Что такое настенная живопись
Роспись стен в интерьере
Роспись стен в интерьере
Pocпиcь cтeн — oдин из пpиeмoв oфopмлeния пoмeщeний, кoтopый пpимeнялcя eщe c дpeвниx вpeмeн. Oн нe yтpaтил cвoeй пoпyляpнocти дo cиx пop. O тoм, кaкиe cyщecтвyют пpиeмы и кaк выпoлнить pocпиcь в интepьepe квapтиpы cвoими pyкaми, мы paccкaжeм в этoй cтaтьe.
Иcтopичecкaя cпpaвкa
Нacтeннyю pocпиcь впepвыe нaчaли иcпoльзoвaть eщe в пepвoбытнoe вpeмя, кoгдa люди cтaли yкpaшaть pиcyнкaми cтeны и cвoды пeщep. Нo в тoт пepиoд изoбpaжeния имeли иcключитeльнo pитyaльнoe знaчeниe. Пoдтвepждeниeм этoмy являeтcя pocпиcь в пeщepe Aльтaмиpa, пpиблизитeльный вoзpacт кoтopoй 18 тыc. лeт.
Taкжe pyчнyю pocпиcь иcпoльзoвaли дpeвниe eгиптянe вo вpeмя oбycтpoйcтвa пиpaмид и дpyгиx кyльтoвыx coopyжeний. Pиcyнки oтoбpaжaли дocтижeния фapaoнoв, a тaкжe paccкaзывaли oб иx зaгpoбнoй жизни. Cвoй вклaд в paзвитиe cтeнoпиcи внecли зoдчиe и xyдoжники Дpeвнeй Гpeции и Pимa. Toгдa впepвыe тexникy нaчaли иcпoльзoвaть для oфopмлeния интepьepoв дoмoв знaти. B тoт пepиoд впepвыe пoявилиcь тaк нaзывaeмыe кapтины-oбмaнки, визyaльнo pacшиpяющиe пpocтpaнcтвo.
Дpeвний Pим ocтaвил пocлe ceбя Пoмпeйcкий cтиль yкpaшeния интepьepa, кoтopый дo cиx пop вдoxнoвляeт apxитeктopoв и xyдoжникoв. Нaпpимep, в 18 cтoлeтии eгo иcпoльзoвaл Poбepт Aдaм пpи oфopмлeнии мнoгиx здaний.
B Cpeдниe вeкa тpaдиция yкpaшaть дoмa нacтeнными pocпиcями yтpaтилa cвoe знaчeниe, нo шиpoкo пpимeнялacь пpи дeкopиpoвaнии мoнacтыpeй и xpaмoв. Bмecтe c этим изoбpeли тexнoлoгию нaнeceния нacтeннoгo изoбpaжeния нa cыpyю штyкaтypкy, кoтopaя пoлyчилa нaзвaниe фpecкa.
Ocoбyю пoпyляpнocть xyдoжecтвeннaя pocпиcь cтeн в интepьepe пoлyчилa в эпoxy Boзpoждeния. B этo вpeмя твopили тaкиe извecтныe мacтepa кaк дa Bинчи, Mикeлaнджeлo, Paфaэль. Oни нe тoлькo ocтaвили пocлe ceбя вeликoлeпныe paбoты, нo и тexнoлoгию pocпиcи cтeн пo cyxoй штyкaтypкe, кoтopaя пocлyжилa нaчaлoм paзвития aльфpeйнoй живoпиcи. Oнa шиpoкo пpимeнялacь для yкpaшeния двopцoв, xpaмoв и мoнacтыpeй в эпoxy Бapoккo. B этoт жe пepиoд ocoбyю пoпyляpнocть пpиoбpeлa oбъeмнaя pocпиcь.
