Что такое наука каковы ее главные функции каковы

Наука. Виды и функции науки.

Наука – это вид деятельности человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли – ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции. Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию.

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки:

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука – это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

Источник

Какие функции выполняет наука

Понятие науки

Наука является важнейшей особенностью культуры современного общества и ее динамичной составляющей.

Наука — это исторически сформировавшаяся форма деятельности человека, которая состоит в познании окружающего мира (природы, человека, общества), сборе постоянно обновляющихся фактов, систематизации данных об объективной действительности и их критическом анализе (открытие законов и закономерностей).

Если говорить кратко, то наука — это и система знаний, и их выработка, и деятельность по их практическому применению.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Наукой также можно назвать совокупность результатов умственного труда в отдельных отраслях и направлениях, их синтез и развитие.

Миссия науки

На основе этого осуществляется прогнозирование и синтез нового научного знания. Отсюда следует, что основной миссией науки является добыча достоверных сведений и построение причинно-следственных связей для осуществления научно обоснованных прогнозов.

Главные задачи науки

Главные задачи науки состоят в производстве и воспроизводстве знаний на основе тщательно отобранных и систематизированных фактов. В результате этого появляются обобщающие теории, логически обоснованные научные гипотезы, частные и фундаментальные законы, вырабатываются новые методы исследования.

Одна из задач науки — объединить полученные знания, описать и объяснить их с рациональной точки зрения. Основываясь на этих знаниях, наука прогнозирует вектор и возможные варианты дальнейшего развития природы и общества.

Виды науки

Впервые классификацию науки по различным видам провел Аристотель. Он поделил их на теоретические, практические и творческие. В современном мире науки принято делить на:

Естественные

Естественные науки — это науки о явлениях природы, ее объектах, о происходящих в ней процессах, о человеке как субъекте природы. Сюда относится математика, физика, химия, общая биология, анатомия, география, геология астрономия. Они отвечают за накопленные знания и опыт человечества. Одним из главных методов исследования в естественных науках является экспериментальная деятельность человека. Все знания проверяются либо опытным путем, либо с помощью строгих, логически выверенных доказательств.

Технические

Технические (инженерные) науки — науки, изучающие главным образом явления, имеющие отношение к развитию технического прогресса. К ним можно отнести архитектуру, информатику, механику, электротехнику, агрономию.

Они выполняют функцию практического применения естественно-научных знаний, а также отвечают за разработку технологий, создание и развитие техники. В свою очередь, результаты прикладной технической деятельности на практике доказывают или опровергают теоретические знания.

Гуманитарные

Гуманитарные науки — это науки, изучающие человека и его взаимодействие с обществом. В отличие от естественных, в них имеет значение не столько точное описание происходящих событий, сколько их ясное понимание и объяснение произошедшего. Важнейшую роль здесь играет понятие правды и присутствие нравственной оценки события.

К гуманитарным наукам относят:

Общественные

Общественные науки — это науки, исследующие закономерности развития природы, человеческого общества, мышления человека, изучающие экономические, исторические, социальные и культурные вопросы.

Происходящие в обществе процессы имеют более сильное влияние на развитие этих наук, чем на естественные или технические.

На первом месте здесь стоит комплекс философских дисциплин (логика и диалектика), а также обществознание. К общественным наукам относятся:

Гуманитарные и общественные науки по своему содержанию тесно связаны друг с другом, имеют общие черты, поэтому их часто объединяют.

Основные функции науки

Функции науки делятся на категории в зависимости от сферы и способа применения научных знаний и задач, которые они решают.

Познавательная

Познавательная функция науки является ее основным предназначением. Ее главнейшие признаки:

Мировоззренческая

Мировоззренческая функция тесно связана с предыдущей. Главной целью являются:

Здесь ученые наряду с философами вырабатывают мировоззренческие постулаты и ценностные ориентиры для человека.

Производственная

Производственная функция находится на стыке науки и производства. Она помогает внедрить инновационные разработки, новые технологические процессы взамен устаревших, новые формы организации производства. Наука превращается в своего рода производительную силу, которая разрабатывает и внедряет новые идеи.

Культурная

Проявление культурной функции науки заключается большей частью в продвижении и популяризации идей образования и саморазвития. Научные достижения положительно влияют на структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, формы и методы обучения. Мало того, наука и сама по себе является культурным феноменом общества. Эта функция реализуется через просветительную деятельность ученых, современную систему образования, публицистику и средства массовой информации.

Культурная функция науки раскрывает себя как процесс формирования личностных качеств человека. Научное знание в современной жизни является одной из основ формирования мировоззрения общества, оно стало неотъемлемой частью социальной среды, служащей становлению и развитию личности.

Общественная

Наука оказывает огромное влияние на общественную жизнь, на развитие экономики и социальное управление обществом. Общественную (или социальную) функцию науки можно раскрыть через ее участие в процессах социального развития общества, в формировании социальных институтов, оказывающих влияние на поведение людей через устанавливаемые ими правила.

Примеры таких социальных институтов:

Общественная функция науки в качестве социальной силы играет большую роль в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством, таких как экология или мировой экономический кризис. Она не только определяет причины таких проблем, но и предлагает пути их решения и предотвращения, ставит цели перед обществом и создает средства для их достижения.

Источник

Что такое наука каковы ее главные функции каковы

Подробное решение параграф § 13 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое наука, каковы её главные функции?

2. Каковы основные черты большой науки?

Основными чертами большой науки являются:

— универсальность (проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всём, что подвергается исследованию);

— безграничность наука не ограничена ни временем, ни пространством);

— дифференцирована (современная наука дифференцируется с каждым днём, в настоящее время насчитывается около 15 тыс. научных дисциплин).

3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?

4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.

Современное общество нельзя вообразить без научных знаний. Практически каждый человек на сегодняшний день так или иначе касается науки в повседневной жизни: телевидение, интернет, бытовая техника и т.д. Наука подстраивается под потребности современного общества.

5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?

Науку можно назвать «локомотивом» научно-технического прогресса потому, что она является двигателем прогресса, т.к. наука продвигает за собой весь технический прогресс.

6. Каковы основные положения этики учёных?

Этика учёных, науки складывается на основе моральных ценностей, ориентации на высшее благо; профессионально-специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.

7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?

8. Какова роль образования в современном обществе?

Роль образования в современном обществе очень велика, она заключается в том, что образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.

В современном обществе с большим успехом преуспевают люди, которые вместе с основным образованием занимаются и самообразованием. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.

1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?

В некоторых случаях деление действительно носит условный характер, так как чаще всего в затеваемых учеными исследованиях присутствуют и задачи, направленные на расширение и углубление знаний, и задачи, направленные на решение проблем.

2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.

Прогресс и наука не стоят на месте и появляются более усовершенствованные лекарства (социально-производственная функция науки).

3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников — гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.

Современный мир диктует свои правила для развития успешного человека. И в первую очередь необходимо быть разносторонней личностью, поэтому важнее 2-я точка зрения. Современный человек должен разбираться не только в гуманитарных науках, но и в естественных.

Каждый конкретный этап в развитии техники есть отражение опредмеченных в ней знаний. Технические средства, исторически появившиеся до и вне строго сформулированных научных законов и закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают наличное знание – обыденное, эмпирическое, интуитивное.

Источник

От школьных учителей, преподавателей в университете, да и просто от ведущих новостей очень часто можно услышать, что в научных кругах было совершено новое грандиозное открытие. Уже со школьного возраста дети начинают изучать различные науки, ведь образование очень важно, а наука это двигатель прогресса, за ней будущее. Но мало кто на самом деле понимает, что скрывает за собой этот термин и какие бывают науки.

Что такое наука

Отличительные признаки науки

Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть картинку Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Картинка про Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы

Отличить науку от иной когнитивной деятельности человека очень просто:

Наука обладает своим четким понятийным аппаратом.

Научные открытия всегда подкрепляются исследованиями, опытами и экспериментами, т. е. не являются голословными.

Одной из ее функций является прогнозирование, что дает шанс предотвратить многие неблагоприятные для человечества исходы. Например, уменьшить количество жертв при природных катаклизмах, таких как извержение вулкана, цунами и т. д.

Результаты научного познания не несут в себе отпечаток личности, иными словами они не зависят от эмоционального состояния человека и их всегда можно попытаться оспорить. Например, художественное произведение является продуктом личностного восприятия мира автором и его мнение нельзя оспорить, ведь это чисто его точка зрения, читателю остается только согласиться либо не согласиться с представленной позицией. А вот в научных кругах все совсем по-другому. Ученые могут либо подтвердить научный факт, либо опровергнуть его при помощи научных опытов и экспериментов.

Фундаментальные представления науки

Фундаментом для науки являются следующие элементы:

Идеалы и нормы

Идеалы и нормы являются теми самыми основами, в которых выражаются представления о целях науки и способах их достижения.

Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть картинку Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Картинка про Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы

Существует два вида установок: познавательная и социальная. Познавательные идеалы заключаются в том, что научные знания должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами.

Социальные заключаются в понимании роли науки для общества и в коммуникативных связях между учеными, сообществами ученых и самим социумом.

Научная картина мира

Научная картина мира является упорядоченной системой собранных воедино знаний из разных областей наук, напоминающая большой пазл, состоящий из научных представлений о природе, обществе и человеке.

Философские основания

Это система методов, посредством которых научные открытия постепенно вливаются в уже существующую картину мира и становятся приемлемыми для обыденного общественного сознания.

Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть картинку Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Картинка про Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы

Необходимость в таком процессе обусловлена тем, что на определенном историческом этапе развития общество может выражать враждебность по отношению к науке, т. е. оно не в состоянии принять какие-то факты, а философия позволяет научным открытиям постепенно влиться в мировоззренческие установки людей.

Развитие науки

В современном мире существует определенная классификация наук, которая делит их на четыре вида:

Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть картинку Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Картинка про Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы

В свою очередь технические и естественные относятся к точным наукам, они могут быть фундаментальными (направленными на познание) и прикладными (направленными на решение практических проблем) одновременно.

Кроме этих видов существуют еще и отрасли наук, которые имеют свой определенный, особенный научный предмет. Например, отраслью естественной науки могут быть анатомия или молекулярная химия.

Наука, как и все остальное, развивалась поэтапно. Рассмотрим, что происходило на каждом из этапов развития науки.

В эпоху античности были получены многие математические знания. Прежде всего они применялись для описания природы и ее различных процессов.

Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть картинку Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Картинка про Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы

Одной из таких наук, продвигающих математику, являлась астрономия, точные вычисления были необходимы ей для создания правдивой схемы расположения планет и предсказания затмений. В то же время были совершены попытки вычисления размеров планет и расстояний между ними.

Также математика применялась для описания физических процессов, были созданы первые модели и открыты основные законы физики. Но все это были лишь теории, не подкрепленные экспериментальным опытом.

Основная задача развития естествознания заключалась в соединении математического описания природных явлений и процессов с экспериментальными исследованиями.

Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть картинку Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Картинка про Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы

Естествознание как наука зародилось в эпоху Ренессанса и породило метод экспериментального изучения природы, что послужило проверкой и подтверждением истинности суждений науки.

В конце 18-го века началось активное развитие научно-технического прогресса. Начали появляться технические сооружения, способные облегчить труд множества граждан и в разы увеличить прибыль производителей.

Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Смотреть картинку Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Картинка про Что такое наука каковы ее главные функции каковы. Фото Что такое наука каковы ее главные функции каковы

Тем самым в обществе появляется новая сфера для изучения, так называемая техносфера, т. е. искусственно созданная человеком.

Примерно в то же время начинают активно развиваться и гуманитарные науки, которые направлены на изучение внутреннего, духовного мира человека, его взаимоотношений с социумом и культуры.

Современный этап развития науки

На современном этапе развития на место небольших групп ученых пришла так называемая большая наука, в которой задействована огромная масса людей. Научные исследования выходят на новый более качественный уровень. С использованием современных технологий ученым удается делать все более грандиозные и удивительные открытия.

С появлением современных технологий наука шагнула на много шагов вперед. Все это грозит переходом науки в новейшее состояние и значительными изменениями жизни в целом.

Источник

ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 13

2. Каковы основные черты большой науки?

Основные черты современной большой науки:

1)наличие разделения и кооперации научного труда;

2)наличие научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования;

3)наличие методов научно-исследовательской работы;

4)наличие понятийного и категориального аппарата (в каждой науке свои понятия и категории);

5)наличие стройной системы научной информации;

6)наличие базы ранее полученных и накопленных научных знаний.

3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?

4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.

На данный момент общество очень сильно обеспокоено состоянием экологии и окружающей среды в мире. Поэтому наука старается внедрить новые технологии в электроэнергетику, автомобилестроение и другие сферы производства. Постоянно увеличивается количество ветряков и солнечных станций, автомобили переходят на экологические виды топлива. Кроме того, постоянно разрабатываются новые программы и приложения на мобильные телефоны и компьютеры, которые помогают людям в общении с близкими, дают информацию о погоде и новостях со всего мира.

5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?

Так ка наука тянет за собою весь технический прогресс, как локомотив поезд.

В науке появляются какие-либо открытия, достижения и в прогрессе появляются новые оборудования, которые благодаря науке могут работать, существовать.

6. Каковы основные положения этики учёных?

7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?

Наука и образование являются разновидностями духовной культуры, которые непосредственно взаимодействуют друг с другом: наука производит объективные знания о мире, а через образование человек приобщается к этим знаниям.

8. Какова роль образования в современном обществе?

Залогом успешной профессиональной деятельности является самообразование. Развитие лежит в основе. Знания, единожды полученные в школе или университете не охватывают всего. Это лишь начальная ступень. Общество развивается, идет информатизация, залогом успешности является концепция самообразования. А самообразованием, в свою очередь, является свободная деятельность личности, направленная на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышению культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.

1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?

2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.

3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников — гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.

Жёсткое профилирование школ возможно только для тех учеников, кто чётко определился с выбором будущей профессии. Но как быть с теми, кто до сих пор находится в поиске? Для таких учеников эта система может сослужить плохую службу. Человек, по окончании средней школы, получает аттестат о среднем образовании, значит он считается средне образованным. А раз так, то я считаю, что такой человек должен быть всесторонне образован, а жёсткое профилирование исключит такую возможность.

Из этого следует, что каждый этап развития техники сопровождается открытиями и полученными знаниями. Технические средства появившиеся до и вне сформулированных научных закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают знание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *