Что такое научное знание и как оно развивается

Научное знание: основы

Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть фото Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть картинку Что такое научное знание и как оно развивается. Картинка про Что такое научное знание и как оно развивается. Фото Что такое научное знание и как оно развивается

Современное научное знание представляет собой огромную по информационной емкости и своим размерам сверхсложную структуру. Она состоит из различных научных дисциплин, областей знания, уровней, видов и форм научного знания. Несмотря на такое разнообразие, она, едина.

Для начала дадим определение и рассмотрим само понятие. Научное знание – это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению. Научным знанием также является система знаний о законах природы, общества и мышления.

Области научного знания: математика, логика, естествознание, технические науки, социальные науки, гуманитарные науки.

Структура системы научного знания

Структура научного знания состоит из уровней (видов), методов и форм. Рассмотрим каждый элемент отдельно.

Уровни научного знания

Научное знание рассматривается на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом. Оба из них находятся в тесной взаимосвязи, но при этом каждый имеет свою методологию исследования и значимость для науки в целом.

Теоретическое знание

Несмотря на то, что теоретическое знание само по себе редко может полностью объяснить явление, его значение в науке огромно. Существует большое количество теорий (например, теория относительности), которые сделали огромный вклад в развитие этой дисциплины и продвинули ее вперед.

Теоретический уровень знания необходим, потому что на нем эмпирические данные вписываются в определенную систему. Также без определенных теоретических принципов невозможно начать ни один эмпирический эксперимент или исследование.

Суть теоретического знания состоит в том, чтобы описать, объяснить и систематизировать процессы и закономерности, которые выявлены эмпирическим путем, а также попытаться охватить действительность целостно.

Существует три основных метода теоретического знания:

Эмпирическое знание

Эмпирическое знание формируется в результате экспериментов, наблюдений и непосредственного контакта с реальностью. Когда наука опирается на установленные факты, говорят, что эти знания получены эмпирическим (опытным) путем.

При помощи эмпирического знания формулируются эмпирические законы, закономерности и правила, что статистически выводятся из наблюдаемых явлений.

Существует пять основных методов эмпирического знания:

Все эти методы могут использоваться одновременно или последовательно при проверке гипотезы или теории. Информация, полученная при их помощи, подвергается статистической обработке, после которой ученые делают обобщения.

К общелогическим методам относят

Дедукция и индукция широко используются во всех областях научного познания (математика, логика) и играют важную роль при переходе от эмпирического знания к теоретическому.

Выделяют следующие формы (компоненты) эмпирического и теоретического знания:

Проблема развития научного знания

Проблема развития научного знания имеет три главных аспекта:

Считается, что ответы на данные вопросы получить нельзя, если исходить лишь из философского анализа структуры научного сознания. Важным условием является привлечение материала реальной истории науки. Однако, очевидно, что история науки не может говорить сама за себя и что она (впрочем, как и всякий внешний опыт) может быть интерпретирована по-разному.

Источник

Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.

Содержание:

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

↑ Уровни и формы научного познания

Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть фото Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть картинку Что такое научное знание и как оно развивается. Картинка про Что такое научное знание и как оно развивается. Фото Что такое научное знание и как оно развивается Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания:

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

↑ Методы научного познания

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Характеристики научного метода: строгость и объективность.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.

Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).

Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса
Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

Источник

Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы

Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть фото Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть картинку Что такое научное знание и как оно развивается. Картинка про Что такое научное знание и как оно развивается. Фото Что такое научное знание и как оно развивается

Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.

Что такое научное познание?

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.

Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.

Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.

Особенности научного познания

Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:

Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.

Уровни научного познания

Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.

1. Эмпирический уровень познания

Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.

Выделяются следующие формы эмпирического познания:

На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:

2. Теоретический уровень познания

На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.

Выделяются следующие формы теоретического познания:

В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:

Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.

Методы научного познания

Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.

К общенаучным методам исследования относятся:

На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.

Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.

Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.

Ключевыми принципами научного познания являются:

Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:

Именно эти принципы и определяют современное научное познание.

Заключение

Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.

Источник

Уровни в структуре научного познания

Что такое научное знание

Научное знание — это объективный вид знания, сформированный в результате научной деятельности и отвечающий определенным критериям: однозначность, доказанность, системность, определенность, проверяемость, полезность, открытость к критике, способность к изменению, пересмотру и совершенствованию.

К областям научного знания относятся: математика, естествознание, логика, технические, социальные и гуманитарные науки. Также включает в себя знание о законах природы, общества и мышления.
Представляет собой динамичную когнитивную систему, элементы которой постоянно подвергаются пересмотру и трансформациям. Непрекращающийся процесс уточнения идет на фоне борьбы альтернативных теорий, школ и направлений. Из этого следует, что научное знание открыто для новаций, оригинальных идей и концепций, способных улучшить имеющиеся гипотезы или развенчать устаревшие теории. Плюрализм мнений позволяет на одну и ту же проблему посмотреть с разных сторон, поэтому современной наукой приветствуется многообразие теорий с условием, что они отвечают требованиям научности.
Если знание не соответствует этим критериям, оно считается ненаучным.

Требования к научному знанию

Основные критерии, которым должно соответствовать научное знание:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Структура научного знания

В структуре научного знания выделяют три основных уровня: теоретический, эмпирический и метатеоретический.
Теоретический уровень представляет явления и процессы в форме их внутренних связей, закономерностей, отраженных в научных принципах и теориях. Сущность состоит в том, чтобы рационально-эмпирическим путем описать, объяснить и структурировать процессы, умозаключения, понятия, закономерности и достичь объективной истины во всей ее целостности и определенности.
К приемам теоретического знания относится: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному.
Структурные элементы теоретического знания:

Методы теоретического знания:

Эмпирическое знание формируется в процессе непосредственного взаимодействия исследователя с объектом. Систематизированное собрание таких фактов образуют эмпирическую основу науки. Научное знание формируется при контакте с изучаемым предметом, когда исследователь собирает и обобщает собранные факты, обрабатывает полученную информацию, систематизирует данные и формулирует выводы.
Для этого уровня познания характерны частичность, фрагментарность, вероятностный характер, а цель исследования — поиск законов, закономерностей и правил, которые управляют природными процессами. Методологическую структуру составляют два подуровня: наблюдения и эксперименты, через которые происходит переход от данных к эмпирическим фактам.

Наблюдение — целенаправленный организационный процесс систематического восприятия объекта для его изучения, получения данных о нем и выявления его свойств. Фиксирование данных происходит на уровне чувственных факторов — ощущение, восприятие и представления.

Эксперимент — набор действий и наблюдений, осуществляемых для обнаружения существенных признаков предмета и проверки ложности или истинности гипотезы. От наблюдения отличается тем, что происходит в ходе непосредственного взаимодействия с объектом исследования. Одним из основных требований эксперимента является его воспроизводимость.

Метатеоретический или парадигмальный уровень заключает в себе методологию и философию науки. Термин «парадигма» впервые применил американский историк науки Т. Кун. Под этим понятием подразумевалась совокупность общепринятых идеалов и норм научного знания в определенный момент времени. При этом в различные исторические периоды функционируют различные картины мира, в соответствии с текущими представлениями, установленными закономерностями и взаимодействием.
По сравнению с теоретическим и эмпирическим уровнями имеет более общий характер. Базовыми компонентами выступают философские идеи и онтологические постулаты науки, которые отражают идеалы, нормы и цель научного исследования. Важный элемент — научная картина мира, которая складывается из совокупности представлений о действительности, полученной в процессе эмпирического и теоретического изучения различных областей реальности. Она формируется на основе созданных теорий, вырабатываемых на текущих стадиях исторического развития общества. А также оказывает активное воздействие на научный поиск, структуру и содержание будущих научных теорий.
Мататеоретический уровень выполняет функцию обоснования научного исследования, представляя область конкретно-научного знания, на которой возможен союз с философией.
При этом любая новая идея становится постулатом картины мира только когда проходит через процедуру философского обоснования.

Виды научного знания

Одной из важнейших классификаций в общей структуре научного знания является выделение его основных видов:

Этапы развития научного знания

Наука возникла из потребности человечества в производстве и получении знания об окружающем мире и самом себе. Как одна из основных движущих сил социально-исторического прогресса, наука также выступает показателем уровня развитости цивилизации.
В историческом становлении и развитии научного знания можно выделить основные этапы:

Источник

Большая часть научных знаний — это просто вера. В среднем люди не знают почти ничего

Что такое коллективное мышление и как современный человек может получить почти любые знания.

Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть фото Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть картинку Что такое научное знание и как оно развивается. Картинка про Что такое научное знание и как оно развивается. Фото Что такое научное знание и как оно развивается

Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть фото Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть картинку Что такое научное знание и как оно развивается. Картинка про Что такое научное знание и как оно развивается. Фото Что такое научное знание и как оно развивается

Мэтью Хатсон — американский научный журналист, автор книги «7 законов магического мышления», посвящённой антинаучным допущениям суеверий и религий. Осенью 2020 года он задался вопросом: как соотносятся знания отдельно взятого человека и знания общества? Чтобы найти ответ, журналист обратился к современным психологам и философам, а также пообщался с исследователями из одного из крупнейших научных проектов современности — лаборатории LIGO, которая в 2016 году доказала существование гравитационных волн и подтвердила теорию Эйнштейна.

Хатсон понял, что рядовой человек знает о мире гораздо меньше, чем ему кажется. Затем журналист пришёл к куда более обнадёживающим выводам — доверяя экспертам, мы можем получить доступ к любым знаниям человечества. Пересказываем статью Хатсона в MIT Technology Review.

Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть фото Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть картинку Что такое научное знание и как оно развивается. Картинка про Что такое научное знание и как оно развивается. Фото Что такое научное знание и как оно развивается

Журналист с широким кругом интересов, пишет про бизнес, культуру и международную политику. Сотрудничает с РБК, Republic и «Ножом».

Мы знаем гораздо меньше, чем думаем. И это можно проверить

Знание часто определяют как «обоснованное истинное убеждение». Однако на деле большинство знаний мы обосновать не можем — и просто верим в то, что услышали от других людей.

К примеру — мы знаем факт, что растения используют фотосинтез, или знаем, что машину с бензиновым двигателем не стоит заправлять дизельным топливом. Но объяснить подробно, как работает фотосинтез или как устроен двигатель внутреннего сгорания, подавляющее большинство не сможет.

Человек часто переоценивает способность объяснять феномены окружающего мира. Так, в одном эксперименте группу подопытных спросили, понимают ли они, что такое гроза и радуга, на что все ответили положительно. А затем попросили объяснить их происхождение — лишь в этот момент большинство респондентов осознали собственную беспомощность.

Хатсон пишет, что поставить на себе такой эксперимент может каждый — просто попробуйте нарисовать по памяти велосипед, а потом сравните с тем, как выглядит оригинал.

Наши «знания» зависят от общества. Что такое эпистемическая зависимость

В 1985 году американский философ Джон Хардвиг пришёл к выводу, что есть лишь два объяснения того, как мы владеем информацией: либо знание может принадлежать только коллективу, а не отдельному человеку, либо многие люди «знают» то, что не понимают. Сам философ предпочёл второе объяснение. Он назвал его эпистемической зависимостью.

Существование эпистемической зависимости может показаться абстрактной философской проблемой — какая разница, кому принадлежит знание, если пользоваться им может каждый? Однако, по словам когнитивиста Стивена Сломана, из неё вытекает два важных практических вопроса: «Как мы можем утверждать, что знаем что-то наверняка?» и «Кому можно верить?».

Ковид-диссидентство, теории заговора о вакцинах, война с вышками 5G или отрицание глобального потепления — всё это, по словам Хастона, атаки на эпистемическую зависимость, потому что человек полагается на чужие знания, не разбираясь в вопросе.

Вера в чужие знания — фундамент современной науки

В XVIII веке европеец мог овладеть большей частью научных знаний человечества, прочитав одну толстую книгу, а крупнейшие учёные были энциклопедистами — специалистами сразу во всех сферах знания. С тех пор наука ушла далеко вперёд. Современный учёный владеет лишь небольшой толикой знаний по узкому предмету и должен обмениваться ими со своими коллегами.

Эпистемическая зависимость существует не только у обывателей, но и у учёных.

Если исследователь работает самостоятельно, он ссылается на публикации других авторов, причём часто даже не читая саму работу и ограничиваясь краткими изложениями огромных трудов. Крупные научные исследования требуют привлечения множества специалистов из разных сфер, которым приходится принимать на веру компетенции своих коллег.

Чтобы изучить, как работает эпистемическая зависимость в науке, Хатсон пообщался с учёными, создавшими LIGO.

LIGO (лазерно-интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория) была построена в 2002 году. У неё два отделения — в Луизиане и в штате Вашингтон. Задачей проекта было доказать предположение Эйнштейна, согласно которому гравитация представляет собой волнообразное искажение пространственно-временного континуума, порождаемое движущимися массами. Обсерватории улавливают малейшие колебания гравитации из космоса.

В 2015 году LIGO обнаружила свидетельства гравитационных волн, а через год участники проекта выпустили научную статью, в которой доказали их существование на бумаге. У этой работы более тысячи авторов. Исследователи LIGO получили Нобелевскую премию по физике — по 1 млн долларов призовых денег отдали трём основателям проекта, а ещё 2 млн долларов были разделены между тысячей учёных, причастных к нему.

Хатсон задал исследователям вопрос: понимает ли хоть кто-то из тысячи авторов статьи 2016 года каждый аспект написанного до конца? По словам директора LIGO, физика Дэвида Рейтце, многие учёные понимают большую часть исследования, однако в целом всё держится на их доверии к компетенциям друг друга. Сам он признался, что неспособен объяснить некоторые части статьи.

Руководитель лаборатории проекта в Луизиане Джозеф Джайми рассказал журналисту, что около половины создателей LIGO вообще не ступали на площадки проекта, так как их роль этого не требовала.

Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть фото Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть картинку Что такое научное знание и как оно развивается. Картинка про Что такое научное знание и как оно развивается. Фото Что такое научное знание и как оно развивается

«Есть ли кто-то, кто знает всё? — риторически вопрошает Джайми. — Однажды в нашей лучевой трубке произошла утечка из-за коррозии, вызванной микробами. Это биология! Одному уму уследить за всем очень непросто».

Существование эпистемической зависимости в LIGO подтвердил один забавный казус. До 2010 года проект работал без результатов, а затем был закрыт на модернизацию. В 2015 году он перезапустился и уже на второй день работы поймал идеальный сигнал. Он выглядел так красиво, что учёные заподозрили, будто кто-то из сотрудников сфабриковал его данные. После расследования руководители проекта пришли к выводу, что сигнал настоящий, так как подделать их одному учёному или небольшой группе было бы не по силам — потребовалась бы «настоящая армия недовольных злых гениев», которой просто не могло возникнуть на проекте.

Мы знаем всё, что знает человечество, если доверяем экспертам. Что такое трансактивное знание

Выходит, что даже знания передовых учёных во многом построены на вере. Но так ли это плохо?

В 1987 году психолог Дэниел Вегнер описал схему коллективного знания: мы владеем некоторыми знаниями, а также владеем знанием о том, кто владеет знаниями о других вещах. Он назвал это трансактивной памятью.

Эксперименты показали, что это вполне полезное явление. Так, исследователи попросили несколько групп из трёх человек собрать разобранное радио, предварительно подготовившись. Участники одних команд тренировались по отдельности, в других — сообща. Группы, которые готовились вместе, работали гораздо более слаженно и допустили в два раза меньше ошибок.

Человек гораздо более эффективен, если действует в группе и доверяет другим её участникам. Только так люди могут достичь наилучших результатов в труде и науке.

Как выбрать эксперта, которому можно доверять

В условиях трансактивного знания ключевой проблемой становится то, каким авторитетам можно доверять, а каким нельзя. Хатсон пишет, что, выбирая эксперта, которому хотим довериться, мы чаще всего обращаем внимание на то, как быстро он находит ответ в публичных дебатах и обсуждениях и предлагает опровержение утверждений визави. Однако это не лучший путь — самоуверенность и безапелляционность сложно назвать предпочтительными качествами для учёного. В 2001 году философ Элвин Голдман предложил 4 признака эксперта, которые показывают, что ему можно доверять. Их Хатсон и приводит в качестве актуальных. Это:

1) одобрение и поддержка со стороны других экспертов;

2) профессиональная квалификация и репутация;

3) отсутствие предвзятости или заинтересованности в определённой интерпретации — эксперт не должен получать личных выгод от высказывания той или иной позиции;

4) послужной список: регалии, научные степени, прошлые научные достижения, успехи в своей сфере и так далее.

Что такое знание в современном мире и как с ним работать

В итоге Хатсон пришёл к трём практическим выводам, которые помогут работать со знанием в современном мире.

Научитесь оценивать свои знания без иллюзий

Мы склонны преувеличивать масштаб своих знаний. На самом деле мы понимаем почти любую вещь или явление гораздо меньше, чем нам кажется. Пора взглянуть на них более трезво. Для этого стоит задавать себе и миру как можно больше вопросов, даже самых глупых.

Откажитесь от романтического идеала знания

В прошлом многие учёные и философы считали, что рациональное мышление может быть лишь индивидуальным, а доверие другим людям выводит мысль из области строгой науки. На современном этапе развития человечества такое убеждение может оказаться вредным.

Даже очень умный человек неспособен адекватно осмыслить мир без помощи экспертов — в той или иной сфере его знаний неизбежно будет не хватать. Суждения будут в лучшем случае грубыми и примитивными, а в худшем случае — ошибочными. Рациональность требует баланса между собственными размышлениями и доверием к компетентным и непредвзятым экспертам. Это работает как на уровне профессиональных навыков, так и в быту. Например, пишет Хатсон, если у вас сломалась машина, спросите совета у вашего дядюшки-автомеханика, а не пытайтесь сделать всё самостоятельно.

Обменивайтесь знаниями

На первом этапе исследований гравитационных волн физики лишь обменивались результатами своих наблюдений. Тогда работа шла очень медленно. Дорогу к доказательству существования гравитационных волн открыло укрепление научного сотрудничества между разными исследовательскими группами: участники начали обмениваться большими объёмами информации, и всё пошло быстрее.

Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть фото Что такое научное знание и как оно развивается. Смотреть картинку Что такое научное знание и как оно развивается. Картинка про Что такое научное знание и как оно развивается. Фото Что такое научное знание и как оно развивается

«Из этой истории можно вынести ещё более широкий, философский урок, — заключает Хатсон. — Знания нельзя поделить между людьми. Возможно, вы не дадите определение фотосинтезу, но вы — неотъемлемая часть эпистемической экосистемы, которая может не только определять его, но и исследовать в мельчайших масштабах, управлять этим знанием на благо всех. В конце концов, что вы знаете? Вы знаете то, что знают все».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *