Что такое наша земля это с невероятной непредставимой скоростью
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Лихачев Дмитрий Сергеевич
Книга «Земля Родная»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Автор предлагаемой вашему вниманию книги Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся советский ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры. Его перу принадлежит более двух десятков капитальных книг и сотни научно-исследовательских статей. Д. С. Лихачев – действительный член Академии наук Советского Союза, дважды лауреат Государственной премии СССР, почетный член многих зарубежных академий и университетов.
Эрудиция Дмитрия Сергеевича, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко и образно – вот что отличает его работы, делает их не просто книгами, но значительным явлением всей нашей культурной жизни. Рассматривая многозначные вопросы, нравственного и эстетического воспитания как неотъемлемую часть коммунистического воспитания, Д. С. Лихачев опирается на важнейшие партийные документы, призывающие с величайшим вниманием и ответственностью относиться к культурному просвещению советского народа, и особенно молодежи.
Широко известна и пропагандистская деятельность Дмитрия Сергеевича, постоянно заботящегося об идейно-эстетическом воспитании нашей молодежи, его настойчивая борьба за бережное отношение к художественному наследию русского народа.
В своей новой книге академик Д. С. Лихачев подчеркивает, что умение постигать эстетическое, художественное совершенство неувядаемых шедевров культурного прошлого очень важно для подрастающего поколения, способствует воспитанию в нем подлинно высоких гражданских позиций патриотизма и интернационализма.
Судьба сделала меня специалистом по древней русской литературе. Впрочем, что значит «судьба»? Судьба была во мне самом: в моих склонностях и интересах, в моем выборе факультета в Ленинградском университете и в том, к кому из профессоров я стал ходить на занятия. Меня интересовали старые рукописи, меня интересовала литература, меня притягивала к себе Древняя Русь и народное творчество. Если сложить все это вместе и умножить на известную усидчивость и некоторое упрямство в ведении поисков, то все это вместе и открыло мне дорогу к внимательному изучению древней русской литературы.
Но та же судьба, жившая во мне самом, одновременно постоянно отвлекала меня от занятий академической наукой. По натуре я, очевидно, человек беспокойный. Поэтому я часто выхожу за границы строгой науки, за пределы того, чем мне положено заниматься по моей «академической специальности». Я часто выступаю в широкой печати и пишу в «неакадемических» жанрах. Меня волнует иногда то судьба древних рукописей, когда они заброшены и не изучаются, то древних памятников, которые разрушаются, я боюсь фантазий реставраторов, слишком смело иногда «восстанавливающих» памятники по своему вкусу, волнует судьба старых русских городов в условиях растущей промышленности, интересует воспитание в нашей молодежи патриотизма и многое, многое другое.
В этой раскрытой сейчас читателем книге отразились многие из моих неакадемических волнений. Я бы мог назвать мою книгу – «книгой беспокойств». Здесь многое из моих беспокойств, и беспокойства я бы хотел передать моим читателям, – содействовать воспитанию в них деятельного, творческого – советского патриотизма. Не патриотизма, удовлетворяющегося достигнутым, а патриотизма, устремленного к лучшему, стремящегося донести это лучшее – и из прошлого, и из настоящего – до будущих поколений. Чтобы не ошибаться впредь, мы должны помнить о своих ошибках в прошлом. Надо любить свое прошлое и гордиться им, но любить прошлое нужно не просто так, а лучшее в нем, – чем действительно можно гордиться и что нужно нам и сейчас, и впредь.
Среди любителей старины очень часто встречаются коллекционеры, собиратели. Честь им и хвала. Ими многое сохранено, что попало затем в государственные хранилища и музеи, – подаренное, проданное, переданное по завещанию. Коллекционеры так и собирают – редкие для себя, чаще для семьи, а еще чаще, чтобы завещать затем музею, – в родном городе, селе или даже просто школе (во всех хороших школах есть музеи – маленькие, но очень нужные!).
Я никогда не был и не буду коллекционером. Я хочу, чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем, оставаясь на своих местах. Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого. Это и красивый пейзаж, и красивые города, а в городах свои, собранные многими поколениями памятники искусств. А в селах – традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями является язык, накопленные литературные произведения. Всего не перечислишь.
Что такое наша Земля? Это с невероятной, непредставимой скоростью мчащаяся в космическом пространстве сокровищница необычайно разнообразных и необычайно хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга. Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово «земля» в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар.
В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах.
Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми.
Это идея всех разделов моей книги. О многом я пишу по-разному, в разных жанрах, в различной манере, даже на разном читательском уровне. Но все, о чем я пишу, я стремлюсь связать единой идеей любви к своей земле, к своей земле, к своей Земле…
Ценя прекрасное в прошлом, мы должны быть умными. Мы должны понимать, что, преклоняясь перед изумительной красотой архитектуры в Индии, совсем не обязательно быть магометанином, как не обязательно быть буддистом, чтобы ценить красоту храмов древней Камбоджи или Непала. Существуют ли сейчас люди, которые верили бы в античных богов и богинь? – Нет. Но разве найдутся люди, которые отрицали бы красоту Венеры Милосской? А ведь это богиня! Иногда мне даже кажется, что мы, люди Нового времени, больше ценим античную красоту, чем сами древние греки и древние римляне. Им она была слишком привычной.
Не потому ли и мы, советские люди, стали так остро воспринимать красоту древнерусской архитектуры, древнерусской литературы и древнерусской музыки, которые являются одной из высочайших вершин человеческой культуры. Только сейчас мы начинаем осознавать это, и то не в полной мере.
Разумеется, вырабатывая свое отношение и борясь за сохранение памятников художественной культуры прошлого, нужно всегда помнить, что, как писал Ф. Энгельс об исторической обусловленности формы и содержания средневекового искусства, «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим… Церковь давала религиозное освящение светскому государственному строю, основанному на феодальных началах… Отсюда само собой вытекало, что церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления» (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 21, с. 495).
Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А. С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…».
Прочитайте текст Выпишите из него 10 общеупотребительных слов Что такое Наша Земля это с невероятной не представимое скоростью начавшаяся в космическомпространстве сокровищница необычайно разнообразны?
Прочитайте текст Выпишите из него 10 общеупотребительных слов Что такое Наша Земля это с невероятной не представимое скоростью начавшаяся в космическом
пространстве сокровищница необычайно разнообразны и необычайно хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга слова из земли в русском языке имеет много значений это и почва и страна и Весь земной шар человека создает Земля без нее он Ничто на земле создает человек от человека зависит ее сохранность мир на Земле умножение богатства Двое в каких значениях употреблено ученым слова земля в этом тексте 3 Приведите свои примеры общеупотребительных слов ученым слова земля в этом тексте 3 Приведите свои примеры общеупотребительных слов.
Слова, страна, почва, ничто, шар, богатства, мозг, человек, пространство, скорость.
В качестве примера можно привести следующие лексические единицы : «река», «почва», «роща», «булка», «гулять», «кушать», «зима», «броский», «трудиться», «читать», «газета», «женщина», «предложение»,.
Общеупотребительные слова приведите примеры?
Общеупотребительные слова приведите примеры.
Составить два три предложения со словом земля так чтобы каждое слово было употреблено в разных своих значениях?
Составить два три предложения со словом земля так чтобы каждое слово было употреблено в разных своих значениях.
В каком значении необходимо употреблять слово земля чтобы к нему подошёл синонем земной шар?
Синонем дачный участок?
В одинаковом ли значении употреблены в тексте слова «земля» и «Земля»?
В одинаковом ли значении употреблены в тексте слова «земля» и «Земля»?
В одинаковом ли значении употреблены в тексте слова земля и подпишитесь слова синонимы?
В одинаковом ли значении употреблены в тексте слова земля и подпишитесь слова синонимы.
В одинаковом ли значении употреблены в тексте слова < ; земля> ; < ; Земля> ; на рисунке земной шар, лопатка воткнутая в землю?
В одинаковом ли значении употреблены в тексте слова < ; земля> ; < ; Земля> ; на рисунке земной шар, лопатка воткнутая в землю.
Укажи цифрой последовательность предложений так, чтобы набор предложений стал текстом?
Укажи цифрой последовательность предложений так, чтобы набор предложений стал текстом.
Так говориться в старых сказках.
Но огромный кит не рыба.
В пасти кита может уместиться лодка с гребцами.
В одинаковом ли значении употреблены в тексте слова «земля» и «Земля»?
Слова синонимы к слову «земля» «Земля».
Спишите?
У выделенных слов определите падеж!
Слова : землю, от земли, с воздухом, пара, на землю.
Тёплый воздух от земли поднимается вверх.
С воздухом поднимается водяной шар.
Капли остывщего пара дождём падают на землю.
Сколько значений имеет слово земля?
Сколько значений имеет слово земля?
Прочитайте текст Выпишите из него 10 общеупотребительных слов Что такое Наша Земля это с невероятной не представимое скоростью начавшаяся в космическом пространстве сокровищница необычайно разнообразн?
Прочитайте текст Выпишите из него 10 общеупотребительных слов Что такое Наша Земля это с невероятной не представимое скоростью начавшаяся в космическом пространстве сокровищница необычайно разнообразны и необычайно хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга слова из земли в русском языке имеет много значений это и почва и страна и Весь земной шар человека создает Земля без нее он Ничто на земле создает человек от человека зависит ее сохранность мир на Земле умножение богатства Двое в каких значениях употреблено ученым слова земля в этом тексте 3 Приведите свои примеры общеупотребительных слов ученым слова земля в этом тексте 3 Приведите свои примеры общеупотребительных слов.
Выписать в два столбца родственные слова одного и того же слова : Земля, земной, землистый, землю, землями, земельный?
Выписать в два столбца родственные слова одного и того же слова : Земля, земной, землистый, землю, землями, земельный.
1.Прочитайте текст. Выпишите из него десять общеупотребительных слов. Что такое наша земля? Это с невероятной,непредставимой ско
1.Прочитайте текст. Выпишите из него десять общеупотребительных слов.
Что такое наша земля? Это с невероятной,непредставимой скоростью мчащаяся в космическом Пространстве сокровищница необычайно разнообразны и необычайно хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга. Слово «земля» В русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и весь земной шар. Человека создает земля. Без неё он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит её сохранность, Мир на земле, умножение её богатств. (По Д. Лихачёву)
2. Каких значениях употреблено учёным слово (земля) в этом тексте?
3.Приведите свои примеры общеупотребительных слов.
Что такое говорящие книги? На мой взгляд это аудиозаписи печатных книг, воспроизводимые посредством любого аудиоустройства. Первоначальное их применение состояло в том, что бы помогать людям, лишенным зрения, постигать те или иные литературные произведения. Человек, потерявший зрение, все же остается человеком, он хочет так же, как все читать книги, которые ему нравятся, получать новые знания, расширять свой кругозор. Поэтому возникновение так называемых «говорящих» книг весьма облегчило процесс обучения и познавания людей с ограниченными возможностями. В наше время широко распространено слово аудиокнига. Это очередная модная новинка, которая пришла на помощь крайне занятым или просто ленивым людям. Не надо бежать в библиотеку за книжками, не надо сидеть ночами и перелистывать бесконечные страницы. Все стало гораздо проще: взял наушники и слушай. А пока слушаешь, можно заняться другими делами. Только вот что поймешь из такого прослушивания? По моему мнению это не есть правильно.
Во- первых, зто не уважение к автору произведения. Например, Михаил Александрович Шолохов писал свой «Тихий Дон» целых 14 лет, дням и ночами создавал свой труд. Мог ли он тогда подумать, что какой-нибудь Вася или Петя просто возьмут и прослушают его роман, как песенку, не прикладывая никаких усилий для понимания смысла происходящего в романе.
Во-вторых, гораздо полезнее самому почитать книги нежели послушать какого-нибудь дяденьку (это лично мое мнение). Этим самым ты воспитываешь в себе трудолюбие и прикасаешься к прекрасному.