Что такое народный театр 8 класс литература
НАРОДНЫЙ ТЕАТР
3) Профессиональный театр, деятельность которого во 2-й пол. 19 в. была адресована широкому зрителю (театр для народа).
Смотреть что такое «НАРОДНЫЙ ТЕАТР» в других словарях:
Народный театр — Народный театр термин, имеющий несколько близких значений: Театр, основанный на материале устного народного творчества (балаган, вертеп, петрушка, раёк, скоморохи) Непрофессиональный театр в Российской империи. Тип театра в СССР. Звание с… … Википедия
народный театр — 1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., например, балаган, вертеп, петрушка, скоморохи). 2) Непрофессиональный. любительский театр. Появился в России в середине XIX в. 3) Звание «народный… … Энциклопедический словарь
Народный театр — в СССР, высшая форма театральной художественной самодеятельности, её новая и более высокая ступень развития. Н. т. создаются на базе творчески зрелых, получивших признание, постоянно действующих драматических и музыкальных (опера, балет,… … Большая советская энциклопедия
Народный театр — см. Развлечения народные … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Народный театр — многовековой процесс формирования театральных традиций из обрядов, игрищ, скоморошьих действ, распространенных на тер. У., в значительной ст. совпадал с общерус. традицией по срокам проведения (святки, масленица, Пасха, Троицын день), способам … Уральская историческая энциклопедия
Народный театр «Глагол» — СПбГПУ Логотип театра Прежние названия ТМФ Место нахождения … Википедия
Народный театр драмы «Свободный театр» — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Народный театр ДК «Современник» — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Народный те … Википедия
Открытое конкурсное занятие «Русский народный театр»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Открытое занятие «Русский народный театр»
— создать условия для формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности.
развития творческого потенциала каждого участника занятия;
развития умения изображать эмоции, используя голос, мимику; жесты;
формирования коммуникативных компетенций личности, умения взаимодействовать с партнёром, с группой через групповые формы работы;
1. Организационно-мотивационный момент
а) Артистическая разминка.
— Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их словами: Д обрый день, мы рады видеть вас.
— произнесите это с удивлением;
— как маленький ребенок;
— как президент страны.
1. Беседа с детьми о театре.
— Что такое театр? (Это изображение на сцене какого-либо произведения )
— Какие бывают театры? ( драматические, музыкальные, кукольные, пантомимы )
— Люди каких профессий работают в театре? (Режиссёр , актеры, костюмеры, гримеры, декораторы, осветители, звукооператоры )
— Как вы считаете, без кого из этих профессий театра не может быть? (без актера )
— Что должен уметь делать актер? (уметь выражать эмоции, правильно и выразительно говорить, импровизировать )
— А как зовут тех, кто приходит в театр смотреть представление? (Зрители) (3 слайд)
— А в качестве кого вам бы хотелось сегодня выступить: зрителя или актера?
— Тогда дерзайте. Желаю вам реализовать свои мечты.
— Ребята, посмотрите на мой костюм. Как вы полагаете, какому театру он соответствует? (народному).
— Правильно. О каком же театре у нас пойдет с вами речь? (о народном) (4 слайд)
Театр родился из народных обрядов. А первыми актерами на Руси были скоморохи и кукольники . (слайд 5, 6) Они исполняли драматические сценки, пели песни, играли на различных музыкальных инструментах, выступали с дрессированными животными, рассказывали сказки. (слайд 7)
3. Практический этап. Тренинги
Работа над выражением эмоций.
— Ребята, какое сейчас время года? (зима)
— Сколько всего времен года? ( четыре ),
— Перечислите их. ( осень, зима, весна, лето ).
— Попробуйте мимикой (жестами) отразить все времена года. Например: осень — пора унылая, дождливая, холодная и вместе с тем прекрасная» (хмурые брови, печальный взгляд, вздох. ).
Одним из любимых обрядов на Руси была встреча весны.
— Предлагаю вам поиграть в одну из таких игр-веснянок. Она называется «Ручеек». (слайд 8)
Становитесь, друг за другом, держитесь руками за пояс. Поем: (на мотив баю-баюшки-баю…)
Стащи нас в ручеек!
Кого стащишь в ручеек
Тот намочит сапожок!
Боком перепрыгиваем через «ручеек». Надо устоять, а то ноги промочишь.
(проходит игра, дети прыгают через скакалку)
Но народная мысль развивалась дальше. И вот она уже переносит нас на ярмарку, на которой происходили многочисленные представления. (слайд 9)
— Что вы услышали на ярмарке? Что делал народ на ней? (веселился, гулял, продавал, зазывал, торговал, покупал…)
— А давайте попробуем разыграть ярмарку и ярмарочное представление прямо здесь. П редставим, что мы находимся на ярмарочной площади. Кто-то из вас зазывает на ярмарку, кто-то торгует, кто-то покупает, кто-то играет на балалайке/бьет в барабан, а маленький мишка танцует. (Звучит плясовая музыка, дети изображают ярмарочное гуляние)
— Вот какая шумная у нас получилась ярмарка. В разгар такой ярмарки всегда появлялся кукольник, любимой куклой которого был Петрушка. (слайд 10 ) В одних он встречался с невестой, в других покупал лошадь, лечился у лекаря, обучался солдатскому делу. Всего таких сцен было больше двадцати. И сейчас вы увидите одну из них.
— За ступенькою ступенька,
— Слово к слову потянулось,
— А колечко на колечко,
— Поудобней сядь и слушай нашу сказочку
— Один воротник остался.
А вот с другого конца ярмарки доносится:
— Да он меня не пускает.
— Не забудьте поблагодарить артистов аплодисментами.
«Жили-были Кот и Кочеток…»
Театр – это волшебство преображения, чуда, исполнения желаний. Театр — одно из древнейших искусств. Когда произносится слово «театр», то в глазах людей появляются особые искорки. А атмосфера вокруг вдруг становится торжественной. Театр – таинство, загадочная и чудесная Вселенная. Здесь говорят, поют и думают по-особому; а ты им веришь. Переживаешь, смеёшься, плачешь, сочувствуешь… (слайд 13, 14)
Наше занятие подходит к концу.
— Где мы с вами побывали? Что такое театр? Какие театры бывают?
— Какие театры посетили?
— Как назывались первые актеры на Руси? (скоморохи и кукольники)
— Я хочу протянуть вам свою руку – руку дружбы. Посмотрите на ладони. На них можно рассмотреть, если повертеть, радость и печаль. Поднимите так свою ладонь, чтобы стало понятно, с каким настроением вы сейчас уйдете с занятия.
— Спасибо. Давайте подарим руку дружбы нашим гостям.
Народный театр, его происхождение и виды. Запись и изучение пьес народного театра.
Прежде, чем начать разговор о народном театре любимого русским народом и, как его называли современники, главного героя ярмарки – Петрушки, скажу несколько слов о народном театре и его исторических корнях в целом.
Несмотря на такое многообразие, все виды народного театра сохранили в себе его исходные черты, коренящиеся в глубокой древности:
— Спонтанность и импровизация. Игра ведется не по подробному сценарию, а спонтанно. По меткому выражению игрецов действа «Похороны Стромы», которое сохранилось до недавнего времени в селе Шутилово Нижегородской области, игра должна идти самотёком. Есть неизменный общий сюжетный ход, наполняющийся и развивающийся по ходу игры ее участниками в зависимости от обстоятельств, в которых играется действо, событий, которые происходят в мире деревни, отношений между участниками игры и персонажами, которые наряду с устоявшимся набором действующих лиц-масок, могут появиться неожиданно для других участников.
— Особое звучание. Голоса персонажей могут быть высокими или низкими, хриплыми или визгливыми. Часто для получения определенного звучания актерами использовались дополнительные предметы – пищики, перышки, которые добавляли необходимый окрас голоса.
— Язык простого народа. Язык народного театра – простой, меткий, острый, щедро снабженный шутками, остротами, подчас браными выражениями или выражениями, сохранившимися в языке народа как матерный, ранее связанный с культом плодородия.
— Игра масок-личин, за которыми закреплено определенное поведение. Самый распространенный пример такого театра – это итальянская комедия дель арте – комедия масок. У всех народов мира, у русского, в том числе, в народных театрах маски-личины и есть основные персонажи представлений. Таков злой городовой, хитрый цыган, любвеобильная подруга героя. В центре игры находится обычно дурак или пара дураков – Петрушка, Фома да Ерема, Пашка да Ермошка, Пахомушка, которые попадают в нелепые истории, часто бывают биты, но с достоинством проходят свои испытания и побеждают, прежде всего, становясь народными любимцами.
Понятие «русский народный театр» неразрывно связано с понятием «русская народная драма»; они практически сливаются, т.к. в русском фольклоре нет театральных действ, лишенных словесного текста, слово и исполнение в них сливаются, а во многих видах присоединяется и музыка.
Термин «драматические действа» наиболее точно передает особенности театрально-драматического народного искусства, в котором не существует оформившихся произведений (как в литературной драматургии), ни оформившихся представлений (театральные спектакли).
В русском фольклоре к драматическим действам относят обряды, ряженья, игры (первые 3 самые древние), хороводы, диалоги, выкрики балаганных дедов и карусельных зазывал, драматические сценки, а также кукольный театр. Все эти действа делятся на два типа:
· Словестный текст и действо находятся в различных соотношениях. В обрядах и ряженьях текст подчиняется действию, а в хороводах текст подчиняет себе действие, которое лишь иллюстрирует его.
· Текст и действо имеют равномерное значение (в сценках и пьесах).
Основным отличием народных драматических действ служит их синтетичность: соединение слова, напева и исполнения (включает в себя костюмировку, пользование декорациями и бутафорией, жестов, мимики, нередко пляску).
Важнейшим отличием театральных действ от других жанров является полное перевоплощение исполнителей в персонажа. Также отличием является то, что проявление общефольклорных признаков идет очень необычным способом. Например, присущая фольклору типизация раскрывается в том, что персонажи выделяются одной отличительной особенностью (человек с лопатой – гробокопатель, с ножницами – портной). Характерное совмещение традиции и импровизации также выражается иначе, чем в других фольклорных произведениях: при относительной устойчивости схемы сюжета или ситуации, определенных формул, импровизация проявляется в виде варьирования текста, вставок новых сцен и деталей.
Народному театру присуща сатиричность в большей степени, чем остальным жанрам фольклора.
Запись и издание народных драм и действ начато в 19 в. В 1838 г. И.Снегирев выпустил книгу «Русские простонародные праздники», положив начало собиранию произведений народного театра. Однако широкое собирание началось лишь после публикации «Программы о собирании сведений о кукольном театре на Руси» В.Перетца (1897 г.) и «Русской народной драмы» Н.Виноградова (1905).
Народные драматические действа были исследованы весьма многосторонне. Интерес к ним проявляли фольклористы, этнографы, искусствоведы, театроведы.
· Всеволодский-Гернгросс – общая характеристика различных форм драмы.
· Велецкая выяснила основные принципы народной драматургии.
· Чичеров «Зимний период русского землевладельческого календаря 16-19 в» и Пропп «Русские аграрные праздники» осветили связь драматических форм в календарными и семейными обрядами.
· Гусев «От обряда к народному театру» показал процесс развития драматических форм.
· Фамицын «Скоморохи на Руси» и Белкин «Русские скоморохи» осветили роль скоморохов в народной драме.
· Волков «Народная драма: царь Максимильян», Виноградов «Великорусский вертеп» и Богатырев «Чешский кукольный и русский театр». В названных работах проанализированы собранные материалы, поставлен и освещен большой круг важных вопросов: специфика народных драматических форм, условность и реалистичность, место традиции и импровизации, своеобразие структуры действ, стилевые особенности, характер диалога и монолога, соотношение слова и действия, приемы трагического, сатиры и комического, оформление представлений, история народной драмы, взаимоотношение народного и профессионального театра.
· Савушкина «Русский народный театр», в книге рассмотрены виды драматических действ, характер их исполнения. Книга учитывает новые работы советских фольклористов и весьма полно охватывает известные материалы.
Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 1338 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Урок литературы в 8 классе на тему:»НАРОДНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ. НАРОДНЫЙ ТЕАТР»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литературы в 8 классе
Тема урока. Народная историческая песня. Народный театр
Цели : актуализация и закрепление знаний о народной исторической песне как жанре; развитие умения выразительно читать и анализировать по вопросам народные исторические песни и народные драматические произведения.
Оформление : иллюстрации с изображением Ивана Грозного, Петра I, Наполеона, Пугачева.
Оборудование : распечатка с текстами песен.
I. Литературоведческая разминка.
Беседа по вопросам.
– Вспомните, какие литературные произведения и о каких исторических деятелях мы будем читать; какие уже прочитали; какими в них предстали исторические деятели.
– Перечислите жанры изученных произведений, их особенности.
II. Контроль усвоения изученного.
1. Былины повествуют о подвигах богатырей. (Да.)
2. Слово «легенда» в переводе с латинского означает «то, что следует помнить». (Нет.)
3. В русской исторической народной песне отразились события всемирной истории. (Нет.)
4. Герои исторической народной песни – реальные личности. (Да.)
5. Наиболее ранние, дошедшие до нас исторические песни, относятся к XIX веку. (Нет.)
6. Среди популярных сюжетов исторических народных песен – прощание молодца с красной девицей. (Нет.)
7. В исторической песне о Петре I император пользуется всеобщим уважением. (Да.)
8. Емельян Пугачев является персонажем исторической народной песни. (Да.)
III. Проверка домашнего задания.
– О каком историческом эпизоде царствования Петра I рассказано в песне?
– В чем особенности изображения царя?
2. Выразительное чтение исторической народной песни «Петра I узнают в шведском городе».
– В проверочном тесте у нас был вопрос о Емельяне Пугачеве, мы отметили, что он часто был героем народных песен. Почему?
IV. Чтение и анализ народной исторической песни.
Ты звезда ли моя, звездочка,
Высоко ты, звездочка, восходила:
Выше садика зеленого.
Становилась та звездочка
Над воротами решетчатыми.
Как во темнице, во тюремнице
Сидел добрый молодец,
Добрый молодец Емельян Пугачев.
Он по темнице похаживает,
«Кандалы мои, кандалики,
Кандалы мои тяжелые!
По ком вы, кандалики, доставалися?
Доставались мне кандалики,
Доставались мне тяжелые
Не по тятеньке, не по маменьке –
За походы удалые, за житье свободное!»
Нет больше народного заступника.
Емельян ты наш родной батюшка!
На кого ты нас покинул?
Красное солнышко закатилось…
Как остались мы, сироты горемычны,
Некому за нас заступиться,
Крепку думу за нас раздумать.
V. Работа со статьей учебника с теоретическим материалом.
Чтение статьи на с. 23–25 вслух с определением тезисов, затем самостоятельно.
VI. Чтение пьесы по ролям.
Домашнее задание. Рассказ о народном театре по тезисам; на с. 30 два последних задания (2 и 3-е) выполнить письменно, остальные – устно.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1466812
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по литературе «Народный театр»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Народный театр. любимцы мира Маркина Т.А., МБОУ Грузиновская СОШ Морозовский район Ростовская область
Петрушка В России главного героя народного театра зовут Петрушка, или Пётр Иванович Уксусов
Полишинель Главный герой народного французского театра
Пульчинелла Герой итальянского театра
Панч Английский Петрушка
Карагёз Герой турецкого национального театра
Гансвурст Любимец немецкой публики
Особенности пьесы Исполнение на сцене Диалоги и монологи (реплики) Ремарки (авторские пояснения) Части пьесы (действия, акты, явления)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-294589
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.