Что такое национальная культура эссе
Национальная культура
Понятие «национальная культура» очень сложное и многогранное. Если же говорить коротко, то она представляет собой комплекс определенных материальных и духовных ценностей отдельного народа, которые сформировались под воздействием социальных аспектов и факторов окружающей среды.
Чтобы лучше понимать понятие национальной культуры и ее роли в развитии традиций и духовности отдельных наций, стоит детальнее изучить этот термин, а также рассмотреть факторы, влияющие на него.
Что такое национальная культура
Общее понятие национальной культуры гласит, что это совокупность духовных и материальных ценностей каждой отдельной нации. Как правило, эти ценности формируются веками под воздействием социальных факторов, природной среды обитания и условий жизни конкретного региона (рисунок 1).
Рисунок 1. Национальную культуру определяет огромное количество факторов
Определение национальной культуры касается и ее проявлений: в традициях, моральных нормах и установках, духовных ценностях и даже стереотипах определенного народа.
При этом национальную культуру ни в коем случае нельзя назвать изолированной. Скорее наоборот, ее формирование неразрывно связано с традициями соседних народов, которые, оказывая влияние на обычаи других этносов, стимулируют развитие национальной культуры. В культурологии также считается, что народ, проживающий изолированно, отличается весьма бедными традициями, в сравнении с этносами, которые постоянно взаимодействуют с соседними народностями.
История и содержание термина
Понятие национальной культуры неразрывно связано с историей, расцветом и упадком определенного этноса. Все события, которые происходили в определенные временные отрезки, неизбежно отражаются на стиле мышления и традициях представителей конкретного народа.
Чтобы точнее понять национальную культуру определенного народа, нужно знать основные компоненты этого понятия:
В целом можно сказать, что оценивать национальную культуру по какому-то одному критерию неправильно, как и расценивать ее в качестве статической величины, неспособной к дальнейшему развитию (рисунок 2).
Нация и национальность
Ученые считают все национальные культуры равноценными, ведь каждая из них по-своему неповторимая, со своими уникальными традициями, чертами и элементами. При этом культуры разных этносов сосуществуют не изолированно, а взаимодействуют друг с другом, взаимно влияя на развитие (рисунок 3).
В этом смысле самым древним слоем национальной культуры считается этническая. Именно она несет в себе традиции и обычаи предков, которые являются своего рода символами и объединяют представителей одного этноса по принципу близкого кровного родства. При этом понятия нации и национальности имеют существенные различия, хотя по многим критериям и схожи между собой.
Нация представляет собой общественную единицу. Фактически, это собирательный образ для индивидов, проживающих на территории одного государства. Нация формируется на основе нескольких народов и этносов, образующих государство. При этом их национальные традиции постепенно меняются под воздействием друг друга, формируя понятие национальной культуры. Понятие национальности тесно связано с нацией. С научной точки зрения этот термин означает процесс перехода одного или нескольких народов в нацию.
Другими словами, если какое-либо государство насчитывает много этнических меньшинств, будет неправильно называть их отдельными национальностями.
Нация и этнос
Понятия нации и этноса в рамках рассмотрения национальной культуры гораздо более интересные. Этнос – это самый базовый термин, означающий народ с определенной языковой спецификой, символикой, материальными и духовными атрибутами (рисунок 4).
Несмотря на то, что отдельно взятые этносы считаются простейшей формой организации групп людей, именно они служат основой формирования национальной культуры.
Современные ученые пришли к другим выводам. Согласно последним исследованиям, именно этнос является чуть ли не единственной статической единицей социума. Любые попытки вторжения в народные традиции, быть или культуру могут привести к постепенному упадку или исчезновению этноса. Однако, если воздействий, оказывающих негативное влияние извне не будет, он способен на долгое время сохранится в неизменном виде.
К сожалению, все современные этносы тем или иным образом подвергаются влиянию глобализации. Постепенно исчезают некоторые традиции, размываются верования и меняются моральные ценности. Более того, в нашем современном обществе больше не считаются редкостью браки между представителями народов с совершенно разными традициями и обычаями. Это, в свою очередь, означает, что мы с вами может быть свидетелями формирования абсолютно новых и уникальных национальных культур.
Нация и язык
Формирование любой национальной культуры нельзя рассматривать без языка, как основы взаимоотношений между отдельными индивидами и развития традиций и верований. Именно язык играет ключевую роль в становлении определенного этноса, так как способен объединять даже очень большие группы людей.
При этом язык, в отличие от этноса, нельзя назвать статичной единицей. В традиционном языкознании принято считать, что лексика и даже грамматика могут постепенно меняться под воздействием войн, отношений с другими народами, глобализации и миграции. Однако некоторые характерные черты определенного языка все же сохраняются и играют важную роль в формировании национальной культуры.
Основные компоненты национальной культуры
Национальная культура включает несколько отличительных компонентов, которые и отражаются на ее основных чертах. В первую очередь принято рассматривать духовный аспект, включающий в себя язык, религию, нравственные нормы и художественные обычаи и культуру.
Однако не стоит забывать и о социально-политическом и материалом компонентах, которые играют важную роль в формировании национальной культуры вне зависимости от внешних факторов и исторического периода. В последнее время важная роль отводится и так называемому современному компоненту, который имеет свои особенности. В данном случае создается определенное состояние, противоположное традиционному. Данные тенденции отлично просматриваются в современном обществе, когда традиции и обычаи предков постепенно уступают более глобальным нормам поведения и мышления.
Способы сохранения национальной культуры
Процесс развития любой национальной культуры нельзя назвать простым, причем ее сохранение сопряжено с определенными проблемами. С одной стороны, представители любой культуры стремятся сохранить свои характерные традиции, символику и другие черты, характерные для определенного этноса. С другой – такая культура со временем отбрасывает некоторые стереотипы и элементы, считающиеся устаревшими в современном мире. В данном случае важно придерживаться «золотой» середины: не забывать о своих корнях под влиянием глобализации и популяризации, одновременно соответствуя требованиям современного мира.
На самом деле, защита любой национальной культуры – не выдумка, а вполне выполнимая задача. Учитывая основные ее составляющие, важно защищать такие важные для любой культуры качества, как язык, традиции и моральные качества. При этом сохранение и возрождение возможно лишь в том случае, если представители данной культуры будут считать ее по-настоящему важной.
Среди способов сохранения стоит выделить несколько вариантов. Во-первых, руководству страны следует внедрить такую систему образования, которая будет задавать общее культурологическое направление ценностей. В результате отдельно взятые представители будут полноценно функционировать в обществе и самостоятельно оценивать степень влияния других культур.
Во-вторых, если первое условие были реализовано оптимально, глобализация лишь обогатит культуру, а не приведет к ее растворению. При этом контроль за влияние глобальных веяний все же должен находиться у государственных властей.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ
Что мы называем национальной культурой?В настоящее время общепринятого и однозначного определения национальной культуры нет. Фигурируют две разные концепции, выдвинутые исследователями, стоящими на разных научных позициях.
Согласно первой национальная культура—это совокупность культурно-духовного наследия, созданного силами представителей одной конкретной нации. По данному определению обобщенно можно сказать, что все творения культуры, созданные физическим и интеллектуальным трудом представителей казахской нации, являются национальной культурой казахского народа.
Здесь речь идет о художественных, научных, образовательных, материальных ценностях, созданных лучшими представителями казахской нации. Будь то Мавзолей А. Ясави в Туркестане или золотое одеяние сакского воина, найденного в Иссыкском кургане, или романы М. Ауэзова, или стихи М. Жумабаева — все это представляет культуру казахского народа.
Особенность этого определения заключается в том, что культура здесь рассматривается в рамках национальных границ, в отрыве от культуры общества в целом. Применительно к нацинальным культурам диаспор, проживающих в Казахстане (русских, украинцев, татар, узбеков, уйгуров), совокупность культурных ценностей, созданных силами представителей вышеупомянутых народов, является их национальной культурой. Отсюда вывод, что в Казахстане параллельно существуют многочисленные национальные культуры.
Исследователи, рассматривающие культуру в узких национальных рамках, идут на поводу у патриотических чувств, не желая интеграции культур и опасаясь этого. Для них дорога самобытность национальной культуры. Поэтому им импонируют традиционные виды искусства, унаследованные от предков. Они всячески поддерживают их развитие, сторонятся культуры цивилизованных стран.
Второе определение национальной культуры рассматривает культуру с общегосударственной позиции.
Знаете ли вы, что понятиянациональное игосударственное часто употребляются в одном значении? Например, в словосочетанияхнацио нальная экономика, национальная история, национальная валюта, национальный банк.
Сейчас и у нас во многих случаях, как принято в цивилизованных странах, слово национальное употребляется в смысле государственное. Следовательно, национальная валюта и другие подобные словосочетания, где встречается слово национальное, должны пониматься не как казахское или русское, а как казахстанское, государственное.
Таким образом, когда речь идет о национальной культуре, надо понимать ее не как культуру казахского или русского народа, а как государственную. Тогда получается, что национальная культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных при участии казахского народа и представителей всех диаспор других народов, населяющих территорию Казахстана.
Национальная культура казахского народа составляет основу культуры народов республики. Это связано с тем, что казахский народ, давший название государству, является автохтонным (первоначальным, исконным) народом, представляющим и численное превосходство. Имеет значение и языковой фактор, исходящий из того, что казахский язык обладает государственным статусом. В будущем, обретя прочную основу, он должен превратиться в основной язык культуры, развивающейся в Казахстане. Отсюда уместно сказать об особом цементирующем статусе культуры казахского народа, которая должна стать ядром культур народов Казахстана. Культурные ценности, создаваемые представителями народов, проживающих на территории государства, являются неотделимой частью национальной культуры. Эти ценности интегрируются с национальной культурой и станут неразделимым целым.
Особенности национальной культуры.В развитии культуры Казахстана есть свои особенности. Главная из них — культура народов Казахстана отличается многоязычием и многообразием. Распространение информации в стране через телевидение, радио и развитие образования, искусства, науки осуществляется на казахском, русском и других языках. Каждый гражданин имеет возможность пользоваться достижениями культуры на том языке, которым хорошо владеет.
До обретения независимости в духовно-культурной жизни государства, как, впрочем, и в других сферах жизнедеятельности, господствовал русский язык. В связи с его доминирующим положением в обществе, подавляющее большинство населения Казахстана хорошо освоило русский язык. Следует отметить, что значительная часть коренного населения получила образование в школах и университетах, затем осуществляла свою общественную деятельность именно на этом языке. В 80-х годах XX в. 40% детей казахов обучались в русскоязычных школах. Эта тенденция по нисходящей линии продолжалась и в годы суверенитета страны. К десятилетию провозглашения независимости Республики Казахстан образование в школах осуществлялось на четырех языках (казахском, русском, узбекском, уйгурском). Действовали так называемые воскресные школы.
К началу XXI в. в Казахстане существуют десятки национальных культурных центров, деятельность которых направлена на сохранение и развитие родного языка и культуры, возрождение и приумножение традиций, обычаев своего народа. Все это обогащает культуру Казахстана.
Тенденция роста.После обретения независимости Республикой Казахстан отношение к духовной жизни изменилось в корне. Давление коммунистической идеологии ушло безвозвратно, демократия начала набирать силу. Гласность и плюрализм мнений вошли в повседневную жизнь. Развитие культуры получило новый импульс.
Тем не менее в постсоветский период развития национальной культуры наблюдались две противоположные тенденции. Первая из них — тенденция роста. В культурно-духовном развитии наблюдались коренные изменения.
Тенденция роста (развития) стала заметной во всех сферах современной культуры. В художественном искусстве в условиях отсутствия идеологического давления стало возможным изображать реальную жизнь современности, реальные события и реальных людей. Так называемые «белые пятна» получили огласку. На многие события и явления, происходящие в обществе, сформировались альтернативные оценки.
Некоторые крупные события отечественной истории — восстания, войны, революции — подверглись иному осмыслению и интерпретации со стороны политологов и философов. Изменились взгляды на деятельность некоторых общественно-политических лиц. Получили новую оценку произведения и высказывания великих биев, деяния всех ханов, батыров — организаторов и руководителей борьбы казахского народа с иностранными завоевателями.
Наука Казахстана возродилась идейно и методологически и получила иное направление. Если раньше научные труды писались только на русском языке, за исключением проблем казахского языка и истории литературы, то сейчас общественно-гуманитарные науки «заговорили» по-казахски.
Исследование истории.В советское время история Казахстана исследовалась как часть истории Советской России. Основные исторические события и явления преподносились с точки зрения господствующей идеологии. В условиях независимости все изменилось.
Теперь отечественная история изучается как история самостоятельного государства с государственных и научных позиций. Исследователи проблем отечественной истории рассматривают ее в контексте истории тюркоязычных республик, государств Центральной и Юго-Западной Азии, мусульманского мира и других стран, расположенных в прилегающих к границе Казахстана регионах, чьи исторические судьбы во многом схожи, протекали в одних и тех же исторических условиях. Кроме того, эти страны объединяет много общего, например, религия, менталитет, язык и др.
В действительности среди казахских правителей было немало деятелей, которые внесли неоценимый вклад в укрепление казахской национальной государственности и посвятили жизнь благополучию родного народа. Среди них смело можно назвать имена Есим хана, Тауке хана, Абылай хана, Касым хана, сделавших очень много для совершенствования структуры государственного управления, создания правовой системы государства, организации борьбы против иноземных завоевателей и побед над ними.
Имена каракерей Кабанбая, шапырашты Наурызбая, канжигалы Богенбая, некогда преданные забвению, снова стали гордостью казахского народа. Открылись новые страницы жизни и творчества трех великих биев Толе би, Казыбек би, Айтеке би.
Выпущены учебники, антологии и словари по казахской философии. В книжных магазинах и научных библиотеках появилось множество монографий и диссертаций на родном языке. Литературное наследие деятелей, некогда объявленных врагами, снова стало достоянием народа.
После обретения независимости в сфере образования наметились положительные тенденции. Число казахских школ приумножилось, и контингент учащихся значительно увеличился. Страна получила возможность проводить собственную политику в сфере образования, где реформы продолжаются. Республика готовится к переходу на двенадцатилетнюю систему образования, что явится важным и необходимым шагом в развитии системы образования в условиях масштабной глобализации.
Трудности развития и их причины.Наряду с тенденцией роста национальная культура испытывает и некоторые трудности в своем развитии. Вместе с коренной перестройкой науки и искусства, реформами в области образования, демократическими установками в процессе развития культуры — в условиях независимости в определенной мере наблюдаются и негативные тенденции. Они по характеру и значению резко отличаются от кризиса советского времени, и причины здесь другие. Если кризис культуры советского периода порождался идеологией, направленной на «слияние наций» и «отмирание языков», проводимыми властями адекватными мероприятиями, направленными на ассимиляцию национальных культур, то кризис в условиях независимости обусловлен сложностями в развитии экономики, вспыхнувшей коррупцией и нехваткой финансов для развития культуры.
Адаптирование экономики Республики Казахстан к условиям рынка проходило и сопровождалось сокращением производства, закрытием предприятий, следовательно, и сокращением финансирования бюджетных отраслей. Это прежде всего отразилось на состоянии культурных учреждений, ранее получавших дотации от государства. Многие театры, дома культуры, кинотеатры, библиотеки закрылись. Творческая интеллигенция освободилась от идеологического нажима и получила огромный материал, который мог бы служить основой сюжета для художественного произведения. Колоссальные по смыслу и значению события происходили ежедневно, их хватило бы на годы стабильного развития. Однако деятели культуры не были готовы работать в условиях демократии и гласности, не смогли психологически перестроиться, осмыслить и правдиво отразить окружающую действительность языком искусства.
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 108 ; Нарушение авторских прав
Народная культура: понятие, признаки, примеры, отличия от национальной культуры
Сегодня в обществе принято выделять три основных формы культуры: народную, массовую и элитарную. В этой статье мы изучим специфику народной культуры, узнаем в чём её особенности. Рассмотрим примеры.
Что такое народная культура?
Народная культура — форма культуры, созданная неизвестными и непрофессиональными авторами. В произведениях народного характера демонстрируется особенный, уникальный национальный опыт, раскрываются менталитет, нормы и ценности морали, нравственности, религии. Благодаря существующим традициям народная культура передается в бесписьменной форме от одного поколения к другому. В качестве наиболее распространенных примеров можно назвать сказки, танцы, обряды.
Отличительная черта народной культуры – отсутствие автора. Ее автором считается народ. Поскольку такая культура имеет в основном устную форму, народной культурой можно не только сказки, легенды, танцы, но и анекдоты, былины, рецепты национальных блюд. Для народной культуры характерна уникальность. Она возникает на основе специфики прошлого исторического периода населения страны, своеобразия природного мира, климата, географического местоположения, менталитета.
Для содержания традиционной культуры характерны такие черты, как простота, доступность, понятность и наглядность. В ней иррациональные ценности и действия преобладают над рациональными, доминируют принципы естественности, глубины, основательности, древности, низких индивидуальных притязаний личности. В отличие от других культурных форм ее можно заметить в каждой жизненной сфере народа. Например, в воспитании детей, домашнем хозяйстве.
Признаки и примеры народной культуры
Рассмотрим основные признаки народной культуры, и приведём соответствующие примеры.
Как появляется народная культура?
Корни народной культуры берут свое начало в далеком прошлом. В ее состав входят элементы, структуры, имеющие этническую особенность, осуществляющие этно-интегрирующую функцию народа.
Классическую культуру формируют люди, которые существуют в закрытом общественном и географическом пространстве, связанные происхождением, экономической деятельностью. Реализация культурной коммуникации происходит за счет активных контактов в рамках общества, обыденного воспитания детей в семье, общине. Познания, навыки, общий культурный опыт дети получают непосредственно от родителей, ученики – от мастера, прихожане – от священника без участия прочих институционально-организационных форм. Им не нужны особенная подготовка для восприятия, технические средства для хранения и воспроизводства культурного наследия.
Для народной культуры характерны непрофессиональность и анонимность. У нее нет точной специализации, конкретных авторов. Она считается творческим продуктом коллектива людей, в котором роль отдельной личности весьма мала. Поэтому нельзя сказать, кто именно придумал определенную песню, легенду и т.д. При наличии в культуре специализации она обладает довольно слабым фрагментарным уровнем. Человек, который выполняет роль гармониста, может быть плотником и торговцем. В некоторых случаях профессионализм все-таки существует, если во внимание берутся сложные области деятельности, но это чаще исключение, чем правило.
Значение народной культуры
Говоря о значении народной культуры, необходимо понимать, что пару десятков назад у людей были совершенно иные моральные ценности, и другой жизненный уклад, что нашло свое отражение в массовых продуктах прошлого времени. Культура – то, что мы совершаем ежедневно, наши мысли, действия. И в этом плане народная культура помогает человеку прикоснуться к прошлому своего народа, почувствовать самобытность и уникальность предыдущих поколений, где каждый очень серьезно относился к тому, чтобы любой человек был личностью, его действия имели конкретный смысл.
Народная культура подразумевает уважение к человеку. Ее авторами стали обыкновенные люди, которым приходилось сталкиваться с несчастьями, пороками. Они понимали реальную стоимость труда, с презрением относились к бездеятельности. В примерах народной и элитарной культуры можно было увидеть морально-нравственные посылы, о которые представители предыдущих поколений пытались поведать доступным и простым языком.
Отличия народной от национальной культуры
Как мы уже сказали, народная культура появляется и передаётся преимущественно в устной речи — принадлежность к ней не означает наличие познаний в области письма, чтения. В данном смысле безграмотность не является тождественным понятием бескультурья. В народной культуре почти нет текстов. Поэтому ее исследование осуществляют этнология, этнография и другие аналогичные науки. Можно утверждать, что народная культура — коллективная личность, за пределами которой находится отдельный человек.
Что же касается конкретно «нации», то она раскрывает свое существование именно благодаря межкультурным связям, возникшим у него с остальными нациями, тем самым обретая свою уникальность. Этого удается добиться за счет принадлежности к единой цивилизации. Нация не способна существовать изолирована — она входит в состав культурной коммуникации с другими нациями. Таким образом, базисом национальной культуры считается персональное, авторское творчество, и это решительно отличает национальную культуру от народной, которая считается анонимной. В этом плане, например, Есенин считается именно национальным поэтом, а не народным, поскольку все его произведения являются исключительно авторскими, а так же выпускаются в письменном виде.
Заключение
Сегодня в обществе в рамках социальных и культурных изменений происходит естественная потеря народной культурой своей сущности. Имитацией ее форм, методов и механизмов функционирования занимается теперь массовая культура. Однако, при изучении указанного вопроса наибольшее количество ученых делает вывод, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с массовой культурой. Напротив, массовая культура относится враждебно к настоящей народной культуре.
Важно учесть тот факт, что сейчас в мире происходит смешивание различных культурных форм. Они оказывают непосредственное влияние друг на друга. В качестве примера можно привести классическую музыку, которая подвергается современной аранжировке и обретает «второе дыхание».