелодию, старается удерживать гудок на коленях, в вертикальном положении. |
Жалейка
Точного возраста изделия не знает никто. Сведения о его происхождении затерялись в глубинах тысячелетий. Инструмент неспроста получил подобное название. Слыша звуки, которые он издает, человек непроизвольно испытывает жалость.
Жалейка выдает резкую, плачущую мелодию. Для создания изделия берут тростник или древесину (например, иву). В наши дни инструмент обычно выплавляют из металла или пластика, что существенно упрощает производственный процесс.
Чтобы добиться специфического звучания требуется пищик (язычок). Роль раструба отводится берестяной воронке или коровьему рогу. Из-за подобных насадок в некоторых регионах России жалейку ошибочно именуют рожком.
Максимальный размер инструмента составляет пятнадцать сантиметров. От него напрямую зависит высота музыкального строя. Специальный мундштук с пищиком вставляют в трубку, при необходимости его легко заменить на новый.
Свирель
Относится к древнейшим духовым инструментам. Изделие имеет несколько названий: сопель, цевница. Устройство свирель близко с продольной флейтой. Ее часто используют в художественных фильмах, на инструменте играют влюбленные парни и пастухи. Не зря на Руси изделие считалось символом любви.
На свирели постоянно играл вечно юный Бог Лель. С приходом весны он самостоятельно мастерит инструмент из камышей или прутиков березы. Затем Лель играет на нем, издавая волшебные звуки и заманивая в свои сети молоденьких барышень.
Самая древняя модель инструмента была обнаружена на территории современной Смоленщины. Классическую дудочку, изготовленную из металла или древесины, в наши дни можно приобрести в любом музыкальном магазине.
Традиционная модель инструмента имеет шесть отверстий. Также в продаже можно отыскать двойную свирель, которая позволяет исполнителю существенно расширить репертуар.
Бубенцы
Язычковый музыкальный инструмент. Наверняка вы хоть раз в жизни сталкивались с тройкой лошадей, которые бегут, весело звеня бубенчиками. Разве можно с чем-то перепутать подобный звук? Однако, спешим вас разочаровать. Это вовсе не бубенцы, а обычные колокольчики.
Перевернутые чашечки из металла, оснащенные язычком, издают столь знакомый звенящий звук. Получить мелодию от колокольчиков можно лишь в вертикальном положении. А вот бубенцы издают характерный звук при встряхивании.
Они представляют собой полый шарик из металла, внутри которого перекатывается несколько шариков. На нею лошадям их подвешивают исключительно для красоты, а вот другой домашней живности (коровы, козы) помогают не потеряться при выгуле.
Со временем бубенчики из разряда украшений перешли в категорию музыкальных инструментов. С их помощью можно получить красивые мелодии. В наши дни бубенцы навешивают по несколько штук на специальный ремешок. Некоторые исполнители крепят их к деревянным ложкам или бубну. |
Кугиклы
Духовой инструмент, относящийся к категории многоствольных флейт. Для изготовления берутся пустотелые стебли камыша или куги, отсюда и такое необычное название. Для создания изделия подходят и иные растения: веточки бузины с мягкой сердцевиной, зонтичные травы с полой серединкой, бамбуковидные.
В наши изготовление кугилы ведется из полимеров и металлических трубок. Для создания инструмента требуется от трех до пяти трубок разной длины (от 100 до 160 миллиметров), но идентичного диаметра. Их нижние концы закрывают, верхние используют для игры.
Стволы разрешено менять местами, поскольку фиксированное соединение отсутствует. Верхние концы трубочек расположены в одной плоскости и выстроены по горизонтали в ровную линию.
Рубель
Ударный инструмент, относящийся к одним из самых древних изделий. Наши предки создавали их из подручных материалов: дерево, кожа, кости, металл. Им приписывали волшебную силу и порой использовали для связи с духами. Ударные инструменты, характеризующиеся отсутствием звукового ряда, имеют большие выразительные возможности. Поэтому находят широкое применение в народной музыке.
Рубель или пральник – это предмет домашнего обихода. В старинные времена девушки применяли его для разглаживания белья после стирки. Вещи вручную отжимали, наматывали на скалку и раскатывали ребраком. В итоге даже плохо выстиранное бельё приобретало белоснежный оттенок. Отсюда и появилась в народе пословица: «Не мытьём, так катаньем».
Рубель представляет собой пластину из древесины твердых пород, оснащенный на конце ручкой. С одной стороны пральник был идеально гладким, с другой имел ребристую поверхность. В разных регионах изделие отличалось по форме или декоративным элементам.
Например, во Владимирской губернии, рубели украшали геометрической резьбой и были необычайно длинными. На речке Мезень их делали широкими, слегка расширяющимися к низу. В Ярославской области, помимо геометрической резьбы, пральник порой декорировали объемными фигурами. Иногда ручка рубеля была полой, внутрь нее помещали горошины или иные мелкие элементы. При раскатывании они издавали дополнительный шум.
Для создания пральников используют исключительно твердую древесину лиственных пород: рябина, дуб, клён и т.д. Порой местные умельцы брали для работы отходы от деревянных досок, вручную либо на станке их обрабатывали. Торцы изделия опиливают, острые грани закругляют с помощью напильника. Затем на нижней поверхности проводят нарезку валиков. |
Заключение
Старинные русские народные инструменты являются отражением культурного наследия страны. Наши предки не представляли своей жизни без музыки. Она помогала не только весело провести время, но и облегчала выполнение сложных полевых работ. Многие инструменты славяне изготавливали самостоятельно, из подручных материалов. Некоторые из них дошли до современности в неизменном виде, другие слегка трансформировались.
Посмотрев видеоролик, вы познакомитесь со старинными русскими инструментами.