Что такое наслег в якутии
Значение слова «наслег»
1. Ист. Родовая, позднее сельская община у якутов. Это был бродяга-поселенец, уже два года живший в своем домике, среди тайги, над озером, в одном из больших якутских наслегов. Короленко, Соколинец.
2. Административно-территориальная единица в Якутской АССР.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В Российской империи наслег — сельское общество, в котором числилось один или несколько якутских родов. Каждая якутская волость (по-местному — улус) разделялась на наслеги, управляемые выборными старостами. Роды, числившиеся в пределах наслег, управлялись старшинами. В каждом наслеге имелись наслежные писарь, десятник, капрал или сборщик податей и рассыльный (скороход). На наслежных собраниях или сходках все взрослые жители наслега имели голос.
С 1790 по 1800 годы одновременно использовались названия волость и наслег, с 1840 года в архивных документах упоминается только «наслег». В советское время наслеги назывались также сельсоветами, названия были равнозначными и часто употреблялись вместе либо порознь, например «Томторский сельсовет (наслег)». Сейчас сёла Якутии, в основном являющиеся муниципальными образованиями улусного (районного) подчинения, используют в своих названиях этот термин.
На 1 июня 2009 года, по данным Официального информационного портала Республики Саха (Якутия), насчитывалось 364 наслега.
Что такое наслег в якутии
В 90-е годы теперь уже прошлого века во время так называемого парада суверенитетов районы Якутии стали в официальных документах называть улусами. Как-то незаметно этот термин прижился, все привыкли. И немудрено, ведь его еще в 1631 году в Якутии ввели казаки. По утверждениям некоторых историков, это вообще древняя форма этнической организации предков саха. Но в начале 2002 года (обжегшись на суверенитете?) улусы вдруг стали опять называть районами. И это при том что в Конституции России указано (ст.71), что в ведении Федерации находятся только наименования географических объектов, а не административно-территориальных единиц. Ладно, в дебри юридических документов лезть не будем, тем более что, как нам кажется, нет конкретных документов с указанием причин переименований. Просто на основе исторических изысканий попытаемся разобраться в происхождении терминов «улус» и «наслег».
СЛОВО «УЛУС» — МОНГОЛЬСКОЕ?
Большинство историков доказательно приводят факты, что термин «улус» был введен казаками. Так, доктор исторических наук Федот Сафронов в своей работе «Якуты. Мирское управление в XVII — нач. XX века» подчеркивал: «Уже в ясачной книге Ивана Галкина от 1631-1632 гг. места проживания объясаченных якутов названы «улусами»: «Первые улусы якольские землицы», «Котунсково улусу князца Семена», «Бутулинсково улусу князца Ногуя», «Мангусково улусу князца Бурухи», «Кулунсково улусу князца Сотоя».
Политссыльный, член знаменитой Сибиряковской экспедиции по сбору этнографического материала (1894-1897 гг.) Николай Виташевский писал: «Улус является искусственно созданной административно-территориальной единицей. У якутов до прихода русских улусов не было. Именно через русских казаков, осваивавших огромные пространства Сибири, термин «улус» попал в административную лексику».
Так считает и известный этнограф, доктор исторических наук Анатолий Гоголев. В его работе «История Якутии. Обзор исторических событий начала ХХ века» читаем: «Сами якуты, видимо, не использовали этот термин. Русским он был известен благодаря монголам. И, возможно, по этой причине термин через них попал в административную лексику».
ИСКОННО ЯКУТСКИЕ СЛОВА?
Если же взять сборники якутских преданий, которые историки, этнографы, фольклористы начали записывать еще в начале XVIII века, то в них чаще находим слово «улус». Предания рассказывают о родоначальниках якутского народа Омогое, Эллэе, Хоро, об их потомках, от которых произошли различные якутские улусы, наслеги и роды, о главе рода кангаласцев Тыгыне и его взаимоотношениях с боотурами из других улусов.
Молодой доктор исторических наук Андриан Борисов в 90-е годы впервые высказал мысль, что слова «улус» и «наслег» являются исконно якутскими. Вернее, подобные мысли высказывались рядом исследователей, но только не разрабатывались в научном плане. Так, он в своей книге «Якутские улусы в эпоху Тыгына» пишет: «Одним из результатов национальной политики является восстановление якутских улусов — древней формы этнической организации предков саха». То есть молодой ученый считает, что административное деление на волости в XVII веке, а со второй половины XVIII века на улусы фиксирует старинное племенное деление якутов.
С этим утверждением можно согласиться. Вспомним знаменитую челобитную атамана Петра Бекетова, основателя Якутска: «А поставил государев новый острожек я, Петрушка, против якутского князца Мамыково улусу».
ОКРУГА, УЛУСЫ, НАСЛЕГИ, РОДЫ
Отчасти с таким утверждением согласен известный дореволюционный словарь Брокгауза и Эфрона: «Якуты делятся еще на улусы и наслеги. Деление это принято официально и является искусственным, наносным; даже слова улус и наслег — не якутского происхождения. Несомненно, однако, что многие улусы и наслеги имеют в своей основе былые родовые союзы».
В 1822 году в Санкт-Петербурге утвердили «Устав об управлении инородцев Сибири», по которому в Якутской области было пять округов, которые делились на улусы, улусы — на наслеги, наслеги — на роды. Давайте еще раз заглянем в словарь Брокгауза и Эфрона: «Наслег — слово якутское, означающее, при административном делении якутского населения Якутской области, сельское общество, в котором числится один или несколько якутских родов. Каждая якутская волость (по-местному — улус) разделяется на наслеги, управляемые выборными старостами. Роды, числящиеся в пределах наслегов, управляются старшинами. В каждом наслеге имеются еще наслежные писарь, десятник, капрал или сборщик податей и рассыльный (скороход). На наслежных собраниях или сходках все взрослые жители наслегов имеют голос».
А вот «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля дает такое определение: «Наслег, наслежный сев.-вост. ночлег, ночлежный./ Наслег, сиб. Якутская деревня, аул, десятка два юрт (кибиток)».
НАСЛЕГ — ЭТО НОЧЛЕГ
Над происхождением этого административного термина впервые задумался политссыльный Вацлав Серошевский, автор известной фундаментальной работы «Якуты». Слово «наслег» он производил от тунгусского «нюлг», обозначавшего расстояние в 8-10 верст. «Слово «наслег» произошло от слова «ночлег», обозначавшего место ночевки, — считал историк Федот Сафронов. — Служилые люди часто разъезжали по якутским волостям. Казакам, приехавшим в ту или иную волость, следовало найти прежде всего жилище начальника волости (князца) и там остановиться, жить и работать. Отсюда и обилие в документах следующих выражений: «Наслег Батурусского улусу Чакырской волости княска Чалыя Бырдахова», «Мальжегарской волости в наслеге князца Попова».
Почти так же считает историк Анатолий Гоголев: «Роды были подчинены наслежным князцам, и с этого времени в документах постоянно стали пользоваться термином «наслег», которого Л.Г. Левенталь выводил из русского слова «ночлег».
Федот Сафронов, имеющий фундаментальные работы по истории Сибири и Дальнего Востока, приводит любопытную аналогию: «Якутский наслег — в какой-то мере аналог русского сельского общества (сельской общины), улус — волости. Это мирское общество якутов. Но оно имело отличие: управлялось во многих случаях не общегосударственными узаконениями, а обычным правом, т.е. устоявшимися нормами нравов и обычаев, превратившимися в публичное право, направлявшее жизнь всего якутского мира».
Вот так, интересуясь происхождением этих слов, можно поднять целый пласт исторического материала. Термин же «улус» корнями уходит вглубь веков и через монголов получил широкое распространение. Вполне возможно, что якуты употребляли этот термин еще до прихода русских казаков, ведь якутский язык относится к тюркским. В то же время термин «улус» впервые встречается в 1631 году в ясачной книге казачьего атамана Ивана Галкина. Казаки этим словом и до прихода в Якутию обозначали сибирские территории. А слово «наслег» — исконно якутское детище. Тут с историком Федотом Сафроновым никто и не спорит: оно произошло от слова «ночлег».
Наслег
Насле́г (якут. нэһилиэк ) — якутский посёлок, часть якутской волости(улуса) [1] в Российской империи или района Якутской АССР в СССР. В настоящее время — низшая административная единица Якутии, соответствующая сельсовету или сельскому поселению.
В Российской империи наслег — сельское общество, в котором числилось один или несколько якутских родов. Каждая якутская волость (по-местному — улус) разделялась на наслеги, управляемые выборными старостами. Роды, числившиеся в пределах наслег, управлялись старшинами. В каждом наслеге имелись наслежные писарь, десятник, капрал или сборщик податей и рассыльный (скороход). На наслежных собраниях или сходках все взрослые жители наслега имели голос.
С 1790 по 1800 годы одновременно использовались названия волость и наслег, с 1840 года в архивных документах упоминается только « наслег». В советское время наслеги назывались также сельсоветами, названия были равнозначными и часто употреблялись вместе либо порознь, например «Томторский сельсовет (наслег)». Сейчас сёла Якутии, в основном являющиеся муниципальными образованиями улусного (районного) подчинения, используют в своих названиях этот термин.
Содержание
Национальные наслеги
См. также
Напишите отзыв о статье «Наслег»
Примечания
Ссылки
Литература
Отрывок, характеризующий Наслег
– Ne perdons point de temps. [Не будем терять время.]
– Ax, не говорите! Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно Sophie, – я повторить не могу, – что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит.
– Nous у voila, [В этом то и дело.] отчего же ты прежде ничего не сказала мне?
– В мозаиковом портфеле, который он держит под подушкой. Теперь я знаю, – сказала княжна, не отвечая. – Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, – почти прокричала княжна, совершенно изменившись. – И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу всё, всё. Придет время!
В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.
История образования Телейского наслега
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Статья «История основания Телейского наслега»
В 2017 году мы отмечаем 250 лет основания Телейского наслега. Изучение истории своего наслега приводит развитию чувства патриотизма, бережного отношения к культурному и природному наследию своих предков.
С февраля 1766 по июль 1767 года Ясачная комиссия провела ревизию ясачного дела и перепись плательщиков ясака и и приступила к переобложению всех коренных жителей новым ясачным окладом. Одновременно Первая ясачная комиссия запретила куплю – продажу земельных участков. Это на деле означало закрепление за тойонами их частной собственности на землю. Кроме того, комиссия дала тойонам полное право на распоряжение землей в улусах. Такая возможность представилась в связи деятельностью Первой ясачной комиссии в Якутии (1766-1769гг), когда официально утвердилась наслежная система самоуправления якутов.
Вторая версия образования Телейского наслега. По преданию С.И. Боло, наслег образовался в результате конфликта с аччагарским тойоном Багарынньа баем людей из рода Мэкчиргэ, которые обвинилаи Багарынньа в краже лошадей. Один из Мэкчиргэ Уот сирэй Кыдала учинив драку бежал в город, там он устроился кучером у русского купца, выучился, стал крестным сыном купца,крестился и стал называться Федотом Борисовым. В последствии Федот Борисов заручившись поддержкой купца получил печать наслежного князца и отделил от Аччагарского (Хатылинского) наслега 25 семей, всего 75 душ и основал свой наслег. Раздосадованные аччагарцы прозвали его «Теле ыстаммыт Телей нэ h илиэгэ», что значит «внезапно отделившийся Телейский наслег» (Исторические предания и рассказы якутов. В 2-х частях. Часть 2 Изд. Пог. Г.У. Эргисом. Л., 1960. С.214-216).
II . Топоним названия Телейского наслега.
Если обратиться к данным из бурят, генетически и культурно близкого якутам народа, то следует обратить внимание: термин «теелэй» имеет два толкования: 1) «сваренная баранья голова, которую подносят самому почетному гостю» и 2) «указательный палец» (Бурятско – русский словарь/ Сост. К.М. Чермисов. М. 1973. С. 194, 433). Но по мнению специалистов переход от «теелэй» к «телей» с точки зрения фонетики якутского языка.
У хакасов слово ТОЛ имеет значение «род, поколение, потомство» ( Хакасско – русский словарь» М., 1953 с. 235)., также у хакасов есть схожее с монгольским слово ТОЛЕГЕ – «молодая овца, ярка»
Таким образом, по всей видимости, топоним Телей происходит от старинного, забытого в современном якутском языке понятия обозначающего «дитё, дитёныш, потомство, род», основа которого восходит к тюрко – монгольской среде.
III . История расселения телейцев
В работах академика А.П. Окладникова подчеркивает что движение родоплеменных союзов в поисках лучших земель в долинах Эркээни, Туймаада, Энсиэли длился вплоть до 1555 года».
Эти годы образуются родоплеменные союзы телейцев пришедшие с двух направлений: с запада – по течению речек Аранас и Туйма, которые протекают по территории местности Солообут, Куохара, Ала5ар, Сылан. Второе направление- по речке Суола, Туерэ,Куохара – территория нынешнего Телейского наслега.
С приходом русских изменяется порядок расселения родоплеменных союзов. На основе нескольких родоплеменных союзов были образованы административные центры. Так на территории современного Телея проживали четыре племенных союза: Куула, Орто, Ханха, Халдьаайы
IV . Родословная Телейского наслега.
Родоначальников рода телейцев считается Мунатый от его пяти потомков: Мэкчиргэ, Саргыр Дьоруо, Ньэкээ, Кыдаала, Багдаан ойуун образовались фамильные линии современных телейцев Так,от потомков Уот сирэй Кыдаала в православии Федота Борисова начался род Борисовых, от потомков Мэкчиргэ – род Максимовых, Смирниковых, Нестеревых, Поповых, Лаврентьевых, от Багдаан ойуун – род Гуляевых, Пинигиных, от потомков Жонжолук – Дьячковские, Скрябины, от Сортол – Хоютановы, род Быгановых от Бытыкы потомка сына Мунатый Багалгана, а многочисленный род Захаровых берет начало от потомка Иктея Саргы Дьоруо.
V . Итоги переписи разных лет
В национальном архиве республики имеется материалы переписи Телейского наслеге 1795, 1858, 1895, 1917 и 1929 годов. Наиболее полно и точно сохранены итоги переписи 1858 года. По данным переписи 1858 года в Телейском наслеге проживало 951 жителей из них население мужского пола насчитывало 348, женского пола – 292 человек, детей 311. Население в основном оставались скотоводами. В 97 хозяйствах держали многочисленный крупный рогатый скот, лошадей
По документу «Сведение о наличии количестве скота Телейскому наслегу Ботурусской волости и о наличии душах составлен 1920 года, февраля 11 дня» в Телейском наслеге проживало в трех родственных союзах (а5а уустара) более 1137 жителей. В 371 хозяйстве держали 376 лошадей, 2230 коров. В последствии на основе этих союзах были основаны колхозы и артели. Так в 1941 году в Телейском наслеге было около 1200 жителей, которые объединились в трех колхозах «Олоххо киирии», «Калинин», «Терут».
Сегодня село Телей – это современный поселок с развитой инфраструктурой. Но эхо прошлых событий дает знать и в наши дни. Прошло более 70 лет, но до сих пор Телей не достиг того уровня по который имел довоенные годы. Сегодня в селе проживет более 500 человек еще нужно более 70 лет чтобы Телей достиг того уровня который имел в 1941 году.
Таким образом, изучив историю основания наслега можно подвести следующие итоги:
3. Топоним Телей происходит от старинного, забытого в современном якутском языке понятия обозначающего «дитё, дитёныш, потомство, род», основа которого восходит к тюрко – монгольской среде.
4. Первое упоминание о наслеге в архивных документах 1767 год в связи работой 1 Ясачной комиссии
Постепенно меняется наша жизнь. Все то, чего мы сейчас достигли, построено на огромном труде прошлых поколений. И если мы, молодые будем знать свою историю и гордиться ею, то наша малая Родина и большая Родина уверенно будут вступать в новое время. Ибо без знания прошлого нельзя построить будущее. Мы вправе гордиться историей своих предков.
Апросимов А.И., Попов Г.В. Саха уустарын нэ h илиэктэринэн теруччулэрэ. Дьокуускай, 2015 с.
Захаров Ф.Ф. Боотуруускай улус сахаларын терут уустара (Документальнай очерк) Чурапчы 1993с.
История Якутии.уч. пособие. ЯКИ, 1968.- 175с.
«Телейтен теруттээхпит» изд-во «Бичик» г. Якутск,2003- 265с.
У.Я. Винокурова Сказ о народе саха.НКИ «Бичик». Якутск 1994,-140с.
Селяне рассказали, что нужно для развития Болтогинский наслег Чурапчинского улуса Якутии
И.о. главы Чурапчинского улуса Степан Саргыдаев побывал в Болтогинском наслеге и встретился с руководством администрации и активом наслега. На встрече были обсуждены вопросы социально-экономического развития села, сообщает ЯСИА пресс-центр администрации улуса.
Степан Саргыдаев осмотрел ход строительства 8-квартирного каменного жилого дома на участке Кындал, строящегося по программе переселения граждан из аварийного жилья. Далее он с работниками школы-сада и жителями Кындал обсудил волнующие их вопросы. Они рассказали, что не хватает врача, фельдшера, к связи подключены только организации наслега. При этом глава наслега разъяснил, что каждая семья будет подключена к скоростной оптоволоконной связи в декабре этого года. Примечательно, что в школе работают молодые педагоги из Вилюйского, Таттинского улусов, также из Чурапчи и села Болтоно.
Жители основной проблемой назвали непригодность старого шлюз-регулятора, что нужно построить новый уровневый шлюз-регулятор, внутрипоселковую дорогу, спортзал, 100%-ное подключение жилых домов наслега к центральному отоплению, а также обновление моста на развилке дороги к Кындал.