“Taйнaя вeчepя”. Фpecкa Лeoнapдo дa Bинчи
Чтo жe кacaeтcя знaкoмcтвa c xyдoжecтвeнным oфopмлeниeм cтeн в Poccии, oнo пpишлocь нa Пeтpoвcкyю эпoxy. B тo вpeмя eвpoпeйcкиe xyдoжники и apxитeктopы cтaли иcпoльзoвaть дaннyю тexникy для yкpaшeния импepaтopcкoгo двopa.
Дeкopaтивнaя pocпиcь cтeн в интepьepe: cтилиcтикa
Пpeждe чeм peшить, кaкoй нacтeнный дeкop выбpaть для yкpaшeния дoмa или квapтиpы, нeoбxoдимo пoзнaкoмитьcя c бaзoвыми cтилиcтичecкими нaпpaвлeниями нacтeннoй живoпиcи:
Клaccикa
Клaccичecкий cтиль нe пoдвepжeн влиянию мoды и вpeмeни. Oн нe тepяeт cвoй aктyaльнocти и oтличaeтcя пpocтoтoй, пpямoлинeйнocтью фopм, cдepжaннocтью, гapмoниeй. Для нeгo cвoйcтвeнны:
Клaccичecкий cтиль чacтo дoпoлняeтcя peaлиcтичным пeйзaжeм, вoплoщaющим мeчтy o зoлoтoм вeкe. Пoдoбнaя интepьepнaя pocпиcь никoгдa нe бyдeт выглядeть бaнaльнo или cкyчнo, пocкoлькy дaнный cтиль oфopмлeния oтличaeтcя мнoгooбpaзиeм пpиeмoв и фopм. Пopoй oн cмoтpитcя гopaздo aктyaльнee, интepecнee, чeм coвpeмeнный лoфт либo xaй-тeк. Клaccикa пoзвoляeт лeгкo oтpaзить нaциoнaльный кoлopит, ecли дoпoлнить ee тpaдициoнными мaтepиaлaми, элeмeнтaми. Пpи этoм нe cтoит бoятьcя, чтo oнa yтpaтит ocнoвнyю cтилиcтичecкyю линию.
Бapoчный cтиль
Пoдoбный тип нacтeннoй pocпиcи являeтcя cлeдyющим этaпoм paзвития клaccицизмa. Oн пpeдcтaвляeт coбoй coчeтaниe cтиля c oбpaзoм жизни. Pocпиcь cтeн в гocтинoй, выпoлнeннaя в бapoчнoм cтилe, oтличaeтcя пышнocтью, paзмaxoм, вeличиeм. 3дecь пpиcyтcтвyют изыcкaнныe yзopы, витиeвaтыe opнaмeнты, для oфopмлeния пoтoлкoв и cтeн шиpoкo иcпoльзyютcя фpecки. Чacтo cтиль Бapoккo пpeдпoлaгaeт pocпиcь cтeн цвeтaми в интepьepe. Taкжe в кoмпoзиции вcтpeчaютcя кpyпныe лиcтья, pacтитeльныe opнaмeнты, пoлyoбнaжeнныe тeлa.
Aмпиp
Cтиль являeтcя финaльнoй тoчкoй в paзвитии клaccицизмa. Oн cчитaeтcя oлицeтвopeниeм импepcкoй pocкoши, кoтopaя coceдcтвyeт co cдepжaнным дeкopoм. Для дaннoгo cтиля xapaктepнo пpиcyтcтвиe эклeктичныx нoт, дeмoнcтpиpyющиx гapмoнию мeждy ycлoвными и нaтypaлиcтичными элeмeнтaми кoмпoзиции. Xyдoжecтвeннaя pocпиcь в cтилe aмпиp — этo тpиyмфaльныe apки, кpылaтыe львы, цвeтoчныe гиpлянды, cфинкcы и гpифoны. Oднaкo пpи выбope aмпиpa вaжнo пoмнить o бaлaнce. B пpoтивнoм cлyчae изoбpaжeниe пpeвpaтитcя в пapoдию co мнoжecтвoм лишниx элeмeнтoв.
Moдepн
Дaнный cтиль xyдoжecтвeннoгo oфopмлeния тaкжe нaзывaют ap нyвo. Eгo лeгкo yзнaть пo нaличию живыx, пышныx дeтaлeй и иcпoльзoвaнию в oфopмлeнии пpиpoдныx oттeнкoв. Oтличитeльнoй чepтoй нaпpaвлeния являeтcя кoмбинaция cлoжнoгo цвeтoчнoгo yзopa c кpyпными pacтитeльными элeмeнтaми, изoгнyтыми линиями и изoбpaжeниями фaнтacтичecкиx cyщecтв. B нacтeннoй живoпиcи мoгyт вcтpeчaтьcя pycaлки, эльфы, cкaзoчныe pacтeния. Moдepн cчитaeтcя caмым изящным cтилeм, блaгoдapя гapмoничнoмy coчeтaнию фyнкциoнaльнocти и нaтypaльнocти.
Apaбcкий cтиль
Oн пpeдcтaвляeт coбoй нe тoлькo cпocoб coздaния yникaльнoгo интepьepa, нo и цeлoe миpoвoззpeниe. Cфopмиpoвaнный пoд влияниeм мycyльмaнcкoй кyльтypы, oн нocит в ceбe ee oтпeчaтoк. Oтличитeльными чepтaми cтиля cчитaютcя caмoбытнocть, вocтoчнaя aтмocфepa и opигинaльнocть xyдoжecтвeнныx пpиeмoв. Xyдoжecтвeннaя pocпиcь в интepьepe, выпoлнeннaя в дaннoм тexникe — этo oбилиe pacтитeльныx opнaмeнтoв и гeoмeтpичecкиx элeмeнтoв, apaбcкaя вязь. Чepeдoвaниe дaнныx элeмeнтoв пoзвoляeт coздaть зaтeйливыe yзopы, кoтopыe пoвтopяютcя в oпpeдeлeннoй пocлeдoвaтeльнocти.
Aнимe
Cтиль, зapoдившийcя в Япoнии, oчeнь быcтpo пoкopил вecь миp, a тeм бoлee пoклoнникoм мyльтяшныx гepoeв. Им cтaлo нeдocтaтoчнo oбилия cyвeниpoв, игpyшeк и пocтepoв, пoэтoмy цeнитeли япoнcкoгo aнимe peшили пepeнecти пepcoнaжeй нa пoвepxнocти cтeн c пoмoщью нaнeceния pиcyнкoв. Pacпиcныe cтeны aнимe — этo избытoк aтpибyтики и cooтвeтcтвyющиx дeтaлeй, кoтopыe пoзвoляют cpaзy yзнaть дaнный cтиль. Чaщe вceгo eгo иcпoльзyют для oфopмлeния пoмeщeний c вocтoчным кoлopитoм.
Фpecкa в cтилe aнимe
Настенная живопись
Альтернативным вариантом фрески является стенопись – это картина, выполненная непосредственно на поверхности стен или потолков. Термин включает роспись по штукатурке, обожженным плиткам, но не относится к мозаичной отделке за исключением случаев, когда мозаика образует часть общей схемы картины.
Роспись стен отличается от всех других форм изобразительного искусства органической связью с архитектурой. Использование цвета, дизайна и тематической обработки радикально изменяет восприятие пространственных пропорций помещения. Фреска является формой живописи, создающей эффект объема, влияющей на визуальное восприятие.
Художники Возрождения попытались создать пространственные иллюзии, мастера Барокко создали радикальные техники, которые дали возможность растворить в живописи все внутренние поверхности.
Помимо своей органической связи с архитектурой, второй характеристикой стенописи является значительное общественное значение. Фрески имели социальную, религиозную или патриотическую тему.
Техника росписи
Итальянский термин «фреска» означает способ нанесения на штукатурку, стены или потолки различных красок. Для стенописи в основном применяют водорастворимые пигменты с известковой влажной побелкой. Фрески средневековья назывались «секко» и выполнялись по сухой штукатурке. Промежуточную меццо роспись Иньяцио Поццо выполнял по слегка влажноватой штукатурке.
Настенная живопись. Краткая история
Древние люди положили начало техники настенной росписи более 18 тысяч лет назад, когда в их распоряжении были только натуральные «краски».
Ярким примером являются наскальные рисунки на стенах испанских пещер Альтамира. Несмотря на то, что человеку была доступна толоко очень ограниченная палитра цветов, это не помешало ему создавать красочные изображения. Конечно краски создавались из естественных материалов: уголь, марганец, охра, кровь и разводились водой или животным жиром.
Следующим шагом в развитии настенной росписи стало строительство храмов, где художники могли реализовать различные техники живописи и создать единую композицию.
Античные времена
Важнейшим вкладом в историю и развитие живописи на стенах по праву считаются рисунки, созданные мастерами Древнего Египта. Их работы датируются 3 и 4 тысячелетиями до н. э. Наибольшее внимание в то время уделялось храмам и пирамидам, где можно встретить не только изображения египетских богов, но и проследить хронику исторических событий. Установились первые каноничные стили рисования, расширялась палитра цветов.
Другой образчик античного искусства — росписи с острова Крит. Они выполнены на сырой штукатурке и были созданы для дворцов. Последние украшались как фризами, так и панелями с росписями. Хотя живопись оставалась декоративной и плоскостной, для нанесения рисунков использовались яркие краски.
Постепенно в живопись помимо изображений человека стали добавлять узоры и орнаменты, вместо привычных героических сюжетов художники больше акцентировались на лирических мотивах. Опять же, преимущественно выбирались яркие и насыщенные краски. Одна из причин — трудность восприятия светлых оттенков на стенах из белого мрамора.
Следующим шагом становится перенос настенной живописи в парадные комнаты, когда основное внимание обращается на интерьер. Новый виток развития наблюдается в Древнем Риме.
Живопись древней Греции до нас дошла небольшимы образцами., однако и они показывают, что искусство эллинов достиггло высокого уровня как реализма, так и символизма в живописи.
Помпезное оформление домов основывается на работах греческих художников, техника росписи выходит на высокий уровень. На стенах отражались декорации театров, дворцы или богатые орнаменты, целью которых было отразить великолепие и богатство владельца.
Возрождение — новая эпоха и второе рождение настенной живописи
Отличием этого периода можно назвать увеличение роли церковного интерьера, а также новые правила росписи. Декоративная живопись начинает тесно сплетаться с духовным содержанием рисунка. Появляются личности, имена которых навсегда останутся в истории мировой художественной культуры. Итальянские мастера — Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и другие известные живописцы — породили новую волну развития настенной росписи, которая затем распространится на всю Северную Европу. Появляются первые фрески, представляющие собой роспись по сырой штукатурке.
Снова, как и в античные времена, живопись выходит за рамки религии и появляется в светских домах. На смену первоначальной технике создания фресок приходит роспись по сухой штукатурке. Появляется такое понятие, как альфрейская живопись. Для нее характерно сочетание декоративной отделки интерьера и полноцветной живописи. К концу 18 века переживает расцвет техника создания «обманок», с помощью которых удается визуально увеличивать пространство в помещении.
Барокко и рококо
В эпоху расцвета пышности и помпезности интерьера настенная роспись призвана подчеркивать его роскошь и богатое убранство. Приветствуются удачные ракурсы, яркие краски и эффекты театральности. «Обманки» остаются востребованными, несмотря на то, что богатые люди могли себе позволить роскошные сады и не нуждались в дополнительном увеличении пространства. Техника художественной росписи доводится до совершенства — рисунки становятся практически неотличимы от архитектурных деталей.
Когда на смену борокко пришел стиль рококо, к основным принципам настенной живописи присоединились легкость и деликатность, больше внимания уделялось изображению ангелочков и цветочных мотивов. Стиль рококо отличается от своего собрата более спокойными, плавными, пастельными оттенками. Здесь в большей степени присутствуют такие цвета как белый, нежно розовый, приглушенный голубой, фисташковый и, конечно же, позолота. Позолота обрамляет и роспись, и рельефную лепнину.
Современная настенная живопись
Модернистские течения и вклад промышленности в декорирование интерьера привели к появлению обоев и упадку классической росписи. Но в последнее время данная техника оформления интерьера снова привлекает к себе внимание благодаря своим возможностям. Она позволяет внести корректировки в архитектуру, отразить индивидуальность владельцев помещений, оживить помещение. Не меньшее преимущество в том, что роспись так же, как и много веков назад, создается вручную.
Современная живопись на стенах хоть и базируется на огромном пласте умений и знаний мастеров прошлых лет, но при этом активно включает в себя технологии и мотивы нынешней эпохи. За счет этого она становится более долговечной. Плюс она является хорошей возможностью внести разнообразие в большинство однотипных современных жилищ.
Новые тенденции и правила росписи
Главной целью современной настенной живописи является передача оригинальности и изысканности интерьера. За счет использования росписи в сочетании с предметами быта можно создать уникальный дизайн практически любого помещения — от офиса компании до личной квартиры. Немалую роль играет желание дизайнеров экспериментировать и предлагать новые решения задач оформления. В качестве примера стоит упомянуть флюоресцентные краски, аэрографию или технику оформления с искусственным созданием патины — эффектом старения.
Подведем итоги
Тяга к выражению собственной индивидуальности издавна присутствует в характере любого человека. В частности это выражается желанием обладать чем-то эксклюзивным, особенным. Наиболее простой способ реализовать это желание в эпоху современности — заказать уникальное оформление интерьера с использованием настенной росписи. В дополнение к этому дом становится более комфортным и уютным.
Вы можете обратиться в нашу студию для получения готовой настенной росписи. Наши специалисты учтут ваши пожелания при выполнении заказа и гармонично дополнят имеющийся интерьер в вашем помещении.
Какая история возникновения настенной живописи?
Древние люди положили начало техники настенной росписи более 18 тысяч лет назад, когда в их распоряжении были только натуральные «краски». Ярким примером являются наскальные рисунки на стенах испанских пещер Альтамира. Несмотря на то, что человеку была доступна толоко очень ограниченная палитра цветов, это не помешало ему создавать красочные изображения.
Конечно краски создавались из естественных материалов: уголь, марганец, охра, кровь и разводились водой или животным жиром. Следующим шагом в развитии настенной росписи стало строительство храмов, где художники могли реализовать различные техники живописи и создать единую композицию.
Античные времена
Важнейшим вкладом в историю и развитие живописи на стенах по праву считаются рисунки, созданные мастерами Древнего Египта. Их работы датируются 3 и 4 тысячелетиями до н. э. Наибольшее внимание в то время уделялось храмам и пирамидам, где можно встретить не только изображения египетских богов, но и проследить хронику исторических событий.
Установились первые каноничные стили рисования, расширялась палитра цветов.
Другой образчик античного искусства — росписи с острова Крит. Они выполнены на сырой штукатурке и были созданы для дворцов. Последние украшались как фризами, так и панелями с росписями. Хотя живопись оставалась декоративной и плоскостной, для нанесения рисунков использовались яркие краски.
Постепенно в живопись помимо изображений человека стали добавлять узоры и орнаменты, вместо привычных героических сюжетов художники больше акцентировались на лирических мотивах. Опять же, преимущественно выбирались яркие и насыщенные краски. Одна из причин — трудность восприятия светлых оттенков на стенах из белого мрамора.
Следующим шагом становится перенос настенной живописи в парадные комнаты, когда основное внимание обращается на интерьер. Новый виток развития наблюдается в Древнем Риме.
Живопись древней Греции до нас дошла небольшимы образцами., однако и они показывают, что искусство эллинов достиггло высокого уровня как реализма, так и символизма в живописи.
Помпезное оформление домов основывается на работах греческих художников, техника росписи выходит на высокий уровень. На стенах отражались декорации театров, дворцы или богатые орнаменты, целью которых было отразить великолепие и богатство владельца.
Возрождение — новая эпоха и второе рождение настенной живописи
Отличием этого периода можно назвать увеличение роли церковного интерьера, а также новые правила росписи. Декоративная живопись начинает тесно сплетаться с духовным содержанием рисунка.
Появляются личности, имена которых навсегда останутся в истории мировой художественной культуры.
Итальянские мастера — Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и другие известные живописцы — породили новую волну развития настенной росписи, которая затем распространится на всю Северную Европу. Появляются первые фрески, представляющие собой роспись по сырой штукатурке.
Снова, как и в античные времена, живопись выходит за рамки религии и появляется в светских домах. На смену первоначальной технике создания фресок приходит роспись по сухой штукатурке. Появляется такое понятие, как альфрейская живопись. Для нее характерно сочетание декоративной отделки интерьера и полноцветной живописи.
К концу 18 века переживает расцвет техника создания «обманок», с помощью которых удается визуально увеличивать пространство в помещении.
Барокко и рококо
В эпоху расцвета пышности и помпезности интерьера настенная роспись призвана подчеркивать его роскошь и богатое убранство. Приветствуются удачные ракурсы, яркие краски и эффекты театральности.
«Обманки» остаются востребованными, несмотря на то, что богатые люди могли себе позволить роскошные сады и не нуждались в дополнительном увеличении пространства.
Техника художественной росписи доводится до совершенства — рисунки становятся практически неотличимы от архитектурных деталей.
Когда на смену борокко пришел стиль рококо, к основным принципам настенной живописи присоединились легкость и деликатность, больше внимания уделялось изображению ангелочков и цветочных мотивов.
Стиль рококо отличается от своего собрата более спокойными, плавными, пастельными оттенками. Здесь в большей степени присутствуют такие цвета как белый, нежно розовый, приглушенный голубой, фисташковый и, конечно же, позолота. Позолота обрамляет и роспись, и рельефную лепнину.
Современная настенная живопись
Модернистские течения и вклад промышленности в декорирование интерьера привели к появлению обоев и упадку классической росписи. Но в последнее время данная техника оформления интерьера снова привлекает к себе внимание благодаря своим возможностям.
Она позволяет внести корректировки в архитектуру, отразить индивидуальность владельцев помещений, оживить помещение. Не меньшее преимущество в том, что роспись так же, как и много веков назад, создается вручную.
Современная живопись на стенах хоть и базируется на огромном пласте умений и знаний мастеров прошлых лет, но при этом активно включает в себя технологии и мотивы нынешней эпохи. За счет этого она становится более долговечной. Плюс она является хорошей возможностью внести разнообразие в большинство однотипных современных жилищ.
Новые тенденции и правила росписи
Главной целью современной настенной живописи является передача оригинальности и изысканности интерьера.
За счет использования росписи в сочетании с предметами быта можно создать уникальный дизайн практически любого помещения — от офиса компании до личной квартиры.
Немалую роль играет желание дизайнеров экспериментировать и предлагать новые решения задач оформления. В качестве примера стоит упомянуть флюоресцентные краски, аэрографию или технику оформления с искусственным созданием патины — эффектом старения.
Подведем итоги
Тяга к выражению собственной индивидуальности издавна присутствует в характере любого человека. В частности это выражается желанием обладать чем-то эксклюзивным, особенным.
Наиболее простой способ реализовать это желание в эпоху современности — заказать уникальное оформление интерьера с использованием настенной росписи. В дополнение к этому дом становится более комфортным и уютным.
Вы можете обратиться в нашу студию для получения готовой настенной росписи. Наши специалисты учтут ваши пожелания при выполнении заказа и гармонично дополнят имеющийся интерьер в вашем помещении.
Техника настенной живописи
С названием фрески мы встречаемся впервые только в конце 14 века, хотя техника фрески была уже известна и в древности и в средние века. В настоящее время понятию фрески часто придается более широкое значение; некоторые неправильно подразумевают под этим понятием все способы живописи, при которых употребляется гашеная известь, другие считают фреской всякую стенную живопись.
В действительности же можно обозначить этим термином только такую живописную технику, при которой пишут по свежей, еще влажной штукатурке красками, разбавленными водой. Термин «фреска» происходит от итальянского выражения «affresco» — письмо по сырому грунту.
В Италии фреской называют все росписи, в любом материале, которые выполнены в архитектуре. Потому понадобились 2 уточнения «bouone fresco» — «истинная фреска» и «fresco a secco» — так называемая фреска по-сухому, которая по существу является просто работой известковыми красками по отвердевшей, но смоченной перед работой штукатурке.
В Россию термин «фреска» пришел из Италии не ранее 18 века. Об этом можно судить по тому, что еще в 16-17 веках в русских документах он не встречается и о такого характера работах в летописных сводах, уставах и указах писали: «стенное письмо на сыром левкасе».
Термином же «стенное письмо» означали все росписи на архитектурных поверхностях, выполненные в любой технике. Фреска была широко распространена в прошлые эпохи. Предполагается, что ее знали в Древней Греции, писали ею в Древнем Риме, Византии, на Руси 10-12 веков. Техника фрески зародилась в глубинах античной культуры, затем была разнесена на весь регион культуры европейской.
За время своего применения разными народами и в течение значительного времени изменялась в соответствии с художественными задачами, которые стояли перед мастерами определенной эпохи и региона.
Единственное, что характерно для всех ее модификаций — это известковое связующее грунтов и красок. Одновременно с высыханием поверхности штукатурки просыхает и вся живопись, становясь нерастворимой.
Классическим типом грунта для настенной живописи можно считать известковую штукатурку. Необходимо подчеркнуть, что штукатурка действительно должна быть мокрой, свежей, чтобы произошел процесс соединения. Чем дольше сохнет штукатурка, тем прочнее связываются краски.
Поэтому важно, чтобы грунт фрески, штукатурка и стена по возможности дольше задерживали воду и лишь медленно передавали ее на поверхность. Таким свойством обладают кирпичная стена и песчано-известковая штукатурка.
Связь красок образуется у фрески сравнительно скоро, через 7, самое большее 12 часов. Этим временем определяется срок, в течение которого живописец должен закончить свою работу.
Если живопись приходится исполнять на старых стенах, то следует сбить прежнюю штукатурку для удаления растворимых солей натрия, магния и кальция, которые впоследствии могут выделиться на поверхности в виде серых пятен и разрушить таким образом всю живопись.
В древние времена добавляли в самые ценные штукатурки молоко, в средние века добавляли яйца, в Китае — сахар. Все эти вещества образуют с известью нерастворимые соли и они способствуют более сильному отвердеванию штукатурки, что в настоящее время достигается добавлением цемента, гидравлической извести или гипса.
Современная наука не имеет оснований считать фреску древнейшей техникой стенописи, так как научные исследования грунтов древнеегипетских росписей, проведенные уже в наше время известным английским египтологом А. Лукасом, изложенные им в труде «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», убедительно свидетельствуют, что древнеегипетская культура не знала извести, и что этот материал пришел туда лишь в 4 веке до н.э.
Фреска итальянского Возрождения как техника стенописи имела как тщательно заглаженную и заполированную поверхность, так и матовую.
Краски использовались жидкие, почти прозрачные, но в 16-17 веках они стали полупрозрачными, а в более поздних работах — совсем плотными. Ранние фрески (вставки небольшого размера) писались в один прием. Более поздние — огромные композиции писались по частям — небольшими фрагментами.
В наше время появились новые технологии, которые позволяют значительно сократить время подготовки стены и при этом не теряется качество живописи.
В первые годы Советской власти фреской было выполнено довольно много работ в рабочих клубах и домах культуры, которые почти не сохранились до наших дней. В довоенное время при проектировании Дворца Советов была предпринята попытка возродить эту технику стенописи.
Но в настоящее время по целому ряду причин эта техника не имеет широкого распространения. Сейчас произведения в технике фрески если и выполняются, то технология ведения работ, и особенно с грунтами, сведена к минимуму.
Современные художники пользуются техникой росписи стен по сухой штукатурке. Об этой технике я расскажу в следующий раз. И мастер-класс для Вас проведет художник-монументалист Иванов Александр Валентинович.
Технология росписи стен
Технология росписи стен осталась практически неизменной еще с древних времен, но при этом стала намного проще благодаря инновационным видам красок и отделочных материалов.
И если в средневековье нанесение изображения на пяти квадратных метрах занимало не меньше месяца, то сегодня его вполне реально нанести за 5-7 дней. При этом современная настенная роспись абсолютно ничем не уступает по качеству изображениям древних мастеров. Она точно также не выгорает, стойка к резким перепадам температуры и механическим повреждениям.
К традиционным технологиям относятся такие техники росписи стен как:
Традиционная роспись стен не терпит применения каких-либо современных аппаратов и приспособлений, поскольку является монументальной живописью и выполняется исключительно художественными кистями. Современные технологии и техники росписи применяется не менее активно. К ним относятся:
Более детально ознакомиться как с традиционными техниками росписи стен, так и с современными можно в разделе Роспись стен. Однако какая бы техника росписи стен не применялась, основы настенной росписи остаются неизменными.
На сегодняшний день, в зависимости от требований, художниками применяются два вида основы под роспись. Традиционная основа, наиболее популярная и востребованная – это специальным образом подготовленная стена. Эту основу используют практически всегда и во всех помещениях, независимо от влажности.
Самое главное – идеально подготовленная поверхность, поскольку настенная роспись от нее неотделима. Второй вид основы — художественный холст, который в дальнейшем монтируется на стену (приклеивается), или устанавливается с подрамником в отведенное место.
Этот вид основы удобен тем, что у художника появляется возможность работать в студии или мастерской, в комфортных для него условиях. Кроме того, само изображение обретает некую мобильность, поскольку при необходимости его можно отделить от стены.
Однако у этой основы есть и недостаток – если изображение большое, то практически не удается избежать появления швов и стыков между краями холста, поскольку ширина полотна ограничена.
Подготовка стены к настенной росписи – один из самых важных моментов технологии художественной росписи стен, поскольку от этого напрямую зависит качество и долговечность изображения.
При плохо подготовленной основе рисунок может со временем вместе со шпаклевкой или штукатуркой потрескаться, осыпаться, отслоиться или изменить цвет.
В этой статье мы не будем подробно рассказывать обо всех этапах подготовки стены к росписи, поскольку более подробно об этом можно узнать из раздела Подготовка стен к росписи. Перечислим только основные моменты:
Для более понятного и наглядного представления технологии росписи стен в интерьере можно ознакомиться с приведенной ниже схемой, которая демонстрирует поэтапную подготовку стены.
Обсуждение между заказчиком и художником-дизайнером проекта настенной росписи. Кроме того, мастер «знакомиться» с интерьером помещения и предлагает подходящие, на его взгляд, варианты.После подготовительных работ начинается непосредственный процесс росписи стен, который состоит из следующих этапов:
Естественно, что помимо технологии росписи стен огромнейшее значение имеет и профессионализм художника. Ведь настенная роспись – процесс творческий и тонкий, подразумевающий маленькие хитрости и нюансы, известные только мастерам монументальной живописи.
Специалисты нашей студии по праву считаются одними из самых лучших художников монументальной живописи России, которые опытным путем изучили все тонкости настенной росписи. Но, несмотря на полученные знания, не «стоят на месте», и находятся в постоянном творческом поиске.