Что такое научное мировоззрение в биологии 10 класс
Научное мировоззрение
Смотреть что такое «Научное мировоззрение» в других словарях:
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ — мировоззрение, ориентирующееся в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих оснований, особенно на их содержание как материал для обобщения и интерпретации в рамках философской онтологии (всеобщей теории бытия). Наука в ее… … Философия науки: Словарь основных терминов
Научное мировоззрение — мировоззрение (см. Мировоззрение), опирающееся на научно установленное и объективное знание о мире … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Научное мировоззрение — Научная картина мира (НКМ) (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих… … Википедия
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХУДОЖНИКА — форма самосознания, сквозь призму к рой воспринимается, оценивается и осмысливается действительность, отображаемая в произв. иск ва и к рая решающим образом влияет на духовное самоопределение творческой индивидуальности. Как специфический духовно … Эстетика: Словарь
мировоззрение — МИРОВОЗЗРЕНИЕ систематическое единство многообразия обобщенных, непосредственно связанных с осознаваемыми интересами людей убеждений относительно сущности природных или социальных явлений, или же их совокупности. Несмотря на этимологию… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. М. возникает как сложный результат практического взаимодействия… … Новейший философский словарь
Мировоззрение — (нем. Weltanschauung) совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1].… … Википедия
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. М. зависит от обыденного наличного опыта человека, оно связано с потребностями, целями, интересами человека, с его окружением. Однако М. предполагает образ … Современный философский словарь
Что такое научное мировоззрение в биологии 10 класс
Автор: Григорьева Дина Владимировна
Организация: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары
Общеизвестно, что образование занимает существенное место в жизни человека. Образование и развивает личность, меняет его мировосприятие и образ мыслей.
По мнению советского и российский философа Александра Георгиевича Спиркина мировоззрение –это комплексное воззрение на окружающий мир, назначениеиндивида в мире, построенное на взглядах человека; ощущения, идеалы, образ мыслей, определяющие жизненную позицию личности, особенности поведения и систему его установок[1].
В методологии науки Вера Романовна Ильченко отмечает, что миропонимание –это сторона мировоззрения, комплексное понимание об окружающей среде; положение человека в мире, включающая способность использовать эти знания для постижения изменение мира[2].
Вопрос о формировании мировоззрения школьников всегда востребована и привлекает ученых педагогов отечественных наук. Данный вопрос поднимается в деятельности многих педагогов, таких как: Балавадзе Ш. П., Ахаян Т. К., Кириленко Г. Г., Жукова В. Н. и психологов: Никонорова Л. В., Анциферова Л. И., Залесский Г. Е.
При воспитании подрастающего поколения существует проблема поиска свежих мировоззренческих ориентиров. Вследствие этого, отдельное внимание заслуживает роль миропонимания в образовании.
Вопреки на востребованность этой проблемы, в нынешние дни недостаточно исследований, которые предназначены для формирования мировоззренческих познаний, мнений и убеждений у школьников при обучении биологии. По моему мнению, этот вопрос требует дополнительных исследований.
Изучение биологии дает богатое содержание для развития научной картины мира и для изучения важнейших вопросов Миропонимания.
Для правильного развития мировосприятия у детей школьного возраста, учителю необходимо с самого начала изучения биологии корректно организовать работу. Вследствие этого, выбор методов обучения оказывает большое влияние. Цель учителя посвятить учащихся о методах познания окружающей среды [3].
Обучению биологии прокладывает путь подготовительный курс природоведения в 5 классе, опирающийся на умственный багаж учащихся младших классов о предметах и явлениях окружающей природной среды, начальные знания о человеческом организме.
Подробное рассмотрение биологии в 6-7 классах оказывает большему усовершенствованию мировоззрения о полноте и общности окружающего мира. Ученики изучают растительную клетку: ее структуру, жизненные функции, также получают представления о клеточном строении органов растения, определяют взаимосвязанность клеток, тканей и органов, что помогает раскрыть материальную сущность процессов жизнедеятельности.
Осведомление о химическом составе растений, предоставляет возможность ученикам сделать умозаключение о материальном единстве живой и неживой природы.
Получение сведений о процессах фотосинтеза, способахпитания растений, помогает учащимся в познании феноменов живой природы, выяснить натуральные основания биологических процессов.
При осуществлении практических и лабораторных работ, ученики наглядно могут ознакомиться со структурой лупыи микроскопа, что повышает интерес учащихся к предмету и помогает лучше усвоить материал.
Благодаря освоению истории учения о клетке, школьники могут прийти к осознанию того, что внутреннее строение растения познаваема, что человек может глубоко проникнуть в тайны жизни растений, освоить их и находить применение на практике.
Эволюционная наука также оказывает огромное воздействие на формирование мировосприятия учеников. Получениезнаний о строении и функционировании растительного организма, знакомство с разнообразием мира растений и циклами его становления, признаками адаптации – позволяет учащимся сделать вывод о результатах эволюции.
Прохождение курса биологии в средних классах готовит школьников к пониманию того, что животный мир – значительно сложный, если сравнивать с миром растений, грибов и бактерий.
Обучение раздела о царстве животных подготавливает учеников к познанию человеческого организма.
Общая биология развивает знания, приобретенные в средних классах. В этом разделе объясняются общие законы жизни, ее история происхождения и развития. В ходе обучения биологические свойства окружающей среды можно рассмотреть на примере всех представителей органического мира. Этому способствуют сведения о растениях, животных, человеке, бактериях и грибах, приобретенные на основе начальных сведений.
В заключении можно сказать, что формированию научного мировоззрения помогает прохождение курса школьной биологии, поскольку становление научного миропонимания осуществляется в течении всей жизни человека. Именно поэтому наука биология – это один из этапов и средств становления личности.
Хочу согласиться с мнением русского ученого-педагога А. Я. Герда о том, что задачей курса биологии является приведение учащихся к определенному миропониманию. Ни в коем случае нельзя насильно навязывать мировоззрение ученику. [4].
Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин – Москва: Гардарики, 2006. – 735 с.
Ильченко, В. Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников: Кн. Для учителя / В. Р. Ильченко – Москва: Просвещение, 1993. – 192 с.
Раббимова, Ф. Т. Воспитание и развитие учащихся VI—VII классов в процессе обучения биологии / Ф. Т. Раббимова, З. Х. Алмаматова // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 840-843.
Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 150с.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Интегрированный урок биологии и обществознания в 10-11 классе
Тема: «СПИД – реальная угроза или предостережение человечеству?»
Биология: Раскрыть особенности строения, жизнедеятельности, проникновения вирусов в клетки и внутриклеточного паразитирования.
Обществознание: Актуализировать знания о типах мировоззрения.
Развивающий аспект: Способствовать самоопределению учащихся относительно обсуждаемых проблемных ситуаций.
Воспитательный аспект: У бедить в важности соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ведения ЗОЖ.
Методы: объяснительно-иллюстративные; проблемного изложения
ФОУД: фронтальная, групповая
Технология: ИКТ, личностно-ориентированного обучения
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийные презентации
Учебник Обществознание. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л.Н.Боголюбов, Ю.А.Аверьянов, Н.И.Городецкая. –М.: Просвещение, 2008.-416 с.
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Предлагает посмотреть фрагмент фильма-катастрофы «Заражение»(в течение 1 мин с интервала 1ч09мин) о том, что если не будет придумана вакцина, то вирус будет распространяться по Земле с огромной скоростью, произойдет заражение людей, а затем их гибель.
-Скажите, возможна ли в наши дни подобная ситуация и почему? С каким заболеванием она может быть связана?
Мы предлагаем сегодня провести необычный урок-интегрированный урок биологии и обществознания- и обсудить тему «СПИД-реальная угроза или предостережение человечеству?»
-Давайте вместе сформулируем цель урока с опорой на ключевые слова: « точка зрения», «проблема».
Смотрят фрагмент, отвечают на вопросы.
СПИД-вирусное заболевание, поражающее иммунитет человека, против него нет пока эффективной вакцины
Учащиеся формулируют цель урока
-СПИД-заболевание вирусной природы. С информацией о неклеточных формах жизни-вирусах- мы знакомились в 7 классе. Предлагаю вспомнить основные сведения и по ходу выступления сделать краткие записи в рабочем листе.
(передает слово заранее подготовленному уч-ся).
Подводит итог выступлению:
-Вирус иммунодефицита человека-особенный. Понижая и разрушая иммунитет человека, он может вызвать смертельное заболевание-СПИД. Зараженные и больные им, зная, что вакцины пока нет, испытывают постоянный стресс, находятся в состоянии обреченности. Отношение к явлению СПИД в обществе различное, оно зависит от мировоззрения человека.
Согласитесь ли вы со мной, что люди относятся к себе, к окружающим, к миру в целом по-разному?
— От чего зависит это отношение?
— Система взглядов на мир, на свое место в нем, мы называем мировоззрением. Иными словами, это наше «воззрение, взгляд на мир».
Размышлять о себе, о других, о мире в целом можно сколько угодно. Этим занимается каждый из нас. А влияют ли наши мысли, наши взгляды, мировоззрение на течение нашей жизни?
— Итак, мы выяснили, что мировоззрение коренным образом может влиять на нашу жизнь. Мировоззрение может быть устоявшимся, сформированным или неустойчивым, формирующимся. Безусловно, как нет двух одинаковых людей, так нет, и не может быть двух совершенно одинаковых мировоззрений. Однако у наших взглядов на мир чаще всего имеется определенная база, ориентиры. Давайте разберемся, какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе. Вам было дано домашнее задание – повторить тему «Мировоззрение». Давайте побеседуем на эту тему.
— Я хочу задать вам вопрос: «Может ли у нас с вами быть что-то общее в наших мировоззрениях, если мы живем в одной стране, в одном селе, живем бок о бок вот уже 16-17 лет, имеем одни и те же примеры из жизни, видим и оцениваем поступки людей и их последствия, накапливая таким образом свой жизненный опыт?»
— Это говорит о нашем житейском, повседневном мировоззрении. В чем особенности обыденного мировоззрения нам расскажет представитель 1-й группы.
— Другими словами, обыденное мировоззрение основывается на нашем личном жизненном опыте, не опираясь на науку или религию.
— Скажите, какое мировоззрение скорее всего формируется у вас посредством школьного образования в процессе присвоения знаний из различных областей наук?
— О научном мировоззрении нам расскажет подробнее представитель 2-й группы.
– Словом, достижения прогресса, науки, научная картина мира в таком мировоззрении преобладает, и человек доверяет в первую очередь научным истинам, а не личному опыту или доводам религии.
— Большинство из нас – крещеные люди, и в самые сложные моменты жизни мы обращаемся за помощью к Богу. Уверена, многие из нас знают заповеди и, если не строго придерживаются их, то, в о всяком случае, не опровергают их правильности. Так ли это?
— Об особенностях религиозного мировоззрения нам расскажет представитель 3-й группы.
– Делаем вывод, что среди нас вполне могут быть люди, для кого стержнем во взглядах на жизнь является религия, вера в сверхъестественное.
— Каждый из нас имеет в доминанте один из этих трех типов мировоззрения. Мы четко увидели их различия, их сильные и слабые стороны с точки зрения теории.
Выступает уч-ся с презентацией «Вирусы и вирусные заболевания» (ПРИЛОЖЕНИЕ№1)
-От взглядов человека, от его установок, сформированных ценностей
-В соответствии со своими взглядами мы совершаем поступки, действуем, вырабатываем жизненную стратегию,
ставим цели и идем к ним
— Выступает уч-ся с сообщением об обыденном мировоззрении
— Выступает уч-ся с сообщением о научном мировоззрении
— Выступает уч-ся с сообщением о религиозном мировоззрении
4.Закрепление и применение учебного материала
— Сейчас мы попробуем применить наши научные знания по биологии и обществознанию на практике. Предлагаю выполнить следующие задания: каждая из трех групп попробует выразить отношение к проблеме СПИДа с точки зрения одного из типов мировоззрения: 1-я группа – с точки зрения обыденного, 2-я группа – с точки зрения научного, 3-я группа – с точки зрения религиозного мировоззрения.
На листке вы должны сформулировать в восьми – двенадцати предложениях отношения к СПИДу с точки зрения одной из мировоззренческих позиций. На работу дается 4-5 минут.
– Чтобы вам облегчить работу, давайте вместе подумаем, в чем может заключаться та или иная мировоззренческая позиция, какие вопросы по проблеме СПИДа могут возникнуть.
важность проблемы ВИЧ и СПИДа,
касается ли она вас как людей с вашим типом мировоззрения,
что может победить СПИД,
можно ли оградить от СПИДа себя и своих близких 100%,
отношение к людям, зараженным ВИЧ и больным СПИДом,
что если это случится с Вами,
как люди должны относиться к проблеме СПИДа.
— Мы получили примерный план для работы, приступаем.
— Время истекло. Спасибо за работу.
Афиширование результатов групповой работы.
— Чтобы презентовать выработанные в группах умозаключения, предлагаю поучаствовать в небольшой инсценировке. Я приглашаю сюда трех желающих вместе с получившимися листочками. Попрошу мальчиков подготовить нам купе поезда «Вятка». ( детям выдаются атрибуты ролей, билеты ).
Сценка «Разговор случайных попутчиков о проблеме СПИДа»
Проводница: Здравствуйте, займите места согласно купленным билетам.
Учительница: Чайку бы нам!
Проводница: Да, конечно. Газеток почитать не желаете? Вот здесь интересные статьи – о глобальных проблемах, о здоровье – берите!
Учительница: Спасибо. ( просматривает газету )
Один из пассажиров: О чем пишут?
Учительница: Меня заинтересовала статья по проблеме СПИДа. Послушайте: (см.Приложение № 2)
Учительница: Интересно было бы узнать отношение церкви к проблеме СПИДа – что религия может предложить Оксане и таким, как она?
Учительница: Хотелось бы узнать мнение обычного человека – что произойдет, если вы узнаете, что в вашем окружении есть такие люди как Оксана?
Учительница: А вы, как ученый, согласны с такой позицией? Что наука говорит о мерах профилактики ВИЧ и СПИДа?
Учительница: Как религия предписывает нам относиться к таким людям как Оксана?
Учительница: Как вы считаете, можно ли стопроцентно оградить себя от этой проблемы? Нужно ли говорить о ней с детьми, мужем, близкими?
Учительница: Мне хотелось бы узнать, что думает наука – насколько угрожает человечеству проблема СПИДа и можно ли ее решить в ближайшем будущем?
Учительница: Мне было интересно с вами общаться, то, о чем вы говорите, дает повод задуматься. Обязательно будем обсуждать эту проблему с моими учениками. Ну вот, за разговорами не заметили как доехали. До свидания, всего доброго! ( дети расходятся )
Учитель обществознания – Хочу добавить к нашему разговору следующее: в идеале для всех типов мировоззрения главной общей чертой в современном мире должна стать их гуманистическая направленность, поворот к проблемам человека. Такая направленность ставит во главу угла высшие ценности: жизнь человека, его права и свободы. В том числе гуманистическим должно быть и отношение к проблеме СПИДа в обществе.
На каждую группу выдается лист бумаги с заголовком
«Отношение к СПИДу с точки зрения … мировоззрения»
Работа в группах: составление сообщений об отношении к проблеме СПИДа
Участие учащихся в инсценировке «Разговор случайных попутчиков о проблеме СПИДа»
— Мы познакомились с разными точками зрения на одну проблему, а теперь нам пора выработать свою позицию, свое отношение к проблеме СПИДа.
— Я уверена, что СПИД-это научная проблема, реальная угроза человечеству. ВИЧ обезоруживает человека, поражая его иммунитет. Выход – разработать вакцину и соблюдать меры предосторожности…
— Проблема СПИДа – это социальная проблема. Падение нравственности, духовных начал, приводит к тому, что люди опускаются до животного состояния, становясь наркоманами, меняя половых партнеров как перчатки. СПИД – это предостережение человечеству, к чему может привести всеобщее падение нравов. Социальной составляющей этой проблемы является и наше отношение к людям, зараженным ВИЧ или болеющих СПИДом. Гуманное, терпимое должно быть свойственно всем нам по отношению друг к другу.
— Наши позиции различны, но в них много общего…
— Я также соглашаюсь с научными доводами учителя биологии и делаю шаг навстречу. (вешают стикеры).
— Теперь мы предлагаем вам сделать свой выбор – отметить на шкале свою позицию что для вас СПИД – реальная угроза, выход из которой может найти только наука или предостережение человечеству – напоминание о необходимости соблюдения нравственных норм жизни в обществе, или может быть то и другое вместе.
— Спасибо. Мы рады, что у вас есть своя точка зрения на эту проблему, и думаем, что это занятие станет для вас серьезным жизненным подспорьем.
Учащиеся с помощью цветных магнитов делают метки на шкале
— Домашнее задание для вас мы подготовили тоже двойное. По желанию вы можете сделать или одно, или оба. Написать эссе (сочинение небольшого объема):
Для желающих получить оценку по биологии
«Почему вирусы называют «плохими новостями в упаковке из белка?»
Для желающих получить оценку по обществознанию
« Я считаю, что к больному СПИДом нужно относиться…»
— Спасибо за ваше активное участие в разговоре на такую сложную тему.
План выступления(заголовки слайдов):
3.Краткая история открытия вирусов
4.Схематичное строение вируса
5.Жизненный цикл вируса
6.Вирусные заболевания растений
7.Вирусные заболевания животных
8.Вирусные заболевания человека
10.Динамика заражения/заболеваемости ВИЧ/СПИД
3.Вирусы открыл ___________________________________
4.Вирус состоит из __________________________________
5.Вирус проникает в клетку и в ней _____________________________________
6.Вирусные заболевания растений:_____________________________________
7.Вирусные заболевания животных:_______________________________________
8.Вирусные заболевания человека:__________________________________________
9.ВИЧ поражает в организме ___________________________________________________
«У Оксаны – СПИД на четвертой стадии, гепатит С, туберкулез лимфатических узлов… Когда увидела ее в коридоре областного центра по профилактике и борьбы со СПИДом, не поверила своим глазам– молодая, красивая, небедно одетая. Оксане – 34. Воспитывалась женщина в неполной семье. Мама вела разгульный образ жизни, брат подсел на иглу… В 17 лет она ушла из дома. Пристрастилась к наркотикам. За распространение наркотиков поплатилась лишением свободы. За это время много что переосмыслила, добровольно легла на лечение от зависимости.
Фотографироваться моя собеседница отказалась. Оксана волнуется за сына, не хочет, чтобы его ровесники затравили… Напоследок Оксана сказала: «Помните, что мы все – ЛЮДИ – существа разумные, и наш разум отличает нас от животных, призываю вас совершать в жизни только разумные поступки.» ( статья из материалов Интернет)
Статья «Формирование научного мировоззрения на уроках биологии»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ с.Большая Боевка
Осуществление дидактического принципа единства обучения, воспитания и развития требует взаимодействия всех компонентов учебно-воспитательного процесса, при котором комплексно решаются задачи усвоения учащимися знаний, их использования для формирования научных взглядов, убеждений, отношений, развития психических и логических качеств личности, умственных и духовных сил школьников.
Биология как учебный предмет располагает большими возможностями для решения задач воспитания и развития учащихся во взаимосвязи. Важно с первых уроков изучения биологии начать работу по формированию у школьников системы взглядов на живую природу, отношений к природной среде. От того, как будет организована эта работа в самом начале изучения биологии, во многом зависит успех дела.
Решение задач воспитания учащихся VI—VII классов при обучении биологии зависит от содержания, уровня общей подготовки и психического развития учащихся. Так, школьный курс биологии VI—VII классов содержит недостаточно широких биологических обобщений, теорий, которые имеют большое мировоззренческое значение. Учащиеся имеют ограниченный запас научных знаний по географии и физике, совершенно незнакомы с химией. А для подведения школьников к выводу о материальном единстве растительного мира необходимо знание не только их структурной общности, но и сходства процессов жизнедеятельности. Кроме того, у учащихся VI—VII классов преобладает конкретно-образное мышление, они еще не способны к усвоению абстрактных понятий и испытывают затруднения в осуществлении не только мысленного, но и предметного анализа и синтеза. Большие трудности вызывает у них проведение обобщений, осуществление перехода от знаний к умениям, использование знаний для отстаивания научных взглядов.
Решение задач воспитания требует комплексного подхода, установления взаимосвязи различных его элементов. Из комплексного подхода к решению задач воспитания учащихся следует исходить при разработке методики каждого урока. При планировании материала темы важно четко определить, какие аспекты проблемы воспитания учащихся следует решать в учебном процессе как основные, главные. В зависимости от содержания, форм и методов обучения следует наибольшее внимание уделять определенному аспекту воспитания либо в комплексе решать сразу несколько аспектов. Например, при изучении темы «Корень» в VI классе на основе знаний внешнего и внутреннего строения корня, его основных функций, тканей, развития и роста корня, протекающих в нем процессов жизнедеятельности решаются задачи формирования элементов диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, а также экологического воспитания.
При определении задач урока не следует ограничиваться постановкой только образовательных задач. Необходимо продумывать и возможности воспитания и развития учащихся. С этой целью важно определить значимость учебного материала для формирования научного мировоззрения школьников, воспитания и развития учащихся.
Для формирования мировоззрения, выработки отношений к миру, взглядов на живую природу, убеждений учащихся большое значение имеет выбор методов обучения, организация самостоятельной деятельности школьников, показ использования биологических знаний в практике, проведение экскурсий, лабораторных и практических работ.
Формирование научного мировоззрения. Научное мировоззрение формируется в процессе овладения учащимися знаниями основ наук, раскрываемых в свете ведущих законов и категорий диалектического материализма: о материальности мира и объективных закономерностях его развития, движении как форме существования материи, первичности материи и вторичности сознания, развитии как борьбе противоположностей, познаваемости мира и его закономерностей, о взаимосвязях и причинной обусловленности явлений, практике как основе и цели познания объективного мира и критерии истины.
Ознакомление учащихся с химическим составом растений убеждает их в материальном единстве живой и неживой природы. Установление связей между органами в организме растений служит основой для понимания целостности растительного организма, а раскрытие связей растений со средой обитания убеждает учащихся в причинной связи и обусловленности процессов и явлений, в их зависимости от реально существующих, а не сверхъестественных факторов.
Показ пути научного познания процессов фотосинтеза, минерального питания растений, условий прорастания семян, овладение приемами выращивания растений, знакомство с факторами, влияющими на жизнедеятельность организмов растений, бактерий, грибов, позволяют подвести учащихся к выводу о познаваемости явлений живой природы, выяснению естественных причин биологических процессов. Так, ознакомление школьников с устройством лупы и микроскопа, привитие умений работать с ними, краткий экскурс в историю учения о клетке позволяют убедить учащихся в познаваемости внутреннего строения растения, сделать вывод о том, что человек все глубже проникает в тайны жизни растений, постигает их и использует в практической деятельности.
С учетом общего представления о взаимосвязи явлений следует рассматривать вопросы о строении и функциях органов растения, акцентировать внимание школьников на причинной обусловленности роста и развития корня, побега, связи корня и побега, подчеркивать их значение в поддержании целостности растительного организма.
Развитию понятия об эволюции растительного мира способствует расположение материала об отделах растений в порядке их усложнения от водорослей до покрытосеменных.
Процесс формирования мировоззрения нельзя ограничить только усвоением учащимися ведущих мировоззренческих идей. Знания должны перерасти в твердые убеждения и проявляться в конкретных поступках и действиях, в отношениях к трудовой деятельности, к природе, обществу. Только тогда, когда у учащихся выработалось устойчивое личностное отношение ко всему происходящему вокруг, потребность и умение оценивать события, использовать знания и отстаивать свои взгляды, можно говорить о наличии сформированного мировоззрения и соответствующих ему убеждений.
Для выяснения уровня сформированности мировоззрения учащихся, их взглядов и убеждений необходимо использовать специально составленные вопросы и задания, создавать проблемные и игровые ситуации, заставляющие школьников решать те или иные научные или практические задачи, высказывать свою точку зрения, отношение по конкретному вопросу. Так, учащимся предлагаются вопросы и задания, требующие умения делать выводы мировоззренческого характера, исходя из определенных фактов и понятий; видеть в биологических явлениях взаимосвязи и взаимообусловленность, проявление законов диалектики; использовать знания по биологии в практике сельского хозяйства и охраны природы. Например, можно использовать следующие вопросы и задания:
Докажите зависимость жизнедеятельности растений от естественных причин.
Приведите примеры из жизни растений, доказывающие материальный характер происходящих в них процессов.
Приведите доказательства естественного происхождения растений.
Обобщение результатов экспериментальных исследований и педагогической практики позволяет определить следующие методические условия, способствующие успешному формированию научного мировоззрения учащихся:
— Систематическое проведение обобщений мировоззренческого характера, раскрытие причин многообразия растений, материальности биологических явлений, возможности управления ими.
Рассмотрение учителем ведущих биологических идей, теорий, понятий, научных фактов с позиций диалектического материализма, использование биологических знании в качестве естественнонаучной базы для формирования мировоззрения учащихся.
Определение роли каждого этапа учебного процесса, а также видов деятельности учащихся в формировании их научного мировоззрения.
Обеспечение доказательности биологических выводов на основе привлечения научных фактов, полученных с помощью эксперимента, проверенных на практике.
Организация самостоятельных работ творческого, поискового характера, создание проблемных ситуаций, применение познавательных задач и других способов активизации познавательной деятельности учащихся.
Систематическая проверка сформированности у школьников научного мировоззрения путем постановки вопросов, направленных на выявление собственной позиции учащихся, их убежденности, отношения к усваиваемым знаниям, стремления познать новые стороны биологических явлений, перевести знания в собственные взгляды и убеждения.
— Развитие потребностей у школьников применять основные знания в учебной и практической деятельности, в которой проявляются отношение учащихся к реальной действительности, их взгляды, убеждения в различных жизненных ситуациях.
Необходимо подвести школьников к выводу о глобальном характере проблемы охраны природы, решение которой требует международных усилий, интернациональной солидарности народов мира.
Осуществлению связи теоретического и практического материала способствуют предусмотренные программой летние задания по уборке урожая и сбору семян, уходу за растениями, заготовке черенков для размножения, определению всхожести семян культурных растений и др. В ходе практической деятельности по выращиванию растений, по охране природы учащиеся используют знания, полученные на уроках, о жизнедеятельности организмов, об их связи между собой и с факторами неживой природы. Необходимо использовать все возможности для проведения учащимися практических работ на учебно-опытном участке, общественно полезного труда по озеленению улиц. При этом важно дать учащимся задания, направленные на применение ботанических знаний по уходу и выращиванию растений.
Итак, по каким критериям можно судить о сформированности научного мировоззрения школьников»:
1.Уровень сформированности оценочных умений.
2.Характер высказываний школьников о природе, обществе.
3. Уровень сформированности суждений школьников, их отношение и оценка к явлениям и процессам, протекающим в природе и обществе.
4. Степень соответствия дел и поступков взглядам и убеждениям.
5. Характер поведения школьника в природе и обществе.
6.Уровень сформированности мировоззренческих знаний и умений руководствоваться знаниями в жизни.
Среди основных характеристик, которыми должен обладать современный школьник, по мнению учителей, были названы следующие: гуманность в отношении к природе, гражданственное сознание, патриотизм, восприятие красоты природы, убежденность в познаваемости природы и диалектическом ее развитии, экологические взгляды, суждения о том, как и почему человек может нанести природе вред, убеждения школьников о необходимости изменения своего отношения к природе.
Существуют этапы процесса формирования научного мировоззрения у учащихся: подготовительно-диагностический, формирующий и оценочно-корректировочный. Первый этап характеризуется подготовкой учащихся к формированию научного мировоззрения, проведением учителем диагностики сформированных взглядов и убеждений учащихся. В процессе формирующего этапа развиваются мировоззренческие знания, являющиеся основой для становления научных взглядов и убеждений школьников. Оценочно-корректировочный этап основывается на осмыслении и оценивании всех этапов формирования научного мировоззрения школьников и применении сформированной системы взглядов учащимися.
В теории и методике обучения биологии были исследованы различные аспекты проблемы формирования научного мировоззрения школьников. Биологическое образование обладает мощным мировоззренческим потенциалом. Формированию научного мировоззрения может содействовать изучение всех разделов школьной биологии и в особенности раздела «Общая биология», так как ее содержание включает важные мировоззренческие идеи и знания. Становление научного мировоззрения личности происходит в течении всей жизни человека. Биологическое образование является одним из этапов и средств его формирования.