Что такое народный стих
НАРОДНЫЙ СТИХ
Различаются три основных типа:
1) говорной стих употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т. п.; это текст, четко расчлененный на зарифмованные речевые отрезки, обычно со смежными рифмами, без всякой внутренней ритмической организации («Ложкой кормит, а стеблем глаз колет»., «Доселева Макар огороды копал, а ныне Макар в воеводы попал»).
2) Речитативный стих употребителен в былинах (см. Былинный стих), исторических песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях; он нерифмованный, с окончаниями женскими или чаще дактилическими (см. Клаузула). Наиболее частый размер 3-иктный, развившийся из общеславянского 10-сложного стиха; промежутки между сильными местами (иктами) здесь колеблются от 1 до 3 слогов, так что строки этого размера могут звучать и как хореи («Как во сла́вном было го́роде во Ки́еве»), и как анапесты («Как во сла́вном во го́роде Ки́еве»), и как дольники («Как во сла́вном го́роде Ки́еве»), и как тактовики («Как во сла́вном во го́роде во Ки́еве»). У разных сказителей этот размер обладает различной степенью строгости и разнообразия. Реже употребляются размеры 2-иктный (напр., в былине о Щелкане) и 4-иктный (в некоторых исторических песнях).
3) Песенный стих употребителен в лирических песнях; ритм его тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно строгим строением (4-стопный или 6-стопный хорей) и очень сложными вариациями (зависящими от напева), законы которых до сих пор не вполне исследованы. Несколько более прост стих частушечных (см. Частушка) и плясовых песен, имеющий вид дольника на хореической основе.
В литературном стихе говорной тип народного стиха лег в основу досиллабического стихосложения XVII в.; речитативный стих воспроизводился в «Песнях западных славян» А. С. Пушкина, «Песне про царя Ивана Васильевича » М. Ю. Лермонтова и т. д.; имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у советских поэтов.
Полезное
Смотреть что такое «НАРОДНЫЙ СТИХ» в других словарях:
Народный стих — стихотв. формы, употребит. в устной нар. поэзии. В совр. стиховедении принято выделять 3 осн. типа Н. С.: 1) говорной стих употребит. в свадебных приговорах, скоморошьих прибаутках, присказках, пословицах, поговорках, загадках и т. п. Он не… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
народный стих — НАРО´ДНЫЙ СТИХ многообразный по формам стих, которым написаны русские народные былины, сказы, песни, частушки и пр. Строение русского народного стиха до сих пор еще не изучено вследствие необычайной сложности его форм, резко отличающихся от форм… … Поэтический словарь
народный стих — тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной стих (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни) … Словарь литературоведческих терминов
русский народный стих — РУ´ССКИЙ НАРО´ДНЫЙ СТИХ см. народный стих … Поэтический словарь
Стих напевный — СТИХ НАПЕВНЫЙ. Стих при своем возникновении в любом языке мыслится автором его, народом, неразрывно связанным с определенным напевом. Корни этого явления глубже зарождения стиха. Их следует искать в зарождении самого слова. Для современного… … Литературная энциклопедия
Стих напевный — СТИХ НАПЕВНЫЙ. Стих при своем возникновении в любом языке мыслится автором его, народом, неразрывно связанным с определенным напевом. Корни этого явления глубже зарождения стиха. Их следует искать в зарождении самого слова. Для… … Словарь литературных терминов
Раёшный стих — народный стих, в котором единственным фонетически организующим началом является членение на строки и рифма (обычно парная) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов и ударений нет. Так сложены прибаутки раёшников в … Большая советская энциклопедия
Сатурнийский стих — (лат. Saturnius numerus), сатурнов стих древнейший, народный стих латинского стихосложения. Называется по имени Сатурна, италийского бога золотого века. Структура сатурнийского стиха полностью до сих пор не определена; сохранилось немногим… … Википедия
АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — АКЦЕНТНЫЙ СТИХ, основная форма тонического стихосложения стих, в котором урегулировано только число ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в русском языке обычно… … Литературный энциклопедический словарь
ГОВОРНОЙ СТИХ — ГОВОРНОЙ СТИХ, 1) в русской устной поэзии (в противоположность речитативному и песенному стиху; см. Народный стих) рифмованный акцентный стих, не связанный с пением и употребительный в скоморошьих прибаутках, свадебных приговорах,… … Литературный энциклопедический словарь
народный стих
Полезное
Смотреть что такое «народный стих» в других словарях:
Народный стих — стихотв. формы, употребит. в устной нар. поэзии. В совр. стиховедении принято выделять 3 осн. типа Н. С.: 1) говорной стих употребит. в свадебных приговорах, скоморошьих прибаутках, присказках, пословицах, поговорках, загадках и т. п. Он не… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
НАРОДНЫЙ СТИХ — русский, стихотворные формы, употребительные в устной народной поэзии (см. Народное поэтическое творчество).Различаются три основных типа: 1) говорной стих употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т. п.;… … Литературный энциклопедический словарь
народный стих — тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной стих (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни) … Словарь литературоведческих терминов
русский народный стих — РУ´ССКИЙ НАРО´ДНЫЙ СТИХ см. народный стих … Поэтический словарь
Стих напевный — СТИХ НАПЕВНЫЙ. Стих при своем возникновении в любом языке мыслится автором его, народом, неразрывно связанным с определенным напевом. Корни этого явления глубже зарождения стиха. Их следует искать в зарождении самого слова. Для современного… … Литературная энциклопедия
Стих напевный — СТИХ НАПЕВНЫЙ. Стих при своем возникновении в любом языке мыслится автором его, народом, неразрывно связанным с определенным напевом. Корни этого явления глубже зарождения стиха. Их следует искать в зарождении самого слова. Для… … Словарь литературных терминов
Раёшный стих — народный стих, в котором единственным фонетически организующим началом является членение на строки и рифма (обычно парная) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов и ударений нет. Так сложены прибаутки раёшников в … Большая советская энциклопедия
Сатурнийский стих — (лат. Saturnius numerus), сатурнов стих древнейший, народный стих латинского стихосложения. Называется по имени Сатурна, италийского бога золотого века. Структура сатурнийского стиха полностью до сих пор не определена; сохранилось немногим… … Википедия
АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — АКЦЕНТНЫЙ СТИХ, основная форма тонического стихосложения стих, в котором урегулировано только число ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в русском языке обычно… … Литературный энциклопедический словарь
ГОВОРНОЙ СТИХ — ГОВОРНОЙ СТИХ, 1) в русской устной поэзии (в противоположность речитативному и песенному стиху; см. Народный стих) рифмованный акцентный стих, не связанный с пением и употребительный в скоморошьих прибаутках, свадебных приговорах,… … Литературный энциклопедический словарь
Народный стих
Народный стих, русский это стихотворные формы, употребительные в устной народной поэзии. Различают три основных типа народного стиха.
Виды народного стиха
Говорной стих—употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т.п.; это текст, четко расчлененный на зарифмованные речевые отрезки, обычно со смежными рифмами, без всякой внутренней ритмической организации («Ложкой кормит, а стеблем глаз колет», «Доселева Макар огороды копал, а ныне Макар в воеводы попал»).
Речитативный стих—употребителен в былинах (см. Былинный стих), исторических песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях; он нерифмованный, с окончаниями женскими или чаще диктилическими (см. Клаузула). Наиболее частый вид — 3иктный, развившийся из общеславянского 10-сложного стиха; промежутки между сильными местами (иктами) здесь колеблются от 1 до 3 слогов, так что строки этого размера могут звучать и как хореи («Как во славном было городе во Кйеве»), и как анапесты («Как во славном во городе Кйеве»), и как тактовики («Как во славном во городе во Кйеве»), и как дольники «Как во славном городе Киеве»). У разных сказителей этот размер обладает различной степенью строгости и разнообразия. Реже употребляются размеры 2-иктный (например, в былине о Щелкане) и 4-иктный (в некоторых исторических песнях).
Песенный стих—употребителен в лирических песнях; ритм его тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно строгим строением (4 и 6-стопный хорей) и очень сложными вариациями (зависящими от напева), законы которых до сих пор не вполне исследованы. Несколько более прост стих частушечных (см. Частушки) и плясовых песен, имеющий вид дольника на хореической основе. В литературном стихе говорной тип народного стиха лег в основу досиллабического стихосложения 17 веке; речитативный стих воспроизводился в «Песнях западных славян» (1834) А.С.Пушкина, «Песне про царя Ивана Васильевича…» (1838) М.Ю. Лермонтова; имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у современных поэтов.
народный стих
Смотреть что такое «народный стих» в других словарях:
Народный стих — стихотв. формы, употребит. в устной нар. поэзии. В совр. стиховедении принято выделять 3 осн. типа Н. С.: 1) говорной стих употребит. в свадебных приговорах, скоморошьих прибаутках, присказках, пословицах, поговорках, загадках и т. п. Он не… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
НАРОДНЫЙ СТИХ — русский, стихотворные формы, употребительные в устной народной поэзии (см. Народное поэтическое творчество).Различаются три основных типа: 1) говорной стих употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т. п.;… … Литературный энциклопедический словарь
народный стих — НАРО´ДНЫЙ СТИХ многообразный по формам стих, которым написаны русские народные былины, сказы, песни, частушки и пр. Строение русского народного стиха до сих пор еще не изучено вследствие необычайной сложности его форм, резко отличающихся от форм… … Поэтический словарь
русский народный стих — РУ´ССКИЙ НАРО´ДНЫЙ СТИХ см. народный стих … Поэтический словарь
Стих напевный — СТИХ НАПЕВНЫЙ. Стих при своем возникновении в любом языке мыслится автором его, народом, неразрывно связанным с определенным напевом. Корни этого явления глубже зарождения стиха. Их следует искать в зарождении самого слова. Для современного… … Литературная энциклопедия
Стих напевный — СТИХ НАПЕВНЫЙ. Стих при своем возникновении в любом языке мыслится автором его, народом, неразрывно связанным с определенным напевом. Корни этого явления глубже зарождения стиха. Их следует искать в зарождении самого слова. Для… … Словарь литературных терминов
Раёшный стих — народный стих, в котором единственным фонетически организующим началом является членение на строки и рифма (обычно парная) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов и ударений нет. Так сложены прибаутки раёшников в … Большая советская энциклопедия
Сатурнийский стих — (лат. Saturnius numerus), сатурнов стих древнейший, народный стих латинского стихосложения. Называется по имени Сатурна, италийского бога золотого века. Структура сатурнийского стиха полностью до сих пор не определена; сохранилось немногим… … Википедия
АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — АКЦЕНТНЫЙ СТИХ, основная форма тонического стихосложения стих, в котором урегулировано только число ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в русском языке обычно… … Литературный энциклопедический словарь
ГОВОРНОЙ СТИХ — ГОВОРНОЙ СТИХ, 1) в русской устной поэзии (в противоположность речитативному и песенному стиху; см. Народный стих) рифмованный акцентный стих, не связанный с пением и употребительный в скоморошьих прибаутках, свадебных приговорах,… … Литературный энциклопедический словарь
Народный стих
Строение русского народного стиха до сих пор не изучено вследствие необычайной сложности его форм, резко отличающихся от форм классического стиха; единого общепринятого взгляда на строение народного стиха не существует.
Народный стих — многообразный по формам стих, которым сложены русские народные былины, сказы, песни, частушки и пр. Строение русского народного стиха до сих пор не изучено вследствие необычайной сложности его форм, резко отличающихся от форм классического стиха; единого общепринятого взгляда на строение народного стиха не существует.
Основная причина трудности распознавания и классификации форм народного стиха заключается в том, что исследователи пытались сделать это, исходя из теории классического стиха, которая стоит в явном противоречии стехнологией форм народного стиха.
Первая попытка разобраться в строении народного стиха принадлежит В. К. Тредиаковскому, который искал в нем опоры для своего «тонического стиха». Определенных выводов о строении народного стиха Тредиаковский не дал.
Большими достоинствами обладает исследование народного стиха, сделанное в первой трети 19 в. А. Востоковым, который считал русское народное стихосложение оригинальным, но «довольствующимся одними ударениями, не знающим употребления стоп и рифм». Востоков определял русский народный стих как акцентный. Это утверждение Востокова верно в отношении лишь одной формы народного стиха, а именно дисметрической. Но в народном стихе есть и другие оригинальные, метрические формы, о существовании которых Востоков не мог знать, так как в его время не были произведены такие многочисленные и многообразные записи народного стиха, какими располагаем мы сейчас.
Однако в его время («Опыт о русском стихосложении» А.Востокова вышел в 1817 г.) все же был сборник Н. с. Кирши Данилова, где имеются образцы метрического, т.е стопного стиха, правда, совершенно иной ритмической конструкции, чем в книжном классическом стихе (М.Ломоносова, В. Петрова, А. Сумарокова, Г. Державина и молодого Пушкина). Отрицая в народном стихе стопы, Востоков отрицал и наличие в нем рифм, отметив, однако, единство клаузул. Несмотря на столь явную односторонность учения Востокова о русском наро., оно имело в 19 в. много последователей и имеет их доныне.
В 1837 вышла книга А. Кубарева «Теория русского стихосложения», в которой автор выдвинул теорию тактов и пауз. Кубарев считал, что «у древних стопа, у нас такт, понятия тождественные»; в противоположность Востокову, он защищал метрический принцип строения народного стиха, различая краткие и долгие слоги, а также ритмические паузы в стихе. Таким образом, в истории русского стиховедения обозначились два противоположных взгляда на формостроение народного стиха. Теорию Востокова (народный стих — акцентный) поддерживали Н. Греч. В. Классовский, С. Шафранов, П. Сокальский, И. Голохвастов, а в наши дни — М. Штокмар; теорию Кубарева (народный стих — метрический, стопный) — Н. Надеждин (частично), Д. Дубенский, Р. Вестфаль, Ю. Мельгунов (два последних — исходя из принципа античной метрики), Ф. Корш, М. Малишевский. В действительности проблема ритмических структур народного стиха сложнее.