Что такое национальное образование
Что такое национальное образование
Со второй половины 80-х годов XX в. начинается процесс постепенного перехода от унитарной, денационализированной образовательной системы к демократической, вариативной и этнически ориентированной системе образования. Начинается процесс возрождения и качественного обновления национальных школ России.
В современных педагогических концепциях, посвященных национальному образованию, просматривается генетическая связь между такими фундаментальными понятиями, как образование, общечеловеческие, национальные ценности, ментальные ценности. Теоретико-методологический анализ данных понятий позволит выявить основы становления национальной образовательной системы России.
— являясь основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку;
— ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.
Концепция модернизации, инициированная правительством, определяет два основных направления в развития российского образования:
— модернизация образования с учетом мирового опыта;
— возрождение российской культуры и ценностей национального образования.
Работа представлена на всероссийскую научную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», г. Москва, 14-16 мая, 2007 г. Поступила в редакцию 14.04.2007 г.
Сущность национального образования
Вопрос о национальном образовании многократно поднимался в истории, причем не только в таком многонациональном государстве, как Россия, но и во Франции, Германии, американских государствах. Здесь очень легко преступить грань, когда обсуждение национальных особенностей оборачивается превозношением национальной исключительности.
Конечно, нельзя отрицать, что образование в различных государствах несет на себе характерные национальные черты, отпечаток культурных традиций. Еще К. Д. Ушинский, много внимания уделивший обоснованию и разработке идеалов национального образования, замечал, что у каждого народа есть своя национальная система воспитания. Так, ядром германской системы воспитания является наука, и поэтому средоточием образования в Германии являются университеты. Принцип английского воспитания – выработка характера, свободного самоуправления, идеал гражданина. Он и определяет собой как школу Англии, так и колледжи и университеты, которые дают не столько научное, сколько общее образование, необходимое будущему политическому деятелю свободного государства. Для Франции, напротив, характерно стремление к внешнему, практическому приложению научного знания. Отсюда – профессиональный характер ее системы высшего образования, система конкурсов, обращающих больше внимания на внешний лоск, стиль и блеск разрешения поставленных задач, чем на глубину мысли и содержания. Американскую систему образования отличает безудержное стремление вперед, динамичность, неустойчивость, заставляющие американцев всегда стремиться к новым методам и формам во всем, включая образование. В ней отражается «лихорадочная поспешность, с которой строит жизнь этот новый, не имеющий культурных традиций и свободный от предрассудков народ пионеров». Словом, каждый народ имеет исторически сложившийся, особенный идеал человека, который он и реализует в своей национальной системе воспитания. К. Д. Ушинский пишет: «Основания воспитания и цель его, а следовательно, и главное его направление различны у каждого народа и определяются национальным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить и часто переходят от одного народа к другому» (цит. по: Гессен С. И. Основы педагогики. М., 1995. С. 333).
Что касается России, то, по мнению К. Д. Ушинского, она так и не приобрела своей особенной системы воспитания, ограничиваясь подражанием чужим системам и поэтому оставаясь необразованной. Ведущее место в образовании Ушинский отводит национальному языку. Сегодня, когда Россия мучительно ищет свои ценностные ориентиры во всех областях – от экономики до образования и форм проведения досуга, эта проблематика становится исключительно актуальной. Много сейчас говорится об особом пути российской экономики, политики, образования.
Мы уже видели, к чему ведет классовая направленность образования, противопоставление общечеловеческому. Еще раньше было замечено, что национальное, возведенное в самоцель, оторванное от общечеловеческого, не менее опасно – оно перестает быть самим собой, перестает быть подлинно национальным, превращаясь в лучшем случае «в тот персидский костюм, в котором, по свидетельству Герцена, щеголял желавший быть русским Аксаков» (Гессен С. И. Основы педагогики. С. 78). Как замечают многие исследователи, начиная с немецкого философа и педагога И. Фихте, национальный характер науки, искусства, образования – не цель, а естественная форма, стиль, в котором «по необходимости проявляется работа над общечеловеческими ценностями. Соответственно, «национальное образование – не особый вид образования, а естественный стиль всякого подлинного образования» (Гессен С. И. С. 340).
Таким образом, национальность культурного творчества любого народа – это форма, которую само собой принимает деятельность, направленная на разрешение общечеловеческих задач. Замечательно написал об этом И. Станкевич: «Чего хлопочут люди о народности? Надобно стремиться к общечеловеческому, свое будет поневоле. На всяком искреннем и непроизвольном акте духа невольно отпечатается свое… Кто имеет свой характер, тот отпечатает его на всех своих действиях. Создать характер, воспитать себя – можно только человеческими началами» (цит. по: Гессен С. И. С. 346).
При таком подходе правомерно утверждать, что «всякое хорошо поставленное образование и будет национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию». Проблема образования народа тождественна проблеме образования личности: «Самое первое понятие национального образования – это вовлечение народа в образовательный процесс» (Гессен С. И. Основы педагогики. С. 346). Еще Фихте в «Речи к немецкой нации» не столько видел своеобразие каждого народа в приспособленности к тому или иному виду культурного творчества, сколько переносил ее из плоскости культуры, как таковой, в плоскость отношения к культуре, и в первую очередь к образованию. Есть теснейшая связь между отрицанием образования и отрицанием культуры, как таковой. Выпячивание же собственной культуры и национальных особенностей, квасной патриотизм в любых проявлениях, неприятие любой иной культуры – это, как правило, признак замаскированной ненависти к культуре. Не случайно идеолог фашизма, чистоты арийской расы и немецкой культуры Геббельс говорил: «Когда я слышу слово культура, я хватаюсь за пистолет». Отношение к культуре, включая образование, – один из наиболее характерных критериев культурного уровня, культурной продуктивности нации и государства. Часто говорится о том, что чрезмерный контроль государства над образованием, его идеологизация – неизменный спутник тоталитарных режимов. Замечено, однако, и то, что отсутствие внимания к образованию со стороны государства – верный путь к фашизму (так произошло в период «брожения мыслей» и прекраснодушных рассуждений о демократии в Германии и Италии 20–30-х г.г.).
Совокупность целей образования, если она превращается в «национальную программу» или «господствующую идеологию», определяет не только «лицо», но и «тело» социального организма, накладывая печать на экономику, духовную культуру, содержание организации образования (Зотов А. Ф. Образование и судьбы России // Вопросы философии. 1999. № 3. С. 53).
Различные формы национализма как две капли воды похожи, а «революционный космополитизм» и «консервативный национализм» – две стороны одной медали – бескультурья и необразованности. Художник, философ, ученый, которые поставят целью не выражение прекрасного, не решение научного вопроса, а именно национальное (классовое) искусство, науку, образование – создадут нечто тенденциозное, искусственное, фальшивое. Еще раз сошлемся на С. И. Гессена: «Измельчение нации в национализме ведет к тому, что все своеобразие нации утрачивается». Мы бы добавили – утрачивается жизнеспособность нации, ее творческая продуктивность.
США в очень многих отношениях не та страна, которую стоило бы ставить в пример. Но гражданин США любой национальности и расы с детства воспитывается в том, что он – гражданин великой страны, американец по национальности (пусть ирландского, польского, армянского или еврейского происхождения). Автору этих строк довелось побывать на лекции чернокожего профессора политологии знаменитого Джорджтаунского университета, который говорил о том, что для него, американца, не будет естественным поддерживать те или иные африканские режимы только по признаку цвета кожи. Естественным образом действительно интернациональный характер в течение веков приобретала американская культура – джаз, литература, спорт. Не только американская, но вся мировая история учит, что национальные культуры расцветали не в изоляции, а как раз во взаимодействии с другими культурами – в этом смысле даже крестовые походы или завоевания Александра Македонского имели свою положительную сторону.
Выдающийся сын Америки Мартин Лютер Кинг был борцом за права не только негров, как мы привыкли думать, но и именно за равные права, общечеловеческие ценности. Прививая идеи «великого братства людей», любви к любому человеку, даже «врагу» («сумей встать на его место, а если он не прав, сумей убедить его – тогда он перестанет быть врагом»), терпимости к чужому мнению, он сыграл решающую роль даже в прекращении позорной войны во Вьетнаме. Воспитательное значение его деятельности было так велико, что бессильным оказался выстрел убийцы. Достаточно сказать, что благодарная Америка объявила его день рождения национальным праздником.
Сегодня этого нет. Кичащаяся своим экономическим благополучием и военной мощью Америка пытается навязать всему миру свои представления о порядке, ничуть не заботясь о тысячах жертв в тех странах, где она этот порядок устанавливает. Тем временем в сытой и благополучной Америке фашиствующие юнцы устраивают кровавое побоище в собственной школе – из того же желания самоутвердиться. Не сразу Америка поймет, что это – звенья одной цепи, одной и той же болезни утверждения силой.
Плоды своего имперского мышления, желания навязать всему миру свой, «социалистический» порядок пожинает и бывший СССР. Возведя «железный занавес», чтобы оградиться от любого внешнего влияния, мы научились только поиску врага, нетерпимости. Итог этой разрушительной психологии – не только в развале экономики, безработице, нищенских пенсиях, беспризорных (даже при живых родителях) детях, разгуле терроризма и преступности, брезгливом злорадстве со стороны бывших «друзей» и «врагов». У нас исчезло ощущение граждан великого государства, представителей великой культуры. А это еще ужаснее и мрачнее в смысле перспектив. Оплевывание прошлого порождает «Иванов, не помнящих родства». В начале 90-х г.г. в большом книжном магазине на Невском проспекте я был свидетелем, как на вопрос, нет ли такого же альбома на русском языке, продавец, немолодой мужчина (возможно, даже переживший блокаду), ответил: «Мы книг на девальвированном (!) языке не держим». Что же сказать о молодых, которые пройдя воспитание такими «университетами», говорят: «Лучше бы Гитлер нас победил, иначе бы жили». Молодая, неглупая девчонка, которой поручили набирать статью к юбилею Пушкина, возмущается: «Народились всякие Пушкины, а ты печатай». Нет ли в этом вины современного образования, которое сдалось перед мутным потоком современной жизни? И нет больше «Сказок старой бабушки», с которыми мы входили в жизнь. Бабушки торгуют на улице, чтобы заработать на кусок хлеба, а если повезет, то подкинуть деньжат любимому внуку на компьютер. Сегодняшние родители, гордясь своим действительно смышленым мальчуганом, говорят: «Он каждый день знает курс доллара!» Что станет с этим малышом, лишенным сказок бабушки, милых, ласковых слов языка, которые мы сами «девальвируем».
Мы столь же редко задумываемся о роли языка в нашей жизни, как и о роли воздуха, которым дышим. А ведь язык – это тот инструмент, с помощью которого мы не только впитываем навыки повседневной жизни. Первые слова мы слышим от матери, на родном языке, на нем мы получаем первые уроки доброты, приобщаемся к сокровищам родной, а затем мировой культуры. Разрушение, засорение языка – симптом чрезвычайно опасный, имеющий прямое отношение к будущему всего народа и государства, и это – одна из серьезных проблем современного образования.
Вместо чудного языка Пушкина, который мы впитывали со школы, с раннего детства, все более привычным становится бессмысленный поток речи, обильно сдобренный матерными выражениями уже в обычном бытовом разговоре, ими пересыпана речь даже молодых пар, красиво одетых, симпатичных, по-своему влюбленных. Трудно чему-то иному научиться не только на улице, но с экрана телевизора, причем при показе не только низкопробных боевиков, но даже заседания Государственной Думы, наших избранников, которым мы доверили свое настоящее и будущее.
Опять же со ссылкой на современные научные исследования: регулярное использование ненормативной лексики – свидетельство не только духовной пустоты, но и надлома души, выплескивание смеси страха и агрессивности. Цинизм, напускная бравада создают только видимость уверенности в себе, особенно болезненно травмирующей своей несостоятельностью, иллюзорностью. Все чаще опять-таки в серьезных научных статьях говорится о том, что современный кризис духовности является не только следствием экономического кризиса. В той же степени справедливо и обратное: экономический кризис – это прежде всего кризис духовности, и мы никогда не выйдем из него, не преодолев духовного развала. Мировой опыт показывает: «никогда успехи в экономике не достигались за счет экономии на духовной культуре» (Философия образования. М., 1998. С. 5).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что такое национальное образование
Информация
Расскажите друзьям
Национальное образование – это непрерывный процесс воспитания и обучения, который опирается на традиционную национальную систему воспитания, национальный язык, культуру, нравственные ценности; имеющий целью формирование национального самосознания как необходимого условия развития целостной личности, воспитанной в духе национальной терпимости и уважения к другим народам, и реализующийся через систему образовательных учреждений на всех образовательных уровнях: семейное воспитание, дошкольное, общее школьное, профессиональное и дополнительное образование.
Задачи национального образования (по отношению к личности):
По отношению к нации задачами национального образования являются:
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» язык образования определяется нормативными актами государственной или муниципальной образовательной организации (школа, детский сад, колледж).
Главной целью государственной национальной политики в Кабардино-Балкарской Республике является создание максимально благоприятных условий для соблюдения национальных интересов всех народов, проживающих на ее территории, обеспечение максимально благоприятных условий их полноценного участия в политическом, социально-экономическом и национально-культурном развитии Республики. (Закон «Об образовании в Кабардино-Балкарской Республике»)
В школе созданы условия для получения этнокультурного образования, изучения культуры народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарской Республики. Учебные планы ООО и СОО предусматривают изучение дисциплин региональной и этнокультурной направленности: «География КБР», «История КБР», «Культура народов КБР».
Что такое национальное образование
Национальное образование
Национальное образование – это непрерывный процесс воспитания и обучения, который опирается на традиционную национальную систему воспитания, национальный язык, культуру, нравственные ценности; имеющий целью формирование национального самосознания как необходимого условия развития целостной личности, воспитанной в духе национальной терпимости и уважения к другим народам, и реализующийся через систему образовательных учреждений на всех образовательных уровнях: семейное воспитание, дошкольное, общее школьное, профессиональное и дополнительное образование.
Задачи национального образования (по отношению к личности)
задачи развития национального самосознания;
воспитание уважения к родному языку и культуре;
приобщение к мировой культуре через призму культуры своего народа;
воспитание терпимости к другим народам;
социальная адаптация личности не только в пределах своего этноса, но и в мировом сообществе.
По отношению к нации задачами национального образования являются
сохранение этнической самобытности;
передача национального языка, культуры, традиций, исторического опыта этноса от одного поколения к другому;
приобщение нации к ценностям мирового сообщества.
Главной целью государственной национальной политики в Кабардино-Балкарской Республики является создание максимально благоприятных условий для соблюдения национальных интересов всех народов, проживающих на ее территории, обеспечение максимально благоприятных условий их полноценного участия в политическом, социально-экономическом и национально-культурном развитии Республики. (Закон «Об образовании в Кабардино-Балкарской Республике»)
В школе созданы условия для получения этнокультурного образования, изучения культуры народов, проживающих на территории Республики.
В 2017-2017 учебном году 145 обучающихся с 1 по 11 класс будут изучать кабардинский язык (по заявлению родителей)
Учебные планы ООО и СОО предусматривают изучение дисциплин региональной и этнокультурной направленности: «География КБР», «История КБР», «Культура народов КБР».
С 2015 года в рамках Соглашения о сотрудничестве между Эльбрусским районом и г.о. Прохладный коллектив школы принимает активное участие в совместных мероприятиях.
Фестиваль иностранных языков «По странам и континентам»
Фестиваль Дружбы (День толерантности)
О развитии национально-ориентированного образования
Педагогические науки
Похожие материалы
Актуальность заявленной темы, с одной стороны, определяется тем, что осмысление и освоение социально-исторического опыта, уникального этнокультурного наследия, традиций и обычаев, сохранение и укрепление национального своеобразия и самобытности своего народа на основе единства общечеловеческих и национальных ценностей являются сегодня важнейшими задачами общества и системы образования. Об этом свидетельствуют научные исследования и педагогическая практика в нашей стране и за рубежом. В «Конвенции о правах ребенка» (статьи 29-30) отмечается, что образование должно быть направлено на воспитание и развитие у человека таких чувств, как уважение к культуре своего народа, его достижениям, самобытности, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает и, вместе с тем, к культурам других народов. В современных условиях, когда произошла определенная утрата духовности, предстоит восстановить связь времен, возродить систему традиционных ценностей, на которых базируется национальное самосознание. В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» говориться о том, что необходимо формировать идентичность гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей [1].
С другой стороны, актуальность во многом определяется тем, что федеральные государственные образовательные стандарты по новому расставляют акценты в образовании, центрируют наше внимание на компетентностной парадигме, включая в поле компетенций способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды. Тем самым провозглашается единство образовательного и культурного пространства страны при содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций. Данное обстоятельство формирует особый социальный заказ к образованию и обязывает современные системы образования реформировать образовательную среду, содержание, педагогический процесс, искать наиболее оптимальные пути и средства совершенствования процесса профессиональной подготовки учителей. Становится очевидной важность разработки новых подходов к формированию у будущих учителей богатого профессионально-личностного и творческого потенциала, позволяющего реализовывать воспитательные возможности этнокультурного наследия в работе со школьниками. Очевидно, что содержание образования сегодня должно быть этнофункционально согласованно с традиционной культурой региона рождения и проживания человека. Ведущей идеей является положение о том, что оптимальная степень этнокультурной идентичности достигается тогда, когда индивид, наряду с приобщением к общекультурным традициям, «включается» в родную культуру, усваивает присущие ей традиции мировоззрения, мироощущения, мирочувствования и миропонимания (менталитет народа). В связи с этим целью реформирования национально ориентированного образования должна рассматриваться в контексте совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей через овладение этнокультурными традициями в условиях глобализации и этнодифференциации. Со всей очевидностью обозначилась значимая научно-педагогическая проблема, вызванная объективной необходимостью совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих учителей, значимостью обеспечения педагогических условий для организации дидактического процесса в таком контексте. «Воспитание, если оно не хочет стать бессильным, должно быть народным…», – писал К.Д. Ушинский [4, с. 67]. Подлинная школа неотрывна от национальной почвы. Она передает, хранит и формирует национальную культуру. «Диалог культур» в образовании – действенное условие и национального развития, и гармонизации межнациональных отношений. Наша новая школа должна учитывать богатый отечественный историко-педагогический опыт и выполнять духовно-нравственную миссию как особый культурно-образовательный институт.
В процессе становления и развития национального образования в нашей стране наиболее значимым является период, когда происходили кардинальные изменения в содержании, методах и способах организации образовательных систем под воздействием преобразований политического, экономического и социально-культурного характера в конце ХХ – начале ХХI в. Исследование процесса развития образования в национальных республиках (Татарстан, Башкортостан, Мари Эл, Мордовская республика, Удмуртская республика) позволило установить, что национальные ориентиры в образовании по новому проявились во время «перестройки» (80 – 90-е гг. ХХ в.). Породил много противоречий этап модернизации национальных образовательных систем (начало ХХI в.) [2, 3]. Для каждого этапа характерны ведущие парадигмальные изменения в национальном образовании, общими для всех этапов стали: создание системы обучения на родном языке, разработка учебников, подготовка национальных педагогических кадров, создание национальных образовательных учреждений, разработка ведущих тенденций образовательной деятельности, внедрение национально-регионального компонента и др. Однако на всех этапах приоритетным являлась подготовка педагогических кадров для национальной школы и разработка содержания национального образования.
В контексте профессионально-педагогической подготовки кадров для национального образования интересен и полезен современный опыт Татарстана. Здесь разрабатываются теоретические концепции национального образования на основе культурных традиций татарского народа (З.Г.Нигматов, Ф.Ш.Салитова, Я.И.Ханбиков, Ф.Г.Ялалов и др.). Большое внимание подготовке национальных педагогических кадров уделяется в КГУ (Казанский (Приволжский) федеральный университет). В Казанском государственном педагогическом университете готовят специалистов по новым специальностям: «Учитель татарского языка и иностранного языка», «Учитель немецкого языка для татарских школ», «Учитель татарского языка, литературы и восточных языков». Подготовка педагогических кадров позволила систематизировать, функционально обеспечить процесс возрождения национальной школы в республике. Конец 90-х годов ХХ в. – нач. ХХI в. стал периодом создания методологии и идеологии возрождения национального образования [6]. Одним из важнейших условий становления национальной школы является ее содержательное обеспечение. Появились такие учебные предметы и факультативные курсы, как «История Татарстана и татарского народа», «География Татарстана», «Культура татарского народа», «История религий», «Этнопедагогика» и др.
Отметим, что в школах республики образовательная область «Искусство» представлена новыми курсами на выбор: «Культура татарского народа», «Художественная культура Татарстана», «Национальная культура», «Культура и религия», «Мусульманская культура», «Декоративно-прикладное искусство татарского народа», «История развития татарской живописи» и другими. В программу по музыке на всех этапах обучения во многих школах, в том числе русскоязычных, включены разделы «Музыка татарских композиторов», «Народная татарская песня», «Народные татарские музыкальные инструменты» и т.д. На школьном уровне разработаны и ведутся такие факультативные и специальные курсы, как «Татарский и русский фольклор», «Танцевальное творчество народов Поволжья», «Прикладные музыкальные инструменты», «Татарское народное музыкальное творчество», «История татарского театра», «Татарское народное творчество и народные промыслы», «Традиции и обычаи татарской семьи» и многие другие. После принятия Закона о государственных языках в Татарстане введено обязательное изучение татарского языка и литературы во всех классах всех типов учебных заведений. Но наряду с этим расширяется сеть школ с обучением на других национальных языках. Сегодня в 118 школах дети обучаются на чувашском, в 35 – на удмуртском, в 21 – на марийском, в двух – на мордовском языках. В Набережных Челнах работают воскресные школы армянского, грузинского, азербайджанского, украинского, немецкого, башкирского, чувашского и марийского языков [2]. Создание национально-территориальной системы образования в Республике Татарстан предполагает обеспечение условий для сохранения самобытности и развития каждой нации на основе ее исторического прошлого, экономических, культурных, этнических и других традиций. Анализ развития систем национального образования в ряде республик позволяет сделать следующие выводы:
Национально ориентированное образование основывается на усвоении национальной культуры, родного языка, что включает духовные ценности, историю, народный фольклор. Одним из таких средств в обучении студентов педагогического вуза, по нашему мнению, может служить использование народных сказок изучаемых языков. При исследовании проблем взаимоотношения народного фольклора и языка, при сопоставлении народных сказок разных народов выявляются древнейшие представления о мире, которые значительно влияют на формирование национального менталитета. Именно народная сказка, являясь универсальным средством передачи представлений об окружающем мире и о самом индивиде, носителе данного языка, выражает морально-этические ценности народа. Использование сказок важно не только для понимания прошлого народа, но и для изучения своеобразного национального менталитета и понимания национального характера.
Удмуртский фольклор интересен тем, что в силу ряда природных и исторических обстоятельств удмуртам довольно долгое время удавалось сохранять свою культуру, традиционное мировоззрение в относительной неприкосновенности. Приобщение к этому наследию мы практикуем через изучение народных сказок на занятиях по иностранному языку, через диалог культур, в котором раскрываются лингво-культурологические характеристики изучаемых народных сказок.
Удмуртские сказки заинтересовали многих исследователей и ученых уже в конце XIX века. Н.Г.Первухин замечает, что «…у вотяков редко старые люди рассказывают сказки молодежи, как это бывает у русских. Мать и отец рассказывают сказки своим маленьким детям только до тех пор, пока сами не особенно состарились, но дед и бабка будут внукам охотно говорить о старине, а рассказывать сказку, вымысел считают для себя уже неприличным» [3, с.21].
Значительный вклад в изучение удмуртских сказок внесли венгерские и финские ученые. Венгерский финно-угровед Б. Мункачи удмуртские народные сказки представляет сразу на двух языках: удмуртские тексты даны в латинской транскрипции и параллельно идёт немецкий перевод всех сказок. Данный материал используется нами на занятиях по немецкому языку. В процессе изучения удмуртских народных сказок раскрывается возможность изучения сразу двух языков: родного языка – удмуртского и иностранного – немецкого.
Использование удмуртских народных сказок при подготовке будущих учителей иностранного языка способствует, с одной стороны, глубокому пониманию национальной специфики и сохранению родной культуры, а с другой стороны, позволяет значительно повысить уровень владения языком и качество профессиональной подготовки. Изучение народных сказок формирует у обучающихся умение видеть своеобразную структуру и сюжет сказочных текстов различных языков, особенности сказочного повествования и типичных национальных персонажей. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет заключить, что народная сказка обладает национальным своеобразием, отражает исторический опыт, традиции и обычаи, выражает и формирует национальный менталитет и самосознание.
Подводя итог разноплановому освещению вопросов национально-ориентированного образования отметим, что, заботясь о судьбе подрастающих поколений, мы должны дать молодежи высокие морально-нравственные ориентиры, прочную духовную опору, используя богатое народное наследие. Поэтому сегодня, как никогда, необходима эффективная государственная политика в сфере национального образования. Нельзя допустить вырождения национальных традиций, необходимо стремиться к их возрождению.