Что такое научная школа в вузе

Научная школа — это особенная отрасль деятельности человека. В сегодняшнем понимании — это организация, которая занимается определенными теориями, ищет ответы на вопросы.

В любой стране существуют современные научные школы, которые являются движущей силой технического прогресса.

Что такое научная школа в вузе. Смотреть фото Что такое научная школа в вузе. Смотреть картинку Что такое научная школа в вузе. Картинка про Что такое научная школа в вузе. Фото Что такое научная школа в вузе

Что такое научная школа в вузе. Смотреть фото Что такое научная школа в вузе. Смотреть картинку Что такое научная школа в вузе. Картинка про Что такое научная школа в вузе. Фото Что такое научная школа в вузе

Группы

Принято выделять три варианта научных сообществ:

Зарождение и значимость

Что такое научная школа в вузе. Смотреть фото Что такое научная школа в вузе. Смотреть картинку Что такое научная школа в вузе. Картинка про Что такое научная школа в вузе. Фото Что такое научная школа в вузе Вам будет интересно: Читательская грамотность: понятие, уровни, проверка, возрастные нормы и оценки

Характерной особенностью нашего столетия является достижение многими отраслями науки существенных высот. Для того чтобы продвигаться дальше, необходимо дальнейшее развитие научной школы. В нашей стране основоположником научной работы стал Петр I. Он осознавал значимость исследований в разных областях, а потому, его трудами была сформирована интеллектуальная элита России.

Что такое научная школа в вузе. Смотреть фото Что такое научная школа в вузе. Смотреть картинку Что такое научная школа в вузе. Картинка про Что такое научная школа в вузе. Фото Что такое научная школа в вузе Вам будет интересно: Великая княгиня Елена Павловна: биография, дата и место рождения, свадьба, крещение, семья, дети и дата смерти

Рассуждая о том, какая научная школа внесла больший вклад в развитие экономики страны, нельзя оставить без внимания команды А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицы, Л. Д. Ландау. Есть еще множество других именитых российских ученых, чьи ученики продолжают их идеи.

Благодаря выдающимся физикам, химикам, математикам, биологам, генетикам, появились основные научные школы в нашей стране, которые представляют собой неформальные коллективы. По сути, их можно считать ядром, необходимым для развития гражданского общества.

Что такое научная школа в вузе. Смотреть фото Что такое научная школа в вузе. Смотреть картинку Что такое научная школа в вузе. Картинка про Что такое научная школа в вузе. Фото Что такое научная школа в вузе

Специфические особенности

Научная школа — это эффективная модель передачи культурных ценностей и норм, предметного содержания к младшему поколению от старшего. В ее основе лежит неформальное, творческое общение, обмен новыми идеями, обсуждение полученных результатов.

Что такое научная школа в вузе. Смотреть фото Что такое научная школа в вузе. Смотреть картинку Что такое научная школа в вузе. Картинка про Что такое научная школа в вузе. Фото Что такое научная школа в вузе Вам будет интересно: Гликокаликс — это. Определение, характеристика, структура и функции.

Что такое научная школа в вузе. Смотреть фото Что такое научная школа в вузе. Смотреть картинку Что такое научная школа в вузе. Картинка про Что такое научная школа в вузе. Фото Что такое научная школа в вузе

Формы существования

В настоящее время выделяют:

М. Г. Ярошевский предлагает включать школу, считает ее важным элементом в исследованиях. От отношения к исследованиям в общеобразовательных организациях, напрямую зависит стремление подрастающего поколения

Какие выделяют категории, употребляя термин «научные школы»? Образование в современном мире имеет особое значение.

Выделяют три категории «научных школ»:

Что такое научная школа в вузе. Смотреть фото Что такое научная школа в вузе. Смотреть картинку Что такое научная школа в вузе. Картинка про Что такое научная школа в вузе. Фото Что такое научная школа в вузе

Классификация О. Грезневой

Автор предлагает свою интерпретацию. Основные научные школы О. Грезнева делит по определенным признакам:

Коллективы, которые претендуют на «ведущие научные центры», чаще всего интернируются вокруг генератора идей. Он обладает специфическими способностями, а также лидерскими качествами. Научная школа в таком случае представляется как группа учеников и соратников, которые в полной мере разделяют его идею, а также методы и приемы проведения исследования.

Соратники совместными усилиями осуществляют намеченные планы, реализуют программу действий. Среди них нет соперников, так как вся работа направлена на решение совместной научной задачи.

Что такое научная школа в вузе. Смотреть фото Что такое научная школа в вузе. Смотреть картинку Что такое научная школа в вузе. Картинка про Что такое научная школа в вузе. Фото Что такое научная школа в вузе Вам будет интересно: Список английских фамилий и имен

Научная школа это коллектив единомышленников, внутри которого царит творческая атмосфера.

Их деятельность заключается не только в исследовании, но и в распространении и воспроизводстве знаний, идей сообщества.

Представители научной школы сотрудничают с другими учеными, обмениваются с ними основными идеями в рамках практических конференций, семинаров, симпозиумов.

Что такое научная школа в вузе. Смотреть фото Что такое научная школа в вузе. Смотреть картинку Что такое научная школа в вузе. Картинка про Что такое научная школа в вузе. Фото Что такое научная школа в вузе

Показатели научной школы

Им является многогранность исследований представителей научного коллектива. Значение имеет внутренняя обстановка, диапазон анализируемых проблем. Их создание является потребностью современности. Общество нуждается в систематических контактах, обмене научной информацией, инновационных подходах, которые способствуют росту экономики страны. Только если научно-практическая школа будет функционировать в полной мере, можно рассчитывать на получение желаемого результата.

Осознавая, насколько важно вовлекать в исследовательскую работу школьников, в рамках модернизации российской школы, в федеральные образовательные стандарты включена проектная и исследовательская деятельность на всех ступенях образования.

Что такое научная школа в вузе. Смотреть фото Что такое научная школа в вузе. Смотреть картинку Что такое научная школа в вузе. Картинка про Что такое научная школа в вузе. Фото Что такое научная школа в вузе

Основные типы

В настоящее время выделяют разные подходы к классификации и определению видов научных школ. Среди самых распространенных представлений о данном явлении можно выделить: направление в науке, появившееся благодаря какой-то научной традиции. Такая традиция может принадлежать как отдельным ученым, так и целым исследовательским коллективам.

В качестве примера можно привести в психологии — школу самоанализа, в управлении — административную школу, в экономике — институциональную школу.

Свою дееспособность и эффективность продемонстрировал вариант формирования и обучения исследователей в научно-образовательных школах.

Среди примеров можно рассмотреть австрийскую (Венскую) экономическую школу _ маржинализм, МГТУ имени Баумана — ракетостроение, МИФИ — атомная энергетика.

Интерес представляют научно-производственные школы, в которых совместными исследовательских коллективов решаются глобальные проблемы.

В отечественной науке яркими примерами являются:

Нельзя обойти стороной и исследовательские организации, которые доказали свою способность обеспечивать условия для работы ученых, сделавших существенный вклад в развитие мировой науки. Среди ярких примеров выделим Франкфуртскую школу на основе Института социальных исследований (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ф. Поллак); Кавендишскую лабораторию Кембриджа (Дж. Томпсон, Дж. Максвелл, Н. Бора, Э. Резерфорд).

Подводя промежуточные итоги, отметим, что понятие «научная школа» можно ограничить четырьмя важнейшими направлениями:

Важные аспекты

В нее могут входить исследовательские коллективы, отдельные ученые, которых объединяет общая научная традиция.

Понятие «коллектив» не означает фиксированного персонального состава. Внутри школы создается ядро, которое определяет направления деятельности.

Между отдельными школами-направлениями связь осуществляется в очной форме посредством семинаров, конгрессов, конференций, а также в заочном виде путем переписки, публикаций в научно-исследовательских журналах.

Научные течения собирают ученых, которые придерживаются научной позиции, выработанной их предшественниками.

Регулирующую и объединяющую функцию выполняет в таких случаях парадигма, заложенная основоположниками течения.

Что такое научная школа в вузе. Смотреть фото Что такое научная школа в вузе. Смотреть картинку Что такое научная школа в вузе. Картинка про Что такое научная школа в вузе. Фото Что такое научная школа в вузе

Школа-направление

Научная жизнь — это постоянная смена теорий, моделей, гипотез.

Среди их отличительных признаков можно упомянуть присутствие четкого ядра. Его составляет группа ученых, занимающих в научном сообществе «вершину пирамиды».

Примером такого устройства является Тартуско-Московская семиотическая школа, которую возглавляет Ю. М. Лотман.

Она объединила в себе сразу две культурные традиции, направления литературоведов и лингвистов. Ее представители собирались на конференции, проходящие в Тарту и в Кяэрику, начина с 1964 года.

Основой школы стала исследовательская программа (парадигма), которая позволяет генерировать новые знания, искать новые факты, решать конкретные задачи.

Среди ее обязательных элементов выделим метафизические парадигмы, символические обобщения, общий научный язык, сходные способы решения конкретной задачи, методы исследования.

Для научной школы – направления не характерна рутинность создания, применения, передачи знаний. В ней есть коллективное творчество, взаимное обогащение новыми научными фактами и знаниями.

Научно-образовательная школа

Ее как совокупность методических средств и приемов, ценностей и норм, принято отождествлять с самой образовательной организацией. В реальности она может быть тем местом, где уже есть уникальная методика подготовки научных кадров, но первоначальной считают систему подготовки, которая реализуется в отдельных педагогах (ученых). К примеру, научно-образовательные школы Сеченова и Жуковского включают в себя несколько крупных учебных заведений, в которых преподавали не только они сами, но и их ученики.

Какими отличительными чертами обладают такие школы? Для них свойственно развертывание картины достижений мировой науки перед слушателями в конкретной области знания, использование идейно-теоретической традиции, творческая мотивация, воспитание в слушателях исследовательского стиля мышления.

Ярким примером научно-образовательной школы можно считать Венский университет (Венскую экономическую школу).

Среди ее знаменитых учеников можно выделить родоначальников экономической австрийской школы: Ф. Визера, К. Менгера. Получив специализацию по экономике, они стали преподавателям Венского университета. Эстафету подхватили их ученики.

Также отличным примером является отечественная школа авиастроения, основателем которой стал выпускник МГУ Н. Е. Жуковский. Те идеи, которые были заложены «отцом российского авиастроения», и настоящее время профессора передают слушателям.

Подведем итоги

Для того чтобы «ковать кадры» НИИ, в российские школы введена обязательная проектная и исследовательская работа.

Источник

1. Понятие научной школы

1. Понятие научной школы

Научная школа – категория науковедения, которая имеет достаточно расплывчатое содержание. Выделим следующие ее характеристики:

1) научная школа представляет собой сообщество (группу, коллектив) ученых, которых объединяет какая-то весомая научная идея, гипотеза, теория, разработка которой и служит общим делом такой научной школы;

2) научная школа является носителем преемственности в развитии науки, т. е. может рассматриваться как носитель системного наследования в системогенетике науки;

3) научные школы могут иметь разные масштабы, есть научные школы парадигмального уровня, такие, например, как научные школы Ньютона, Эйнштейна, Н.Бора, Пригожина, но есть научные школы локального уровня, причем, как уровня страны, так и уровня отдельных вузов или научно-исследовательских институтов;

4) научные школы могут иметь одного или несколько лидеров; научные школы парадигмального уровня в свою очередь представляют собой совокупности научных школ локального уровня, имеющих своих лидеров;

5) научные школы представляют собой своеобразные научно-инновационные механизмы, их возникновение всегда связано с развитием и внедрением новых научных идей и противостоянием тем «противникам» новой идеи, которые всегда появляются, выражая собой консервативные силы в развитии науки. Э.Н.Елисеев, Ю.В.Сачков и Н.В.Белов писали в 80-х годах XX века, что «новые идеи как бы возвышаются над ранее устоявшимися представлениями, служат задаче их диалектического отрицания» [1] ;

6) научные школы – носители потоков научных идей, которые выступают формой развития теоретических концепций. «Согласно Ф.Энгельсу , гипотеза является формой развития естествознания. Новые идеи входят в исследования практически всегда как гипотезы, и они сразу же подвергаются строжайшим испытаниям на истинность. Выявление непреложного содержания в наших теоретических представлениях и установление их адекватности объективной реальности в ходе анализа результатов материально-практической деятельности – далеко не одноразовый акт»; [2]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 220 Воскресные школы. Ивритские школы Талмуд-Тора. Дневные школы. Йешива

Глава 220 Воскресные школы. Ивритские школы Талмуд-Тора. Дневные школы. Йешива «То было лучшее из всех времен, то было наихудшее время» — эти часто цитируемые слова Диккенса о Европе XVIII в. можно легко применить к нашим дням, если иметь в виду состояние еврейской

Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы Жизни

Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы Жизни Понятия Учитель и Ученик вмещают в себе высочайший духовный смысл, исходящий из того же источника, что и смысл базисных для нас понятий: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и Ученик являются как

2. Постановка вопроса о Ноосферной научной школе в России

3. Исток генезиса Ноосферной научной школы – творчество В. И. Вернадского, сферное учение Русского космизма

3. Исток генезиса Ноосферной научной школы – творчество В. И. Вернадского, сферное учение Русского космизма Первый цикл становления Генезис Ноосферной научной школы в первую очередь связан с творчеством В.И.Вернадского, особенно в период 1915–1945 гг., т. е. в последние 30

4. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа Н. Н. Моисеева

4. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа Н. Н. Моисеева Второй цикл становления Ноосферной научной школы – это период приблизительно с конца 50-х годов до середины 90-х годов XX века. В период жизни Вернадского большинство ученых, с кем он

5. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа В. П. Казначеева

5. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа В. П. Казначеева Большой и несомненно оригинальный вклад в развитие Ноосферной научной школы в России внесли В.П.Казначеев и его ученики. Автор думает, что весь комплекс научных идей и

6. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа А. Д. Урсула и научная школа социальной экологии

6. Второй цикл становления Ноосферной научной школы в России. Научная школа А. Д. Урсула и научная школа социальной экологии В 80-х – 90-х годах происходит формирование научной школы А.Д.Урсула. Сама школа А.Д.Урсула выросла из научной школы социальной экологии,

9. Третий цикл развития Ноосферной научной школы: становление научной шкалы Ноосферизма

9. Третий цикл развития Ноосферной научной школы: становление научной шкалы Ноосферизма Третий цикл развития Ноосферной научной школы автор связывает со становлением научной школы Ноосферизма. Это позволяет начало третьего цикла связывать с периодом 1997–2001 гг.,

10. Развитие научной школы Ноосферизма

10. Развитие научной школы Ноосферизма Последнее десятилетие (2001–2011 гг.) ознаменовалось переходом научной школы Ноосферизма в стадию своего зрелого развития.В «Непрошеных мыслях» (Книга первая, 2002) автор так определил программу развития Ноосферизма в форме ответов на

Источник

Научная школа в современном университете как педагогический феномен

Что такое научная школа в вузе. Смотреть фото Что такое научная школа в вузе. Смотреть картинку Что такое научная школа в вузе. Картинка про Что такое научная школа в вузе. Фото Что такое научная школа в вузе

НАУЧНАЯ ШКОЛА В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия

Перспективы развития науки всегда определялись направлениями работы ведущих научных школ. В XXI веке это стало особенно заметным, так как все отрасли мировой науки достигли высокого уровня развития, а современные проблемы науки требуют объединения усилий ученых, формирования коллективов ученых и научных групп [1; 2, с. 139].

Одними из главных задач университета на сегодняшний день являются: удовлетворение потребностей общества и государства в научно-педагогических кадрах высшей квалификации, «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии» [3, с. 4 – 5] посредством получения послевузовского профессионального и дополнительного образования, «развитие наук посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся», «накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества» [Там же, с. 5]. Перечисленные задачи, а также воспитание молодого поколения ученых, на наш взгляд, могут с наибольшей эффективностью реализовываться в рамках научной школы, когда у одного ученого-наставника несколько учеников.

Главным источником формирования кадрового потенциала сектора науки является профессорско-преподавательский состав [4, с. 15; 5, с. 54], поэтому подготовка и воспитание научно-педагогических кадров является важной задачей педагогической науки. Значимым этапом в подготовке научно-педагогических кадров в университете является система соискательства и выполнения диссертационных работ [5, с. 54].

Правильное сочетание труда вузовских преподавателей старшего и младшего поколений и их совместная научная работа являются результатом высокого качества специалистов данного вуза, большого количества публикуемых работ и защищаемых диссертаций. «Воспитание научной молодежи ― почетный долг вузовских ученых старшего поколения» [6].

Анализ научной литературы позволяет нам дать следующее определение научной школы с точки зрения социально-психологического, системного и культурологического подходов: научная школа ― это открытая саморазвивающаяся система, неформальное сообщество ученых, аспирантов и студентов, объединенное авторитетным руководителем на основе общностных интересов, его системы научных идей и взглядов, ценностей (иногда идеологии), научной методологии (исследовательской парадигмы), создающая определенную традицию в вузе, работающая над решением научной проблемы и являющееся ядром научного сообщества.

Мы полностью согласны с тем утверждением, что научные школы максимально способствуют воспитанию научной молодежи и их превращению в ученых [10, с. 245 ― 246]. Мы считаем, что научная школа является средой, в которой существуют все условия для:

― личностного и профессионального развития ее субъектов, их коммуникации;

― освоения культуры получения, хранения, отбора, воспроизведения, преобразования и передачи информации;

― развития творческого мышления, способности глобального видения проблемы, а также способностей прогнозирования и моделирования результатов исследовательской деятельности;

― развития научного мышления, способностей моделирования и прогнозирования результатов собственной научной деятельности;

― усвоения этических ценностей академического сообщества.

Главная задача научной школы состоит в активизации и сохранении творческого характера и инновационной направленности научной деятельности, одновременно подготавливая и вводя в науку новые поколения. Совместная работа научных лидеров с молодыми учеными обеспечивает высокую продуктивность научно-исследовательской деятельности и эффективную передачу профессиональной компетенции (преемственность поколений) [10, с. 246 – 251].

Научной школой можно считать школу, в которой реализованы три основных функции: образовательная, исследовательская и инновационная. Особое место занимают научные школы крупных университетов, которые характеризуются ярко выраженной педагогической и образовательной функцией [11]. Педагогическая функция научной школы в университете обуславливается тем, что в рамках научной школы происходит воспитание и превращение учеников в настоящих ученых-педагогов.

Научные школы университетов характеризуются дифференциальными признаками, которые позволяют рассматривать их деятельность в качестве метамодели интеграции науки и образования [11]. К таким признакам можно отнести:

― органическое единство научного и учебного процессов [11];

― наличие учеников и возможностей пополнения школы [10, с. 246], «самопополнение» научно-педагогических кадров, которые разделяют традиции и ценности школы, способны к самостоятельному поиску [1; 7; 12; 11];

― подготовка кадров высшей квалификации, установка на их воспроизводство [11; 13];

― ориентация на производство знаний о знаниях [Там же ];

― преемственность поколений [1; 7].

На сегодняшний день существуют такие формы организации науки как незримый колледж, лаборатория, которые по многим функциям схожи с теми, которые выполняет научная школа. На долю научных школ остается лишь одна недублируемая функция, которая не может выполняться другими формами организации науки ― высоко мотивированная подготовка научной молодежи, которая должна продолжить традиции школы. Необходимым условием осуществления этой функции является неформальное общение и подлинная коллективность исследований, что присуще школе. Для конца XX в. и для начала XXI в. «школьная» организация науки не реальна и не жизнеспособна. Однако атмосфера коллективных исследований и заинтересованная работа с молодыми учеными, которая присуща современным научным школам, является очень эффективной и заслуживает поддержки [10, с. 259 – 260].

Мы считаем, что аспиранты и молодые ученые в процессе взаимодействия с более опытными коллегами и, особенно с научным руководителем в рамках научной школы могут научиться технологии осуществления исследовательской работы, этическим нормам и правилам проведения исследований, критическому мышлению, ответственности и научной честности.

Научное руководство подразумевает профессиональные и персональные отношения. Эффективные отношения между научным руководителем и учеником характеризуются взаимным уважением, доверием и пониманием. Научный руководитель ― это тот, кто особенно заинтересован в помощи ученику превратиться в успешного профессионала [15].

Организация подготовки молодых специалистов-исследователей, результативность их научной деятельности, действенность работы научных школ как особой «кузницы кадров» высшего образования в современном университете рассматриваются сегодня в качестве важнейших показателей уровня развития вузовской науки, а, следовательно, и качества образования в вузе в целом.

Мы считаем, что деятельность современной научной школы должна иметь следующие отличительные черты:

― целостный характер развития образовательных и воспитательных траекторий развития личности всех субъектов научной школы;

― творческий характер совместной деятельности научного руководителя и аспирантов;

― критическое использование результатов исследований предшественников;

― формирование у учеников критического мышления и способности глобального видения проблемы;

― прогностическая, нацеленная на будущее направленность исследований;

― мобильность субъектов научной школы, способность переключиться на новую ступень направления исследований;

― создание условий для развития творческого потенциала личности молодого ученого, его способностей, интересов;

― коммуникация и взаимообмен идеями и опытом с другими субъектами научной школы при реализации своих исследовательских интересов, раскрытии своего научного и творческого потенциала;

― формирование у молодого ученого основ этики научного общения в устной и письменной формах;

― ориентация всех субъектов научной школы на нравственные принципы регуляции научно-исследовательской деятельности при осуществлении своего проекта;

― демонстрация молодому ученому различных способов обоснования, доказательства, раскрытия сущностных характеристик одного и того же явления; другими словами ученик должен освоить методологию научного исследования;

― поощрение исследователей применять результаты исследований в практической деятельности;

— формирование умения принимать в расчет требования рынка в наукоемкой экономике;

Роль научной школы сегодня возросла, что связано со стремительным развитием науки, превращением ее в профессию, преобладанию коллективного характера научной деятельности. Реализация научно-образовательной, педагогической функций, а также осуществление возможности неформального общения, которое является условием продуктивной работы научной школы, предполагает ее организацию по способу, допускающему прямые контакты между членами научного коллектива [14].

В связи с этим при подготовке аспирантов и соискателей в рамках научной школы особое внимание необходимо уделять не только подбору талантливой молодежи, но и общению научного руководителя и аспиранта, морально-психологическому климату между участниками школы, правильному распределению ролей и т. д. Именно руководитель научной школы, осуществляя педагогическую поддержку своих учеников, является примером, эталоном для подражания, педагогом-ученым.

1. Криворученко, В. К. Научные школы ― эффективный путь проведения диссертационного исследования. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. *****/asp/scientific_schools/2007/Krivoruchenko/.

2. Юревич, А. В. Социальная психология науки. ― СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. ― 352 с. С. 139.

3. Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону, ― 2007. ― 42 с.

4. Малюгина, И. В. Управление воспроизводством кадрового потенциала сектора науки в высших учебных заведениях России: специальность 08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством, автореферат на соискание ученой степени кандидата экономич. наук [Государственный университет управления], ― М., 2006. ― 24 с.

5. Соколова, Ф. Подготовка научно-педагогических кадров: подходы, перспективы / Ф. Соколова, Н. Лукманова / Высшее образование в России. ― № 5. ― 2007. ― С. 54 ― 57.

6. Научно-преподавательские кадры и воспитание научной молодежи в юридических вузах СССР. // Правоведение. ― 1963. ― № 3. ― С. 3 ― 13. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://law. *****/magazine/article. asp? magID=5&magNum=3&magYear=1963&artic.

7. Катаев, В. Н. Научные школы Пермского государственного университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. *****/?m=0078.

8. Мареев, В. И. Исследовательская деятельность в педагогическом вузе: теория и практика. Ростов н/Д Изд-во РГПУ. 1999. – 202 с.

9. Храмов, Ю. А. Научная школа как неформальная научная группа / Эффективность научных групп: Тез. докл. ― Киев: Наук. думка, 1982. ― 68 с.

13. Розов, Н. Х. Понятие «научная школа» и проблема финансирования науки в России / Педагогика. ― 2007. ― № 8. ― С 103.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *