Что такое натуральные блага
Экономические блага — понятие, виды, характеристики, примеры
В процессе формирования представлений о комфортной жизни образовалось понятие экономического блага. Оно направлено на удовлетворение различных потребностей человека и выступает одним из основных двигателей хозяйственной и промышленной деятельности. В этой статье мы рассмотрим, что означает определение “блага” и какими признаками оно отличается от других ресурсов.
Что такое благо
Каждый человек в процессе жизнедеятельности сталкивается с различными нуждами и желаниями. Для обеспечения комфорта, отдыха, здоровья, безопасных трудовых условий и прочих потребностей людям необходимы ресурсы и материальные предметы.
Все то, что способно приносить пользу, удовольствие и решать повседневные проблемы, называется благом. Это понятие подразумевает под собой совокупность вещей и явлений, которые имеют ценность для человека или групп людей. Благо может оцениваться в денежных ресурсах и выступать предметом обмена и торговли. Иногда полезные и нужные явления не имеют рыночной стоимости. Получается, что благо — это нечто важное для человека.
Рис. 1. Определение термина «благо»
Все блага можно классифицировать на экономические и неэкономические:
Важно! Неэкономические блага во многом способствуют удовлетворению потребностей человека в отдыхе, удовольствии и сохранении здоровья. Но без экономических благ использование многих природных ресурсов будет либо невозможным, либо бесполезным. Например, поездка на море невозможна без участия транспорта, топлива и личных вещей человека. А наличие чистого воздуха не принесет пользы, если у человека отсутствуют жилье и пища. В совокупности природные ресурсы и результаты производства способны в полной мере удовлетворять многие нужды людей.
Экономические блага производятся для того, чтобы жизнь человека была более счастливой, комфортной и безопасной. Отдых, здоровье и решение повседневных вопросов являются целью, достигнуть которую можно с помощью различных ресурсов и продуктов.
Признаки экономических благ
Не все результаты труда и продукты обмена могут стать благом. Существуют основные характеристики, позволяющие назвать объект экономическим благом:
Чтобы предмет стал благом, требуется наличие всех этих признаков. Если вещь обладает ценными свойствами, но ее использование не решает проблему человека, этот объект не всегда может называться благом.
Важно! Встречается множество случаев, когда связь между пользой и ценностью неочевидна либо зависит от взглядов конкретного человека. Например, алкоголь является важным и ценным для одних людей, но совершенно ненужным и бессмысленным для других. А здоровое питание не перестает быть благом, даже если человек не осознает необходимости в данном ресурсе.
Если отделять экономическое благо от свободного, следует рассмотреть такие признаки:
Важно! Даже если человек получил какое-то экономическое благо бесплатно, оно не становится свободным. На выпуск и покупку объекта были затрачены трудовые ресурсы и материалы. Если на производстве выпустили очень много продукции, она все равно может являться благом, так как существует определенное исчерпаемое количество этих вещей.
Рис. 2. Виды благ
Классификации экономических благ
Поскольку экономические блага охватывают все результаты человеческого труда, существует множество видов этих полезных явлений и предметов. Для облегчения процесса изучения их принято классифицировать на группы, в зависимости от требуемых признаков.
Понятие блага с точки зрения вещественного содержания
Все экономические блага можно поделить на две большие группы:
Классификация по типу удовлетворения потребностей
Различают взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары и услуги. К первому типу относятся объекты, которые выполняют схожую роль, но отличаются по свойствам и качеству. Это могут быть декоративные цветы, одежда или различная еда. К взаимодополняемым благам относят те продукты производства и потребления, которые не способны существовать отдельно для удовлетворения одной потребности. Например, шампунь бесполезен без наличия воды, а компьютер не сможет работать без электричества.
Важно! Взаимодополняемость также называют комплементарностью. Этот термин в экономике используется для обозначения взаимозависимых объектов и предметов.
Разделение благ по потреблению
Все предметы и объекты, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей, можно разделить на:
Существуют и другие способы классифицировать экономические блага по специфическим признакам. Но эти перечисленные методы группировки являются одними из самых популярных в экономической теории.
Рис. 3. Классификация благ
Общественные блага
Этой категории полезных ресурсов в экономике уделяется особое внимание. Общественными благами может называться все то, что потребляется группой людей. Их отличие от индивидуальных (частных) благ в том, что общественно полезные объекты не могут использоваться только одним человеком.
В экономике общественные блага определяются совокупностью ресурсов, находящихся во владении государства. Эти ресурсы призваны служить для улучшения жизни граждан и предоставляются потребителю бесплатно. Примером общественных благ могут выступать образовательные учреждения, мосты, дороги, медицинское страхование населения. Они решают важные социальные проблемы и выступают показателем отношения государства к нации.
Важно! Государство должно предоставлять подобные блага для обеспечения комфортной и безопасной жизни людей. Некоторые блага, такие как льготы или программы муниципального характера, предоставляются только определенным слоям населения и называются исключаемыми. В то время как ресурсами, направленными на удовлетворение жизненно важных потребностей, обеспечивается все население.
Общественные блага отличаются специфическими особенностями:
Не все материальные объекты можно назвать благом. Многие предметы, необходимые людям в их повседневной жизни, выполняют важную экономическую роль и оцениваются в денежном эквиваленте. Разнообразие полезных товаров, услуг и социальных явлений обеспечивают комфортную, безопасную и счастливую жизнь человека.
Узнайте еще больше интересных фактов об экономических благах из предложенного ниже видео.
Благо (экономика)
Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственной жизнью экономических законов, изучаемых политической экономией. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самих классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественной жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологией, или обществоведением.
Содержание
Классификация благ
По природе
По потребности в распределении благ
Все редкие блага можно разделить на четыре категории:
Неконкурентные | Конкурентные | |
---|---|---|
Неисключаемые | Общественные блага государственная оборона, дорога (неперегруженная), лестничное освещение, эфирное телевидение | Общие ресурсы пресная вода, лес, дорога (перегруженная) |
Исключаемые | Клубные блага телефонная связь, патент, платное телевидение | Частные блага товары, услуги, недвижимость |
По возможности контроля ценности потребителем
По участию в потребительской корзине
В зависимости от своего дохода и цен на блага
потребитель выбирает свой вектор потребления
в соответствии с какими-то критериями таким образом, чтобы
.
Стоит заметить, что категория товара может меняться с изменением дохода потребителя и цен на товары. Например, с ростом дохода общественный транспорт становится малоценным товаром, уступая место недорогому личному автомобилю. При ещё большем — возрастает потребление роскошных автомобилей, отбрасывая недорогие марки в разряд малоценных.
По зависимости потребления от дохода
По зависимости потребления от цены
У большинства товаров (такие товары называются нормальными). В особую категорию отнесены товары Веблена и товары Гиффена, у которых
0″ border=»0″ />.
| | |
---|---|---|
Малоценные | Нормальные малоценные блага | Блага Гиффена |
Ценные | Нормальные ценные блага | Блага Веблена |
Товар Гиффена (при повышении цены потребление растёт за счёт других товаров, при повышении доходов падает) — труднозаменяемый товар, занимающий существенное место в потребительской корзине.
Товар Веблена (потребление растёт и при повышении цен, и при повышении доходов) — товар статусного потребления.
По взаимозависимости двух товаров
Два товара и
в потребительской корзине могут быть:
общественные • частные • общие • общедоступные • клубные • неконкурентные
даровые vs. редкие, позиционные
(не-)длительного пользования • промежуточные • потребительские • инвестиционные
блага Гиффена • неполноценные • нормальные • блага Веблена • первоклассные
явного качества • скрытой полезности • одобряемые
Полезное
Смотреть что такое «Благо (экономика)» в других словарях:
Благо — (экономика) то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. Материальные блага блага имущественного характера, обычно способные иметь и рыночную цену. Даровые… … Википедия
Благо — нечто из того, что обеспечивает существование человека, которое, в свою очередь, может быть невыносимым, сносным, великолепным и т.п. Блага могут быть материальные и духовные. С философской точки зрения понятие благо наиболее общее обозначение… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Экономика (действительность) — Экономика наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; само хозяйство, то есть совокупность всех средств … Википедия
Экономика (модель экономикс) — Экономика наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; само хозяйство, то есть совокупность всех средств … Википедия
экономика предложения — Экономическая теория, утверждающая, что резкое сокращение ставок налогообложения будет стимулировать эффективные инвестиции со стороны корпораций и обеспеченных частных лиц на благо всего общества. Впервые предложена в 70 х годах проф. Артуром… … Финансово-инвестиционный толковый словарь
Конституционная экономика — Конституционная экономика научно практическое направление на стыке экономики и конституционализма, описывающее и анализирующее взаимное влияние правовых и экономических факторов при принятии государственных решений, которые затрагивают… … Википедия
БЕСПЛАТНОЕ/ДАРОВОЕ БЛАГО — (free good) Товар, в котором нет недостатка и, следовательно, наличные запасы которого не выступают эффективным ограничителем экономической деятельности. Товар не является даровым только из за того, что его рыночная цена равна нулю; в… … Экономический словарь
ЧАСТНОЕ БЛАГО — (private good) Товар или услуга, которыми пользуются либо один индивид, либо фирма без предоставления другим лицам и фирмам. Большинство обычных потребительских и инвестиционных товаров являются частными благами. Они отличаются от общественных… … Экономический словарь
АЗЕРБАЙДЖАН. ЭКОНОМИКА — Структура хозяйства. Экономика республики развивалась как часть экономики СССР, ориентируясь в основном на российский рынок. Основными отраслями хозяйства были нефтяная промышленность и сельское хозяйство. В 1960 1980 е годы в республике… … Энциклопедия Кольера
Что такое натуральные блага
Тема 1. МИР БЛАГ, ОКРУЖАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА
Особой разновидностью благ являются услуги, которые формируют отдельный экономический сектор – сферу услуг
1. Понятие блага. Блага– это все то, что удовлетворяет естественные потребности людей.
2. Структура благ. Наука выработала множество различных критериев, по которым можно классифицировать блага: созданы они человеком или природой, могут быть замещены в потреблении другими благами или нет, являются главными или второстепенными и т. д. (рис. 1.1)
Рис. 1.1.Основные классификации благ
Услуги – вид человеческой деятельности, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий потребности человека. Современный мир имеет тенденцию к переходу от экономики, производящей товары, к экономике, оказывающей услуги.
3. Нерыночные и рыночные формы благ. Созданные блага люди первоначально использовали для своих собственных нужд. Такая система экономики называется натуральным хозяйством. Постепенно ей на смену пришло товарное хозяйство, когда в ходе разделения и специализации труда люди стали обмениваться благами, причем не только излишками, но и специально изготовленными на продажу. В результате возникла специфическая разновидность экономических благ – товар.
Товар – это продукт труда, предназначенный на продажу.
4. Ценность благ для людей. При товарном хозяйстве обмен благами происходит на рынке. Этот обмен выгоден и продавцам, и покупателям, если он доброволен и равнозначен. Следовательно, блага надо соизмерять. Люди научились это делать с помощью денег.
Но что лежит в основе равнозначного обмена благ: затраты труда на его производство или полезность благ для потребителя?
В экономической науке имеются две теории, объясняющие это явление, причем обе ведут истоки от классической школы А. Смита, Д. Рикардо и Д. С. Милля, – это трудовая теория стоимости и теория убывающей предельной полезности.
В настоящее время среди ученых укрепилось мнение о том, что обе они дополняют друг друга и могут быть объединены в одну общую теорию.
Тема 2. ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВНОЙ МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
1. Понятие потребности. Потребности – это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.
Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, стимулом к трудовой деятельности по созданию или приобретению недостающих ему благ.
Степень удовлетворения потребностей людей зависит от уровня развития сферы: материального производства и непроизводственной. В первой создаются материальные ценности – товары, а во второй – духовные ценности и услуги.
2. Закон возвышения потребностей. Потребности людей безграничны, хотя возможность удовлетворения потребности отдельного человека в конкретном благе вполне реальна. Человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно (закон возвышения потребностей), т. к. включают в себя не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов работников, населения и, наконец, государства в целом. При этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но на основе развития науки и техники предлагает новые, ранее не известные виды материальных благ, которые посредством широкой рекламы и маркетинговой деятельности фирм расширяют круг существующих потребностей.
3. Потребности и потребление. Производство, откликаясь на потребности, создает поле для потребления.
Потребление – это процесс удовлетворения потребностей людей, состоящий в использовании продуктов производства по их прямому назначению. При этом само производство, создавая блага, потребляет, расходует определенные ресурсы. Эту часть потребления принято называть производственным потреблением.
В условиях рыночной экономики потребление людей зависит от величины их доходов и измеряется с помощью таких экономических показателей, как: структура потребления, средний уровень потребления, потребление на душу населения и др.
4. Пирамида потребностей А. Маслоу. Существуют многочисленные классификации человеческих потребностей. Обычно различают материальные, духовные и социальные потребности. Однако в современных условиях наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, расположившего потребности в восходящем порядке – от низших (материальных) до высших (духовных) (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Пирамида социальных и человеческих потребностей по А. Маслоу
Тема 3. РЕСУРСЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Понятие ресурсов и их классификация. Экономические ресурсы – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. Общая величина ресурсов характеризует потенциальные возможности развития экономики. Они являются исходным звеном в процессе производства благ (рис. 3.1).
Рис. 3. У. Процесс производства благ
– природные (естественные) ресурсы;
– финансовые ресурсы в виде денежных средств населения, фирм, бюджета;
– информационные ресурсы в форме цифр, фактов, сведений, характеризующих состояние экономики.
2. Проблема ограниченности ресурсов. Использование ресурсов в хозяйственной деятельности связано с доступностью их получения. Часть благ, таких как атмосферный воздух, вода, солнечный свет, ветер, приливы и отливы, доступны для всех людей без ограничения и исключений. Такие ресурсы называются свободными и в хозяйственных расчетах не учитываются. Остальные ресурсы (экономические) всегда существуют в ограниченном количестве. Эта ограниченность носит как абсолютный, так и относительный характер.
Принцип ограниченности ресурсов диктует необходимость их рационального распределения и использования, экономии и заботы о восстановлении.
3. Факторы производства. Ресурсы, вовлеченные в производство, модифицируются в его факторы. Их общая величина составляет производственный потенциал экономики. Существуют различные классификации факторов производства. Традиционно исходной в науке является теория «трех факторов производства», предложенная более 200 лет назад французским экономистом Ж.Б. Сэем. Она включает в себя труд, землю и капитал. Это основные факторы производства. В современных условиях они дополняются предпринимательской деятельностью, технологией, энергией, информацией и экологией. Их взаимосвязи можно выразить схемой (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Взаимодействие факторов производства.
Дадим определения всех приведенных факторов производства.
Труд – это расходование человеком в созидательных целях его физической, интеллектуальной и духовной энергии. Труд в процессе производства характеризуется интенсивностью и производительностью.
Интенсивность труда – его напряженность, измеренная степенью расходования рабочей силы в единицу времени.
Производительность труда – его результативность, измеряемая количеством благ, произведенных в единицу времени.
3. Благо и товар
При натуральном типе хозяйства естественной формой богатства выступает натуральный продукт — материальное благо, а при товарных отношениях — товар. Благо — более широкое понятие, чем товар, это всё, что удовлетворяет потребности человека.
Кроме благ жизненно необходимых — воздух, вода, пища, одежда, жилище — человеку требуется множество дополнительных благ: образование и здравоохранение, транспорт и связь, книги и сфера досуга, бытовое обслуживание и многое другое. В неоклассической теории разграничиваются блага экономические и неэкономические. Критерием разграничения является понятие редкости. Благо считается неэкономическим, если оно имеется в неограниченном количестве, и экономическим — если является редким, то есть если потребность в нём превышает доступное распоряжению количество блага. Одно и то же благо в разных условиях может быть экономическим и неэкономическим, например, вода в той или иной местности. Неоклассики считают, что товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена.
Классификацию экономических благ (товаров) можно представить следующим образом:
— долговременные, предполагающие многократное использование (товары длительного пользования);
— недолговременные, блага разового потребления (продукты питания);
— взаимозаменяемые блага (субституты, к ним могут относиться не только потребительские товары, но и производственные ресурсы);
— взаимодополняемые блага (комплементы);
— косвенные (производственного назначения),
— индивидуального потребления (личные или частные),
— общественного потребления (общие или общественные).
Две последние группы в данной классификации различаются
по двум критериям: характер потребления и возможность исключения блага из процесса потребления. Если потребителю может быть легко отказано в потреблении данного блага — это благо индивидуального потребления, если невозможно исключить кого-либо из числа потребителей данного блага, то это благо общественного потребления.
Личные блага, пригодные только для индивидуального потребления, делимы, то есть достаточно малы, чтобы быть доступными индивидуальным покупателям. Принцип исключения из числа их потребителей состоит в следующем: те, кто желает и в состоянии платить равновесную цену, получают товар, а те, кто не в состоянии или не желает платить, исключаются из числа потребителей данного блага. Примером товаров такого рода являются, в частности, порционные блюда, индивидуальный пошив одежды.
Общие блага могут потребляться совместно и одновременно многими потребителями без уменьшения их в количественном и качественном отношении. Блага общественного пользования неделимы, ограничить число их пользователей невозможно, и такое ограничение нежелательно для общества. Выгоды от их потребления достаются обществу, производящему данные блага. К ним, например, относятся теле- или радиовещание, маяк, оборона, пожарные команды. Количество потребителей общих благ не снижает их качество.
Некоторые блага не могут быть классифицированы столь же четко. Например, можно ввести входную плату (и таким образом исключить из потребления) на место проведения праздничного фейерверка, но и за пределами его люди смогут наблюдать бесплатно это зрелище.
Ряд благ не может быть отнесён к товарам чисто общего потребления, например, общественный транспорт, дороги. При большом числе совместных пользователей относительно вместимости транспортной единицы качество и количество такого товара заметно уменьшается. Вообще большинство товаров занимает промежуточное положение между благами индивидуального и совместного потребления.
Природа блага — индивидуального или общественного — определяет желание потребителя платить за него, а отсюда — желание производителей его производить. Блага личного пользования поставляются через механизм товарного производства, рынок, а блага общего пользования, потребляемые одновременно многими людьми, исключение которых из группы потребителей затруднено, не привлекают самостоятельных производителей, поэтому их производство регулируется государством. Число таких благ, потребление которых бесплатно обеспечивается государством, на современном этапе развития экономики растет (например, начальное образование, медицинское обслуживание, пособие по безработице). Это объясняется потребностями общественного развития. Так, образование, представляющее несомненную личную ценность, в рыночной экономике считалось индивидуально потребляемым благом и обладало свойствами исключения из потребления, так как оплачивалось потребителем. Но понимание того, что общество в целом выигрывает от повышения образовательного уровня каждого своего члена, способствовало переводу этого блага в группу общих, то есть производимых или субсидируемых государством.
Согласно экономической теории, благо, не являющееся продуктом труда, не считается товаром, например, воздух, солнечный свет, дары природы. Кроме того, если благо произведено трудом, но либо потребляется самим производителем, не предназначено для обмена или никому не нужно, не удовлетворяет чьи-то потребности, оно также не считается товаром. Товар — это экономическое благо, созданное трудом, способное удовлетворять потребности людей и предназначенное для обмена.
Товар характеризуется двумя свойствами: потребительная стоимость и стоимость (меновая стоимость). Эти свойства товара рассматривали А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, К. Маркс, Дж. Милль и другие. Потребительная стоимость товара — это способность удовлетворять потребности человека. Если благо не обладает способностью удовлетворять какие-либо человеческие потребности, оно не найдёт покупателя, то есть не станет товаром.
Чтобы стать товаром, благо должно иметь потребительную стоимость не для того, кто его произвёл, а для других, то есть обладать общественной потребительной стоимостью. Обладает ли данное благо потребительной стоимостью, его производителю неизвестно, это определит лишь обмен, поэтому общественная природа потребительной стоимости до процесса обмена скрыта. Чтобы её обнаружить, товар должен быть обменен на другой товар или деньги в определенной пропорции. Способность товара в определенных количественных соотношениях (пропорциях) обмениваться на другой товар (деньги) называется стоимостью (меновой стоимостью). Это свойство товаров характеризует их количественную сторону, возможность товаров приравниваться друг к другу.