Что такое натюрморт для дошкольников

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с натюрмортом»

Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть фото Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть картинку Что такое натюрморт для дошкольников. Картинка про Что такое натюрморт для дошкольников. Фото Что такое натюрморт для дошкольников наталья киреева
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с натюрмортом»

Цель: познакомить детей с жанром живописи «натюрморт»

Развивать активный интерес и понимание содержания картин, видение эстетической красоты в натюрморте, развивать чувства композиции.

Формировать представления о жанре изобразительного искусства натюрморт, Развивать умения отличать от других жанров, соотносить пропорции предметов.

Воспитывать эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины, эстетические чувства.

Обогащение словаря: разделяющая линия, плоскость стола, передний план, задний план, пропорции, горизонтальная плоскость, вертикальная плоскость;

Активизация словаря: натюрморт, пейзаж, композиция, загораживание, муляж.

Материалы и оборудование: иллюстрации «Пейзаж», «Портрет»; «Натюрморт»;предметы для составления композиции: ваза, муляжи фруктов, муляжи овощей, стол, карандаши простые, листы бумаги форматом А4.

Предварительная работа: Рассматривание репродукций с жанрами «пейзаж» и «портрет», отгадывание и загадывание детьми загадок.

Ход занятия

Педагог: Посмотрите, пожалуйста, на доску что вы видите? «Пейзаж»

Если видишь на картине

Или ель, и белый иней

Или снежная равнина,

-Как вы узнали что это пейзаж (изображение природы)

А что изображено сдесь? «Портрет»

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется (портрет)

-Как вы узнали что это портрет? (изображён человек)

— Как вы думаете, а это что нарисовано?

Ребята это натюрморт?

«Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это натюрморт«.

«Натюрморт» (Слайд№2,презентация).

Дети рассматривают выставку: / не более 1 минуты/

В группе составлен натюрморт из вазы с фруктами. Дети любуются, вдыхают аромат плодов.

Дети, что это?/ натюрморт/ Из чего составлен натюрморт? Ответы детей.

Как вы думаете, дети, что здесь самое главное? / ваза, она большая/ Что лежит в вазе? / яблоко, груша/

Как лежат плоды? Ответы детей. Яблоко заслоняет грушу. Видно только половинку груши.

Возьмите в руки фрукты. Расскажите, какие они?

Дети рассказывают о фруктах: отмечают форму, цвет, величину, фактуру, вкусовые качества

Ответы детей: яблоко круглое, красное, гладкое, тяжелое, сочное, хрустящее, сладкое, большое; груша зеленая, тяжелая, гладкая, мягкая, сочная, витаминная,полезная:

Воспитатель: В каких тонах выполнен натюрморт? / в красных, желтых, зеленых/

Воспитатель: На каком фоне составлен натюрморт? Ответы детей.

Физкультминутка для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем рисовать натюрморт, состоящий из вазы и фруктов. Подумайте, что вам нужно для рисования (обращаю внимание детей на изоматериалы)

Воспитатель: С чего начнем рисовать?

Воспитатель: Где находиться яблоко? Справа или слева от груши? Где находиться груша?

Воспитатель: Приступайте к работе. Я знаю у вас получаться яркие, праздничные натюрморты.

Звучит спокойный музыкальный фон.

Воспитатель: Вот как постарались краски. Нарисовали праздничные, яркие натюрморты. Они украсят любую выставку.

Что ты сегодня рисовал?

Из чего составлен твой натюрморт?

В каких тонах выполнен твой натюрморт в теплых или холодных?

Какое настроение у твоей картины? / связать с цветом красок/

Прикреплённые файлы:

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со свойствами стекла» Автор: Полякова Т. Ю. воспитатель МДОУ № 50 «Огонёк» п. Икша, Моск. обл. Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной.

Конспект ОД в средней группе «Знакомство с натюрмортом» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему Знакомство с миром. Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада на тему «Знакомство с миром профессий» Программное содержание: познакомить.

Конспект занятия по синтезу искусств в средней группе «Знакомство с натюрмортом» Группа оформлена в виде галерее. Справой стороны висят картины: портреты и пейзажи. С левой стороны – натюрморты. На заранее подготовленном.

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с четырехугольником» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей.

«Знакомство с натюрмортом». Конспект НОД по ОО «Художественно эстетическое развитие» в средней группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Знакомство с натюрмортом на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с ОВЗ Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности с детьми с ОВЗ в учреждениях коррекционного типа осуществляется с учетом.

Источник

Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт?»

Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть фото Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть картинку Что такое натюрморт для дошкольников. Картинка про Что такое натюрморт для дошкольников. Фото Что такое натюрморт для дошкольников Любовь Михайлова
Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт?»

Конспект занятия по НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» для детей старшей группы 5-6 лет.

Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт

— Продолжать приобщать детей старшей группы к миру красоты и искусства через знакомство с живописью в жанре натюрморта.

Познакомить детей с новым жанром живописи – натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах (цветы, фрукты, ягоды, веточки с осенними листьями, овощи, предметы быта).

Познакомить с репродукциями натюрмортов.

— Расширять знания детей в изобразительной деятельности, рассказать о натюрморте.

— Вызвать желание научиться рисовать натюрморт, отражая в рисунке знакомые детям предметы (фрукты, овощи, ягоды, грибы).

— Расширять у детей мышление, воображение, творческий замысел; учить выстраивать композицию, подбирать цветовую гамму.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие».

Ход НОД.

Сейчас самое красивое и удивительное время года – Золотая осень. Листья на деревьях начинают желтеть, отцветают цветы на клумбах детского сада, в садах поспели яблоки, сливы груши, с юга нашей необъятной страны привезли к нам сладкие и спелые дыни, арбузы, виноград. А сколько вкусных и полезных овощей собрали люди с огородов, ну-ка назовите мне эти овощи? (Дети называют все овощи).

Ребята, а кто из вас был в лесу? (были не многие) Лес – это богатство нашей страны. В осеннюю пору лес становится волшебным, его будто волшебной кистью с яркими красками раскрасила осень. Осенний лес тоже дарит нам свои дары,это: грибочки, лесные ягоды, ковёр из осенних листьев.Послушайте какие красивые стихи про осень написали русские поэты:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Осенняя природа дарит нам необыкновенно богатую палитру ярких красок. От ярких тёплых оттенков до холодных тонов от которых мы чувствуем радость, но в тоже время и грусть прощания с летом.

Ребята, а знаете, что такое натюрморт? (Ответы детей)

Художник, прежде чем написать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга.

Хотите попробовать составить натюрморт? (Дети с радостью соглашаются) и мы все вместе составляем осенний натюрморт, который будет украшать нашу группу.

После составления натюрморта, предлагаю посмотреть презентацию «Что такое натюрморт После презентации отправляемся с детьми на прогулку. На следующем занятии предлагаю детям вспомнить с каким жанром живописи мы знакомились на прошлом занятии, идёт небольшая беседа с детьми, а затем предлагаю детям придумать и нарисовать свой натюрморт. Дети рисуют по собственному замыслу натюрморты: с осенними цветами, листочками, ягодками, овощами, фруктами и т. п. Затем дети рисуют красками на свой выбор (гуашь, акварель).

Когда все работы будут завершены, оформляю выставку детского творчества в фойе детского сада.

Прикреплённые файлы:

Конспект ООД «Знакомство с жанром живописи-натюрморт» Ф. И. О. педагога: Бабич Анна Петровна Номинация: «Образовательная ситуация с дошкольниками» Образовательная область: художественно – эстетическое.

Ознакомление детей подготовительной группы с искусством. Аппликация «Натюрморт» Цель: Формировать представления у детей о разных видах изобразительного искусства, развивать художественно-эстетическое восприятие, учить.

Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Кроссворд по теме «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством» (материалы к педсовету) Определите.

Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть фото Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть картинку Что такое натюрморт для дошкольников. Картинка про Что такое натюрморт для дошкольников. Фото Что такое натюрморт для дошкольниковЗнакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Карелии (карельский орнамент) з опыта работы Матюшевой Ирины Юрьевны Цель: Организация системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление.

Знакомство младших дошкольников с изобразительным искусством Эстетическое воспитание осуществляется во всей работе детского сада. Одним из средств его является изобразительная деятельность. Изобразительное.

Знакомство с народно-прикладным искусством «Матрешка». Сценарий развлечения в младшей группе Знакомство с народно – прикладным искусством «Матрешка» Занятие – развлечение с детьми младшей группы К детям приходит Матрешка, она здоровается.

Источник

Живопись как вид искусства. Натюрморт. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с натюрмортом

Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть фото Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть картинку Что такое натюрморт для дошкольников. Картинка про Что такое натюрморт для дошкольников. Фото Что такое натюрморт для дошкольников алла королева
Живопись как вид искусства. Натюрморт. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с натюрмортом

Выбрав из жанров живописи натюрморт, рассмотрим, как можно научить детей понимать язык искусства. Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств. Методический поиск воспитателя-педагога будет успешным при условии, если он сам выполняет практическую работу, в результате чего овладевает средствами изображения и приобщается к миру искусства.

Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими.

Эксперимент Н. М. Зубаревой показал, что наибольшее внимание детей привлекла жанровая бытовая картина и натюрморт. Мотив выбора детьми этих жанров живописи понятен: они созвучны их опыту, так как со многими предметами, изображенными, например, в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту. Н. М. Зубаревой были установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются и в 6, и в 7, и более лет. На втором уровне ребенок начинает осознавать элементарно-эстетические качества произведения – могут оценить в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию. На третьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку в 6-7 лет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. Представлять эти три уровня эстетического развития детей воспитателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия.

Можно рекомендовать для знакомства одновидовые натюрморты для детей младших и средних групп. В средней группе следует предложить и смешанные по содержанию натюрморты, а в старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов; особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме, лирические, торжественные и другие. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции.

Организация педагогической работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством (натюрмортом) имеет программные задачи. Их можно условно разделить на 4 группы.

1 группа –содержательная: обучать детей понимать, что изображено на картине, о чем рассказал и что хотел выразить художник.

2 группа –изобразительно-выразительная: обучать детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые художником.

3 группа –эмоционально-личностная: воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению.

4 группа –воспитательная: воспитание нравственно-эстетических качеств, познавательных интересов в процессе обучения детей восприятию искусства.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия – организация изостудии, подбор качественных репродукций, слайдов, художественно-развивающих игр, набор записей музыкальных произведений. Создание педагогом атмосферы увлеченности, заинтересованности искусством в стенах изостудии и группы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

В ознакомлении дошкольников с живописью, в частности, с натюрмортом, широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

Прежде чем предложить детям картину, воспитатель проводит с детьми предварительную работу.

При восприятии натюрморта, необходимо подчеркнуть, что художник пишет не просто предметы, которые он увидел, а всегда хочет рассказать красками о том, что интересного, что красивого он подметил в них, о чем ему хочется рассказать в своей картине всем, кто ее будет смотреть. Иначе говоря, художник своими картинами передает какие-то мысли, чувства и переживания. Нужно подводить детей к тому, что художник картину задумывает. Дети должны понять, что каждое произведение о чем-то рассказывает, что-то изображает, выражает какие-то чувства.

Перед рассматриванием картины нужно вызвать у детей интерес; эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то необычного. Первые встречи с картиной лучше проводить в условиях небольшой группы детей. Первым натюрмортом, показанным детям, может быть «Клубника» П. Кончаловского.

Задачи ознакомления детей среднего дошкольного возраста с натюрмортом несколько усложняются.

В этом возрасте дети уже могут понять некоторые особенности натюрморта как особого жанра живописи. Они знакомятся с натюрмортами, изображающими не только цветы, овощи, фрукты, но и предметы быта (например, В. Ван Гог «Натюрморт с книгами»; В. Лебедев, «Натюрморт с палитрой» и др.); натюрмортами смешанного характера (например, «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами» И. Хруцкого и др.).

Первый этап работы может быть связан с уточнением и расширением представлений детей об искусстве (и изобразительном в частности).

При проведении занятий важно обратить внимание детей на основные свойства предметов: форму, цвет, поверхность, вес, прозрачность или плотность материалов, из которых они сделаны; вызвать эмоциональную заинтересованность детей объектами, включить их ассоциативное мышление, творческое воображение, сообщить ощущение необычности и значимости каждой вещи. На занятиях следует использовать гармоничное по настроению сочетание музыки, поэзии, изобразительного ряда, тогда один образ будет полно представлен различными средствами художественной выразительности.

Итак, в дошкольный период у ребенка формируется ряд качеств,ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рассматривать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребенка вопросами и собственным творчеством, бережно относится к первым росткам детского творчества.

Методика физического развития детей дошкольного возраста «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 1. Место подвижной игры в процессе формирования навыков основных движений у детей.

Краткая методика обучения детей дошкольного возраста пересказу Методика обучения детей дошкольного возраста пересказуВсе знают о важности развития связной речи в дошкольном периоде. Рассмотрим такую.

Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами Методика ознакомления детей старшего.

Методика ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста Методика ознакомления с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста. Цель: повышать профессиональную компетентность.

Методика ознакомления с трудом взрослых детей младшего дошкольного возраста В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи.

Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть фото Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть картинку Что такое натюрморт для дошкольников. Картинка про Что такое натюрморт для дошкольников. Фото Что такое натюрморт для дошкольниковНастольно-печатная дидактическая игра «Пере-натюрморт» для детей дошкольного возраста Цель: Составить картину из частей и объяснить свой выбор. Задачи: 1. Научить сопоставлять предметы, изображенные на картинках, с учетом.

Методика развития связной речи детей дошкольного возраста Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития дошкольников. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая.

Роль искусства в развитии детей дошкольного возраста Искусство, являясь составной частью духовной культуры, с первых шагов человечества стало важным средством осознания мира и духовного развития.

Сценарий фестиваля песни и хореографического искусства детей дошкольного возраста Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех вас на фестивале вокального творчества и хореографического искусства детей.

Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть фото Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть картинку Что такое натюрморт для дошкольников. Картинка про Что такое натюрморт для дошкольников. Фото Что такое натюрморт для дошкольниковТехнологии ознакомления детей дошкольного возраста с временными представлениями Технологии ознакомления детей дошкольного возраста с временными представлениями. Квест-игра для подготовительной группы «Мерки измерения.

Источник

Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом

Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть фото Что такое натюрморт для дошкольников. Смотреть картинку Что такое натюрморт для дошкольников. Картинка про Что такое натюрморт для дошкольников. Фото Что такое натюрморт для дошкольников Наталья Писаренко
Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом

Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом.

Принципы отбора произведений изобразительного искусства.

1. Знакомство с натюрмортом.

Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показы-вают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить до-школьников. Он не только вызывает эмоциональный отклик у де-тей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опы-том, но и привлекает внимание детей к средствам выразитель-ности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красо-ту изображенных предметов и любоваться ими.

Мотив выбора детьми этого жанра живописи понятен: они со-звучны их опыту, так как со многими предметами, изобра-женными в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в бы-ту. Н. М. Зубаревой были установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта.

На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не об-разу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста.

На третьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю ха-рактеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, неполное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку в 6-7лет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника.

Представлять эти три уровня эстетического развития детей воспи-тателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия.

Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоцио-нально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника. При воспроизведении вещественного мира прослеживается личное отно-шение к нему художника. С одной стороны, объективная сущность вещи, выражаемая в ее форме, цвете, фактуре; с другой индивиду-альность художника, воспринимающего эту вещь. Обе эти стороны – объективная и субъективная – неразрывно переплетаются.

2. Виды натюрмортов и принципы отбора картин для детей раз-ных возрастных групп.

В зависимости от содержания изображенных объектов на картине, условно выделяются однопорядковые (или одновидовые) и смешан-ные натюрморты.

Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи и другие, условно опреде-ляем такой натюрморт как смешанный по содержанию,например: И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И. Михайлов «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон».

К сюжетному натюрморту можно отнести натюрмортыс изображе-нием живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа,например: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»; П. Крылов «Цветы на окне» и другие.

Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются для знакомства одновидовые натюрморты: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Лучше под-бирать яркие, декоративные работы.

В средней группе продолжаем знакомство с одновидовыми натюрмортами, следует также предложить и смешанные по содер-жанию натюрморты.

В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов; особенности использованных средств вырази-тельности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам де-тям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, лирические, торжественные и другие. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции.

При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, инте-рес, быть близким их личному опыту. Знакомя детей с натюрмортом,следует обратить внимание на все его характеристики: вид, ха-рактер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме. По средствам выразительности всегда привлекает цветовая тональ-ность – теплая, холодная или контрастная гамма красок.

В отборе произведений по форме учитывается принцип разно-образия используемых художником средств выразительности и ма-неры исполнения. Для рассматривания с детьми отбираются карти-ны, в которых художественные образы расположены в круг, тре-угольник, асимметрично, симметрично, в центре. Учитывают так-же и принцип концентричности, суть которого заключается в воз-врате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в раз-ных возрастных группах неоднократно предлагается для рас-сматривания детьми.Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, устано-вить взаимосвязь между содержанием и средствами выразитель-ности.

Натюрморты должны реалистично отражать знакомые детям явле-ния общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Отбирая натюрморты для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко пред-ставлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал данное произведение, как передал содержа-ние (какие художественные средства использовал). Тема натюр-морта должна быть близка социальному опыту ребенка, его жиз-ненным впечатлениям.

Отбирая натюрморты для ознакомления детей дошкольного воз-раста, учитывают индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах натюрмортов. Дошкольников знакомят с натюрмортами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимая эти натюрморты, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изобра-женному.

3. Принципы, методы и задачи организации педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания определенных условий и особой творческой, радостной ат-мосферы в группе, душевного контакта между взрослым и детьми.

Важный принцип эстетического воспитания – это принцип це-лостного и неспешного эмоционального освоения.

— Здесь важно использовать метод поэтапных открытий: четкое вы-членение задач каждого последующего занятия, постепенное вклю-чение детей в осознание художественного замысла произведения.

Принцип соблюдения единства восприятия и собственной творческой деятельности детей.

— Метод общения – свободный диалог, доброжелательная под-держка высказываний ребенка, анализирование произведения, чте-ние художественной литературы, прослушивание музыкальных про-изведений, сенсорные игры.

— Метод наблюдения – различные наблюдения на прогулках, экс-курсии в природу, на выставки, рассматривание различных предме-тов, иллюстраций в книгах, просмотр диафильмов.

— Метод пояснения, сравнения.

— Метод вызывания адекватных эмоций.

— Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и пе-сенных образов.

— Метод музыкального сопровождения.

— Прием акцентирования деталей.

— Прием «вхождения в картину».

Большую роль играет подготовка – накопление эмоционального, бы-тового, личного опыта детей и актуализация его на занятии.Это проведение различных дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Подбери по цвету», «Найди картины, написан-ные теплыми и холодными красками», «Разбери картины по груп-пам»

Организация педагогической работы по ознакомлению до-школьников с изобразительным искусством (натюрмортом) имеет программные задачи.Их можно условно разделить на 4 группы:

— 1 группа –содержательная: обучать детей понимать, что изоб-ражено на картине, о чем рассказал и что хотел выразить худож-ник.

— 2 группа –изобразительно-выразительная: обучать детей

воспринимать и оценивать художественные средства, ис-пользуемые художником.

— 3 группа –эмоционально-личностная: воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению.

— 4 группа –воспитательная: воспитание нравственно эстетиче-ских качеств, познавательных интересов в процессе обучения де-тей восприятию искусства.

Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональ-ности их отношений к содержанию живописи.

1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие. – М. : Издат. центр «Академия», 1997г.

2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобрази-тельного творчества. Учеб. пособие для студ. вузов. – М. : изд. центр ВЛАДОС, 2006г.

3. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. / Библиотека про-граммы «Детство». – СПб. : изд. «Детство-Пресс», 2006г.

4. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования: учеб. пособие – М. : Педагогическое общество России, 2007г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *