Что такое научные принципы
НАУЧНЫЙ ПРИНЦИП
Смотреть что такое «НАУЧНЫЙ ПРИНЦИП» в других словарях:
ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА — – научный принцип, который заключается в необходимости выявлять и учитывать конкретные личностные особенности всех основных и второстепенных участников конфликта, понимании того, что именно люди выступают центральным звеном конфликтов всех без… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ — – научный принцип, который заключается в том, что абсолютно все объекты и явления окружающего нас мира находятся в процессе непрерывного изменения, движения, развития. В наиболее общем виде он сформулирован Ф. Энгельсом. Все непрерывно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРИНЦИП МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ — – научный принцип, который ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование при изучении любых конфликтов достижений всех шестнадцати отечественных наук, в которых конфликты выступают объектом исследования. Изучая любой конфликт,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Принцип экономии — Научный принцип. который гласит, что если две противостоящие теории, каждая из которых объясняет один и тот же феномен, считаются одинаково надежными, то предпочтение отдается наиболее простой теории. Применение этого принципа в психологии… … Большая психологическая энциклопедия
ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ — – научный принцип, который заключается в том, что все объекты, явления, процессы окружающего мира так или иначе взаимосвязаны и являются элементами систем более высокого порядка. Познавательный смысл этого принципа состоит в том, что, изучая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ — – научный принцип, который раскрывает логику процесса познания, подчеркивая определяющую роль практики. Известный отечественный психолог К. К. Платонов указывал, что «…эксперимент, обосновываясь теорией, ее проверяет и уточняет и, вместе с ней… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРИНЦИП КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА — – научный принцип, который требует от исследователя понимания того, что любой изучаемый объект или процесс уникален по своей природе, т. е. имеет не только общие черты с себе подобными, но и всегда чем то отличается от них. Он показывает… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ — – научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРИНЦИП ПОИСКА СКРЫТОГО СОДЕРЖАНИЯ КОНФЛИКТОВ — – научный принцип, который требует от конфликтолога понимания того, что наиболее важная информация о конфликте обычно является скрытой, а также избегания поспешных оценок, выводов и действий на основе только общедоступной (поверхностной)… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ — – научный принцип, который требует максимально полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет. Контент анализ списков литературы более 300 диссертаций показал, что авторы… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Понятие научного принципа. Соотношение научных принципов и законов
Понятия логической формы и логического закона. Научный закон и его логико-гносеологическая характеристика. Классификация научных законов. Соотношение законов науки и законов мироздания. Функции законов в научном познании
Логическая форма – это структура мысли, характеризующая способ связи ее элементов.
Как показывает историческая практика мышления знание логических форм не гарантирует от логических ошибок. Всякий мыслительный процесс протекает согласно совокупности законов и принципов. Только их сознательное применение является отличительной чертой правильного мышления.
Логический закон – это необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь мыслей, детерминирующая правильность мышления.
Применение логических законов обеспечивает формальную правильность рассуждений. Формально правильным является рассуждение, построенное в соответствии с логическими законами.
Однако формально правильное рассуждение не всегда приводит к верному результату, так как помимо формы мышление имеет и другую сторону – содержание, которое также определяет значимость результата мыслительной деятельности. Поэтому в рамках последней необходимо учитывать истинность рассуждения. Рассуждение является истинным, если оно соответствует действительности. Рассуждение, не соответствующее действительности, является ложным.
Таким образом, всякое рассуждение приведет к верному результату, если оно является, во-первых, формально правильным, и, во-вторых, истинным по содержанию.
Законы науки отражают наиболее общие и глубинные природные и социальные взаимодействия, стремятся к адекватному отражению закономерностей природы.
В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами. Эта связь обязательно должна быть следующей:
— объективной, т. к. она присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения между вещами.
— существенной, конкретно-всеобщей, т.е. будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия.
— необходимой, т.к. будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях
— внутренней, т.к. отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех её моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы
— повторяющейся, устойчивой, т.к. закон есть выражение некоторого постоянства определённого процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.
Многообразие видов отношений и взаимодействий в реальной действительности служит причиной существования многих видов законов, которые классифицируются по тому или иному основанию.
По формам движения материи можно выделить: механические, физические, химические, биологические, социальные.
По основным сферам действительности: законы природы, законы общества, законы мышления.
По широте сферы их действия: всеобщие, общие, частные.
По механизму детерминации: динамические и статистические, причинные и непричинные.
По степени их значимости: основные и неосновные.
По фундаментальности: эмпирические и теоретические.
Существуют также другие основания для классификации научных законов.
Мышление людей и объективный мир подчинены одним и тем же законам, и поэтому они должны согласовываться между собой. Это соответствие между законами объективной действительности и законами мышления достигается тогда, когда они надлежащим образом познаны. Решение же этой задачи может быть успешным только в том случае, если учёный будет исходить, во-первых, из реальности мира и, во-вторых, из развития и законосообразности этого мира, т.е. что он «пронизан» совокупностью объективных законов, которые регулируют весь мировой процесс и обеспечивают в нём необходимый порядок.
Законы теории должны выделять и закреплять в своих формулировках те связи и отношения, которые схватывают нечто устойчивое, постоянное, регулярно повторяющееся в явлениях. Поскольку законы относятся к сфере сущности, то их формулирование возможно не на уровне непосредственного восприятия, а на этапе теоретического исследования. Формулирование законов сопряжено с введением идеализированных объектов, упрощающих эмпирический материал. Учёный стремится выразить результат в количественной форме с помощью немногочисленных понятий, логических связей и операций, объясняющих их таким образом, чтобы полученные из них следствия можно было бы согласовать с результатами наблюдений. Именно здесь происходит сведение случайного, видимого лишь в явлениях к действительному внутреннему движению. Результатом этого процесса является открытие закона.
Однако открытие и формулирование закона – не последняя задача науки. С его помощью нужно объяснить все явления данной предметной области, вывести их из соответствующего закона через целый ряд посредствующих звеньев.
Каждая теория представляет собой цепочку взаимосвязанных законов. Эти законы не только не должны противоречить друг другу, но между ними должна быть определенная и необходимая связь. Они должны не просто говорить об одной и той же системе объектов, но каждый из законов, лежащих в основе теории, должен дополнять другой таким образом, чтобы, во-первых, выведенные из них следствия объясняли и предсказывали все наблюдаемые явления определенного типа, во-вторых, они подсказывали, как и что следует наблюдать, на что обращать внимание, а чем пренебречь, в-третьих, было ясно, какие величины следует измерять, в-четвертых, при каких условиях осуществлять наблюдения.
Познание законов – сложный и бесконечный процесс отражения действительности. Познающий субъект никогда не сможет отразить весь реальный мир полностью и целиком. Он может лишь вечно приближаться к этому. Законы открываются сначала в виде гипотез, предположений. Дальнейшее открытие новых фактов приводит к исправлению и устранению одних законов, пока, наконец, не будет установлен научный закон в чистом виде. Кроме того, любой закон в своей реализации всегда модифицируется конкретно-историческими обстоятельствами. Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой исторический феномен. С изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания, одни законы сменяют другие. Действие закона неизбежно видоизменяется сопутствующим действием других законов.
На основе законов осуществляется не только объяснение явлений какого-либо класса, но и предсказание новых явлений и процессов, т.е. возможных путей и тенденций познавательной и практической деятельности людей.
Законы науки, направленные на отражение природной закономерности, формулируются с использованием искусственных языков своей дисциплинарной области.
Научные принципы – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Они играют роль первичных, исходных посылок и закладываются в фундамент создаваемых теорий. Содержание принципов раскрывается в совокупности законов и категорий.
Следует разграничивать два важных понятия: принципы научной теории и принципы научного мышления. Если представить научную теорию в наиболее совершенном виде, то есть в виде последовательности взаимосвязанных предложений, законов или теорем, выводимых друг из друга по определенным правилам, то принципы такой теории представляют собой исходные, наиболее общие утверждения, согласованные друг с другом и образующие основание, из которого выводятся все остальные утверждения. Так три знаменитых начала термодинамики, науки, изучающей законы тепловых процессов, образуют те исходные утверждения, из которых выводятся остальные законы этой теории. То же самое можно сказать о трех основных законах ньютоновской классической динамики, исторически послужившей исходными принципами для разработки динамической теории движения твердых тел. В квантовой механике роль исходного утверждения, принципа, может играть знаменитый постулат Шрёдингера. И по содержанию, и по количеству принципы различных теорий отличаются друг от друга. Принципы научной теории относятся к определенной предметной области, то есть совокупности явлений и процессов, изучаемой данной теорией. Понятия, с помощью которых формулируются законы ньютоновской динамики, то есть масса, сила, ускорение и т. п., отображают определенные свойства и отношения движущихся предметов. Понятия, фигурирующие в принципах термодинамики, относятся к тепловым процессам и их свойствам.
Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании
Реферат по философии
Научные принципы и их роль в научном познании
Выполнила: Кондратьева Елена,
1.1. Общий взгляд на теорию познания
2.1. Научное познание
2.2. Научные принципы познания
3.1.Роль научных принципов
IV. Список литературы
1.1. Общий взгляд на теорию познания
Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи – все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; одни добывают знания, а другие – знания о знании, столь важные и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Сами ученые не всегда должными образом ценят плоды теоретико-познавательных исследований, хотя широко мыслящие, великие ученые зачастую сами осуществляют эту двойную работу ума.
Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis – познавание, узнавание; познание, знание и episteme – знание, умение; наука. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Гносеология не может не касаться указанных сторон. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология – это знание о знании. Поэтому часть специалистов предпочитает говорить именно о теории знания, а не «познания», так как в последнем слове оттенок познавательного процесса выражен сильнее. Но в последнее время ученых все больше интересует процесс получения знания, его приращения, развития, а это предполагает изучение и использование достижений истории наук, данных когнитивной психологии, учета личностного фактора в познавательной деятельности. Разумеется, сказанное лишь предварительно вводит в задачу теории знания (или теории познания).
Задача гносеологии есть объективная сторона знания. «Гносеология, или теория знания, есть наука о свойствах истины». Поскольку истина есть объективная сторона знания, состоящая в отношении с субъективной его стороной, поскольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.
В идеале теория познания должна обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское. Она должна объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии.
На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а также и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания, которая в своей совокупности и может представлять ответ на вопрос, что есть знание. Знание означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.
Говоря о знании «вообще», следует обсудить чрезвычайно разнообразие видов или характеров единого по существу знания. Нельзя считать знание только какой-то один из его видов, произвольно выбранный, скорее приходящий на ум или подсказываемый типичными массовым представлением. В наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принятно считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной «сциентистской» общественной атмосферой, культом науки или, вернее, наукообразия, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин – выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой – глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам ученого, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.
Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различаются в первую очередь по тому, на опыте какого характера они основаны.
Житейское познание и знание основывается прежеде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко и проницательнее, чем ум иного ученого.
Практическое знание. Оно тесно связано с научным познанием. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания – инженер или промышленный управляющий. Цель ученого – открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера – создание новой вещи на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов. Практика состоит в овладении вещами, в господстве над природой, завещанном человеку в первые дни бытия. Преобразуя мир, практика преобразует и человека: она связана с социальностью. У ученых вечный зуд понять что-то, что до сих пор было непонтно. Инженеры же хотят создать то, чего еще не было.
Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферу прошлого, а иногда – и будущего. Жизненный опыт – в его особой, художественной форме – не только расширяется, но и углубляется: человек ощущает свою связь с современниками и с прошлыми поколениями. Он не только обогащает его видением других жизней, широким представлением о своих современниках, познанием которых живет человек. Ясно, что расширение такого опыта нельзя заменить ничем другим ни научной книгой о чем-то новом, ни грудами познания ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем, продумывание с новых точек зрения прежних жизненных решений – решений героев художественного творения или собственных жизненных поступков. Этот опыт – познавательный, эмоциональный и эстетический – создает связь поколений в общем потоке всемирной истории.
Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя. Вся история науки свидетельствует, что любой субъективизм всегда отбрасывался с дороги научного знания, а сохранялось лишь объективное. Художественные произведения неповторимы. Результаты научных исследований всеобщи.
В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было, и возможно, не будет в действительности. Мир творимый воображением, не повторяет действительного мира.
2.1. Научное познание
Как правило, житейское знание сводится к констатации фактов и их описанию. Научное знание предполагает и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, и да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное – это прежде всего объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Предсказательная сила – один из главных критериев для оценки научной теории. Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Дело в том, что задача ученого состоит не только в умножении наших впечатлений и представлений, но и в уразумении сущности объекта, постижении истины, установлении связей, отношений и закономерностей. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.
Научное знание охватывает в принципе что-то все же относительно простое, что можно более или менее строго обобщить, убедительно доказать, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы математики и вообще в различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики и т. п. Но жизнь, особенно человеческие судьбы, на много порядков сложнее всех наших научных представлений, где все «разложено по полочкам», поэтому у человека извечна и неистребима потребность выхода за пределы строго доказательного знания и погружения в царство таинственного, чувственного интуитивно, схватываемого не в строго и гладко «обтесанных» научных понятиях, а в каких-то «размытых», но очень важных символических образах, тончайших ассоциациях, предчувствиях и т. п.
При всем различии житейской смекалки «профанов» и абстрактных конструкций «высокой» науки у них есть глубоко общее. Это уже упомянутая идея ориентировки в мире.
Ключом в житейском, и в научном познании является узнавание, т. е. узнавание уже известного. Это глубокое замечание объясняет принципиальную недостаточность научного познания и в то же время открывает нетривиальный путь «в глубь» самой теории знания.
Научное познание отличается от других форм познания тем, что ученые используют в познании многочисленные и хорошо разработанные методы. Конечно, это не означает, что, пользуясь этими методами, ученый гарантированно решит изучаемую проблему или откроет новый закон. В науке большую роль играет творческое воображение ученых, их настойчивость, увлеченность своим делом, а также поддержка научной работы обществом.
Рассмотрим некоторые основные методы научного познания подробнее. Различают эмпирические и теоретические методы науки.
Важнейшими эмпирическими методами является наблюдение, измерение и эксперимент.
Наблюдение в науке отличается от простого созерцания вещей и явлений. Ученые всегда ставят определенную цель и задачу для наблюдения. Они стремятся к беспристрастности и объективности наблюдения, точно фиксируют его результаты. В некоторых науках разработаны сложные приборы (микроскопы, телескопы и т. п.), позволяющие проводить наблюдения явлений, недоступных невооруженному глазу.
Эмпирические методы, во-первых, позволяют устанавливать факты, во-вторых, проверять истинность гипотез и теорий посредством их соотнесения с результатами наблюдений и установленными в эксперименте фактами.
Ученые не останавливаются на наблюдениях и экспериментальных данных. Они стремятся найти законы, которые связывают многочисленные факты. Чтобы установить эти законы, применяются теоретические методы. Это методы анализа и обобщения эмпирических фактов, построения классификаций и типологий, методы выдвижения гипотез, методы рационального рассуждения, которые позволяют выводить одни знания из других.
Наиболее известными, классическими теоретическими методами являются индукция и дедукция.
Гипотетико-дедуктивный метод. Достоинство дедукции состоит в том, что дедуктивный метод сохраняет истинность. Это отличает его от индукции, которая ведет лишь к вероятностному выводу. Однако лишь в математике можно вводить некоторые аксиомы и использовать чисто дедуктивный метод. В эмпирических науках не бывает такого рода аксиом. В них общие закономерности, из которых выводятся следствия, обычно формулируются в виде гипотез. Такой теоретический метод получил название гипотетико-дедуктивного метода. Суть его заключается в том, что ученый сначала выдвигает пробную гипотезу, затем выводит из нее следствия, а затем эти следствия сопоставляет с фактами. Если это сопоставление оказывается успешным, то такая гипотеза начинает рассматриваться как выражающая реальную закономерность.
Важно подчеркнуть, что методы науки взаимосвязаны между собой. Без установления эмпирических фактов невозможно построить теорию, без теорий ученые имели бы только огромное количество несвязанных между собой фактов. Поэтому в научном познании различные теоретические и эмпирические методы используются в их неразрывной связи.
2.2. Научные принципы
Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Они фиксируют некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания. Можно выделить несколько таких принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль.
Во-первых, это принцип объективности. Объект — нечто, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития. Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание разумное, рациональное должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.
Второй принцип, лежащий в основании научного познания, — принцип причинности. Принцип причинности, или, говоря научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой теми или иными способами причины, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных, предметных следствий. Всякое событие порождает каскад, или, по крайней мере, одно следствие. Следовательно, принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиций науки, используя механизмы доказательства и экспериментальной проверки.
Принцип причинности может пониматься и трактоваться по-разному, в частности, достаточно сильно различаются между собой его интерпретации в классической науке, связанной, прежде всего, с классической механикой Ньютона, и квантовой физике, являющейся детищем XX столетия, но при всех модификациях этот принцип остается одним из главных в научном подходе к пониманию действительности.
Следующий важный принцип — это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.
С этим принципом напрямую связан следующий, характерный в основном для экспериментального естествознания, но в некоторой степени проявляющийся в теоретическом естествознании и в математике. Это — принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом доказательстве других теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, его невозможно подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается в причинную структуру окружающей действительности и противоречит самой логике научного описания.
Следующий принцип, лежащий в основании научного познания и связанный с предыдущим, — это принцип системности. Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов, как думали ранее, до появления общей теории систем. Система представляет собой нечто более существенное и более сложное. С точки зрения общей теории систем, любой объект, являющийся системой, — это не только совокупность элементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними.
Принцип простоты (известный еще с 14 в. как «бритва Оккама») направлен против произвольного размножения гипотетических сущностей. На современном уровне развития научного знания его можно сформулировать как категорическое требование: нельзя каждое явление объяснять своей собственной отдельной гипотезой. Его более слабая формулировка рекомендует предпочитать теорию, основанную на меньшем числе независимых предположений.
Принцип соответствия регулирует взаимоотношения между старыми и новыми теориями. Обычное его понимание состоит в том, что старая теория является некоторым предельным случаем новой. Старая теория не отвергается (и не опровергается) новой — она образует ступень, основание для создания новой.
И наконец, последний, акцентируемый нами, принцип, лежащий в основании научного знания, — это принцип критичности. Он означает, что в науке нет и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин. Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной экспериментальной проверке. Если в ходе этих проверок и перепроверок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел, утверждение, которое было истиной ранее, пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов, в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни. Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых доказательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форма предельного перехода.
3.1. Роль научных принципов
Научные принципы — это общие требования, предъявляемые к содержанию, структуре и способу организации научного знания. Они являются ядром научного метода, объединяют и организуют отдельные методы и приемы в единое целое.
Принципы научного познания регулируют научную деятельность (их часто называют регулятивными принципами или методологическими регулятивами). Именно в силу регулятивной функции эти принципы проводят демаркацию науки от ненауки и псевдонауки. Другая важнейшая функция научных принципов — эвристическая. Регулируя научную деятельность, а также взаимоотношения теоретического и эмпирического уровней научного знания, эти принципы одновременно дают и ориентацию научного поиска, его направление.
Принцип воспроизводимости требует возможности эмпирического подтверждения теории. Здесь явно выступает проблема связи теоретического и эмпирического уровней. Но одновременно он накладывает очень важные требования на внутреннюю структуру теории. Эти требования состоят в первую очередь в обязательной интерпретируемости любых следствий, получаемых в рамках данной теории.
Принцип системности или согласованности научного знания носит интегральный характер, объединяющим действие всех остальных принципов. Требование системности организует в единое целое все научное знание, а также все его методы и принципы.
IV. Список литературы