Что такое навигация география 8 класс

ГДЗ география 8 класс Баринова Дрофа Задание: § 14 Разнообразие внутренних вод России

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое внутренние воды?

Внутренние воды – водные объекты, расположенные на материке.

2. Какие виды внутренних вод вам известны?

Виды внутренних вод: реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, водохранилища и пруды, каналы.

3. Вспомните основные источники питания рек.

Основные источники питания рек: атмосферные осадки (дожди, талые снеговые воды), ледниковые воды, подземные воды.

4. Что такое режим реки?

Режим реки – закономерные изменения состояния реки во времени, обусловленные климатическими факторами.

5. Что такое речная система; бассейн реки?

Речная система – совокупность рек в пределах бассейна, состоящая из главной реки и притоков различных порядков. Бассейн реки – часть земной поверхности, с которой в главную реку собираются воды её притоков.

Вопросы из текста параграфа

На основании схемы сделайте вывод о внутренних водах нашей страны. Определите по карте, какими условными знаками показаны на ней внутренние воды; на основании анализа карты сделайте вывод об их размещении по стране. Используя уже приобретённые вами знания и эту схему, докажите, что воду справедливо называют «кровеносной системой природы».

Внутренние воды нашей страны разнообразны и представлены всеми видами вод суши. Реки размещены по территории страны достаточно равномерно, крупнейшие реки сосредоточены в азиатской части страны. Озера распространены по всей территории страны, наиболее развитая озерная сеть характерна для северо-запада Европейской части страны. Крупные системы болот сосредоточены на севере Европейской части страны и Восточной Сибири, а также на Западно-Сибирской равнине. Россия также обладает развитой системой каналов, сосредоточенных в европейской части, крупные водохранилища расположены на крупнейших реках страны.

По карте атласа определите, к бассейнам каких океанов относятся реки России. Что служит водоразделом между этими бассейнами? Назовите наиболее крупные реки каждого из бассейнов.

Реки России относятся к бассейнам Атлантического (Дон, Кубань, Днепр), Северного Ледовитого (Обь, Енисей, Лена) и Тихого океанов (Амур). Водоразделами служат горные системы (Урал, горы Южной Сибири), в Европейской части страны водоразделом служат возвышенности, например, Северные Увалы.

Проанализируйте карту и определите, в каких районах нашей страны преобладают реки с паводочным режимом, с летним или весенним половодьем.

Реки с паводочным режимом располагаются на Северном Кавказе. Реки с летним половодьем находятся на юге Дальнего Востока и Восточной Сибири (Приамурье, Забайкалье, приморье, Камчатский полуостров). К рекам с весенним половодьем относятся все реки Восточно-Европейской равнины, Урала, Западной и Восточной Сибири, северной части Дальнего Востока.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите виды внутренних вод.

Виды внутренних вод: реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлоты, водохранилища и пруды, каналы.

2. Докажите справедливость утверждения: «Реки — продукт климата».

Доказательством утверждения «Реки – продукт климата», является то, что основным источником питания рек служат атмосферные осадки или талые ледниковые воды, которые также образуются под действием климатических сил.

3. Объясните, от чего зависит размещение внутренних вод на территории нашей страны.

Размещение внутренних вод на территории России зависит от рельефа и геологического строения территории, геологической истории территории, климата, а также от экономических факторов (размещение водохранилищ и каналов).

4. Какие характеристики реки свидетельствуют о тесной связи рек с другими компонентами природы?

Характеристики реки, свидетельствующие о тесной связи рек с другими компонентами природы: режим реки и тип питания (климат), уклон и падение реки (рельеф), состав вод (растения, животный мир и горные породы).

5. Рассчитайте падение и уклон Печоры, Дона, Волги.

Падение реки Печора: 675 м.

Уклон реки Печора: 675 м:1809 км = 0,37 м/км

Падение реки Дон: 180 м.

Уклон реки Дон: 180 м: 1870 км = 0,1 м/км

Падение реки Волга: 228 м.

Уклон реки Волга: 228 м: 3530 км = 0,06 м/км

6. Какие стихийные явления могут быть связаны с реками?

Стихийные явления, связанные с реками: паводки и наводнения.

Источник

ГДЗ география 8 класс Пятунин, Таможняя Вентана-Граф 2019-2020-2021 Задание: §8 Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации

Вопросы в начале параграфа

1. Я проживаю на территории города федерального значения Санкт-Петербург.

Вопросы и задания

1. Политико-административное деление существует для удобства управления государством. Наличие органов местного самоуправления позволяет решать локальные проблемы на местном уровне.

2. В Российской Федерации выделяют следующие территориальные единицы:

республики являются политическими территориальными образованиями. В каждой присутствуют собственные властные органы наряду с федеральными. Республики образованы по национальному признаку. В каждой республики существует своя конституция и республиканское законодательство. Статус определяется Конституцией России и собственной конституцией;

края являются административными территориальными образованиями. Существуют устав субъекта, законодательство субъекта. Статус определяется Конституцией России и собственным уставом. Край не может входить в состав иных субъектов, может включать автономные округа в свой состав;

области. Особенности аналогичны особенностям краев. Различие связано с исторической составляющей. Прообразами областей явились российские губернии;

— автономная область также имеет свой устав и законодательство, но в отличии от краев и областей выделена по национальному признаку. Статус определяется Конституцией РФ;

города федерального значения. Характеристика аналогичны характеристикам областей и краев. Отличием является то, что эти субъекты состоят из внутригородских муниципальных образований.

Школа географа-исследователя

Изменения политической карты России с 2000-х гг.
ГодИзменения
2005Образование Пермского края в связи с объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого АО
2007Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа вошли в состав Красноярского края
Образование Камчатского края в связи с объединением Камчатской области и Корякского АО
2008Образование Забайкальского края в связи с объединением Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа
Вхождение Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в состав Иркутской области
2014Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации
Вхождение города Севастополь в состав РФ и присвоение Севастополю статуса города федерального значения

2. Автомобильные коды субъектов РФ:

Республика Алтай – 04, республика Саха (Якутия) – 15, Красноярский край – 24, Хабаровский край – 27, Астраханская область – 30, Архангельская область – 29.

Последние цифры автомобильных номеров соответствуют номерам субъектов. Субъекты в перечне расположены в алфавитном порядке, но первоначально в перечне располагаются республики, далее края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Существуют исключения, например, Пермский край сохранил коды Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; Забайкальский край сохранил коды Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Вопросы и задания для повторения и обобщения по теме «Географическое положение России»

1. Основной особенностью географического положения России является большая занимаемая территория. Преимущества положения страны:

1) Большие размеры территории обуславливают богатство и разнообразие природных ресурсов, например, запасы леса, полезных ископаемых (газ, нефть, уголь, руды металлов), водные и рекреационные ресурсы;

2) Выходы к морям трех океанов, что позволяет развивать морской транспорт, что улучшает ЭГП страны;

3) Большое число стран-соседей, соответственно, большое количество внешнеэкономических связей;

4) Расположение в Европе и Азии, позволяющее осуществлять связь (в том числе перевозку товаров) европейских и азиатских стран через территорию страны;

5) Страна имеет доступ к шельфовой зоне, что позволяет осуществлять добычу полезных ископаемых на шельфе;

6) Большие размеры позволяют распределить население и промышленные комплексы по территории страны;

7) Расположение в нескольких климатических поясах позволяет заниматься различной хозяйственной деятельностью.

Недостатки географического положения:

1) Большая территория предполагает значительные затраты на транспортировку товаров и на поддержание инфраструктуры в целом;

2) Северное расположение обуславливает сложность освоения части территорий, в том числе сложность разработки запасов природных ископаемых. Районы вечной мерзлоты малопригодны для ведения многих видов сельского хозяйства, например, для садоводства, овощеводства, бахчеводства, пчеловодства.

3) Холодный климат приводит к большим затратам на жизнь – дорогие обувь, одежда, питание. А также приводит к удорожанию строительства и коммунальных услуг в северных территориях;

4) Большие размеры обусловили неравномерную плотность населения, трудность управления страной и наличие часовых зон;

5) В числе стран-соседей находятся враждебно настроенные государства.

2. Наиболее быстро изменяющиеся виды географического положения: экономико-географическое, транспортно-географическое, эколого-географическое положение страны.

Примером природно-географического, геополитического и этнокультурного положения России является вхождение с состав страны Республики Крым.

Факторами, обуславливающими изменения различных видов географического положения государства, как изменение экономики страны, внешних связей, транспортной инфраструктуры, так и границ страны, национального состава и экологического состояния территории.

3. Положение страны относительно:

4. Большая территория и северное положения обусловили низкую плотность населения и объектов хозяйственной деятельности на большей части территории России. В северной части страны затруднено ведение сельского хозяйства, в частности, в зоне многолетней мерзлоты. Также в связи со сложными климатическими условиями заметно удорожание во многих сферах жизни, например, в строительстве зданий, прокладке транспортных путей, предоставлении коммунальных услуг.

Жаркий климат на юге страны приводит к дефициту влаги, что также затрудняет ведение хозяйства.

Большие размеры являются причиной сложностей в организации единой транспортной структуры на всей территории. Многие регионы до сих пор являются труднодоступными.

Что такое навигация география 8 класс. Смотреть фото Что такое навигация география 8 класс. Смотреть картинку Что такое навигация география 8 класс. Картинка про Что такое навигация география 8 класс. Фото Что такое навигация география 8 класс

Что такое навигация география 8 класс. Смотреть фото Что такое навигация география 8 класс. Смотреть картинку Что такое навигация география 8 класс. Картинка про Что такое навигация география 8 класс. Фото Что такое навигация география 8 класс

Пограничные с Россией государства Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Абхазия, Южная Осетия, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея (КНДР), США (только морская граница), Япония (только морская граница).

Внешнеэкономические партнеры России – Казахстан, Белоруссия, Китай, США, Япония, Германия, Италия, Франция, Польша, Нидерланды.

Основную долю в структуре внешнеторгового оборота России занимает Европейский союз. Второй группой по объему внешней торговли являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Около 10% товарооборота России происходит со странами СНГ.

Сотрудничество во внешней торговле с данными регионами обусловлено расположением России, которое дает возможность стране стать транспортным «проводником» между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

6. В результате распада СССР Россия лишилась нескольких морских портов и перевалочных баз на Балтийском и Черном морях. Данный факт обусловил приоритетность строительства и реконструкции портов на балтийском и черноморском побережье в современной России.

Удобное расположение для осуществления внешнеэкономических транспортных связей – одна из причин повышенного внимания к портам данных морей. Через акваторию Балтийского моря Россия может осуществлять связи не только со странами соседями – Финляндией, Польшей, Эстонией, Латвией и Литвой, но и со странами Западной Европы. Принадлежность к бассейну Атлантического океана делает возможным внешний оборот России со странами Северной и Южной Америки. Через Черное море возможен выход российских судов в Средиземное море, а также Индийский океан. Также в акваториях морей располагается и военный флот.

Еще одним преимуществом Балтийского и Черного морей является возможный период навигации. Черное море не замерзает, навигация осуществляется круглогодично. Балтийское море хоть и покрывается льдом, но не на столь долгий период.

7. Россия считается континентальной страной, так как занимает примерно 1/9 часть всей суши нашей планеты и 1/3 часть континента Евразия. Также наиболее густозаселенные и развитые районы России находятся внутри континента, а не на побережье. 2/3 территории страны удалено от моря более чем на 500 км.

8. Так как основную долю в структуре внешнеторгового оборота России занимает Европейский союз (более 40% внешнеторгового оборота), то западные границы и черноморское побережье России играют ведущую роль в осуществлении внешних связей. Также особое положение имеют приграничные территории на Дальнем Востоке, так как второй группой по объему внешней торговли являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (около 30% внешней торговли).

Для улучшения транспортно-географического, следовательно, и экономико-географического положения России имеет значение развитие Международного транспортного коридора «Север-Юг». Проект создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу. Для максимальной реализации потенциальных возможностей

МТК «Север-Юг» перед российской стороной стоит задача модернизации астраханского транспортного узла.

Для улучшения геополитического положения России необходимо ее участие в различных международных союзах и соглашениях. Например, участие в Программе бассейна Черного моря, подразумевающей устойчивый рост стран в регионе бассейна Черного моря и совместную защиту окружающей среды.

10. Общая протяженность границ России составляет 60 932 км. Соотношение сухопутных и морских границ – 1:2. Наиболее протяженными сухопутными границами являются границы с Казахстаном (7,5 тыс. км), Монголией (3,5 тыс. км) и Китаем (4,2 тыс. км).

Граница с Казахстаном – новая, контактная, безопасная;

граница с Монголией – старая, контактная, безопасная;

граница с Китаем – старая, барьерная, безопасная.

Что такое навигация география 8 класс. Смотреть фото Что такое навигация география 8 класс. Смотреть картинку Что такое навигация география 8 класс. Картинка про Что такое навигация география 8 класс. Фото Что такое навигация география 8 класс

11. Россия имеет морские границы со следующими странами: США, Япония, Норвегия, Финляндия, Эстония, Польша, Литва, Украина, Азербайджан, Абхазия, Казахстан, КНДР. Самая протяженная морская граница России проходит по морям Северного Ледовитого океана. Интенсивность транспортного использования российских морей зависит не только от протяженности морских границ, но и от климатических условий. Порты в Балтийском, Чёрном, Японском и Каспийском морях имеют особое значение для экономических связей с другими странами, так как практически не замерзают или замерзают на совсем небольшой период.

14. Город В может располагаться во II часовой зоне (московское время), либо в VIII часовой зоне (+6 часов).

15. Согласно Конституции, Российская Федерация имеет федеративное устройство. В составе страны выделяют: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономную область и 4 автономных округа. Я проживаю в городе федерального значения Санкт-Петербург.

16. Республики являются политическими территориальными образованиями. В каждой присутствуют собственные властные органы наряду с федеральными. Республики образованы по национальному признаку. В каждой существует своя конституция и республиканское законодательство. Статус определяется Конституцией России и собственной конституцией. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.

РеспубликаСтолица
1. Чувашияг) Чебоксары
2. Татарстанд) Казань
3. Башкортостана) Уфа
4. Калмыкияб) Элиста
5. Удмуртияв) Ижевск

17. В Российской Федерации наблюдается тенденция уменьшения числа субъектов за счет их укрупнения. Например, в 2005 году произошло образование Пермского края в связи с объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, в 2007 году произошло образование Камчатского края в связи с объединением Камчатской области и Корякского АО. Укрупнение субъектов имеет своими целями стабилизацию экономики итогового субъекта и централизацию власти. Однако в 2014 году произошло увеличение числа субъектов РФ за счет вхождения в состав страны Республики Крым и города Севастополя.

Источник

Рабочая программа по географии ФГОС 8 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Нормативная база преподавания предмета

Рабочая программа по географии для 8 класса общеобразовательной школы составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

по химии, утвержденного приказом Минобразования России от 17.12.10 года приказ

2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

3. Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений

Самарской области (приказ Министерства образования и науки Самарской области от

4. Учебного плана Благодатовского филиала ГБОУ СОШ «ОЦ» им. С.Ф. Зинченко пос.

5. Государственной программы по географии для общеобразовательных школ 5 – 9

классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин Москва

Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК по географии, созданного коллективом авторов под руководством И.И. Бариновой.

Место учебного предмета в решении общих целей и задач на ступени основного общего образования.

Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачами изучения географии в системе общего образования являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Цели и задачи реализации учебного предмета

Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Основными целями курса являются:

— формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

— воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

— формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

— формирование географического образа своей страны представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

— формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

— развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;

— развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

— создание образа своего родного края.

Роль предмета в формировании ключевых компетентностей

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего

образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей

школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для

последующей уровневой и профильной дифференциации.

Компетентностный подход выдвигает на первое место умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в личностном самоопределении , учебно-познавательных компетенций, в деятельностной форме:

— ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

— организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

— задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

— работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

— выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

иметь опыт восприятия картины мира.

Отличие данной программы от примерной программы, которая дается в качестве опоры.

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по географии, авторской программы основного общего образования по географии (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин – М.: «Дрофа» 2015 г.)

Межпредметные связи изучения предмета

В процессе изучения географии осуществляется взаимосвязь с биологией, физикой, математикой, историей, химией.

Особенности организации учебного процесса по предмету

Согласно учебному плану на изучение предмета «География» в 8 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстративные и демонстрационные), репродуктивные, исследовательские, практические, проблемно-поисковые под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. На уроках географии применимы игровые технологии , вызывающие огромный интерес школьников, особенно слабоуспевающих, т.к. игры и игровые упражнения способствуют развитию и концентрации внимания и памяти, восприятия и мышления. Развивающие упражнения повышают активность учащихся, усиливают их потребности в знаниях. На уроках можно давать учащимся такие игровые упражнения, как: найди лишнее слово, Что такое? Кто такой?; отгадай загадку, расшифруй ребус; географическая цепочка; подбери пару; географические кроссворды, шарады; работа с «осколочной картинкой» и др.

Формы организации образовательного процесса:

— Общеклассные формы: урок, консультация, практическая работа, программное обучение.

— Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

— Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.

Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса : технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе и другие.

Учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно-деятельностного подхода .

Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций , суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Для меня особенно интересна дискуссия , так как она является своеобразным интеллектуальным тренингом, поскольку её суть и состоит в том, чтобы заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для доказательства необходимого.

В сочетании с постановкой проблемного вопроса, задач и заданий наиболее эффективным способом активизации познавательной деятельности является наглядность (картины, иллюстрации, схемы, таблицы, опорные конспекты и т.д.). Демонстрируя слайды, электронные учебники, учебные фильмы и другие аудиовизуальные средства делается пауза для постановки проблемных вопросов, на которые ученики должны получить ответ в ходе просмотра.

На уроках организуются практические работы с разными источниками географической информации, при этом применяется технология формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, планов описания и характеристик географических объектов. Практические работы проводятся по планам, указанным в учебнике. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Специфика географии, как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

При выполнении практических работ в курсе 8 класса важно сформировать умения учащихся работать с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умением давать комплексную физико-географическую характеристику географического объекта, территории, сравнительную характеристику двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями, совершенствовать навык самостоятельного составления плана характеристики.

Для школьников, любящих проводить время за компьютерами и имеющих интерес к географии, предпочитающих индивидуальный стиль изучения материала, можно давать задания на дом на основе дополнительных мультимедиа-материалов.

Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками географической информации на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета географии.

Средства обучения, используемые на уроках географии: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал и др.), сеть интернет.

Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, список которой представлен в данной рабочей программе.

Краеведческий принцип и содержании курса и технологии его изучения выполняет двойную функцию: в процессе непосредственного го восприятия географических объектов и явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе как составной части земных оболочек. Одновременно формируются основные общие предметные понятия, знания о причинно-следственных связях между ком­понентами природы, между природой и человеком. Эти теоретические знания и важные составные части содержания курса, приемы учебной работы, приобре­тенные учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями в процессе прак­тических работ, в дальнейшем используются ими для самостоятельного приобретения новых знаний.

Виды контроля: текущий, периодический и тематический, итоговый контроль. Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке. Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса. Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса географии.

Для систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль) на уроках применяются разные типы и формы контроля: устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные, с применением ИКТ.

Формы и средства контроля: устный ответ, проверочные работы, словарные и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, контрольные тестирования, административные контрольные работы, творческие задания, целью которых является проверка качества усвоения материала и, при необходимости, своевременное проведение коррекции знаний учащихся и подготовка их к итоговой аттестации.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.

Устный контроль знаний — основной способ учета результатов обучения. При устном контроле знаний появляется возможность проверить весь изучаемый материал по теме. Его преимущество состоит в том, что можно контролировать знания учащихся с углублением и закреплением раннее пройденного. Устный контроль знаний помогает лучше изучить учащихся, так как в процессе контроля устанавливаются личные контакты.

Контролируя знания, учитывается умение учащихся излагать материал в системе, делать выводы, мыслить логически.

Стараюсь организовать устный контроль так, чтобы вызвать интерес к вопросам и ответам.

Для привлечения внимания к ответам можно предложить кому-либо из учащихся продолжить рассказ, исправить ошибку или дополнить ответ. Для усиления внимания к ответу вызванного учащегося можно применить прием рецензирования, записывать свои замечания, отмечая неточности и ошибки, а затем внести исправления.

Устный контроль знаний применяется в зависимости от урока в начале урока, перед изучением нового материала, с целью контроля и одновременного повторения и закрепления ранее пройденного, при изучении нового материала с целью выяснения связи нового с ранее изученным, в конце урока с целью закрепления материала, а также повторения ранее пройденного, после изучения темы или раздела на уроках посвященных контролю, с целью закрепления, повторения, систематизации и обобщения.

Индивидуальный устный опрос позволяет проанализировать знания какого-то конкретного учащегося. Проводить подобный опрос можно:

б) с места: при ответе на поставленные вопросы, при работе с литературой. Например: ответить на вопросы после параграфа; объяснить какую-нибудь схему из учебника; используя материал учебника или другой книги и др.

Требования к индивидуальному устному опросу:

— четкая формулировка вопроса

— планирование времени с учетом индивидуальных особенностей

— для объективности оценивания необходимы дополнительные вопросы.

Кроме того, при фронтальном опросе целесообразно использовать различные выступления, доклады учащихся, которые потом обсуждаются всем классом. Используя, принцип «интервьюирования», можно проанализировать учащихся готовящихся к «интервью» (по данной теме), а затем на уроке проследить готовность остальных учащихся по этой теме. Изложение фактического материала по составленному учителем плану.

Индивидуальные письменные задания. Например: дать определение понятиям

Письменные задания по раздаточному материалу:

Карточки для фронтального опроса учащихся могут использоваться как для устного фронтального опроса, так и для письменных проверочных работ. Преимущества данного вида опроса в том, что он занимает очень мало времени на уроке, кроме того, при использовании карточек для письменных проверочных работ, их многовариантность сводит к минимуму возможность списывания.

Практическая работа– достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Такая работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами и веществами. Оценивается:

3.Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях

4.Составление схем, рисунков.

5.Составление опорных конспектов

6.Составление планов ответа, умение делать выводы.

7. Работа с картами.

Для контроля знаний можно применять индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников).

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по географии.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно

и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии;

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил работу без ошибок и недочетов или допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или

допустил не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставится, если ученик: не приступал к выполнению работы; правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

(Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.)

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы.

Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения.

Работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *