Что такое народный ансамбль

Подписка на новости

Если Вы хотите бесплатно получать ежедневную рассылку новостей по электронной почте, пожалуйста, отправьте со своего на адрес info@penzanews.ru письмо с темой «Подписка».

Отправляя письмо, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Для желающих следить за новостями в Telegram создан бот @PenzaNewsBot и канал @PenzaNews.

Фольклорные коллективы

Энциклопедия

Фольклорные коллективы — организационно-творческие структуры, деятельность которых направлена на изучение, освоение, сохранение и пропаганду фольклорного наследия песенного, музыкального, танцевального и драматического характера.

Фольклорные коллективы делятся на аутентичные и неаутентичные. Аутентичные, или этнографические, коллективы представляют собой остатки сохранившихся локальных сельских общностей и состоят из жителей села (аутентичных исполнителей), которые являются подлинными носителями фольклорной традиции. Неаутентичные коллективы подразделяются на коллективы сценического направления, ориентирующиеся на традиции народного хора или ансамбля песни и танца, а также на коллективы несценического направления, пытающиеся освоить фольклорную традицию данного района, ведущие помимо сценических выступлений собирательную фольклорно-этнографическую работу.

В Пензенской области насчитывалось в начале 1970-х годов — 26 коллективов, а к середине 1990-х годов — около 300 аутентичных коллективов. Среди них наиболее распространены русские, татарские, мордовские и чувашские ансамбли. Русские этнографические ансамбли существуют в селах: Михайловка (возник в 1939, руководитель Е.К. Медянцева, бронзовый призер творческого показа на ВДНХ СССР); Канаевка (1946, руководитель Н.С. Мальков, золотой призер творческого показа на ВДНХ СССР, лауреат всесоюзных и всероссийских фестивалей самодеятельного художественного творчества, участник международных фольклорных фестивалей); Белынь (начало 1950-х годов, руководитель А.Е. Юрова, участник Международного фольклорного фестиваля в Дубне); Павло-Куракино (начало 1950-х годов, руководитель М.И. Аникин); Марьевка (1953, руководитель М.П. Фадеева, Е.М. Храмова, лауреат 1-го Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, дипломант всероссийских фестивалей). В 1962 году возникли русские этнографические ансамбли в селах: Николо- Райское (руководитель М.Ф. Родионова); Каменный Брод (лауреат областных смотров и конкурсов); Лесной Вьяс (руководитель А.Е. Коннова, лауреат Всероссийского фестиваля «Салют Победы»); Юлово (руководитель Л.А. Саженина, дипломант Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, всероссийских смотров и конкурсов). Русские этнографические ансамбли созданы в селах: Н. Мывал, Карачаевка (руководитель М.В. Иванова, дипломант областных смотров); Тюнярь (руководитель А.А. Быстракова, лауреат областных фольклорных фестивалей); Чаадаевка (руководитель Л.И. Глухих, В.Н. Семейкина, дипломант областных смотров); Соколка (руководитель М.В. Паршина, лауреат областных фольклорных фестивалей); Казачья Пелетьма (руководитель А.И. Казицина, дипломант 2-го Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества); Степное Полеологово (руководитель Р.И. Кучер); Архангельское (руководитель И.А. Бобылева); Никифоровка (лауреат областных фестивалей «Пензенские россыпи»); Маровка (лауреат областных фестивалей); Алексеевка (руководитель С.А. Федотова, лауреат областных смотров) и др.

Мордовские этнографические коллективы возникли в селах: Новые Пичуры (1939, руководитель Ф.П. Матин, лауреат премии Пензенского комсомола, лауреат областных и всероссийских смотров и конкурсов); Старая Яксарка (1947, руководитель А.А. Живаев, дипломант Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, всероссийских смотров); Ермолаевка (конец 1950-х годов, руководитель З.А. Зоткина, лауреат областных смотров и фестивалей); Карсаевка (начало 1960-х годов, руководитель Р.Т. Байшева, дипломант всероссийских смотров и областных конкурсов); Пылково, Чумаево (конец 1960-х годов, руководитель В.В. Чаадаев, лауреат обл. конкурсов); Вачелай (1974, руководитель М.М. Атяшкин, дипломант областных фестивалей); Тешнярь («Лейне», в переводе «Ручеек», руководитель И.Я. Астаев, лауреат всесоюзных фестивалей самодеятельного творчества, всероссийских смотров, Международного фольклорного фестиваля молодежи и студентов); Колдаис, Армиево («Килине», в переводе «Березка», дипломант областных конкурсов); Б. Пермиево (руководитель И.Т. Зажоркин, дипломант всероссийских смотров, лауреат Международного фольклорного фестиваля в Саранске); Мокрый Дол (лауреат областных смотров) и др.

Известны татарские этнографические коллективы в селах: Усть-Уза (начало 1950-х годов, рук. А.М. Якупова, дипломант Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества); Индерка (рук. Г.Р. Вагапова). Чувашские этнографические коллективы существовали в селах: Илим-Гора («Азамат», в переводе «Радуга», руководитель Н.Е. Башкирова, дипломант всесоюзных и всероссийских фестивалей); Алешкино (руководитель Н.Н. Библев).

В области насчитывается более 150 неаутентичных ансамблей. Наиболее интересны такие коллективы, как: «Реченька», «Голоса России, «Пензенская песня» (при ОНМЦ, руководитель Н.С. Мальков, лауреат всероссийских фестивалей); коллектив с. Лермонтово (руководитель В.А. Каракин, лауреат областных фестивалей); коллектив с. Пачелма (руководитель С.П. Солодкова); «Миряне» (при Пензенском училище культуры и искусств, рук. Е.Г. Пыкова, лауреат всероссийского телерадиоконкурса «Голоса России» (Смоленск), дипломант 1-го Международного конкурса игровых и развлекательных программ (Москва), лауреат областного конкурса хоровых коллективов и ансамблей им. О.В. Гришина).

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Соколова А.К. К вопросу об определении понятия «фольклорный ансамбль»

Соколова А.К. К вопросу об определении понятия «фольклорный ансамбль» // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 1. – М., 1988. С. 47-48.

Широко развернувшаяся работа по практическому использованию фольклора в деятельности самодеятельных и профессиональных коллективов разного уровня и разной направленности, и возникновение такой ситуации, когда обращение к фольклору становится модным и поэтому престижно именоваться фольклорным, требуют определения критериев оценки существующих коллективов и, прежде всего, самого понятия «фольклорный ансамбль (или коллектив)». Это необходимо всем, кто руководит такого рода коллективами, консультирует их по линии культурно-просветительской работы и оценивает их выступления на смотрах и конкурсах.
Предлагается следующее определение: фольклорным может называться коллектив, исполняющий произведения народного творчества в соответствия со стилем той местной фольклорной традиции, к которой эти произведения относятся.
Главным критерием оценки фольклорного коллектива является не только максимальное соответствие исполняемого материала первоисточнику, но и, что особенно важно, художественный уровень исполнительского искусства, демонстрирующий типические черты исполнительского стиля конкретной традиции.
При классификации фольклорных коллективов целесообразно опираться на один из общеполагающих научных принципов классификации: разделение явлений по наличию пли отсутствию признака. Предлагаемую классификацию наглядно иллюстрирует следующая схема:

Что такое народный ансамбль. Смотреть фото Что такое народный ансамбль. Смотреть картинку Что такое народный ансамбль. Картинка про Что такое народный ансамбль. Фото Что такое народный ансамбль

Участники первичных фольклорных коллективов — носители конкретной фольклорной традиции, а участники вторичных — таковым не

являются. Самоорганизующиеся коллективы — семейные, соседские ансамбли. Специально организуемые — самодеятельные клубные ансамбли.
В связи с тем, что участники вторичных фольклорных коллективов не являются носителями традиции, необходимое и обязательное условие существования этих коллективов — изучение конкретных местных фольклорных традиций.
Характерной особенностью деятельности всех коллективов, за исключением самоорганизующихся, может быть интерпретация фольклорного материала, которая в каждом конкретном случае проявляется по-своему: в добавлении инструментального сопровождения, в использовании инструментов, воссозданию: по их описанию, в подражании манере пения известных сольных исполнителей народных песен, в трактовке некоторых артикуляционных средств (акцентировки, темпа, динамики), в применении инструментов, нетипичных для фольклорной традиции. Все вышеперечисленные моменты оказывают определенное влияние на общий характер звучания. Чем в большей степени интерпретация влияет на изменение звукового образа традиции, тем проблематичнее становится целесообразность называния коллектива «фольклорным». Поэтому для указанных типов ансамблей особое значение приобретает критерий степени соответствия звукового образа исполнения — звуковому образу представляемых фольклорных традиций. Искажение звукового образа, которое происходит в результате изменения совокупности признаков, влияющих на характер звучания, приводит к возникновению псевдофольклора.

Оставьте комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Ансамбли песни и пляски

Что такое народный ансамбль. Смотреть фото Что такое народный ансамбль. Смотреть картинку Что такое народный ансамбль. Картинка про Что такое народный ансамбль. Фото Что такое народный ансамбль

Полезное

Смотреть что такое «Ансамбли песни и пляски» в других словарях:

Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова — Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова крупнейший военный художественный коллектив России. Днем его рождения считается 12 октября 1928 года день, когда состоялось первое выступление… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Самодеятельность — музыкальная в СССР творчество лиц, не занимающихся искусством профессионально. Муз. С. включает индивидуальное и коллективное исполнение инстр. и вок. музыки силами любителей, а также создание ими муз. произв. Как правило, участники С.… … Музыкальная энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (Танец. Балет.) — XIV. Танец. Балет = Танец. Выразительные средства русской народной хореографии складывались в условиях родового строя под влиянием социально бытового уклада и различных культов. Пляски, игры, обряды были непосредственно связаны с жизнью и бытом… … Большая советская энциклопедия

Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… … Большая советская энциклопедия

Гимн Севастополя — Легендарный Севастополь Автор слов Петр Градов, 1954 Композитор Вано Мурадели, 1954 Утверждён 29 июля 1994 «Легендарный Севастополь» гимн города героя Севастополя, утверждённый решением I сессии горсовета XXII созыва от 29 июля 1994 года.… … Википедия

Народный танец — НАРÓДНЫЙ ТÁНЕЦ, один из древнейших видов нар. иск ва. Н. т. складывался и развивался под влиянием географии., историч. и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с др.… … Балет. Энциклопедия

Хоровая музыка — музыка, исполняемая хором или предназначенная для хор. исполнения. X. м. принадлежит к наиболее демократичным видам иск ва. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значит. роль в жизни общества. Воспитательные и… … Музыкальная энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

Кипрская музыка — Муз. иск во Кипра имеет древнейшую историю. До наших дней дошли многие нар. песни, сложенные в разл. её периоды. Тематически кипрские нар. песни делятся на песни об акритах, на историч., лирич., сатирич., военные, религиозные, бытовые,… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Что такое народный ансамбль

Что такое народный ансамбль. Смотреть фото Что такое народный ансамбль. Смотреть картинку Что такое народный ансамбль. Картинка про Что такое народный ансамбль. Фото Что такое народный ансамбль

Что же такое фольклор? И как этот термин понимают и применяют в наше время, в наш 21-й век? А понимают его, как оказывается, неоднозначно. Хотя фольклор имеет своё точное конкретное предназначение и, наверное, даже диагноз. Путаница, конечно, идёт с перевода этого иностранного слова, внося некую абстрактность суждения, итак, что же оно гласит: открываем Википедию – [фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество]. Эта формулировка вроде бы даёт широкий диапазон понимания и действия, но читаем дальше – [термин «фольклор» (англ. folk-lore — «народная мудрость») впервые был введён английским учёным Уильямом Дж. Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году] и тут, давайте остановимся и поразмышляем. В середине 19-го века никакой народной эстрады и стилизации не было, как не было и «культпросветного» направления (народно-академического), которое очень часто выдают за фольклор. Термин – фольклор, с того времени, закрепился за корневой культурой, за традицией, которая передавалась из века в век на генетическом уровне – внутри конкретного народа, нации от отца к сыну, от матери к дочери. И это нужно понимать, как мы понимаем, что стоит за наукой математикой, и не путаем её с физикой и химией. Так и фольклор имеет определённый смысл и это неоспоримо.

Однако же в нашем певческом (вокальном) сообществе проявляется две точки зрения понимания слова фольклор, которые не только вносят неразбериху в сознание простого потребителя-слушателя, они раскалывают единение общества, уводя от разумного начала, доводя до неизбежного тупика. Так вот, говоря простым языком, одни понимают, что фольклор – это наука, семейный институт преемственности, опирающийся на глубокие исторические факты; для других же это слово означает просто романтику, разнообразие в названии ансамбля, дескать, будем чем-то отличаться от множества «Вокальных ансамблей», ведь поём песни то народные.

Задача этого педагогического наблюдения помочь разобраться в спорных вопросах и осветить основные постулаты фольклорного направления на примере творчества ансамбля «Луганцы» Луганской общины донских казаков.

Итак, фольклор – это ёмкое и обширное понятие, которое включает в себя комплекс знаний не только музыкального наследия, это знания и об истории, быте, костюме, обрядах и поверьях. Знания о том, чем жил и что окружало человека того или иного этноса, и чем он отличался от других национальностей в социокультурном пространстве.

И, для начала, когда происходит зарождение и формирование фольклорного ансамбля, как показывает практика, в одном случае, руководитель остаётся верным традиции того народа, носителем национальности, которой является он сам, и с головой погружается в изучение той территории куда уходят корни его генеалогического древа. Либо посвящает себя изучению этнографии народа, которому сочувствует,- в случае другом. И всегда ориентируется и опирается на краеведческие наблюдения, этнографические аудио, видеозаписи и, желательно, собранные лично, в местах, которые исследует и пропагандирует.

«. Участники фольклорного ансамбля «Луганцы» занимаются изучением и сохранением традиционной культуры казаков Северского Донца (правый приток Дона), а именно фольклора Станично-Луганского района, Луганской области,- отсюда и характерное название коллектива – «Луганцы́». Луганца́ми, в старину в Донской области, называли жителей этой местности. Близость же с украинским народом даёт интересный, своеобразный колорит в распевах и произношении некоторых слов по сравнению с напевом и диалектом станиц Митякинской и Гундоровской, которые территориально и родственно близки, а также вместе с Луганской входили в Донецкий округ Области Войска Донского».

Фольклорный ансамбль – локален

Что такое народный ансамбль. Смотреть фото Что такое народный ансамбль. Смотреть картинку Что такое народный ансамбль. Картинка про Что такое народный ансамбль. Фото Что такое народный ансамбльАнсамбль «Луганцы» практикует традицию определённой территории – в основном, это станица Луганская и её хутора, а также охватывает и изучение традиции станиц Митякинской и Гундоровской, а к фольклору других станиц и хуторов Донской области он не касается, как бы ни хотелось. Почему? Потому что в любом деле будешь за двумя зайцами гоняться – ни одного не поймаешь.

В нашей ситуации всё происходит по простому принципу – уж так сложилось, человек познаёт то, что его окружает здесь и сейчас, а не за тридевять земель. Служивые полки донских казаков формировались из населения близ лежащих станиц и хуторов и вследствие этого, происходил обмен музыкальной информацией среди однополчан в долгих военных кампаниях и походах, а также однополчане роднились, скрепляя семейными узами детей. Все музыкальные знания, которые формировались и хранились рядышком в масштабе семьи, родственников и близких соседей имеют создаваемые веками, узнаваемые формы. И если, к примеру, я записывал в фольклорной экспедиции в окрестностях станицы Луганской местный музыкальный образец с неполным текстом или напевом, меня выручали песенники Митякинской или Гундоровской, помогая восстановить ту или иную информацию. Поэтому изучать традицию других станиц не имеет смысла для практики, только как ознакомление. И, к тому же это не патриотично.

Что такое народный ансамбль. Смотреть фото Что такое народный ансамбль. Смотреть картинку Что такое народный ансамбль. Картинка про Что такое народный ансамбль. Фото Что такое народный ансамбль

Исходя из этого, в донской культуре сложились две характерные ярко выраженные традиции верхне-донская и нижне-донская, которые отличались распевами и диалектическими, а в отдельных местах и звуковыми особенностями. Влияло на это, в основном, соседство с другими народами, граничащими с Донской областью.

«. Участники ансамбля «Луганцы» бережно и скрупулёзно относятся к реконструкции этнографии, накопленной благодаря нелёгкой собирательной фольклорно-краеведческой деятельности. Жанровость репертуара – традиционна для ансамбля такого направления, это песни исторические, семейно-бытовые, календарно-обрядовые».

Репертуар ансамбля – это его лицо и, сказать больше – душа и сердце. Репертуар – это идентичность и неповторимость, по репертуару можно сразу определить, откуда, с какой местности коллектив приехал, какую традицию воспроизводит.

Если говорить о донской традиции, то она развивается особой ветвью на древе Русского фольклора. Это обусловлено тем, что донцы – воинственная нация с патриархальной формой социальной организации. Поэтому здесь и особый репертуар, и по-особому, с точки зрения музыкального профессионального разбора он озвучивается и распевается.

Звук донских казаков отличается пронзительной резкостью, дерзостью и величественным несгибаемым характером. Песни, которые безмерно любят донцы, и которыми начинаются все семейные праздники и застолья – это исторические, в них можно проследить всю историю Российской империи. Но это песни не «ура-патриотические» в три аккорда, это, прежде всего, песни протяжные – особая гордость казачьего народа. Поют донцы в очень низкой тесситуре, если сравнивать с другими русскими народностями и традициями. Главные в смешанных песнях, конечно же, мужчины. Женщины поют «по-мужски».

Что такое народный ансамбль. Смотреть фото Что такое народный ансамбль. Смотреть картинку Что такое народный ансамбль. Картинка про Что такое народный ансамбль. Фото Что такое народный ансамбльФольклорный казачий ансамбль обязательно следует календарному обрядовому циклу, ведь именно этот жанр подтверждает то, что казаки не сословие, а народ. Особо почитаемые обрядовые праздники это: рождественские и зелёные святки, масленица. И нужно подчеркнуть, что это не просто «красные дни» отрывного календаря, это полноценные народные спектакли, которые разыгрывают жители казачьих поселений.

Одежда фольклорного ансамбля восстанавливается по образцам местных костюмов, которые хранятся в краеведческих музеях, либо на основании старинных фотографий людей, проживающих в этом районе.

Основная трудность, с которой сталкивается руководитель фольклорного коллектива в процессе занятий, это постижение участниками ансамбля аутентичного звука и чувства казачьей гармонии. Это наибольшая и физиологическая и психологическая сложность, в то время, когда современное ухо настроено на слащавый вокальный звук и эстрадную гармонию. Руководитель должен обосновать для чего это нужно, объяснить то, что фольклористы не призывают возвращаться к ветряным мельницам и старым деревянным сундукам, тем более что устное народное творчество – фольклор, нематериально. Фольклор не имеет свойства старения, вдумайтесь, как может стать не актуальной национальность. Или как вам выражение: «Быть армянином не модно, не престижно». Есть национальность – есть фольклор. И это очень важно понимать в современном обществе.

Фольклор – отражение национальности

Что такое народный ансамбль. Смотреть фото Что такое народный ансамбль. Смотреть картинку Что такое народный ансамбль. Картинка про Что такое народный ансамбль. Фото Что такое народный ансамбль

Ещё нужно подчеркнуть, донская традиция должна сохраняться и жить в пределах территории Донской области (нынешние Луганская, Ростовская и Волгоградская области), традиция русского Севера, Урала и Забайкалья у себя на местах и т.д. Только если народ оторван от своей Малой Родины, проживающий, к примеру, в городе Москве, тогда он продолжает национальные традиции, собираясь в общину, на чужой территории.

Показательным и поощрительным этапом для руководителя и участников коллектива есть концертные выступления, которые являются неотъемлемой частью учебно-творческого процесса. И каждое из них это просветительная акция, прививка от «серости» для «ива́нов», непомнящих родства. И чтоб желание нравиться публике не переросло в расхлябанное и поверхностное отношение к этнографии, всегда нужно помнить об ответственности, которую несёт руководитель и его подопечные, ведь они гаранты подлинности традиции, которой занимаются. Так как современные концертные нормы и потребительские запросы зрителя порой сводятся к примитивности, очень важно не поддаться соблазну и не перекочевать в более лёгкий жанр – народную эстраду.

«. Концерты фольклорного ансамбля «Луганцы» это всегда праздник, праздник чистого родника донской традиции. Ансамбль абсолютно точно рисует быт и многовековую историю донского казачества, заставляя переживать, жить той жизнью, прикоснуться к славному прошлому и настоящему казаков-луганцев».

Денис Оголев

Комментарий КИАЦ

Мне, как руководителю ОРКСМИ КИАЦ, не только повезло в ноябре 2019 года побывать в Луганске на заключительном этапе открытого республиканского фестиваля-конкурса казачьей культуры «Луганский край – казачий край», но и посчастливилось увидеть и снять на видео выступление ансамбля «Луганцы».

Специально для этой статьи разместил выступление ансамбля на канале КИАЦ в YouTube.

Источник

Для чего нужны фольклорные ансамбли?

Для чего нужны фольклорные ансамбли?

Такова сценическая деятельность ансамблей, которые называются фольклорными. Как явствует из названия, исполняют они фольклор – т.е. народное творчество, народную музыку. Фольклорный ансамбль по своей природе всегда национален – он сосредотачивается на музыкальном фольклоре одного народа, в крайнем случае может идти речь о народах «близкородственных» – скажем, русский фольклорный ансамбль может исполнить украинскую или белорусскую песню, но никак не испанскую или китайскую. Более того, нередко такие коллективы сосредотачиваются на музыкальном фольклоре какого-то определенного региона – например, ансамбль «Радовесь» специализируется по песням Воронежской области.

Говоря о фольклорных ансамблях, нужно ясно отличать их от исполнительства на народных инструментах в целом. Мы начали разговор именно с образа русского фольклорного ансамбля не только потому, что это нам ближе, но и для того, чтобы четко провести эту грань – ведь именно в России существует традиция академического исполнительства на народных инструментах.

Традиция эта сравнительно молода – ее основы заложил в конце XIX века Василий Васильевич Андреев. Этот музыкант определил свою цель так: «Соединить балалайку и фрак», то есть сочетать традиции академической европейской музыки с русскими народными инструментами. И это ему удалось: сегодня домристы, балалаечники и баянисты выходят на сцену во фраках и строгих платьях, а главное – исполняют концерты, сонаты и другие произведения, написанные композиторами. В основе этих произведений могут быть народные мелодии, но не обязательно, более того – эти музыканты могут исполнять даже музыку иностранных композиторов, написанную для скрипки или органа.

В фольклорных же ансамблях мы ничего подобного не увидим. Они не просто выходят на сцену в национальных костюмах – они исполняют только народные песни, причем исполнение максимально приближено к тому, как поют «в народе», руководители некоторых ансамблей даже сами участвуют в фольклорных экспедициях. Обработка, конечно, тоже есть, но она минимальна, и опять же подчинена народной, а не академической музыкальной традиции. Некоторые песенные жанры всегда сочетаются с танцами. Для фольклорных ансамблей типичны театрализованные представления, которые воспроизводят либо сцены из народной жизни, либо старинные обряды.

В нашей стране фольклорные ансамбли появились в 60-х гг. прошлого века. Это было своеобразным «качанием маятника в противоположную сторону» – ведь слишком долго вся история, все национальное культурное наследие преподносилось как часть «проклятого прошлого», и вот последовала реакция в виде повышенного интереса к «родной старине»: граждане, даже далекие от веры, начинают приобретать иконы, в литературе и музыке зарождается направление, известное как «новая фольклорная волна» (из писателей можно назвать Ф.Абрамова, В.Белова, из композиторов – Г.Свиридова, Р.Щедрина), появляются фольклорные мотивы в эстрадной музыке (самый известный ансамбль такого рода – «Песняры»). На этой волне появление фольклорных ансамблей можно считать естественным.

Можно с уверенностью сказать, что без фольклорных ансамблей наша жизнь – и не только музыкальная – безвозвратно утратила бы нечто очень важное. Именно их творчество дает нам возможность погрузиться в атмосферу давно ушедшего жизненного уклада, понять образ мысли и мироощущение наших предков – прочувствовать, что у нас есть прошлое, ощутить себя частью народа как понятия, объединяющего множество поколений… Слушая же выступления фольклорных ансамблей, принадлежащих к другим культурам, мы можем познать облик иных народов, чтобы вернее понять и полюбить их.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *