Что такое национальный стиль в музыке
Этническая музыка
Этни́ческая му́зыка (этника, этно) — ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь азиатская и африканская музыка, адаптированная под североамериканские и европейские стандарты коммерческой звукозаписи, а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п. В произведениях этнической музыки применяются звуки «хоомей», джембе, дудука, ситара, волынки, диджериду. Распространено семплирование народных инструментов и пения.
В музыкальной индустрии словосочетание может использоваться как синоним народной музыки. Такое использование следует признать сознательной или бессознательной дезинформацией слушателя, поскольку (если исходить из синонимичности понятий «этническая музыка» и «World music») запись в коммерческой студии, и вообще любой акт, связанный с получением прибыли за производство музыки, ни при каких условиях не является традиционным действием, и соответственно имеет лишь символическое отношение к народной музыке.
Содержание
Терминология
Термин получил распространение в 1980-х годах как название раздела классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает:
Принятый в русском языке термин «этническая музыка» является компромиссным: термин «world music» (музыка мира) звучит в переводе непонятно, а термин «народная музыка» частично дискредитирован советской официальной культурой и некорректен по отношению к классическим традициям музыки Востока. Поэтому был взят термин «ethnic music», в английском языке исторически описывающий линейку музыкальной продукции, выпускаемую специально для восточных рынков и для эмигрантов из стран Востока (в первую очередь из Индии)
История
Обращение западной цивилизации к экзотическим для неё традициям народной музыки и музыки других цивилизаций уверенно прослеживается начиная с музыки барокко. Существует множество музыкальных произведений на стыке этнической и классической музыки. При этом следует отметить композитора Антонина Дворжака, написавшего «Славянские танцы» под влиянием народной музыки народов Центральной Европы, и «Симфонию № 9» («Из нового света») под влиянием народной музыки негров и аборигенов Северной Америки. Большое влияние этническая музыка (особенно музыка Востока) оказала на таких американских композиторов XX века, как Генри Коуэлл, Джон Кейдж, Лу Харрисон и Алан Хованесс.
В 1960-х годах многие рок-музыканты прибегали к средствам традиционной музыки Востока. Например, в музыке The Beatles появились индийские элементы, а участников группы учил играть на ситаре известнейший индийский музыкант Рави Шанкар.
В ту же эпоху широкую популярность приобрел относимый в англоязычной культуре к «мировой музыке» стиль регги, берущий начало в духовной музыке Ямайки, и его крупнейший исполнитель Боб Марли.
В 1980-х годах на западе произошёл очередной всплеск интереса к этнике. С одной стороны — западные музыканты искали новых влияний и открывали для себя народную музыку, с другой стороны — этническая музыка были перспективной с точки зрения маркетинга и музыкальной индустрии. Тогда появились радиопередачи («World of Music» на радиостанции «Voice of America», «D.N.A: DestiNation Africa» на «BBC Radio 1Xtra», шоу Andy Kershaw на «BBC Radio 3», и прочие), фестивали (WOMAD), лейблы («Real World» Питера Гэбриела, основанный в 1988; «Piranha Music»; World Music Network; «Luaka Bop» Дэвида Бирна), специализирующиеся на этнической музыке. В России также есть немало лейблов, специализирующихся на World Music и этнике: Sketis Music, Dom Records, Dolina Bortanga и другие. В связи с общим упадком индустрии физических носителей из реально действующих российских world music лейблов можно выделить только Sketis Music.
Произошло её пересечение с такими стилями как рок-музыка (некоторые работы Питера Гэбриела и Роберта Планта, Рада и Терновник, Ят-ха), поп-музыка (например: т. н. latin pop, Шакира), электронная музыка (этно-электроника: Волга, Токэ-Ча, Deep Forest, Yarga Sound System, Иван Купала), Ят-ха, State of Bengal). Несколько обособленно на этом фоне стоит московская лаборатория звука — «Руда Нави», хотя ее творчество в большей степени относится к экспериментальному эмбиенту (Trip Ambient) многие треки проекта являются отличными примерами этно эмбиента с северными и индейскими корнями.
Особо стоит отметить армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, который записал саундтреки к нескольким голливудским кинофильмам. Нельзя также не упомянуть Николая Ооржака одного из замечательнейших шаманов Западной Тывы, исполняющих традиционную музыку своего народа. В его исполнении вы можете услышать и горловое пение и многое другое.
В России за последние годы жанр этнической и world музыки становится все более и более популярным. Яркими образами российской world music сцены стали такие группы и музыканты как Рада и Терновник, Инна Желанная, ТЛ «Руда Нави», Ва-Та-Га, Намгар, Волга, ВеданЪ КолодЪ, Волков Трио, Сергей Старостин, Хуун-Хуур-Ту, Иван Смирнов, Степанида Борисова|Якутия, Yarga Sound System, Нино Катамадзе, Пелагея, Барабаны АШЕ, Sandal, Fudjin-HAO.
Инструменты
Примерами инструментов этнической музыки (нередко заимствованных и другими жанрами) являются ситар, диджериду, калимба, варган, бубен, кото, перкуссия и другие
Примерами этнического вокала могут служить: горловое пение, русское народное пение, йодль и другие
Если говорить о русской этнической музыке (фольклоре), то можно выделить довольно много традиционных русских (славянских) инструментов: гусли, гудок, жалейка, свирель, рожок и другие
Национальная музыка
Национальная музыка. Национальные музыкальные школы
Приблизительно до начала XVIII века европейская музыка не имела четких национальных различий. Господствующая христианская церковь несла свои, общие для всех стран каноны, европейская светская музыка была подвержена итальянскому, французскому, немецкому стилю в зависимости от исторического периода.
Одним из первых исследований национального творчества стало создание Джоном Парри в 1742 году сборника «Древняя британская музыка». Следует отметить, что использование народного фольклора в музыке того периода было явлением экзотическим и не преследовало цель приблизить классическую музыку к национальным традициям.
Эпоха романтизма дала музыкальному миру новые эстетические принципы, которые утвердили не обобщенное начало, а яркие, индивидуальные образы. Широкое распространение национальные музыкальные традиции получили к 1850 году.
Само определение «национальные школы» вызывает немало противоречий. Связаны они с использованием композиторами в своих сочинениях фольклорных мелодий с учетом традиционного европейского стиля. Кроме того, в одном произведении зачастую использовались и народные мелодии, и восточные напевы.
Все же общий интерес народному творчеству, стремление прикоснуться к самобытным национальным традициям пошатнули господство германо-итальянских романтических тенденций и дали толчок к эволюции национальных музыкальных школ. Национальная музыка наиболее ярко отразилась в оперных и вокальных произведениях.
Русская национальная школа
Основоположником русской национальной школы, безусловно, считается Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Великий композитор «пробил брешь» в засилье иностранной музыки при русском дворе (достаточно вспомнить, что простой народ разговаривал на русском языке, а двор – на французском). Глинка побудил следующие поколения русских композиторов обратиться к народному творчеству.
Ближайшим его последователем стал Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869), творчество которого также послужило ориентиром для музыкантов.
Неразрывно с идеями Глинки связано творчество композиторов «Могучей кучки». В содружество входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и музыкальный критик-литератор В.В. Стасов. Члены «Могучей кучки» систематически изучали образцы народного фольклора, православного церковного пения. Настойчивость в создании национального музыкального стиля увенчалась блестящим успехом: «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Снегурочка», «Хованщина», «Царская невеста» и другие произведения стали воплощением русского стиля в классической музыке.
В 70-х годах XIX века «Могучая кучка» практически прекратила свое существование, но обрела достойных последователей. Активно русская национальная школа развивалась в классах Петербургской консерватории, «беляевском кружке» и имела в своих рядах таких известных композиторов, как А.К. Лядов, А.К. Глазунов, Н.В. Арцыбушев.
Гениальным продолжателем эстетической концепции «Могучей кучки» был Петр Ильич Чайковский (1840-1893). Его произведения, будучи более привержены романтизму, раньше других русских композиторов покорили сердца европейских ценителей музыки. Сочинения Чайковского отличают великолепная оркестровая палитра, выразительность чувств, эмоций, которые ярко передают крайне чувствительную и восприимчивую натуру композитора.
Чайковский всемирно известен благодаря операм «Пиковая дама» и «Евгений Онегин», балетам «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица».
Чешская национальная школа
На развитие чешской национальной школы серьезное влияние оказала геополитическая обстановка, сложившаяся в XIX веке. В начале столетия Богемия была территорией, зависимой от Австро-венгерской империи. Постоянная конфронтация с метрополией привела к массовому росту патриотических настроений и стала катализатором появления столь значительных фигур в искусстве, как Дворжак и Сметана.
Отцом чешской национальной школы является композитор, дирижер и литератор Бедржих Сметана (1824-1884), с детских лет известный как талантливый пианист и скрипач. Находясь в постоянном конфликте с австрийским режимом, Сметана несколько лет проводит в Швеции. Помимо композиторской деятельности, он руководил Филармоническим обществом Гетеборга, а с 1866 по 1847 год, по возвращении в Прагу, возглавил Национальный театр.
Всемирно известным произведением Сметаны считается опера «Проданная невеста» (1866), а высшим воплощением национальной чешской музыки – цикл, состоящий из шести симфонических поэм «моя Родина» (Ma Vlast).
Другим знаменитым представителем чешской школы был Антонин Дворжак (1841-1904). Карьера последователя эстетических принципов Сметаны началась в качестве музыканта: Дворжак был виртуозным скрипачом, а впоследствии органистом. Неожиданную славу композитора Антонину принесли два цикла «Славянских танцев», написанных для фортепиано. Творческое наследие Дворжака составило девять симфоний, десять опер, множество камерных и хоровых сочинений.
Национальная школа Испании
Испанская музыка длительный период находилась под влиянием традиций итальянских мастеров, а любая попытка обратиться к национальным мотивам считалась, по меньшей мере, дерзостью. Музыкальное искусство страны, практически лишенной национальной оперы, нашло опору в оригинальном жанре тонадильи.
Тонадилья – это короткая комическая музыкальная пьеса с инструментальным сопровождением, включающая фрагменты народного происхождения. Распространившись по всему Пиренейскому полуострову, более чем полстолетия тонадилья способствовала появлению испанской лирической музыки. Логическим развитием стало рождение жанра сарсуэлы и появление таких прекрасных произведений, как «Игра с огнем», «Большой путь», «Бунтовщица», «Дуэт африканки» испанских композиторов Фернандеса Кабальеро, Федерико Чуэка и Руперто Чапи.
Впервые широкое международное признание испанская национальная музыка приобрела благодаря творчеству Исаака Альбениса (1860-1909). К его лучшим сочинениям относят «Иберию», «Испанскую сюиту», «12 типичных пьес», с которыми Альбенис исколесил в гастролях всю Европу, Северную и Южную Америку.
Следующим важным этапом в развитии испанской национальной школы стало творчество Энрике Гранадоса (1867-1913), Мануэля де Фалья (1876-1946) и Хоакино Турины (1882-1949). В произведениях этих авторов, таких, как балет «Любовь-чародейка», «Арагонская рапсодия», «Ночи в садах Испании», «Севильская симфония», укоренились подлинные проявления испанского фольклора.
Скандинавская, польская, венгерская национальные школы
Скандинавские композиторы. В первую очередь, появление на мировой арене скандинавских авторов связано с творчеством Эдварда Грига (1843-1907). Мировую известность норвежскому композитору принесла музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт», в которой ярко выражены традиции народа – потомка легендарных викингов. Еще одним произведением мирового масштаба в творчестве Грига является Концерт для фортепиано ля минор, сочиненный в 1868 году.
Среди шведских композиторов выделяется Юхан Август Седерман (1832-1876) и Франц Бервальд (1796-1868), а известнейшим финским композитором считается Ян Сибелиус (1865-1957). Сибелиус сочинил более двухсот произведений, среди которых семь симфоний и знаменитый «Грустный вальс».
Польская национальная школа. Безусловно, польская национальная музыка ассоциируется, прежде всего, с великим Фридериком Шопеном, чей патриотизм и пылкая любовь к родине в сочетании с музыкальной гениальностью известна всему миру.
Разделяли патриотические взгляды Шопена и другие известные польские деятели искусств, такие как Станислав Монюшко (1819-1872) и Ян Падеревский (1860-1941). Станислав Монюшко, музыкальный директор Варшавской оперы, сочинил более 270 камерных произведений, несколько опер, месс, песен. Самым известным его произведением считается опера «Галька» (1847).
Блестящий виртуозный исполнитель Ян Падеревский посвятил жизнь двум светлым идеалам: музыке и борьбе за свободу порабощенной родины. В 1919 году он был назначен премьер-министром и министром иностранных дел Польши, а позже, во время нацистской оккупации, возглавил Национальный совет в эмиграции. Среди музыкального наследия Падеревского – Симфония си минор и многочисленные произведения для фортепиано.
Венгерская школа. Венгерские напевы и народные песни широко использовались великими Иоганессом Брамсом в «Венгерских танцах» и Ференцем Листом в «Венгерских рапсодиях». Однако же первыми композиторами, собравшими подлинно венгерскую музыку и образовавшими национальную школу, стали Бела Викар (1859-1945), Бела Барток (1881-1945) и Золтан Кодай (1882-1967). Эти композиторы собирали венгерские народные песни и напевы по всей стране, не забывая о сельских районах, соседствовавших с Румынией и Словакией.
Не менее насыщена национальным фольклором музыка композитора-романтика Ференца Эркеля (1810-1893). Его опера «Ласло Хуньяди» положила начало венгерскому музыкальному театру. Также Эркель известен как автор национального гимна Венгрии.
Архив нот
Музыкальные стили и направления
Авторская песня — жанр песенного творчества, характеризующийся первичностью текста по отношению к музыкальной составляющей. Представляет собой песни, исполняемые автором, аккомпанирующим себе на гитаре.
Альтернатива. С середины 1980-х гг. развитие направлений, родившихся в русле панка и постпанка, вступило в фазу так называемой альтернативы. В настоящее время под альтернативой понимают главным образом ряд музыкальных стилей, находящихся на стыке хип-хопа, хардкора и других направлений.
Блюз («blue devils» — «грусть, меланхолия») — первоначально сольная лирическая песня американского черного населения. В дальнейшем сформировался городской, или классический, блюз, в котором утвердились характерные особенности, во многом унаследованные от африканской народной музыки: синкопированные ритмы, импровизационность исполнения, нефиксированые понижения ступеней лада, обычно на 3-й и 7-й ступенях мажора.
Джаз («jazz») — род профессионального музыкального искусства, сложившийся в южных штатах США на рубеже XIX— XX вв. Важнейшими особенностями являются основополагающая роль ритма, регулярная метрическая пульсация, использование широчайшего спектра тембровых окрасок.
Кантри («country») — стиль американской музыки, изначально представлявший собой смесь фольклорной музыки Англии, Ирландии и Шотландии. На протяжении всей своей истории кантри испытывал влияние других стилей, в результате чего появляется ряд его разновидностей: кантри-вестерн, кантри-рок и др.
Кельтика — разновидность современной этнической музыки (в т. ч. электронной), использующей мотивы и мелодии традиционной английской, ирландской и валлийской музыки.
Классика — термин, не обозначающий определенный стиль или направление. Классическими являются музыкальные произведения, отвечающие самым высоким художественным требованиям и сочетающие глубину и содержательность с совершенством формы. Этот стиль не ограничен никакими временными рамками: к классике могут быть отнесены как произведения, созданные в далеком прошлом, так и современные.
Латино — музыка исполнителей, в чьем творчестве прослеживаются латиноамериканские и карибские мотивы или используются те или иные формы латиноамериканской музыки — босса, румба, танго, самба и др.
Металл — музыкальный стиль, образовавшийся в процессе развития хард-рока. В настоящее время объединяет все разновидности тяжелой музыки, различающиеся как по специфике звучания, так и по идеологии. В свете огромного количества разновидностей: power, speed, thrash, black, doom, death и т. д. — рассматривать его следует не только как музыкальное направление, но и как своего рода идеологию.
Ньюэйдж — термин, фиксирующий единство направлений современной музыки, призванных создавать некое состояние души, позволяющее слушателю погружаться в собственное подсознание. Истоки ньюэйджа можно найти в джазе, арт-роке, акустической камерной академической музыке с минималистским уклоном и, конечно, в электронной музыке.
Панк — музыка социального протеста, в частности против коммерциализации рок-музыки. В качестве социального феномена панк традиционно рассматривается как форма выражения недоверия представителей низшего и среднего классов к общественным институтам. Принято считать, что на инструментальной базе панк-рока возникли хардкор, трэш и гранж.
Популярная музыка — различные стили и жанры преимущественно легкой эстрадной музыки, ориентированной на коммерческий успех. В настоящее время термин «попса» зачастую используется для придания высказыванию негативной оценочности.
Ритм-н-блюз — одно из направлений рока, представляющее собой сочетание чистого блюза и энергичного джаза. Появился в конце 1940-х гг. в Чикаго и дал жизнь большинству последующих направлений и форм собственно рока. Используются электрогитары, саксофоны и фоновые гармонии для создания более полновесного звука, чем тот, который был характерен для деревенского блюза. Оказал большое влияние на музыкальные направления рок и соул. Классическими исполнителями этого стиля считаются Рей Чарлз, Би Би Кинг, а также Тина Тернер.
Рок — внутренний протест художника против какого-то одного или нескольких компонентов бытия. С музыкальной точки зрения рок — произведение, в котором присутствует бит. Как правило, инструментарий рока — электрический, однако это не является обязательным условием: рок может быть акустическим, синтезированным и даже чисто вокальным. Большинство существующих на данный момент музыкальных течений в основе своей имеют рок.
Рокабилли — предтеча рок-н-ролла, ритмический гибрид кантри и блюза. Характеризуется использованием акустических гитар и контрабаса.
Романс — камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В романсе мелодия более детализированно, чем в песне, связана со стихотворением, отражая не только общий его характер, но и отдельные поэтические образы, их развитие и смену. Подразделяется на жанровые разновидности: балладу, элегию, баркаролу, романс в танцевальном ритме и др.
Русский шансон, или блатная песня, — термин, фиксирующий единство произведений различных музыкальных жанров камерной вокальной музыки — от шансона до романса, — на уголовную тематику.
Рэггей (регги) — термин, используемый для характеристики различных стилей афро-карибской музыки, претерпевшей серьезную трансформацию на Ямайке. Отличается от ска более медленным темпом. Огромное влияние на рэггей оказало религиозно-философское учение растафарианство.
Рэп — синоним хип-хопа, однако фактически рэп является лишь одной из составляющих хип-хоп культуры. Это ритмическая скороговорка, исполняемая в сопровождении жесткого фанкового ритма — главного стилевого стержня хип-хопа. Современные специалисты подразделяют рэп на множество направлений. Принципами такого разделения выступают: география, идеология, ритмика, мелодика и т. д. Иногда расшифровывают это слово как Rhythmical American Poetry.
Ска (ska) — национальная форма ямайской музыки, характеризуется синкопированным ритмом (размер 4/4) и несет в себе черты традиционной ямайской музыки мен- то и американского ритм-н-блюза. Элементы ска используются и в рамках других стилей — панк, рок и т. д.
Соул — направление, сформировавшееся в США в середине 1950-х гг. и представляющее собой светский вариант одной из ветвей негритянской духовной музыки. Также соул определяют как вокальную манеру, родившуюся в результате слияния хоров госпел, блюза и фанка.
Фолк, или народная музыка, — инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Неотъемлемая часть народного художественного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями.
Хард-рок — жесткий, или тяжелый, рок. Разновидность рок-музыки. Композиции в стиле хард-рок вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемое за счет выдвижения ритм-секции на передний план.
Хардкор — быстрый панк-рок, спид-металл с элементами дарксайда. Это наиболее жестко, грязно, шумно, тяжело и бескомпромиссно звучащая музыка. В узком значении словом «хардкор» называли жесткое техно на рубеже 1980—1990-х гг. Современный хардкор резко отличается от музыки прошедшего тысячелетия экшеном и сумбурностью исполнения, вводящими слушателя в состояние эйфории.
Хип-хоп зародился в Америке как музыкальная культура чернокожего населения. Основа хип-хопа — чтение рифмованных текстов под музыку. В основе текстов лежат рассказы о жизни улиц с характерной ненормативной лексикой.
Шансон — французская песня во всех ее исторических и жанровых разновидностях: рондо, виреле, водевили, романсы, революционные и социальные песни. В России выделяют русский шансон — синоним блатной песни.
Электроника — стиль, в котором в инструментарии группы или исполнителя отсутствуют «живые» инструменты, партии которых заменяет синтезатор звука. Объединяет в себе весь огромный мир звука с самыми современными находками в области гармонии и композиции, импровизации и т. д.
Эмбиент — стиль электронной музыки, характерной чертой которого является использование шумовых эффектов различного характера, а также слабая выраженность либо полное отсутствие ритма.
Этно — музыка, несущая в себе черты музыкальной традиции какого-либо этноса, что может выражаться как в исполнении традиционных народных песен, так и в использовании народных инструментов, элементов мелодики, композиционного построения, характерного для жанров музыкального фольклора.