Что такое научные концепции
Что такое научные концепции
Особое место в человеческом знании знимают научные концепции; от них требуется конечность области применимости (не полное множество и не пустое множество), верифицируемость, опровержимость, простота и определенное отношение к иным концепциям (принцип соответствия). За счет таких критериев, научное знание может иметь вложенные структуры: сложные концепции строятся из простых. Простая концепция может состоять из одной гипотезы.
Ключевым для научных концепций критерий является критерий опровержимости. (Неопровержимые концепции научными не являются) Вот примеры опровержимых концепций:
1. Советский Союз никогда не утратит свою целостность и в ХХ веке в нем будет построено бесклассовое коммунистическое общество.
2. Человек как вид произошел от обезьяны путем постепенных видовых изменений, каждое из которых было мало по сравнению с многообразием видовых различий (генетических и морфологических вариаций) внутри популяции.
3. Движение каждого тела может быть быть описано в терминах его координат как функций времени; координаты выражаются вещественными числами.
4. В замкнутой системе сохраняется количество атомов каждого химического элемента.
Сама по себе научность концепции не означает ни её истинности, ни её ложности. Опровержимость означает, что в рамках этой концепции можно описать наблюдение, которое её опровергает. Примерно так же во многих компьютерных программах-приложениях, предусмотрена комманда, которая останавливает, закрывает приложение. Неопровержимые концепции, как компьютерные вирусы, таким свойством не обладают.
Нескольно мягче требования к религиозным концепциям; от религиозных концепций не требуется опровержимость. Вот примеры неопровержимых концепций:
1. В процессе развития все страны и народы придут к бесклассовому коммунистическому обществу.
2. Каждому человеку Бог дает бессмертную душу; праведники после смерти попадают в царствие небесное.
3. Наша Вселенная создна Богом, и только тот человек, который следует во всем воле божьей, может быть счастливым и успешным в своей деятельности.
4. Плоть слаба, но дух силен.
От религиозных концепций в каком-то смысле требуется верифицируемость; например, гармония этого мира может рассматриваться как подтверждение существования Бога и его мудрой доброй воли. Основные религиозные концепции обычно канонизированы, абсолютны; сомнение в их справедливости не допускается. В частности, во многих религиях, автоматически отвергаются все альтернативные концепции, в чем-либо противоречащие канонической концепции.
Художественые и технические концепции
Концепция о том, что горизонтальные параллельные прямые сходятся на горизонте, соответстует определенному виду проектирования трехмерного Эвклидова пространства на двумерное; попросту, способ графического отображения объемных тел; обычно на плоском экране или на бумаге. Эта концепция может использоваться в живописи и графике.
Концепция о том, что разнообразные и обильные половые сношения (в том числе с многими партнерами) делают человека счастливым и способствуют всяческим его успехам, образует специальное направление в искусстве; это направление называется «порнография». Распространение такого искусства часто ограничивается на уровне законодательства.
Концепция о том, что правящая партия состоит, в основном, из умных, честных, и совестливых граждан, и тольно эта партия может указывать обществу правильный, разумный путь развития, составляет основу другого направления в искусстве; это направление называется соцреализм («социалистический реализм»). В СССР, именно это направление искусства считалось основным; произведения, имеющие заметные отклонения от этой концепции, в официально не признавались художественными. На основе соцреализма построена Советская концепция истории. Отклонения от этой концепции обозначаются термином «антисоветизм». Диктатура КПСС была закреплена в брежневской конституции (1977); антисоветизм преследовался подобно тому, как отклонения от христианских догматов (ересь) преследовались в эпоху Святой Инквизиции.
Концепция о том, что вся информация в компьютере должна кодироваться последоветельностями двоичных битов, объединенных в восьмибитные байты, соответстует большинству цифровых компьютеров конца 20 и начала 21 веков; хотя в 20 веке делались попытки создавать компьютеры и на основе иных концепций (в частности, троичных ячеек памяти).
Концепцией является определенный способ кодировки символов человеческого языка. Еще в 20 веке, для символов латинского алфавита была выработана единая ситема кодировки, ASCII (American Standard Code for Information Interchange). Для накоторых других языков пока нет универсальной и общепринятой концепции кодировки. Например, для символов русского языка, на начало 21 века используется несколько кодировок. В СССР подавлялось развитие кибернетики и несанкционированное распространение русскоязычных текстов; в борьбе против компьютерного самиздата пресекались попытки выработки единой концепции для кодировки русских символов. Конфликт концепций о представлении символов (т.е., кодировок) приводит к появлению пьяных ежиков; поэтому до сих пор, для серьезных исысканий, английский язык является предпочтительным; неизвестно, оправится ли когда-нибудь русский язык от травмы, нанесенной ему советскими ветеранами под предлогом борьбы с «буржуазной лженаукой» кибернетикой и «антисоветским» самиздатом.
Грамматика и семантика языка тоже являются концепциями. В разных языках эти концепции сильно отличаются, и в некоторых случаях адекватный и однозначный перевод невозможен так же, как невозможно однозначно представить классическое состояние системы в терминах квантовой механики или описать квантовое состояние в терминах классической механики. Языковая концепция может касаться семантики, не затрагивая грамматику; например, способ перевода текстов с советского новояза является концепцией.
Попытки совмещения различных концепций не всегда удачны. Например, попытка совместить кагебизм с христианством в России начала 21 века породила много противоречий, сопровождающихся религиозным фанатизмом и фантастическим невежеством руководителей. Особенно это невежество видно в естественных науках. В частности, оказалось, что российские министры и директора институтов не знают даже законов Ньютона (использована презумпция добрых намерений). При этом многие руководители верят, что такое невежество компенсируется христианской культурой, и на фоне такого невежества собираются развивать нанотехнологии.
Концепция обучения. Процесс обучения тоже следует некоторой концепции. Эта концепция определяет, в какой последовательности предлагается материал для изучения, и какие утверждения постулируются, а какие выводятся на основе дедукции. Например, в 20м и даже в начале 21 века, в школах ученики учат постулаты Эвклида, чтобы на их основе доказать теоремы геометрии и определить тригонометрические функции. Такая концепция принята во многих странах. Тригонометрические функции можно определить как решение несложного линейного дифференциального уравнения, а все аксиомы Эвклида вывести из свойств координатной плоскости, но в силу традиции, такая концепция в большинстве школ пока не принята. Некоторые противоречия советской концепции обучения обсуждаюся в статье Обезьяна с гранатой.
Юридические концепции тоже можно отнести к этническим. На основе таких концепций строятся государственные законы и межгосударственные соглашения, регулирующие общественные отношения между людьми и странами. Законодательство каждой страны в значительной степени обусловлено этническим составом ее населения. В частности, государственный язык страны декларируется в Конституции.
Конфликты между людьми и концепциями
Концепции
Конце́пция, или конце́пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.
Содержание
Концепция и ее аспекты
Концептуальный аспект теоретического знания выражает прежде всего парадигмальное «сечение» последнего, задает его топику и риторику, то есть определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развертывания «порождающей» идеи систем понятий (базовых концептов). Концепция исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области («фрагмента» действительности) значений и реализацию максимально широкого «мировидения» (на основе «отнесения» к ценностному основанию познания).
Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и т. д.), единственно знающего (знающих) исходный замысел. К. вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка («раскрутка») презентируемой идеи. Кроме того, она «онтологизирует» и «маскирует» внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри нее представления, «стыкуя» между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор. Таким образом, К. прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки («абсолютные предпосылки», согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя «фундаментальные вопросы» («идеи»), в соотнесении с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у Тулмина) — наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира. К., являясь формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке.
Концепция как философия
Наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия, которую можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию К. (в которых культура (само)описывает себя), «производству» базовых концептов культуры, определяя «концептуальные возможности» последней. Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство. В этом отношении теология принципиально «замыкает» свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно — свои догматы. Сам термин «К.» заменяется здесь, как правило, близким ему термином «доктрина» (лат. docere — учить, doctrina — учение, например, доктрина грехопадения), но несущим подчеркнуто христианские коннотации и подчеркивающим элемент разъяснения сути вероучения: в частности, новообращенным, когда она может приобретать форму катехизиса — поучения, аналог которому можно найти в большинстве развитых вероучений, например, «тора» («указание», «наставление») в иудаизме. Тем самым, будучи содержательно релевантной К., доктрина в смысловом отношении делает акцент на «непреложности», «конечности» оснований-предпосылок, не подлежащих релятивизации (что периодически происходит в философских К.). В свою очередь, акцент «научения» имплицитно присутствует и в понятии К. как таковой. Этот ее аспект эксплицируется, когда понятие доктрины переносят за рамки теологии и религии, в частности, в область идеологических и политологических дискурсов (например, коммунистическая доктрина), чтобы специально подчеркнуть элемент «догматики» в К. (отсюда производные понятия — «доктринер», «доктринерство»).
В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия «концепция» с понятием «теория». Иногда им обозначали «неполную», «нестрогую» и т. д. теорию именно для того, чтобы подчеркнуть ее «неполноту», «нестрогость». В неклассической науке понятие концепции стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или (и) к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, К. редуцируется к предварительной теоретической организации «материала» внутри научной теории, которая в своей полной «развертке» выступает как ее реализация (в том числе «переводящая» исходные базовые концепты в конструкты). Однако в науке К. способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии), «замещающей» собой теорию. Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещал фокус с «когнитивного», «логического», «внутрисистемного» в теории на «праксеологическое», «семантическое», на ее «открывание» вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки и в социологии знания (К. и (или) концепты: «личностное знание» и «научное сообщество» Полани, «тематический анализ науки» Холтона, «исследовательская программа» Лакатоса, «сильная программа» Д. Блура, «парадигма» и «дисциплинарная матрица» Куна, «междисциплинарное единство» А. Койре, «дисциплинарный анализ» и «интеллектуальная экология» Тулмина и др.). В целом постклассическая методология сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации и структурации научного знания, и представления о возможности преодоления его «гипотетической природы», реабилитировав тем самым и К. как самостоятельную форму знания.
Концепция научной статьи: что это значит?
Концепция научной статьи является, по сути, самым первым этапом ее написания и подготовки и представляет собой видение соискателя научной работы в ее первоначальном виде. В концепции находят отражение основные характеристики диссертации:
В ходе проведения исследований автор статьи должен либо подтвердить, либо опровергнуть собственные тезисы, отраженные в концепции статьи. Согласно разделу «краткое содержание глав» формируется план проведения исследования.
Объем концепции стандартно составляет 6-7 страниц текста, однако при этом в ней необходимо полностью раскрыть видение проблемы, способы ее решения, результаты и их практичное и научное значение.
Подготовленная концепция предоставляется руководителю и другим членам кафедры для ознакомления. Анализ специалистов даст возможность автору статьи убрать из концепции неправильные варианты решения проблемы и внести корректировки в научные исследования.
Описание актуальности концепции должно включать в себя краткое представление отрасли, в которой решается поставленная проблема, причины ее появления и эффект, который может получиться при успешном решении. На основе анализа научных работ и их актуальности в концепции описывается спектр вопросов, которые, согласно мнению автора, требуют проведения дальнейших исследований.
Чтобы сформулировать задачи исследования, соискатель должен иметь четкое представление о ходе исследования и указать, какие именно этапы помогут достичь поставленной цели. Стоит учесть и тот факт, что поставленные задачи являются наименованиями граф и параграфов и формируют их содержание.
В концепции формулируется научная новизна изучаемого вопроса. Автор работы должен понимать, что именно изменится в науке по завершении его исследования и определить те моменты, которые были выполнены впервые. Однако это не означает, что абсолютно вся работа должна быть новой: в ней должны присутствовать такие элементы, за наличие которых и присуждается научная степень.
Результаты проведенных исследований выносятся в научные положения для защиты работы. Самое последнее научное положение должно совпадать с выбранной темой научной статьи и подтверждать правильность ее выбора, цели, задачи и актуальность.
В концепции формулируется и указывается практическая значимость полученных результатов и области науки и производства, в которых они могут быть применимы.
Концепция
Концепция — это умозрительная система, выражающая определённый способ представления, понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею и/или конструктивный принцип, реализующие определённый замысел в той или иной теоретической знаниевой практике.
Концепция — базовый способ оформления, организации и развёртывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении философию (см. Философия), теологию и науку (см. Наука) как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции (см. Культура). Концепция исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области значений («фрагмента» действительности) и реализацию максимально широкого «мировидения» (на основе «отнесения» к ценностному основанию познания). В этом смысле концепция выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов (см. Концепт), не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и так далее), единственно знающего (знающих) исходный замысел, выраженный в концепции.
Концепция связана с разработкой и развёртыванием некоторого знания, которое, в отличие от теории, не получает завершённой дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концептуальный аспект теоретического знания выражает, прежде всего, парадигмальное «сечение» последнего, задаёт его топику и риторику, то есть определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развёртывания «порождающей» идеи систем понятий (концептов). Концепции, приобретая пропозициональную форму теории, утрачивают свою сопряжённость с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определённый комплекс. Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми «общими топосами», признаваемыми участниками диалога.
Концепция вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка презентируемой идеи. Кроме того, она «онтологизирует» и «маскирует» внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри неё представления, «стыкуя» между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор.
Таким образом, концепция прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки («абсолютные предпосылки», согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя «фундаментальные вопросы» («идеи»), в соотнесении с которыми получают своё значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Р. Дж. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у С. Э. Тулмина) — наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведёт к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира. Концепция, будучи формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке. Наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия, которую можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию концепции (в которых культура [само] описывает себя), «производству» базовых концептов культуры, определяя «концептуальные возможности» последней. Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство.
В этом отношении теология принципиально «замыкает» свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно — свои догматы. Сам термин «концепция» заменяется здесь, как правило, близким ему термином «доктрина», но несущим подчёркнуто религиозные коннотации и подчёркивающим элемент разъяснения сути вероучения: в частности, новообращённым, когда она может приобретать форму катехизиса — поучения, аналог которому можно найти в большинстве развитых вероучений. Тем самым, будучи содержательно релевантной концепцией, доктрина в смысловом отношении делает акцент на «непреложности», «конечности» оснований-предпосылок, не подлежащих релятивизации (что периодически происходит в философских концепциях). В свою очередь, акцент «научения» имплицитно присутствует и в понятии концепции как таковой. Этот её аспект эксплицируется, когда понятие доктрины переносят за рамки теологии и религии, в частности в область идеологических и политологических дискурсов (например, коммунистическая доктрина), чтобы специально подчеркнуть элемент «догматики» в концепции (отсюда производные понятия — «доктринёр», «доктринёрство»). В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия «концепция» с понятием «теория». Иногда им обозначали «неполную», «нестрогую» и тому подобную теорию именно для того, чтобы подчеркнуть её «неполноту», «нестрогость» и так далее.
В неклассической науке понятие концепции стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), и/или к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, концепция редуцируется к предварительной теоретической организации «материала» внутри научной теории, которая в своей полной «развёртке» выступает как её реализация (в том числе «переводящая» исходные базовые концепты в конструкты — см. Конструкт). Однако в науке концепция способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии), «замещающей» собой теорию.
Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нём, смещал фокус с «когнитивного», «логического», «внутрисистемного» в теории на «праксеологическое», «семантическое», на её «открывание» вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки (см. Методология науки) и в социологии знания (концепции и/или концепты: «личностное знание» и «научное сообщество» М. Полани, «тематический анализ науки» Дж. Холтона, «исследовательская программа» И. Лакатоса, «сильная программа» Д. Влура, «парадигма» и «дисциплинарная матрица» Т. Куна, «междисциплинарное единство» А. Койре, «дисциплинарный анализ» и «интеллектуальная экология» С. Э. Тулмина и другие). Концепция связывалась также с символизацией личностного перцептивного опыта через воображение (С. Лэнгер), через метафору (X. Блюменберг) или через систему тропов (X. Уайт). В целом, постклассическая методология сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации и структурации научного знания, и представления о возможности преодоления его «гипотетической природы», реабилитировав тем самым и концепцию как самостоятельную форму знания. В методологии социогуманитарного знания наблюдались даже попытки обоснования принципиально концептуальной природы последнего.
В современном постмодернизме (Ж. Делёз, Ф. Гваттари) философия понимается как «творчество концептов», противопоставляемых понятиям науки. Концепты, понятые как ядро концепции, рассматриваются ими как «нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой её возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта», как «фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, так как их края не сходятся», научающие нас пониманию, а не познанию, как «архипелаг островов» смысла.
Под влиянием постструктуралистских и постмодернистских дискурсов (особенно концепта «ризомы») в последнее время сложилась традиция употребления вместо термина «теория» термина «паттерн» (образовано от английского pattern; от латинского patronus — модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка), близкого по содержательным и смысловым характеристикам к понятию концепции и трактуемого как коннатативного к концептам «прозрение», «базовая интуиция», «умозрительное видение», что в любом случае подчёркивает два аспекта: 1) «моментальность» «схватывания» и 2) его «целостность». В этом отношении понятие паттерна восходит ещё к методологическим анализам Коллингвуда (развитым затем с иных оснований в постпозитивизме), обосновывавшего невозможность полностью рационалистически простроенного перехода от одних «абсолютных предпосылок» (видений) к другим, что требовало бы введения представления о «сверхабсолютной предпосылке».
В этом же ключе применительно к паттернам говорят о том, что:
Паттерны, «гнездясь в сознании», в культуре, обеспечивают устойчивость, повторяемость, фиксируемость «естественной конфигурации» (проступающей за слоем феноменального) и «семантизации» (различения смысловых единиц), обеспечивающих видение мира. Тем самым в постмодернистской перспективе снимаются перегородки между различными дисциплинарно-концептуальными дискурсами, более того, между практиками (дисциплинами) тела и знания. В этом отношении интересен и феномен возникшего ещё в авангардистских практиках концептуального искусства, перенесшего в область художественного творчества изначально чуждую искусству форму концептуальности и снявшего его оппозиционность «телу» и «жизненным практикам». В концептуальном искусстве художественное произведение (текст) стало пониматься как способ демонстрации понятий-концептов, употребляемых в дисциплинарных познавательных практиках.