Что такое научный дневник
КАК РЕБЕНКУ ВЕСТИ НАУЧНЫЙ ДНЕВНИК И ЧТО ЭТО ВООБЩЕ ТАКОЕ?
Научный журнал это не какая-то очередная образовательная директива сверху, как кто-то мог бы подумать. Научный журнал штука полезная для развития научного мышления вашего ребенка и совершенно добровольная. Родители детей на семейной форме образования наверняка о таком слышали — научный журнал обязательный инструмент в арсенале западных хоумскулеров. Если вы его еще не завели, то наши практические советы могут оказаться весьма кстати. А если уже ведете — будем рады услышать в комментариях о вашем опыте ведения научного журнала.
Научный журнал по сути своей — дневник научных мыслей ребенка и его наблюдений за окружающим миром. Провели с ним вместе какой-то интересный опыт — записали ход, результат и выводы в научный журнал. Посадили семя какого-либо растения — сделали запись в журнале о времени посадки и условиях для всходов. Оставьте для такого долгого исследования несколько страниц, чтобы записать на них, как растение растет, как развивается, чем вы его подпитываете, делайте зарисовки или вклеивайте фотографии. Маленькие ученые записывают в такие журналы свои гипотезы и версии ответов на научные вопросы, зарисовывают букашек и цветочки и т.д. Кстати, научный журнал частично пересекается с идеей дневника природы, на ведении которого настаивает Шарлотта Мейсон. Можно объединить обе идеи и сделать единый исследовательский журнал.
Организовать его можно по-разному, но если вам нужна какая-то опора, то вот стандартная схема:
Научным журналом может стать большой блокнот с твердой крышкой, на скрепке или на спирали — по желанию ребенка. Да, пусть он лучше сам выберет окончательный вариант из предложенного вами, потому что ему должно быть тактильно и визуально приятно работать с журналом. Если у ребенка уже есть выраженные интересы или склонности, это замечательно! Значит, журнал может стать узко тематическим. И рубрики можно выбирать под эту тему: например, в журнале юного биолога наверняка нужными будут рубрики «Мои растения», «Мои животные», «Мои опыты», «Мои гипотезы» и т.д. Можно не вводить никакие рубрики, не делить журнал на разделы, а просто заполнять его по ходу жизни. Сегодня поставили веточку березы в воду и стали наблюдать за тем, как распускаются листочки, а завтра решили поделиться мыслями о том, что было бы, если бы и люди могли фотосинтезировать, а послезавтра — зарисовали прилетевшую на окно птичку или начертили таблицу отличий живого от неживого или вклеили интересную заметку о редком животном. В конце журнала можно оставить несколько страниц с распечатками на разные темы: фенологический календарь, например, классификацию садовых растений, таблицу Менделеева, список терминов, памятки по ведению исследований и пр.
Чтобы не забросить ведение такого журнала в первую же неделю, со стороны взрослого все-таки должен быть какой-то контроль. Не нужно давить и заставлять вести такой журнал, но если видите, что у него созрела тема, которую неплохо было бы записать, напомните о журнале. После похода в научный музей можно записать свои впечатления от увиденного в журнал, мысли после прочтения научно-популярной книги или просмотра познавательного фильма. Очень правильно будет брать журнал с собой в поездки, где вы можете встретить объекты для исследований. Летом у бабушки в деревне тем для записей будет хоть отбавляй! Не обязательно в журнал только записывать что-то. Вклеивайте свои фотографии и вырезки из журналов или распечатки с интернета, засушенные листья, фрагменты карт…
Родители, которые подходят к образовательному процессу детей еще более серьезно, такое свободное — наскоками — ведение журнала не понравится. Тогда лучше завести организационные правила: скажем, в понедельник предложить ребенку дать свой ответ на какой-то научный вопрос (Почему у снежинки шесть лучей? Почему Луна на Землю не падает? Как летучие мыши видят в темноте?), а потом сравните его ответ с ответом науки. Это хорошее упражнение по развитию научного мышления у ребенка.
Во вторник пусть будет другое упражнение — найти и записать значение какого-либо слова или словосочетания, которое не встречается в лексиконе ребенка и имеет отношение к научным сферам. Например, «терминатор», «световой год», «бактериофаг» и т.д. Можно и картинку подобрать — нарисовать самому или вклеить.
В среду, например, зарисовываем объект с натуры. Объектом может быть веточка, цветок, шишка, гриб, птичка (по фото или по рисунку), увиденная через микроскоп клетка лука.
В четверг выбираем понравившуюся цитату какого-либо ученого о науке и человеческом познании. В пятницу слушаем небольшую лекцию или передачу, смотрим фильм или читаем книгу, а в субботу делимся своими впечатлениями об этом.
Научный журнал можно вести всей семьей! А когда закончится год, пролистать его и удивиться, насколько больше за год вы всего узнали вместе!
Как оформить дневник наблюдения за погодой?
В начальной школе на уроках окружающего мира ученикам начальных классов учителя предлагают вести дневник наблюдений за погодой.
Дневник наблюдения за погодой – это календарь-график, в котором по месяцам, учащиеся наблюдают и отмечают изменения, происходящие в окружающем мире: температура воздуха; направление ветра; осадки; состояние неба; долгота дня; атмосферное давление.
Как правило, наблюдения в дневнике бывают метеорологические (погодные) и фенологические (сезонные). А значит могут включать сведения о месяце года, например, его происхождение, подборка стихов и другое.
Календарь погоды может быть оформлен на компьютере, самостоятельно в тетради или куплен в книжном магазине. Правила оформления дневника могут быть разными. Выбирает сам учитель. Дневник наблюдения за погодой, сделанный своими руками, затратен по времени, но позволяет проявить школьнику творческие способности в оформлении.
С чего начать оформление дневника наблюдения?
Для оформления дневника понадобится тетрадь, цветные карандаши и фломастеры, линейка, ручка и простой карандаш. Можно использовать картинки из журналов.
1) Начнем с обложки дневника наблюдений. Она должна быть яркой и красочной. Не забудьте подписать: Дневник наблюдений за погодой ученика 3 класса ФИО.
Обложка дневника наблюдений
2) Первая страница дневника – метеорологический код или условные обозначения.
Метеорологический код (условные обозначения)
График наблюдения за погодой
Таблица делится на столбцы, которые определяет сам учитель. К 3 классу учащиеся уже знакомы с условными обозначениями и должны ежедневно наблюдать за погодой и фиксировать в дневник. До 2 класса наблюдения за погодой могут быть в устной форме с введением условных обозначений.
Сам график может выглядеть так:
4) Роза ветров – диаграмма в виде многоугольника, повторяющая направление ветра за месяц (откуда дует ветер).
5) Итог наблюдений за месяц можно оформить в виде таблички:
Количество ясных дней –
Самый длинный день –
6) Другие сведения о месяце года (фенологические наблюдения, загадки и стихи, наблюдения за животными и растениями, пословицы и поговорки, народные приметы, труд людей в городе и селе)
7) Обобщение погоды по времени года (зима, весна, осень) может включать:
1. Сводка погоды за 3 месяца оформляется в виде таблицы. Приведем пример оформления сводки погоды за осень
Научный дневник 2 класс Окружающий мир ответы
👉 Ответы к научному дневнику. Окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь. Автор: А. А. Плешаков.
Страница 2
Для обозначения различных явлений погоды потребуются условные знаки. Рассмотри их и научись правильно рисовать.
Наблюдай за погодой осенью, весной, зимой, летом. Каждый месяц веди наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заноси в таблицы, пользуясь условными знаками.
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Сравни записи, которые были сделаны в разные времена года. Как изменялась погода?
Понаблюдай и запиши (число, месяц), когда были первые заморозки.
Первые заморозки были 8 сентября.
Запиши, когда лужи впервые покрылись льдом.
Запиши, когда выпал первый снег.
Осенью в этом году снег не выпадал.
Отметь, когда покрылись льдом река, озеро, пруд.
Запиши в каком месяце закончился листопад:
Запиши, когда появились стаи перелетных птиц.
Ближе к концу осени ветер становится все более сильным, а погода все чаще пасмурная. Еще по утрам на траве часто был замечен иней.
Страница 8
Понаблюдай и запиши, когда выпавший снег не растаял (установился постоянный снеговой покров).
Постоянный снеговой покров установился 18 декабря.
Учись распознавать деревья зимой. Запиши, какие деревья тебе удалось определить.
Вишня, яблоня, абрикос, дуб, липа, береза.
Понаблюдай и запиши, какие птицы прилетают зимой к кормушке.
Воробьи, синицы, снегири.
Нарисуй и подпиши следы птиц и зверей, которые тебе удалось увидеть на снегу.
Сравни свои записи с теми, что были сделаны осенью. Что изменилось в природе?
Погода зимой по сравнению с осенью почти все время пасмурная. Температура достаточно низкая. Везде лежит снег.
Страница 9
Понаблюдай и запиши, когда появились:
Первые проталины — 11 марта.
Первые ручьи — 17 марта.
Понаблюдай и запиши:
Когда начался ледоход на реке — 17 марта.
Когда водоемы полностью очистились ото льда — 15 апреля.
Запиши дату первой грозы.
Понаблюдай и запиши, когда зацвели:
Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья:
Отметь, когда впервые в этом году тебе удалось увидеть:
Страница 10
Я заметил, что весной самые первые птицы, которые прилетают — это грачи и скворцы. Весной снег сходит очень долго. Лишь в середине апреля земля полностью очищается от снега, а реки и озера ото льда.
Сравни свои записи с теми, которые были сделаны зимой. Что изменилось в природе?
Весной по сравнению с зимой температура намного выше. Солнце все чаще и чаще выходит из-за облаков. Очень мало осадков, лишь иногда выпадет последний снег или пойдет дождь.
Учись распознавать цветущие травянистые растения. Запиши, какие растения тебе удалось определить.
Понаблюдай, когда началось и когда закончилось цветение липы. Запиши примерные даты.
Страница 11
Запиши, каких тебе удалось увидеть летом:
Сравни свои записи с теми, которые были сделаны весной. Что изменилось в природе?
Летом по сравнению с весной температура воздуха выше, но не сильно отличается от температуры воздуха в конце мая. Практически каждый день солнечно, осадков мало, лишь редкие дожди. Всюду птицы, звери, рыбы, насекомые.
Запиши, в какой работе по охране природы тебе удалось принять участие:
Какая работа, на твой взгляд, была особенно полезной для природы? Запиши.
На мой взгляд, особенно полезной для природы была работа, которую я проводил весной и летом. Я помогал убирать мусор и пластиковые отходы на своей улице и во всем городе.
Окружающий мир. Научный дневник 2 класс
Инструкция по заполнению научного дневника для 2 класса.
Научный дневник по окружающему миру для 2 класса рассчитан на год. Наблюдения за погодными условиями проводятся круглый год, с осени до конца лета. Каждый месяц требуется по одной неделе уделить заполнению дневника. Последовательное заполнение страниц дневника не потребует много времени. Как правильно это сделать расскажет данная инструкция.
Внимание!
Все данные в дневник вносятся самостоятельно. Приведенные в дневнике данные о температуре, погодных условиях, даты погодных явлений, являются примерными, и зависят от региона наблюдения и года.
Наблюдения за погодой
Задание 1.
Для обозначения различных явлений погоды потребуются условные знаки. Рассмотри их и научись правильно рисовать.
Выполнение:
Перерисовываем условные обозначения различных явлений природы в пустые графы.
Задание 2.
Наблюдай за погодой осенью, зимой, весной, летом. Каждый месяц веди наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заноси в таблицы, пользуясь условными знаками.
Выполнение:
Каждый месяц выбирается неделя для наблюдения за погодными условиями. Лучше выбирать неделю в середине месяца.
Каждый день на выбранной неделе в журнал наблюдений заносятся следующие данные: дата, дневная температура (максимальная), погодные условия.
Погодные условия обозначаются с помощью условных знаков.
Обратим внимание, что осенью часто возможны дожди, а к концу ноября даже снег. В сентябре возможны туманы.
Зимой дожди большая редкость, но часто случаются снегопады и метели.
Весной дождей обычно не много, большая часть дней ясные. Но в мае начинаются первые грозы, если температура воздуха становится достаточно высокой.
Летом, особенно в июле, гроз будет много больше. В это время стоит сильная жара, и сильные испарения приводят к выпадению ливневых осадков. В конце августа начинаются туманы.
Задание 3.
Сравни записи, которые были сделаны в разные времена года. Как изменялась погода?
Выполнение:
Для осени характерны частые дожди, температура постепенно понижается, к концу осени может установиться снежный покров.
Для зимы характерны ясные и морозные дни, частые метели и снегопады, кратковременные оттепели.
Для весны характерна ясная погода с минимумом осадков. Температура постепенно повышается, снег уже не идет. Зато в мае возможны грозы, частые и обильные росы.
Для лета характерная устойчивая и жаркая погода, частые грозы, в августе моросящие дожди и туманы. Температура достигает своего максимума в конце июня – начале июля, а к концу августа понижается.
Ветер случается во время изменения погодных условий, например ясная погода, сменяется облачной, жара сменяется прохладой, мороз сменяется оттепелью.
Наблюдения в природе осенью
Задание 1.
Понаблюдай и запиши (число, месяц), когда были первые заморозки.
Выполнение:
В зависимости от региона первые заморозки могут начаться в конце сентября или в октябре. При заморозках ночная температура опускается ниже нуля градусов. Запишем число, когда ночная температура впервые опустилась ниже нуля.
Задание 2.
Запиши, когда лужи впервые покрылись льдом.
Выполнение:
Чем ниже становится ночная температура, тем сильнее заморозки. И постепенно лужи по утрам начинают покрываться льдом. Чаще всего, это случается в начале октября. Запишем число, когда мы впервые наблюдали лед на лужах.
Задание 3.
Запиши, когда выпал первый снег.
Выполнение:
Первый снег может выпасть и в конце сентября, но чаще всего это случается в октябре. Первый снежный покров не держится долго и тает в течение дня. Запишем дату, когда впервые на землю падал снег.
Задание 4.
Отметь, когда покрылись льдом река, озеро, пруд.
Выполнение:
Возле каждого населенного пункта есть какой-либо водоем. Осенью, когда температура устойчиво опускается ниже нуля градусов, эти водоемы начинают покрываться льдом. Лед образуется у берегов и постепенно покрывает всю поверхность водоема. Водоемы со стоячей водой замерзают раньше, с проточной – позже. Обычно это ноябрь месяц. Запишем дату, когда водоем полностью покрылся льдом.
Задание 5.
Запиши, в каком месяце закончился листопад.
Выполнение:
Каждое дерево сбрасывает листву в разное время, какие-то деревья раньше, какие-то чуть позже. Наша задача заметить эти различия в сроках листопада у разных видов деревьев.
у берёз — у березы листопад начинается в сентябре, но окончательно березы сбрасывают листья уже в октябре.
у лип — у липы сроки листопада такие же, как у березы
у других деревьев — листопад у дуба начинается чуть позже, но тоже заканчивается к концу октября. Также, в октябре заканчивается листопад у яблони, клена, черемухи и других деревьев.
Задание 6.
Запиши, когда появились стаи перелётных птиц.
Выполнение:
Некоторые виды птиц в северных регионах страны, начинают улетать на юг уже в августе, но на большей части России стаи перелетных птиц можно увидеть в сентябре.
Задание 7.
Другие наблюдения:
В графе другие наблюдения запишем, что еще любопытного мы наблюдали в природе осенью. Какие изменения происходят в живой и неживой природе.
Наблюдения в природе зимой
Задание 1.
Понаблюдай и запиши, когда выпавший снег не растаял (установился постоянный снеговой покров).
Выполнение:
Устойчивый снежный покров в большинстве регионов устанавливается в ноябре. Запишем дату, после которой снег уже не тает.
Задание 2.
Учись распознавать зимой деревья. Запиши, какие деревья тебе удалось определить.
Выполнение:
Зимой деревья лишаются своей главной отличительной черты – листьев. Исключение составляют хвойные деревья, узнать которые легко и зимой по форме иголок и кроны. Это могут быть ели, сосны, кедры, пихты.
Лиственные деревья можно узнать по форме веток, цвету ствола, не осыпавшимся ягодам и плодам.
Легко узнать березу по цвету коры, по тому же признаку легко узнать осину и липу. Рябину можно узнать по гроздям рябин, которые висят на ветках, почти всю зиму.
Задание 3.
Понаблюдай и запиши, какие птицы прилетают к кормушке.
Выполнение:
Зимой птицам становится очень тяжело добывать себе корм, и люди стараются облегчить птицам жизнь, устраивая специальные кормушки. В городах к таким кормушкам часто прилетают воробьи, синицы, снегири. В деревнях, возле парков, к кормушкам прилетают поползень, дятел, сойка.
Задание 4.
Нарисуй и подпиши следы птиц и зверей, которые тебе удалось увидеть на снегу.
Выполнение:
Зимой на снегу можно увидеть следы самых разных зверей и птиц. Узнать их не так просто, но если потренироваться и вооружиться книгой-определителем, то можно отличить одни следы от других.
Легко узнать следы зайца, лисы, волка, реже можно встретить зимой следы медведя, который обычно рано ложиться спать. Также легко отличить следы копытных зверей – оленя, кабанов, лося. Сложнее отличить одни птичьи следы от других.
При затруднении в определении принадлежности следов, можно попросить помощи у взрослых или учителя.
Задание 5.
Другие наблюдения.
Выполнения:
Так же, как и для осени, отмечаем здесь те наблюдения об изменения в живой и неживой природе, которые происходят зимой.
Например: очень короткие дни, сильные морозы, редкие оттепели. Глубина снежного покрова.
Задание 6.
Сравни свои записи с теми, которые были сделаны осенью. Что изменилось в природе?
Выполнение:
Зимой природа засыпает. Лишь немногие животные и птицы ведут активный образ жизни. Реки и озера покрываются слоем льда, поля и леса – снегом. Температура опускается ниже нуля градусов, часто идет снег, бывают метели.
Наблюдения в природе весной
Задание 1.
Понаблюдай и запиши, когда появились:
Выполнение:
Первые проталины появляются в марте, когда солнце начинает ощутимо пригревать. Они возникают вокруг стволов деревьев, ведь более темная кора быстрее нагревается и топит лежащий вокруг ствола снег. Запишем дату наблюдения первой проталины.
Первые ручьи появляются, когда температура устойчиво уходит в плюс. Снег интенсивно тает и не успевает впитываться в землю, которая остается промерзшей. По поверхности земли бегут веселые ручейки. Обычно это происходит во второй половине марта
Задание 2.
Понаблюдай и запиши:
Выполнение:
Когда начался ледоход на реке. Ледоход на реках России начинается чаще всего в апреле. Запишем дату, когда на реке появились плывущие льдины.
Когда водоёмы полностью очистились ото льда. Однако полное очищение водоемов ото льда происходит ближе к концу апреля. При этом стоячие водоемы очищаются ото льда позже рек. Даже в мае на прудах и озерах может наблюдаться лед.
Было ли в этом году половодье. Для всех рек России характерно весеннее половодье, поэтому на этот вопрос всегда пишем “Было”.
Задание 3.
Запиши дату первой грозы.
Выполнение:
Первые весенние грозы можно наблюдать в начале мая. Явление это не частое, но и не редкое. Запишем дату первой грозы.
Задание 4.
Понаблюдай и запиши, когда зацвели.
Выполнение:
Мать-и-мачеха. Это растение является первоцветом, и оно зацветает одним из первых. Часто мать-и-мачеха цветет уже в конце марта, но чаще это апрель.
Ива. Ива также цветет очень рано, обычно в середине апреля.
Одуванчик. Это растение также начинает цвести довольно рано, когда лужайки очищаются от снега. В большинстве регионов цветение одуванчика начинается в конце апреля, начале мая.
Яблоня. Цветение яблони происходит каждый в год в разное время. Оно не привязано к конкретной дате, ведь для его начала температура воздуха должна быть на уровне 16-18 градусов несколько дней подряд. Начало цветения яблони может прийтись на конец апреля, начало мая или даже его середину.
Ландыш. Цветение ландыша может начаться в конце апреля, но чаще это случается уже в мае, и продолжается больше месяца.
Задание 5.
Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья.
Выполнение:
Орешника. Листья орешника начинают распускаться в середине апреля, но в северных регионах они появляются только в мае.
Берёзы. Это дерево также распускает листья в конце апреля – начале мая. Запишем в дневник дату появления первых листочков у березы за окном.
Яблони. Листья яблонь, в зависимости от региона, могут распуститься в конце апреля или начале мая.
Дуба. Некоторые виды дубов распускают листья довольно рано, в середине апреля, но другие, так называемый дуб зимний, распускает листья только в начале – середине мая.
Задание 6.
Отметь, когда впервые в этом году тебе удалось увидеть.
Выполнение:
Бабочку. Первые бабочки появляются весной очень рано, лишь только солнышко начинает ощутимо прогревать воздух. Эти бабочки зимуют на чердаках, в дуплах деревьев и других укромных местах, и вылетают, только почувствовав тепло. Обычно первых бабочек можно наблюдать уже в марте. Это крапивницы, павлиний глаз, лимонницы.
Скворца. Скворцы – одни из первых весенних птиц в наших краях. Уже в конце марта они прилетают на Родину и занимают свои старые скворечники.
Ласточку. Ласточки более теплолюбивые птицы и поэтому прилетают они уже в конце апреля-начале мая, когда на улице становится действительно тепло.
Задание 7.
Другие наблюдения.
Выполнение:
Запишем те наблюдения изменений в живой и неживой природе, которые нам удалось наблюдать.
Например: солнечный день увеличивается, день начинает превышать по продолжительности ночь, солнце все выше поднимается над горизонтом. Просыпаются звери, которые впадали в зимнюю спячку – медведи, ежи, барсуки, сурки.
Задание 8.
Сравни свои записи с теми, которые были сделаны зимой. Что изменилось в природе?
Выполнение:
Весной становится тепло и природа просыпается. Тает снег, реки вскрываются ото льда. Возвращаются с юга птицы, деревья распускают листья, цветут цветы. Появляются насекомые.
Наблюдения в природе летом
Задание 1.
Учись распознавать цветущие травянистые растения. Запиши, какие растения тебе удалось определить.
Выполнение:
Летом цветут почти все травянистые растения, их очень много. Достаточно определить несколько из них.
Например, легко определить по цветкам одуванчик или ромашку. Легко узнать цветущий колокольчик или стрелки фиолетовых цветов иван-чая, очень просто узнать розовые шарики клевера или голубые звездочки василька.
Запишем несколько названий цветущих растений.
Задание 2.
Понаблюдай, когда началось и когда закончилось цветение липы. Запиши примерные даты.
Выполнение:
Липа – почти единственное дерево, которое начинает цвести в средине лета. Начало ее цветения приходится на вторую половину июня, а окончание цветения на первую половину июля.
Задание 3.
Выполнение:
Летом наблюдается настоящее изобилие грибов и ягод. Выполняя это задание нужно нарисовать несколько видов грибов и ягод, которые вам удалось собрать.
Из ягод это могут быть земляника, смородина, кислица, малина, морошка.
Задание 4.
Запиши, каких животных тебе удалось увидеть летом.
Насекомых. Насекомых летом очень много и не заметить их очень трудно. Это надоедливые мухи и комары, красивые бабочки и стрекозы, грозные жуки и пчелы, работящие муравьи.
Птиц. Птиц летом тоже значительно больше, чем зимой. Можно легко увидеть даже в городской чете таких представителей пернатых как кукушку, дятла, славку, коршуна, грача, соловья, иволгу, дрозда.
Зверей. Даже в городских парках летом кипит жизнь, и любой человек может увидеть в естественных условиях белок, бурундуков, ежей, даже лисиц.
Других животных. Здесь можно назвать представителей других видов животных, которых вам повезло наблюдать. Например: ящериц, змей, лягушек и жаб, тритонов, улиток, может быть ракушек и медуз, рыб.
Задание 5.
Сравни свои записи с теми, которые были сделаны весной. Что изменилось в природе?
Летом становится очень жарко, повсюду кипит разнообразная жизнь. Животные выводят детенышей, птицы учат летать птенцов, растения цветут и плодоносят.
Летом часто случаются грозы и сильные проливные ливни, иногда возможен град.
Охрана природы
Задание 1.
Запиши, в какой работе по охране природы тебе удалось принять участие.
Выполнение:
Осенью. Обычной работой по охране природы, в которой удается поучаствовать школьнику младших классов, оказывается сбор мусора на пришкольном участке, возле своего дома или даже на брегах рек, в скверах и парках. Именно этот вид работы мы и запишем для осени, весны и лета.
Зимой. Зимой школьник может принять участие в изготовлении кормушек, то есть в оказании помощи зимующим птицам. Это тоже очень важное дело, относящиеся к охране природы.
Весной. Сбор мусора
Летом. Сбор мусора
Задание 2.
Какая работа, на твой взгляд, была особенно полезной для природы? Запиши.
Выполнение.
Оценим свою работу по очистке территории от мусора.
Несмотря на свою кажущуюся простоту, это очень важное дело. Ведь накопление мусора является одной из глобальных экологических проблем человечества. Ее решением занимаются правительства разных стран и международные экологические организации. И каждый человек может и должен принять посильное участие в решении этой проблемы.
Эта работа и является наиболее важной и полезной для природы.