Что такое наука естествознание

Естествознание

Что такое наука естествознание. Смотреть фото Что такое наука естествознание. Смотреть картинку Что такое наука естествознание. Картинка про Что такое наука естествознание. Фото Что такое наука естествознание

Что такое наука естествознание. Смотреть фото Что такое наука естествознание. Смотреть картинку Что такое наука естествознание. Картинка про Что такое наука естествознание. Фото Что такое наука естествознание

Естествозна́ние — область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятых как целое. [1]

Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники — развитие физики, химии.

Содержание

Предмет и цели

Подразделения

История

Когда возникла наука установить нельзя. Принято считать, что это произошло с изобретением письменности. Но есть данные, что люди обладали астрономическими знаниями ещё до изобретения письменности. Таким примером является сооружение, которое назвали Стоухенджем. Высокого уровня достигла наука в древней Греции. Там развивались логические науки (логика, математика), Гуманитарные науки (социология, история). Естествознание было представлено в основном астрономией. Аристотель и Архимед занимались и другими естественнонаучными дисциплинами, например, физикой. С крушением Римской Империи произошёл упадок европейской культуры и науки. В первом тысячелетии нашей эры центр научной мысли переместился на восток (Китай, арабский халифат). В Европе единственно грамотными людьми остались священнослужители. Но они не ставили своей целью развитие естествознания.

Естествознание в эпоху средневековья

Что такое наука естествознание. Смотреть фото Что такое наука естествознание. Смотреть картинку Что такое наука естествознание. Картинка про Что такое наука естествознание. Фото Что такое наука естествознание

В средневековом сознании доминировали ценностно-эмоциональные отношения к миру над познавательно-рациональными. Именно поэтому точкой отсчёта в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности — добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное и др. Вещь, попавшая в сферу отражения, воспроизводилась прежде всего с точки зрения её полезности для человека, а не в её объективных связях. Аналогичным образом человек характеризовался прежде всего не его объективными чертами (деловитостью, активностью, способностями), а через сословно-иерархические ценности: престиж — авторитет — власть и др.

Стержнем средневекового сознания выступало религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы. Представление о сверхъестественных силах было порождено как практическим бессилием человека перед природой (неразвитость производительных сил, сельскохозяйственный и ремесленный характер производства), так и стихийным характером социально-классовых процессов, процессов общения (социальный гнёт, социальная несправедливость, непредсказуемость жизненных ситуаций и др.).

Выделяя себя из природы, но ещё не противопоставляя себя ей полностью, средневековый человек и не формулирует своего отношения к природе как самостоятельной сущности. В качестве такого определяющего отношения для него существует другое отношение — к Богу, а отношение к природе вторично и производно от отношения к Богу. Знание природы подчинено «чувству Божества». Природа рассматривается им как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим Божеством, абсолютно зависящая от него, своими предметами, их поведением реализующая его волю во всем (в том числе и в отношении воздействия на людей, их судьбу, социальный статус, жизнь и смерть). Природа — проводник воздействия на людей Божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.

Для средневекового человека природа — это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть лишь символы Бога. Поэтому и познавательный аспект средневекового сознания был направлен не на выявление объективных свойств предметов зримого мира, а на осмысление их символических значений, то есть их отношения к Божеству. Познавательная деятельность была по преимуществу толковательной, оценочной, опиралась на иерархизированную и субординированную систему ценностей, ценностное сознание.

Таким образом, средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Его главная функция — сохранение ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта.

К концу XII — началу XIII веков наметился «исторический рывок» средневековой Западной Европы, в основе которого лежало развитие производительных сил (как в сельском хозяйстве, так и в ремесле). Происходит целая «технологическая революция» в агротехнике — появляется тяжёлый колёсный плуг, боронование, совершенствуется упряжь тягловых животных, что позволяет в 3—4 раза увеличить нагрузки, появляется трёхпольная система земледелия, совершенствуется земельно-хозяйственная кооперация, осваиваются новые источники энергии — сила воды и ветра, распространяются водяные и ветряные мельницы и др. Изобретение кривошипа и маховика механизирует многие ручные операции. Рационализируется организация хозяйственной деятельности (особенно в монастырях). Избыточное производство сельскохозяйственной продукции стимулирует развитие торговли, ремесленного производства. Нарастает тенденция урбанизации. Складываются центры мировой торговли (Венеция, Генуя), «миры-экономики». Формируется дух уважительного отношения к физическому труду, к деятельности изобретателей, инженеров: дух изобретательности и предприимчивости все в большей степени пронизывает культурную атмосферу общества. Превращение физического труда в ценность, в достойное занятие открывает путь к его рационализации. Тяжесть физического труда осознаётся как нечто нежелательное; формируется представление о необходимости поисков путей его облегчения и высвобождения свободного времени.

Появление университетов

В этих условиях происходит и подъём духовной жизни. Одним из наиболее ярких его выражений явилось возникновение новых образовательных учреждений — университетов. Ещё в XII веке возник университет в Болонье. 1200 год считается годом основания Парижского университета.

В XIII веке появляется много университетов в других городах Западной Европы: в Неаполе (1224), в Тулузе (1229) и др.

В XIV веке появляются университеты в Священной Римской империи: Пражский (1349), Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и др.

В жизни университетов в концентрированной форме отражались и воспроизводились духовные традиции средневековой культуры. Среди них в первую очередь — особое отношение к знанию. Знание не рассматривалось как главная цель духовной деятельности; оно трактовалось как некоторый её побочный продукт. Удвоение мира в сознании на земной, грешный, бренный и небесный, божественный, возвышенный, идеальный — предполагало постановку вопроса о возможности приобщения к миру «по ту его сторону». Способом такого приобщения считались не знания, а вера (в том числе и формы чувственно-эмоциональной экзальтации, связывавшие человека с божественной первосущностью). Поэтому вере здесь отдаётся предпочтение перед знанием.

В период позднего средневековья (XIV—XV века) постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии. Такой пересмотр базируется, с одной стороны, на усилении критического отношения к аристотелизму, а с другой стороны, на трудностях в разрешении тех противоречий, с которыми столкнулась схоластика в логической, рациональной интерпретации основных религиозных положений и догматов.

Одно из главных противоречий, попытки разрешения которого толкали средневековую схоластическую мысль на «разрушение» старой естественнонаучной картины мира, состояло в следующем: как совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества? Ссылки на всемогущество Бога служили у средневековых схоластов основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских представлений и выработки качественно новых образов и представлений, которые впоследствии способствовали формированию предпосылок новой механистической картины мира. К таким качественно новым представлениям и образам могут быть отнесены следующие.

Качественные сдвиги происходят как в кинематике, так и в динамике. В кинематике средневековые схоласты вводят понятия «средняя скорость» и «мгновенная скорость», «равноускоренное движение» (они его называли униформно-дифформное). Они определяют мгновенную скорость в данный момент как скорость, с какой стало бы двигаться тело, если бы с этого момента времени его движение стало равномерным. И, кроме того, постепенно вызревает понятие ускорения.

В эпоху позднего средневековья получила значительное развитие динамическая «теория импетуса», которая была мостом, соединявшим динамику Аристотеля с динамикой Галилея. Жан Буридан (XIV век) объяснял с точки зрения теории импетуса падение тел. Он считал, что при падении тел тяжесть запечатлевает в падающем теле «импетус», поэтому и скорость его все время возрастает. Величина импетуса, по его мнению, определяется и скоростью, сообщенной телу, и «качеством материи» этого тела. Импетус расходуется в процессе движения для преодоления трения, и когда импетус растрачивается, тело останавливается.

Аристотель считал главным параметром для любого момента движения расстояние до конечной точки, а не расстояние от начальной точки движения. Благодаря теории импетуса внимание исследовательской мысли постепенно переносилось на расстояние движущегося тела от начала движения: тело, падающее под действием импетуса, накапливает его все больше и больше по мере того, как оно отдаляется от исходного пункта. На этом пути складывались предпосылки для перехода от понятия импетуса к понятию инерции. Всё это постепенно готовило возникновение динамики Галилея.

Источник

Естествознание. 10 класс

Конспект урока

Естествознание, 10 класс

Урок 1. Естествознание как познавательная деятельность

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Наука – особый вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового знания о природе, обществе, человеке, культуре и самой себе.

Критерии научности – особенности научного познания, позволяющие отличить его от других форм знания и познания.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Естествознание прошло длительный путь развития. В XVI- XVII веках оно обрело научную форму. Естествознание становится частью науки, которая изучает природу, мир как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. Поэтому, прежде чем говорить об особенностях естествознания, необходимо выяснить, что же такое наука.

Существует множество определений понятия «наука», но все они сходятся в том, что наука особая система знаний, а еще вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового объективного и системно-организованного знания.

Наука изучает не только природу, общество и человека, но и саму себя, например, через собственную историю. Каждая из наук (физика, химия, биология и т.д.) имеет свою историю, изучение которой позволяет проследить, как происходил процесс научного познания, как развивались научные знания и понять закономерности этого развития.

Рассмотрение истории научного открытия, биографии выдающегося ученого, становления научной теории, важного научного эксперимента служит источником для понимания специфики научного знания, методов его получения и способов обоснования, осознания сложности и нелинейности процесса научного познания. Именно поэтому на уроках естествознания вы будете знакомиться не только с естественнонаучными знаниями, но и с наиболее важными событиями из истории науки.

Как вы уже знаете, что наука наряду с другими подсистемами духовной сферы общества (философией, религией, искусством, моралью) связана с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры и является сложным и многогранным явлением. Основные стороны науки показаны на схеме.

Что такое наука естествознание. Смотреть фото Что такое наука естествознание. Смотреть картинку Что такое наука естествознание. Картинка про Что такое наука естествознание. Фото Что такое наука естествознание

Главной целью научной деятельности является получение объективных знаний о мире, а результатом научного познания – система научных знаний.

Разумеется, человек получает знания о мире не только в результате научных исследований. Многое мы узнаем из произведений литературы и искусства, философских трактатов, а также из обыденной жизни. К основным формам познания относятся чувственное познание, (ощущения, восприятие, представление), рациональное познание ( понятие, суждение, умозаключение) и иррациональные формы познания (интуиция, вера, и т.д.)

Вопреки широко распространенному мнению, «истинное» и «научное» – совсем не одно и то же. Вы можете иметь истинное знание, но оно не обязательно будет научным (например, знание о том, что ваш приятель прогулял урок по естествознанию). С другой стороны, далеко не каждое научное утверждение является истинным. История науки знает немало случаев, когда некоторая теория в течение долгого времени принималась научным сообществом как истинная, активно и плодотворно использовалась, приводя к важным и, как потом выяснялось, истинным выводам, но, тем не менее, в итоге сама она оказывалась ложной. Например, в XVIII – начале XIX вв. широкое распространение получило представление о тепле как об особой тонкой материи («флюиде»), названной теплородом, с помощью которой переносится тепло. И хотя к середине XIX столетия теплородная теория стала фактом истории науки, с ее помощью – пока она господствовала – удалось добиться многих важных результатов. Например, в рамках этой теории началось изучение тепловых явлений при химических реакциях, что привело к становлению научной термохимии, открытию закона Гесса и развитию других научных направлений.

Чем же наука отличается от других видов человеческой деятельности: литературы, искусства, теологии, права, политики? Вопрос этот, получивший название «проблема демаркации» (Демаркация, от фр.demarcation – разграничение), – один из труднейших.

Наука отличается от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Οʜᴎ могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.

От искусства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏе отражает действительность в основном эмоционально, на базе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и “сухостью” суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчувственна в своём функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ликующее “эврика!” (нашёл!) принадлежит древнегреческому учёному Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферах жизни, действуют люди. Οʜᴎ не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных исследований, проявления воли и ответственности.

Таким образом, отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — искусством, моралью, религией, философией, и т.д.

Современная наука имеет две основные функции: познавательную и практическую. Люди развивают науки как для раскрытия тайн и загадок природы, так и для решения практических задач. Познавательная функция позволяет удовлетворить потребность в познании существенных связей окружающего мира. Практическая функция имеет самостоятельное значение, хотя и определяется зачастую особенностями и запросами практики в широком смысле слова.

С этих позиций, естествознание как система наук о природе имеет двоякую цель:

Научное знание отличает объективность, системность, логичность, использование специального языка, теоретичность. Для его получения используется широкий арсенал методов научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение, анализ и синтез, идеализация и т.д.). Наука оперирует только научными фактами, т.е. такими знаниями, достоверность которых доказана и обоснована, а научные знания представляет в форме понятий, законов, принципов, теорий, концепций. Вам хорошо известно, что в основе научных знаний лежит логическое мышление, они должны быть убедительно доказанными и содержать объяснение того, каким образом они получены.

Многообразие научных методов и подходов обусловлено многообразием действительности, которую она изучает. Вместе с тем мы можем говорить и о единстве науки, которое выражается во все более отчетливо вырисовывающихся взаимосвязях различных разделов науки и научных дисциплин. Элементами системы «наука» выступают различные естественные, общественные, гуманитарные, технические научные дисциплины (отдельные направления науки). Современная наука насчитывает более 15 тыс. дисциплин, число профессиональных ученых превысило 5 млн. человек. Наука сегодня имеет сложную структуру и организацию. Наука XXI века требует целостного взгляда на мир во всей его сложности, масштабности и взаимозависимости. По мысли Альберта Эйнштейна, большинство проблем не имеют решения на том уровне, на котором они были поставлены. Наша задача – подняться на научный уровень, адекватный проблемам современной России и мира.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1. Найдите и подчеркните понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:

Пояснения: 1-3 относятся к чувственным формам познания, 4-5,7 – рациональным. Обобщающим для рационального и чувственного является – познание.

О каком из критериев научного знания говорит американский писатель Марк Твен в своем произведении «Дневник Евы»?

Самое лучшее — всё проверять экспериментальным путем: тогда действительно можно приобрести знания, в то время, как строя догадки и делая умозаключения, никогда не станешь по-настоящему образованным человеком.

2. Обоснованность и доказательность.

5. Отсутствие фактора субъективности.

7. Ориентированность на практическое применение.

Правильный ответ: 8. Исследуемость.

Подсказка: Обратите внимание на то, что автор призывает все проверять экспериментальным путем, т.е. в познании использовать методы исследования

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *