Что такое настоящие слова в русском языке 4 класс
При выборе различных тем сочинений стоит учитывать не только его жанр. Основным помощником в этом деле является основная тема, или мысль. Именно по ней выбирается структура текста и стиль написания сочинения. Но на чем строится основная мысль? Опорные слова — это основа всех основ. Очень важно помочь детям разобраться, что это такое.
Что такое опорные слова
Это главная основа всего текста. Так звучит теория. На практике же объяснить одним предложением, что такое опорное слово в русском языке, не получится. Чаще всего для точной передачи мысли необходимо использовать несколько опорных слов, называемых также ключевыми. Само название показывает, что данные слова призваны помочь определить главный смысл сочинения. Именно их используют в роли фундамента любого текста.
Еще одна важная функция опорных слов — это определение порядка важности тех или иных мыслей и предложений. С их помощью можно понять, на что обращать внимание в первую очередь при написании сочинения.
Разобраться, что такое опорные слова, поможет определение фраз, без которых в тексте нельзя было бы обойтись. Если исключить их из сочинения, уйдет и смысл. Текст без опорных слов — это блуждание около темы без попадания в суть вопроса. И наоборот, если из сочинения убрать все описательные, вставные и уточняющие слова, останутся только опорные.
Вам будет интересно: Лейденский университет. История и современность
Объяснение ребенку темы простым языком
Чем меньшего возраста ученик, тем проще нужно излагать для него тему. Проблема в том, что многие взрослые сами не до конца понимают, что такое опорные слова и как найти их в тексте. При таком раскладе предстоящее объяснение кажется еще более неподъемной задачей. Разобрать со школьником тему можно в два основных этапа:
Когда школьник упражняется с ключевыми словами, то начинает понимать методы избегания смысловых повторов, создания благозвучных сочинений. Лучше реальных примеров в этом вопросе нет ничего. Только на практике ребенок сможет до конца прочувствовать тему.
Готовый алгоритм поиска ключевых слов
Чтобы понять данную тему, ребенку не хватит одной теории. Чем больше реальных текстов он изучит, тем проще сможет находить ключики в будущем.
Для подобной работы с ребенком можно использовать готовую последовательность действий, проверенную опытными преподавателями:
Опорные слова для определения падежей
Есть в русском языке одна загвоздка на тему опорных слов: так называют не только главные фразы текста. Важно не перепутать, ведь второй вариант служит для помощи в склонении по падежам.
Вопрос может возникнуть в том случае, если ударение приходится не на последний слог. Опорные слова помогут избежать заучивания всех окончаний на память. Чтобы решить вопрос, необходимо только найти слово того же склонения, что и спорное, но с ударным последним слогом. После определения с окончанием, та же самая задача ставится и для проблемного слова.
Например, дано спорное слово “железо”, которое необходимо поставить в дательном падеже. Для решения задачи можно воспользоваться планом действий:
Заключение
Не все вопросы легко объяснить ребенку. Однако приложив немного усилий и фантазии, можно будет порадоваться успехам школьника.
Особенно трудно может быть заинтересовать юный ум, ведь в этом возрасте больше желания играть, чем учиться. Превратив процесс обучения в игру, можно добиться расположения ребенка и его внимания. Если занятия будут для ребенка интересными, он быстро усвоит, что опорные слова — это главный ключик от текста.
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Что может рассказать слово
Они окружают нас с первого дня жизни, но давайте подумаем, что могут вообще обозначать слова?
Собственные и нарицательные имена существительные
Наверное, каждый человек, узнавая новые слова задумывается, как они получились и почему они были названы именно так. Иногда значение слова можно понять буквально, например, гриб подосиновик назван так потому, что растёт под осиной. Иногда необходимо обратиться к словарю или истории, чтобы ответить на этот вопрос.
Название и имена даются людьми по своему желанию или по решению ответственной группы людей, если речь идёт о городе или реке. Практически всегда можно проследить кто и почему дал именно это название. А вот слова нарицательные появились в языке давно, и у них нет конкретного автора, они зародились ещё в древние времена. Современные ученые могут только догадываться, почему некоторые предметы, животные называются так или иначе.
Существует такое явление как имена собственные, ставшие нарицательными. Например, названия месяцев август и июль произошли от римских императоров Октавиана Августа и Юлия Цезаря. Всем известная бумага ватман была названа по имени промышленника Джорджа Ватмана
Слова с несколькими значениями
Итак, слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Если подумать, то окажется, что все существующие значения имеют похожее между собой, что-то общее. Например, грибная шляпка и шляпа, которую человек надевает на голову немного похожи внешне и надеваются сверху.
Но при этом в языке присутствуют и однозначные слова, которые имеют одно единственное значение. Например, слово «ветер» обозначает именно поток воздуха.
Важно понимать, что многозначные слова совершенно одинаково пишутся и звучат, всегда относятся к одной части речи. Именно по этому признаку различаются между собой многозначные слова и омонимы.
Однако не всегда слова, имеющие несколько значений, называются многозначными словами.
Такие слова, обогащающие речь и позволяющие описывать одно и то же явление или признак с разных сторон, называют синонимами.
В русском языке можно встретить не только слова синонимы, но и фразеологизмы-синонимы. В таком случае сразу несколько словосочетаний имеют близкое значение.
Например, слово «быстро» иначе можно передать в следующих фразеологизмах: со всех ног, во всю мочь, сломя голову, во все лопатки, в мгновение ока. Все эти фразеологизмы могут считаться синонимами между собой.
Прочитайте следующие пословицы и попробуйте определить антонимы в каждой из них:
Сравните свои ответы с таблицей:
Такие слова, имеющие противоположное значение, называются антонимами. Они отражают различную характеристику одного и того же явления, действия, признака, качества, состояния.
Есть несколько видов антонимов:
Итак, что такое антонимы, краткое определение – слова означающие противоположности.
К некоторым словам невозможно подобрать антонимы, например: книга, школа. Ученые составили также и словарь антонимов, чтобы писатели журналисты могли составлять красивые тексты.
Устойчивые сочетания слов
Встречаются такие устойчивые словосочетания, когда одно слово словно притягивает другое и никак не может без него звучать. Услышав одну часть, сразу приходит на ум другая.
Устойчивыми сочетания слов называются потому, что слова в них невозможно переставить или изменить их форму без потери значения. Почти все фразеологизмы и устойчивые выражения внесены в словари.
Тематические группы слов
Слова в русском языке поделены на группы примерно так, как ученики в школе поделены на классы. У каждой группы есть признак, по которому они объединяются, общая характеристика или тема.
Каждое слово имеет свое индивидуальное и обобщенное понятие. Проще говоря, каждое слово можно рассматривать как некий конкретный предмет, признак, так и часть определённой группы. Для примера можно взять слово «парта». Если это слово сказано просто так, то парту можно отнести к школьной мебели или мебели вообще. Но если учитель попросил детей сесть за парту, то она становится конкретным предметом, имеющим цвет, размер. А вот слова, у которых несколько значений могут одновременно относиться к разным тематическим группам.
Таким образом, тематические группы объединяют самые разные слова по неким общим признакам или связи с одним большим групповым словом. Так к слову «транспорт» будет относиться машина, автобус, мотоцикл, трамвай.
Иногда внутри одного большого понятия можно выделить несколько тематических групп. Например, у слова «художественное искусство» есть подгруппы: предметы рисования, действия художника, инструменты для рисования.
В русском языке существуют и тематические группы заимствованных слов, например, из групп продукты питания (майонез, оливье, салями)
Опорные слова
Всего получено оценок: 125.
Всего получено оценок: 125.
Чтобы передать содержание текста и его основную мысль, часто используются опорные слова. В данной статье, предназначенной для подготовки учеников 4 класса, рассмотрим, что такое опорные слова и с какой целью они используются, а также приведем конкретные примеры опорных слов.
Определение
Опорные слова – это слова текста, в которых заключен смысл всего высказывания.
Опорные слова часто называют ключевыми словами.
Функции
Опорные слова в русском языке выполняют определенные функции.
Они помогают человеку понять, о чем говорится в том или ином тексте.
Опорные слова передают самые важные элементы текста; если из текста убрать опорные слова, то текст потеряет весь смысл.
Видя опорные слова, человек понимает тему высказывания. Здесь выражается главная мысль всего текста.
Через опорные слова можно показать то, о ком или о чем будет идти речь в тексте, какие действия будет выполнять субъект.
Опорные слова помогают определить хронологию событий. Опорные слова помогают кратко и лаконично передать сюжет всего текста, не обращая внимание на разнообразные детали.
Опорные слова по прочитанному тексту помогают читателю вспомнить героев произведения и последовательность эпизодов. В этом плане опорные слова имеют ту же цель, что и краткое содержание текста.
Примеры
Опорными словами к сказке Ш. Перро «Красная шапочка» могут служить «Красная шапочка», «бабушка», «пирожок», «волк», «дровосеки». Данные слова указывают на главных героев сказки (Красная шапочка, бабушка, волк), на сюжетную основу (Красная шапочка отправилась к бабушке, чтобы отдать ей пирожки). Опорное слово «дровосеки» помогает читателям вспомнить финал сказки, где дровосеки спасли Красную шапочку и бабушку от волка, распоров ему живот.
Если предложить человеку отгадать литературное произведение по опорным словам «мачеха», «сестры», «крестная», «бал», «принц», «туфелька», то он сразу же ответит, что перед ним сюжет сказки Ш. Перро «Золушка».
Что мы узнали?
Опорные (ключевые) слова – это слова текста, в которых заключен смысл всего высказывания. Опорные слова, передающие самые важные элементы текста, помогают понять, о чем говорится в тексте. С помощью опорных слов можно понять тему текста и его главную мысль, определить хронологию событий. Опорные слова не акцентируют внимание на деталях, они кратко и лаконично передают сюжет, указывают на персонажей и их действия.
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Что такое текст?
Текст в русском языке – это несколько предложений, объединенные одной темой. Предложения в тексте связаны по смыслу. Он имеет тему, основную мысль и смысловую законченность. Состоит из нескольких частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть текста начинается с красной строки.
Выделяют типы текста, опираясь на содержание:
Повествование – показывает действие, происходящее постепенно, с последовательностью. Действия связаны друг с другом. Повествование ведется от первого и от третьего лица. Этот тип имеет завязку, развитие действия и развязку. В тексте преобладает часть речи – глагол. К тексту задаются вопросы «что?», «где?», «когда?», «что случилось?», «где и с кем произошло?».
Сегодня – суббота! Это значит, что не надо идти в школу, можно отдыхать. Мы с мамой и папой пойдем в зоопарк смотреть на разных зверей: слонов, жирафов, бегемотов, львов. Потом пойдем в детское кафе есть мороженое и пить лимонад. По возвращении домой вместе будем смотреть мультфильмы.
В данном тексте видно, что действия происходят последовательно.
Осень! Яркая разноцветная пора года. Деревья стоят в прекрасных одеяниях. Желтые, красные, зеленые листья радуют наш глаз. Солнышко светит, но его лучики становятся менее теплыми и ласковыми.
Текст описывает, характеризует осень как разноцветную пору года.
Что такое текст-рассуждение? В рассуждении выражается личное мнение автора, объясняются явления. Текст-рассуждение ставит задачу что-то доказать, убедить, объяснить. Для рассуждения характерны слова: во-первых, если, то, поэтому.
Рассуждение делится на виды:
Я получил двойку по математике. Что будет, если я расскажу родителям? Будут ругать, не разрешат играть в игрушки, есть конфеты и смотреть телевизор. А если я промолчу и не расскажу о зловещей двойке? Думаю, что они все равно узнают, тайное всегда становится явным. Они обидятся на меня за то, что я им соврал. Лучше сказать правду.
Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте
Предложения в тексте связаны по смыслу. Смысловая связь предложений в тексте важна, если бы в текст входили абсолютно разные предложения, он был бы непонятен и тяжело бы воспринимался.
Виды смысловой связи предложений в тексте:
Цепная связь – новое предложение дополняет предыдущее. Автор выражает мысли последовательно. Информация из первого предложения развивается во втором, из второго в третьем.
Не обижай, мой юный товарищ, книгу! Она друг и соратник на всю жизнь. В ней ты найдешь ответы на интересующие вопросы.
Параллельная связь – предложения не зависят друг от друга, но объединены общим высказыванием.
Наступило утро. Город просыпается, солнышко поднимается высоко-высоко. Слышны голоса людей и пение птичек.
Первое предложение является общей темой для последующих предложений.
Помимо смысловой связи, существует грамматическая связь в предложениях. Она означает, что формы слов зависят друг от друга. Слова в предложениях текста, должны согласовываться, в этом помогают местоимения, предлоги, союзы.
Я с нетерпеньем жду, когда мы поставим елку. Она будет пышная, красивая и нарядная.
Без смысловой и грамматической связи предложений текст не сможет существовать, его невозможно создать.
Что такое заголовок текста
Я мечтал о футбольном мяче. У мальчишек со двора были мячи, а у меня нет. Они, конечно, давали играть, но с наступлением вечера хозяева забирали мячи домой. Мама пообещала, если я буду хорошо учиться, она исполнит мою мечту. Я хорошо учился, домой приносил пятерки и помогал маме по дому. И вот, наступил день, когда мама принесла домой мяч. Он был красивый, большой и, самое главное, мой. Я обнял маму, поблагодарил и быстро выбежал на улицу похвастаться ребятам. У меня теперь есть свой мяч.
Составление текста
Для развития речевой деятельности, для формирования мышления человек должен уметь думать, развивать мысли, использовать воображение и с их помощью составлять тексты.
Есть несколько типов составления текста:
1) составление текста по рисунку;
2) составление текста на заданную тему;
3) составление текста по данному началу и концу;
4) составление текста по опорным словам.
Составление текста по рисунку
Часто в школьных учебниках встречается задание: «Рассмотри рисунок и составь по нему текст». Составить текст по рисунку легче, чем на заданную тему или по опорным словам. Так как мы можем рассмотреть подробные детали в картине и описать их в тексте.
Чтобы составить текст по рисунку, надо следовать пунктам:
Заяц
С давних пор считается, что зайцы – трусливые животные, слабые и беззащитные. Есть поговорка «Трусливая душа», так говорят о человеке, который всего боится. Действительно, заяц считается слабым среди лесных зверей. Но они очень шустрые. Редко волк или лисица догоняют зайца, он очень быстро бежит, а маленький размер позволяет укрыться в норке, куда волк и лисица не смогут забраться. Заяц слабый, но очень проворный.
Составление текста на заданную тему
Составить текст на тему сложнее, чем составить текст по рисунку, так как нельзя увидеть изображение событий, людей, предметов, красок. В составлении текста значительную роль играет наша фантазия и воображение.
Чтобы составить текст на заданную тему, надо следовать пунктам:
1. Подумай, что несет в себе заданная тема;
2. Подумай с чего можно начать, написать вступление;
Тема «Друзья»
Составление текста по данным началу и концу
Составление текста по данному началу и концу является сложным видом, в этом случае важно не только использовать воображение, но и понять автора уже начатого текста, что он хотел донести до читателя, суметь развить его мысль.
Чтобы составить текст по данным началу и концу, надо следовать алгоритму действий:
«Манная каша»
Начало: Мама заставила меня есть манную кашу. Я ее не любил, но мама сказала, что …
Конец: … Я попросил прощения и был наказан. Все тайное всегда становится явным.
Мама заставила меня, есть манную кашу. Я ее не любил, но мама сказала, что если я съем кашу, то мы пойдем в цирк. В цирк я хотел, а кашу есть не было желания. Я решил, пока мама не видит вылить кашу в окно. Онаникому не помешает. И мама довольна и я пойду в цирк. Как только я это сделал, раздался звонок и в двери появился милиционер, с гражданином, у которого на шляпе была моя каша. Все сразу же открылось. Я попросил прощения и был наказан. Все тайное, всегда становится явным.
Составление текста по опорным словам
Опорные слова: Новый Год, елка, игрушки, звезда, подарки.
Пышная красавица
В преддверии Нового Года папа принес домой елку. Мы с сестрой достали игрушки, которые хранились на чердаке и начали наряжать елку. Пышная и нарядная красавица получилась. Вверху сияла красная звезда. Под елкой деду Морозу будет радостно оставлять подарки.
Словарное слово: ворона
Что такое словарные слова? Словарные слова – это слова, правописание которых нельзя проверить правилом.
Проверяются эти слова орфографическим словарем. Слово, которое мы запишем в словарик «Орфограммка», мой юный товарищ, будет ворона.
Обязательно подчеркни букву, в которой можно сделать ошибку.
Для закрепления материала, выполни эти задания и реши тест после урока:
1. Дай заголовок тексту
После школы я зашел в булочную за хлебом. Продавщица, всегда радостная и веселая тетя Маша, была расстроена, не похожа на себя. Когда она подавала хлеб, я сказал:
Тетя Маша засветилась, словно звездочка, я удивился, ведь я ничего не сделал.
— Тетя Маша, почему вы улыбаетесь?
— Василек, ты единственный сегодня сказал мне доброе слово.
— Спасибо! – ответила тетя Маша
Я понял как важно говорить добрые слова.
2. Составь текст по рисунку
3. Составь текст на тему «Утро в лесу»
4. Составь текст по началу и концу
Начало: Со мной случилась неприятность. По дороге в школу я встретил Борьку, и он предложил ….
Конец: Больше я не соглашусь на Борькины выдумки.
5. Составь текст по опорным словам: море, пляж, волна, солнце, крем, мороженое, лимонад, шляпа, воздушный шар.
1. Пример: «Добрые слова»
2. Пример: Выпал снег. Во двор вышли все ребята. Самое время лепить снеговика. Целых два часа мы лепили снежные комки, делали снеговику глаза, нос, пуговицы. Получился большой, красивый, замечательный снеговик.
3. Пример: Как прекрасно утро в лесу. На травеи деревьях появляется утренняя роса. От лучей яркого солнышка просыпаются звери, начинают петь птицы, журчат ручьи. Все готовятся к новому дню.
4. Пример: Со мной случилась неприятность. По дороге в школу я встретил Борьку, и он предложил вместо уроков пойти запускать воздушного змея. Я, недолго думая, согласился. Мы пришли на наше место и запустили змея. Он летел так красиво и легко, будто птица. Но вдруг, змей зацепился за дерево. Я полез его доставать, потому что Борька боялся высоты. Змея я достал и к тому же порвал штаны. Теперь надо будет объяснять маме, что со мной приключилось. Больше я не соглашусь на Борькины выдумки.
5. Пример: На каникулах моя семья поехала на море. Сколько всего интересного ждало нас на отдыхе. Мы загорали на пляже, а чтобы солнце не обожгло наше тело, пользовались кремом от загара и надевали шляпы; купались в море, иногда были большие волны; ели мороженое и пили лимонад. В последний день мы полетали на воздушном шаре. Было весело и интересно.
Памятки по русскому языку 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имя существительное называет предметы в широком смысле слова. К существительным относятся:
1) конкретные предметы (дверь, окно);
2) живые существа (человек, птица, зверь);
3) явление природы (слякоть, снег, ветер);
4) события (праздник, поход);
5) процесс действия (бег, рост);
5) абстрактные понятия (доброта, дружба)
отвечают на вопрос кто?
отвечают на вопрос что?
называют живые предметы
называют неживые предметы
Например: кошка, человек.
Например: камень, солнце.
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений.
Остальные имена существительные.
пишутся с заглавной буквы.
пишутся с маленькой буквы.
Например: Москва, Волга, Алиса.
Например: город, река, девочка.
3.Имена существительные бывают трёх родов:
Например: машина, Аня.
Например: окно, животное.
ЗАПОМНИ! Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: жуки – жук (м.р.)
3. Имена существительные изменяются по числам.
множественное число (мн.ч.)
обозначает один предмет
обозначает два или несколько предметов
Например: цветок, собака.
Например: цветы, собаки.
ЗАПОМНИ! Имена существительные, имеющие только множественное число:
Каникулы, грабли, сливки, брюки, вес,. ворота, деньги, дети, люди, ножницы, очки, сани, духи, консервы, часы, сутки.
Имена существительные, имеющие только единственное число:
Мебель, охота, масло, мясо, молоко, одежда, обувь, посуда, беготня, лук, пюре, сахар, соль, мёд, картофель, небо, пение, поэзия, творчество, лирика, юмор, погода, метро, радио, ловкость, клубника, крапива, кукуруза, крыжовник, морковь, здоровье, верность, любовь, ненависть, кофе.
А так же слова среднего рода иностранного происхождения метро, кино, кашне, пальто, радио и др.
5.Имена существительные бывают трёх склонений:
Например: дядя, поляна
Например: конь, утро
Например: сирень, мышь
6. Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
Например: мышь, брошь
Например: ключ, много туч
7. Существительные изменяются по падежам.
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.
Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
с, от, до, из, без, у, для, около, вокруг
в, на, за, под, через, про, сквозь
с, за, под, перед, над
ЗАПОМНИ! Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении подлежащим, стоит в именительном падеже.
Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении второстепенным членом, стоит в винительном падеже.
Алгоритм написания безударного окончания имени существительного.
1. Поставить имя существительное в форму именительного падежа (начальную форму):
2. Определить склонение: ж.р., окончание –а, следовательно, склонение 1-е.
3. Найти проверочное слово: существительное того же склонения с ударным окончанием:
Например: луна. (1 скл: луна, земля 2 скл: конь 3 скл: степь)
4. Подставить проверочное слово в словосочетание на место проверяемого слова:
Например: сидит на луне.
5.Написать в проверяемом слове ту же букву. Что и в проверочном:
Например: сидит на берёзе.
Окончания имён существительных.
землями, слонами, рожью
о землях, о слонах, о ржи
Морфологический разбор имени существительного.
1. Определить часть речи.
2. Указать начальную форму (единственное число, именительный падеж).
3. Указать постоянные признаки:
а) одушевлённое или неодушевлённое;
б) собственное или нарицательное;
4. Указать непостоянные признаки:
5. Указать смысловой вопрос, который задаём к имени существительному. Определить, каким членом предложения является имя существительное.
На доске писали мелом.
1. Писали (на чём?) на доске – сущ.
3. Неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл., ед.ч., П.п.
4. Писали (где?) на доске – обстоятельство.
Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным.
По родам имена прилагательные изменяются только в единственном числе.
Свитер (какой?) большой, вязаный, синий
Кофта (какая?) вязаная, синяя
Платье (какое?) вязаное, синее
Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, к которому оно относится.
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
ПРИМЕРЫ (МУЖСКОЙ РОД)
ПРИМЕРЫ (СРЕДНИЙ РОД)
Стул (какой?) мягкий деревянный большой
Молоко (какое?) свежее вкусное
Стула (какого?) мягкого деревянного
Молока (какого?) свежего вкусного
Стулу (какому?) деревянному
Молоку (какому) свежему вкусному
с одуш. сущ. – по Р.п., с неодуш. сущ. – по И.п.
Молоко (какое?) см. И.п.
Стулом (каким?) деревянным большим
Молоком (каким?) свежим вкусным
О стуле (каком?) деревянном большом
О молоке (каком?) свежем вкусном
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе
Стена (какая?) высокая
Стены (какой?) высокой
Стене (какой?) высокой
Стену (какую?) высокую
Стеной (какой?) высокой
О стене (какой?) высокой
Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.
Склонение имён прилагательных во множественном числе
Глаза, лица (какие?) выразительные
Глаз, лиц (каких?) выразительных
Глазам, лицам (каким?) выразительным
с одуш. сущ. – по Р.п., с неодуш. сущ. – по И.п.
Глаза, лица (какие?) выразительные
Глазами, лицами (какими?) выразительными
О глазах, лицах (каких) выразительных
Морфологический разбор имени прилагательного.
2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
3. Непостоянные признаки:
4. Роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
1.(Из) душной (какой?) – прилаг.
Глагол
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (идти, брать, хвалить, сделать).
Неопределённая форма (н.ф.) – это начальная форма глагола.
В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.
· совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения (решить, прочесть, спеть, запеть);
· несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).
Глаголы изменяются по временам. Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, а глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам.
· Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).
Глаголы прошедшего времени имеют суффикс – Л : стоял, осветило, задумалась.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам, принимая соответствующие окончания: решил – решила, решило; отцвёл – отцвела, отцвело.
· Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).
· Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают? что буду делать? что будешь делать? и т.д.
Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).
Формы будущего времени
· простая (от глаголов совершенного вида: увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят).
· сложная (от глаголов несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать).
Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.
Спрягаются глаголы только настоящего и будущего времени.
1л. я читаю, говорю мы читаем, говорим
2л. ты читаешь, говоришь вы читаете, говорите
3л. он (она,оно) читает, говорит они читают, говорят
Выделяют 2 спряжения глагола :
Глаголы – исключения : брить, стелить
1 л. у ( ю) ем (ём) 1 л. у ( ю) им
2 л. ешь (ёшь) ете (ёте) 2 л. ишь ите
3 л. ет (ёт) ут (ют) 3 л. ит ат (ят)
Алгоритм определения спряжения глагола