Что такое народный эпос

Что такое эпос и какие жанры эпических произведений существуют

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эпические произведения сопровождают нас всю жизнь.

Мы думаем, что всё эпическое огромно и размашисто, но на самом деле даже маленькая детская сказка – осколок эпоса.

Что такое народный эпос. Смотреть фото Что такое народный эпос. Смотреть картинку Что такое народный эпос. Картинка про Что такое народный эпос. Фото Что такое народный эпос

Какими жанрами представлен этот род литературы и как они менялись в течение времени – попробуем разобраться.

Эпос — это.

Эпос – это один из трёх (наряду с лирикой и драмой) родов литературы, описывающий масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени.

Традиционно эпические жанры делят на:

Отдельно принято говорить о фольклорном эпосе, «прадедушкой» которого считается древний миф. Он имеет богатую историю, которая уходит корнями в детство человечества.

Когда появился и как развивался эпос

Изначально миф повествовал о сотворении мира, разделении на свет и тьму, землю и небо, о происхождении человека и всех живых существ. Трудно сказать, сколько тысячелетий отдаляет нас от эпохи складывания первых мифов. Предположительно они зародились около 3000 лет до н.э.

Объясняя космогонию вещей (порядок мироустройства), люди создавали образы богов-прародителей, титанов, героев, чудовищ и приписывали им свойства стихийных явлений. Позже миф продолжил трактовать историю мировых событий через систему героических образов (Геракл, Ясон, Осирис, Рама), от которой повели свой род смертные.

На рубеже новой эры мифологические образы стали сливаться с реальным историческим материалом, появились воинские повести, саги, героические предания о славных воинах древности, предводителях народов.

Например, многочисленные сказания об Александре Македонском, источником которых стал греческий роман «Александрия» (несохранившийся первоисточник, предположительно, был написан в I-II вв до н.э.) «разбрелись» по многим уголкам мира, оставшись и в древнерусской литературе.

Позже в средневековой Европе появился цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. На Руси после её христианизации стали популярны воинские повести и былины, героем которых выступают князь Владимир и витязи его дружины.

Духовная литература монастырей обогатила русский эпос сначала переводными, а затем и собственно авторскими сочинениями о вере и её хранителях (притчи, жития святых), об устройстве жизни на земле (сборники поучений «Измарагд», «Домострой» и другие).

Затем появились первые эпические произведения светской литературы: «хожения», жизнеописания и «житейские повести». Например, знаменитое сочинение путешественника и купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» можно считать первым опытом русскоязычного романа-путешествия или путевого очерка.

В литературу 18 века вошли более привычные современному читателю жанры: роман и повесть. Через сто лет к ним присоединились новелла, очерк, рассказ.

Наконец, в ХХ веке система эпических жанров приобрела общеевропейский вид, оставив на память о нашей исторической самобытности лишь позаимствованный из фольклора жанр сказа.

Пока развивалась официальная литература, народные сказители продолжали бережно хранить культурный код мифа. Некогда единое знание о мире, словно гигантское зеркало, разбилось на множество кусочков и превратилось в сказки.

Гипотеза (что это такое?) о родстве всех сказок народов мира и общности «бродячих сюжетов» приводит нас к этой мысли. В сказке сохранились образы богов, мифологических персонажей, сакральных стихий (воды и огня). Именно сказку (особенно волшебную) следует изучать как первоисточник сюжетов и образов «взрослой» авторской литературы.

Помимо сказки, фольклор произвёл более простые, приближенные к повседневной жизни жанры: быличку, «страшную повесть» (в ХХ веке она получила у детей именование «страшилка»), байку, побасенку, анекдот.

Получается, что роман «Война и мир» Л.Н.Толстого и народная быличка «Самоглядное зеркало» — кровные родственники. Просто один из них зрелый и большой, а другой – наивный и крошечный.

Признаки эпоса

Отличительными особенностями эпических произведений считаются следующие:

Эпос неторопливо и обстоятельно рассказывает, медленно раскрывая перед нами страницы личной и общественной истории: сцены битв, описания свадеб и похорон, судьбоносные решения монархов, частные разговоры простых людей о смысле бытия и существовании Бога.

Жанры эпоса

К крупным жанрам эпоса относят эпопею и роман, а также сагу.

Самым крупным эпическим жанром принято считать эпопею (или собственно эпос). Она описывает жизнь нескольких поколений, разворачивается на территории одного или нескольких государств, охватывает множество столетий. В северной Европе (на Скандинавском полуострове) такое масштабное повествование получило название саги.

В этом жанре написаны сказания о королях, самым известным из которых можно назвать сагу «Хеймскрингла» («Круг земной») Снорри Стурлусона. В 19 веке это жанровое обозначение использовал англичанин Дж.Голсуорси, автор знаменитой «Саги о Форсайтах».

Роман менее масштабен по охвату пространства и времени, зато более вариативен в способах освещения разнообразной проблематики. Классические примеры соединения романа и эпопеи из школьной программы:

Роман может быть огромным, как многотомная «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, или компактным, как «Брисбен» Е.Водолазкина.

Средняя форма эпоса – повесть – закрепилась в русской литературе как лидирующий жанр в эпоху становления реализма (что это?), во второй четверти 19 века. С тех пор этот жанр обрёл множество разновидностей и модификаций.

К примеру, можно вспомнить «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Петербургские повести» Н.В.Гоголя или «Повесть о Сонечке» М.И.Цветаевой.

Среди малых жанров эпоса в России наиболее популярен рассказ. В нём идёт речь об одном или нескольких героях, события разворачиваются в краткий срок и недалеко друг от друга, фабула (что это?) проста и лаконична. В последнее время набирают популярность самые малые жанры эпоса: этюды, краткие рассказы, эссе.

Заключение

Время велеречивых преданий уходит в прошлое, жизнь требует краткости и быстроты, но нестареющий эпос, как полноводная река, продолжает вливать в литературу молодые живительные ручейки.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Жанры эпоса наиболее разнообразны, поверхностными их уж точно не назовешь. Лирика и драма, при всем их изяществе, это скорее для развлечения. Но это уже от предпочтений зависит.

А я рассказы люблю, потому как, пока дочитаешь, не успеет наскучить, а Тихий Дон вообще нудный роман и чего Шолохову Нобелевскую премию за него вручили.

Так выходит, что любое литературное произведение — это эпос, а я раньше считал, что это отдельный вид, наряду с романом, повестью, рассказом.

Источник

Что такое эпос в литературе

Эпические произведения сопровождают нас всю жизнь. Мы думаем, что всё эпическое огромно и размашисто, но на самом деле даже маленькая детская сказка – осколок эпоса.
Какими жанрами представлен этот род литературы и как они менялись в течение времени – попробуем разобраться.

Эпос – это один из трёх (наряду с лирикой и драмой) родов литературы, описывающий масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени.

Традиционно эпические жанры делят на:

— крупные (эпопея, роман-эпопея, сага);

— средние (роман, повесть);

— малые (новелла, эссе, рассказ, очерк, этюд).

Отдельно принято говорить о фольклорном эпосе, «прадедушкой» которого считается древний миф. Он имеет богатую историю, которая уходит корнями в детство человечества.

Изначально миф повествовал о сотворении мира, разделении на свет и тьму, землю и небо, о происхождении человека и всех живых существ. Трудно сказать, сколько тысячелетий отдаляет нас от эпохи складывания первых мифов. Предположительно они зародились около 3000 лет до н.э.

Объясняя космогонию вещей (порядок мироустройства), люди создавали образы богов-прародителей, титанов, героев, чудовищ и приписывали им свойства стихийных явлений. Позже миф продолжил трактовать историю мировых событий через систему героических образов (Геракл, Ясон, Осирис, Рама), от которой повели свой род смертные.

На рубеже новой эры мифологические образы стали сливаться с реальным историческим материалом, появились воинские повести, саги, героические предания о славных воинах древности, предводителях народов.

Например, многочисленные сказания об Александре Македонском, источником которых стал греческий роман «Александрия» (несохранившийся первоисточник, предположительно, был написан в I-II вв до н.э.) «разбрелись» по многим уголкам мира, оставшись и в древнерусской литературе.

Позже в средневековой Европе появился цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. На Руси после её христианизации стали популярны воинские повести и былины, героем которых выступают князь Владимир и витязи его дружины.

Духовная литература монастырей обогатила русский эпос сначала переводными, а затем и собственно авторскими сочинениями о вере и её хранителях (притчи, жития святых), об устройстве жизни на земле (сборники поучений «Измарагд», «Домострой» и другие).

Затем появились первые эпические произведения светской литературы: «хожения», жизнеописания и «житейские повести». Например, знаменитое сочинение путешественника и купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» можно считать первым опытом русскоязычного романа-путешествия или путевого очерка.

В литературу 18 века вошли более привычные современному читателю жанры: роман и повесть. Через сто лет к ним присоединились новелла, очерк, рассказ.

Наконец, в ХХ веке система эпических жанров приобрела общеевропейский вид, оставив на память о нашей исторической самобытности лишь позаимствованный из фольклора жанр сказа.

Пока развивалась официальная литература, народные сказители продолжали бережно хранить культурный код мифа. Некогда единое знание о мире, словно гигантское зеркало, разбилось на множество кусочков и превратилось в сказки.

Гипотеза (что это такое?) о родстве всех сказок народов мира и общности «бродячих сюжетов» приводит нас к этой мысли. В сказке сохранились образы богов, мифологических персонажей, сакральных стихий (воды и огня). Именно сказку (особенно волшебную) следует изучать как первоисточник сюжетов и образов «взрослой» авторской литературы.

Помимо сказки, фольклор произвёл более простые, приближенные к повседневной жизни жанры: быличку, «страшную повесть» (в ХХ веке она получила у детей именование «страшилка»), байку, побасенку, анекдот.

Получается, что роман «Война и мир» Л.Н.Толстого и народная быличка «Самоглядное зеркало» — кровные родственники. Просто один из них зрелый и большой, а другой – наивный и крошечный.

Отличительными особенностями эпических произведений считаются следующие:

Эпос неторопливо и обстоятельно рассказывает, медленно раскрывая перед нами страницы личной и общественной истории: сцены битв, описания свадеб и похорон, судьбоносные решения монархов, частные разговоры простых людей о смысле бытия и существовании Бога.

К крупным жанрам эпоса относят эпопею и роман, а также сагу.

Самым крупным эпическим жанром принято считать эпопею (или собственно эпос). Она описывает жизнь нескольких поколений, разворачивается на территории одного или нескольких государств, охватывает множество столетий. В северной Европе (на Скандинавском полуострове) такое масштабное повествование получило название саги.

В этом жанре написаны сказания о королях, самым известным из которых можно назвать сагу «Хеймскрингла» («Круг земной») Снорри Стурлусона. В 19 веке это жанровое обозначение использовал англичанин Дж.Голсуорси, автор знаменитой «Саги о Форсайтах».

Роман менее масштабен по охвату пространства и времени, зато более вариативен в способах освещения разнообразной проблематики. Классические примеры соединения романа и эпопеи из школьной программы:

Роман может быть огромным, как многотомная «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, или компактным, как «Брисбен» Е.Водолазкина.

Средняя форма эпоса – повесть – закрепилась в русской литературе как лидирующий жанр в эпоху становления реализма (что это?), во второй четверти 19 века. С тех пор этот жанр обрёл множество разновидностей и модификаций.

К примеру, можно вспомнить «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Петербургские повести» Н.В.Гоголя или «Повесть о Сонечке» М.И.Цветаевой.

Среди малых жанров эпоса в России наиболее популярен рассказ. В нём идёт речь об одном или нескольких героях, события разворачиваются в краткий срок и недалеко друг от друга, фабула (что это?) проста и лаконична. В последнее время набирают популярность самые малые жанры эпоса: этюды, краткие рассказы, эссе.

Время велеречивых преданий уходит в прошлое, жизнь требует краткости и быстроты, но нестареющий эпос, как полноводная река, продолжает вливать в литературу молодые живительные ручейки.

Источник

Что такое народный эпос

Содержание

Происхождение

Зарождение эпоса обычно сопровождается сложением панегириков и плачей, близких героическому мировосприятию. Увековеченные в них великие деяния часто оказываются тем материалом, который героические поэты кладут в основу своего повествования. Панегирики и плачи, как правило, слагаются в том же стиле и размере, что и героический эпос: в русской и тюркской литературе у обоих видов почти одинаковы манера выражения и лексический состав. Плачи и панегирики сохраняются в составе эпических поэм на правах украшения.

Поэтика

Правдивость

Эпос претендует не только на объективность, но и на правдивость своего рассказа, при этом его притязания, как правило, принимаются слушателями. В своем Прологе к «Кругу Земному» Снорри Стурлусон объяснял, что среди его источников есть «древние стихи и песни, которые исполнялись людям на забаву», и добавлял: «Хотя сами мы не знаем, правда ли эти рассказы, но мы знаем точно, что мудрые люди древности считали их правдой».

Формулы

Использование формул — фундамент устной импровизационной поэзии, без которого она не может существовать. Формула — это сочетание слов, которое используется (с незначительными изменениями или без них) всякий раз, когда возникает подходящая для этого ситуация. Формула может быть короткой (из двух слов) или длинной (до десяти строк).

Средневековый эпос

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.

Средневековый эпос — героическое народное сказание, которое создалось странствующими певцами или народом в период Средневековья. Эпос был предназначен для пения с сопровождением арфы или виолы (маленькой скрипки).

Лучше всего сохранились французские эпосы — около 100 поэм. Самая знаменитая из них — «Песнь о Роланде» — была записана во Франции в начале 12 века. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании и о мести короля франков за гибель своего племянника. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как религиозная война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря: он справедлив, всеми любим, великодушен и безумно смел, совершает необыкновенные подвиги и гибнет, чтобы не нарушить клятву верности своему сеньору.

В этой поэме отразились и любовь народа к «милой Франции», и ненависть к её врагам, и полное покорение своему господину. В поэме осуждаются те феодалы, которые предают Родину.

Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах» отражает события и мифы времён Великого переселения народов. Запись этой поэмы сделана около 1200 года. В ней герои совершают богатырские подвиги не для защиты родины от захватчиков, а ради личных, семейных или племенных интересов. Но в поэме отразилась и жизнь германского народа в мирное и военное время. Пышные праздники у феодалов, пиры и турниры чередуются с войнами и битвами, в которых проявляются воинская удаль, смелость и сила рыцарей.

Вообще эпосы состояли из 30-50 строф по 8 строк в каждом. Иногда актёры инсценировали содержание эпоса и давали свои представления.

Русский эпос

Что такое народный эпос. Смотреть фото Что такое народный эпос. Смотреть картинку Что такое народный эпос. Картинка про Что такое народный эпос. Фото Что такое народный эпос

Известные эпосы

Утраченные эпосы

Литература

См. также

Примечания

Ссылки

Что такое народный эпос. Смотреть фото Что такое народный эпос. Смотреть картинку Что такое народный эпос. Картинка про Что такое народный эпос. Фото Что такое народный эпос

Полезное

Смотреть что такое «Эпос» в других словарях:

эпос — эпос, а … Русский орфографический словарь

Эпос — ЭПОС (по гречески означает повествование, рассказ) один из трех родов, на которые делится поэзия (эпос, лирика, драма). Он ведет свое психологическое происхождение от того свойства нашей души, в силу которого нам недостаточно жить, а еще есть … Словарь литературных терминов

ЭПОС — (греч. от еро сказывать) произведения эпической поэзия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПОС [гр. epos слово, рассказ, песня] лит. повествовательная литература, один из трех основных родов… … Словарь иностранных слов русского языка

ЭПОС — ЭПОС, эпоса, мн. нет, муж. (греч. epos слово) (лит.). 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики). 2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т.п.… … Толковый словарь Ушакова

ЭПОС — (греч. epos слово повествование). 1) то же, что эпопея, а также древние историко героические песни (напр., былины)2)] Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и… … Большой Энциклопедический словарь

ЭПОС — (греческое epos слово, повествование), 1) то же, что эпопея, а также древние историко героические песни (например, былины). 2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и … Современная энциклопедия

Эпос — Тематически примыкают к ведической литературе эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», отделенные от нее значительным промежутком времени. Они являются памятником индуизма, победившего буддизм и поэтому о них приходится говорить после… … Энциклопедия мифологии

Эпос — (греч. epos – слово, повествование, рассказ, песня) – один из трех родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору. 1) повествовательная литература … Энциклопедия культурологии

ЭПОС — экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт авиа Источник: http://www.testpilot.ru/russia/mikoyan/spiral/105/105.htm ЭПОС «Электронное полнотекстовое объединённое собрание» проект Источник: http://www.rosculture.ru/regions/show/?id=46989 … Словарь сокращений и аббревиатур

Эпос — (греческое epos слово, повествование), 1) то же, что эпопея, а также древние историко героические песни (например, былины). 2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭПОС — ЭПОС, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Источник

Эпос русский народный

Смотреть что такое «Эпос русский народный» в других словарях:

ЭПОС — (греч. от еро сказывать) произведения эпической поэзия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПОС [гр. epos слово, рассказ, песня] лит. повествовательная литература, один из трех основных родов… … Словарь иностранных слов русского языка

Эпос — У этого термина существуют и другие значения, см. Эпос (значения). Эпос (др. греч. ἔπος «слово», «повествование») героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом… … Википедия

Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Былины — Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия

Былина — «Богатыри» Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович (Картина Виктора Васнецова, 1881 1898) Былины русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое либо героическое событие, либо примечательный… … Википедия

Песня — 1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных групп. 6. Бытование песни. 7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни. 8. Основные моменты в изучении песни.… … Литературная энциклопедия

Былины — Б. составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Азбелев, Сергей Николаевич — Сергей Николаевич Азбелев Дата рождения: 17 апреля 1926(1926 04 17) (86 лет) Место рождения: Ленинград Страна … Википедия

Список понятий — Список понятий, содержащих слово «русский» Содержание 1 Классические понятия 2 Зарубежные понятия 3 Новые понятия … Википедия

Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика — Якутия. В составе РСФСР. Образована 27 апреля 1922. Расположена на С. Восточной Сибири, в бассейне рр. Лены, Яны, Индигирки и в низовьях Колымы. На С. омывается морем Лаптевых и Восточно Сибирским морем. В состав Я. входят Новосибирские… … Большая советская энциклопедия

Источник

Что такое русский эпос

Ключевые ценностные концепты русского эпоса

В качестве отправной точки для аксиологического анализа былин мы используем определением «ценностного центра» героя, которое сформулировано М. М. Бахтиным. По Бахтину, ценностный центр есть «смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к себе самому и по отношению к окружающей его действительности”.

При рассмотрении былин мы различаем ценностный центр эпического героя и ценностный центр эпического сознания (сказителя и его аудитории). Несмотря на распространенное мнение об идеализации героев в русском эпосе, эти ценностные центры, как правило, не совпадают по содержанию и структуре.

Субъектом эпического сознания русских является ценностный центр слушателя/сказителя, включающий главные аксиологические концепты: сила («работа богатырская», «стояние», миссия свыше, бремя призвания), любовь-сострадание («жалость», «сердце неутерпчивое», «обида»), смелость («смелость-ухватка»), честь («честь-хвала богатырская»), слава, молитва, стойкость («неупадчивость») и др.

Объектом эпического сознания в былинах является ценностный центр героя. Мотивации героя и оценки сказителя/слушателя нередко расходятся. Ценностный центр героя динамичен, и это дает возможность показать внутреннюю борьбу и (за редким исключением) духовную победу героя.

Необходимо согласиться с формулой В. Я. Проппа, определявшего эпос в содержательном плане как «песни о борьбе и победе», однако это определение надо распространить в область духовной борьбы героя с собственными грехами, страстями и слабостями.

Ключом к пониманию поступков былинных героев является не идейно-политическая борьба, в том числе с иноземными захватчиками, но — внутренняя духовная борьба. Суть этой борьбы и ее законы понятны сказителю и его слушателям, знакомы из личного духовного опыта либо воспринимаются (детьми) как опыт предков, содержащий актуальные ценностные ориентиры и модели поведения.

Динамика соотношения ценностных центров героя и сказителя/слушателя обеспечивает, на наш взгляд, притягательность эпоса для аудитории. Ценности определяют и механизм генезиса былин. Мы согласны с наблюдением Г. Риккерта, что только ценности являются критерием отбора и систематизации фактов человеческой истории для их отражения в культуре. Эпическое сознание выявляет духовное сходство различных, порой весьма дистантных во времени, событий народной истории. Эти смыслы всегда ценностно маркированы. Народ удерживает в памяти и связывает в одном сюжете как бы некое облако смыслов истории, имеющих близкие ценностные координаты, и отвергает (исключает из традиции) ценностно неадекватные варианты сюжета.

Подробный аксиологический анализ былин и выявление ценностных концептов, характерных для русского эпического сознания, является темой отдельного исследования. Важно отметить, что русское эпическое понимание силы, чести и др. отличается от одноименных ценностных концептов эпоса других народов.

Концепт силы является ключевым в системе ценностей русского героического эпоса. В русском понимании сила имеет не естественную, не магическую, но — харизматическую природу. Она дается герою свыше как результат внутреннего диалога героя с Богом для исполнения миссии любви (сострадания). Если, получив силу свыше, герой отказывается от этой миссии, это приводит к его гибели. При этом сила воспринимается героем не как право, но как бремя: он должен применять ее крайне осторожно и разборчиво.

Сила эпического героя былины прибывает и убывает в зависимости от того, насколько поведение героя соответствует его миссии. Она не может быть направлена на решение корыстных задач, в том числе страстного характера (тщеславие, месть, гнев, эротическое влечение). При этом данная свыше сила увеличивает стойкость («неупадчивость») героя, его иммунитет к смертельно опасным соблазнам.

С концептом силы неразрывно связан концепт любви-жалости, которая есть источник чудесной богатырской силы. Только в акте сострадания или ревнования об оскорбляемом, поругаемом былинный герой получает силу для победы и право на победу. Этот акт внутренней духовной борьбы описывается как взыграние «богатырского сердца неутерпчивого». Способность испытывать горячую любовь к ближнему — сильное чувство, которое подвигает на битву со злом — является безусловным ценностным маркером эпического героя.

С идеей богатырской миссии связан концепт смелости — своего рода маркер достойного поведения героя, наличия у него права на победу. Отсутствие смелости в былине не является трусостью, но лишь указывает на отсутствие Божьей воли на победу героя. Смелость напрямую связана с любовью: сердце героя разгорается от жалости, от сострадания — и придает ему смелость вместе с правом на победу.

Особый характер былинного понимания силы как «тяжкого бремени» определяет специфику концепта «честь». В русском эпосе честь — это не индивидуальное задание героя (личный «прорыв» в бессмертие через воинскую славу или трагическую судьбу героя, гонимого богами), но коллективная ответственность богатырского рода. В былинном мире «честь-хвала богатырская» уже гремит по всей земле, и задача героя состоит лишь в том, чтобы ее не запятнать.

Важно подчеркнуть, что поступок считается честным или нечестным не в связи с соблюдением или нарушением правил ритуального поведения. Честь определяется внутренним духовно-нравственным содержанием поступка, его соответствием духу богатырства, а не «букве» ритуала.

В связи со сказанным выше очевидно, что срединное место богатырей за княжеским пиршественным столом не есть требование ритуала или протокола. Это — указание на то, в какой чести у князя пребывает богатырство (как явление русской жизни), насколько власть уважает богатырей наряду с князьями, боярами, людьми торговыми и др.

Былинный концепт славы также имеет коллективный характер: Киев славен богатырями, и это характеризует русскую землю в целом, а не отдельного героя. Слава о богатырях достигает ушей иноземных владык и заставляет их воздерживаться от военных походов на Русь. Технически эта слава обеспечивается хвастовством (строго по совершении подвига, в противном случае похвальба непременно оборачивается гибелью героя).

Ценность стойкости («неупадчивости») также является условием выживания героя: чудесная сила героя нередко является также силой воли, которая позволяет противиться искушениям, спасает его от гибели. О богатыре говорится, что он был «не упадчив», «не укинулся» на соблазны и посулы.

Механизм культурной трансмиссии этих и других ценностей былины в тот период, когда народ мог насладиться живым исполнением сказителей, был отработан столетиями и показал свою эффективность. Однако с с конца XVIII века начинается активное восприятие эпоса культурой образованного русского общества, и средства этой ретрансляции принципиально отличны от традиционных.

Дело даже не в том, что в этот период богатырей стали изображать в античных доспехах или в мундирах прусских гусар. Нам предстоит выяснить, насколько повлияли на рецепцию былинных смыслов ценности западно-европейской цивилизации, проявившиеся в специфической идеологии, научной и эстетической парадигме. Европейские художественные стили и моды, особая система жанров, в формате которых происходило освоение былин русским искусством Нового времени, — все это порождало многообразные рецептивные значения исходных смыслов эпоса.

Прозаические устные пересказы былин

Однако и в тех случаях, когда хорошей памяти не вполне соответствовал приятный голос и верный слух, на помощь приходили побывальщины (пересказы былин, сохраняющие отдельные песенные черты) и так называемые сказки о былинных богатырях (изначально возникшие как устная проза).

Насколько адекватно устная проза могла транслировать ценности былинного эпоса? Сказка — не песня, из которой «слова не выкинешь»; у сказочника, в отличие от эпического певца, есть право домыслить и присочинить. Это ключевое различие, безусловно, привело к тому, что в сказках на былинные сюжеты изначальные ценности эпоса сохранились значительно хуже. Возможно, этим объясняется пренебрежительное отношение к побывальщинам со стороны тех, кто умел петь былины.

А. М. Астахова в специальном исследовании народных сказок о богатырях русского эпоса подробно анализирует то, «как соотносится идейное содержание сказок о богатырях с идеологией героического эпоса». По ее наблюдениям, сделанным в 60-х годах прошлого века, «патриотическое и гуманистическое значение деятельности Ильи Муромца» «в основном сохранено и сказками». Перечень патриотических и гуманистических деяний включает подвиги «в защиту родной земли и народа, его независимости, мирного труда и благосостояния от иноземных захватчиков и от разбоя внутри страны».

К сожалению, А. М. Астахова не выявляет конкретных ценностных концептов былины и устной богатырской сказки и не предлагает сравнительного их анализа. Оценка «идейной направленности» требовала от советских ученых обязательного указания на патриотизм, гуманизм и демократизм; изучение таких ценностей как «неупадчивость», умение молиться и др. не могло входить в задачу исследования.

В сюжетном плане сказки передают почти все ключевые события былин об Илье Муромце и других богатырях. В аксиологическом плане отличие существенно: сказка воспринимает, как правило, лишь некоторые смыслы былины. Анализ ценностных концептов русской народной сказки должен быть предметом отдельного исследования, мы сейчас ограничимся рассмотрением сказок об Илье Муромце.

Сказке доступен эпический концепт силы как Божьего дара, получаемого для исполнения миссии сострадания (в противоположность простой физической силе, которую можно применять по собственному усмотрению для снискания добычи или почестей),

Во-первых, герой богатырской сказки зачастую служит не ради денег или почестей. Так, в сказке «Илья Муромец и Идол-богатырь» из сборника П. Н. Рыбникова богатырь «не спрашивает никакого вознагражденьица» (сказка М. М. Коргуева), отклоняет предложение освобожденных от Идола горожан взять «из их добра, что хочешь». Богатырь также отвергает выкуп, предлагаемый женой Соловья-разбойника.

Во-вторых, сказочный Илья, подобно Илье былинному, принимает завещанную родителями миссию справедливости («заступайся за слабых, не обижай беззащитных, бей вора-разбойника» в варианте А. Сказкина).

В-третьих, в сказках богатырский путь Ильи неизменно начинается с того, что он использует вновь обретенную силу в помощь родителям, утомившимся «на работушке хлебопашеской».

В-четвертых, в сказках очень часто сохранен эпизод выращивания богатырского коня из шелудивого жеребенка, который помогает раскрыть концепт силы не как изначальной физической данности, но как благоприобретенного качества.

В-пятых, во многих сказках об Илье Муромце сохранен эпизод освобождения Соловья при условии, «чтобы он больше не беспокоил никого, чтобы не грабил и не убивал». Этот эпизод лишает сказочника возможности объяснить подвиг Ильи гневным задором или жаждой остаться в памяти людей в качестве героического убийцы чудовищ.

В-шестых, во многих сказках воспроизведены почти без искажений эпизоды получения силы от нищих странников и передачи силы от Святогора, содержащие представление о силе как бремени и ответственности, а также о смертельной опасности, которую несет преизбыток силы.

Однако, как отмечает А. М. Астахова, «имеются и сказки, в которых основная идея былинного эпоса в известной степени затушевана, и цепь подвигов Ильи приобретает характер военных приключений богатыря», в таких сказках «не указано осознание Ильей конечной цели борьбы». Герой отправляется в путь не для исполнения миссии сострадания, а просто так, куда глаза глядят, «искать себе соперника».

В сборнике Афанасьева содержится сказка, которую можно считать отрицательным примером искажения былинных ценностей. Илья в огромном букете цветов проникает в терем к двенадцати бессмертным девицам-красавицам, зачем-то много лет живет с ними только для того, чтобы на прощание выпросить семикрылого коня. Вскоре после этого Илья погибает из-за того, что нарушает строгий наказ девиц не останавливаться в пути: Илья прикасается к лежащему на земле младенцу, и тот оказывается его смертью.

Даже не специфические композиционные особенности суть главное, что отличает эту сказку от былины, но прежде всего отсутствие смысла: зачем живет на свете Илья Муромец? Для чего он наделен богатырской силой? Ни мотивов, ни конфликтов, ни испытаний, позволяющих раскрыть ценностную иерархию былинного мира, эта сказка не содержит, она выродилась в бессмысленную, напоминающую дурной сон, череду приключений.

Сказочникам не всегда удается сохранить те мудрые «нелепицы», которые свято хранит эпос. Например, в былине Добрыня Никитич, освободив племянницу князя Владимира Запаву Путятишну, ничуть не пытается заполучить ее для себя в качестве приза за совершенный подвиг. Такое поведение героя продиктовано тем, что отнюдь не освобождение красавицы, а вызволение всех русских пленников, заточенных в «норе» Змеи, является конечной целью Добрыни.

Герой применяет свою силу богатырскую не в личных интересах (насладиться любовью княжеской племянницы), а для исполнения миссии сострадания. С точки зрения не эпического, а обыденного сознания такая «пассивность» Добрыни могла показаться нелепицей, и рассказчики побывальщин вынуждены были объяснять его поведение тем, что спасенная девица есть и не девица вовсе, а «добрынина тетушка».

По сравнению со сказкой старина более сурова. Сказочник, особенно перед детской аудиторией, склонен сглаживать и пересочинять то, что могло показаться жестоким или печальным. Сказка, в отличие от эпоса, тяготеет к хеппи-энду. Поэтому сказочный Илья запросто высвобождает сказочного же Святогора из каменного гроба, не перенимая у последнего никакой силы: богатыри братаются и едут дальше невесть куда творить добрые дела.

Нет нужды говорить о том, какими смысловыми потерями оборачиваются такие счастливые финалы. В сказке из сборника Афанасьева Илья счастливо женится на царской дочери, что, по сути, позволяет предположить, будто это и было изначальной целью всех его подвигов. Такое предположение вмиг уничтожает замечательный образ «старого казака», превращает Илью в банального рыцаря, ищущего побед, любви и короны.

В ряде случаев сказка испытывает возвратное влияние лубка: яркие картинки удерживаются в памяти сказочников, и они заставляют Илью «насаживать на пику» дочерей Соловья-разбойника и т. д. Нередко народная сказка о богатырях грешит сожительством с литературной волшебной сказкой, чьи черты явно прослеживаются в таких сюжетах, как превращение королевны в ведьму после того, как Илья выстрелил из лука в ее тень.

Реалистичная вселенная былины (в которой уместны метафоры вроде помещения всадника вместе с конем в карман старшего богатыря, но немыслимы живая вода, ковер-самолет и леший) смешивается с фантастической реальностью волшебной сказки. В этой гибридной реальности сказочники заставляют Илью встречаться с Бабой-ягой и пользоваться магическими предметами, чего не может быть в неиспорченной былине. К сожалению, это оборачивается деконструкцией системы эпических ценностей. Былинный богатырь перестает быть таковым, как только целью его подвига становится собственный интерес (вокруг этого гипотетического императива вмиг выстраивается иерархия субъективных ценностей, не связанных с ценностями эпического сознания).

Миронов А.С. Эпос русских: интерпретация: Культурфилософский анализ рецепции былин с конца XVIII столетия до 1917 года. URSS. 2019. 528 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *