Что такое национально культурная идентичность чем она определяется

Культурная, национальная, этническая идентичность

Феномен идентичности был «вызван к жизни» в начале 20 века, в так называемую эпоху «модерна». Эта категория имеет свои собственные виды и формы, а также подходы к изучению.

Феномену идентичности мы посвятили отдельную статью (см. тут), здесь же мы проанализируем его основные формы – культурную, национальную и этническую, а также их взаимосвязь в современном мире в условиях глобализации.

Культурная идентичность человека

Что такое национально культурная идентичность чем она определяется. Смотреть фото Что такое национально культурная идентичность чем она определяется. Смотреть картинку Что такое национально культурная идентичность чем она определяется. Картинка про Что такое национально культурная идентичность чем она определяется. Фото Что такое национально культурная идентичность чем она определяетсяЭто такая самотождественность человека, при которой он:

Часто культурную самоотнесенность человека «совмещают» с социальной идентификацией. Особенно актуальным такой «синтез» стал в условиях масштабно идущей глобализации. Этот процесс неимоверно ускорил темпы социальных и культурных изменений (см. Глобализация). Вследствие чего перед человеком проходит калейдоскоп как событий, так и изменений ценностей, значения социальных ролей и образов жизни. Индивид не в состоянии не просто усвоить такой «ценностный поток», но зачастую и осознать его трансформации. А это база для кризиса идентичности.

В традиционном обществе вопрос о культурной самотождественности не был таким острым, более того, он был естественным образом жизни. Как правило, ощущение себя представителем и субъектом своей культуры возникает:

Знание особенностей культурной идентичности (своей и чужой):

Национальная идентичность человека

Согласно сложившейся в науке точке зрения, в которой отрицаются все прочие формы идентификации человека, кроме национальной (как неизменной и базовой), – процесс формирования такого самоотождествления является многоуровневым или многоэтапным.

Третий — это разработка идеологии, национальной идеи и т.д. и ее внедрение

Четвертый – это использование данного инструментария для воздействия на мир, регулирование поведения и прогностика.

Следует заметить, что наука все еще не располагает единым понятийным аппаратом для категории «нация», поэтому национальную идентичность часто рассматривают вместе с этнической (где тоже нет общепринятого определения).

Этническая идентичность

Для изучения этой формы соотнесенности человека с группой или сообществами в науке широко используются методы:

Самая первая идентификация человека, связанная с его естественной средой, культурой и группой. Она реально существует, в отличие от иных неорганических конструктов.

Подход, используемый в политических науках, рассматривает этническую идентичность в качестве социального инструментария и нацелен на получение групповых преимуществ и мобилизацию представителей

Утверждает созданность этничности «вручную» для целей групповой солидарности. Отрицает ее объективность.

Все эти подходы имеют свои веские основания и аргументы и во многом являются «дополнениями» друг друга.

Отечественная наука уже давно для объяснения этнической идентификации использует понятие «самосознание». Однако в нем, помимо соотнесенности к национальному отождествлению, присутствуют также и представления о народе и языке, его культуре, истории и менталитете. Как правило, такие представления всегда эмоционально окрашиваются и вызывают соответствующее отношение. Поэтому здесь возможно совмещение понятий национальной и этнической идентичностей и самосознания.

Между тем, более стабильна как раз этническая самотождественность, поскольку она менее зависима от экономики, политики, так как базируется на общности культуры и происхождения.

Ввиду этого соотношение национальной и этнической идентичностей может иметь несколько форм:

Происходит подчинение одной группой остальных этнических групп (власть), данный этнос становится господствующим и основным, а культура титульной нации объявляется всеобщей. В этом случае национальная идентификация сводится к этническом определению.

В этой ситуации этническое отождествление называется ранней социальной формой взаимосвязи в группе, связанной с культурой. А национальное – последующей и связанной больше с гражданством и политикой. (Здесь также часто кроется непонимание разницы между национальной и государственной идеей).

Это ситуация активного и конфликтного противопоставления этнических групп и намеренного отделения от существующей национальной идентичности. Обычно такие противоборства используются в идеологиях, которые преследуют политические цели.

Россия как полиэтническая страна вырабатывает свои подходы в поддержании стабильности между многочисленными развитыми этническими общностями на своей территории. Но современные исследования показывают, что, тем не менее, в групповом сознании присутствует противоречие по вопросам идентичности. Среди национального и этнического самоотождествления доминирует именно этническое.

Источник

Национальная идентичность

Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

Национальная идентичность может быть многоуровневой и сложносоставной. У малых народов, не имеющих собственной государственности, нередко имеет место национальная идентичность, комбинирующая региональную этнокультурную идентичность с более широкой национальной идентичностью, связанной с политической нацией и государством. Национальную идентичность мигрантов может определять как их происхождение, так и самоидентификация с их новым государством и его культурной средой.

На определённых этапах развития в рамках одной и той же этнокультурной группы могут конкурировать несколько проектов национальной идентичности. Примером может служить соперничество носителей малороссийской идентичности и носителей украинства на малороссийских землях Российской империи. В некоторых контекстах понятие «национальная идентичность» употребляется в отрыве от индивида, как некая совокупность черт и установок, присущих целой группе людей.

Позитивное и конструктивное выражение чувства, связанного с собственной национальной идентичностью, называется патриотизмом и национализмом, негативное и гипертрофированное — шовинизмом.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Среди специалистов, занимающихся исследованиями национализма, выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм (конструктивизм) и этносимволизм. Основные различия между этими школами лежат в вопросах о том, когда и почему появились нации и национализм. При этом российские исследователи столкнулись с проблемой националистического дискурса, которая до сих пор не решена.

Типология государств — это особая научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данным государствам их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.

Источник

Что такое национально культурная идентичность чем она определяется

SOVIET AND POST-SOVIET IDENTITIES / Eds. M. Bassin, C. Kelly. — N.Y.: Cambridge University Press, 2012. — 370p.

Где та граница, за которой национальная идентичность переходит в национализм? И где граница между идентичностью этнической и национальной?

Хотя интерес к проблемам национального в научной сфере остается стабильно высоким и количество посвященных им книг и статей быстро возрастает, основные вопросы, связанные с определением и концептуальными рамками ключевых понятий, до сих пор продолжают быть актуальными. Это тем более примечательно, что, казалось бы, ясные ответы на эти вопросы были даны еще в 1970—1980-е гг. группой историков и социологов, которых принято объединять в условную группу «конструктивистов» (Бенедикт Андерсон, Эрнест Андре Геллнер, Эрик Хобсбаум и др.). «Конструктивистами» их называют за то, что нация для них, по сути, — ис-кусственный идеологический конструкт, продукт европейской философской мысли XVIII в., искавшей новые основания для объединения больших социаль-ных общностей в условиях секуляризации религии и нарастающей дискредитации идеи династической империи.

По всей видимости, дело здесь не только в том, что в реальной жизни не всегда можно четко квалифицировать, где заканчивается этническая принадлежность и начинается национальная. Например: к какой нации принадлежат жители Кве-бека? Являются ли отдельной нацией курды и если да, то имеют ли они право на собственное государство? Или если нация возникает только уже при наличии суверенного государства, то как быть с национальными революциями XX в., при которых национальная идентичность у народа возникала раньше, чем этот народ получал собственные государственные институты? (И это только те вопросы национальной идентичности, которые проявляют себя в форме военных конфлик-тов.) По всей видимости, дело прежде всего в различии генезиса и прагматики наций и национальных идентичностей, соединившихся в трудах конструктиви-стов воедино. В результате, с одной стороны, представление о «нации» явилось в виде единой стройной системы, сформировавшейся в основных чертах в Запад-ной Европе XVIII в. и далее усложнявшейся в зависимости от локальной специ-фики, но без принципиальных структурных трансформаций. С другой стороны, определение этого феномена фактически было передоверено самим творцам идеологии: нация постулировалась через идентичность, и структура одного понятия автоматически переносилась на другое — при том что сами создатели этих идентичностей, как правило, и не стремились к целостному и непротиворечивому результату, а ставили перед собой совсем иные цели.

Фактически сборник «Советские и пост-советские идентичности» представляет собой попытку найти новые определения «нации», «национализму» и, в конечном счете, «нацио-нальной идентичности», которая продолжа-ет формировать первые два понятия. В опре-деленной степени можно сказать, что перед нами опыт неоконструктивистского анализа, пока еще осторожный, скорее на уровне casestudies, чем теоретических обобщений, но вмес-те с тем уже предлагающий попытку перефор-мирования концептуального поля, связанного со спецификой национального. Не опровергая основную идею о нации как воображенном сообществе и национальной идентичности как способе сознательной самоидентификации (и, соответственно, о гибкости такого воображе-ния и субъективности такой самоидентифика-ции), авторы сборника, однако, не стремятся выстраивать целостную картину, которая бы «объяснила все», — наоборот, они предлагают широкий спектр индивидуальных взглядов на проблему. Пусть эти статьи не сложатся в единообразную непротиворечивую картину — тем лучше, зато они позволят социологу избежать призрака структурности, приблизившись вплотную к «нации» во всем ее протеизме. (С другой стороны, определенная структурность прослеживается на метауровне коллективного исследования: сем-надцать статей сборника названы главами и объединены в шесть частей, посвя-щенных, соответственно, статусу национальной идентичности, ее институциям, мифам, пространствам, языкам и символам веры.)

Материал позднего (послесталинского) СССР и постсоветского пространства оказывается особенно удобен для такого рода работы, так как конструирование национальных идентичностей происходит здесь, во-первых, активно и наглядно, а во-вторых (и в-главных), разнообразно: так, можно выделить как минимум два противоположных понимания нации и национализма — имперское и (более тра-диционное) национально-освободительное.

В более широком масштабе можно утверждать, что в эпоху растущей глобали-зации тексты культуры гегемонного национализма — созданные в рамках госза-каза фильмы, романы, памятники, наконец, телевидение и радио — стратегически чрезвычайно изменчивы. Поскольку их имперское воодушевление неизбежно должно оказаться провинциальным в глобальном круговороте культурных установок, способность националистического гегемона к внезапной инверсии смысла дает возможность объявить себя потенциальной жертвой более крупного против-ника, то есть мировой культурной державы» (с. 41).

Большинство статей сборника посвящены таким текстам (в широком семи-отическом смысле) и социальным конструктам, производившим национальную идентичность в советском обществе — сама «закрытость» которого обеспечивала зыбкость и недостаточную отрефлексированность границы между национальным и националистическим — и производящим ее сейчас, когда большинство постсо-ветских республик идентифицируют себя прежде всего какнациональные госу-дарства. Установка на принципиальную многоплановость поддерживается выбо-ром тематики статей. Перед нами — исследование не столько самих идеологий в их непосредственном проявлении (статья Конди в этом смысле является скорее исключением), сколько повседневных бытовых практик советского и постсовет-ского человека, срез его обыденной жизни в культурно-антропологическом ключе, анализ его чувств и эмоций, его отношения к ближайшим социальным контекстам. Национальная идентичность вычленяется из этих мелких деталей, реконструируется из толщи культуры, в которую авторы сборника проникают — используя выражение Гирца — с помощью метода «насыщенного описания». Как объясняют во введении составители книги Катриона Келли и Марк Бассин: «Предлагаемые здесь разные «моментальные снимки» советской и постсоветской реальности отражают некоторые из многочисленных процессов формирования идентичности на этом обширном континенте (landmass). Они уводят нас от традиционного образа субъекта коммунистической утопии,homo soveticus,(удачно или несовершенно) регламентированного и подвергнутого идеологической обработке, к более тонкому взгляду на советских граждан как индивидов, вовлеченных во множественные практики, верования и институты, которые они сами помогли себе оформить, понять и выразить» (с. 13).

СтатьяБиргит Боймерс «Национальная идентичность во взгляде в прошлое: Современное российское кино» посвящена отражению национальных (и нацио-налистических) кодов в кинематографе 1990—2000-х гг., в котором был визуали-зирован целый ряд разнообразных проектов идентичности постсоветского чело-века, формирующейся через переживание опыта, в основном травматического, его советского прошлого.Дмитрий Баранов в исследовании «Архаизируя куль-туру: Этнографический музей» анализирует музеефикацию этнографических предметов и кодов, которые были призваны сформировать идентичность кон-струируемой нации — советской.Альберт Байбурин в статье «Ритуалы идентичности: Советский паспорт» обращается, по сути, к той же стратегии, но уже на примере официального (и многообразно ритуализированного) документа.

Статьи «»Если завтра война»: Патриотическое воспитание в советской и постсоветской начальной школе»Виталия Безрогова, «Покоряя космос: Культ Юрия Гагарина»Эндрю Дженкса и «Конструирование наций в постсоветской Централь-ной Азии»Сергея Абашина посвящены конструированию идентичностей наций, прежде всего «титульных», на базе героических мифов советского или досовет-ского (особенно у Абашина) прошлого.

В статьеДины Хапаевой «Советская и постсоветская Москва: Литературная реальность или страшный сон?» прослежено, как менялось отношение к Моск-ве в советском и постсоветском культурном пространстве, когда город из «образцового социалистического» постепенно превратился в вампирское простран-ство «Ночного дозора» Сергея Лукьяненко и «EmpireV» Виктора Пелевина. Урбанистическую тематику продолжаетЭльза-Баир Гучинова в работе «Из СССР на Восток: Национальные и этнические символы в городском тексте Элисты» — исследование китчево-«ориентализированной» архитектуры столицы Калмыкии проводится в концептуальных рамках, интересно совмещающих семиотику об-разца Тартуско-московской школы с постколониализмом. ИсследованиеВиктории Арнольд «Пространство (пространства) ислама в советской и постсоветской России», также входящее в этот блок из трех статей, посвященный местам иден-тичности, переводит разговор с пространств географических в сакральные, пока-зывая, как национальное (и националистическое) чувство формируется в дебатах о строительстве культовых мест не «своей» религии.

Майкл Горэм в статье «Языковая культура и идентичность в постсоветской России: Матерные сбережения» обращается к тому, как средством идентичности выступает язык — в частности, отсюда непрекращающаяся борьба «за чистоту языка», — а мат в таком контексте оказывается одним из маркеров негативной идентичности, воспринимается как внешнее проявление ее коллапса. В работе Оливье Феррандо «Установки и практики языкового обучения в постсоветской Центральной Азии: Между этнической идентичностью и гражданским самосо-знанием» демонстрируется созданная еще в СССР иерархия языков, при которой русский занимал доминирующее положение, и последствия такой языковой политики в 1990—2000-е гг., а в статьеАнны Кушковой «Выживая в эпоху дефицита: Нарративная конструкция «Советской идентичности»» русский язык занял не менее двусмысленное положение уже в позднесоветскую эпоху: с одной стороны, это было средство вербализации травматического опыта жизни в Советском Союзе, которая описывалась в категориях общенародного ощущения униженно-сти, но, с другой стороны, это общее чувство создавало свой вариант коллектив-ной — советской — идентичности.

Наконец, последний блок, посвященный символам веры (creeds) национальной идентичности, составили статьи «Соревнующиеся ортодоксии: Идентичность и религиозная вера в советской и постсоветской России»Катрионы Келли, «»Народное православие» в советской и постсоветской России: идеология, потребление и соперничество»Александра Панченко и «Религиозная принадлежность и поли-тика постсоветской идентичности: случай Беларуси»Галины Мяжевич. Народная культура, этническая принадлежность и государственная политика здесь драматически переплетаются с актами религиозного выбора людей, живших в СССР и ныне оставшихся на постсоветском пространстве.

Несколько выделяется из общего списка статьяРональда Григора Сюни «Противоречия идентичности: Быть советским и национальным в СССР и после», которая открывает книгу. Автор не анализирует частный случай проявления национальной идентичности и не формулирует новых методов анализа наций, а вводит читателя в курс дела, тем самым показывая, что потенциальная целевая аудито-рия сборника отнюдь не ограничивается специалистами по России.

Можно спорить о том, насколько подход к феноменам нации и национализма со стороны не больших теоретических парадигм, а точечных исследований от-дельных практик национального способен привести к переопределению того кон-цептуального поля, о котором говорилось в первой половине рецензии, — или он, наоборот, останется разрозненной мозаикой casestudies(что не умаляет, однако, ценности каждой из них в отдельности). В любом случае этот опыт важен. Ант-ропологический взгляд на повседневные бытовые практики обогащен здесь гу-манитарным подходом к ним как к текстам, открытым для анализа, но при этом не «оторванным» от собственных референтов и не превращенным в отвлеченную игру идей вокруг национальной проблематики.

[1] Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма [1983] / Пер. с англ. В. Николаева. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. С. 30—32.

[2] См.: Геллнер Э. Нации и национализм [ 1983] / Пер. с англ. Т.В. Бердиковой, М.К. Тюнькиной. М.: Прогресс, 1991.

[3] «…Впервые идеологии в собственном смысле слова возни-кают и завоевывают господство именно в тот момент, когда политическая система начинает освобождаться от непо-средственной власти унаследованной традиции, от прямо-го и мелочного руководства религиозных и философских канонов, с одной стороны, и от принимаемых на веру пред-писаний традиционного морализма — с другой. Дифферен-циация автономного государства предполагает и диффе-ренциацию особой самостоятельной культурной модели политического действия, поскольку прежние, неспециа-лизированные модели либо слишком универсальны, либо слишком конкретны, чтобы обеспечить ориентацию, кото-рая требуется в политической системе» (Гирц К. Идеология как культурная система // Гирц К. Интерпретация культур [ 1973] / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. С. 249).

[4] «.Мы не можем утверждать, что для большинства людей национальная идентификация — когда она существует — исключает или всегда либо часто превосходит остальные идентификации, образующие социальное бытие. Факти-чески она всегда комбинируется с идентификациями ино-го рода, даже когда ощущает себя превосходящей их» (HobsbawmE.J.NationsandNationalismsince1780: Pro-gramme, Myth, Reality. 2 nd edn. Cambridge : Cambridge Uni-versity Press, 1992. P. 11).

[5] «Национализм силен, только когда опирается на партику- ляристские отношения (isstrongonlyinparticularistterms), на убежденность в том, что чья-либо этническая или на-циональная традиция особенно ценна и нуждается в за-щите практически любой ценой»(HastingsA.TheConstruc-tionofNationhood: Ethnicity, ReligionandNationalism. Cambridge : Cambridge University Press, 1997. P. 4).

[7] Имеетсяввидустатья:Tlostanova M. The Imagined Free-dom: Post-Soviet Intellectuals between the Hegemony of the State and the Hegemony of the Market // South Atlantic Quarterly. 2006. Vol. 105. № 3. P. 637—659.

Источник

Формирование национальной идентичности

Что такое национально культурная идентичность чем она определяется. Смотреть фото Что такое национально культурная идентичность чем она определяется. Смотреть картинку Что такое национально культурная идентичность чем она определяется. Картинка про Что такое национально культурная идентичность чем она определяется. Фото Что такое национально культурная идентичность чем она определяется

Дата публикации: 09.07.2015 2015-07-09

Статья просмотрена: 8091 раз

Библиографическое описание:

Ахмедханова, С. М. Формирование национальной идентичности / С. М. Ахмедханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 438-441. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20893/ (дата обращения: 11.12.2021).

Данная работа рассматривает понятия слов «идентичность» и «национальная идентичность». Описывает возникновение и использование их в системе образования. Определяет задачи в воспитании у учащихся национальной идентичности и способы их решения.

Как формируется национальная идентичность?

Поставленный вопрос использует два понятия, которые сами нуждаются в объяснении. Что такое «идентичность» и что такое «национальность»? Мы должны отдавать себе отчет, что в национальном иногда скрывается идентификация или чувство лояльности к государству, а иногда ― к нации как к этническому сообществу.

Идентичность (англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам.

Национальная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национальная идентичность не схожа с понятиями гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности человека к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

Человек — это нечто сложное, и его можно рассматривать как природное, социальное и духовное существо. Следовательно, совокупность условий, создаваемых и защищаемых государством, призвана обеспечить надлежащее развитие гражданина России во всех трех его ипостасях: природной, социальной и духовной. Работая и постоянно взаимодействуя с детьми, для меня стало нормой сталкиваться с личностями разного темперамента и менталитета, и порой бывает сложно найти общий язык с ними. Но это не является основой для деления детей на национальности и определения их национальной идентичность. Если рассматривать мой класс — то детей разных национальностей у меня не много, а если считать учащихся с которыми я работаю, то их будет намного больше.

Система образования — важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Образовательная политика отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.

В образовании наметилась тенденция связывать воспитательную деятельность школы с формированием у учащихся российской идентичности, что также прослеживается в нашей работе с детьми, то есть осознания себя как носителя российской культуры и гражданина России. Она стала ответом на те проблемы, с которыми столкнулось образование в связи с внедрением программ патриотического воспитания в школе, вызванных к жизни катастрофическими процессами разрушения идентификационных структур сознания.

Для решения этой задачи необходимо осуществить целый комплекс разработок:

— во-первых, реформировать теоретические представления о процессах самоидентификации подростка со своей страной и культурой народа;

— во-вторых, создать систему мониторинга процессов формирования российской идентичности;

— в-третьих, предложить технологии педагогического воздействия на эти процессы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, введенном в действие приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, вопрос формирования российской государственной идентичности переводится на практические рельсы. Стандарт “направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности”; “Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны в первую очередь отражать российскую государственную идентичность”.

На формирование настроя нацелены школьные программы общественных наук, программа воспитания и социализации, внеурочная деятельность.

Для претворения в жизнь этой миссии, решения этой ключевой задачи школьному учителю на мой взгляд в первую очередь необходимы:

— Технологии педагогического воздействия на эти процессы;

— Толерантная образовательная среда, в своей работе толерантность в первую очередь должна проявлять «я», учитель, тем самым подавая пример обучающимся;

— Решение вопросов организации школьного самоуправления как инструмента гражданского воспитания, так как данная коллективная работа сплачивает коллектив и воспитывает в них чувства ответственности, долга и идентичности.

Кратко рассмотрим некоторые пути решения этих проблем.

1) Понятие “педагогические технологии” — это не просто совокупность организационных форм и методических приемов применения тех или иных средств обучения, а еще и исследования, проводимые с целью выявить принципы развития и найти способы оптимизации образовательного процесса, применить новые методические приемы и использовать разработки учебно-методических материалов и технических средств обучения.

В научном понимании и употреблении термина “педагогическая технология” существуют множество различных позиций:

— Педагогические технологии как средство для учебного процесса. (разработки классных мероприятий на патриотические темы например: «Первая мировая война», «Моральный долг и совесть человека. В чем они проявляются?», Классный час «Я — часть России» ко Дню народного единства., Герои Отечества» ко Дню Героев Отечества., «12 декабря — День конституции», Рождества Христова» (как празднуют Рождество в семьях учащихся, их бабушек и дедушек), «Живая память», посвященный Дню памяти погибших в Афганистане….

— Педагогическая технология как система коммуникации на определенном алгоритме взаимодействия участников образовательного процесса: разные формы работы с детьми — беседа, диалог, круглый стол, организация и проведение школьных и классных мероприятий.

— Педагогическая технология как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук.

— Педагогические технологии как многомерный процесс

Педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам на формирование национальной идентичности.

Любая педагогическая технология охватывает определенную область образовательной деятельности. Эта сфера труда, с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), а с другой — сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня, что позволяет, говорить о вертикальной и горизонтальной структуре педагогических технологий.

Технологий формирования социокультурной идентичности — эта проблема может решаться на основе имеющегося опыта применения следующих типов технологий:

— личностно-ориентированного обучения и воспитания (диалог с ребенком, диалог с родителями, посещение ребенка на дому);

— технологии обучения в сотрудничестве(если у ребенка возникают какие-либо проблемы, то я как классный руководитель, учитель предметник и сам ребенок стараемся найти причину возникшей проблемы, и в совокупности приходим к общему знаменателю);

— групповые технологии (проведение мероприятий на пример линейка по ПДД для младших школьников);

технология коллективного взаимодействия (в нашем коллективе — это организация походов, коллективных поездок на экскурсии, проведение классных мероприятий Мастерская Деда Мороза» Новогодние представления. «Здравствуй, Новый Год!», Урок мужества «23 февраля — День Защитника Отечества. Помним, уважаем, чтим», 8 марта, «Венок памяти», посвященный Великой Победе. Классный час «Наши земляки в борьбе за Родину»);

— технология исследовательского (проблемного) обучения (когда мои учащиеся сами готовят и с моей помощью проводят классные часы например: Классный час «Первая мировая война», Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?», Кулинарное путешествие. Культура и этикет питания, Классный час «Константиновск — мой дом родной». (посвященный освобождению г.Константиновска), Минута славы: «Чтобы помнили…» — день памяти погибших в Чернобыльской катастрофе…);

— технологии творческой деятельности (ребята участвуют в творческих конкурсах).

В своей работе по формированию российской государственной идентичности, я также стараюсь использовать интерактивные формы и методы обучения: эвристические беседы, презентации, дискуссии, “мозговые атаки”, метод “круглого стола”, метод “деловой игры”, конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций, групповые работы с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей).

Методологической помощью в формировании социокультурной и национальной идентичности на современном этапе развития средней школы счмтаю такие документы как:

— “Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы”;

— “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”;

— “Концепция Фундаментального ядра содержания общего образования”;

— “Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования” и др.

Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным концессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

— патриотизм (стараюсь прививать детям любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

— социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие себе и окружающим тебя людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

— гражданственность (правовое государство, гражданское общество, «долг перед» Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

— семья (любовь и верность, здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших);

— искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *