Что такое научная революция постнаука
Что такое научная революция постнаука
ПостНаука запись закреплена
Что такое «научная революция»? Разбираемся в теории Куна:
«Теория Куна — это теория, которая критикует позитивистские идеи развития науки, то есть идею, что изменение науки рационально и следует определенным логическим законам и правилам. Кун указывает, что рациональность важна, но не является последним словом. Последнее слово остается за иррациональными элементами: приверженностью той или иной научной теории, лояльностью, сменой поколений».
Изображения: Wikimedia Commons
«Теория Куна — это теория, которая критикует позитивистские идеи развития науки, то есть идею, что изменение науки рационально и следует определенным логическим законам и правилам. Кун указывает, что рациональность важна, но не является последним словом. Последнее слово остается за иррациональными элементами: приверженностью той или иной научной теории, лояльностью, сменой поколений».
«Теория Куна — это теория, которая критикует позитивистские идеи развития науки, то есть идею, что изменение науки рационально и следует определенным логическим законам и правилам. Кун указывает, что рациональность важна, но не является последним словом. Последнее слово остается за иррациональными элементами: приверженностью той или иной научной теории, лояльностью, сменой поколений».
Что такое «научная революция»? Дарья Дроздова на портале ПостНаука
Понятие научной революции получило особую популярность после выхода в 1962 году знаменитой книги Томаса Куна «Структура научных революций», поэтому понятие научной революции часто связывают с его именем, однако сам термин существовал задолго до него. Подробная история развития представлений о научных революциях описана у И. Бернарда Коэна в книге «Революция в науке» (1985). Важно, однако, что чуть раньше Куна получило распространение представление о «Научной революции», с большой буквы, как об историческом процессе, в ходе которого в Европе XVII века появилась классическая физика, физика Галилея и Ньютона.
«Научной революцией» этот исторический период называют потому, что в ходе осуществившейся тогда трансформации знания не только возник новый тип естествознания, но изменилось само представление человека о мире. Мир перестали понимать как космос Аристотеля и Птолемея, замкнутый и сферический. На смену этому представлению пришла идея бесконечного космоса, в котором существует множество звезд и других миров, который не ограничен в пространстве и устроен совершенно по другим принципам, нежели космос Аристотеля. То есть мир стал представляться не как упорядоченное единство физических и духовных субстанций, а как система механически взаимодействующих частей, связанных при помощи различных механических сил.
Распространение такого образа научной революции связывают с именем Александра Койре (1892–1964), который написал серию работ, посвященных становлению классического естествознания, и широко использовал при этом термин «Научная революция» для описания событий, происходивших в период от Коперника до Ньютона. В частности, одна из статей Койре так и называлась — «Галилей и научная революция XVII века». Одновременно этот термин был подхвачен и популяризирован английским историком науки Гербертом Баттерфильдом. Баттерфильд читал радиолекции в конце 40-х годов, в которых он указывал, что «Научная революция» XVII века стала тем процессом, в ходе которого перевернулось представление человека о мире. И важность этой трансформации намного превосходит значимость Возрождения или Реформации.
Таким образом, уже до Томаса Куна возникло представление о существовании вполне определенной «Научной революции», которая в дальнейшем стала рассматриваться как образец и модель для интерпретации всех остальных. Естественно, возникает вопрос, который, в частности, интересовал Койре: было ли событие в Европе XVII века особым и уникальным или же существовали и другие моменты, достойные имени «Научная революция», когда вместе с изменением научной теории радикально менялись наши представления о мире и самой науке (какие цели она ставит, чего хочет достичь, какими идеалами вдохновляется, что является признаком хорошего научного исследования и так далее)?
революция
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о последних проектах, мероприятиях и материалах ПостНауки
Что такое научная революция
Научная революция – что это такое?
Известно, что результатом научной революции считается преобразование теорий и научных постулатов, углубление системы научного познания. Исторически доказано, что предпосылкой эволюции в науке является, в первую очередь, развитие научного знания, а именно накопление в ходе наблюдений и экспериментов новых фактов, данных и информации.
Впервые же термин «научная революция» появился в 1939 году, благодаря А.Койре, который считается одним из известнейших историков нашего времени. Но научными революциями принято называть и те изменения в науки, которые имели место до 1939 года.
Типы научных революций
Научные революции можно условно разделить на следующие типы:
Частная научная революция, как правило, предполагает нововведения в какой-либо отдельной области науки. К примеру, это создание новой фундаментальной теории. Комплексная – это научная революция в ряде «смежных» областей или сфер. А вот глобальная является масштабной, она охватывает весь мир науки и предполагает научный переворот. Этот тип научных революций рассмотрим более подробно.
I-я научная революция
Исторически известно, что Первая научная революция совпала с эпохой Возрождения. Это 15-16 вв. Эпоха перехода от Средневековья к Новому времени ознаменовалась существенным прогрессом в мире науки, а также изменением понимания мира.
Стоит отметить, что эта революция в науке довольно тесно связана с именем Николая Коперника – астронома и математика. Именно он является основателем гелиоцентрической системы мира.
Суть этой теории состоит в том, что в центре мироздания находится Солнце, а все планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг него. Основой теории Коперника стала математическая и кинематическая части теории Птоломея. Итогом его 40-летней работы стало сочинение под названием «О вращении небесных тел».
II-ой научный переворот
Считается, что вторая научная революция имела место в 17 веке. У ее истоков стояли такие ученые и исследователи как: Галилео Галилеей, Исаак Ньютон, Р. Декарт, другие.
Например, именно Ньютон представил миру закон всемирного тяготения. Суть этого закона состоит в следующем: между любыми объектами (телами) существует взаимное притяжение. Известно, что Исаак Ньютон продолжил исследования, начатые еще Галилеем, и при этом заложил основу для дальнейшего развития астрономии, а именно одного из ее разделов – небесной механики.
III-я научная революция
Следующая научная революция произошла в период 17 в. – первая половина 19 в. Это переход от, так называемой, классической науки, которая ориентирована на познании механических и физических явлений, к дисциплинарно-организованной. Третья революция в науке связана с такими именами: Пьер Симон Лаплас, И. Кеплер, Шарль Огюст Кулон и другие.
Этот период ознаменовался появлением квантовой теории, которая является совершенно новым взглядом на природу, человека, а также на сознание и подсознание. Отметим, что теория квантовой физики относительно поведения и взаимодействия микрочастиц становится, своего рода, «основой» для физики высоких энергий, элементарных частиц и конденсированного состояния. Но также эта теория оказала существенное влияние и вызвала ряд изменений, например, в таких отраслях науки, как химия и геология.
Учеными была доказана и клеточная теория, которую сформулировали известнейший немецкий ботаник М. Шмейден, а также Теодор Шванн – цитолог, гистолог и физиолог. Согласно этой теории основной составляющей или единицей любого живого организма является клетка. Также в этот период времени механическая картина мира уже перестает быть общемировоззренческой, возникают парадигмы неоклассической науки.
IV-я глобальная революция
Эта научная революция стартовала еще в 70-е годы прошлого столетия и длится по настоящее время. Сейчас формируется новая картина мира – эволюционно-синергетическая. Основополагающим принципом которой, является следующее утверждение: возникновение и развитие Вселенной основано на универсальном эволюционизме, а также на самоорганизации. Отметим, что в современном естествознании выделяют три вида материи:
Согласно вышеуказанной концепции все объекты в мире (но это относится только к материальным), разделены на три сферы. Это микромир, мегамир и макромир. Предпосылками четвертой научной революции в огромной степени стало создание электронно-вычислительных машин и компьютерной техники. Ведь, стоит отметить, что такое направление науки, как синергетика базируется в основном на применении методов компьютерного моделирования, поэтому третья научная революция связана с появлением мощных современных компьютеров.
16. Понятие научной революции. Эволюции и революции в развитии науки
Primary tabs
Forums:
16. Понятие научной революции. Эволюции и революции в развитии науки
Эволюция науки – экстенсивный способ развития научного знания (в частности, конкретизация фундаментальных теорий посредством расширения сферы их приложения).
Эволюция науки – это этап количественных изменений науки − постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций.
В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов. На определенном этапе этого процесса и в определенной его «точке» происходит прорыв непрерывности, скачок, коренная ломка фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т.е. научные революции.
Научные революции – это вид новаций, которые отличаются от других видов не столько характером и механизмами своего генезиса, сколько своей значимостью, своими последствиями для развития науки и культуры.
Примерами таких революций являются:
Крупные изменения происходят в современной науке, особенно связанные с формированием и бурным развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся систем), электроники, генной инженерии и т.п.
В философии науки принято выделять три типа глобальных научных революций, обусловленных появлением трех типов рациональности – классической, неклассической и постнеклассической.
1-ая научная революция
Первая научная революция произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики, а позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного.
2-ая научная революция
Вторая научная революция произошла в конце XVIII − первой половине XIX в.
Несмотря на то, что к началу XX в. идеал классического естествознания не претерпел значительных изменений, все же есть все основания говорить о второй научной революции. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. Появляются первые намеки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания, что неизбежно приводило к ослаблению жесткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классической науки. Как известно, физика была лидером естествознания, а потому «поворот» ученых-физиков в сторону неклассического мышления, безусловно, можно рассматривать как начало возникновения парадигмы неклассической науки.
3-я научная революция
В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира.
4-я научная революция
Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия.
Она связана с появлением особых объектов исследования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы. Ее основные характеристики состоят в следующем.