Что такое национальная безопасность кратко
Национальная безопасность и её стратегия
Каждому государству так или иначе угрожает множество самых разных опасностей. Они могут исходить от других представителей мирового сообщества (в настоящее время такое происходит неявно), террористов или из-за внутренних экстремистских движений. Каждая страна по-своему обеспечивает защиту интересов страны в целом и каждого индивидуума в частности.
Что это
Национальная безопасность – возможность государства решать задачи, которые требуются для самосохранения, самовосстановления и улучшения с минимальной вероятностью получить ущерб. Второе определение термина – комплекс всех взглядов на задачи и разработанную стратегию для защиты от самых разных угроз. При этом учитываются все имеющиеся возможности и ресурсы страны.
Специалист в сфере политологии Косолапов Н.А. говорит, что нацбезопасность – длительная возможность поддерживать стабильность и уверенно защищаться от существующих угроз.
В Конституции Российской Федерации и различных указах Президента написано, что нацбезопасность – состояние защищенности страны, социума и каждого индивидуума от всевозможных угроз. При этом особое внимание уделяется сохранности всех прав и свобод граждан и поддержание достойного уровня жизни.
Выделяется несколько видов национальной безопасности, зависящих от той сферы, в которую направлены силы:
Структура
В состав нацбезопасности входят следующие части:
Обеспечение нацбезопасноти – совокупность различных действий, цель которых – обеспечить нормальную жизнь и деятельность страны, а также предотвращение всевозможных опасностей. Данный термин включает в себя:
Уровни системы
Система нацбезопасности в Российской Федерации состоит из пяти уровней, которые взаимодействуют друг с другом по строгой иерархии. Национальная безопасность может быть направлена на:
В управленческой системе имеется четыре уровня:
Угрозы
Все опасности делятся на три вида:
Вызовы и риски международной политики
Данная угроза в последнее время является наиболее актуальной в связи с активной деятельностью Российской Федерации на международной арене. Из-за этого все чаще наблюдаются различные провокации в тех странах, где действуют на законных основаниях российские военнослужащие. Также корпорации РФ встречают большое количество препятствий на пути развития различных стран.
Биотерроризм
Данный тип опасности остается актуальным в связи с возможным нанесением ущерба людям, продовольственным или природным ресурсам, а также взятием данных ресурсов под свой контроль. Биотерроризм можно разделить на следующие типы:
Обеспечение
Для обеспечения нацбезопасности применяется система мероприятий в разных сферах для предотвращения опасностей и устранения последствий. Основная цель – обеспечить защищенность всех интересов социума и страны, а также каждого гражданина. Дополнительно производятся обеспечение подходящих условий для существования.
Стратегия
Стратегия национальной безопасности – специальный документ, в котором четко прописывается порядок действий, а также мероприятия для ее осуществления. Согласно Конституции, не реже каждых шести проводятся специальные собрания для ее пересмотра. После обсуждения выходит соответствующий указ, подписанный главой государства.
В стратегии, разработанной в данном году, был определен порядок развития, а также основные приоритеты работы. Обозначился механизм совместной работы правительства и социума, а также порядок их оценки. При этом был разработан ряд четких критериев и основная цель внешней политики. Последняя заключалась в возвращении Российской Федерации статуса мировой державы.
Видоизмененный документ обозначил новые цели и задачи в данной сфере. Они касались защиты всех интересов страны и общества, а также мероприятия по их достижению. Результаты видно по активной внешней политике России, направленной на работу на территории различных государств.
В 2021 году вышла новая стратегия, в которой был обозначен новый порядок действий. Основной целью стало создание устойчивой системы отношения на международной арене в связи с большой геополитической напряженностью. При этом упор делается именно на внешнюю политику и взаимодействие совета безопасности с организацией объединенных наций.
Изменения
Оценить эффективность национальной безопасности измеряемыми величинами достаточно сложно. Намного легче выделить причины, по которым на данную сферу может уделяться меньше внимания. Среди них могут быть:
Измерить эффективность нацбезопасности можно, исходя из функций данной сферы деятельности. Критериями можно считать силу армии (количество кадровых военных, доступной техники и вооружения, а также их мощь), количество преступлений в государстве, уровень развития министерства чрезвычайных ситуаций (оснащенность кадрами и техникой) и так далее.
В настоящее время большее внимание уделяется информационной безопасности и защите важных государственных систем от посягательств извне.
Современная система национальной безопасности Российской Федерации
О безопасности
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2] национальная безопасность Российской Федерации формулируется как
Несмотря на многообразие и различие определений, смысл понятия «национальная безопасность» один и в конечном итоге отражает потребность нашей страны в гарантированном обеспечении гражданам условий, необходимых для цивилизованной жизни, совершенствования и развития.
Основой суверенитета любой страны, как известно, является ее национальная безопасность (НБ), обеспечение которой возложено в качестве одной из важнейших функций на государство. Страны, не обеспечивающие свою национальную безопасность, как правило, теряют свой суверенитет, а их внутренняя и внешняя политика определяется другими, более развитыми государствами. Национальная безопасность любого государства является составной частью международной безопасности, которая, в свою очередь, входит в планетарную безопасность.
Необходимо отметить, что, различная трактовка понятия «национальная безопасность» вводит в заблуждение обычных граждан, специалистов и руководителей, а также не способствует формированию наиболее оптимальной, научно-обоснованной системы национальной безопасности России, что, в свою очередь, так или иначе, отражается на процессе реализации мероприятий по обеспечению этого системообразующего вида безопасности страны. По мнению авторов, наступило время применять единый понятийный аппарат, что позволит четко, ясно и однозначно формулировать понятия и термины, касающихся национальной безопасности Российской Федерации и составляющих ее видов. По мнению авторов, использование единого понятийного аппарата позволит повысить эффективность практической реализации мероприятий по обеспечению требуемого сегодня уровня национальной безопасности нашей страны.
Для понимания сущности термина «национальную безопасность России» ее следует рассматривать комплексно с системных позиций, чтобы видеть целостность, сбалансированность, целенаправленность функционирования и саморегулирования, а также другие ее свойства, характеризующие ее как сложную систему определенного качественного уровня. Система национальной безопасности Российской Федерации находится не в вакууме, а функционирует во внешней среде, каковыми являются системы более высокого порядка (уровня) международной и система планетарной безопасности.
С позиций комплексного системного подхода национальная безопасность раскрывается в нескольких аспектах, а именно:
• как составная часть – подсистема систем более высокого уровня, каковыми являются международная и планетарная безопасности;
• как сложная многоуровневая система, включающая свои подсистемы (составные части) более низкого порядка (например, военная, техническая, интеллектуальная, информационная безопасности и их составляющие);
• как внутреннее или внешнее состояние (положение) государства, его отдельных регионов и субъектов, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы национальным интересам государства, а при их возникновении – как система мер по обеспечению охраны/защиты интересов граждан, общества и страны.
Очевидно, что по своей сути национальная безопасность Российской Федерации является не национальной, а много- или интернациональной безопасностью, то есть некой совокупностью национальных безопасностей каждого находящейся на территории страны региона и субъекта (республики, автономного округа и автономной области и др.) и каждого населяющего Россию народа. Национальную безопасность России целесообразно рассматривать в виде сложной системы, включающей в себя, по крайней мере, подсистемы пяти уровней (рис.1) [4].
Определение системы, её сущность и функции
В самом общем случае под системой понимается соединение множества элементов, находящихся во взаимосвязях друг с другом (синергичностью ), образующих целостность или составляющих единое целое, обладающих определенным порядком подчиненности (иерархичностью) и выполняющих общую функцию [1]. Очевидно, что о современной системе национальной безопасности России невозможно говорить без учета этого определения. Для понимания сущности современной системы национальной безопасности России авторами в качестве одного из вариантов предлагается следующее определение: «Под системой национальной безопасности России следует понимать комплекс (совокупность) взаимосвязанных элементов (подсистем) – видов и подвидов безопасностей, объединённых в единое функциональное целое, базирующееся на многонациональных долгосрочных интересах, реальных и потенциальных угрозах этим интересам, и на защите этих интересов от внешних и внутренних угроз».
Внутреннее содержание системы национальной безопасности России заключается в единстве функционирования, взаимосвязи и взаимодействии составляющих ее видов (элементов/подсистем) на всех уровнях в различных условиях, включая экстремальные.
Для обеспечения повседневного функционирования системы национальной безопасности государство располагает организационно-штатной структурой органов, сил, средств, различных организаций, реализующих комплекс мероприятий, направленных на охрану/защиту национальных интересов Российской Федерации в целом, ее регионов, субъектов и населяющих их народов в частности.
С процессуальной точки зрения система национальной безопасности России предполагает взаимодействие различных государственных институтов, органов власти, руководителей всех звеньев и уровней, выполняющих задачи в интересах обеспечения и поддержания адекватного в данных конкретных условиях уровня национальной безопасности.
Функциональным назначением системы национальной безопасности России являются:
— определение жизненно-важных, важных и периферийных, долговременных и краткосрочных интересов, и их ранжирование по своей значимости;
— выявление, прогноз и оценка потенциальных и реальных внутренних и внешних угроз, их всесторонний анализ и ранжирование по степени опасности и значимости;
— принятие адекватных соизмеримых с уровнем угроз(ы) мер, необходимых и достаточных для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации;
— создание благоприятных условий жизнедеятельности и развития, как отдельного гражданина и населяющих нашу страну всех народов и народностей, каждого региона и субъекта РФ, так и всего государства в целом;
— анализ, оценка и прогноз негативных и позитивных факторов обеспечения национальной безопасности, их воздействие на состояние национальной безопасности Российской Федерации и их учет при выборе способов защиты государства и граждан.
О структуре системы национальной безопасности России
Система национальной безопасности России (см. рис. 1) является самостоятельной сложной многоуровневой системой, обладающей определенным порядком подчиненности и имеющей в своей структуре не менее пяти уровней:
1-й уровень системы – национальная безопасность Российской Федерации.
2-й уровень системы – региональная национальная безопасность Российской Федерации (национальная безопасность регионов РФ).
3-й уровень системы – национальная безопасность субъектов Российской Федерации (национальная безопасность субъектов РФ).
4-й уровень системы — виды национальной безопасности (подсистемы НБ).
5-й уровень системы — составляющие видов национальной безопасности (подсистемы видов НБ).
Внесистемным элементом национальной безопасности России, замыкающим систему НБ посредством обратной связи, является ее блок управления, включающий не менее пяти уровней власти (см. рис. 1).
1-й уровень – президент Российской Федерации, Совет национальной безопасности, правительство страны, Государственная дума; 2-й уровень – руководители регионов; 3-й уровень – руководители субъектов РФ и 4-й уровень – должностные лица, в обязанности которых входит организация, дальнейшее развитие и непосредственное руководство национальной безопасностью страны.
Руководители и должностные лица указанных уровней власти определяют назначение и состав системы (подсистемы) НБ на своем уровне, и в пределах своей компетенции, организуют взаимосвязь и взаимодействие ее составных элементов (подсистем), ставят задачи и определяют цели их функционирования, контролируют процесс функционирования, подводят итоги, оценивают достигнутые результаты, определяют эффективность функционирования отдельных элементов/подсистем и системы национальной безопасности в целом и несут персональную ответственность.
Национальная безопасность России базируется на жизненно-важных, важных и периферийных, долговременных и краткосрочных национальных интересах; потенциальных и реальных угрозах национальным интересам; активной и пассивной защите национальных интересов [3, 4].
Под национальными интересами Российской Федерации понимаются объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития, а под угрозами национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам [2].
По мнению авторов, в XXI веке первопричиной многих угроз в мире является неравномерность распределения на Земле биологических, минеральных и химических природных ресурсов, на которые претендуют разные (практически все) страны. Угроза национальным интересам России как раз состоит в том, что на ее территории, включая и арктическую зону, находятся огромные запасы различных полезных ископаемых.
Под защитой национальной безопасности следует понимать, прежде всего, комплекс мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, предупреждением различного рода угроз, практическую реализацию мероприятий по поддержанию и восстановлению положения (состояния) отдельных регионов, субъектов и страны в целом, общества и граждан, при которых национальные интересы не нарушаются [3, 4].
Очевидно, что при отсутствии угроз национальным интересам, их защита не требуется и, наоборот, при наличии реальных или возникновении потенциальных угроз национальным интересам необходима их защита со стороны государства.
Элементы (подсистемы) системы национальной безопасности всех уровней взаимосвязаны между собой как по вертикали, так и по горизонтали, и постоянно взаимодействуют в процессе функционирования всей системы.
За последние двадцать лет в Российской Федерации сложилась современная система национальной безопасности, функционирование которой создает (поддерживает) необходимые и достаточные условия для нормальной жизнедеятельности и всестороннего относительно устойчивого развития страны, ее регионов и субъектов, общества и граждан в условиях воздействия реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз.
Система национальной безопасности, как и любая другая сложная система должна удовлетворять определенным требованиям и обладать, присущими ей, отличительными признаками (свойствами), формирующими ее качественное состояние. Такими признаками (свойствами) современной системы НБ РФ являются:
— совокупность (комплекс) элементов или отдельных подсистем, выполняющих общую функцию;
— взаимосвязь и взаимодействие формирующих систему элементов (подсистем) в процессе их функционирования по прямому назначению;
— объединение элементов (подсистем) в единое функциональное целое;
— автономность и самостоятельность отдельных элементов (подсистем);
— сложная многоуровневая структура взаимосвязанных подсистем (элементов), включающих в себя не менее сложные многоуровневые подсистемы (элементы);
— заданное качество подсистем (элементов), формирующим качественное состояние всей системы;
— устойчивость и способность адаптироваться к постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям;
— потенциальная и фактическая эффективность функционирования;
Кроме того, с позиций комплексного системного подхода современную систему национальной безопасности Российской Федерации следует рассматривать как замкнутую, организующую и организуемую, управляющую и управляемую, динамическую систему.
При системном подходе существующая сегодня система НБ РФ воспринимается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющая вход (задачи), выход (цели), связи с внешней средой (системой планетарной и международной безопасностью) и обратные связи. Такой подход позволяет учитывать природу количественно-качественных характеристик внутренних и внешних взаимосвязей системы, видеть динамику их изменения в пространстве и во времени, выявлять и использовать интеграционные свойства системы, являющиеся результатом внутреннего взаимодействия всех её составных элементов (подсистем).
Созданная к настоящему времени система НБ РФ полностью удовлетворяет требованиям [1], предъявляемым к ней сегодня, а, именно:
— отражает с учетом возможностей государства перечень решаемых в процессе своего функционирования задачи;
— чётко формулирует конкретные цели создания и функционирования системы;
— выявляет, анализирует и оценивает возможные альтернативные пути достижения поставленных целей;
— исключает конфликты и противоречия между целями отдельных подсистем (элементов) и целям всей системы;
— формирует в системе и подсистемах разнокачественные вертикальные и горизонтальные связи и взаимодействия;
— предусматривает усложнение задач, определяет новые цели функционирование системы, адаптацию к изменяющимся внешним и внутренним условиям и дальнейшее развитие;
— придает заданное качество (комплекс свойств) системе, необходимое для надежного функционирования в постоянно изменяющихся современных условиях.
Основной целью функционирования системы национальной безопасности нашей страны является обеспечение таких условий развития России (ее регионов, субъектов и населения), при которых исключено или в максимальной степени ослаблено негативное воздействие различных угроз национальным интересам со стороны одной или нескольких стран, различных организаций и отдельных физических лиц, как внутри страны, так и за ее пределами.
Система НБ РФ функционирует во внешней среде, представленной сложной двухуровневой системой, включающей планетарную безопасность и международную безопасность (см. рис.1).
Составляющие национальной безопасности России
В настоящее время национальная безопасность России в соответствии с [2] включает 16 видов безопасностей, однако по своей значимости и приоритетности эти безопасности не равнозначны. Некоторые виды национальной безопасности, несмотря на то, что они являются ее составляющими, далеко выходят за границы нашего государства. К числу таких безопасностей следует отнести, например, экологическую, военную, интеллектуальную [3, 4] и информационную безопасности. По мнению авторов при нарушении этих составляющих НБ, обеспечение других видов НБ становится практически не возможным.
Кроме того, каждый вид или составляющая НБ сами по себе является сложной системой, состоящей из своих видов и подвидов, так, экологическая безопасность [3], в соответствии с действующими сегодня руководящими документами, включает не менее 14 составляющих или отдельных подсистем.
Виды НБ формируют 4-й уровень системы национальной безопасности, а их составляющие или подвиды/подсистемы — соответственно 5-й уровень. (рис.1).
Выводы
1. В настоящее время в Российской Федерации сложилась система национальной безопасности, функционирующая во внешней среде — системах международной и планетарной безопасностей.
2. Современная система национальной безопасности России представляет собой комплексную сложную многоуровневую закрытую систему, элементы (подсистемы) которой представлены безопасностями различных уровней, взаимодействующими между собой и объединёнными в единое функциональное целое посредством прямых и обратных взаимосвязей.
3. Система национальной безопасности России показала свою работоспособность в сложившихся непростых внешних и внутренних условиях, что объективно подтверждается наличием таких условий, которые дают возможность позитивно развиваться нашему государству, отдельным регионам и субъектам, российскому обществу и отдельным гражданам всех наций и народностей, населяющих многонациональную Российскую Федерацию.
4. Современная система национальной безопасности Российской Федерации динамически развивается, совершенствуется и постоянно адаптируется к стремительно изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Очевидно, что единый понятийный аппарат в вопросе национальной безопасности и правильное понимание ее сущности позволит разработать рациональные мероприятия по обеспечению и дальнейшему поддержанию на требуемом уровне безопасности нашей страны.
1. М. С. Бакулина. Системный и комплексный подходы: сходство и различия. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011, с. 168-173.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации //Указ президента РФ от 31.12.2015 года № 683.
3. Дубровин Е.Р., Дубровин И.Р. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности России. // Мир человека, том 9, № 1– СП-б.: ГУСЭ, 2009, с. 73-79.
4. Дубровин И.Р., Дубровин Е.Р. Интеллектуальная безопасность. //Мост № 57.– СПб.: 2004, с. 54-55.
Национальная безопасность
Что такое национальная безопасность?
Концепцию разработали в Соединенных Штатах после Второй мировой войны. Первоначально, с упором на военную мощь, но сечас она охватывает широкий круг различных аспектов, которые взаимодействуют с невоенной или экономической безопасностью нации или же с ценностями отстаиваемыми национальным обществом. Соответственно, для того, чтобы обладать национальной безопасностью, нация должна обеспечить свою экономическую, энергетическую, экологическую безопасностью и т.д. Среди угроз безопасности не только обычные противники, такие как другие национальные государства, но и агрессивные актеры, наркокартели, транснациональные корпорации и неправительственные организации; некоторые правительства включают в эту категорию стихийные бедствия и события, оказывают серьезный ущерб окружающей среде.
Меры, принимаемые в целях обеспечения национальной безопасности включают в себя:
Определение национальной безопасности
На сегодня не существует единственного общепринятого определения национальной безопасности. Разнообразие определений обеспечивает обзор многих использований этой концепции. Это понятие до сих пор остается неоднозначным, возникнув из более простых определений, которые изначально подчеркивали отсутствие военной угрозы или политического принуждения. Со временем, сложность концепции увеличилась и ее частью стали, также, другие формы невоенной безопасности, что подходит обстоятельствам времени.
Типичное словарное определение, в данном случае из словаря Макмиллана (онлайн версия), дефинирует термин как «защита или безопасность тайн страны и ее жителей», подчеркивая общую безопасность нации и национального государства. Уолтер Липпман, в 1943 году, определил концепцию с точки зрения войны говоря, что «нация находится в безопасности тогда, когда она не должна приносить в жертву свои законные интересы, чтобы избежать войны, и, в состоянии, если ее спровоцировали, отстаивать эти интересы посредсвом войны». Более позднее определение политолога Гарольда Лассвела, в 1950 году, рассматривает национальную безопасность почти с того же аспекта внешнего принуждения: «отличительный смысл национальной безопасности состоит в свободе от иностранного диктата».
Гарольд Браун, министр обороны США, с 1977 по 1981 год, в администрации Картера, расширил определение национальной безопасности, включив такие элементы, как экономическая и экологическая безопасность:
Национальная безопасность является способностью сохранять физическую целостность и территорию страны; поддерживать свои экономические отношения с остальным миром на разумных условиях; сохранение своей природы, учреждений и управление от разрушений извне; и, также, контролирование своих границ.
Измеримое состояние способности нации преодолеть многомерные угрозы настоящему благополучию этих людей и ее выживания, как национального государства в любое время, уравновешивая все инструменты государственной политики посредством управления, которое может быть проиндексировано подсчетами, на основе опыта или иным образом, и является расширяемым до глобальной безопасности внешними переменными по отношению к нему.
Краткое рабочее определение Премаратна, которое перефразирует аспекты определений Брауна, Ромма и Палери, дефинирует национальную безопасность как
Обеспечение сохранности суверенитета, территориальной целостности, гражданского населения и социально-экономической функциональности нации от агрессора, намеревающегося подорвать конкретную ценную составляющую нации, посредством применения насилия или нечестных методов.
Эволюция концепции национальной безопасности
Происхождение современной концепции национальной безопасности
Происхождение современной концепции «национальной безопасности» в качестве философии поддержания стабильного состояния нации можно проследить до Вестфальского мира в 1648 году, в котором понятие суверенного государства, под властью государя, стало основой нового международного порядка национальных государств. Томас Гоббс, в своей работе «Левиафан» (1651), заявил, что граждане уступают могущественным правителям, которые, в свою очередь, обещают положить конец гражданской и религиозной войне и принести прочный мир, а, также, предоставляют ему право проводить политику, вкючая ведения войны и переговоров о мире на благо «государства», тоесть, предоставляют ему мандат на национальную безопасность. Взгляд Клаузевица на то, что дипломатия и война являются инструментами развития национального дела, был добавлен к видению обеспечения национальной безопасности наций, путем осуществления собственных интересов во все времена. Эта точка зрения стала известна как «классический реализм» в международных отношениях.
Иммануил Кант, в своем эссе «Вечный мир: Философский эскиз» (Zum ewigen Frieden) (1795), предложил систему, в которой национальные государства и доминирующие национальные интересы были заменены просвещенным мировым порядком, общностью человечества, где национальные государства подчиняли свои национальные интересы нормам международного права, из-за рационального понимания, общего блага и моральных обязательств. Таким образом, национальная безопасность достигалась за счет добровольного присоединения руководства к высшему порядку, чем национальное государство, а именно «международной безопасности». Так появилась «идеалистическая» школа международных отношений.
В качестве академической концепции, национальную безопасность можно рассматривать как новое явление, которое впервые было введено в Соединенных Штатах после Второй мировой войны, и, в какой-то степени, как замену других понятий, которые описывают борьбу государств по преодолению различных внешних и внутренних угроз. Этот термин был использован во время рассуждений о войне, например, Уолтер Липпман, в 1943 году, подверг критике нежелание политологов обсуждать «основы национальной безопасности» в мирное время. Тем не менее, самое раннее упоминание термина «национальная безопасность», можно отнести к 1790 году, это произошло в Йельском университете, со ссылкой на связи термина с внутренней промышленностью.
Фашизм и Вторая мировая война
Холодная война
Во время Холодной войны, национальная безопасность рассматривалась с точки зрения обеспечения безопасности от угрозы свержения правительств коммунистами.
Элементы национальной безопасности
Как и в случае национальной власти, военный аспект безопасности является важным, но не единственным, компонентом национальной безопасности. Для того, чтобы быть по-настоящему в безопасности, нация нуждается в других формах ее выражения. Власти различаются по своему выбору элементов безопасности нации. Кроме военного аспекта безопасности перечисляют и другие составляющие, такие, как дипломатия и политика; общество; внешняя среда; энергия и природные ресурсы; и экономика. Элементы национальной безопасности находятся в связи с концепцией элементов национальной мощи. Ромм (1993) перечисляет безопасность от наркотических картелей, экономическую, экологическую и энергетическую безопасность в качестве невоенных элементов национальной безопасности.
Военная безопасность
Политическая безопасность
Барри Бузан, Оле Вевер, Яап де Вильде предложили политический аспект безопасности в качестве важного компонента национальной безопасности. Политическая безопасность ориентируется на стабильность социального порядка. В их книге «Безопасность: новые рамки для анализа» («Security: a new framework for analysis»), национальная безопасность находиться в тесной связи с военной и общественной безопасностью, а также другими компонентами. В частности, эта книга рассмативает угрозы суверенитету. Системные референтные объекты определяются как национальные страны, нации, транснациональные группы, имеющие политическое значение, включая племена, меньшинства, некоторые религиозные организации, системы государств, такие как Европейский союз и Организация Объединенных Наций, помимо других. Дипломатия, переговоры и другие формы взаимодействия образуют средства общения между объектами.
Экономическая безопасность
Исторически сложилось так, что завоевание народов сделало завоевателей богатыми благодаря грабежу, доступу к новым ресурсам и расширением торговли, путем управления экономикой завоеванной наций. В сложной современной системе международной торговли, которая характеризируется многонациональными соглашениями, взаимозависимостью и наличием природных ресурсов и т.д., свобода осуществлять выбор политики, направленной на развитие национальной экономики в желаемом порядке, провоцирует появление экономической безопасности. Сегодня, экономическая безопасность является, возможно, такой же важной частью национальной безопасности, как и военная безопасность. Создание и защита рабочих мест, которые поставляют ресурсы для оборонных и гражданский потребностей является важной составляющей частью национальной безопасности. Страны третьего мира менее безопасны из-за отсутствия рабочих мест для своих граждан.
Экологическая безопасность
Экологическая безопасность нацелена на решение экологических проблем, которые, каким-либо образом, угрожают национальной безопасности нации. Масштабы и характер экологических угроз, по отношению к национальной безопасности и стретегиям, цель которых решение такого рода проблем, являются предметом дискуссий. В то время, как все экологические события не считаются серезными и, как следствие, не классифицированы как угрозы, многие международные проблемы, глобального и регионального уровней могут повлиять на национальную безопасность. Ромм (1993) классифицирует их следующим образом:
Транснациональные экологические проблемы, которые ставят под угрозу безопасность нации, в широком смысле этого слова. К таким проблемам принадлежат глобальные экологические проблемы, среди которых изменение климата в связи с глобальным потеплением, вырубка лесов и утрата биоразнообразия и т.д.
Традиционно определены экологические или ресурсные проблемы, что могут повлиять на уровень безопасности нации. Последствия этих проблем могут стать обычными угрозами, первого или второго порядка, национальной безопасности. Такие разногласия могут варьироваться от повышенной напряженности в отношениях или открытого конфликта в связи со спорами по поводу дефицита водных ресурсов на Ближнем Востоке, к нелегальной иммиграции в Соединенные Штаты, вызванной упадком сельского хозяйства в Мексике. Геноцид в Руанде, косвенно или частичто вызван ростом населения и сокращающейся доступности сельскохозяйственных угодий, является примером конечности исхода, вытекающего из проблем экологической безопасности.
Экологически опасные результаты войны, например, разрушение римлянами полей Карфагена, посредством выливания соли на них; сжигание нефтяных скважин по приказу Саддама Хусейна во время войны в Персидсокм заливе; использование Агента Оранж Великобританией во время войны в Малайе, а также дефолиация лесов во время войны во Вьетнаме войсками США в военных целях.
Безопасность энергетических и природных ресурсов
Ресурсы включают в себя воду, источники энергии, землю и полезные ископаемые. Наличие достаточных природных ресурсов имеет важное значение для нации, а именно для развития ее промышленности и экономической мощи. Нехватка ресурсов является серьезной проблемой для Японии. В связи с этим, стране тяжело увеличить свою национальную мощь. Во время войны в Персидском заливе 1991 года, столкновение просходило из-за экономических вопросов. Ирак захватил Кувейт с целью владения его нефтяными скважинами, среди прочего. Водные ресурсы являются предметом споров между многими странами, в том числе двух ядерных держав, Индии и Пакистана. Нации пытаются получить энергетическую безопасность и природные ресурсы за счет приобретения необходимых ресурсов с помощью силы, переговоров и торговли.
Взаимосвязь между безопасностью, энергетикой, природными ресурсами, а также их долговременностью все шире признается международным сообществом, поскольку подтверждается тем фактом, что энергия является одним из вопросов, среди целей устойчивого развития ООН, а также кардинальным вопросом для политики поощрения инвестиций на национальном уровне.
Информационная безопасность
В последнее время кибербезопасность стала рассматриваться как насущная проблема национальной безопасности. Электронные информационные системы имеют жизненно важное значение для поддержания национальной безопасности любого государства. Возможный несанкционированный доступ к критически важным государственным инфраструктурам, со стороны государственных и негосударственных субъектов, может создать серьезную угрозу и оказать негативное влияние на политическую, экономическую и военную безопасность данной нации.
В Соединенных Штатах, администрация Буша, в январе 2008 года, создала Комплексную национальную инициативу по кибербезопасности (CNCI). Она представила дифференцированный подход: выявление существующих и возникающих угроз кибербезопасности, поиск и устранение существующих кибер уязвимостей и поимка актеров, которые пытаются получить доступ к защищенным федеральным информационным системам. Президент Обама выступил с заявлением о том, что «кибер угроза является одной из наиболее серьезных проблем экономической и национальной безопасности, с которыми мы сталкиваемся как нация» и, что «экономическое процветание Америки в 21-м веке будет зависеть от кибербезопасности.»
Расширение прав женщин
Стратегия национальной безопасности в разных странах мира
Политика национальной безопасности Бразилии
Идеология национальной безопасности, преподаваемая Школой армии США в Америке военному персоналу, была жизненно необходима для военного переворота 1964 года. Военную диктатуру установили в связи с заявлениями военных о том, что «левые» представляли экзистенциальную угрозу национальным интересам.
Политика национальной безопасности Китая
Китайские вооруженные силы известны как Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Военная сила с 2,3 миллиона активных солдат по состоянию на 2005 год.
Министерство государственной безопасности было создано в 1983 году с целью обеспечения «безопасности государства посредством эффективных мер, направленных против вражеских агентов, шпионов и контрреволюционных действий, целью которых является саботаж или свержение социалистического строя в Китае.»
Политика национальной безопасности России
В 1997 и 2000 годах, Россия приняла документы под названием «Концепция национальной безопасности», которые описывали глобальную позицию России, интересы страны, пересчитывали угрозы национальной безопасности и описывали средства борьбы с этими угрозами. В 2009 году эти документы были заменены «Стратегией национальной безопасности до 2020 года». Основной орган, отвечающий за координацию политики в области национальной безопасности России это Совет безопасности России.
В соответствии с положением 6 «Стратегии национальной безопасности до 2020 года», национальная безопасность это»ситуация, в которой индивид, общество и государство пользуются защитой от внешних и внутренних угроз в той степени, которая обеспечивает конституционные права и свободы, достойное качество жизни граждане а также суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства «.
Политика национальной безопасности Европы
Великобритания
Соединенные Штаты и вопросы национальной безопасности
Закон о национальной безопасности 1947 года
Концепция национальной безопасности стала официальным руководящим принципом внешней политики в Соединенных Штатах, когда Закон о национальной безопасности 1947 года был подписан 26 июля 1947 года президентом США Гарри С. Трумэном. С внесенными в 1949 году изменениями:
Примечательно, что этот закон не определял национальную безопасность, что было очевидно выгодно, так как ее неоднозначность сделала ее мощной формулировкой для вызова всякий раз, когда поднимаются для обсуждения и принятия решения вопросы, несущие угрозу другим интересам государства. Примером таких дел могут быть вопросы касающиеся внутренней политики государства.
Представление о том, что национальная безопасность включает в себя больше, чем просто военную безопасность присутствовало, хотя и было занижено, с самого начала. Закон создал Совет национальной безопасности, чтобы «консультировать президента по вопросам интеграции внутренних, военных и иностранных дел, касающихся национальной безопасности».
В то время как закон не определял «интересы» национальной безопасности, в рамках Совета национальной безопасности был создан «Комитет по внешней разведке», чьей обязанностью являлось проведение ежегодного обзора «определения уровня разведки, необходимого для удовлетворения интересов национальной безопасности Соединенных Штатов, согласно с указаниями Президента» (выделено автором).
В 1974 году, в своем эссе «Законные требования национальной безопасности» («The Legitimate Claims of National Security») генерал Максвелл Тейлор заявляет:
В этом широком смысле, национальные ценности включают в себя текущие активы и национальные интересы, а также источники силы, от которых сильно зависит наше будущее как нации. Некоторые ценности материальны и земны; другие же духовны или интеллектуальны. Они широко варьируются от политических активов, таких как Билль о правах, наши политические институты и международная дружба, ко многим экономическим активам, которые расходятся по всему миру от высокопродуктивной отечественной экономики при поддержке богатых природных ресурсов. Это насущная необходимость защищать эти ценность, которые узаконивают и делают роль национальной безопасности весьма важной.
Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов
Вооруженные силы США определяют национальную безопасность Соединенных Штатов следующим образом:
Собирательный термин охватывает как национальную оборону, так и международные отношения Соединенных Штатов. В частности, положение обеспечивается: а. военным или оборонным преимуществом над любым иностранным государством или группой государств; б. выгодным положением во внешних отношениях; или с. защитной позицией, способной успешно противостоять враждебным или разрушительным действиям изнутри или снаружи, явным или скрытым.
В 2010 году Белый дом включил всеобъемлющий взгляд на мир в стратегию национальной безопасности, которая определила «безопасность», как один из «четырех устойчивых национальных интересов» страны, которые были «неизбежно переплетены»:
«Для того, чтобы достичь мира, который мы ищем, Соединенные Штаты должны применять наш стратегический подход в погоне за четырьма устойчивыми национальными интересами:
Каждый из этих интересов неразрывно связан с другими: ни один интерес не может осуществляться изолированно, но в то же время, позитивные действия в одной области помогут развиваться всем четырем.»
Концепция национальной безопасности африканских государств
Концептуализация и понимание решений и вызовов национальной безопасности государств Африки является сложной задачей. Это связано с тем, что концепция национальной безопасности не коренится в их (в основном) нарушенном понимании государственного образования, а также в их, часто импортированном, процессе государственного строительства.
Хотя концептуализация безопасности после окончания Холодной войны расширилась, политика и практика многих африканских государств по-прежнему придает большего значения национальной безопасности так, как будто она синоним государственной безопасности и даже более узко-режимной безопасности.
Проблема высказанная выше, состоит в том, что ряд африканских государств был неспособен управлять своей безопасностью осмысленным образом. Многие из них часто были не в состоянии претендовать на монополию в использовании силы на своей же территории. Таким образом, существует гибридность безопасности «управления» или «обеспечения». Государства, которые не смогли охватить эту реальность в официальных стратегиях и политике национальной безопасности, часто предъявляют претензии на монополию силы и, таким образом, власть правителя подвергается сомнению. Это очень часто становится причиной ослабления государства. Примерами таких государств являются Южный Судан и Сомали.
Стратегия национальной безопасности по-американски
Чтобы отразить институционализацию новых бюрократических инфраструктур и правительственной практики в период после Второй мировой войны в США, когда культура полупостоянной военной мобилизации привела к созданию Совета национальной безопасности, ЦРУ, Министерства обороны и Объединенных Руководителей штабов, исследователи национальной безопасности применяют понятие состояния национальной безопасности:
Ограничение прав и свобод человека при обеспечении безопасности страны
Меры, принятые почти повсеместно во всем мире для поддержания национальной безопасности перед лицом возможных угроз привели к постоянной диалектической борьбе, особенно в либеральных демократиях, между государственной властью и правами человека и гражданина. Это естественная напряженность в процессе поддержания самоопределения и суверенитета, а также сохранения прав и свобод отдельных лиц.
Хотя меры национальной безопасности накладываются на защиту общества в целом, многие из них могут ограничивать права и свободы человека в обществе. В случае, если осуществление законов и полномочий национальной безопасности не подлежит хорошему управлению, верховенству закона и системе строгих сдерживаний и противовесов, существует риск того, что национальная безопасность может просто служить предлогом для подавления неблагоприятных политических и социальных взглядов.
В Соединенных Штатах спорный Закон США о патриотизме и другие правительственные действия внесли вопросы о правах и свободах во внимание граждан. Среди поднятых вопросов присутствовали следующие: в какой степени ради национальной безопасности могут быть ограничены индивидуальные права и свободы и как ограничение гражданских прав во имя национальной безопасности оправдано в отсутствие войны.