Что такое народный праздник определение

Праздники народные

Смотреть что такое «Праздники народные» в других словарях:

Праздники ветхозаветные — священные дни, установленные синайским законодательством. Отличия их от обыкновенных дней состояли, во первых, в свободе и покое от трудов и работ; во вторых, в торжественных жертвоприношениях, свойственных празднику; в третьих, в некоторых… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Народные приметы о погоде — Народные приметы о погоде сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение сведения о различных признаках, указывающих на предстоящие явления погоды[1]. Народные приметы уходят своими корнями в далёкое, языческое прошлое.… … Википедия

Праздники народов мира в день летнего солнцестояния — Дважды в год на Земле происходит астрономическое событие, называемое солнцестоянием. Это такой момент в годичном вращении Земли вокруг Солнца, когда наблюдается самый короткий день или самая короткая ночь. С 21 июня ‑ дня летнего солнцестояния ‑… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Праздники Турции — В Турции на государственном уровне отмечаются восемь праздников, они были установлены Актом № 2429 от 19 марта 1981 года. Кроме того, широко отмечаются общемусульманские даты и многочисленные народные празднования. Государственные праздники Дата… … Википедия

Праздники Молдавии — В этой статье представлен список праздников Молдавии. Содержание 1 Общенациональные 2 Локальные 3 Примечания … Википедия

Праздники России — Празднование Дня России в Санкт Петербурге Праздники и памятные дни России официально установленные в России … Википедия

Праздники Ирана — В Иране отмечаются праздники по трём разным календарям: иранскому солнечному для событий республиканского значения, исламскому лунному для религиозных праздников, обычному григорианскому для международных дат вроде 1 мая. Праздники по солнечному… … Википедия

Праздники Молдовы — В этой статье представлен список праздников Молдавии. Дата Название Молдавское название Официальный Примечания 1 января Новый год Anul Nou да Традиционно празднование Нового года происходит в кругу семьи или близких друзей. На центральной площади … Википедия

Праздники Республики Молдова — В этой статье представлен список праздников Молдавии. Дата Название Молдавское название Официальный Примечания 1 января Новый год Anul Nou да Традиционно празднование Нового года происходит в кругу семьи или близких друзей. На центральной площади … Википедия

Праздники Таиланда — В Таиланде отмечаются следующие праздники: День Русское название Местное название Примечания 1 января Новый Год Ван Кхын Пи Май (วันขึ้นปีใหม่) Февраль Макха Буча จัดงานวันมาฆบูชา Буддийский праздник, отмечается по тайскому лунному календарю 17… … Википедия

Источник

Традиционные праздники

Традиционные праздники этнокультурные обряды, определяющиеся солнечно-лунным циклом календарём, и потому их ещё называют праздниками народного календаря.

Этимология праздника, идущего из глубины веков предзнаменования (пра- знамения), аналогична понятию праязыка и пращура – предка предков (прадед, прародитель). «Самое слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединение с веселием и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий», – заключает русский этнограф И.М. Снегирёв [1].

Происхождение праздников

Возможно, особая роль праздников внутри биоритмов планеты и стала тем самым толчком преобразований Природы, которые мы называем «культура». Во всяком случае, русский философ М.М. Бахтин именно так и утверждает: «празднество (всякое) – это важная первичная форма человеческой культуры»[3].

Универсум обрядов и праздников

Английский этнолог Фрейзер отмечает единую природу и единство предназначений обрядов и постулирует природное происхождение обрядов и праздников, что делает их культурное пространство универсальным для всех народов; на протяжении времен формируются лишь внешние этнокультурные различия [4].

Определение «народный»

Традиционные праздники зачастую называют народными или праздниками народного календаря. Однако в декларируемой народности большинства праздников мы вынуждены усомниться – известность широкой публике большинства из них осталась в прошлом или, как вариант, в силу каких-то причин ещё не состоялась в настоящем. Всё дело в том, что определение «народный» равнозначно оценочной категории «популярный» и является наивысшей формой признания праздника, артиста, автомобиля, вида спорта и т.п. В этой связи титул «народный» символизирует высокий общественный интерес, следовательно, его необоснованное употребление в качестве эпитета к какому-либо традиционному, религиозному и государственному празднику вызывает диссонанс в нашем восприятии.

Определение «традиционный»

Государственные и религиозные праздники (равно как и любые массовые мероприятия) зачастую называют традиционными, когда берут во внимание лишь регулярный характер их проведения. Разумеется, такое обиходно-бытовое определение традиционного никак не соотносится с традиционной культурой. Таков феномен естественной консервации традиционных праздников: не может любой праздник стать традиционным в культурном измерении, для этого он должен быть изначально укоренён в этнокультурной обрядовой традиции.

Праздники могут становиться
народными и государственными

В смене статусов праздников наблюдаются метаморфозы смены культурной парадигмы, когда государственными становятся традиционные и религиозные праздники, или когда религиозные праздники поглощают традиционные и государственные.

Стремление общества повысить роль отдельных праздников превращает их в хронотоп, функция которого заключается в публичной демонстрации связи времён, гармонизации прошлого в настоящем.

Автор статьи: Кыласов А.В.

1. Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды (1837). – М.: Кучково поле; Специализированный детско-юношеский центр спортивных единоборств, 2011. – С. 5.

2. Еремеев А.Ф. Первобытная культура / А.Ф. Еремеев. Часть 2. – Саранск: «Издательство мордовского универстита», 1997. – С. 87.

3. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965. – С. 11.

4. Фрейзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. – М.: Академический проект, 2012.

Читать также:

Что такое народный праздник определение. Смотреть фото Что такое народный праздник определение. Смотреть картинку Что такое народный праздник определение. Картинка про Что такое народный праздник определение. Фото Что такое народный праздник определение

Лузорика

Лузорика – это игровое наследие человечества (лат. lusorica, от корня слова ludus/lusus – игра и собирательного суффикса); название Энциклопедии игр нашего сетевого издания – Журнал «Этноспорт».

Что такое народный праздник определение. Смотреть фото Что такое народный праздник определение. Смотреть картинку Что такое народный праздник определение. Картинка про Что такое народный праздник определение. Фото Что такое народный праздник определение

Традиционные игры

Традиционные игры – это исконные забавы на традиционных праздниках, или праздниках народного календаря, которые сейчас проводятся как этнокультурные фестивали.

Что такое народный праздник определение. Смотреть фото Что такое народный праздник определение. Смотреть картинку Что такое народный праздник определение. Картинка про Что такое народный праздник определение. Фото Что такое народный праздник определение

Этноспорт

Этноспорт – это форма сохранения игрового наследия; представляет собой систему восстановления навыков этнодвигательности, присущих традиционному образу жизни и утраченных в условиях урбанизации.

Источник

Храм св. ап. Петра и Павла в с. Лог

официальный сайт

Понятие о церковных и народных праздниках.

«Трудно вообразить, что представляла бы собой жизнь без праздников. Несомненно, нечто очень унылое, однообразное… Но душа не переносит удручающего однообразия: она требует ярких, цветочных пятен, горящего солнца, смеющегося неба, песни жаворонка, радости жизни. Все это дает праздник».

Святитель Василий, епископ Кинешемский.

Понятие о церковных и народных праздниках

Традиционная календарная обрядность донских казаков формировалась в течение XVIII — XIX вв. В период ранней истории, когда казаки представляли собой военизированные мужские сообщества, на Дону практически отсутствовали аграрные обряды, так как отсутствовала и сама хозяйственная сфера жизни, существовал строгий запрет на землепашество, а средства к существованию добывались исключительно военным промыслом.

По мере перехода казаков к оседлому образу жизни и землепашеству, вместе с формированием у них патриархальной семьи и сельской поземельной общины складывался и комплекс традиционной календарной обрядности, дополнивший существовавшие прежде воинские ритуалы.

В постепенно формирующемся цикле календарных праздников тесно переплетались древние языческие и христианские воззрения; обряды, связанные с периодом мужских военизированных сообществ и поздние – привносимые на Дон новыми волнами переселенцев. Тесно переплетаясь и дополняя друг друга, эти обычаи и ритуалы отражали народные представления о взаимосвязи мира людей и природы, живых и умерших, выполняли важнейшие функции социализации молодежи, солидаризации всего казачьего сообщества.

Календарные праздники донских казаков представляют собой часть русской крестьянской традиции, но имеют и много особенностей, обусловленных, в первую очередь тем, что и в XVIII-XIX вв. казаки оставались профессиональными воинами, правда, сочетавшими воинский статус со статусом пахаря-земледельца. Практически в каждом календарном празднике на Дону главная организующая роль отводилась мужским группам, а элементы воинских традиций плотно вплетались в общую канву аграрных обрядов. Отличались казачьи праздники и четкой организованностью, и большим размахом.

Наконец, очень значимой в казачьей традиции была роль православной церкви. Православные священники принимали участие в масленичных панихидах на старых городках, в так наз. «царских праздниках», в обрядах моления о дожде, в проводах и встречах казаков со службы. Обходы дворов священниками осуществлялись на Рождество, Крещение и Пасху. Большую роль в жизни казачьих станиц и хуторов играли престольные (храмовые) праздники, которые отмечались очень торжественно и пышно. Именно православные (прежде всего, двунадесятые) праздники структурировали народный календарный год и либо сминали своей мощью многие элементы прежней языческой традиции, либо плотно с ними переплетались, обогащая праздники новыми элементами и смыслами.

Само понятие «народный праздник» вобрало в себя и древние (дохристианские) представления, и опыт православной церкви. Причем, со временем, христианские традиции на Дону все более вытесняли языческие, высветляя и возвышая понятие праздника.

Православная Церковь называет праздниками дни, посвященные воспоминанию о каком-либо священном событии или священного лица в истории Церкви с целью расположения верующих к пониманию смысла воспоминаемого события, или к подражанию жизни святых.

Однако святые отцы давали и более глубокое определение понятию «праздник», раскрывая его тайный смысл и понимая его, в конечном счете, как «проявление на земле небесного празднования». Праздник на земле – это, по сути, предпразднование того великого, всемирного праздника, который откроется в царстве Божием по окончании мира. Земной праздник – это открытие того, что ожидает людей в будущем, к чему предназначены они после смерти. В таком понимании праздник становился еще и упованием, и предощущением того блаженства и той славы, которая предопределена верующим в будущем в Царстве Божием.

Наступление Царства Божия понимается в Православии как конец всему временному, земному; с кончиной мира заканчиваются все труды, на которые осужден человек; все бедствия и напасти; все дела и подвиги, за которые человек получит от Бога «венец живота своего». Праздник в таком случае – это представление (или воспоминание) об этом грядущем будущем.

Такое понимание церковного праздника разъясняет и обязательный сбор всех верующих в храмах на торжественное богослужение в праздничные дни (по кончине мира и по воскресении избранные мира также войдут в небесный храм славы Божией), и совершение таинства евхаристии (как знак той божественной вечери и преднебесной трапезы, которой будут причащаться избранники Божии в Царствии небесном), и освобождение от мирских трудов в праздничные дни, и всеобщее светлое торжество даже в дни постов и праздников, связанных со скорбными событиями.

В народной традиции прочно укрепилась именно такая трактовка праздника. Несмотря на множество языческих вкраплений в канву православных праздников, в народном их понимании явно просматриваются представления о том, что в это время как бы стирается граница между землей и небом, Царство небесное становится доступным (например, народное представление о том, что умершие на Пасху сразу попадают в рай), что небесные персонажи (Матерь Божья, святые, сам Христос) спускаются в эти дни на землю и пребывают среди людей. Земля, таким образом, в день церковного праздника принимает образ грядущего Царства небесного. Потому так тщательно и строго готовились казаки к празднику, так истово соблюдали запреты на работу в праздничные дни, считали недопустимым пропустить праздничное богослужение в церкви.

В русской народной традиции важную роль в организации праздника имели представления о том, что в важнейшие точки календарного года происходит наделение всего мира некой жизненной силой, называемой в народе «долей». Распределяет долю между людьми Бог, но люди также обязаны следить за тем, чтобы в праздничный день никто не был обделен, а само наделение происходило «по-божьи, по-христиански».

Отсюда проистекает переплетение в русской календарной обрядности таких древних обрядов, как символическое угощение кашей (выступавшей символом общей доли) умерших предков, домашних и диких животных и, с другой стороны – реальная забота об обездоленных, больных, заточенных в тюрьмы и пр., которая понималась как выполнение христианского долга. В народе верили, что в дни больших праздников в образе нищего может появиться сам Христос или кто-то из его апостолов.

Христианские праздники и посты структурировали всю жизнь казачьей общины, выполняли функцию сохранения традиций, норм и ценностей коллектива. С их помощью казачья община восстанавливало прошлое, воспроизводила в коллективной памяти идеальное будущее и превращало то и другое в настоящее. При этом община обновляла свои переживания, веру, в конечном счете – свою социальную сущность.

Церковный устав по важности вспоминаемых событий делит праздники на великие, средние и малые.

Великие праздники отличает особо торжественное богослужение, накануне совершается Всенощное бдение. К их числу относятся Пасха Христова, двунадесятые праздники и великие недвунадесятые.

Праздник Пасхи – самый главный для православных — отмечается в различные дни марта или апреля (от 22 марта до 25 апреля по ст.ст. в первый воскресный день после весеннего полнолуния).

К двунадесятым праздникам относятся:

1. Рождество Пресвятой Богородицы – 8/21 сентября;

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября/4 декабря;

3. Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта/7 апреля;

4. Рождество Христово – 25 декабря/7 января;

5. Сретение Господне – 2 февраля/15 февраля;

6. Крещение Господне (Богоявление) – 6 января/19 января;

7. Преображение Господне – 6/19 августа;

8. за неделю до Пасхи – «Вход Господень во Иерусалим» (эта неделя называется Неделей Ваии, или Вербным Воскресением);

9. в сороковой день по Пасхе (в четверг) – Вознесение Господне;

10. в 50-й день по Пасхе (в воскресенье) – день Пятидесятницы, или Троицы;

11. Успение Божией Матери – 15/28 августа;

12. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября.

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднества, попразднества и отдания праздника. Днями предпразднества Св. Церковь приготовляет верующих к встрече праздника с помощью особых молитв. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднеств, за исключением Рождества Христова, предпразднество которого продолжается 5 дней и Крещения Господня – 4 дня. Предпразднества не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим.

Дни попразднества составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздника. Число дней попразднества неодинаково.

1. Рождество Пресвятой Богородицы – 4 дня;

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 дня;

3. Рождество Христово – 6 дней;

4. Пятидесятница – 6 дней;

5. Преображение Господне – 7 дней;

6. Воздвижение Креста Господня – 7 дней;

7. Крещение Господне – 8 дней;

8. Вознесение Господне – 8 дней;

9. Успение Божией Матери – 9 дней;

10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.

Последний день праздника называется днем отдания праздника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает внимание верующих на содержании праздника.

К великим недвунадесятым праздникам относятся:

1. Обрезание Господне и память св. Василия Великого – 1/14 января;

2. Покров Пресвятой Богородицы – 1/14 октября;

3. Рождество св. Иоанна Предтечи – 24 июня/7 июля;

4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи – 29 августа/11 сентября;

5. Память свв. апостолов Петра и Павла – 29 июня/12 июля.

Средние праздники разделяются на два вида. Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бдение (дни памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова; св. Иоанна Златоуста, св. Николая Мирликийског; свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; св. Георгия Победоносца и др.).

К числу средних праздников относятся и праздники храмовые, т.е. праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех святых, мощи которых в нем покоятся. Последование этих праздников отличается от великих тем, что в эти дни совершается служба не только празднуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие песнопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется каноном Богородице.

Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга +. В эти праздники совершается служба полиелейная; может быть совершено и бдение. Служба святым, имеющим знак (+), называется «службой святым с полиелеем».

Малые праздники бывают также двух видов. Одни из них обозначаются знаком «три красных точки в красной скобке», что означает службу со славословием (на утрени поется великое славословие, и вся утреня получает праздничное окончание). Малые праздники второго вида обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в середине, что означает «шестиричную службу», т.е. также в этот день нужно петь на вечерне 6 стихирь святым на «Господи воззвах» из Минеи.

Малые праздники отличаются от обыкновенных дней или умножением на богослужении числа стихир в честь воспоминаемого события, или дополнительным пением Великого Словословия (оно не читается, как в обычные дни, а поется при открытых Царских вратах).

По месту празднования праздники разделяются на:

1) общие, отправляемые всею Православной Церковью (к ним относятся праздники великие, средние и малые);

2) местные, отправляемые в какой-либо одной местности (например, в честь той или иной иконы Божией Матери, или в честь какого-либо святого, которые особенно почитаемы именно в данной местности);

3) храмовые (престольные).

По времени проведения праздники разделяются на неподвижные (непереходные), которые бывают всегда в одни и те же числа месяца (например, Рождество Христово) и подвижные, (которые приходятся в разные числа и даже в разные месяцы, но всегда в одни и те же дни недели, в зависимости от праздника Святой Пасхи (например, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница).

Так как все вообще праздники совершаются Церковью во славу Божию, или в честь Божией Матери, или в честь святых, то по этому признаку праздники разделяются еще на три разряда: праздники Господни (Рождество Христово, Преображение и др.), праздники Богородичные (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм и др.) и в честь святых (апп. Петра и Павла, пророка Илии, святителя Николая и др.).

Кроме церковных праздников есть еще праздники церковно-гражданские, установленные в память таких событий, которые совершились хотя и не в церкви, а в гражданском обществе, но имели для Церкви (в ее связи с государством) важное значение. К ним относится Новый год, а до революции 1917 г. – так называемые Царские дни (дни восшествия на престол, коронования российских императоров, дни рождения и тезоименитства императора и императриц и наследника престола). В казачьей традиции Царские дни отмечались очень пышно: с выносом хоругвий и икон, торжественными воинскими парадами и пр.

Церковный календарный год (а вместе с тем – и вся жизнь семьи и общины) структурируется не только с помощью праздников, большая роль в организации и календарного времени, и всей духовной жизни верующих отводится постам.

Источник

Традиционные праздники

Традиционные праздники этнокультурные обряды, определяющиеся солнечно-лунным циклом календарём, и потому их ещё называют праздниками народного календаря.

Этимология праздника, идущего из глубины веков предзнаменования (пра- знамения), аналогична понятию праязыка и пращура – предка предков (прадед, прародитель). «Самое слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединение с веселием и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий», – заключает русский этнограф И.М. Снегирёв [1].

Происхождение праздников

Возможно, особая роль праздников внутри биоритмов планеты и стала тем самым толчком преобразований Природы, которые мы называем «культура». Во всяком случае, русский философ М.М. Бахтин именно так и утверждает: «празднество (всякое) – это важная первичная форма человеческой культуры»[3].

Универсум обрядов и праздников

Английский этнолог Фрейзер отмечает единую природу и единство предназначений обрядов и постулирует природное происхождение обрядов и праздников, что делает их культурное пространство универсальным для всех народов; на протяжении времен формируются лишь внешние этнокультурные различия [4].

Определение «народный»

Традиционные праздники зачастую называют народными или праздниками народного календаря. Однако в декларируемой народности большинства праздников мы вынуждены усомниться – известность широкой публике большинства из них осталась в прошлом или, как вариант, в силу каких-то причин ещё не состоялась в настоящем. Всё дело в том, что определение «народный» равнозначно оценочной категории «популярный» и является наивысшей формой признания праздника, артиста, автомобиля, вида спорта и т.п. В этой связи титул «народный» символизирует высокий общественный интерес, следовательно, его необоснованное употребление в качестве эпитета к какому-либо традиционному, религиозному и государственному празднику вызывает диссонанс в нашем восприятии.

Определение «традиционный»

Государственные и религиозные праздники (равно как и любые массовые мероприятия) зачастую называют традиционными, когда берут во внимание лишь регулярный характер их проведения. Разумеется, такое обиходно-бытовое определение традиционного никак не соотносится с традиционной культурой. Таков феномен естественной консервации традиционных праздников: не может любой праздник стать традиционным в культурном измерении, для этого он должен быть изначально укоренён в этнокультурной обрядовой традиции.

Праздники могут становиться
народными и государственными

В смене статусов праздников наблюдаются метаморфозы смены культурной парадигмы, когда государственными становятся традиционные и религиозные праздники, или когда религиозные праздники поглощают традиционные и государственные.

Стремление общества повысить роль отдельных праздников превращает их в хронотоп, функция которого заключается в публичной демонстрации связи времён, гармонизации прошлого в настоящем.

Автор статьи: Кыласов А.В.

1. Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды (1837). – М.: Кучково поле; Специализированный детско-юношеский центр спортивных единоборств, 2011. – С. 5.

2. Еремеев А.Ф. Первобытная культура / А.Ф. Еремеев. Часть 2. – Саранск: «Издательство мордовского универстита», 1997. – С. 87.

3. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965. – С. 11.

4. Фрейзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. – М.: Академический проект, 2012.

Читать также:

Что такое народный праздник определение. Смотреть фото Что такое народный праздник определение. Смотреть картинку Что такое народный праздник определение. Картинка про Что такое народный праздник определение. Фото Что такое народный праздник определение

Лузорика

Лузорика – это игровое наследие человечества (лат. lusorica, от корня слова ludus/lusus – игра и собирательного суффикса); название Энциклопедии игр нашего сетевого издания – Журнал «Этноспорт».

Что такое народный праздник определение. Смотреть фото Что такое народный праздник определение. Смотреть картинку Что такое народный праздник определение. Картинка про Что такое народный праздник определение. Фото Что такое народный праздник определение

Традиционные игры

Традиционные игры – это исконные забавы на традиционных праздниках, или праздниках народного календаря, которые сейчас проводятся как этнокультурные фестивали.

Что такое народный праздник определение. Смотреть фото Что такое народный праздник определение. Смотреть картинку Что такое народный праздник определение. Картинка про Что такое народный праздник определение. Фото Что такое народный праздник определение

Этноспорт

Этноспорт – это форма сохранения игрового наследия; представляет собой систему восстановления навыков этнодвигательности, присущих традиционному образу жизни и утраченных в условиях урбанизации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *