Что такое наши далекие предки
ГДЗ учебник по русскому языку 4 класс Канакина. Дательный, творительный, предложный падежи. Упражнение №274
Прочитайте.
Наши д..лёкие предки относились к (деревья) как к ж..вым (существа). Они считали, что в вечноз..лёных (ветви) ел.. з..муют добрые духи лесов. Люди украшали её пуш..стые ветви (подарки). Так появился обычай украшать душ..стую ель. В России красавица−ёлка впервые засв..тилась (огоньки) в Петербург.. в 1852 году. Т..перь без украшенной (игрушки) ёлочк.. нет в дом.. праздника Нового года.
Э. Бондаренко
− Спишите, ставя имена существительные из скобок в нужную форму и вставляя пропущенные буквы.
Решение
Наши далёкие предки относились к деревьям как к живым существам. Они считали, что в вечнозелёных ветвях ели зимуют добрые духи лесов. Люди украшали её пушистые ветви подарками. Так появился обычай украшать душистую ель. В России красавица−ёлка впервые засветилась огоньками в Петербурге в 1852 году. Теперь без украшенной игрушками ёлочки нет в доме праздника Нового года.
Э. Бондаренко
В России — сущ. (в чём?). Н. ф. — Россия. Неодуш., собств., ж. р., 1 −е скл., в П. п., в ед. ч. Втор. чл.
праздника — сущ. (чего?). Н. ф. — праздник. Неодуш., нариц., м. р., 2 −е скл., в Р. п., в ед. ч. Втор. чл.
ель [ й’эл ’] − 1 слог
[ й ’] − согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
е〈
[ э ] − гласн., ударн.
л [ л ] − согл., звонк. непарн., мягк. парн.
ь [−]
Хоть и плодородна была черноземная степная почва, и урожаи могла давать обильные, а мирным народам-земледельцам там жилось тяжело. Нападали на них с востока и юга скотоводы-кочевники. Сначала нападали авары, потом аваров победили хазары, потом хазаров победили печенеги. Что и послужило переселению славян на Север и северо-восток вверх по Днепру (длина 2200 км) и его притокам в сплошных лиственных лесах: селились далее на север и северо-восток, в землях Зелесских, укрытых от врагов сплошными дремучими дебрями.
Первые славяне-кривичи, которые взошли на лесистый холм, назвали себя витьбичами – по реке Витьбе.
Место, выбранное ими, было безопасным. С одной стороны холм защищала полноводная река Двина, которая несла свои воды к Балтийскому морю. А с другой стороны бежала резвая река Витьба, она впадает в Двину. Берега у обеих рек крутые. Каждое поселение обносили высокой бревенчатой стеной. Избушки невелики, до половины уходят в землю. Крыши домов настилали в два ската камышом или соломенными снопами, для прочности их обмазывали сырой глиной. Оконца из бычьего пузыря раздвигались, чтобы выпустить наружу дым. Печь из камей и глины топилась по-черному, без трубы. На самой высокой сосне устроена сторожевая башня. Поднимались на башню по шесту с помощью перекладин. В случае нападения врагов, зажигали костер с густым дымом, оповещали соседей. Все ближние семьи узнавали по дыму об опасности и сходились вместе, чтобы отразить врагов.
Семьи у славян были большие, несколько родов составляло племя. Несколько поселений составляли общину.
Древние славяне поклонялись многим богам и духам, которые были воплощениями сил природы-воды, земли, солнца, ветра. Славяне вырезали изображения богов из дерева, реже – из камня. Статуи устанавливались в святилищах под открытым небом, иногда в храмах. Главным среди богов был Перун, он ведал громом и дождем. Его считали также покровителем воинов – княжеской дружины. Князь Владимир поставил в 980году в Киеве деревянных идолов, изображавших богов. Среди них возвышался Перун с серебряной бородой и золотыми усами.
– А теперь рассмотрим картину С. Иванова “Христиане и язычники”.
– Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, а кто верует во Христа, пусть идет ко кресту.
К епископу подошел только князь Глеб Святославович, спрятав топор под полой, да его дружина. Народ остался с волхвом.
– Знаешь, что будет завтра поутру до вечера?
– Все знаю!– отвечал волхв.
– А знаешь, что будет сегодня? – спросил князь.
– Сотворю великие чудеса! – отвечал волхв.
Тогда князь выхватил топор и рассек ему голову. Тем все и кончилось. Толпа рассеялась. Сегодня языческое и христианское часто переплетаются. Народные гулянья, обряды, увеселенья наших “святок” полны забытыми уже в их происхождении остатками язычества. Слово “святки” очень старое и значило в языческой древности – “праздник”. Святочные гадания выражают желание узнать свою судьбу в наступающем году. В языческую веру переряживание имело символический смысл – под чужим видом и с искаженной внешностью язычники думали укрыться от злых богов, которые одолели в этот период солнце и стали особенно злыми.
Идет прославление и жертвоприношение солнцу и Перуну с молением о плодородии и благополучии.
“Славяне своими нравами производили выгодное впечатление; и в них нет ни зложелательства, ни коварства,– говорит один византийский писатель, – они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кротости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман”. Древние историки хвалят славян за гостеприимство к чужакам. Даже с пленниками своими они обращались мягко и человечно.
“Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни темный, ни светлый, а рыжий”, – описывают одни. У арабов славяне всегда именуются русыми.
“Славяне – народ с румяным цветом лица и русыми волосами”, – говорит Абу Мапсур (Кодовского Халифата с 976 г.). Археологические раскопки свидетельствуют, что у славян преобладал темно-русый цвет волос.
Между племенами, отмечают византийские историки, “господствовали раздоры и различные мнения; ни в чем они не были между собой согласны; если одни в чем-нибудь согласятся, то другие тотчас же нарушают их решение, потому что все питают друг к другу вражду и ни один не хочет повиноваться другому”.
– Из-за вашего раздора
Рыщут половцы
До самой земли Полоцкой!
Вот так начинают появляться княжества Рюрика на севере в Новгороде, княжество Синеусово на Белом озере, Труворово в Изборске, Аскольдово в Киеве. Однако и сами славяне не отличались хитростью и умением воевать. Одна из хитростей – умение прятаться в воде, выставляя на поверхность тростник для дыхания. Подвиги их воспеты в былинах и сказаниях.
Летописцы говорят, что города приглашали к себе на княжение того или иного князя по своему выбору и заключали с ним договор. Князь заведовал военным делом и вместе с выборным посадником творил суд. Все остальное правление находилось в руках народного вече и выборных городских старшин. Вечем называли общий народный суд, собрание.
Итак, славяне – крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. В ее состав входят: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы).
Как древляне вели хозяйство?
Несколько поселений составляли общину. Чтобы не умереть с голоду и пережить долгую холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок и вырубали лес для весеннего посева. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, называли “сечень” (от слова “сечь”, “рубить”). Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назывались “сухий” и “березол”.
Основным зерновым растением у славян было просо; пшеница, рожь и ячмень были распространены гораздо меньше. Из овощей чаще всего выращивали репу и горох. (В русских народных сказках часто является главным сказочным персонажем.) Осенью, созревший хлеб жали серпами, сушили и молотили. Потому осенние месяцы назывались “серпень” и “вресень” (от слова “врещи”– молотить).
Великая княгиня Ольга говорит древлянам (из исторических документов): “Все наши городи… делают нивы своя и землю свою”.
Задание: рассмотрите растения и скажите, из каких получают крупу для приготовления манной каши, пшенной каши?
Пшеница | |
Рис | крупа, мука |
Рожь | мука |
Овес | крупы, корм скоту |
Ячмень | крупа, мука, солод для производства пива, суррогат кофе, напитки |
Просо | крупы, пшено, мука, зерновые корма |
Кукуруза | крупа, мука, крахмал, спирт, из зародышей – кукурузное масло, из стеблей и стержней початка – бумага, линолеум, вискоза |
У многих народов мира герои эпоса – это воины и завоеватели. У славян, живших земледельческим трудом, главным героем был пахарь Микула Селянинович, а у чехов князь Пшемысл.
Во многих русских народных сказках встречается репа. Она на Руси была главной пищей, ее варили и сырой грызли. Морковь, свекла, огурцы появились в XV веке, картофель в XVIII веке, сажали лук, чеснок, капусту. Сеяли лен. Любили на Руси это скромное растение с голубыми цветочками. Из семени выжимали масло, а вот из стебля выходила одежда. Осенью дергали лен, связывали в снопы, потом его везли трепать, мочить, мять, иногда в ступе молоть. Старались освободить волокна от кострики, чтобы пряжа была мягкой, словно коса девичья. У князей была одежда длиной до пят и красного цвета (с вышивками). А холопы и крестьяне носили короткие шерстяные рубахи, подпоясанные шнурком. Славянские ткани были названы толстинами.
Славяне занимались древесным ремеслом, из клена и ясеня делали посуду, липа шла на мебель и украшения. Из ивовых прутьев плели корзины, щиты для воинов. Из сосны смолокуры гнали смолу, а на речке Ишне, возле Ростова стоит церковь с XVII века, построенная без единого гвоздика.
Еще одно занятие – пчеловодство. Диких пчел называли бортями, борть – дупло. Бортничеством занималась каждая семья. Улья (дупла) разыскивали высоко, чтобы медведь не полакомился. Мед хранили в липовых кадушках. Он шел к блинам, овсяной каше, полбеной (полба – вид пшеницы; теперь почти не сеется). Готовили медовуху, из воска делали свечи, мази. На медведя ходили с рогатиной.
Самый ценный мех у славян – соболий, потом бобровый, обладать им могли только богатые купцы. Рыбу ловили только крупную (стерлядь, осетр, севрюга, белуга), так как черная икра была в цене.
Железо получали из болотной руды недалеко от Новгорода близ Устюжны Железнопольской, Белозерска. Печи нагревали до 1300 градусов и плавили из металла наконечники копий, мечи и различные орудия труда.
Гончарное ремесло было развито, делали глиняную посуду, кувшины, статуэтки и различные игрушки.
Кожевенное ремесло играло важную роль в жизни славян. Размягчали кожу “квасом усмяным”, мяли ее руками, работа была очень тяжелой и кропотливой. Есть сказание о молодом сильнейшем борце Киевской Руси о Яне Усмошвеце (Усмарь, то есть кожевник), который вышел в 992 году на безоружное единоборство с печенежским великаном. Увидев противника, печенежский богатырь рассмеялся, так как Ян был невысокого роста, телосложения среднего. Тем не менее, по свидетельству летописца: “Удавил печенега в руках до смерти и ударил его о землю”. А знали в то время три разновидности русской борьбы: “на поясах”, “в схватку” и “не в схватку”. Состязались в повседневной одежде, которая имела пояс. Особенно славилась борьба “не в схватку”, которую называли “охотницкой”, так как она была богаче приемами. В этой борьбе можно было использовать подножки, где соперник носком ноги подбивал коленный сгиб. Даже сложилась поговорка: “Москва бьет с носка”.
Ответ: почки (используют как мочегонное).
Отгадайте старинную русскую загадку.
С одного дерева по четыре угодья:
первое – от темной ночи свет (лучина),
второе – некопаный колодец (сок),
третье – старому здоровье (веник),
четвертое – разбитому связь (береста).
Игра “Бюро погоды”
Славяне были наблюдательны к явлениям погоды. Когда сеять, когда жать они узнавали по следующим признакам. Найти пару противоположных явлений природы (имеются карточки с признаками разных цветов).
Уже в 863 году два ученых грека – братья Кирилл и Мефодий, отправились к славянам. Они перевели на славянский язык богослужебные книги и создали славянскую азбуку. С тех пор восточные славяне, а также болгары, македонцы и сербы пользуются алфавитом, который называется кириллица – в честь Кирилла. Оба славянских просветителя были причислены к лику святых. День Кирилла и Мефодия отмечается в православных странах как День славянской письменности.
Итак, сегодня на уроке “Мы и окружающий мир” познакомились с тем, как жили в былые века наши деды, узнали ряды их деяний, надежд и забот, походы, страдания, битвы, победы. Может и вам придется послужить своей Родине, потрудитесь для нее, вспомните, что и ваши предки много потрудились для вас. Мы узнали, что Киев – столица Древней Руси, а сегодня Киев – это столица Украины, где проживает население в 2 млн. 563 тыс. 300 человек.
Словарь
Археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным памятникам.
Вече – народное собрание в древней Руси. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей.
Волхвы – противники Христианства, пророки.
Варяги – скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и другие), наемные дружинники русских князей IX–XI веков и купцы, торговавшие на пути “из варяг в греки”
Верста – русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км).
Маховая сажень 1,76 м, косая – 2,48 м.
Епископ – духовное лицо, служитель церкви.
Ладья – большая лодка, судно.
Половцы (кипчаки) – тюркоязычный народ, жители южных степей, совершавшие набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в конце XI века.
Хазары – тюркоязычный народ, кочевники – скотоводы.
Чудь – эстонские племена.
Сафьян – тонкая мягкая, обычно яркоокрашенная кожа растительного дубления, выделанная из шкур коз и овец.
Язычество – идолопоклонство, обожание природы или истуканов заместо Бога (В. Даль).
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Как жили наши далекие предки-славяне»
Марина Катакова
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Как жили наши далекие предки-славяне»
Цель занятия: Познакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины. Познакомить детей с женским и мужским народным костюмом, особенностями его изготовления и применения. Раскрыть в доступной для детей форме этимологию слов «славяне», «предки». Воспитывать уважение к старине, к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой народ.
Оборудование: подбор иллюстраций, презентация по теме.
Ход занятия.
Слушаем: Враги часто нападали на славян, разоряли дома, уводили людей в плен. И тогда, чтобы давать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так, более тысячи лет назад, образовалось русское государство – Русь и людей, которые на ней жили, называли – русичи.
Воспитатель. Ребята,а кто мне скажет: «Кто такие предки?
Предки – это люди, которые жили на этой земле, там, где сейчас живем мы с вами, много-много лет назад.
В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота, дремучие леса. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи. Тогда еще не было городов, железных и шоссейных дорог. Не было заводов и фабрик, телевизоров и компьютеров. Не было тогда самолетов и автомобилей – всего того, что теперь нам хорошо известно, и без чего мы не представляем своей жизни.
Славяне (славный народ, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах. Они были мирным, добрым, работящим и храбрым народом, очень любящим свободу. Славяне были очень сильные и выносливые люди, исполнены мужества, умели применять в деле борьбы военные хитрости, между которыми особенно замечателен способ скрывания в воде, с выставленной для дыхания тростинкой. Также славяне были полны кротости, искренности, им вовсе не известны воровство и обман,они были очень честны: уж если что обещают, то непременно сдержат слово. В особенности хвалят древние историки гостеприимство славян. Когда к ним является иностранец, они провожают его из одного места в другое. С пленными славяне обращались кротко, пленные не оставались у них рабами целый свой век, как у других народов, но по прошествии известного срока вольны были или возвратиться к своим, давши выкуп, или остаться жить между славянами. Родителям славяне оказывали почтение, заботились о них в старости.
Поселение. (Показ слайда). Время было беспокойное, враги часто пытались завоевать славянские поселения, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой.
Много было в чаще леса и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: Места много, есть, что есть и есть что пить!
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
Простые люди жили в деревянных домах – избах. Князья и богатые люди строили большие дворцы – терема и хоромы.
Жилище и быт. (Показ слайда). Таких домов. в которых мы сейчас живем, тогда не было. Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному», это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.
Главной в хате была печь – матушка. Её очень любили. Она давала тепло. В печи пекли хлеб, пироги и варили щи да кашу. На печке спали дети и бабушка. На печи лечили всех, кто болел. Здесь же и сказки детям сказывали.
В хате стоял сундук, в нём хранилась одежда. Раньше не было магазинов, и люди делали одежду своими руками. В каждом доме была прялка. На прялке женщины пряли нитки. Из ниток на таком станке – кросна, женщины сами ткали ткани и шили одежду. (Показ слайда). Нарядную одежду, которая была очень дорогая, хранили в сундуке, тогда не было шкафов.
Чем занимались древние славяне?
Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями. (Показ слайда).
Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. (Показ слайда). Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.
Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – «дупло дерева», где жили дикие пчелы).
Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. (Показ слайда).С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.
Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду. (Показ слайда).
Земледелие было самым главным занятием славян. (Показ слайда). Выращивали в основном пшеницу, горох, реже – рожь, ячмень, просо, гречиху.
Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок лесса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю Дождик поливает, солнышко согревает, все лето созревают зёрна в колосьях, осенью собирают урожай. К сбору урожая хлеба наши предки относились трепетно, с большим почтением, исполняя особые обряды. Собирали хлеб только женщины и называли их жницами. Жницы надевали белую одежду. С утра до вечера, не разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок, складывали в снопы. Снопы обмолачивали, очищали зерна.
Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Одежду шили из льняной ткани. Её ткали из льняных нитей. Будничный костюм для работ по дому и в поле делался из очень прочных тканей. Праздничный костюм отличался красивыми сочетаниями цветовых оттенков, богатством деталей, вышивкой.Сарафаны были разного цвета: красного, малинового, синего.Славяне красили ткань красителями: шелухой лука, листьями березы, ягодами черники, ежевики. Из этого готовили отвары и в них опускали ткань.
Женщины носили длинные рубашки, сверху надевали сарафан – длинную одежду без рукавов Поверх сарафанов обычно надевали передники, которые предохраняли одежду от загрязнения. (Показ слайда). Важной составной частью праздничного сарафана была плечевая одежда – душегрея. Она шилась из парчи, бархата. (Показ слайда). Понёва – поясная одежда типа юбки, которую надевала женщина после замужества. Понёва состояла из трех полотнищ шерстяной клетчатой ткани. (Показ слайда).
Зимой верхней одеждой служили овчинные шубы, тулупы и полушубки, шитые, как правило, мехом внутрь. Зажиточные люди носили покрытые штофом шубы на лисьем меху с широкими собольими воротниками. (Показ слайда).
Головной убор – очень важная часть костюма. Он многое рассказать о хозяйке наряда. Девушки носили на голове ленту, которую вплетали в косу. Молодая девушка носила одну косу и могла выйти без платка, то взрослые женщины носили платок и заплетали две косы.
Девичий головной убор – в форме венка или повязки – оставлял голову открытой. Венки делали из тесьмы, тканей, лент, бисера, пуговиц, блесток, крашеных перьев.
Женские головные уборы полностью закрывали волосы, так как замужние женщины должны были обязательно покрывать голову. В качестве головных уборов женщины носили кокошники. (Показ слайда). Мужчины на голове носили шляпу из войлока – грешневик, позднее появились картузы. (Показ слайда).
Обувь. Самой распространенной обувью были лапти, сплетенные из лыка и бересты, надевавшиеся поверх домотканых онуч. Носили крестьяне и различную кожаную обувь.
— Подумайте, что значит слово «славяне», на какое слово похоже? (На слово «слава», а это значит, что славяне – это славный народ).
-«Как выглядели наши предки? (По описаниям древних историков, наши предки – славяне были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми или серыми глазами. У женщины правильные тонкие черты лица, высокий лоб, прямой нос. Славяне- мужчины высокого роста, широки в плечах, носили усы или бородку, были высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом).
-Из чего строилась изба?
— Какое место выбирали для поселения?
— Каково было убранство дома древних славян?
— Зачем нужна в доме печь?
— Кто скажет, из какой ткани шили одежду? (Из льняной).
— Чем занимались древние славяне?
— Из чего состоял русский женский костюм? (Рубаха, поверх которой одевался сарафан очень длинный и без рукавов. Поверх сарафанов обычно надевали передники, которые предохраняли одежду от загрязнения. Важной составной частью праздничного сарафана была плечевая одежда – душегрея. Она шилась из парчи, бархата).
времён берёт начало выражение «работать спустя рукава», значит работать плохо, кое-как.)
— Чем отличается будничный костюм от праздничного?
— А для чего люди вышивали одежду? (По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил).
— Где же располагались вышивки-обереги, и что они защищали (Вышивки на руках оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на груди сарафана оберегали легкие и сердце, на подоле – не давали злой силе подобраться снизу).
— Ребята, мне очень понравились ваши ответы. Я убедилась, что вы знаете, кто были наши предки и очень много нового узнали из жизни славян. мы русские люди, и значит, с гордостью должны носить свое достойное имя.
Оглянись на предков наших,