Что такое навыки умения привычки
Умения, навыки и привычки
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.
Навыки — это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.
При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пишущего текст, выполняющего спортивное упражнение, проводящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую деталь предмета, читающего лекцию и т.п.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.
Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Т. II. — М., 1989. — С. 29.
Физиологической основой автоматизации компонентов деятельности, первоначально представленных в ее структуре в виде действий и операций и затем превращающихся в навыки, является, как показал Н. А. Бернштейн, переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.
Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния — интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда: а) система движений, входящих в один навык, соответствует системе движений, включенных в другой навык; б) когда реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнения второго (один из навыков служит средством лучшего усвоения другого); в) когда конец одного навыка является фактическим началом другого, и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: а) система движений, включенных в один навык, противоречит, не согласуется с системой движений, составляющих структуру другого навыка; б) когда при переходе от одного навыка к другому фактически приходится переучиваться, ломать структуру старого навыка; в) когда система движений, входящих в один навык, частично содержится в другом, уже доведенном до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее усвоенного навыка, что приводит к искажению движений, нужных для вновь усваиваемого навыка); г) когда начала и концы последовательно выполняемых навыков не состыкуются друг с другом. При полной автоматизации навыков явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезает.
Умения, навыки и привычки
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
Умения— это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.
При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пишущего текст, выполняющего спортивное упражнение, проводящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую деталь предмета, читающего лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.
Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.
Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. В качестве навыка, кстати, могут выступать и операции. Тогда они являются частью более сложного навыка. Деятельность человека благодаря автоматизации ее отдельных компонентов, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на решение более сложных задач.
Физиологической основой автоматизации компонентов деятельности, первоначально представленных в ее структуре в виде действий и операций и затем превращающихся в навыки, является, как показал Н.А.Бернштейн, переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.
Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.
Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате надежного итога действия. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Например, умение делать что-либо собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохранить высокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика тому, что знает и умеет сам.
Умения и навыки делятся на несколько типов:
Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков.
Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Дата добавления: 2015-06-05 ; просмотров: 1811 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
28. Знания, умения, навыки и привычки
28. Знания, умения, навыки и привычки
Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.
Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности.
Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение».
Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий. Умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения – это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок вобращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.
Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины, которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех умений, складывающихся только в результате наблюдения и подражания.
Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык – упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок.
В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают несвязанными.
Привычка – потребность совершать действия. Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со стороны человека. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления действий.
Читайте также
Упражнения на развитие умения работать с понятиями
Упражнения на развитие умения работать с понятиями Обобщение и ограничение понятийИнструкция: «Произведите обобщение и ограничение понятий, т. е. подыщите каждому заданному понятию подчиняющее (более общее понятие) и подчиненное (более частное) понятия».Для каждого
17.2. Умения учителя, влияющие на эффективность общения
17.2. Умения учителя, влияющие на эффективность общения Эффективность педагогического общения зависит прежде всего от наличия у учителя коммуникативных, гностических и экспрессивных умений.Коммуникативные умения связаны с общением учителя с учащимися, коллегами по
Что подкрепляет иллюзии умения и значимости?
Что подкрепляет иллюзии умения и значимости? Когнитивные иллюзии зачастую устойчивее обмана зрения. Ваше знание об иллюзии Мюллера-Лайера никак не влияет на ваше восприятие длины линий, но изменяет поведение. Вы понимаете, что нельзя верить первому впечатлению о длине
Разговоры об иллюзии умения
Разговоры об иллюзии умения «Он знает, что, исходя из данных обследования, предсказать развитие болезни практически невозможно. Откуда же такая уверенность? Это похоже на иллюзию значимости».«Она связала все, что знала, в стройную систему, и когерентность помогает ей
Петля привычки. Принцип действия привычки
Петля привычки. Принцип действия привычки IОсенью 1993 года человек, которому суждено будет опрокинуть большую часть наших представлений о привычках, пришел на назначенную встречу в лабораторию в Сан-Диего. Немолодой, под метр восемьдесят, в аккуратной, застегнутой на все
Краеугольные привычки, или Баллада о Поле о’Ниле. Какие привычки самые важные
Краеугольные привычки, или Баллада о Поле о’Ниле. Какие привычки самые важные IВ один бурный октябрьский день 1987 года множество видных фондовых аналитиков и инвесторов с Уолл-стрит собрались в танцевальном зале шикарного отеля на Манхэттене, чтобы познакомиться с новым
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ Термином «умения» обозначают, как известно, владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Исходя из этого к основным
Пространство знания и знания
Пространство знания и знания Чем отличается Знание от знаний? Первое живёт внутри изначально, а вторые человек приобретает в школе, вычитывает в книгах. Любое Знание живое, и поэтому оно составляет тонкую материю вселенной. Это пространство в Уме, к которому можно
Внутренний контроль: умения, а не внешний вид
Внутренний контроль: умения, а не внешний вид Самое лучшее объяснение, по-видимому, заключается в том, что молодые люди считают важным в жизни: в различии между внутренними и внешними целями. Внутренние цели включают превращение молодого человека в зрелую личность
Используйте умения и навыки подчиненных
Используйте умения и навыки подчиненных Ирена считала, что обязана знать сильные стороны всех своих подчиненных. Каждому из них она давала задания, наиболее соответствующие его способностям. Люди уважают начальника, признающего наличие у них особых способностей и
Принципы умения слушать
Принципы умения слушать Вот восемь принципов, которые помогут вам стать хорошим слушателем.1. Поддерживайте зрительный контакт с собеседником.2. Почувствуйте то, что не было произнесено. Следите за языком тела собеседника.3. Будьте терпеливы. Не перебивайте, не
Польза от умения учиться
Глава 5 Умения и навыки
Глава 5 Умения и навыки Полезная автоматизация и вредный автоматизмВ литературе часто описывается важнейший этап автоматизации двигательных навыков – переход на работу без зрительного контроля. Но не надо путать полезную автоматизацию со всегда вредным
Навыки, умения, привычки и процесс их формирования
1. Навык — автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия.
Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует переработки большого объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации вывести из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык.
Формирование любого навыка начинается с получения информации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следующем:
— в процессе деятельности на человека многократно воздействуют сходные раздражители (например, выполняется однотипная производственная операция);
— под влиянием раздражителей у субъекта формируется определенная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая закрепляется и передается на уровень подсознательного контроля. Эта программа не тождественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации;
— формирование профессиональных навыков идет не пассивно, а под влиянием специально организованных упражнений, включенных в систему профессиональной подготовки.
Упражнение — это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количестве упражнений, необходимых для полной отработки навыка.
Количество используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем быстрее формируется психологическая система действия, тем меньше требуется упражнений. Наличие у учащегося психологической системы действия определяется по следующим признакам:
— ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;
— наличие ориентировочной основы действия в виде системы необходимых и достаточных информационных признаков, на которые ориентируется учащийся при выполнении действия;
— частичная автоматизация действия;
— наличие системы обратной связи и сформированный на ее основе внутренний самоконтроль выполнения действия;
— «запуск» системы саморегуляции действия, направленной на устранение недостатков и исправление ошибок;
— систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности.
Наличие данных признаков позволяет считать навык сформированным и закончить регулярные упражнения по его отработке. Однако, если упражнения прекратить полностью и одновременно не выполнять действие, навык может постепенно разрушиться. Для его восстановления требуется новая серия упражнений.
Наиболее полную теорию психофизиологического механизма формирования сенсомоторного навыка предложил Н/А. Бернш-тейн. Конструктивно эта теория была дополнена концепцией модели поведенческого акта П. К. Анохина и анализом структуры психической функции, предложенным Б. Г. Ананьевым. Таким образом, на сегодняшний день имеются серьезные теоретические основы для разработки практических способов формирования навыков и включения их в систему профессиональной подготовки.
2. Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка, называют умением. Умение — это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и по мере тренировки достигается преобразование умения в навык, при котором происходит изменение ориентировочной основы действия. Умение включает в себя сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения. Формирование умений, по мнению К. К. Платонова, проходит ряд стадий:
— недостаточно умелое действие;
— развитые отдельные умения (умелые, относительно законченные элементы действия);
На этапе умения полный сознательный контроль обеспечивает оперативную перестройку системно-структурной основы действия при существенном изменении условий его осуществления. В этом плане умение отличается от навыка. Навык имеет стандартизированную форму и при радикальном изменении условий осуществления может стать неадекватным.
Навык – способ выполнения действия, сложившийся в результате упражнений и представляющий собой автоматизированные компоненты сознательной деятельности. Умения рассматриваются как способность (подготовленность) к выполнению определенной деятельности, опирающейся на знания и навыки и совершенствующейся вместе с ними.
Формирование навыков – это сознательный, целенаправленный процесс, решающее значение в котором имеет активное сопоставление учащимися, с одной стороны, цели и представления о правильном способе деятельности, а с другой – своих собственных действий и их результатов. В итоге происходят самооценка и активная регуляция совершаемых действий, направленные на их совершенствование.
Для процесса формирования любого навыка характерны некоторые общие черты: объединение ряда элементарных движений в единое целое; постепенное исключение лишних движений (или элементов действия) и уменьшение напряженности; сосредоточение внимания на результате труда; отработка ритма выполняемых действий, благодаря которому человек, владеющий навыком, может трудиться длительное время не утомляясь; произвольное изменение темпа работы.
Установлено, что активное, сознательное усвоение трудовых навыков с опорой на знания делает их более пластичными, легко поддающимися регуляции и перестройке при изменении задач и условий деятельности. Сложившиеся навыки, будучи автоматизированными компонентами осознанной деятельности, существенно отличаются от автоматизмов, проявляющихся помимо сознания (импульсивные и рефлекторные движения, некоторые привычки и др.). Они способствуют легкости регуляции деятельности, для которой являются способами ее реализации.
Существует классификация трудовых умений и навыков: по профессиям (слесарные, токарные и т.д.), политехнические, основные и вспомогательные, исполнительные, ориентировочные и контрольные, общетрудовые и специальные и т.д. С психологической точки зрения при всем многообразии производственных навыков их можно разделить на три основные группы: сенсорные (зрительные, слуховые, осязательные и др.), двигательные и умственные (вычислительные, чтение чертежей, решение производственных задач и др.).
Обучение сенсорным навыкам с применением упражнений необходимо в тех случаях, когда особенно важны четкое различение и оценка разного рода признаков (пространственных величин, цветовых оттенков, слуховых сигналов и т.д.), а также узнавание особенностей большого количества всевозможных предметов, достаточно сходных между собой (определение сорта материалов по внешнему виду, состояния инструмента, деталей и др.). К сенсорным относятся и более сложные умения и навыки: глазомер, скорость и точность восприятия информации, получаемой с помощью измерительных приборов.
Основной принцип обучения дифференцированию признаков и явлений – постепенный переход от их сопоставления к различению все более сходных. При этом специально построенные упражнения по сравнению с неорганизованным обучением в процессе производственной практики дают преимущества и в сроках и в качестве обучения. Они применяются, например, во время занятий будущих сталеваров по определению проб состава металла, различению на глаз оттенков цветов накаливания и установлению по ним температуры стен и свода мартеновской печи.
При формировании двигательных навыков ведущую роль играет двигательный анализатор – орган различения и восприятия человеком движений частей тела. За основу обучения в этом случае берется тщательная отработка моторных дифференцировок, всех элементов действия. В зависимости от уровня требований к координации движений, к их точности, скорости двигательные навыки различаются по трудности усвоения.
Примерами умственных навыков могут служить умения по разметке материалов, чтению чертежей, осуществлению вычислительных операций и др.
Во всех указанных случаях мы имеем дело со сложными психическими образованиями, в состав которых входят и сенсорные, и двигательные, и мыслительные элементы. Поэтому речь идет только о выделении ведущих компонентов, которые при обучении наиболее значимы для освоения навыка в целом. При выборе методических приемов и организационных условий нельзя опираться лишь на общие закономерности формирования навыков, необходим анализ конкретных их особенностей.
Навыки в своем развитии в процессе профессионального обучения делятся на ряд этапов. Первый этап – начало осмысления навыка, характеризующийся отчетливым пониманием цели, но смутным представлением способов ее достижения и грубыми ошибками при попытках выполнения действий. Второй – сознательное, но неумелое выполнение, когда учащийся определенно знает, как надо выполнять действие, но само выполнение неточно, неустойчиво, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания. На этом этапе выполнению действий присуще много лишних движений. Третий этап – автоматизация навыка – все более и более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании и появлении возможности его распределения; исключение лишних движений и возможность положительного переноса навыка. Четвертый – высокоавтоматизированный навык – точное, экономное выполнение действия, которое иногда становится средством осуществления другого, более сложного действия, но всегда проводимого под контролем сознания.
Решающее значение для овладения навыком имеет, прежде всего, активный поиск учащимися способов совершенствования своих действий. Поэтому нужно так организовывать обучение, чтобы оно стимулировало их инициативу и мыслительную активность. Немаловажны при этом пробные действия учащихся. Одна из особенностей практического мышления (мышления в процессе практической деятельности) – его частое слияние с практическими действиями работника. Пробные поисковые действия, где происходит такое слияние, в большинстве случаев нельзя отнести к механическим.
Обязательным условием формирования навыков является также оценка работы обучаемых с указанием их ошибок и достижений. Своевременность и объективность оценок работы учащихся требует самого серьезного внимания. В процессе активных, целенаправленных сознательных поисков правильных способов выполнения заучиваемых действий они могут совершенствовать их, только опираясь на самоконтроль и оценки со стороны.
Следует учитывать и важность создания условий, обеспечивающих пластичность навыков, т.е. способность к их перестройке в новых условиях. Установлено, что перенос навыков облегчается, в первую очередь, благодаря общности приемов и способов работы, когда ранее приобретенные частные навыки переносятся в новые условия. Например, навыки работы на токарном станке значительно упрощают работу на других металлорежущих станках.
Наряду с положительным влиянием уже приобретенных навыков при освоении новых бывают, как известно, случаи отрицательного воздействия прежнего опыта – интерференции навыков, или отрицательного переноса. Интерференция – снижение уровня запоминаемого материала в результате поступления другой информации, которой оперирует субъект. Для предупреждения интерференции сходных в каком-то отношении навыков необходимы специальные упражнения, основанные на отчетливом понимании различия условий, требующих того или иного действия, и активном контроле за правильностью выполняемых операций. В результате каждый из интерферирующих способов закрепляется за соответствующими условиями. Тогда ошибки перестают возникать и при отсутствии активного контроля.
В современных условиях в связи с развитием техники, технологии и совершенствованием организации труда очень часто возникает необходимость перестройки навыков – переучивания. В одних случаях это связано с заменой ранее усвоенных, менее совершенных навыков на более совершенные, в других – c изменением условий работы (переход на новые станки, освоение новых изделий и т.п.). Все это влечет за собой трудности в плане формирования новых связей в центральной нервной системе.
Явления перестройки, переноса и интерференции навыков говорят о том, что они нечто застывшее и неизменное. Определенные изменения начинают происходить и при длительных перерывах в упражнениях. Недостаточно закрепленные навыки могут быть даже полностью утрачены. Для их восстановления, т.е. для достижения прежней скорости, точности и слаженности в работе, требуются специальные упражнения. Разрушение и деавтоматизацию навыков предупреждают их закреплением. При ограниченном количестве часов, отводимых программой на повышение мастерства, чтобы увеличить объем упражнений, ранее усвоенные навыки включают в процесс выполнения более сложных заданий.
Вместе с тем для закрепления умений необходимы определенные перерывы в упражнениях, так как их чрезмерность может привести даже к нарушению навыков, известному у спортсменов как перетренировка.
Потеря способности имеет место и при переутомлении. Это временное явление снимается отдыхом. Сознательный контроль в процессе выполнения хорошо автоматизированных действий также может вызвать их временное нарушение. Это не противоречит признанному важному значению сознательной регуляции действий при овладении навыками, так как роль сознания на разных их этапах развития меняется. На тех ступенях развития навыков, когда активное обдуманное управление действиями сменяется общим контролем за их результатами, осознание частных действий ведет как бы к возврату на первые этапы формирования умений.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА различаемые по эффективности и осознанности компонентов действия промежутки процесса формирования навыка. Выделяют шесть этапов: 1) начало осмысления (понимание цели, смутное понимание средств, грубые ошибки исполнения); 2) сознательное, но неумелое использование (осознание средств и способов выполнения, неустойчивость выполнения при концентрации внимания, много лишних компонентов); 3) автоматизация (повышение качества исполнения при ослаблении интенсивности внимания, устранение лишних компонентов); 4) высокоавтоматизированный навык (точное экономное, устойчивое выполнение, превращение действия в элемент более сложного действия); 5) деавтоматизация (возвращение на второй этап); 6) вторичная автоматизация (возвращение на четвертый этап).
| |
Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.
Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.
Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.
Этапы формирования навыков и умений
Практической целью обучения является формирование коммуникативных знаний и речевых навыков, обеспечивающих познавательно – коммуникативные потребности учащихся из старших классов, обучение англоязычному обучению в контексте диалога культуры, формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры.
Говорение
Обучение общению в старших классах строится на аутентичные (или приближенные к ним) ситуации общения в школе, семье, в общественных местах. При этом основное внимание уделяется развитию этики общения на межличностном и межкультурном уровнях.
Умение осуществлять устно – речевое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно – трудовой, бытовой, культурной сфере общения, в том числе умение делать краткие связные сообщения о себе, своём окружении.
Аудирование
Аудирование осуществляется на основе аутентичных текстов различного жанра, (интервью, обмен – мнениями, диалог – беседа и т.д.)
Прежде чем приступить к работе над текстами предлагается прослушать трижды в таком порядке:
прослушать и понять общее содержание без опоры на текст:
о чем идет речь (в общих чертах)
Прослушать текст вторично и прочитать его вслед за диктором с опорой на текст.
Прослушать текст в третий раз и самостоятельно прочитать (по задании учебника), обращая внимание на интонацию, ударение, произношение.
Если дополнительные тексты, материалы, на основе которых может осуществляться совершенствование и дальнейшее развитие навыков восприятия иноязычной речи на слух. 1) прослушивание понимание основного содержания. 2)ответить на вопросы 3)выполнить ключевые слова
Чтение
Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра. Цель: а) для ознакомления с общим охватом содержания текста (ознакомление)
б) для выборочного ознакомления с определенными положениями текста (просмотровое чтение)
в) для подробного изучения содержания прочитанного материала (изучающее чтение)
К числу умений, которые необходимо сформировать на завершающей ступени обучения, относятся следующие:
предвосхищать содержание текста с помощью заголовки
понимание общего содержания прочитанного, выделение идеи
понимание полного содержания с опорой на лексических единиц
извлекать факт, событие.
делить на смысловые части
сокращать текст (для передачи в форме диалога)
конструктировать в форме интервью
составлять рефераты, записывать тезисы.
Репродуктивно – продуктивные умения:
раскрывать и обсуждать проблемы
использовать новые языковые и речевые средства на основе текста, писать реферат или выступление в классе.
участвовать в проектной работе.
Письмо
Учащиеся должны уметь:
выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения.
делать нужные записи для обсуждения проблем.
составлять и отвечать на вопросы анкеты, текста.
писать заявления о приеме на работу
писать письмо деловое, употребляя нужную форму речевого этикета
письмо личного характера.
Продолжается обучение умениям и навыкам грамматической, лексической, фонетической сторонам речи.
Для развития фонетических навыков учащимся предлагаются разнообразные по жанру аутентичные тексты, которые предъявляются трижды, что дает возможность отрабатывать фонетику новых слов. Особое внимание уделяется (фонетике) интонации.
Литература
«Педагогическая энциклопедия» А.П.Александров, А.В.Арциховский и др.
«Организация урока» У.Древс, Э.Фурман.
«Современные требования к урокам» С.В.Векслер.
Программы (немецкий язык 10-11кл).
Что такое умение? Умение – возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится работать (действовать). Умения могут быть действия как практические, так и теоретические. Например, умение грамотно писать и умение делать грамматический анализ слова в уме. Умение предполагает использование ранее полученного опыта, определенных знаний, без знаний нет умений. Знания и умения – две неотделимые и функционально взаимосвязанные (участия) части любого целенаправленного действия. Качества умений определяется и содержанием знаний, о выполняемом действии.
Умения тесно взаимосвязаны с навыками как способами выполнения действия, соответствующими целями и условиями, в которых приходится действовать. Но, в отличии от навыков, умения, может образовываться и без специального упражнения в выполнении какого – нибудь действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении заданий, действий, только сходных с данными.
Навык – действие, характеризующиеся высокой мерой освоения: на этой ступени действие становится автоматизированным сознательный контроль настолько свернут, что возникает иллюзия его полного отсутствия; при этом действие выполняется слитно, как единое целое, и настолько легко и быстро, что кажется будто его выполнение идет «само собой». Высокая степень освоения действия отличает навык от умения.
Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактичны говорят о том, что если хочешь привить солидные знания и умения, то на занятиях необходимо осуществлять их контроль и оценку. Важнейшим значением при формировании навыков отводится формированию ориентировочного компонента.
Возможны в основном две пути формирования навыков: стихийный и планомерно управляемый. Конечно в практике существует множество и других путей, которые представляют собой сочетание тог и другого. Стихийный путь складывается в том случае, если условия правильного выполнения действия, обучающимся не учитываются или учитываются не полностью. Указания, которые он получает, либо не содержит всех необходимых ориентиров для действия, либо их применение не обеспечивается при выполнении задач. Недостающие ориентиры учащиеся начинают искать в ходе упражнений, но как искать он не знает и поэтому вступает на путь проб и ошибок; формирование навыка затягивается.
В конце концов учащиеся достигают требуемого результата; однако этот результат весьма не устойчив; при незначительных изменениях условий вновь появляются ошибки.
Управляемое обучение предусматривает определенную организацию действий учащихся, обеспечивающую формирование навыков с желаемыми, заданными свойствами.
При управляемом обучении получаются не только более высокие качества навыков, но и изменяется картина его формирования. Вместо стихийных поисков недостающих ориентиров происходит организованное, планомерное, исследование данных ориентиров, выявление их значения, что даёт возможность учащимся правильно выполнять действие с первого раза. Отсутствие проб и ошибок ведёт к значительному сокращению сроков обучения. Управляемое обучение обеспечивает разумность действия, что ведёт к формированию таких качеств навыка, как обобщенность действия, гибкость, устойчивость результатов. Меняется и отношение учащихся к обучению: учиться становится интересно: вместе с формированием полноценных навыков происходит формирование и соответственно (полезных) познавательных мотивов.
Для воспитания привычка – это одно из важнейших явлений нашей природы. Повторение и периодичность одних и тех же действий есть необходимое условие установления привычки. Она дает возможность в процессе различной деятельности двигаться вперед и вперед, не начиная все сначала, а, сосредотачивая волю воспитанника на приобретении новых, полезных для него принципов, так как прежние его уже не затрудняют.
В воспитании и освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Также невозможно воспитать ребенка, не привлекая его к активной целенаправленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведения их до автоматизма. Результат упражнения – устойчивые качества личности – навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д.Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Многочисленные трудности, которые можно одолеть лишь привычкой, задерживали бы человека на каждом шагу. Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Вот почему, то воспитание, которое выпускает из поля зрения формирование полезных привычек и заботится лишь об умственном развитии, лишает это развитие крепчайшей опоры.
Образование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. От их поведения в значительной степени зависит, какие привычки приобретет ребенок. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение (научение) как можно раньше, ибо, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки,- писал К.Д.Ушинский. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
Непременное условие эффективности воспитания – создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений, в которых постепенно развиваются и крепнут полезные навыки и привычки. Для воспитания культуры поведения у школьников в 1 классе можно использовать ориентировочный план прогрессивных упражнений.
Условия формирования привычки