Что такое научный стиль речи 5 класс кратко

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Стили речи (функциональные разновидности языка)

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь).

Стили речи – это виды речи для общения с учётом языковой ситуации.

Язык художественной литературы – 1) язык, на котором создаются художественные произведения. 2) поэтический язык – система правил, лежащих в основе художественных текстов, их создания и прочтения (интерпретации). Эти правила всегда отличны от соответствующих правил обиходного (повседневного) языка. Язык художественной литературы выражает эстетическую функцию национального языка.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Представьте, что на улице слышен разговор двух ребят:

– Ты опять тренировку пропустил? Как в соревнованиях будешь участвовать? Выгонят тебя из спортшколы, если ходить не будешь.

– Да ладно, до соревнований далеко ещё.

Такой непринуждённый диалог на улице между сверстниками вполне допустим. Это разговорный стиль речи.

Но если вы увидите официальное уведомление тренера родителям, где говорится: «Уважаемые родители! Ваш ребёнок опять тренировку пропустил. Как он будет в соревнованиях участвовать? Пусть тренировки не пропускает, а то я выгоню его из спортшколы!» – вы решите, что тренер, по меньшей мере, странный человек.

В различных условиях жизни мы говорим по-разному, в зависимости от того, с кем, где и зачем говорим: с друзьями и близкими мы говорим иначе, чем с малознакомыми людьми; дома разговариваем не так, как в школе; речь, обращённая к одному человеку, не будет похожа на речь, адресованную многим (например, в книгах, на собраниях, на уроке). Нам приходится приспосабливаться к ситуации общения, то есть пользоваться различными стилями речи.

Речь разговорная и книжная.

Разговорную речь мы обычно используем в непринуждённых беседах со знакомыми людьми в домашней и неофициальной обстановке. Книжная речь используется для обращения к людям в официальной обстановке: например, в учебниках, газетах, официальных выступлениях и документах.

В разговорной речи мы употребляем разговорные слова и выражения. Кроме того, в ней часто встречаются обращение, диалог, прямая речь, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения. Существует и монологическая разговорная речь. Прочитаем отрывок из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», в котором Витя на уроке географии размышляет о Земле: «География – это наука о Земле, на которой мы все живём; про то, какие на Земле горы и реки, какие моря и океаны. Раньше я думал, что Земля наша плоская, как будто блин, но Ольга Николаевна сказала, что Земля вовсе не плоская, а круглая, как шар. Я уже и раньше слыхал об этом, но думал, что это, может быть, сказки или какие-нибудь выдумки. Но теперь уже точно известно, что это не сказки. Наука установила, что Земля наша – это огромнейший-преогромнейший шар, а на этом шаре вокруг живут люди».

В размышлениях Вити используются разговорные слова и выражения (огромнейший-преогромнейший, слыхал, как будто блин), речь внутренняя, обращенная к самому себе. Следовательно, перед нами разговорный стиль речи.

В книжной речи выделяют несколько стилей: научный, официально-деловой, публицистический и художественный.

Художественная речь должна не только сообщить читателю какие-либо сведения о предмете, но и заставить его «увидеть», представить себе этот предмет. Поэтому художественное описание всегда конкретно. Образность – характерный признак стиля художественной литературы. Ещё одна отличительная черта художественного стиля речиэмоциональность. Например, когда мы читаем произведение, мы смеёмся вместе с персонажем, переживаем за него. При чтении стихотворения о природе мы восхищаемся её красотой, чувствуем связь природы и человека:

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

Росинки светлые на них

Сверкают ярко, точно блёстки.

Целуют пчёлы их и пьют

(И. Суриков. На свободе.)

Поэт нарисовал живую картину: мы можем представить себе зеленый благоухающий луг, утреннюю росу, которая сверкает. Роса похожа на благоухающие слёзки, которые целуют и пьют пчёлы. Поэт любуется утренней красотой зелёного луга и передает своё отношение нам. Описание конкретное (автор показывает нам определенный пейзаж), эмоциональное.

Научный стиль в противоположность художественному отражает не образное, а логическое мышление. Задача этого стиля речи – сообщить знания об окружающем мире. Это речь точная, необразная, бесстрастная, без эмоций: «Луг – пространство земли, покрытое травянистой растительностью; сенокосное, пастбищное угодье». Такое описание отражает общие признаки этого пространства, подходит к любому лугу.

Официально-деловой стиль – язык документов (законов, приказов, объявлений и так далее). Это речь точная и невыразительная.

Публицистический стиль – это язык СМИ (средств массовой информации). Этот стиль используется в написании статей, репортажей, заметок, интервью и т.п. Публицистический стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.

Публицистический стиль обладает эмоциональностью и образностью речи. В нём есть оценка действительности. Чтобы придать речи достоверность, автор использует различные неопровержимые факты. Публицистический стиль общедоступен, призывает читателей или слушателей к действию.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите черты художественного стиля речи.

А) отсутствие образности;

Разбор задания: вспоминаем, что черты художественного стиля эмоциональность, конкретность, образность. Ответ: В, Г, Е.

Выберите, в какой строке указаны стили речи.

А) художественный; научный

Б) описание; рассуждение

В) повествование, описание

Вспоминаем, что стили речи – это виды речи для общения с учётом языковой ситуации. Стиль бывает научным, художественным, официально-деловым, публицистическим, разговорным. Ответ: А.

Источник

Особенности, характерные черты, жанры и примеры научного стиля речи

10.04.2021 No Comments Posted in

Что такое научный стиль речи 5 класс кратко. Смотреть фото Что такое научный стиль речи 5 класс кратко. Смотреть картинку Что такое научный стиль речи 5 класс кратко. Картинка про Что такое научный стиль речи 5 класс кратко. Фото Что такое научный стиль речи 5 класс кратко

В современном русском литературном языке выделяют 5 функциональных стилей речи: разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный и научный стиль речи.

В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:

Что такое научный стиль речи, его функции и задачи

Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.

Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.

Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.

Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.

В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Основные особенности и характерные черты научного стиля речи

К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:

Научный стиль речи: его разновидности или подстили

Как и другие стили речи, научный стиль редко встречается в «чистом» виде. В научных текстах могут встречаться элементы и публицистического, и официально-делового стиля речи.

Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:

Название подстиляЦельЖанры
Собственно-научный Определение и описание новых явлений, фактов, закономерностей.диссертации, доклады, сообщения, монографии, выступления,научная статья.
Учебно-научныйПередача научной информации учащимся, обучение, описание фактов, необходимых для освоения и овладения материалом.учебные пособия, курсы лекций, курсовая работа, семинарский доклад, конспект, устный ответ.
Научно-популярныйОзнакомление с фактами и явлениями.научно-популярные книги и журналы, детские энциклопедии, статья.
Научно-информативныйПередача научной информации с описанием научных фактов.рефераты, обзоры, тезисы.
Научно-справочныйОбеспечение читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.энциклопедии, словари, справочники.
Научно-техническийПрименение достижений науки в практике.патенты, стандарты, описание изобретений, спецификации, технические условия.

Подстили (разновидности) научного стиля речи и примеры жанров

Жанры научного стиля речи

Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.

Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.

К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

К жанрам данного подстиля также относятся доклады, сообщения, выступления.

Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

Жанры учебно-научного подстиля

Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.

Выделяют устные и письменные жанры учебно-научного подстиля. К устным относятся: сообщение и ответ.

Основными письменными жанрами данного подстиля являются:

Жанры научно-популярного подстиля

Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).

К жанрам научно-популярного подстиля относятся:

Жанры научно-информативного подстиля

Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.

Основные жанры данного подстиля:

Жанры научно-справочного подстиля

Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.

Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:

Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля

Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.

К жанрам научно-технического подстиля относятся:

Структура научного текста

Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.

В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.

Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.

Пример текстов, написанных в научном стиле речи

«Смерч — силь­ный мел­ко­мас­штаб­ный вихрь, воз­ни­каю­щий в гро­зо­вом (ку­че­во-до­ж­де­вом) об­ла­ке и рас­про­стра­няю­щий­ся в ви­де тём­но­го «хо­бо­та» по на­прав­ле­нию к вод­ной или зем­ной по­верх­но­сти.

Ско­ро­сть вра­ще­ния воз­ду­ха мо­жет дос­ти­гать 50–100 м/c при силь­ной вос­хо­дя­щей со­став­ляю­щей и вы­зы­вать ка­та­ст­ро­фич. раз­ру­ше­ния, ино­гда со­про­во­ж­дае­мые че­ло­ве­че­ски­ми жер­т­ва­ми. В то же вре­мя по­бли­зо­сти от его пу­ти мо­жет на­блю­дать­ся пол­ный штиль. Внут­ри смерча дав­ле­ние воз­ду­ха умень­ша­ет­ся, там про­ис­хо­дит кон­ден­са­ция во­дя­но­го па­ра, что со­вме­ст­но с вы­тя­ну­той ча­стью об­ла­ка, пы­лью, во­дой и разл. об­лом­ка­ми де­ла­ет смер ви­ди­мым. Его ось вер­ти­каль­на, но за­час­тую име­ет изо­гну­тый вид.»

» Существующие территориально-планировочные схемы природопользования не способствуют созданию экологически-ориентированной хозяйственной деятельности, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами как внутри Калининградской области, так и вне ее. Анализ особенностей социально-экономического развития и экологической политики позволил выявить ряд существенных методических и методологических недостатков территориального планирования и развития. В частности, развитие Калининградской области осуществляется на основе плохо скоординированных между собой и экологически слабо ориентированных ведомственных планов: градостроительного, сельскохозяйственного, мелиоративного, водного, лесоустроительного, рекреационного и других.

Помочь в решении проблем территориального развития может экологически-ориентированное ландшафтное планирование. Ландшафтная программа Калининградской области — документ стратегического планирования использования территории, формирующий информационно-справочное поле для широкого круга организаций и чиновников, отвечающих за разработку и принятие управленческих территориально-планировочных решений, а также государственных и негосударственных природоохранных и экологических фондов, международных организаций в области экологического контроля и управления.

Одной из важнейших задач реализации программы является разработка интегральной карты экологически-ориентированного использования территории и карты конфликтов природопользования. Решение этих задач без применения геоинформационных технологий сильно осложнено, а иногда и невозможно.»

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *