Что такое наряд ведомственная охрана
Термины и понятия
Безопасность объекта –состояние защищенности объекта от актов незаконного вмешательства в его функционирование.
Боевой расчет- распределение работников караула по конкретным временным интервалам для действий по предотвращению(ликвидации) последствий происшествий на охраняемых объектах, подразделениях и караулах ведомственной охраны.
Внутриобъектовый режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка, пожарной безопасности и другими соответствующими документами.
Груз – объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых и других вагонах, контейнерах.
Грузоотправитель (отправитель) – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.
Грузополучатель (получатель) – физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.
Доступ – проход (проезд на транспортных средствах) граждан на охраняемый объект в установленном порядке.
Запретная зона –выгороженная (обозначенная)территория охраняемого объекта и (или) прилегающий к ней участок местности (акватории), куда в установленном порядке запрещен или ограничен доступ граждан (транспортных средств, животных).
Караул– вооруженная группа работников ведомственной охраны, назначенная для выполнения задач по охране объектов и грузов от противоправных посягательств, обеспечению на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, а также осуществлению профилактической работы по предупреждению хищений и других правонарушений.
Караульный– работник ведомственной охраны из состава караула (из числа постовых и нарядов), находящийся в караульном помещении либо следующий на пост, с поста.
Комплекс инженерно – технических средств охраны (ИТСО) –совокупность инженерных и технических средств, предназначенных для обеспечения защищенности охраняемых объектов.
К инженерным средствам охраны (ИСО) относятся:
ограждения (заграждения) запретных зон;
ворота, калитки, шлагбаумы;
сооружения и конструкции на постах;
сооружения и конструкции на контрольно-пропускных пунктах (КПП);
осветительные установки охранного освещения;
тропы нарядов и специалистов по обслуживанию ИТСО;
разграничительные и предупредительные знаки;
оборудование постов служебных собак.
Составными частями ТСО являются:
антенные и линейные части датчиков обнаружения;
устройства сбора и отображения информации (станционные части, компьютерные системы, мониторы, световые табло);
устройства постовой связи и оповещения;
устройства электрического питания ТСО;
устройства автоматики и телемеханики.
Наиболее важный объект железнодорожного транспорта – объект, включенный в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, к которым относятся искусственные сооружения и другие объекты стратегического назначения, посты электрической централизации внеклассных и первого класса железнодорожных станций, ИВЦ и узлы связи, центры диспетчерского управления, запасные пункты управления и другие объекты.
Нарушитель – физическое лицо, совершившее или пытающееся совершить на охраняемом объекте противоправное действие, в том числе посягательство на перевозимые грузы, а так же лицо, оказывающее ему содействие в этом.
Несанкционированный доступ– проникновение на охраняемый объект (в охраняемые зоны, здания, сооружения) лица или группы лиц, не имеющих права доступа.
Отдаленный пост– пост, расположенный на удалении более 1 километра от караульного помещения, либо время прибытия к нему резерва караула (пешим порядком или на автомобиле) составляет более 10-12 минут.
Охраняемый объект – находящиеся под охраной и наблюдением здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, имущество и денежные средства, подлежащие защите от противоправных посягательств.
Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Пост – место или участок местности с установленными границами, на котором постовой выполняет возложенные на него обязанности, а также все порученное постовому под охрану.
Пост служебной собаки –место или участок местности, оборудованные в установленном порядке, на котором размещена на привязи караульная собака.
Пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, а также вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.
Резерв – работники (работник) ведомственной охраны, согласно боевому расчету караула назначенные для немедленного оказания помощи постовым, нарядам.
Специализированная группа (далее СГ) – наряд в составе двух и более работников ведомственной охраны, выполняющий задачу по предупреждению и пресечению хищений перевозимых грузов, имущества и других правонарушений на определенном ему участке железной дороги, маршруте, железнодорожной станции.
Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 743
«Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
1 апреля 2010 г., 4 сентября 2012 г., 3 августа 2018 г., 21 ноября 2019 г.
В соответствии с Федеральным законом «О ведомственной охране» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Информация об изменениях:
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 743
Положение
о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации
С изменениями и дополнениями от:
1 апреля 2010 г., 4 сентября 2012 г., 3 августа 2018 г., 21 ноября 2019 г.
2. Ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации и осуществляет защиту охраняемых объектов, находящихся в сфере ведения Министерства транспорта Российской Федерации, от противоправных посягательств, а также участвует в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности.
3. Основными задачами ведомственной охраны являются:
а) защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;
б) обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
в) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
4. В состав ведомственной охраны входят орган управления ведомственной охраны и обособленные подразделения.
5. Органом управления ведомственной охраны является федеральное государственное унитарное предприятие, находящееся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.
Обособленные подразделения создаются указанным предприятием в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обособленными подразделениями являются филиалы указанного предприятия, в состав которых могут входить отряды, команды, отделения, посты, учебные и иные центры (пункты).
6. Обособленные подразделения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, являются подразделениями транспортной безопасности.
7. Защита охраняемых объектов, в том числе при осуществлении пропускного и внутриобъектового режимов, осуществляется следующими способами:
а) физическая охрана объектов, которая предусматривает организационные мероприятия по охране объектов, непосредственную охрану объектов, а также меры правового, в том числе административно-правового, воздействия в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
б) охрана объектов с использованием технических средств охраны;
в) охрана имущества при его транспортировке;
г) комбинированная охрана, предусматривающая физическую охрану с использованием технических средств охраны.
8. Охрана объектов осуществляется нарядами и караулами, состав которых определяется должностными лицами ведомственной охраны в зависимости от особенностей охраняемых объектов, расположения и оборудования постов охраны.
Охрана объектов с использованием технических средств охраны осуществляется путем непрерывного наблюдения за состоянием охраняемых объектов, в том числе посредством их подключения к пунктам управления техническими средствами охраны (централизованного наблюдения) и направления групп реагирования.
Охрана имущества при его транспортировке автомобильным, железнодорожным, водным или воздушным транспортом осуществляется путем выставления нарядов охраны. Количество, вид и состав нарядов охраны определяются с учетом характера и особенностей защиты охраняемого объекта от противоправных посягательств.
9. Инструкция по обеспечению охраны объектов утверждается Министерством транспорта Российской Федерации.
10. Перечень охраняемых объектов утверждается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
12. Планы охраны объектов, инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах, порядок приема и сдачи под охрану помещений (мест хранения материальных ценностей), наложения печатей и пломб на служебные помещения, сейфы, шкафы и другие хранилища разрабатываются и утверждаются руководителями охраняемых объектов по согласованию с руководителями обособленных подразделений ведомственной охраны.
13. Финансирование и материально-техническое обеспечение ведомственной охраны осуществляются за счет средств Министерства транспорта Российской Федерации и (или) средств собственников охраняемых объектов.
14. Профессиональная подготовка работников ведомственной охраны проводится в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации.
15. Работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде при наличии служебных удостоверений и жетонов, образцы которых утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Порядок и нормы обеспечения работников ведомственной охраны форменной одеждой и снаряжением устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.
17. Министерство транспорта Российской Федерации вправе устанавливать в отношении работников ведомственной охраны дополнительные гарантии социальной защиты.
18. Контроль за деятельностью ведомственной охраны осуществляют Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 743 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. N 46 ст. 4355, в «Российской газете» от 28 ноября 2001 г. N 233
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2019 г. N 1483
Изменения вступают в силу с 30 ноября 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 3 августа 2018 г. N 909
Изменения вступают в силу с 15 августа 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2010 г. N 205
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Приложение. Порядок организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта
Порядок
организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта
(утв. приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 21 сентября 2010 г. N 400)
1.4. ФГП ВО ЖДТ России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами федеральных органов исполнительной власти, своим уставом, а также настоящим Порядком.
1.5. ФГП ВО ЖДТ России оказывает услуги физическим и юридическим лицам на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.6. Организацию деятельности ФГП ВО ЖДТ России обеспечивают управление ФГП ВО ЖДТ России, управления филиалов и отрядов.
Филиалы могут включать в себя подчиненные им отряды, пожарные команды и поезда, а также центры, пункты и стрелковые команды (группы) всех наименований.
В состав отрядов (при их наличии) могут входить подчиненные им пункты, стрелковые команды (группы) всех наименований, пожарные команды и поезда.
Стрелковые команды (группы), пожарные команды и поезда состоят из отделений. В качестве форм организации деятельности указанных подразделений могут использоваться караулы, наряды и посты охраны.
1.7. Посты охраны подразделяются:
а) по основаниям выполнения работы:
постоянный пост, когда постовой выставляется на постоянной основе, а место выполнения работы определяется схемой охраняемого объекта, табелем постам караула, инструкцией постовому;
временный пост, когда постовой выставляется на основании оперативного решения директора филиала ФГП ВО ЖДТ России, начальника отряда, начальника команды или караула (отделения) на определенное (ограниченное) время для охраны помещений, имущества, транспортных средств, грузов, мест совершения преступлений, аварий и другим причинам в зависимости от сложившейся оперативной обстановки, а место и время выполнения работы определяется служебной документацией караула и дополнениями к ней.
б) по продолжительности выполнения работы одной сменой поста:
суточный пост, где по условиям договора охрана объекта осуществляется в течение 24 часов;
почасовой пост, где по условиям договора охрана объекта осуществляется в течение определенного количества часов в сутках;
в) по месту расположения:
наружный пост, когда работа выполняется на местности в границах поста (запретной зоны) или по установленному маршруту;
внутренний пост, когда работа выполняется внутри здания (помещения);
г) по возможности перемещения постового:
неподвижные посты, на которых постовые выполняют свои обязанности на ограниченном участке местности, в запретной зоне или в определенном месте, помещении, здании;
подвижные посты, на которых охрана объектов (грузов) осуществляется способом патрулирования.
1.8. Должностные лица ФГП ВО ЖДТ России составляют протоколы об административных правонарушениях, а также осуществляют меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»*(3) и приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 14 января 2010 г. N 5 «Об утверждении Перечня должностных лиц федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание»*(4).
II. Организация охраны стационарных объектов, подлежащих государственной охране
2.1. Основные задачи ведомственной охраны по обеспечению защиты охраняемых объектов определены статьей 2 Федерального закона «О ведомственной охране» и пунктом 6 Положения о ведомственной охране Росжелдора.
2.2. ФГП ВО ЖДТ России осуществляет охрану объектов, подлежащих государственной охране, на основании статьи 23 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»*(5), Положения о ведомственной охране Росжелдора, Перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 г. N 891-р*(6), Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности»*(7), иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2.3. Охрана стационарных объектов (зданий, строений, сооружений, их отдельных частей или помещений; территорий, занимаемых ими, или прилегающих к ним, отдельных территорий) осуществляется способами:
патрулирования, при котором наряды передвигаются по участку обслуживания или постовой перемещается по установленному маршруту с остановками для периодического осмотра ограждения, территории, зданий, сооружений, помещений, расположенных на охраняемом объекте;
оперативного дежурства, при котором постовой (наряд) находится в караульном помещении или вблизи от охраняемых объектов в готовности немедленно выдвинуться к месту нарушения, обнаруженного с помощью технических средств охраны;
комбинированием указанных способов.
2.4. Выбранный способ охраны объектов определяет порядок расположения постов (постовых), ИТСО, движения нарядов по установленным маршрутам, и должен обеспечить:
максимально полный контроль за охраняемым объектом;
возможность визуального наблюдения постовым в границах своего поста, а при необходимости, и части соседнего поста;
действия резерва караула (наряда) согласно боевому расчету, а также его своевременное выдвижение к местам срабатывания технических средств охраны или вмешательства посторонних лиц в работу железнодорожного транспорта;
оказание взаимопомощи постовым соседних постов;
поддержание непрерывной связи начальника караула (отделения) с постовыми, нарядами.
2.5. Скорость перемещения постового по маршруту в границах поста охраняемого объекта должна обеспечивать защиту этого объекта.
Протяженность границ поста на территории наиболее важного объекта железнодорожного транспорта общего пользования может составлять:
При наличии достаточного количества ИТСО на объектах других категорий, протяженность границ поста может быть увеличена.
2.7. При организации охраны наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, руководящий состав в пределах своих полномочий:
а) принимает участие в определении наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, передаваемых для охраны структурным подразделениям ФГП ВО ЖДТ России с указанием принадлежности, наименований и месторасположения объектов, сил и средств охраны;
б) участвует, при необходимости, в обследовании объектов на предмет их инженерно-технической укрепленности и оснащенности ИТСО (с составлением актов обследования);
в) предлагает руководству объекта комплекс мероприятий по созданию или совершенствованию системы охраны объектов, которым предусматривается: определение способов охраны; количества, мест расположения и границ постов; численности работников ФГП ВО ЖДТ России (при необходимости с учетом возможности усиления охраны объекта); маршрутов передвижения; участков ответственности групп, осуществляющих оперативно-профилактическую работу; защитных мер по инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности; мест для размещения постов служебных собак; оснащение рабочих мест средствами связи, приборами управления охранно-пожарной, тревожной сигнализации; обеспечение помещениями для отдыха (обогрева) и приема пищи и, при необходимости, караульным помещением; оборудование контрольно-пропускных пунктов и установление пропускного и внутриобъектового режимов на каждом охраняемом объекте с учетом требований руководящих документов, регламентирующих охрану; порядка взаимодействия караулов (нарядов) с администрацией охраняемого объекта, территориальными подразделениями правоохранительных и иных органов в штатных и чрезвычайных ситуациях и др.;
г) участвует в подготовке договора на охрану объектов;
д) осуществляет набор и обучение работников ФГП ВО ЖДТ России или сокращает существующие штаты в соответствии с трудовым законодательством в целях выполнения задач по организации охраны объектов;
е) разрабатывает служебную документацию караулов с учетом требований документов, регламентирующих охрану конкретных объектов силами подразделений ФГП ВО ЖДТ России;
ж) организует непосредственную охрану каждого объекта, согласно служебной документации караула ФГП ВО ЖДТ России;
з) контролирует выполнение караулами задач по охране объектов.
2.8. Организация охраны других категорий объектов осуществляется в порядке указанном в пункте 2.7, или согласно условиям заключенных договоров.
III. Организация охраны вагонов, контейнеров с грузами, грузов на открытом подвижном составе при их перевозке, транспортировке железнодорожным транспортом
3.2. Охрана грузов осуществляется работниками ФГП ВО ЖДТ России постоянным и сменным способами в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 38*(9).
Работники ФГП ВО ЖДТ России, осуществляющие охрану грузов, являются лицами, уполномоченными грузоотправителем, грузополучателем (экспедиторскими организациями) на охрану груза в пути следования на основании заключенного договора.
3.3. Охрана грузов осуществляется с момента их передачи под охрану, которая оформляется соответствующим актом, подписанным грузоотправителями, грузополучателями либо уполномоченными ими лицами, перевозчиком и ФГП ВО ЖДТ России.
3.4. Места дислокации пунктов смены нарядов устанавливаются ФГП ВО ЖДТ России. Организация смены нарядов, особенности взаимодействия филиалов, отрядов, команд по передаче грузов на пунктах смены нарядов определяются организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России.
3.5. Охрана грузов при сменном сопровождении осуществляется следующими методами:
сопровождением грузов в пути следования нарядами;
выставлением постов, патрулированием нарядами;
применением совместных оперативных мобильных групп, в которые могут входить сотрудники правоохранительных органов, нарядов, выделенных для усиления охраны грузов;
применением инженерных, технических и других средств охраны грузов.
3.6. Методы охраны грузов применяются в зависимости от опасности, степени важности и ценности охраняемых грузов.
3.8. На один наряд ФГП ВО ЖДТ России возлагается охрана не более 10 вагонов с взрывчатыми материалами, расположенных одной группой. На каждую последующую группу до 10 вагонов с такими грузами выделяется дополнительный наряд.
Нарядам, назначенным для охраны взрывчатых материалов или метанола, запрещается сдавать под охрану другие грузы.
3.9. В случае отцепки всей группы охраняемых вагонов с грузами по факту выявления в пути следования у одного или нескольких вагонов с взрывчатыми материалами, метанолом технических, коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов или сохранности грузов, охрану такой группы вагонов осуществляет следующий с ней наряд ФГП ВО ЖДТ России. После прибытия дополнительного наряда и принятия под охрану неисправных вагонов, исправные вагоны сопровождает следовавший с ними наряд ФГП ВО ЖДТ России.
3.10. О каждом случае простоя вагонов, контейнеров с грузами, указанными в пункте 3.7, сверх установленного времени, начальник подразделения (караула) ФГП ВО ЖДТ России сообщает соответствующей службе перевозчика и в отряд ФГП ВО ЖДТ России для принятия мер к скорейшему отправлению вагонов по назначению или передаче их грузополучателю для выгрузки.
3.11. Ценные и наиболее подверженные хищениям грузы (цветные металлы, машины, изделия и приборы электробытовые, автомобили, светлые нефтепродукты, изделия табачно-махорочные) и другие подлежащие охране грузы на всем пути следования, в том числе при стоянках, должны обеспечиваться охраной с применением одного или сочетанием нескольких методов: сопровождения, выставления постов, патрулирования нарядами на железнодорожных станциях смены нарядов, пикетами, использования групп, нарядов, выделенных для усиления охраны грузов, применением инженерных, технических и других средств охраны грузов.
Во время нахождения на железнодорожной станции таких грузов, порядок их охраны в зависимости от местных условий определяется начальником караула (отделения) в соответствии с требованиями руководящих документов и технологией охраны грузов на железнодорожной станции.
3.12. Пикеты (наряды из одного и более работников ФГП ВО ЖДТ России) направляются на железнодорожные станции, где графиком движения предусмотрена остановка грузовых поездов, с целью обеспечения охраны грузов на путях железнодорожной станции, в проходящих грузовых поездах, в местах производства маневровых работ, приема и выдачи грузов, а также в поездах, временно отставленных от движения.
Пикеты могут применяться для усиления охраны грузов, указанных в пункте 3.7, а также в качестве самостоятельного метода охраны для грузов, указанных в пункте 3.11, на участках с интенсивным грузопотоком, на которых их применение более эффективно, чем другие способы и методы охраны перевозимых грузов.
3.13. Группы, наряды, выделенные для усиления охраны грузов, применяются для пресечения хищений, выполнения оперативно-профилактических, розыскных мероприятий в сфере охраны перевозимых грузов.
3.14. Инженерные, технические и другие средства охраны применяются в зависимости от доступности (наличия) этих средств и оперативной обстановки на участке обслуживания.
3.15. Особенности организации охраны грузов с учетом местных условий и оперативной обстановки определяются технологиями взаимодействия между филиалами, отрядами, стрелковыми командами ФГП ВО ЖДТ России (организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России).
3.16. Временное отставление поездов от движения на железнодорожных станциях производится на основании организационно-распорядительного документа перевозчика и установленным порядком доводится соответствующему подразделению ФГП ВО ЖДТ России, на участке обслуживания которого располагается железнодорожная станция.
Перечень железнодорожных станций, на которых допускается временное оставление поездов с грузами без локомотивов, устанавливается перевозчиком по согласованию с филиалами ФГП ВО ЖДТ России.
3.17. Решение о применении способов и методов охраны грузов принимается начальником отряда, команды (караула) на каждом отдельном участке обслуживания стрелковой команды с учетом: действующих документов, важности охраняемого груза, оперативной обстановки на участке следования грузового поезда, наличия на промежуточных железнодорожных станциях групп, постов, нарядов ФГП ВО ЖДТ России, времени суток, погодных условий, профиля железнодорожного пути и др.
3.18. Указанное в пункте 3.17 решение должно основываться на следующих принципах:
достаточности комплекса организационных и технологических мер для обеспечения защиты охраняемых грузов данной категории от противоправных посягательств на всем участке обслуживания;
соответствия методов охраны местным условиям, особенностям работы железнодорожной станции и оперативной обстановке;
взаимного дополнения методов охраны в соответствии с установленными требованиями.
3.19. Численность работников ФГП ВО ЖДТ России, занятых на сопровождении и охране грузов, технологические условия по сопровождению и охране грузов определяются организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России.
3.20. В случае обнаружения коммерческих неисправностей в вагонах, контейнерах с охраняемыми грузами, выявивший их работник (наряд) ФГП ВО ЖДТ России, сообщает об этом начальнику караула (отделения) стрелковой команды, на участке обслуживания которой находятся такие вагоны, контейнеры, для принятия мер в соответствии с его должностными обязанностями и полномочиями.
3.21. Постоянное сопровождение грузов осуществляется непрерывно одними и теми же работниками ФГП ВО ЖДТ России от момента приема груза от грузоотправителя (перевозчика) до момента сдачи его грузополучателю (перевозчику) или уполномоченному лицу, согласно условиям договора и организационно-распорядительным документам ФГП ВО ЖДТ России.
IV. Организация охраны денежных средств, ценностей, служебных документов
4.2. В целях обеспечения охраны касс их владельцы разрабатывают перечни помещений и особенности их охраны, которые согласовываются с руководителями филиалов (отрядов) ФГП ВО ЖДТ России.
4.3. При выполнении обязанностей наряду ведомственной охраны, осуществляющему сопровождение физического лица с ценностями, запрещается:
совершать действия, не связанные с выполнением служебных обязанностей, отвлекаться от выполнения поставленной задачи;
вступать в разговоры с посторонними лицами;
посещать магазины, рынки и другие общественные места;
оставлять физическое лицо без охраны;
допускать нахождение и проезд посторонних лиц в транспортном средстве, перевозящем ценности (салоне автомобиля, купе вагона);
разглашать сведения о маршрутах движения, времени прибытия в пункты назначения, размерах сумм перевозимых денежных средств, и другие сведения, разглашение которых может привести к утрате или хищениям ценностей;
производить упаковку и переноску ценностей;
отклоняться от установленных маршрутов движения;
предъявлять к водителю автомобиля требования, ведущие к нарушению правил дорожного движения, за исключением действий в чрезвычайных обстоятельствах;
снимать снаряжение, средства индивидуальной защиты, нарушать установленный порядок обращения с оружием;
держать открытыми двери, опущенными боковые стекла автомобилей, а также окно купе при стоянке поезда;
покидать транспортное средство, кроме случаев исполнения служебных обязанностей и действий при аварийных ситуациях;
принимать под охрану ценности от физических лиц на время их отсутствия.
4.5. Изменение маршрута движения при транспортировке ценностей может производиться при условии согласования с руководителем подразделения ведомственной охраны, от которого назначен наряд для сопровождения ценностей.
4.6. При получении ранения либо травмы физическим лицом или работником ведомственной охраны, транспортировка ценностей должна быть прекращена.
4.7. В случае, если физическое лицо вследствие полученного ранения или травмы, окажется не в состоянии лично обеспечить сохранность ценностей, работники ведомственной охраны временно, до прибытия замены физическому лицу, берут их под охрану.
V. Организация оперативно-профилактической работы
5.1. Оперативно-профилактическая работа организуется руководящим составом и осуществляется структурными подразделениями и нарядами ФГП ВО ЖДТ России на установленных участках обслуживания, на территории охраняемых объектов железнодорожного транспорта общего пользования.
5.2. Команды, группы, наряды, осуществляющие оперативно-профилактическую работу, обеспечиваются транспортными средствами повышенной проходимости, средствами теленаблюдения, фотосъемки и видеозаписи.
5.3. При осуществлении оперативно-профилактической работы применяются следующие формы:
выезды нарядов ведомственной охраны на места хищений и происшествий;
патрулирование перегонов, парков железнодорожных станций, грузовых дворов, контейнерных площадок и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе в местах сортировки и сосредоточения грузов;
участие в проводимых правоохранительными органами оперативно-профилактических мероприятиях;
участие в целевых мероприятиях по предотвращению хищений на объектах железнодорожного транспорта по указаниям директора филиала или начальника отряда ведомственной охраны;
осуществление профилактических мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению хищений имущества предприятий железнодорожного транспорта и перевозимых грузов.
5.4. При осуществлении оперативно-профилактической работы, в целях выявления и задержания правонарушителей, могут применяться следующие методы: засады, пикеты и негласное сопровождение грузовых поездов.
Засада применяется в местах обнаружения или вероятного совершения хищения имущества, перевозимых грузов с целью задержания правонарушителей и осуществляется скрытно расположенными нарядами из двух и более работников ведомственной охраны.
Пикеты (наряды из одного и более работников ФГП ВО ЖДТ России) направляются на промежуточные железнодорожные станции, в места производства маневровых работ, приема и выдачи грузов, на перегоны, а также в места стоянки вагонов, контейнеров с грузами в поездах, временно отставленных от движения.
Негласное сопровождение грузовых поездов осуществляется нарядами, которые ведут скрытное наблюдение (с использованием автотранспорта, приборов теле-, видеонаблюдения) за охраняемыми вагонами, контейнерами, в том числе в пути следования, а также работниками ведомственной охраны, проводниками и иными лицами, сопровождающими грузы, за лицами, находящимися в зоне объектов железнодорожного транспорта. Наряды ведомственной охраны могут скрытно размещаться в грузовых поездах в вагонах или на переходных площадках вагонов (если это обеспечивает безопасные условия труда).
VI. Организация деятельности по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте
6.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»*(12) и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 января 2009 г. N 12 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»*(13) пожарные поезда ФГП ВО ЖДТ России, специально подготовленные, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами, действующие в пределах установленных участков выездов, относятся к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств для тушения пожаров на охраняемых объектах определяется расписанием выезда или планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, который согласовывается с соответствующими владельцами охраняемых объектов и ФГП ВО ЖДТ России.
Привлечение сил и средств, находящихся в ведении ФГП ВО ЖДТ России и владельцев охраняемых объектов, для тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, не относящихся к ведению владельцев охраняемых объектов, осуществляется с учетом обеспечения требуемого уровня противопожарной защиты охраняемых объектов, тактико-технических возможностей указанных сил и средств, а также с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6.4. ФГП ВО ЖДТ России осуществляет:
6.5. Организация деятельности караулов пожарных подразделений регламентируется организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России.
6.6. Взаимодействие пожарных подразделений с подразделениями других видов пожарной охраны при тушении пожаров на железнодорожном транспорте Российской Федерации, участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется законодательством Российской Федерации.
6.7. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.8. Тушение пожаров опасных грузов на объектах железнодорожного транспорта осуществляется только при условии обеспечения специальной экипировкой участников тушения пожара.
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 27, ст. 3363.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 16, ст. 1935; 2006, N 26, ст. 2779; 2007, N 49, ст. 6079; 2009, N 19, ст. 2279; N 48, ст. 5717.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27 (ч. I), ст. 2700 (ч. II), ст. 2708, 2717; N 46 (ч. I), ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; N 52 (ч. I), ст. 5037; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1838; N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 4, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9, 13, 37, 40, 45; N 10, ст. 762, 763; N 13, ст. 1077, 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719, 2721; N 30 (ч. I), ст. 3104, (ч. II), ст. 3124, 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52 (ч. I), ст. 5574, 5596; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172, 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17 (ч. I), ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31 (ч. I), ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633, 4634, 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, 25, 29, 33; N 7, ст. 840; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1824, 1825; N 17, ст. 1930; N 20, ст. 2367; N 21, ст. 2456; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4009, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6034, 6065; N 50, ст. 6246; 2008, N 10 (ч. I), ст. 896; N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251, 2259; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. I), ст. 3582, 3601, 3604; N 45, ст. 5143; N 49, ст. 5738, 5745, 5748; N 52 (ч. I), ст. 6227, 6235, 6236, 6248; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 771, 777; N 19, ст. 2276; N 23, ст. 2759, 2767, 2776; N 26, ст. 3120, 3122, 3131, 3132; N 29, ст. 3597, 3599, 3635, 3642; N 30, ст. 3735, 3739; N 45, ст. 5267; N 48, ст. 5711, 5724, 5755; N 52 (ч. I), ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 11, ст. 1169, ст. 1176; N 18, ст. 2145; N 15, ст. 1743, ст. 1751; N 18, ст. 2145; N 21, ст. 2524, 2526, ст. 2530; N 23, ст. 2790; N 25, ст. 3070; N 27, ст. 3429; N 30, ст. 4000, 4006; N 31, ст. 4164, 4191, 4206, 4207, 4208.
*(4) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2010 г., регистрационный N 16477.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; 2003, N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3597; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, N 1, ст. 21.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 28, ст. 3573.
*(7) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 506; 1993, N 39, ст. 3690, N 51, ст. 4992; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 9, ст. 1013; N 17, ст. 1989; 1995, N 2, ст. 154; 1996, N 21, ст. 2510; 1997, N 12, ст. 1436; 1999, N 51, ст. 6343; 2000, N 6, ст. 776; N 12, ст. 1295; N 26, ст. 2773; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 49, ст. 5229; 2006, N 24, ст. 2605; 2008, N 18, ст. 2055; 2009, N 45, ст. 5359.
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27 ст. 3213; N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616.
*(9) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 2003 г., регистрационный N 4864, с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 16 января 2006 г. N 8 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2006 г., регистрационный N 7472), от 9 июля 2007 г. N 88 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2007 г., регистрационный N 9870), от 22 декабря 2008 г. N 216 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 января 2009 г., регистрационный N 13057).
*(10) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2, N 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5717.
*(11) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2008 г., регистрационный N 11237.
*(12) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 3998; 1999, N 15, ст. 1824; 2003, N 33, ст. 3269; 2004, N 52 (ч. II), ст. 5499.
*(13) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2009 г., регистрационный N 13440.
*(14) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2008 г., регистрационный N 11779.