Что такое настоящее воспитание человека

ВОСПИТАНИЕ — что это. Цели, Виды и Принципы воспитания

Воспитание — это целенаправленный процесс воздействия со стороны воспитателя на личность воспитанника. При этом, если воспитание неэффективно, то человек может быть не приспособлен к жизни в обществе. В таком случае личность испытывает трудности в коммуникации и не может справиться с жизненными проблемами.

Цели воспитания

От целей воспитания зависит выбор его содержания, задач, методов и принципов. Конечная цель данного процесса — формирование совершенных качеств личности. Чем более идеальная модель формируется в процессе воздействия воспитателя на своего воспитанника, тем лучше результат воспитания. Процесс взаимодействия педагога и учащегося имеет свою структуру. В современной педагогике рассматриваются две концепции воспитания:

Важно! Прагматическая концепция родилась в педагогической среде в начале XX века. В обществе была известна как “школа выживания” и была обусловлена периодом революционных потрясений как в России, так и за рубежом.

Гуманистический подход в воспитании, при котором в центре оказывается человек и его таланты, стал популярен в социуме значительно позже — в 30-х годах XX в. была разработана система воспитания А. С. Макаренко.

Виды воспитания

Различают следующие виды воспитания:

Нравственное

При закладывании фундамента основ нравственности у воспитанника формируются привычки поведения, которые соответствуют нормам поведения в обществе. Важными задачами, которые решает воспитатель в ходе привития основ нравственности своему воспитаннику, являются следующие:

Физическое

Хорошая физическая подготовка вырабатывает у молодых людей качества, которые им понадобятся для успешной деятельности в будущем. Задачами воспитателя при системной физической работе с детьми и молодыми людьми будут следующие:

Трудовое

Трудовое воспитание охватывает те аспекты, которые связаны с производственной деятельностью ученика. Важным моментом в этом случае является политехническое образование. Здесь выделяются такие задачи:

В процессе обучения молодой человек знакомится с основами предпринимательской деятельности. У него развиваются технические способности, экономическое мышление.

Умственное

Результат умственного воспитания — хорошая память, развитое логическое мышление, воображение. Раскрытые таланты и дарования личности.

В этом случае важными задачами для педагога являются:

Эстетическое

Цель формирования эстетического вкуса у детей, а также приобщения человека к прекрасному в своей жизни, ставит перед воспитателем следующие задачи:

По мнению специалистов, быстрое развитие определенных качеств человека может произойти, если педагог опирается в своей работе на природные задатки ученика.

Видео: Воспитание​ детей. Что такое воспитание​?

Принципы воспитания

Основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса выражены в принципах воспитания. Ими руководствуются педагоги, решая поставленные перед ними задачи. Система воспитания опирается на следующие принципы:

Видео: 4 Этапа Воспитания Детей Согласно Тибетской Мудрости

Критерии оценки воспитанности современного человека

О воспитанности современного человека можно судить по его облику, речи, манере поведения. Также критерием оценки хорошего воспитания является умение человека действовать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, на благо других людей. При этом личность должна не только ориентироваться в правилах, идеалах и ценностях на законы современного общества, но и поступать в соответствии со своими убеждениями.

Важно! Воспитанник является не только объектом воспитательного воздействия своих педагогов, но и полноправным членом процесса воспитания в рамках отношений “ученик — учитель”, как бы долго они ни продолжались.

В заключении можно отметить, что воспитание в более широком смысле слова — это длительный процесс накопления человеком опыта, знаний, правил поведения, которые по мере зрелости личности становятся его убеждениями и моральными принципами. Познавательное видео о духовном воспитании ребенка смотрите ниже.

Источник

Эссе «Воспитать человека»

Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть фото Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть картинку Что такое настоящее воспитание человека. Картинка про Что такое настоящее воспитание человека. Фото Что такое настоящее воспитание человека Лунгу Вероника
Эссе «Воспитать человека»

«Сегодня дети – потом народ».

Человек-существо общественное, социальное, обладающее разумом и сознанием. От других существ, живущих на земле,его отличают такие качества как: прямохождение, дар речи, возможность мыслить, способность к осуществлению свободного выбора, нести ответственность за поступки, возможность производить орудия труда, огонь, и использовать их. Не известно ни одного другого существа, которое имеет высшие эмоции, традиции. Человек умеет утверждать, отрицать, считать, планировать, любит в настоящем смысле этого слова, обладает чувством юмора, осуществляет свои замыслы, воспроизводит имеющееся и создаёт что-то новое. Для того, чтобы использовать во благо себя и окружающих все качества, которыми обладает человек, его нужно обучить, передать знания и опыт предыдущих поколений. Воспитать человека.

Существует множество мнений, связанных с вопросами воспитания человека. Одни мнения можно оспаривать, с другими соглашаться, но во все времена почитались в человекетакие добродетели как: доброта, скромность, послушание, терпение, внимание, милосердие, служение Отечеству, дружелюбие и главное-любовь. Именно эти добродетели являются составляющими нравственности человека и в наши дни.Венский психиатр Бруно Беттельгейм выявил: «нравственность — не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения, это средство персонального выживания самого индивида. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека».

Что значит воспитать человека? В данном вопросе я согласна с высказыванием Л. Н.Толстого : «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитанию». Все вышеперечисленные добродетели должны подпитываться образованием. Воспитывать человека нужно с раннего детства, «когда душу и сердцу ещё легко обрабатывать», передавая добродетели через знания и личные примеры взрослых, окружающих его, в том числе педагогов. Самые близкие и родные люди для ребёнка-его семья. В наше непростое время, на плечах семьи и педагогов лежит большая ответственность за сохранение нравственности. Именно от нас зависит развитие личностных качеств ребёнка. Ведь ребёнок, вырастая во взрослого человека, получает знания в первую очередь от близких и находящихся рядом с ним людей. От нас, взрослых, и зависит каким человеком станет ребёнок в будущем, какое общество будет существовать в нашей стране и в мире в целом, где будут жить воспитанные нами дети когда сами станут взрослыми и какие знания и опыт они передадут своим детям.

Социализация ребёнка начинается в раннем возрасте с семьи и детских дошкольных учреждений. В процессе этого периода жизни у ребёнка начинает формироваться индивидуальность и личность. Начинает появляться та неповторимость его личных особенностей, которые будут отличать его от других. В этот период начинают закладываться нравственные особенности личности в «маленьком» человеке. В любых беседах с ребёнком и обсуждении различных поступков можно выделить нравственные добродетели и найти слова, чтобы объяснить ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо».

Существует великое множество литературных произведений современных и классических, музыкальных произведений и произведений искусства с помощью которых можно формировать нравственные добродетели в ребёнке, воспитывая в нём ЧЕЛОВЕКА.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Консультация для родителей «Как воспитать грамотных пешеходов» Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. Задачи: • Создавать с родителями условия для сознательного изучения детьми.

Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть фото Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть картинку Что такое настоящее воспитание человека. Картинка про Что такое настоящее воспитание человека. Фото Что такое настоящее воспитание человекаКонсультация для родителей «Как воспитать мальчика» У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек, а у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Но.

Консультация для родителей «Как воспитать мужчину» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей «Как воспитать мужчину».

Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть фото Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть картинку Что такое настоящее воспитание человека. Картинка про Что такое настоящее воспитание человека. Фото Что такое настоящее воспитание человекаКонсультация для родителей «Воспитать гражданина» Мы продолжаем себя в детях и хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшие его окружение,.

Педагогическое эссе «Как воспитать героя» В детском саду проводится месячник по патриотическому воспитанию дошкольников. На педсовете принято решение познакомить детей с людьми героических.

Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть фото Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть картинку Что такое настоящее воспитание человека. Картинка про Что такое настоящее воспитание человека. Фото Что такое настоящее воспитание человекаЭссе «Все хорошее на земле от солнца, а все доброе от рук человека» «Солнце разлито поровну, Вернее по справедливости, Вернее по стольку разлито, Кто сколько способен взять. В одного человека – поменьше,.

Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть фото Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть картинку Что такое настоящее воспитание человека. Картинка про Что такое настоящее воспитание человека. Фото Что такое настоящее воспитание человекаЭссе о роли молока в жизни человека «Пейте дети молоко — будете здоровы!» к Дню Бурёнки Попова Валентина Почему люди с древних времён ценили молоко и какую роль оно играет в жизни человека? С самого раннего детства каждый из.

Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть фото Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть картинку Что такое настоящее воспитание человека. Картинка про Что такое настоящее воспитание человека. Фото Что такое настоящее воспитание человекаЭссе «Реки и озёра в жизни человека» к Дню рек и озёр на МAAM Попова Валентина Вода- как первоисточник жизни, как наша колыбель, как живительная влага, без которой не могут жить ни люди, ни животные,.

Источник

12 признаков, что у тебя хорошее воспитание

Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть фото Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть картинку Что такое настоящее воспитание человека. Картинка про Что такое настоящее воспитание человека. Фото Что такое настоящее воспитание человека

Мы делим людей на воспитанных и невоспитанных, особо не вдаваясь в смысл этих понятий. Воспитанному человеку приписывается скромность и вежливость, отсутствие дерзости и наглости, знание этикета. Но в реальности ситуация обстоит не совсем так. Вышеперечисленные признаки не описывают воспитанного человека в полной мере: можно знать правила этикета и быть при этом грубияном, общение с которым хочется сразу свести на нет. Можно быть скромным и милым с виду, но за спиной у человека распускать про него слухи или раскрывать неприятные подробности его личной жизни. Мы составили список признаков, которые говорят о том, что у тебя действительно хорошее воспитание.

1. Ты не будешь неуважительно относиться к собеседнику

Даже если у вас ожесточённый спор — ты не позволишь себе опускаться до перехода на личности или оскорблений. Ты сохраняешь спокойствие во всех ситуациях, пытаясь мирно урегулировать любой вопрос и уважительно относиться даже к тому, к кому испытываешь неприязнь. Тебя практически невозможно вывести из себя, и окружающие недоумевают, откуда у тебя такая выдержка. На самом деле это не выдержка и не сила воли — это хорошее воспитание. Когда-то давно родители научили тебя уважительно относиться к окружающим, и ты стараешься придерживаться этого правила.

2. Ты не пройдёшь мимо человека, которому действительно нужна твоя помощь

Будь то бездомный; мама с коляской, которой нужно придержать дверь; бабушка, которая не может самостоятельно перейти через дорогу; твой коллега, запутавшийся в решении важного вопроса, — ты никогда не пройдешь мимо. Ты всегда спросишь, не нужна ли другому человеку твоя помощь, и будешь настаивать на ней, если он откажется из вежливости. Ты понимаешь, как важно относиться к окружающим с уважением и пониманием, и никогда не надеешься, что вместо тебя сможет помочь кто-то другой.

3. Ты не станешь участвовать в распространении сплетен и слухов

Ты понимаешь, что сплетни и слухи — пустая трата времени, и осознаешь, что невольные герои чужих рассказов вряд ли будут в восторге от того, что о них говорят. Поэтому ты никогда не поддерживаешь распространение ложной информации. Кроме того, ты сам не веришь в слухи и сплетни и стараешься вразумить окружающих тебя людей. Если же у тебя не получается — ты отходишь на шаг назад и смотришь на всё это действо со стороны, не участвуя в нём.

4. Ты не станешь вступать в бессмысленные споры

Большинство людей понимает, что споры — пустая трата времени, однако вступают в них, чтобы доказать, что правда на их стороне. Ты не один из них. Если ты осознаешь, что ваш диалог с собеседником превращается в отстаивание собственного мнения и попытки навязать его другому, — ты стараешься выйти из разговора. Ты не будешь терпеть в свою сторону язвительные выпады, не станешь поддерживать ругань и пытаться переделать взгляды своего собеседника. Скорее всего, ты потратишь свободное время на более важные и продуктивные дела.

5. Ты не будешь терпеть несправедливость

Любая несправедливость сильно задевает тебя. Даже если ты понимаешь, что твои шансы изменить сложившуюся ситуацию близки к нулю, ты всё же попытаешься сделать всё по совести и направить окружающих людей на истинный путь. В любом случае, ты не будешь молчать, игнорировать несправедливость и тем более поощрять её — даже если это может принести тебе пользу.

6. Ты не станешь говорить о человеке плохо

Все мы люди, у всех нас бывают плохие отношения с окружающими, все мы переживаем предательства, обиды, болезненные расставания. Но ты не считаешь, что это даёт тебе право говорить о человеке что-то негативное, рассказывать его секреты, делиться подробностями его личной жизни. Даже если твоя девушка очень некрасиво расстанется с тобой, ты никогда не позволишь себе порочить её честь и достоинство — ни в окружении друзей, ни в компании малознакомых тебе людей. Именно поэтому даже те, кому ты не нравишься, относятся к тебе с уважением.

7. Ты не будешь жаловаться на жизнь

У тебя слишком хорошее воспитание, чтобы ты мог позволить себе ныть и жаловаться на жизнь. Ты скорее промолчишь, переживёшь это в одиночку, избавишься от негативных эмоций и начнёшь делать всё, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Ты будешь делиться своими чувствами только с близкими людьми и только в том случае, если в твоей жизни произойдёт что-то по-настоящему плохое. Кстати, это и есть причина того, почему ты так не любишь людей, у которых всегда всё плохо и которые не делают ничего для того, чтобы это изменить. Ты на своём опыте убедился, что это возможно, и поэтому относишься к таким людям снисходительно и никогда не поддерживаешь их стремление занять позицию жертвы.

8. Ты не станешь применять физическую силу

То, что ты не участвуешь в драках и предпочитаешь решать конфликты словесно, не значит, что ты слабый. Наоборот, это говорит о твоей силе, характере, умении держать себя в руках. Ты с детства усвоил, что умные люди могут урегулировать любой вопрос при помощи слов, а глупцы умеют разве что размахивать кулаками.

9. Ты не будешь перекладывать ответственность за себя на кого-то другого

Ты за всё отвечаешь самостоятельно. В своих бедах ты не винишь ни государство, ни плохую погоду, ни образование, ни тем более других людей. Это показатель хорошего воспитания и главное условие для того, чтобы стать самодостаточным человеком. Все свои проблемы ты решаешь сам, по возможности избегая советов и помощи со стороны окружающих. Ты — тот самый человек, который привык отвечать за свои поступки и решения, даже если на них повлиял кто-то другой.

10. Ты не держишь обид

Как ни странно, умение прощать человека тоже может быть признаком хорошего воспитания. К тому же, этот навык сильно упрощает жизнь, лишая тебя душевного груза, негативных эмоций и напрасно испорченных отношений. Ты не станешь держать обиду на нагрубившую тебе продавщицу, опоздавшего друга, гиперзаботливых родителей или требовательного начальника. Если ты умеешь прощать — ты делаешь лучше не окружающим, а прежде всего самому себе.

11. Ты не станешь мстить человеку

Месть — это не для тебя. Ты не держишь обиды или зла на человека. Ты предпочитаешь спокойно жить дальше, развиваться, радоваться, общаться, не нагружая себя мыслями о том, как сделать своему обидчику что-то плохое. Ты сильнее своих эмоций, поэтому умеешь держать себя в руках и отпускать подобные ситуации. Это не раз помогало и будет помогать тебе в жизни. Ведь, отказываясь от мести, ты сосредотачивается на себе и направляешь свои силы в более конструктивное русло.

12. Ты не станешь оправдываться

Ты прекрасно знаешь, что оправдания нужны только тебе и никому другому. Поэтому, если ты допускаешь ошибку или обижаешь человека, ты просто извиняешься — без лишних слов. Ты не пытаешься выгородить себя, свалить свою вину на кого-то другого, не придумываешь жалостливые истории, не просишь человека учитывать внешние обстоятельства. Просто извинения, лаконичные и искренние, — и это работает лучше всего.

Источник

Воспитание благородства: секреты воспитанности академика Д. С.Лихачева

«Вос­пи­тан­ный чело­век – тот, кто хочет и умеет счи­таться с дру­гими», – счи­тал лите­ра­ту­ро­вед, фило­лог Дмит­рий Лиха­чев. Чело­век высо­кой куль­туры, сам он удив­лял собе­сед­ника доступ­но­стью и про­сто­той обращения.

Уровень – есть, воспитанности – нет?

Поня­тие вос­пи­тан­но­сти в ХХI веке всё более раз­мыто. Оно ухо­дит из нашей жизни. А ведь это довольно точ­ная вели­чина, у кото­рой есть соб­ствен­ная шкала. Неда­ром школь­ные учи­теля еще упо­треб­ляют этот непо­пу­ляр­ный тер­мин – уро­вень воспитанности.

Быть хорошо вос­пи­тан­ным и иметь при­лич­ные манеры сего­дня кажется немного стран­ным и даже ретро­град­ным. А ведь совсем недавно, в веке ХХ‑м, важно было быть не про­сто вос­пи­тан­ным, но и бла­го­род­ным.

Внут­рен­нее бла­го­род­ство – веч­ная цен­ность и сего­дня как нико­гда акту­ально – отча­сти потому что редко. Можно ли вос­пи­тать в ребёнке такое бла­го­род­ство и что для этого нужно?

Обра­тимся за отве­тами к эпи­сто­ляр­ному и про­за­и­че­скому насле­дию Дмит­рия Сер­ге­е­вича Лихачева.

Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть фото Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть картинку Что такое настоящее воспитание человека. Картинка про Что такое настоящее воспитание человека. Фото Что такое настоящее воспитание человека

Достой­ная жиз­нен­ная цель – уве­ли­чи­вать добро в мире

Чело­век, рож­ден­ный в цар­ское время и вос­пи­тан­ный в импер­ской гим­на­зии, потру­див­шийся в стране Сове­тов, Дмит­рий Сер­ге­е­вич нико­гда не пере­ста­вал учиться и вос­пи­ты­вать себя самого.

И, как пишет Д. С. Лиха­чёв, его учи­те­лями и вос­пи­та­те­лями были герои и собы­тия древ­них эпох, памят­ники род­ной исто­рии и ста­рины, древ­не­рус­ской лите­ра­туры, а также встре­чен­ные им люди и реаль­ный жиз­нен­ный опыт.

Лиха­чёв – насто­я­щий рус­ский интел­ли­гент, кото­рый есте­ственно и про­сто нес в себе цар­ствен­ное досто­ин­ство. Он не счи­тал себя веру­ю­щим, однако тек­сты, с кото­рыми он сопри­ка­сался всю жизнь, были христианскими.

Хри­сти­ан­ским же – то есть бого- и чело­ве­ко­лю­би­вым – было и его пове­де­ние, и его отно­ше­ние к окру­жа­ю­щим, мно­гие из кото­рых еще пом­нят при­меры его дей­ствен­ной помощи.

Вхо­жий в выс­шие круги совет­ского обще­ства, он был обще­до­сту­пен и демо­кра­ти­чен, прост в обхож­де­нии, забот­лив и снис­хо­ди­те­лен. Вот несколько ярких выска­зы­ва­ний Дмит­рия Сергеевича.

«Уме­ние сохра­нять досто­ин­ство, не навя­зы­ваться дру­гим со сво­ими огор­че­ни­ями, не пор­тить дру­гим настро­е­ние, быть все­гда ров­ным в обра­ще­нии с людьми, быть все­гда при­вет­ли­вым и весе­лым – насто­я­щее искусство.

Нет луч­шей “музыки в чело­веке”, чем скром­ность и уме­ние помол­чать, не выдви­гаться на пер­вое место».

“В жизни надо иметь слу­же­ние – слу­же­ние какому-то делу. Пусть это дело будет малень­ким, оно ста­нет боль­шим, если ты будешь ему верен… А в чем самая боль­шая цель жизни? Я думаю: уве­ли­чи­вать добро в окру­жа­ю­щем нас”.

«Муд­рость – это ум, соеди­нен­ный с доб­ро­той. Ум без доб­роты – хитрость».

«Надо про­жить жизнь с досто­ин­ством, чтобы не стыдно было вспом­нить. Ради досто­ин­ства жизни надо уметь отка­зы­ваться от мел­ких удо­воль­ствий и нема­лых тоже…»

«Стра­вин­ский гово­рил о В.Стасове, что он не отзы­вался плохо даже о погоде».

«Речь харак­те­ри­зует чело­века в боль­шей мере, чем даже его внеш­ность или уме­ние себя дер­жать. Совер­шен­ство­вать свой язык – гро­мад­ное удо­воль­ствие, не мень­шее, чем хорошо оде­ваться, только менее дорогое…»

«Письма о добром и прекрасном»

Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть фото Что такое настоящее воспитание человека. Смотреть картинку Что такое настоящее воспитание человека. Картинка про Что такое настоящее воспитание человека. Фото Что такое настоящее воспитание человекаАка­де­мик Д. С. Лиха­чёв, помимо науч­ных тру­дов, создал много пуб­ли­ци­сти­че­ских очер­ков, чита­тель­ская ауди­то­рия кото­рых – моло­дые люди.

«Письма о доб­ром и пре­крас­ном» – не только соб­ствен­ные мысли при­знан­ного уче­ного и писа­теля, достиг­шего в своей обла­сти боль­ших высот.

Это обоб­щен­ный Лиха­чё­вым опыт его пред­ше­ствен­ни­ков – то есть боль­шие пла­сты исто­рии, этики и фило­со­фии. И, конечно, педа­го­гики. Про­ци­ти­руем пару глав из этого акту­аль­ного произведения

Письмо тринадцатое. «О воспитанности»

Полу­чить хоро­шее вос­пи­та­ние можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое насто­я­щая воспитанность.

Я не берусь давать «рецепты» вос­пи­тан­но­сти, так как сам себя вовсе не счи­таю образ­цово вос­пи­тан­ным. Но кое-какими мыс­лями я хотел бы поде­литься с читателями.

Я убеж­ден, напри­мер, что насто­я­щая вос­пи­тан­ность про­яв­ля­ется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отно­ше­ниях со сво­ими родными.

Если муж­чина на улице про­пус­кает впе­ред себя незна­ко­мую жен­щину (даже в авто­бусе!) и даже откры­вает ей дверь, а дома не помо­жет уста­лой жене вымыть посуду, – он невос­пи­тан­ный человек.

Если со зна­ко­мыми он веж­лив, а с домаш­ними раз­дра­жа­ется по каж­дому поводу, – он невос­пи­тан­ный человек.

Если он не счи­та­ется с харак­те­ром, пси­хо­ло­гией, при­выч­ками и жела­ни­ями своих близ­ких – он невос­пи­тан­ный человек.

Если уже во взрос­лом состо­я­нии он как долж­ное при­ни­мает помощь роди­те­лей и не заме­чает, что они сами уже нуж­да­ются в помощи, – он невос­пи­тан­ный человек.

Если он громко заво­дит радио и теле­ви­зор или про­сто громко раз­го­ва­ри­вает, когда кто-то дома гото­вит уроки или читает (пусть это будут даже его малень­кие дети), – он невос­пи­тан­ный чело­век и нико­гда не сде­лает вос­пи­тан­ными своих детей.

Если он любит тру­нить (шутить) над женой или детьми, не щадя их само­лю­бия, осо­бенно при посто­рон­них, то тут уже он (изви­ните меня!) про­сто глуп.

Вос­пи­тан­ный чело­век – это тот, кто хочет и умеет счи­таться с дру­гими, это тот, кому соб­ствен­ная веж­ли­вость не только при­вычна и легка, но и приятна.

Это тот, кто в рав­ной сте­пени веж­лив и со стар­шим и с млад­шим годами и по положению.

Вос­пи­тан­ный чело­век во всех отно­ше­ниях не ведет себя «громко», эко­но­мит время дру­гих («Точ­ность – веж­ли­вость коро­лей» – гово­рит пого­ворка), строго выпол­няет дан­ные дру­гим обе­ща­ния, не важ­ни­чает, не «зади­рает нос» и все­гда один и тот же – дома, в школе, в инсти­туте, на работе, в мага­зине и в автобусе.

Чита­тель заме­тил, веро­ятно, что я обра­ща­юсь глав­ным обра­зом к муж­чине, к главе семьи. Это потому, что жен­щине дей­стви­тельно нужно усту­пать дорогу… не только в дверях.

Умная жен­щина легко пой­мет, что именно надо делать, чтобы, все­гда и с при­зна­тель­но­стью при­ни­мая от муж­чины дан­ное ей при­ро­дой право, как можно меньше застав­лять муж­чину усту­пать ей первенство.

А это гораздо труд­нее! Поэтому-то при­рода поза­бо­ти­лась, чтобы жен­щины в массе своей (я не говорю об исклю­че­ниях) были наде­лены боль­шим чув­ством такта и боль­шей при­род­ной веж­ли­во­стью, чем мужчины…

Есть много книг о «хоро­ших мане­рах». Эти книги объ­яс­няют, как дер­жать себя в обще­стве, в гостях и дома, в театре, на работе, со стар­шими и млад­шими, как гово­рить, не оскорб­ляя слуха, и оде­ваться, не оскорб­ляя зре­ние окружающих.

Но люди, к сожа­ле­нию, мало чер­пают из этих книг. Про­ис­хо­дит это, я думаю, потому, что в кни­гах о хоро­ших мане­рах редко объ­яс­ня­ется, зачем нужны хоро­шие манеры.

Кажется: иметь хоро­шие манеры фаль­шиво, скучно, ненужно. Чело­век хоро­шими мане­рами и в самом деле может при­крыть дур­ные поступки.

Да, хоро­шие манеры могут быть очень внеш­ними, но в целом хоро­шие манеры созданы опы­том мно­же­ства поко­ле­ний и зна­ме­нуют мно­го­ве­ко­вое стрем­ле­ние людей быть лучше, жить удоб­нее и красивее.

В чем же дело? Что лежит в основе руко­вод­ства для при­об­ре­те­ния хоро­ших манер? Про­стое ли это собра­ние пра­вил, «рецеп­тов» пове­де­ния, настав­ле­ний, кото­рые трудно запом­нить все?

В основе всех хоро­ших манер лежит забота – забота о том, чтобы чело­век не мешал чело­веку, чтобы все вме­сте чув­ство­вали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу.

Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех слу­чаях и воз­можно. Напри­мер, за сто­лом во время еды.

Поэтому не надо чав­кать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втя­ги­вать в себя суп, громко гово­рить за обе­дом или гово­рить с наби­тым ртом, чтобы у сосе­дей не было опасений.

И не надо класть локти на стол опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно оде­тым надо потому, что в этом ска­зы­ва­ется ува­же­ние к дру­гим – к гостям, к хозя­е­вам или про­сто к про­хо­жим: на вас не должно быть про­тивно смотреть.

Не надо утом­лять сосе­дей бес­пре­рыв­ными шут­ками, остро­тами и анек­до­тами, осо­бенно такими, кото­рые уже были кем-то рас­ска­заны вашим слу­ша­те­лям. Этим вы ста­вите слу­ша­те­лей в нелов­кое положение.

Ста­рай­тесь не только сами раз­вле­кать дру­гих, но и поз­во­ляйте дру­гим что-то рас­ска­зать. Манеры, одежда, походка, все пове­де­ние должно быть сдер­жан­ным и… кра­си­вым. Ибо любая кра­сота не утом­ляет. Она «соци­альна».

И в так назы­ва­е­мых хоро­ших мане­рах есть все­гда глу­бо­кий смысл. Не думайте, что хоро­шие манеры – это только манеры, то есть нечто поверх­ност­ное. Своим пове­де­нием вы выяв­ля­ете свою суть.

Вос­пи­ты­вать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выра­жа­ется в мане­рах, береж­ное отно­ше­ние к миру: к обще­ству, к при­роде, к живот­ным и пти­цам, к рас­те­ниям, к кра­соте мест­но­сти, к про­шлому тех мест, где живешь, и т.д.

Надо не запо­ми­нать сотни пра­вил, а запом­нить одно – необ­хо­ди­мость ува­жи­тель­ного отно­ше­ния к дру­гим. А если у вас будет это и еще немного наход­чи­во­сти, то манеры сами при­дут к вам или, лучше ска­зать, при­дет память на пра­вила хоро­шего пове­де­ния, жела­ние и уме­ние их применить.

Письмо двадцать восьмое. «Быть вместе»

Меня часто спра­ши­вают, почему в быту совер­шенно исче­зают рус­ские игры. Лапта, горелки, городки или рюхи?

Слож­ный вопрос. Исче­зают не только рус­ские игры, исче­зают игры вообще. Они заме­ня­ются тан­цами или тем, что назы­ва­ется танцами.

А между тем игры очень важны в вос­пи­та­тель­ном отношении.

Игра – будь это лапта, волей­бол, горелки или еще какая-нибудь – вос­пи­ты­вает соци­аль­ность, она вос­пи­ты­вает уме­ние дер­жаться вме­сте, играть вме­сте, ощу­щать парт­нера, ощу­щать противника.

Это очень важ­ная вос­пи­та­тель­ная вещь – игра.

Игры должны быть воз­рож­дены в нашей жизни. Потому что я уже не вижу, чтобы играли, ска­жем, в кро­кет. А кро­кет – важ­ная игра, потому что в кро­кет играют и взрос­лые, и дети, это обще­ние взрос­лых и детей. Это важно.

Дома заняты тем, что смот­рят теле­ви­зор. Вот тут теле­ви­зор ока­зы­ва­ется серьез­ным кон­ку­рен­том. А раньше играли в циф­ро­вое лото, играли дети, играли взрос­лые, и это слу­жило обще­нию взрос­лых и детей, это был один из момен­тов, очень важ­ный в вос­пи­та­тель­ном отношении.

Но не только лото, суще­ство­вали раз­ные игры, в кото­рых при­ни­мала уча­стие вся семья. Так же, как, ска­жем, вся семья на Севере где-нибудь при­ни­мала уча­стие в пении хоро­вых народ­ных песен.

Это важ­ный момент, потому что хор, он не только достав­ляет эсте­ти­че­ское удо­воль­ствие, он нрав­ственно орга­ни­зует семью, нрав­ственно орга­ни­зует обще­ство, собрав­ше­еся где-то в деревне, в зим­нюю пору, при вьюге снежной.

Поют – люди обща­ются этим спо­со­бом друг с дру­гом, они всту­пают в кон­такт. А как мало у нас сей­час кон­так­тов между людьми!

Они очень важны, непо­сред­ствен­ные кон­такты, кон­такты инту­и­тив­ные, кото­рые вот в играх, в хоро­вом пении, в музыке организовывались.

Поэтому на эту сто­рону нашего быта, на то, что ухо­дят из нашего быта игры, надо обра­тить вни­ма­ние педа­го­ги­че­ским организациям.

И не сде­лать ли уроки физ­куль­туры в наших шко­лах игро­выми? Это давало бы одно­вре­менно и физи­че­ское раз­ви­тие, и нрав­ствен­ное, и объ­еди­няло бы класс».

Пуб­ли­ка­цию отрыв­ков глав этого сочи­не­ния хоте­лось бы завер­шить ещё одной вес­кой цита­той Дмит­рия Сергеевича:

«Любить свою семью, свои впе­чат­ле­ния дет­ства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою куль­туру и язык, весь зем­ной шар необ­хо­димо, совер­шенно необ­хо­димо для нрав­ствен­ной осёд­ло­сти человека».

Всту­пи­тель­ная ста­тья Вален­тины Киденко (по мате­ри­а­лам СМИ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *