Что такое натюрморт стих
О натюрмортах
О НАТЮРМОРТАХ
Хоть нет в них страстей рокового сюжета,
ни труб, ни фанфар и ни слёз,
зато так волнует здесь пиршество света
и таинство метаморфоз.
Игра светотени и солнечных пятен,
всё явлено, обнажено,
и каждый предмет – до щербинки понятен,
как будто он снялся в кино!
Предъявлены выпукло, вкусно, объёмно
все запахи, формы, тона,
пчела уморительно неугомонна,
и груша медами полна.
Да здравствует спящей натуры движенье!
Она словно дышит во сне,
и мнимой статичности преображенье
до чёрточки дорого мне.
Натюрморт стих, 2018 г.
ПОПЫТКА ОБЪЕКТИВНОГО НАТЮРМОРТА
Желтеет долька дыни на столе,
желтеют осы над прозрачной долькой,
и времени – вот столько и полстолько,
субъективизм, по счастью, на нуле.
Бытописать июльский натюрморт
не стоит больше, чем на дольку эту,
дабы случайно не превысить смету
и не отправить на побывку в рот.
Хоть и боюсь забыть плоды совсем,
но не рискну, задумавшись о разном,
из образов устроить пышный праздник,
представив стол во всей своей красе.
Когда б не этот томный виноград,
слезящийся туманно и с намёком,
когда б не синей сливы круглобокой
на белом блюде полный шах и мат.
Нет, не спешу взглянуть на срез арбуза:
сочащейся гармонией его
могу лишить себя остатков вкуса,
сродняясь, погружая в естество.
Желтеет долька дыни на столе,
желтеют осы над прозрачной долькой,
а ты ещё не пробовал нисколько –
и неужели ты не дуралей?
Да, дуралей, но вот объективизм,
ответственность моя – полна до срока!
Давайте поболтаем о высоком,
пока ещё владеет мной каприз.
Натюрморт стих, 2007 г.
НАТЮРМОРТ: ПЛОДЫ НА ДЕСЕРТ
В этом сила натюрморта, –
если вкусен плод на вид,
звонок, спел и мил до чёрта,
так что слюнка побежит;
если он прохладой дышит
в жаркий день в своей тени;
если предназначен свыше
стать соблазном в наши дни.
Полномочным и посланцем
от родни своей большой
он достоин появляться
кистью под, карандашом,
под мелком или пастелью,
лишь бы был объём и цвет,
лишь бы плод был зноен, в теле
и просился на десерт.
Что ж, отведать крепкой дыньки –
нет особого греха.
Чернослив сочится синькой –
сливы взялись за бока,
черенком нам подмигнули,
поманили, посулив:
– Есть ещё и груши-дули,
белый яблочный налив.
Заходите, будем рады.
. Вот и косточки лежат –
символ юга, символ сада,
символ лакомых услад.
Это то, что натюрмортом
называют неспроста.
Дынька ангельского сорта,
отомкни-ка нам уста!
Натюрморт стих, 2013 г.
«Сентябринки, ромашки, фейхоа. »
Сентябринки, ромашки, фейхоа.
Скатерть красная и ришелье.
Ничего не случится плохого,
если просто побуду в тепле
этой зелени сладкой заморской,
этих круглых и странных плодов,
там, где свет натюрморта неброский
по-сентябрьски прохладен, медов.
Если солнечен воздух, сиренев,
если глянец горит на горшке,
это катится стихотворенье
и фейхоа кружится в стишке,
это тёплое, райское блюдо,
это юга магический взгляд.
Ничего не скажу. Просто буду
от картины вбирать аромат.
Натюрморт стих, 2018 г.
ВОТ ТАКОЙ НАТЮРМОРТ
Вот такой натюрморт – это, сразу скажу, не по мне.
Вроде всё здесь на месте, объёмно вполне, не от схемы,
даже солнце блестит – очевидно, напротив, в окне, –
но об этой еде ни за что не напишешь поэмы.
Драпировка сухая – простите: увы, «не фонтан»,
в ней естественны складки, но выписана через силу,
без души, без события – в том её главный изъян.
А событие – если и вещь преподносят красиво.
Потому и от вазы стеклянной гармонии нет,
хоть прозрачна она, жёлтой груши бока нам доносит.
Ведь любви и внимания каждый достоин предмет
и частички тепла для вложения в образы просит.
Что, по-вашему, ваза? тарелки? – не образ? А чем,
извините-подвиньтесь, они на холстах нас пленяют,
если знает художник: у вещи свой собственный дзен,
то есть сущность души и прообраз кухонного рая.
А не знает – тогда он не может почувствовать соль
(или мёд) запотевших, зевающих всласть баклажанов,
и арбуз под ножом не хрустит и не скажет: «Изволь,
я на зубы согласен»: подделка он. Не для гурмана.
Ведь Машков написал не событие вещи, не рай, –
только тень, только отзвук, без вкуса и запаха. Это
имитация, проба сыграть в сотворенье предмета
из папье и маше. Ничего от него не желай!
Натюрморт стих, 2010 г.
«Мне близок натюрморт. »
Мне близок натюрморт. Не каждый, безусловно,
но если он горит и светится впотьмах,
но если он – любовь, то, как любовь, огромно
живое колдовство, живой его размах.
Кубической игры, абстракции в полоску
не вынесут его прекрасные черты.
Безжизненны холстов усталые наброски,
где выверт и надлом стояли у плиты, –
нет, не прельстит меня искусственное блюдо.
Фактура здесь нужна, и важен интерьер,
чтоб в маленьком штрихе и линии, повсюду,
играл души накал, гулял её размер.
Чтобы ложился блик и отражался сразу –
на вазе, на стене, на чашке, на столе,
чтобы цветы росли и копошились в вазе,
букет был как субъект, а не мазков желе.
Чтобы лицом стола предстала та поверхность.
Чтобы багет вписал в обои свой квадрат.
Тогда случится дрожь, и больше не померкнет
классической любви безумный авангард.
Читаем с детьми стихи к занятиям по ИЗО
Песня о картинах (Александр Кушнер)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Автор в друзьях: 5
У автора в друзьях: 10
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Бродский-Натюрморт
Verra la morte e avra i tuoi occhi.
C. Pavese
Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте.
Я сижу на скамье
в парке, глядя вослед
проходящей семье.
Мне опротивел свет.
Это январь. Зима
Согласно календарю.
Когда опротивеет тьма.
тогда я заговорю.
Пора. Я готов начать.
Неважно, с чего. Открыть
рот. Я могу молчать.
Но лучше мне говорить.
людях. Они умрут.
Все. Я тоже умру.
Это бесплодный труд.
Как писать на ветру.
Кровь моя холодна.
Холод ее лютей
реки, промерзшей до дна.
Я не люблю людей.
Внешность их не по мне.
Лицами их привит
к жизни какой-то не-
покидаемый вид.
Что-то в их лицах есть,
что противно уму.
Что выражает лесть
неизвестно кому.
Пыль. И включенный свет
только пыль озарит.
Даже если предмет
герметично закрыт.
Старый буфет извне
так же, как изнутри,
напоминает мне
Нотр-Дам де Пари.
В недрах буфета тьма.
Швабра, епитрахиль
пыль не сотрут. Сама
вещь, как правило, пыль
поднося, хоть дышу,
эеркало мне ко рту,-
как я переношу
небытие на свету.
Я неподвижен. Два
бедра холодны, как лед.
Венозная синева
мрамором отдает.
Преподнося сюрприз
суммой своих углов
вещь выпадает из
миропорядка слов.
Вещь можно грохнуть, сжечь,
распотрошить, сломать.
Бросить. При этом вещь
не крикнет: «****а мать!»
Дерево. Тень. Земля
под деревом для корней.
Корявые вензеля.
Глина. Гряда камней.
Корни. Их переплет.
Камень, чей личный груз
освобождает от
данной системы уз.
Он неподвижен. Ни
сдвинуть, ни унести.
Тень. Человек в тени,
словно рыба в сети.
Вещь. Коричневый цвет
вещи. Чей контур стерт.
Сумерки. Больше нет
ничего. Натюрморт.
Смерть придет и найдет
тело, чья гладь визит
смерти, точно приход
женщины, отразит.
Это абсурд, вранье:
череп, скелет, коса.
«Смерть придет, у нее
будут твои глаза».
Мать говорит Христу:
— Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?
Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть, мертв или жив?
Он говорит в ответ:
— Мертвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я твой.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
О «Натюрморте» Бродского
24-го мая исполнится 68 лет со дня рождения Иосифа Бродского. На последней стадии подготовки находится полное собрание стихов поэта под редакцией и с комментариями Льва Лосева.
В июне 1971 года Иосиф Бродский оказался в Ленинградской областной больнице у Финляндского вокзала. Внезапное заболевание было связано со значительной кровопотерей. Одно время врачи подозревали злокачественную опухоль. Возможно, впервые перед поэтом со всей серьезностью встал вопрос о личной смерти. Итогом этих мыслей и переживаний стало написанное тогда же стихотворение «Натюрморт».
Название иронично, т.к. предлагает рассматривать человека («я») как объект («вещь»); искусствоведческий термин (фр. nature morte) предлагается читать буквально как «мертвая (неживая) природа».
Я неподвижен. Два
бедра холодны, как лед.
Венозная синева
мрамором отдает.
Живое тепло покидает тело, живое тело превращается в лед и мрамор.
В «Натюрморте» в наиболее обнаженной форме представлена одна из центральных в творчестве Бродского оппозиций: человек-вещь. В то время я иногда встречался с Виктором Борисовичем Шкловским. Я передал ему машинописный листок с «Натюрмортом». Прочитав, Шкловский сказал: «Так о вещах еще никто не писал». Это замечание интересно тем, что литературная молодость Шкловского совпала с периодом «преодоления символизма» в творчестве акмеистов и близкого им Пастернака, Шкловский участвовал в критико-теоретической деятельности ОПОЯЗа. И в стихах акмеистов, и в трудах опоязовцев, и, шире, в русской культуре того времени под влиянием феноменологии Гуссерля, культивировалась эстетика, нацеленная на изображение вещи-предмета. Что же в таком случае показалось старому опоязовцу таким неожиданным в стихотворении Бродского? Скорее всего, то снятие трагической оппозиции человек-вещь, которым Бродский неожиданно заключает «Натюрморт». «Натюрморт» состоит из десяти частей. В девяти из них строго чередуются безличные описания мира вещей, представителем которого выступает старый буфет, с описаниями процесса «овеществления», которому подвергается автор. Однако, десятая, заключительная, часть неожиданно, вне очевидной связи с предшествующими, оказывается голгофской сценой.
Мать говорит Христу:
— Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?
Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть, мертв или жив?
Он говорит в ответ:
— Мертвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я твой.
В канонических евангелиях такого диалога Христа с Матерью нет. В Евангелии от Иоанна (19:26) Иисус, указывая на любимого ученика, говорит Матери: «Жено! се, сын Твой» (старинную форму звательного падежа жено Бродский использует в последней строфе). По смыслу содержание заключительной части «Натюрморта» ближе к девятому ирмосу (заглавному стиху) из православной предпасхальной литургии: «Не рыдай мене, Мати, во гробе зрящи». Эту строку Ахматова взяла эпиграфом к десятой части Requiem ‘а.
Мертвый или живой, / разницы, жено, нет. / Сын или Бог, я твой. Загадочный ответ, видимо, следует понимать таким образом: в согласии с русской грамматикой в последней фразе, «я твой», опущено «есмь» («я есмь твой»), но глагол быть в данной форме первого лица, единственного числа подразумевается. Таким образом можно имплицировать следующий силлогизм: (1) субъект, предикатом к которому выступает глагол быть, существует, (2) я есмь твой, (3) значит я существую (оппозиция мертвый-живой снимается). Это не простой софистический выверт, поскольку по смыслу «я твой» существование я определяется любовью другого. Позднее Бродский скажет об этом проще: «Я знал, что я существую, пока ты была со мною».
Эта гуманная, в духе Бубера-Бахтина, концовка, утверждение человеческого единства как победы над смертью является и ответом на прямолинейное «я не люблю людей» в третьей части стихотворения.
Кровь моя холодна.
Холод ее лютей
реки, промерзшей до дна.
Я не люблю людей.
Внешность их не по мне.
Лицами их привит
к жизни какой-то не-
покидаемый вид.
Что-то в их лицах есть,
что противно уму.
Что выражает лесть
неизвестно кому.
Мысль о том, что дурная эпоха наложила отпечаток на лица соотечественников, неоднократно выражалась русскими писателями. Разглядывая старые фотографии, сетует Солженицын: «[С]менился состав нашей нации, сменились лица, и уже тех бород доверчивых, тех дружелюбных глаз, тех неторопливых, несебялюбивых выражений уже никогда не найдет объектив». И почти так же Андрей Битов в «Пушкинском доме»: «Куда делись все эти дивные лица? Их больше физически не было в природе. Лева ни разу не встречал, ни на улицах, ни даже у себя дома… Куда сунули свои лица родители? За какой шкаф? Под какой матрац?» «Переутомление, злость, страх и недоверие друг к другу таят эти серые, изможденные и отчасти уже деформированные, зверовидные какие-то лица. Лица дрессированных зверей, а не людей», — пишет Андрей Белый в дневнике. «[П]устые лица, выражающие ничего или одно недостойное чувство. […] Hе лица человеческие, а какие-то тарелки. Я их внимательно рассматривал и никаких следов человеческого в них не нашел» (Георгий Чулков в повести «Вредитель»). «Публика посмотрела в меня почти безучастно, круглыми и как будто ничем не занятыми глазами… Мне это нравится. Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые. […] Они постоянно навыкате, но — никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла — но зато какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной. В дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий — эти глаза не сморгнут. Им все божья роса…» (Вениамин Ерофеев, Москва-Петушки). Приятель Бродского живописец Олег Целков писал: «Мы потеряли свои лица. Или, может быть, у нас их никогда и не было. […] На мощных шеях гладкие, безволосые головы с узенькими лбами и мощными подбородками. Пронзительные зрачки прячутся в щелках между немигающими веками. […] Кто они? Из каких глубин сознания они всплыли и заставляют меня вглядываться в них? Какие черты прошлых, настоящих и будущих жителей Земли соединены в их облике?» Вероятно, первым, кто посетовал на невыразительность лиц соотечественников, был Чаадаев: «В чужих краях, особенно на Юге, где люди так оживлены и выразительны, я столько раз сравнивал лица своих земляков с лицами местных жителей и бывал поражен этой немотой наших лиц».
Присоединяя свой голос к этому хору физиогномических сетований, Бродский включает лица, выражающие лесть «неизвестно кому», в панораму nature morte, мертвой природы. Но конец стихотворения говорит о том, что делает природу человека живой.
Мастерская Уроки Натюрморт
Здравствуйте!
Сегодня мы с вами, ребята, в блоке уроков – литература – живопись словом рассмотрим ещё одну группу прекрасных живописных творений, называемых натюрморт.
Натюрморт – этот термин, появившийся во Франции в начале 19 века, означает – мёртвая натура. И действительно, на картинах, представляющих собой натюрморт, изображаются фрукты, овощи, цветы, различные сосуды. Часто эти предметы изображаются на фоне спускающихся волнами драпировок.
Давайте посмотрим с вами на работы художников:
Класс «Завтрак»,
В. Хеда «Ветчина и серебряная посуда»
И. Репин «Яблоки и листья»
Е. Романов «Цветы в интерьере»
М. Кугач «Ветка Яблони»
В. Мухина «Натюрморт с геранью»
М. Шагал «Окно».
Но оказывается, не только художники рисовали натюрморты. Не менее прекрасные и колоритные натюрморты мы можем встретить и в поэзии и прозе.
Вот несколько примеров:
Посмотрите, как богат обеденный стол русского помещика:
Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь – икра, и с голубым пером
Там щука пёстрая: прекрасны!
Эти строки принадлежат Державину.
Вот что написал Евгений Лебедев в своей статье «Чудесный подлинник» об этом стихотворении Г.Р. Державина: «Уже 175 лет читатели Державина не перестают восхищаться чисто живописным совершенством этих строк. И это понятно: такая зарисовка под силу, пожалуй, лишь фламандским гениям натюрморта. Тут ведь интересно не только то, что блюда, которыми установлен стол, изображены узнаваемо, почти осязаемо, конкретно. Тут по-настоящему интересно эмоциональное освещение всей картины. Чувство красоты – самое бескорыстное из всех наших чувств. Поэт как будто на одно лишь мгновение оказался в плену этого чувства – и вот уже вещественность одухотворена, и корыстное предвкушение плотского наслаждения от еды отступает перед бескорыстным переживанием этого праздника красок, этого пира для взора.
Но – начинается обед, и вкус уже не эстетический, а гастрономический польщён, и хозяин с гостями воздают должное и ветчине, и щам, и пирогу, и сыру, и икре, и рыбе – всему этому «припасу домашнему, свежему, здравому», который представляет Русь».
Потом следует десерт и всё, что положено после него:
Тут кофе два глотка; схрапну минут пяток;
Там в шахматы, в шары иль из лука стрелами,
Пернатый к потолку лаптой мечу лоток
И тешусь разными играми.
Ещё один пример державинского натюрморта:
Воистину, праздник взора пересиливает желание гастрономическое.
К словесным натюрмортам обращались и другие поэты:
А вот строки А.С. Пушкина:
Вы помните, как он писал о яблоке:
Соку спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось,
Видны семечки насквозь.
Или отрывок из романа «Евгений Онегин»:
Обряд известный угощенья:
Несут на блюдечках варенья,
На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой.
Следующие стихи так и называются – натюрморт.
Натюрморт «К чаю»
Наталья Кротова
Солнцем апельсин горит, он
Фруктов чувствует парад.
Мутной зеленью нифритов
Отливает виноград.
Ломтик дыни с ароматом,
Как сечёная луна,
Половинка от граната
Вся рубинами полна.
Выдыхая лёгким паром,
Манит чай нас поутру,
Чтоб бодрящим крепким жаром
Разливаться по нутру.
Весь осыпан сладкой пудрой
Сорт печенья «Снежный ком».
А зачем без чая утро?
А какой без чая дом?
Нежно обнимая воду,
Ваза держит ветку роз,
Не она ль громоотводом
Служит от семейных гроз.
Кроме чае-охлажденья
Мелким кубиком из льда,
Знаем, в дом наш, без сомненья,
Не ворвутся холода.
Натюрморт вечера
Виктор Кирильчук
Синяя побелка.
Ожирелья лука.
Молоко в тарелке
Ткнул Мурёнок глупый.
Клюква из лукошка
Горсточкой на блюдце.
Мельхиор на ложке
Мёдами любуется.
Вышивка с иконы
Выцвела за лето.
Выглянет из комнат
Домотканство пледов.
Треск из старой печки.
Чугунок картошки.
В натюрморте вечера
Ничего не трожьте
Стоит верба на окне
Распустила почки.
Отражаются в воде
Первые цветочки.
Мать-и-мачеха лежит
На окошке рядом.
Словно девочка одна
Букетик составляет.
Дует, дует ветерок,
Шторки раздувает,
Весточки весны
Тихонечко качает.
Натюрморт
Олег Горбунов
Луны яичный желток
На чёрной сковородке неба,
Тёплого ветра глоток.
Звёзды, как крохи хлеба.
В речке плещется окунь,
Карась серебристый и сом,
Коктейль из фруктового сока –
Мята, маслина и ром.
Воздух пахнет цветами,
Изумрудная скатерть травы под елью.
Натюрморт можно написать стихами,
А не только маслом и акварелью.
Далее вы увидите тоже натюрморт в стихах, но вы поймёте, что это стихи о войне, вернее о вещах военного. Автор увидел эти вещи на помойке, и у него родились эти стихи.
40 дней после смерти ветерана
(зарисовка с натуры)
Андрей Котов
Три затёртых старых чемодана,
С диском телефонный аппарат,
Китель (надевал его недавно
Обладатель званий и наград).
Пачка писем в порванном пакете,
Двух фуражек синие блины.
Сваленные в мусор вещи эти
Новым местом так удивлены:
«Может вышла всё-таки ощибка,
И домой хозяин заберёт?»
Не вписались в рамки Евро-шика…
Сорок дней прошло. Идёт ремонт.
И последний натюрморт, написанный автором А. Векслером:
Как вы увидели, ребята, в литературе, как и в живописи можно показать какой-либо предмет, назвать его цвет, сравнить его с каким-то предметом, щедро наградить его эпитетами, чтобы подчеркнуть его индивидуальность. В литературе, как и в живописи, можно наделить предмет каким-либо признаком образа, показать замысел автора, шутливую или серьёзную идею, показать радостную или грустную картину.
Но только литература своим художественным словом способна оживить натюрморт. В литературе фрукты, цветы, овощи оживают, одухотворяются, приобретают большую ценность для воображения, чем живописный образ.
Слово рисует красками, слово рисует мыслью, однако, всё это делает и созерцательная живопись. Но живопись не умеет общаться. Общаться с человеком по человечески способно только слово. Заставить предмет жить не мгновением, не догадкой на жизнь, а жизнью во всём своём бесконечном колорите, отделить предмет от мёртвой натуры может только слово и литература, как высшая форма словесности.
А теперь мы поиграем, поиграем с натюрмортом, с мёртвой натурой и докажем, что художник своей кистью и красками, стремящийся оживить натуру, готовый вступить со зрителем в диалог, всё же значительно ограничен в сравнении с литератором. И инструмент, которым владеет литератор несравнимо более совершенен, он способен изваять саму жизнь. Человеческое слово способно не просто оживить, оно способно вочеловечить.
Итак, начнём игру.
Поэт А. Кушнер так написал о натюрморте:
Если видишь на картине
Вазу, розу в хрустале
Или морс в большом графине,
Или глиняную чашку,
Или фрукты, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это натюрморт.
Посмотрим на натюрморты великих живописцев:
К.С. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»
Серов «Девочка с персиками».
На этих картинах художник даёт свою характеристику предметам, но эта характеристика молчалива. Посмотрим на них и, не говоря ни одного слова о том, каким образом художнику удалось вызвать ваше к ним отношения, скажем, понравились или не понравились вам картины.
(Ребята говорят по очереди, понравились или нет, хорошо, если окажутся разные мнения)
Вы уже наверно поняли, что не обменявшись словами, трудно понять, почему та или иная картина одному человеку понравилась, а другому нет. Давайте попробуем разобраться, зачем же нам всё таки нужны слова, даже тогда, когда мы рассматриваем произведения художников.
Да? А вот один человек, очень наблюдательный человек, посчитал, что лук может быть самым добрым, мало того, он умеет дружить и умеет спасать слабых. А вот помидор может быть очень жестоким. Он так и назвал его синьор-помидор.
Ну конечно же, я имею в виду прекрасную сказку Д. Родари «Чиполлино».
Вот так вот, ребята, и внешние признаки и вкусовые привычки не могут устоять перед словесным описанием. Если литератор, используя слова, наделяет описываемый им образ качествами, приятными человеку, то как бы герой не выглядел снаружи, каковы бы не были его внешние действия, какие бы чувства не вызывала его наружность у нас, имеющих опыт общения с людьми такой наружности и обращений, то мы непременно проникнемся к этому человеку симпатией. И наоборот, если герой внешне красив, если он действует в соответствии с принятыми в обществе правилами поведения, но автор сообщает нам, каков же этот человек на самом деле, придавая его образу качества, противные человеческому восприятию, то мы непременно отнесёмся к такому герою отрицательно.
Вот сейчас мы с вами попробуем наделить наши предметы натюрморта хорошими или плохими качествами.
Лимон:
Он расселся на тарелке, как хозяин, совсем потеснил всех остальных;
он украсил собой, своим солнечным светом весь натюрморт;
он наблюдает за другими и замышляет с ними расправиться…
Слива:
притаилась с краешку и всех боится;
разгневалась как гроза, как свинцовая туча;
нежно обняла своими створками находящееся в ней зёрнышко и хранит в себе новую жизнь…
И т.д.
Вот такую необыкновенную силу имеет слово!
Запомните, ребята, слово писателя может творить чудеса!
И глядя на картины, которые явно вызывают в нас те или иные чувства, мы часто нуждаемся в слове, которое бы почётче разъяснило нам замысел художника.
Домашнее задание:
Дома вы сочините стихи о фруктах и овощах. Можете сочинять и о цветах. Постарайтесь, чтобы ваши стихи были похожи на натюрморты. И очень хорошо будет, если вам удастся за мёртвой натурой увидеть жизнь.
Потом мы выпустим с вами сборник, и все ваши стихи войдут в сборник.
Творческих вам успехов!
До свидания.