Что такое насека у казаков
насека казачья. Казачий должностной жезл. Хуторской атаман!
—>
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране 450.00 р. |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
доставка | |
Оплата: Наличные, Банковский перевод, Банковская карта, ЮMoney, WebMoney, Почтовый перевод. |
№214722212 |
Ст. Ермаковской области войска донского
Хуторской атаман
Первого донского округа хутора Кухтачева.
Насека
Приветствую Всех!
Распродажа личной коллекции. Все приобреталось у населения лично. Все подлинное!
доставка по РФ почтой или курьером на Ваше усмотрение
отправку гарантирую!
уточняйте наличие лота. ПОСКОЛЬКУ ЛОТЫ ВЫСТАВЛЕНЫ НА НЕСКОЛЬКИх ПЛОЩАДКАх!
СМОТРИТЕ И ДРУГИЕ МОИ ЛОТЫ! очень много МОНЕТ, ЗНАКОВ, книг (рукописей) и другого достойного материала!
с незнакомыми ранее покупателями не встречаюсь
Сумма доставки может отличатся от указанной если желаите 1 класс или с оценкой, а так же в дальние регионы или с жесткой упаковкой.
Что такое насека у казаков
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Атаманские булавы
Запорожские сечевые атаманские и куренные булавы и перначи, переданные Черноморскому войску по повелению императрицы Екатерины II в 1788 г.
Войсковой атаман с булавой и насекой
От гетманских булав меньшим размером отличались булавы-перначи, или шестоперы (шесть граней в голове), которые носили за поясом полковники. У запорожских атаманов большие булавы делались из серебра, а малые — из железа. На Дону и на Запорожье пернач посылался путешественникам в знак защиты. К булавам принадлежат также донские насеки, или трости. В 1704 г. Петр Великий пожаловал донскому атаману, казакам и всему войску насеку, которую по указу царя должно сделать «из простого дерева, толстую, длиною в полтретья аршина, и выписать краскою на ореховый цвет Ивану Петрову. и на той насеке наверху, на оправе вырезать так: Насека Войска Донского 1704 года».
Екатерина II в 1776 г. прислала Алексею Иловайскому большую булаву (насеку) и обыкновенную — обе с надписями. Насека — деревянная, 2 1/4 аршина длины, голова из двух стиснутых вместе серебряных шаров, наверху — два крестообразно помещенных черных орла. Булава же из черного дерева, длиною 1 аршин, с круглым серебряно-вызолоченным наконечником.
Булавы в торжественных случаях выносились войсковым есаулом. Татищев сообщает, что булавы давались от государей русских и воеводам большого полка.
Пернач
«Атаманские и есаульские насеки так, например, описывал И. Тимощенков:
Жезл атамана был аршина в два вышиною; верхний конец его был облит свинцом, так что он имел вид булавы. Жезл же есаула состоял из ровной палки аршина в 3 вышиною. Насеками они назывались сначала потому, говорит предание, что атаманы и есаулы, будучи безграмотны, насекали на них кресты и другие знаки для меры, приметы либо счета.
У большинства народов Сибири бубен уподоблялся оленю, на котором шаман путешествовал по мирам. Позднее (у монголов, якутов, хакасов, бурят) бубен «превратится» в чудесного коня шамана, на котором он также путешествовал по мирам. Крестовины бубнов нередко обматывали конским волосом. И здесь самое время обратиться к описаниям таких регалий казачьих войск, как бунчук и клейнод, генетически связанных с атаманской насекой. У донских казаков был известен клейнод Бобылев хвост. Он «состоял из древка в 3 аршина, наверху с вызолоченным медным шаром, к которому был прикреплен парящий орел, из шара выходили длинные белые волосы» [Сементовский 1846: 30]. Сами казаки называли Бобылев хвост символом воли. У запорожских казаков главный символ войска – бунчук – был сплетен из черных и белых конских хвостов, исходящих из медной позолоченной маковки [Сементовский 1846: 28-29].
В связи с этим интересна запись Н. А. Криничной об изготовлении пастушьего кнута в русской традиции:
Наконец, о том, что атаманская насека символизировала и самого атамана (первичная идея воплощения его души) наглядно свидетельствует ритуал выбора нового атамана, перед началом которого атаман отдавал свою насеку, «штубы стояла перед сбором»:
В день собрания на майдан собиралось все общество станицы; выходил старый, «отходивший термин» атаман и клал на поставленный среди круга стол насеку (знак своей власти). Кланялся кругу и терялся в толпе [Тимощенков 1873].
Атаманская булава находится в широком контексте из генетически и функционально схожих предметов. Родичи булавы проникли во все сословия, это и патриарший жезл, и королевский скипетр, и деревенский посох. Культовые функции булавы восходят к палице как оружию Громовержца.
Небесной палицей Громовержец во главе божественных сил побеждал врагов и разную нечисть.
Палица была подобна Мировому Дереву (изготавливалась из его земных «эквивалентов») и потому могла служить символом мира и соответственно власти над ним. Такова индийская ваджра:
Атаманская булава Уссурийского Казачьего войска
Парадная булава, 2 пол. XVIIв. и Церемониальный шестопер XVIIв.
НАСЕКА
Смотреть что такое «НАСЕКА» в других словарях:
НАСЕКА — НАСЕКА, насеки, жен. (тех.). Зарубка, насечка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
насека — сущ., кол во синонимов: 3 • булава (10) • молоток (41) • насечка (10) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Насека — особый знак достоинства в казачьих войсках, присвоенный Высочайше утвержденным 10 мая 1885 г. положением комитета министров должности станичных и поселковых атаманов. Н. с серебряными обделками, длиной до 2 аршин; покрыта лаком под красное дерево … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
насека́ть — аю, аешь. несов. к насечь (во 2 и 3 знач.) … Малый академический словарь
Насека — I ж. 1. процесс действия по гл. насечь II, насекать I 2. Результат такого действия; зарубка, насечка I 2.. II ж. Род острого молотка для насекания жерновов. III ж. Трость с серебряной булавой знак атаманской власти в казачьем войске (в Российском … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Насека — I ж. 1. процесс действия по гл. насечь II, насекать I 2. Результат такого действия; зарубка, насечка I 2.. II ж. Род острого молотка для насекания жерновов. III ж. Трость с серебряной булавой знак атаманской власти в казачьем войске (в Российском … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
насека — насека, насеки, насеки, насек, насеке, насекам, насеку, насеки, насекой, насекою, насеками, насеке, насеках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
насека — нас ека, и … Русский орфографический словарь
насека — (1 ж); мн. насе/ки, Р. насе/к … Орфографический словарь русского языка
насека — на/сек/а … Морфемно-орфографический словарь
НАСЕКА
Смотреть что такое НАСЕКА в других словарях:
НАСЕКА
особый знак достоинства в казачьих войсках, присвоенный Высочайше утвержденным 10 мая 1885 г. положением комитета министров должности станичных и посел. смотреть
НАСЕКА
НАСЕКА
НАСЕКА
Насека — особый знак достоинства в казачьих войсках, присвоенный Высочайше утвержденным 10 мая 1885 г. положением комитета министров должности станичных и поселковых атаманов. Н. с серебряными обделками, длиной до 2 аршин; покрыта лаком под красное дерево и украшена тремя двуглавыми коронными орлами, помещенными на шаре диаметром в 1 1 /2 вершка. О Н. в старину — см. Атаманы.
НАСЕКА
НАСЕКА
НАСЕКА
НАСЕКА
(1 ж); мн. насе/ки, Р. насе/кСинонимы: булава, молоток, насечка
НАСЕКА
НАСЕКА
род булавы, знак достоинства низших казачьих начальников и станичных атаманов; длинная деревянная трость, обвитая резьбой в виде веток и окрашенная под орех, а на ней серебряная головка, небольшое шаровидное навершие. смотреть
НАСЕКА
Ударение в слове: нас`екаУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: нас`ека
НАСЕКА
НАСЕКА
(для наковки жерновов) dresserСинонимы: булава, молоток, насечка
НАСЕКА
1) см. Насечка 3; 2) (инструм. для насек. жерновов) оскард (-да, м. р.) и оскарда (- ди, ж. р.); 3) (кузнечное зубило) шрубель (-бля); 4) (у казаков) булава. смотреть
НАСЕКА
насе́каСинонимы: булава, молоток, насечка
НАСЕКА
НАСЕКА
насе’ка, насе’ки, насе’ки, насе’к, насе’ке, насе’кам, насе’ку, насе’ки, насе’кой, насе’кою, насе’ками, насе’ке, насе’ках
НАСЕКА
НАСЕКА. См. Клейноды.
НАСЕКА
НАСЕКА
НАСЕКА
Сена Аск Асан Анк Аксен Акан Кан Скен Кеа Ска Кен Сек Ксана Насека Сак Сан
НАСЕКА
тех. насечка, жен. зарубка, жен.
НАСЕКА
НАСЕКА насеки, ж. (тех.). Зарубка, насечка.
Символы и знаки в казачьей культуре
Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» – отец, «ман» – мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков). Но не одних начальников своих и должностных лиц казаки называли атаманами; всякого доблестного казака, выдававшегося своей удалью и отвагой, честили атаманом. Атаман – это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое: право называться атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и славой. Этим значением слова «атаман» объясняются формулы царских грамот, отправляемых на Дон. Так, например, в царствование Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича в грамотах (после титула) писали: «на Дон Донским атаманам и казакам» или даже «на Дон Донским атаманам (следуют имена их) и всем атаманам и казакам». Это же значение слова «атаман» отразилось в поговорках «из рядовичей в атаманы выходят», «терпи казак, атаманом станешь» в традиционном обращении к казакам «атаманы – молодцы!», в сохранившемся обычае всякого казака честить «атаманом».
Атаманская сабля – обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круге по праздникам.
Башлык – у большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Завязанный на груди означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.
Бунчук – длинное древко с шаром или острием, прядями из конских волос и кистями на верхнем конце. Знак власти у турецких пашей, польских и украинских гетманов и атаманов русского казачьего войска в XV-XVIII вв. знак ставки, символ атамана в походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное время хранился в храме. Полковые имели форму опушенных раздвоенных флажков с навершием.
Герб – в его изображении, символически отображена история Войска, местные войсковые особенности.
Знамя – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана).
Казна – железный ящичек, ларец с казною — знак казначея, ближе к нашему времени тоже замененный книгой.
Книга – тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. Во время работы круга каждый член атаманского правления должен был держать свою тетрадь. Главная тетрадь, т.н. атаманское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Все сохранялись в атаманском правлении и архиве.
Клейноды – войсковые знаки отличия (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти (булавы, палицы, перначи).
Лампас – цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки. Символ казачьей независимости (вроде личного флага). Интересно, что лампасы в виде кожаной полосы носили скифы и бродники на своих шароварах. У разных казачьих Войск цвет лампасов отличался ( у донцов – красный, у уральцев – голубой, у забайкальцев – желтый).
Майдан – площадь в центре казачьей станицы, где находилось станичное правление, церковь, рынок, различные административные здания. На майдане собирался казачий круг.
Маяк – у казаков наблюдательная вышка для часового, с которой в случае тревоги подавался условный сигнал. Был широко распространен на Кавказской укрепленной пограничной линии (по Кубани и Тереку) и у запорожцев.
Медаль – личный знак атамана. Носилась на шее, на ленте или цепи. На лицевой стороне надпись – «Атаман станицы (Войска)» и государственный герб или портрет государя. На обороте – имя атамана. По окончанию срока оставалась атаману на память.
Намет – казачье название галопа – быстрого скачкообразного движения лошади.
Насека – посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.
Пай – часть, доля станичной (юртовой) земли, приходящаяся на одного казака. В войсках и станицах был различен по размерам в зависимости от имеемого земельного фонда.
Печать – на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы.
Присяга – торжественное обещание (клятва верности), приносимая каждым казаком перед Верой, Царем и Отечеством. При принятии присяги казаки целовали крест и клялись перед казачьим обществом выполнять данные обязательства. «Вступая в ряды Казачьего Войска, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием в том, что хочу и должен, верно, и нелицемерно служить государству Российскому и Казачеству. Не щадя живота своего, до последней капли крови, и всё к укреплению и процветанию Отечества нашего, по крайнему разумению, силе и возможности исполнять. Государство Российское от его врагов, телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путём, в баталиях, партиях, осадах, штурмах и в прочих воинских случаях храбро защищать. Во всём стараться содействовать, что к верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. Всякую вверенную тайну крепко хранить буду, а предпоставленным надо мною начальникам во всём, что к пользе и службе государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание и всё по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства и дружбы и вражды против службы и присяги не поступать. От команды и знамени, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду, как послушному, храброму и расторопному казаку надлежит. В чём да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение сей клятвы, целую слова Присяги и Крест Спасителя моего. АМИНЬ!»
Шапка шилась по специальному образцу. Первоначально – «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка – знак получения казаком юридического полноправия. В XIX веке клобук заменил кивер, а затем – фуражка. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На круге казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости – не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме главы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.
© московский государственный университет им. К. Г. Разумовского (ПКУ), 2015-2017.