Что такое натуральная школа и физиологический очерк
Физиологический очерк
Физиологический очерк это ведущий жанр русской «натуральной школы», разновидность художественного очерка. «Физиологии», бытовые нравоописательные очерки, были распространены во Франции и Англии 1820-40-х. Само понятие «физиологии» в литературе ввел французский писатель и юрист Б.Саварен, издавший книгу «Физиология вкуса» (1826). Вслед за ним к жанру «физиологии» обратился издатель сатирических журналов «Caricature» u «Charivari» (с 1832) Ш.Филипон. Большой популярностью и во Франции, и в России пользовалось девятитомное издание книгопродавца П.Л.Юормера «Французы в их собственном изображении» (1840-42), в котором принимали участие О.Бальзак, А.Дюма, Ж.Жанен. В России следом появился альманах А.П.Башуцкого «Наши, списанные с натуры русскими» (1841-42), положивший начало русскому физиологическому очерку, испытавшему воздействие французской традиции. Большое количество физиологических очерков опубликовано в сборниках П.Вистенгофа «Очерки московской жизни» (1842), Ф.В.Булгарина «Лицевая сторона, или Изнанка рода человеческого» (1843), в альманахах Н.А.Некрасова «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846),«1 е апреля» (1846). Однако первые русские нравоописательно-назидательные, этнографические очерки, предвосхитившие физиологические, были написаны К.Н.Батюшковым («Прогулка по Москве», 1811-12), В.Ф.Одоевским («Сборы на бал», «Женские слезы», «Невеста», 1820-е), Н.А.Лолевым («Новый живописец общества и литературы», 1832).
Физиологический очерк строился обычно на точном («дагерротипном») воспроизведении фактов. Важнейшие его черты — отсутствие сюжета при основном внимании к характеристике социальных типов и среды, изображению жизни в социальном «разрезе». Тенденция к типизации изображаемого, стремление создать образы-типы — характерные черты «физиологии», которую Некрасов определял как «историю внутренней нашей жизни». Воспитание, образование, жизненные условия — основа характеристики героев для писателей «натуральной школы». Принцип локализации действия, подача статистически точных сведений о местности, времени, людях также является необходимой принадлежностью этого жанра («Александрийский театр», 1845, В.Г.Белинского, «Петербургские углы», 1845, Н.А.Некрасова, «Записки замоскворецкого жителя», 1847, А.Н.Островского, «Петербургский дворик», 1845, В.И.Даля, «Петербургская сторона», 1845, Е.П.Гребёнки, «Московские рынки», 1848, И.Т.Кокорева). Физиологический очерк зафиксировал отказ от романтических приемов расширения образа и романтических сюжетов. Для него характерны внимание к деталям, интерес к курьезным объявлениям и надписям, преобладание описания над сюжетом. Его целью становилось не столько повествование о событиях, сколько характеристика определенного общественного явления, создание «национальных типов» русской жизни.
Физиологический очерк сыграл важную роль в развитии русской литературы, введя в нее новые темы, приемы изображения героя. Пережив наивысший расцвет в 1840-е, физиологический очерк продолжал существовать и в дальнейшем. К этому жанру обращались К.Д.Кавелин, А.И.Левитов, Н.В.Успенский, А.С.Афанасьев-Чужбинский, Н.Г.Помяловский. Некоторые из «Очерков бурсы» (1862-63) Помяловского имели подзаголовок «Физиологический очерк» Органически связана с этим жанром и повесть писателя «Молотов» (1861). Физиологический очерк использовали почти все русские реалисты, вышедшие из «натуральной школы». С его традициями связано творчество И.С.Тургенева, А.И.Герцена, И.А.Гончарова, М.Е.Салтыкова-Щедрина. Влияние физиологического очерка отразилось на русской поэзии и драматургии второй половины 19 — начала 20 в. Элементы физиологического очерка встречаются в произведениях И.С.Шмелева, А.И.Куприна. К жанру физиологический очерк с его откровенным детальным изображением негативных сторон жизни, интересом ко «дну» общества исследователи генетически возводят «натуральное» течение «другой прозы», объединяющее авторов, чьи произведения появлялись в русской литературе с начала 1980-х (С.Каледин, Л.Петрушевская, М.Палей, С.Василенко, О.Габышев, Ю.Стефанович).
Словосочетание физиологический очерк произошло от греческого physic — природа, logos, что в переводе означает — учение.
Что такое физиологический очерк в литературе? Определение, примеры
В первой половине XIX века в литературе России и Европы происходили кардинальные изменения. Дух романтизма навсегда покидал умы и фантазии известных авторов, действительность оказалась сильнее желания оставаться в мире утопии и сказки. Писатели ставили перед собой новые задачи – не только развлечь читателя, но и показать ему проблемы общества и человеческих отношений. Физиологический очерк явился переходным явлением, здесь реализм проявился в слишком крайней степени, иногда даже пугающей, и в более поздних произведениях остался лишь в частичных проявлениях.
Определение физиологического очерка
Пик романтизма пришелся на конец XVIII – начало XIX века, когда в литературе преобладали такие течения, как романтизм, сентиментализм, идеи искусства ради искусства и возвеличивание романтического героя. Писатели эпохи романтизма старались противопоставить себя ужасающей действительность, пропагандировали победу добра над злом, возвращение человека к своим историческим истокам. Классическим примером романтического произведения в России можно назвать «Евгения Онегина» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
Предпосылки для появления
Определение, что такое физиологический очерк в литературе, невозможно дать без изучения предпосылок к появлению. В первых десятилетиях XIX века во французской прессе стали появляться небольшие заметки под выразительными названиями «Физиология Парижа», «Физиология буржуа» и т. д. Очерки содержали типичные представления о людях, проблемах классовых отношений и других социальных проблемах. Статьи содержали также картинки, зарисовки картин из жизни города или деревни.
Направление в Европе
Физиологический очерк – это кратко описанные бытовые явления, имеющее цель воспитать в народе нравственность и гуманизм. Во Франции это течение связывают с именем писателя и юриста Б. Саварена, который в первой половине XVIII века издал книги «Физиология вкуса», «Физиология женской красоты». Они были необыкновенно популярны в Европе и оказали большое влияние на русских авторов художественного слова. Вскоре физиологический очерк вышел за пределы литературных журналов и газет, и писатели стали выпускать отдельные издания.
Франция
Новое направление поддержали авторы мирового масштаба. В 1940-1942 годах вышло девятитомное издание «Французы в их собственном изображении». В состав сборника были включены произведения таких авторов, как О. Бальзак, Жорж Санд, Поль де Кок и А. Дюма-младший. Эти писатели старались передать бытовые признаки какого-либо класса, описать привычки и традиции простого народа. Причем за основу описания брались как широкие картины общественной жизни, так и конкретный уклад отдельной ячейки: привычки женщин полусвета, описание города, деревни и т. д.
Россия
Русские писатели многое взяли из традиций французской школы, примеры физиологического очерка стали необычайно популярными в стране и почти полностью импонировали представлениям о литературе представителей «натуральной школы».
В России реализм зарождался в начале XIX века в творчестве Пушкина, Гоголя, Тургенева, позже Достоевского, Герцена, Чернышевского. На примере «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Рудина» видны переходные моменты литературной мысли, когда старый романтический герой с трудом и надрывом «взрослеет», становится объективно мыслящим.
Особенности стиля
Главное отличие от других жанров – наличие не выдуманной истории, а реально произошедшего случая или вообще отсутствие четкой фабулы. Сюжет физиологического очерка строится, как описание типологических характеристик социального объекта. Происходило описание жизни как бы в «разрезе», без прикрас и выдумок. Для России были популярны следующие темы:
Подобные очерки оказались совершенно новым словом в литературе, некоторые писатели даже увлекались и переходили от физиологического описания к натуралистическим, с показыванием отталкивающих картин жестокости и насилия. Повествование почти всегда локализовано, происходит в одном доме, комнате, практически не наблюдается динамики.
Идеология
Физиологический очерк – в литературе это только одна из форм реализма. Первые примеры отличались чересчур доскональным изображением только действительности без углубленного понимания сути вещей. Получалось своего рода описание ради описания, без смысла и нравоучительности. Но эти первые художественные попытки, в большинстве случаев, принадлежат журналистам или писателям средней руки. Вскоре этот стиль взяли на вооружение знаменитые авторы и внесли в направление мысль и цель.
Примеры физиологического очерка
Развитию нового направления способствовал самый значимый критик XIX века В. Белинский. Именно он описал и объяснил, какой должен быть физиологический очерк и для чего служить. Основную цель жанра Белинский видел в исследовании определенного социального слоя населения. Критик понимал такой текст, как что-то среднее между романом и повестью, где изображаемые картины не должны быть связаны внешне, но иметь одну линию и внутреннюю связь.
Первым бытописателем Белинский называл Н. В. Гоголя, приемником великого автора в плане изображения реалий стал В. Сологуб. Его повести «Два студента», «Медведь», «Аптекарша» получили высокую оценку у критиков. Произведения строились на противоречии пустоты светской жизни знати и живой, наполненной чувствами и эмоциями жизни людей низшего слоя. Правда, излишняя сухость повествования отдает равнодушием и отрешенностью от всех этих проблем.
Большие надежды Белинский связывал с И. И. Панаевым. В молодом авторе критик видел большие задатки, его повести «Барыня» и «Онагр» действительно были примером точного, цепкого описания русского быта. Но Панаев так и не смог выйти за пределы писателей второго эшелона. В. Даль также известен далеко не всем, но его повесть «Денщик» вошла в сокровищницу русской литературы. Но писатель нашел свое призвание совершенно в другой среде, как известно, Даль стал основателем знаменитого словаря.
Описание Петербурга
Тема Северной столицы стала особенно популярной при написании физиологических очерков в русской литературе. Этот город стал олицетворением истории страны, ее устремлений и будущего. С одной стороны Петербург воспринимался как город, соединяющий Россию и Европу, с другой — стал образом противоречий в отечественном характере и культуре. Если у романтика Пушкина Петербург был настоящим величественным городом, примером достижений Петровской эпохи, то спустя 20-30 лет – это сосредоточение чиновничьей России, где царствовали единицы и прозябали от бесцельной жизни большинство людей.
Описание крестьян и рабочих
Интерес к людям низших классов стал проявляться в литературе в первой половине XIX века. Если в предыдущие столетия главными героями произведений становились представители дворян, бояр или людей среднего класса, то крестьяне, крепостные, слуги играли второстепенную роль, и зачастую их жизнь не показывалась или показывалась лишь вскользь. Критический взгляд на людей, лишенных прав и влачащих нищую жизнь, возник лишь с приходом реализма и физиологического очерка. Что это стало понятно после выхода в свет таких произведений, как «Записки охотника» Тургенева, Даля «Русский мужик» и «Петербургский дворик», труды Григоровича, Панаева, Гребенки.
Рассказы из серии «Записки охотника» сегодня уже не считаются просто физиологическим очерком, в произведениях много других мотивов. Но в то время все были шокированы смелостью молодого Тургенева, который описал скрытые ужасы жизни крепостных.
Представители физиологического очерка
Достижения реализма и физиологического очерка в дальнейшем использовали все русские писатели, которые творили в рамках «натуральной школы». В знаменитых романах Достоевского, Гончарова и особенно Салтыкова-Щедрина можно встретить приемы реалистического изображения людей, природы или событий.
Достоевский, как и все молодые писатели, начинал с романтических произведений, но постепенно реализм и правда жизни победили. Одно из первых его реалистических произведений «Бедные люди» полно боли и безысходности «маленьких» людей, которые вынуждены жить не по своим желаниям, а по приказу сильных мира сего.
Полем боя представителей реалистического течения стал журнал «Современник». Здесь печатались Некрасов, Достоевский, Гончаров, Чернышевский, Герцен и другие авторы.
Физиологический очерк сегодня
Физиологический очерк в традиционном определении, как бытовое описание разных сторон общества, уже не существует. Сегодня стили в чистом виде практически не встречаются, в одном тексте могут быть сразу несколько направлений, рождая оригинальные произведения.
Как и раньше, жизнь нуждается в особом описании, интерес к деталям позволяет лучше понять происходящее, проникнуть в суть вещей и понять то, что не видно за ежедневной рутиной.
Натуральная школа
Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.
Содержание
История «Натуральной школы»
Натуральная школа в том расширенном применении термина, как он употреблялся в 40-х годах, не обозначает единого направления, но является понятием в значительной мере условным. К Натуральной школе причисляли таких разнородных писателей, как Тургенев и Достоевский, Григорович, Гончаров, Некрасов, Панаев, Даль и другие. Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к Натуральной школе, являлись следующие: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в «низких» слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, самоцельного эстетства, романтической риторики.
Белинский выделяет реализм «натуральной школы», утверждая важнейшей особенностью «истину», а не «ложь» изображения; он указывал, что «литература наша… из риторической стремилась стать естественной, натуральной». Белинский подчеркивал социальную направленность этого реализма как его особенность и задачу, когда, протестуя против самоцельности «искусства для искусства», утверждал, что «в наше время искусство и литература больше, чем когда-либо, сделались выражением общественных вопросов». Реализм натуральной школы в трактовке Белинского демократичен. Натуральная школа обращается не к идеальным, выдуманным героям — «приятным исключениям из правил», но к «толпе», к «массе», к людям обыкновенным и чаще всего к людям «низкого звания». Распространенные в 1840-х годах всяческие «физиологические» очерки удовлетворяли этой потребности в отражении иной, недворянской жизни, хотя бы всего лишь в отражении внешне-бытовом, поверхностном. Чернышевский особенно резко акцентирует как существеннейшую и основную черту «литературы гоголевского периода» её критическое, «отрицательное» отношение к действительности — «литература гоголевского периода» является здесь другим именем той же натуральной школы: именно к Гоголю — автору «Мёртвых душ», «Ревизора», «Шинели» — как родоначальнику возводили натуральную школу Белинский и ряд других критиков. Действительно многие писатели, причисляемые к натуральной школе, испытали на себе мощное влияние различных сторон творчества Гоголя. Такова его исключительной силы сатира на «гнусную рассейскую действительность», острота постановки у него проблемы «мелкого человека», его дар изображать «прозаический существенный дрязг жизни». Кроме Гоголя оказывали влияние на писателей натуральной школы такие представители западно-европейской литературы, как Диккенс, Бальзак, Жорж Санд.
Направления
В представлении современной ей критики натуральная школа таким образом являлась единой группой, объединённой отмеченными выше общими чертами. Однако конкретное социально-художественное выражение данных признаков, а значит и степень последовательности и рельефности их проявления были настолько различны, что натуральная школа как единое целое оказывается условностью. Среди писателей, к ней причислявшихся, в Литературной энциклопедии выделено три течения.
В 1840-х годах разногласия ещё не заострились до предела. Пока ещё и сами писатели, объединяемые под именем натуральной школы, не сознавали отчётливо всей глубины разделяющих их противоречий. Поэтому например в сборнике «Физиология Петербурга», одним из характерных документов натуральная школы, имена Некрасова, Ивана Панаева, Григоровича, Даля стоят рядом. Отсюда же сближение в сознании современников урбанистических очерков и повестей Некрасова с чиновничьими повестями Достоевского. К 1860-м годам размежевание между писателями, причисляемыми к натуральной школе, резко обострится. Тургенев займёт непримиримую позицию по отношению к «Современнику» Некрасова и Чернышевского и определится как художник-идеолог «прусского» пути развития капитализма. Достоевский останется в лагере, поддерживающем господствующий порядок (хотя демократический протест характерен был и для Достоевского 1840-х годов, в «Бедных людях» напр., и в этом плане у него находились связующие нити с Некрасовым). И наконец Некрасов, Салтыков, Герцен, произведения которых проложат путь широкой литературной продукции революционной части разночинцев 1860-х годов, отразят интересы «крестьянской демократии», борющейся за «американский» путь развития русского капитализма, за «крестьянскую революцию».
Натуральная школа
Натуральная школа это обозначение существовавшего в 19 веке вида русского реализма, преемственно связанного с творчеством Н.В.Гоголя и развивавшего его художественные принципы. К натуральной школе относят ранние произведения И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, А.И.Герцена, Д.В.Григоровича, В.И.Даля, А.Н.Островского, И.И.Панаева, Я.П.Буткова и др. Главным идеологом натуральной школы был В.Г.Белинский, развитию ее теоретических принципов содействовали также В.Н.Майков, А.Н.Плещеев и др. Представители натуральной школы группировались вокруг журналов «Отечественные записки» и позднее «Современник». Программными для неё стали сборники «Физиология Петербурга» (часть 12,1845) и «Петербургский сборник» (1846). В связи с последним изданием возникло и само название натуральной школы: Ф.В.Булгарин (Северная пчела. 1846. No 22) употребил его с целью дискредитации писателей нового направления; Белинский, Майков и др. взяли это определение, наполнив его позитивным содержанием.
Наиболее четко новизна художественных принципов натуральной школы выразилась в «физиологических очерках» — произведениях, ставящих своей целью предельно точное фиксирование определенных социальных типов («физиологии» помещика, крестьянина, чиновника), их видовых отличий («физиологии» петербургского чиновника, московского чиновника), социальных, профессиональных и бытовых особенностей, привычек, достопримечательностей и т.д. Стремлением к документальности, к точной детали, использованием статистических и этнографических данных, а подчас и внесением биологических акцентов в типологию персонажей «физиологический очерк» выражал тенденцию известного сближения образного и научного сознания в эту пору и, как и во французской литературе («физиологии» О.де Бальзака, Жюля Жанена и др.), содействовал расширению позиций реализма. Вместе с тем неправомерно сведение натуральной школы к «физиологиям», так как над ними возвышались другие её жанры — роман, повесть. Именно в романах и повестях натуральной школы нашел выражение конфликт между «романтиком» и «реалистом» («Обыкновенная история», 1847, Гончарова; отчасти «Кто виноват?», 1845-46, Герцена; «Противоречия», 1847 и «Запутанное дело», 1848, М.Е.Салтыкова-Щедрина), была раскрыта эволюция персонажа, испытывающего непреодолимое воздействие социальной среды. Своим интересом к скрытым причинам поведения персонажа, к законам функционирования общества как социального целого натуральной школы также оказалась близкой западноевропейскому реализму 1840-х, что было отмечено Белинским при сопоставлении романов Гоголя и Ч.Диккенса: «Содержание романа — художественный анализ современного общества, раскрытие тех невидимых основ его, которые от него же самого скрыты привычкою и бессознательностью» (Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 томах, Том 10. Страница 106).
Натуральная школа, строго говоря, не представляет собой такого единства, которое подсказывается самим этим понятием — «школа» — и каким она казалась подчас современникам. Под школой подразумевается, как правило, ряд литературных явлений с высокой степенью общности — вплоть до общности тематики, стиля, языка. Такую общность у писателей натуральной школы найти едва ли возможно. Вместе с тем неправомерно отказываться от понятия «Натуральная школа» вообще, так как ему соответствует объективный ряд явлений. Натуральная школа может быть понята лишь в перспективе литературной эволюции как развитие и подчас выпрямление достижений и открытий первых русских реалистов. Преодоление философии и поэтики натуральной школы, прежде всего у Достоевского и позднее у писателей-шестидесятников, началось с критики ее главных положений и в связи с этим с углубления в человеческую психологию, с опровержения попыток фатального подчинения персонажа обстоятельствам, всемерного подчеркивания роли человеческой активности и самосознания.
Вопрос 31. «Натуральная школа» в русской литературе.
Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.
К «натуральной школе» причисляли Тургенева, Достоевского, Григоровича, Герцена, Гончарова, Некрасова, Панаева, Даля, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и других.
Термин «Натуральная школа» был впервые употреблён Фаддеем Булгариным в качестве пренебрежительной характеристики творчества молодых последователей Николая Гоголя в «Северной пчеле» от 26 января 1846, но был переосмыслен Виссарионом Белинским в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года»: «натуральное», то есть безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Основной идеей «натуральной школы» провозглашался тезис о том, что литература должна быть подражанием действительности.
Формирование «Натуральной школы» относится к 1842—1845 годам, когда группа писателей (Николай Некрасов, Дмитрий Григорович, Иван Тургенев, Александр Герцен, Иван Панаев, Евгений Гребёнка, Владимир Даль) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Несколько позднее там печатались Фёдор Достоевский и Михаил Салтыков. Писатели эти выступали также в сборниках «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), которые стали программными для «Натуральной школы».
Именно к Гоголю — автору «Мёртвых душ», «Ревизора», «Шинели» — как родоначальнику возводили натуральную школу Белинский и ряд других критиков. Действительно многие писатели, причисляемые к натуральной школе, испытали на себе мощное влияние различных сторон творчества Гоголя. Такова его исключительной силы сатира на «гнусную рассейскую действительность», острота постановки у него проблемы «мелкого человека», его дар изображать «прозаический существенный дрязг жизни». Кроме Гоголя оказывали влияние на писателей натуральной школы такие представители западно-европейской литературы, как Диккенс, Бальзак, Жорж Санд.
«Натуральная школа» вызывала критику представителей разных направлений: её обвиняли в пристрастии «к низкому люду», в «грязефильстве», в политической неблагонадёжности (Булгарин), в односторонне отрицательном подходе к жизни, в подражании новейшей французской литературе. После смерти Белинского само название «натуральная школа» было запрещено цензурой. В 1850-е годы употреблялся термин «гоголевское направление» (характерно название работы Н. Г. Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы»). Позднее термин «гоголевское направление» стали понимать шире, чем собственно «натуральная школа», применяя его как обозначение критического реализма.
Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к Натуральной школе, являлись следующие: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в «низких» слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, самоцельного эстетства, романтической риторики.
В произведениях участников «натуральной школы» перед читателем открывались новые сферы русской жизни. Выбор тематики свидетельствовал о демократической основе их творчества. Они разоблачали крепостничество, уродующую власть денег, несправедливость всего общественного уклада, угнетающего человеческую личность. Вопрос о «маленьком человеке» перерастал в проблему социального неравенства.
Для Натуральной школы характерно преимущественное внимание к жанрам художественной прозы («физиологический очерк», повесть, роман). Вслед за Гоголем писатели Натуральной школы подвергали сатирическому осмеянию чиновничество (например, в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства («Записки одного молодого человека» А. И. Герцена, «Обыкновенная история» И. А. Гончарова), критиковали тёмные стороны городской цивилизации («Двойник» Ф. М. Достоевского, очерки Некрасова, В. И. Даля, Я. П. Буткова), с глубоким сочувствием изображали «маленького человека» («Бедные люди» Достоевского, «Запутанное дело» М. Е. Салтыкова-Щедрина). От А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Натуральная школа восприняла темы «героя времени» («Кто виноват?» Герцена, «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева и др.), эмансипации женщины («Сорока-воровка» Герцена, «Полинька Сакс» А. В. Дружинина). Н. ш. новаторски решала традиционные для русской литературы темы (так, «героем времени» становился разночинец: «Андрей Колосов» Тургенева, «Доктор Крупов» Герцена, «Жизнь и похождения Тихона Тросникова» Некрасова) и выдвигала новые (правдивое изображение жизни крепостной деревни: «Записки охотника» Тургенева, «Деревня» и «Антон-Горемыка» Д. В. Григоровича).
Среди писателей, причислявшихся к Н.ш., в Литературной энциклопедии выделено три течения.
— В 1840-х годах разногласия ещё не заострились до предела. Пока ещё и сами писатели, объединяемые под именем натуральной школы, не сознавали отчётливо всей глубины разделяющих их противоречий. Поэтому например в сборнике «Физиология Петербурга», одним из характерных документов натуральной школы, имена Некрасова, Ивана Панаева, Григоровича, Даля стоят рядом. Отсюда же сближение в сознании современников урбанистических очерков и повестей Некрасова с чиновничьими повестями Достоевского.
— К 1860-м годам размежевание между писателями, причисляемыми к натуральной школе, резко обострится. Тургенев займёт непримиримую позицию по отношению к «Современнику» Некрасова и Чернышевского и определится как художник-идеолог «прусского» пути развития капитализма. Достоевский останется в лагере, поддерживающем господствующий порядок (хотя демократический протест характерен был и для Достоевского 1840-х годов, в «Бедных людях» напр., и в этом плане у него находились связующие нити с Некрасовым).
— И, наконец, Некрасов, Салтыков, Герцен, произведения которых проложат путь широкой литературной продукции революционной части разночинцев 1860-х годов, отразят интересы «крестьянской демократии», борющейся за «американский» путь развития русского капитализма, за «крестьянскую революцию».
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 64 ; Нарушение авторских прав