Что такое наценка в общественном питании

НАЦЕНКА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Смотреть что такое «НАЦЕНКА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» в других словарях:

НАЦЕНКА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ — наценка, устанавливаемая на продукцию собственного производства в процентах к различным ценам и представляющая собой добавленную стоимость предприятия общественного питания … Большой бухгалтерский словарь

НАЦЕНКА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ — наценка, устанавливаемая на продукцию собственного производства в процентах к различным ценам и представляющая собой добавленную стоимость предприятия общественного питания … Большой экономический словарь

НАЦЕНКА, ТОРГОВАЯ — добавленная стоимость к покупной цене товара, предназначенная для возмещения торговых расходов (издержек обращения), получения прибыли и уплаты косвенных налогов. На снабженческих, сбытовых и торговых предприятиях товары учитываются на счете… … Большой бухгалтерский словарь

ТАРИФЫ И ЦЕНЫ НА УСЛУГИ — плата, взимаемая с населения, предприятий и организаций за пользование услугами. Различают: тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, к рая взимается трансп. орг циями с отправителей грузов и… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Цена — (Price) Определение понятия цены (стоимости) и стоимости товара Информация о понятих цены, стоимости товаров, рыночной и закупочных цен, цене производства Содержание (Price) — фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество … Энциклопедия инвестора

Выручка — (Revenue) Выручка результат деятельности предприятия за определённый период, выраженный в денежном эквиваленте Понятие выручки, её основные формы, расчёт выручки,выручка в бухгалтерском учёте,отличие выручки от прибыли Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Розничная торговля — (Retail) Определение розничной торговли, виды торговых предприятий Информация об определении розничной торговли, виды торговых предприятий Содержание Содержание Природа и значение Виды розничных торговых Предлагаемый товарный Относительное… … Энциклопедия инвестора

Товарный дефицит в СССР — Товарный дефицит в тех или иных сферах был характерен для определённых периодов в истории существования СССР и сформировал «экономику продавца» производители и система торговли в условиях планового хозяйствования (отсутствие конкуренции… … Википедия

Лимит — (Limit) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Лимитирование банковских операций Позиционные Объемные лимиты Лимиты на характеристики позиций, на взвешенный объем Структурные лимиты (долевые лимиты, лимиты концентрации) Лимиты… … Энциклопедия инвестора

Источник

Наценка в общепите

Что такое наценка в общественном питании. Смотреть фото Что такое наценка в общественном питании. Смотреть картинку Что такое наценка в общественном питании. Картинка про Что такое наценка в общественном питании. Фото Что такое наценка в общественном питании

На рентабельность любого заведения общественного питания влияет множество факторов и одним из них является наценка на блюда, представленные в меню. Цены на позиции в меню должны быть привлекательными для гостей заведения и выгодными для самого общепита. Чтобы получить такой баланс, необходимо правильно рассчитать наценку на каждое блюдо и своевременно вносить изменения в меню.

Что такое наценка в общепите, как она выполняется, а также в чем ее особенности, разберемся в этой статье.

Что такое наценка в общепите

Во всех заведениях общественного питания продукты учитываются по учетным ценам.

В свою очередь учетная цена формируется из закупочной цены продуктов, транспортных расходов, а также затрат на погрузочно-разгрузочные работы. Изначально составляется учетная цена, но товары или готовые блюда не могут продаваться по ней, так как в расчет не взяты другие затраты. Например: заработная плата рабочим, налоги, обязательные коммунальные платежи. Все эти расходы учитываются при составлении плановой калькуляции, которая позволяет определить процент наценки и установить продажную цену блюд в общепите.

Наценка — разница между ценой закупки товара и стоимостью его реализации. Наценка позволяет не только получить прибыль от продажи блюда, но и полностью покрыть все расходы предприятия. Если наценка рассчитана неправильно, то предприятие общепита будет работать без прибыли и в скором времени уйдет в минус. Наценка блюд является процентным соотношением от его себестоимости.

Расчет себестоимости блюда включает в себя:

Важно: При расчете себестоимости блюда важно обращать внимание на цены сырья и продуктов, так как эта цифра часто меняется и использовать один и тот же показатель нельзя, так как данные будут неактуальными.

Для каждого блюда наценка рассчитывается индивидуально и с учетом его рецептуры. В первую очередь делают расчет стоимости сырья на 100 одинаковых блюд, а потом на 1 блюдо.

Чтобы определить наценку используют следующую формулу:

(цена продажи – себестоимость)/себестоимость * 100%.

На практике это работает так: у вас есть салат Цезарь. Одна порция Цезарь стоит 400 рублей, а его себестоимость обходится в 100р. Тогда получаем (400-100)/100*100%=300%. Таким образом наценка составила 300% или 3 себестоимости.

Как нужно правильно делать наценку на товар

Что такое наценка в общественном питании. Смотреть фото Что такое наценка в общественном питании. Смотреть картинку Что такое наценка в общественном питании. Картинка про Что такое наценка в общественном питании. Фото Что такое наценка в общественном питании

Каждый продавец хочет продать свой товар как можно дороже. Разница между закупочной ценой товара и его продажной стоимостью является торговой наценкой. Закупочная цена и продажная должны быть разными, так как кроме закупки предприниматель тратиться на транспортировку, персонал и несет другие расходы. Без торговой наценки общепит будет работать в убыток. Но, какой должна быть величина торговой наценки, чтобы предприятие получало прибыль, а клиенты не пугались цен?

На определение торговой наценки влияет множество факторов:

На сегодняшний день законодательство РФ не устанавливает максимальные цены на каждую группу товара, а это значит, что каждое предприятие ставит свою наценку. Но, необходимо учитывать, что если ваши товары уже есть у конкурентов и продаются по определенной цене, то делать наценку выше нет смысла. В таком случае спроса на товар не будет. Но, ставить цену существенно ниже тоже не стоит, так как тогда вы не будете получать дохода и предприятие будет работать в минус.

Чтобы рассчитать минимальную наценку на товар, можно использовать простую тактику. Например, на покупку товара потрачено 100 000 рублей, а срок его планируемой реализации должен составить 1 месяц. В таком случае в расчет берутся такие данные:

В таком случае расчет минимальной наценки будет выглядеть следующим образом:

Наценка = (5000+25000+10000)*100/100000 = 40%

Что это значит? Это значит, что наценка меньше 40% будет убыточной. Но, если этот же товар планируется реализовать за 15 дней, а не за месяц, то наценка может составлять и 20%. Но, следует учитывать, что спрос на товар может быть хорошим или вовсе отсутствовать. В таком случае за месяц предприятие может понести как убытки, так и получить хорошую прибыль.

Стоит понимать, что получить прибыль можно 2 способами:

Товарная наценка и ограничения государства

Что такое наценка в общественном питании. Смотреть фото Что такое наценка в общественном питании. Смотреть картинку Что такое наценка в общественном питании. Картинка про Что такое наценка в общественном питании. Фото Что такое наценка в общественном питании

Как мы уже сказали, на большинство групп товаров в РФ не устанавливаются ограничения в цене, но все же есть товары наценка на которые подлежит контролю государства. К таким товарам относятся:

Кроме того ставить наценку более 30% запрещается на такие товары:

Если ли зависимость продажной стоимости от “входного” НДС

Если НДС предъявляется к вычету и является возмещаемым налогом, то в цену товара он не включается. Но, если заведение общественного питания не может поставить НДС к вычету, то “входной” НДС является невозмещаемым налогом и тогда он включается в цену товара. Такое возможно, если деятельность по оказанию услуг общепита переведена на уплату ЕНВД, предприятие применяет УСНО либо получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ.

Заключение

Все предприятия общественного питания осуществляют продажу продуктов с торговой наценкой. Торговая наценка определяется в процентах и рассчитывается для каждого товара индивидуально. Торговая наценка определяется с учетом закупочной стоимости товара, транспортных расходов и множества других факторов. От правильного расчета торговой наценки зависит прибыль предприятия.

Источник

Основные правила ведения бухучета в общепите (нюансы)

Что такое наценка в общественном питании. Смотреть фото Что такое наценка в общественном питании. Смотреть картинку Что такое наценка в общественном питании. Картинка про Что такое наценка в общественном питании. Фото Что такое наценка в общественном питании

Специфика бухгалтерского учета в общественном питании

Согласно ГОСТ 30389-2013 (введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст) к предприятиям общепита относятся:

Бухучет на данных предприятиях не регламентирован отдельными нормативными актами бухгалтерского законодательства. В связи с этим компании могут самостоятельно разработать алгоритм бухгалтерского учета, используя при этом различные методики и отраслевые инструкции, которые не противоречат действующим законам (письмо Минфина от 29.04.2002 № 16-00-13/03).

О том, какие положения используются при составлении учетной политики, читайте в статье «Положение по бухгалтерскому учету и учетная политика организации».

Вместе с тем специфика отрасли такова, что ряд особенностей в учете присутствует практически на всех предприятиях общепита:

Рассмотрим основные нюансы и особенности их применения на предприятиях общественного питания.

Учет ТМЦ в общепите

Традиционно в ресторане или кафе действуют 3 основных подразделения: склад (кладовая), кухня и посетительский зал. Некоторые компании общепита дополнительно выделяют учет в баре и торговлю на вынос, а также организацию развлечений для посетителей. Для ТМЦ при этом характерны внутренние перемещения из одного подразделения в другое.

Особенностью учета ТМЦ в кладовой (на складе) на предприятиях общепита является то, что у такого предприятия одновременно имеются и товарные позиции, и позиции, которые следует относить к сырью. Например, бутилированная питьевая вода:

На практике разграничения закладываются на этапе формирования технологических карт (об этом подробнее далее) и создания списка складской номенклатуры: вода, которую планируется использовать для готовки, приходуется отдельной позицией номенклатуры и по литражу, а вода-товар учитывается поштучно, по себестоимости каждой бутылки. При этом при инвентаризации остатков допускается пересортица между счетами 41 и 10 по таким позициям. Это связано с тем, что в процессе работы кухни может происходить замена одной позиции на другую. Например, если закончилась вода, приобретенная по литражу (обычно — в более объемной таре на 2–5 литров), и для приготовления заказа открыли маленькую «товарную» бутылку.

При поступлении ТМЦ формируются типовые записи:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В подавляющем большинстве современные предприятия общепита применяют УСН (ЕНВД с 2021 года отменен). В том числе это освобождает бухгалтера от организации усложненного учета по НДС, который тоже можно отнести к нюансам отрасли, — по закупаемым продуктам наверняка встретится и 10% (на продукты питания по п. 2 ст. 164 НК) и 20% (по товарам, не вошедшим в 10%-ный список, например, деликатесной мясной и рыбной продукции). Какие нюансы нужно учесть при ведении бухучета в кафе на УСН, читайте здесь.

Согласно п. 9 ФСБУ 5/2019 «Запасы» (до 01.01.2021 — п. 5 ПБУ 5/01), ТМЦ учитываются по фактической себестоимости, то есть их стоимость складывается из цены поставщика и дополнительных накладных расходов. Последние оформляются проводкой:

Особенности учета сырья для изготовления блюд (изделий) и товаров для перепродажи по правилам нового бухстандарта подробно рассмотрены в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в материал.

Перемещения ТМЦ между подразделениями оформляются документом на внутреннее перемещение. Бланки подобных документов предприятие может разрабатывать самостоятельно. На практике часто используются аналоги лимитно-заборной карты либо заборного листа, в котором отмечается каждая позиция ТМЦ, переданная со склада на кухню или в бар под расписку материально ответственных лиц. Ответственность за сохранность ТМЦ в общепите обычно лежит на том подразделении, в котором ТМЦ находятся по ходу производственного цикла. Если есть должность кладовщика, он отвечает за приемку и сохранность в кладовой, при заборе продуктов на кухню ответственность переходит на работников кухни, при выдаче готового блюда официантам за надлежащую «доставку» блюда посетителю отвечают уже официанты. Однако заметим, что подобное деление ответственности не является обязательным, хотя часто учитывается бухгалтерией при проведении результатов инвентаризации и определении вины ответственных лиц за недостачи.

На предприятиях общепита ревизии ТМЦ проводятся значительно чаще, чем в других отраслях хозяйственной деятельности (обычно не реже раза в месяц). Связано это с несколькими причинами:

О существующих способах формирования себестоимости читайте в материале «Понятие себестоимости в бухгалтерском учете (нюансы)».

Нюансы учета в производстве

Сырье, отпущенное в производство (Дт 20 Кт 10) и использованное при приготовлении блюд, списывается с Кт 20 в Дт 90 на основании калькуляции. При этом формирование себестоимости продуктового набора в готовом блюде проходит обычно в несколько этапов с формированием промежуточных полуфабрикатов. Формирование себестоимости, возможно, самая главная специфика общепитовской отрасли. Рассмотрим ее подробнее на практическом примере.

Нужно скалькулировать текущую себестоимость готового блюда — порции роллов «Калифорния». Есть информация о стоимости закупки исходных продуктов (приходные накладные от поставщиков).

Особенность заключается в том, что далеко не по всем компонентам блюда можно взять себестоимость закупки по накладной и сразу включить в себестоимость готового блюда в нужной пропорции.

Разберем подробнее на таком компоненте, как авокадо. Авокадо обладает жесткой кожицей и большой косточкой. В готовке используется только мякоть, составляющая примерно половину от веса сырого плода, который закупили. Для правильного расчета себестоимости нужно сначала привести все компоненты будущего блюда к тому состоянию, в котором они фактически будут использованы (очищены, сварены и т. п.). Образно говоря, этапы приготовления на кухне должны у нас совпасть с этапами отражения в бухучете.

Поэтому начинаем калькуляцию с приготовления полуфабриката авокадо (взятого за пример). «Готовить» для бухгалтерских целей будем по технологической карте на полуфабрикат (далее техкарта). Техкарта представляет собой внутренний документ, в котором зафиксированы необходимые ингредиенты и их количество в блюде, а также рассчитаны продукты «на входе» — брутто и «на выходе» — нетто. Именно соотношение «брутто — нетто» и интересует в первую очередь при составлении калькуляции на полуфабрикаты, т. к. в процессе кулинарной обработки вес или объем исходного продукта изменяется. Здесь стоит заметить, что для целей бухучета обычно сразу устанавливаются единицы измерения для калькуляции. Обычно это килограмм и литр.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют так называемые сборники рецептур, по которым можно составить техкарты. Однако на практике варианты приготовления одного и того же блюда все равно разнятся на разных предприятиях. Не говоря уже о фирменных блюдах из меню ресторанов (где техкарты вообще могут относиться к коммерческой тайне). Поэтому для составления рабочих техкарт лучше всего провести серию замеров на «своей» кухне в процессе приготовления того или иного блюда поваром и составить индивидуальный вариант техкарты для данного предприятия.

Путем предварительных замеров и завесов у нас имеется информация: при весе брутто необработанного авокадо 2 кг получается мякоти нетто 1 кг, т. е. потери при первичной обработке составляют 50%.

Что такое наценка в общественном питании. Смотреть фото Что такое наценка в общественном питании. Смотреть картинку Что такое наценка в общественном питании. Картинка про Что такое наценка в общественном питании. Фото Что такое наценка в общественном питанииЗная покупную цену сырого авокадо — 325 руб./кг (по последней накладной поставщика), можно вычислить цену на 1 кг полуфабриката, который мы из него приготовим, — 650 руб./кг.

Что такое наценка в общественном питании. Смотреть фото Что такое наценка в общественном питании. Смотреть картинку Что такое наценка в общественном питании. Картинка про Что такое наценка в общественном питании. Фото Что такое наценка в общественном питании

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В качестве примера мы рассмотрели однокомпонентный полуфабрикат. Но они могут быть и многокомпонентными, например, тесто для выпечки или бульон для супов. Калькуляция при этом происходит по тому же принципу — сначала рассчитывается стоимость полуфабриката по техкарте на полуфабрикат, а затем уже себестоимость всего блюда, в которое входит этот полуфабрикат.

Вот как выглядит техкарта готового блюда (порции из 6 роллов):

Что такое наценка в общественном питании. Смотреть фото Что такое наценка в общественном питании. Смотреть картинку Что такое наценка в общественном питании. Картинка про Что такое наценка в общественном питании. Фото Что такое наценка в общественном питанииИ вот теперь, глядя в техкарту готового блюда, можно сказать, что себестоимость авокадо в одной порции роллов «Калифорния» составит: 0,015 × 650 = 9,75 руб.

Заметьте, что полуфабрикат из авокадо в карте не один. Все, что требует предварительной обработки по технологии, сначала учитывается как полуфабрикат. Значит, для окончательной калькуляции нужно «приготовить» все остальные полуфабрикаты, чтобы получить себестоимость каждого.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Некоторые продукты, по которым, на первый взгляд, полуфабрикаты не нужны (например, свежемороженая икра для японской кухни), требуют специального обращения, в т. ч. медленного оттаивания. При оттаивании вес продукта тоже изменяется. Лучше всего с такими нюансами знакомы технологи-пищевики. Поэтому при первичном составлении техкарт (например, по новому меню) целесообразно хотя бы приглашать технолога для участия в процессе, если нет возможности держать такую штатную единицу.

Итак, все участвующие в блюде полуфабрикаты скалькулированы. Зная себестоимость всех полуфабрикатов и остальных компонентов по данным последних закупок, можно сформировать актуальную себестоимость порции роллов «Калифорния» на текущий день — 78,19 руб.

Что такое наценка в общественном питании. Смотреть фото Что такое наценка в общественном питании. Смотреть картинку Что такое наценка в общественном питании. Картинка про Что такое наценка в общественном питании. Фото Что такое наценка в общественном питанииВ примере получился 2-этапный расчет. На практике может встречаться и 3-, и даже 4-шаговая калькуляция, когда один полуфабрикат входит не в готовое блюдо, а в другой полуфабрикат. Например, соус гуакамоле, в который входит мякоть авокадо. Сам соус является составляющей других блюд. Будет 3-шаговая цепочка: авокадо полуфабрикат — соус гуакамоле полуфабрикат (в который входит полуфабрикат авокадо) — готовое блюдо (например, начос с гуакамоле).

В отношении проводок по калькуляции с полуфабрикатами удобнее использовать промежуточный счет, например, 21:

Остатки на конец дня:

Авокадо полуфабрикат — 130 — 0,2 кг (0,5 — 0,015 × 20) по стоимости 130 (0,2 × 650).

Авокадо — 325 — 1 кг по стоимости покупки.

В завершение примера можно отметить, что процесс калькуляции и списания себестоимости ресторатору лучше автоматизировать. В настоящее время существует достаточное количество хороших программ для общепита, приобрести которые выгоднее и удобнее, чем держать штат бухгалтеров, занимающихся только ежедневной калькуляцией, так как все наши расчеты действительны именно на ту дату, на которую они произведены. Завтра поступят продукты от другого поставщика по немного другой цене или чего-то не хватит на кухне, и закупят то же авокадо поштучно в ближайшем супермаркете — и все расчеты нужно делать заново, начиная с полуфабрикатов.

О нюансах калькулирования себестоимости блюда, читайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.

Как учитывается выручка

Большинство предприятий общепита работают по меню — списку блюд, доступному к приобретению в данном заведении. Продажные цены в меню утверждаются один раз на длительный отрезок времени, и в отличие от калькуляции не пересматриваются каждый раз при изменении закупочных цен. Например, помидоры зимой стоят 150 руб., а летом 80 руб. за кг. Цена готового салата из помидоров может оставаться одинаковой вне зависимости от времени года. В данном случае изменяется маржа заведения. Но если разброс закупочных цен увеличился стабильно, то это повод пересмотреть цены в меню.

При продаже готовой продукции предприятиям общепита также следует применять ККТ, т. к. почти вся их выручка — это наличные расчеты с населением. Выручка от продаж признается доходом от обычных видов деятельности и оформляется записями:

Нюансы бухучета расходов

Учет издержек регламентирован нормами ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н). Однако они дают только общие правила учета расходов и не отражают специфику отрасли. Поэтому алгоритм учета издержек разрабатывается компанией самостоятельно и фиксируется в учетной политике.

Согласно ПБУ 10/99, расходы делятся на прямые и косвенные.

К прямым относятся все издержки, напрямую относимые на производство продукции: сырье, оплата труда, амортизация и т. д. Учет прямых издержек ведется на счете 20.

К косвенным относятся прочие затраты, не связанные с производством: оплата труда административного персонала, начисления на нее, аренда помещения и т. д. Учет косвенных расходов осуществляется при помощи счетов 25, 26.

Однако часто компании на счете 20 учитывают лишь стоимость сырья, используемого для приготовления блюд, а остальные издержки относят в дебет 44 «Коммерческие расходы». Это связано:

По итогам месяца счет 44 тоже закрывается в себестоимость продаж: Дт 90.2 Кт 44.

Помимо привычных расходов в виде, например, зарплаты штатного персонала, на счет 44 в общепите могут попадать:

Иные специфические издержки, например, списание порчи продуктов и боя посуды, учитываются следующим образом:

О правилах взыскания ущерба с виновного лица читайте в материале «Образец претензии работнику о возмещении материального ущерба».

Итоги

Бухгалтерский учет в общепите довольно специфичен. Порядок бухучета не закреплен нормативными актами на законодательном уровне. Компании разрабатывают его самостоятельно, на базе отраслевых и методических рекомендаций, а также на основе практического опыта.

Источник

Торговая наценка в общепите

«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 12

Напомним, в бухгалтерском учете информация о торговых наценках отражается на счете 42 «Торговая наценка». Причем проводки, в том числе методом «красного сторно», формируются только по кредиту этого счета. Отражение записей по дебету счета 42 Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрено. На конец отчетного периода (очередного месяца) остаток (сальдо, причем оно может быть только кредитовым) по счету 42 может образоваться исключительно при наличии остатка товаров (продукции) на складе, в буфете, на производстве (сальдо по счетам 41, 20), которые учитываются по продажным ценам. Если остатка товаров (продукции), отражаемых в учете по продажным ценам, на конец месяца нет, не должно быть и сальдо по счету 42.

Порядок определения суммы торговой наценки, отражаемой по кредиту счета 42 методом «красного сторно», зависит от того, каким способом предприятие общественного питания рассчитывает валовой доход.

Утверждены Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5.
Утверждены Роскомторгом 12.08.1994 N 1-1098/32-2.

Кстати, если товары отражаются в учете по покупным ценам, валовой доход от их реализации получается автоматически (обороты по кредиту счета 90, субсчет 90-1, минус обороты по дебету счета 90, субсчет 90-2). При учете товаров по продажным ценам валовой доход находится расчетным путем. Для расчета используется один из способов, указанных в п. 12.1.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Предприятие общественного питания должно выбрать один из предложенных способов и закрепить сделанный выбор в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Всего способов четыре, и каждый из них имеет свои особенности. Один из способов является универсальным (по среднему проценту), остальные (по общему товарообороту, по ассортименту товарооборота, по ассортименту остатка товаров) используются при определенных обстоятельствах. Трудности при расчете могут вызвать такие ситуации: изменение размера торговой наценки в течение отчетного периода (месяца), списание товаров со счета 41, готовой продукции со счета 20 по другим основаниям, не связанным с их реализацией.

Универсал Суть метода по среднему проценту

Сумма торговой наценки, относящейся к реализованным товарам, зависит от среднего процента валового дохода (П), который определяется по формуле:

Валовой доход определяется как произведение общего товарооборота на средний процент валового дохода. Поскольку для расчета берутся все данные за отчетный период, валовой доход нужно определять на последнюю дату отчетного периода, когда известны все данные, необходимые для проведения расчета.

Выбытие товаров

Предприятие общественного питания может столкнуться с определенными трудностями. Например: как определить торговую наценку, относящуюся к товарам, выбывшим в течение отчетного периода? Понятно, что ее необходимо найти на момент выбытия товаров. Трудностей с этим не возникнет, если организация общепита использует единую наценку на все товары, вне зависимости от того, для каких целей они будут использованы: проданы или отпущены на кухню для производства блюд. То же самое относится к ситуации, когда в отношении каждой группы товаров применяется свой размер торговой наценки.

Пример 1. ООО «Свобода» оказывает услуги общественного питания через бар и ресторан. При этом через бар осуществляется среди прочего торговля покупными товарами. Товары, поступившие от поставщиков на склад, приходуются по покупным ценам, в последующем эти товары отпускаются на производство (для изготовления блюд) и в бар. В баре товары учитываются по продажным ценам, которые получаются путем применения единой торговой наценки в размере 50%. Общество применяет обычную систему налогообложения и является плательщиком НДС.

В бухгалтерском учете ООО «Свобода» будут отражены следующие проводки:

Рассчитать сумму торговой наценки по выбывающим товарам не всегда просто. Это, в частности, относится к ситуации, когда торговая наценка определяется как разница между продажной стоимостью, установленной приказом руководителя предприятия общественного питания, и покупной стоимостью товара. Поэтому с целью нахождения суммы торговой наценки, относящейся к выбывающим товарам, на дату такого выбытия необходимо определить средний процент валового дохода, то есть произвести промежуточный расчет.

Пример 2. На балансе ОАО «Марш» числится столовая, в которой организуется питание сотрудников. Товары (продукты), закупаемые для столовой, отражаются в учете по продажным ценам, установленным приказом руководителя общества. Разница между этими ценами и покупной стоимостью товаров отражается с применением счета 42.

В бухгалтерском учете ОАО «Марш» будут отражены следующие проводки:

Для определения величины торговой наценки, относящейся к товарам, недостача которых выявлена в результате осуществленной инвентаризации, необходимо установить средний процент валового дохода. По состоянию на 15.12.2009 он составляет 21,135% ((5000 + 31 500) руб. / (85 000 + 87 700) руб. x 100). Получается, торговая наценка, относящаяся к товарам, недостача которых выявлена в результате проведения инвентаризации, равна 1268 руб. (6000 руб. x 21,135%).

См., например: Постановления ФАС СЗО от 03.09.2009 N А56-5351/2009, ФАС СКО от 26.03.2009 N А32-2476/2008-45/42, ФАС МО от 06.10.2009 N КА-А40/10351-09, от 06.04.2009 N КА-А40/2670-09, от 02.04.2009 N КА-А41/2501-09, ФАС УО от 22.01.2009 N Ф09-10369/08-С2, ФАС ВВО от 29.06.2009 N А17-2257/2008-05-21.

В бухгалтерском учете ООО «Марш» после проведения инвентаризации будут сделаны следующие проводки:

Применение единой торговой наценки Суть метода по общему товарообороту

Валовой доход при использовании данного метода можно определить сразу же на момент признания выручки, не дожидаясь конца отчетного периода (конкретного месяца).

ООО «Гостиница «Свет» использует следующие субсчета, открытые к счету 41:

Кроме того, к субсчетам счета 90 открыты субсчета второго порядка:

В бухгалтерском учете ООО «Гостиница «Свет» в декабре 2009 г. будут отражены следующие проводки:

В п. 4 ст. 170 НК РФ указано, что суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, предъявленные продавцами налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые, так и не облагаемые налогом операции:

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.

Если же товары (работы, услуги) приобретаются для осуществления операций, как подлежащих, так и не подлежащих обложению НДС, регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на ту сумму, на которую налогоплательщик получает право на вычет и которая определяется с учетом положений п. 4 ст. 170 НК РФ (абз. 2 п. 8 Правил). Согласно этому пункту данные, необходимые для определения пропорции, берутся за текущий налоговый период, поэтому в книгу покупок соответствующие счета-фактуры могут быть занесены только на последнюю дату налогового периода (квартала). Следовательно, пока не закончится налоговый период, по счету 19 будет образовываться дебетовое сальдо в части сумм НДС, подлежащих распределению расчетным путем.

Для определения пропорции используются данные за IV квартал 2009 г.:

Сумма «входного» НДС, относящегося к товарам (продуктам), приобретенным в декабре 2009 г., которые подлежат использованию для осуществления операций, как облагаемых НДС, так и не облагаемых данным налогом, в размере 76 900 руб. будет распределена следующим образом:

Исходя из изложенного, в бухгалтерском учете ООО «Гостиница «Свет» на последнюю дату налогового периода необходимо отразить следующие проводки:

Приведены в Приложениях 1 и 5 соответственно к Методике учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности.

Изменение размера единой торговой наценки

Для предприятия общественного питания, учитывающего товары (продукты) по продажным ценам, которые получаются в результате применения единой торговой наценки, актуальна следующая ситуация. В течение отчетного периода (месяца) размер единой торговой наценки может быть изменен (например, с 20% на 25%). В этом случае на дату изменения размера единой торговой наценки необходимо пересчитать сумму торговой наценки, относящейся к остатку товаров (продуктов), учтенных по продажным ценам. Если размер единой торговой наценки увеличивается, в бухгалтерском учете проводкой: Дебет 41 (20) Кредит 42 доначисляется сумма торговой наценки. В случае изменения размера единой торговой наценки в сторону уменьшения, в учете делается указанная запись методом «красного сторно». Валовой доход определяется исходя из объема выручки от реализации товаров (готовой продукции) в буфете, ресторане, столовой отдельно по периодам применения разных размеров единой торговой наценки.

В бухгалтерском учете ООО «Корешок» в декабре 2009 г. будут сделаны следующие проводки:

Оставшиеся методы

Утвержден Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

При применении метода определения валового дохода по ассортименту товарооборота используется такая же формула, как и при определении валового дохода по общему товарообороту, единственное, валовой доход устанавливается по каждой группе товаров в отдельности на основании выручки от реализации конкретной группы товаров и соответствующего ей размера торговой наценки. Используемая в этом случае формула выглядит так:

Такое положение вещей предполагает, что предприятие общественного питания обеспечит раздельный учет выручки по разным группам товаров, каждая из которых включает товары с одинаковой наценкой.

Способ расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров могут выбрать те предприятия общественного питания, у которых не вызывает трудностей расчет торговой наценки на остаток товаров на конец месяца. В этом случае валовой доход определяется по формуле, приведенной в п. 12.1.7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *