Что такое название детского объединения
Открой свой детский клуб
Проверенные шаги на пути к успеху
Как придумать восхитительное название для своего детского центра?
Решив однажды, что хотите открыть свой детский клуб, Вы, конечно, не начнёте сразу скупать оборудование и набирать коллектив. Вы займётесь изучением особенностей этого бизнеса. А также обязательно будете придумывать название своему детищу. А это ой нелёгкое дело! Уже существует тысячи клубов с красивыми и не очень красивыми названиями.
Используя эту инструкцию, Вы сможете придумать отличное название для своего детского центра, которое понравится Вашим клиентам.
Давайте для начала посмотрим, как называют детские дошкольные заведения другие люди.
Большую часть названий можно поделить на категории:
По мотивам мультфильмов и сказок: Тедди, Пиноккио, Тотоша, Бабайка, Робин Гуд, Капитошка, Балу, Умка, Сказка, Теремок, Чудеса, ФанФан, Чунга-чанга, Злотая рыбка, Дом волшебников, Великаны, Акуна-Матата, Учёный кот, Смешарики, Мумимама, Лимпопо, Вилли Винки, Домовёнок
Великие люди: Пифагор, Платон, Андерсон
Имена детей: Дашенька, Сёма, Зарина, Дениска, Холли, Мари, Сашенька, Маруся, Дара, Монти, Алиса
Животные: Кенгуру, Сова-сова, Колибри, Осьминожка, Мамонтенок, Белый медведь, Пчёлка, Дельфин, Светлячок, Ёжики, Чайка, Канарейка, Попугайчик, Божья коровка, Тукан, Совушка
Растения: Шишка, Чудо дерево, Зёрнышко, Росток, Берёзка
Сочетания букв, восклицания и азбука: А+Б, Я, Азбука для родителей, Ай, да я!, Ура! Э+Семья, Азбука, Аз и Буки, Ой!
Наука: Академия, Академия детства, Эрудит, Электрон, Академик кроха, Лингвист, Логос, Мастерская Знаний, Генерик, Параллель, Перспектива, Прогресс, Новый век
Детство: Смышленый ребенок, Познайка, Почемучка, Первые шаги, Веснушки, Говорун, Империя детства, Секрет детства, Маленький гений, Я Сам, Непоседа, Умный малыш, Всезнайка, Кроша Ру, Детское время, Ладушки
Семейные ценности: Мамина радость, Счастливчик, Чудо рождения, Чудо дети, Всё лучшее детям, Моя умничка, Семейный круг, Чудо в доме, Доверие, Добро, СемьЯ, 7Я, Дружба
С использованием зарубежных слов: Окешка, Babyclub, Players, Mamarada (транслит), Atlantis, Sunnyclub, Kinder boom, Mama house, Смайл, Бонус Клуб, New Days, Sound club, Джуниор, Пати-Бум, Bambino, Funny Park, Kinder Party, Лидер Ленд, Блум, Мини Бамбини, Tilly Willy, MySecret, Sprout, Феличита, Кимберли Лэнд, Mark & Maks Club, Инфант, Сплит
Фрукты, ягоды: Мандаринка, Лимон, Витаминчик, Цитрус, Малина, Малинка, Гранатик, Апельсин
Праздники: Именинник, Праздник детства, Рождество
Творчество: Пластилин, Карандаш, Художник, Бусинка, Краски
Путешествия: Сафари, В стране чудес, Квартальчик, Островок приключений, Стрна сказок, Остров, Биг Бен, Мадагаскар, Маленькая Америка, Мир Гармонии, Саквояж, Афины, Джунгли, Детский городок, Пространство, Солнечный город, Талантвилль, Цветочный город, Страна сказок, Малибу
Игрушки: Кубик-Рубик, Матрёшка, Ляля, Пирамидка, Кубик
Переделанные слова и слэнг: Бегемонтики, Клуб-ок, Аквамаринка, Друзяки, КудоМама, Ухтышка, Ритмусики, БэмбиК, МимиМотик, Тоторо, Лимпик, Фонтаневия, Маняня, ТаРаРам, Ойка!
Природные явления: Искра, Источник, Капельки, Орбита, Солнышко, Радуга, Созвездие, Вихрь, Юпитер, Галактика, Луч, Красные зори, Атмосфера, Восход, Звёздочка
Как же придумать что-то оригинальное, если столько замечательных названий уже есть?
Предлагаю воспользоваться наработками художников и дизайнеров, а именно методами креативного поиска. Основным из которых является поиск ассоциаций.
7 методов креативного поиска:
во-первых, чем дальше находится этот клуб, тем лучше;
во-вторых, не берите названия очень известных детских заведений. Вам будет сложно сначала достичь их уровня, а потом превзойти его. Это же касается раскрутки сайта Вашего детского клуба;
в-третьих, постарайтесь всё же изменить хоть что-нибудь в исходном названии. Это нужно, чтобы избежать ситуации, когда Google (или другой поисковик) на запрос «детский клуб «Весёлый веник»» выдаст 2 клуба с одним названием.
Как не стоит называть детский клуб?
Кроме названия, у детского заведения есть ещё и определение. Здесь тоже открывается огромное поле для фантазии. При этом определение намного глубже, чем название. Оно отображает суть и основную идею детского заведения. Например, «талант-клуб» указывает на то, что здесь ценят детские таланты и, помимо развивающих занятий, ведётся множество секций и курсов. В «Семейных центрах» есть программы, рассчитанные не только на детей, но и на их родителей.
38 определений для детских дошкольных заведений:
С уклоном на развитие ребёнка:
Детский клуб, Центр раннего развития, Развивающий центр, Учебно-развивающий центр, Институт развития интеллекта ребенка, Школа развития, Центр развития ребёнка, Центр развития детей, Центр развития интеллекта, Children’s Club, Студия раннего развития, Школа будущего первоклассника, Группы раннего развития, Английский детский клуб, Клуб гармоничного развития, Учебный центр, Клуб детской психологии и развития, Монтессори-центр, Детский образовательный центр
Семейный центр, Семейный клуб, Центр развития семьи, Центр экологии семьи, Семейный клуб успешности, Family Club, Семейный психологический клуб, Семейно-досуговый клуб, Семейный развлекательный центр, Центр для детей и родителей
Разнообразие студий, уклон на творчество:
Талант-клуб, Центр творческого развития детей, Центр детской культуры
Досуговый клуб, Клуб детского досуга, Детский игровой клуб
Акцент на благоприятную атмосферу:
Добрый дом, Эко-клуб, Клуб друзей.
Эти определения очень красивые и разнообразные, но хочу вставить свою ложечку дёгтя: задавая поисковику вопрос, клиенты чаще всего ищут простые и привычные определения. Поэтому, если Вы планируете продвигать свои услуги при помощи интернет, лучше остановиться на более банальных словах, типа: «детский клуб» или «детский центр развития».
Надеюсь, что эта обширная статья Вас не утомила, а вдохновила. И Вы уже придумываете самое лучшее названия для Вашего детского центра!
P.S. Если Вам понравилась эта статья, смело подписывайтесь на новости сайта “Открой свой детский клуб”. Здесь будет много статей об открытии и работе самого доброго и интересного бизнеса.
Мы подобрали ещё 5 интересных статей для Вас:
24 thoughts on “ Как придумать восхитительное название для своего детского центра? ”
Необыкновенная статья. Отличные, нестандартные идеи:) Обязательно буду использовать в работе и порекомендую всем коллегам. Спасибо огромное
Как назвать детский клуб, детский сад?
ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 19.07.2019 | ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАНО 09.04.2012 126 комментариев Придумать название своему детскому центру почти так же ответственно и иногда так же сложно, как дать имя своему ребёнку. Чтобы быть успешным, детский клуб должен удивить. Представьте себе: заходит мама в детский клуб. Допустим, он называется «Радуга». Видит, стульчики – точно такие же, как в детском саду, только более новые. Шкафчики из соседнего мебельного. Игрушки. Читать далее
Придумать название своему детскому центру почти так же ответственно и иногда так же сложно, как дать имя своему ребёнку.
Чтобы быть успешным, детский клуб должен удивить. Представьте себе: заходит мама в детский клуб. Допустим, он называется «Радуга». Видит, стульчики – точно такие же, как в детском саду, только более новые. Шкафчики из соседнего мебельного. Игрушки из «Детского Мира» напротив.
«Что вы тут делаете с детьми?» «Мы рисуем, лепим из пластилина, делаем зарядку», – отвечает та. «Какие материалы вы используете?» – «Мы работаем вот по этой раскраске и по этому букварю».
Думаете, мама будет платить за это деньги? Сомневаюсь! Почему?
Причина №1. Мама подумает: «Да я и сама могу купить раскраску, букварь и пластилин. Что тут сложного? Зачем я буду платить за это деньги? Так я могу не то что сама занятия проводить, я сама могу такой же клуб открыть».
Причина №2. Название «Радуга», знакомые стульчики – все это вызывает ассоциации с советским прошлым. Мама увидела детский «кружок» в Доме народного творчества или в Доме культуры советских лет. И генетическая память подсказывает маме: «Советский «кружок» должен быть бесплатным!»
Отсюда следует Правило №1 Успешного Детского Клуба. Вам всеми силами необходимо «отстроиться» от прямолинейных советских образов! Не потому, что советское дошкольное образование было плохим – оно часто было очень хорошим. А потому, что в сознании людей советское должно быть бесплатным. Поэтому не называйте ваш клуб избитыми советскими названиями: «Ладушки», «Ладошки» «Сказка», «Родничок», «Светлячок», «Лучик», «Морозко», «Радуга» и т.д.
Наиболее удачные и современные названия московских детских клубов – это, на мой взгляд, «Смайлик», «Моцарт-Эффект», «Талантвилль». До сих пор считаю, что замечательным было название, под которым работал мой клуб в первый год существования – «Студио-Пупс». Тогда у нас занимались совсем маленькие дети, а когда мы стали учить детей от 5 до 9 лет, название пришлось сменить на более «взрослое».
Здорово и свежо звучат названия с словами, позаимствованными из европейских языков, типа Baby (Бэби Клаб, Бэби Стар), Kid (Кид Лэнд, Кид Хаус). Еще задорнее звучат англизированные слова в сочетании со старым добрым «совком».
Например, от детского клуба «Ромашка» мои скулы сводит от скуки. «Ромашка Бэби Студио» (ROMASHKA BABY STUDIO) – гораздо эффектнее.
Или дайте название вашему клубу по аналогии с советской столовой №1 – BABY CLUB №1. Вами, как минимум, заинтересуются и захотят к вам зайти.
Об авторе: Зарина Ивантер
Учредитель детских центров «Лас-Мамас» и «Классики», автор книг «Детский клуб: как открыть и сделать прибыльным», «Успешный детский клуб. План развития на 12 месяцев», «Ежедневника счастливой мамы». Подробнее о Зарине →
Reader Interactions
Обсуждение
Во-во! Мы тоже достаточно долго и пока безрезультатно спорим над названием. «Ромашки» надоели еще с моего детства, «Солнышек» даже в нашем городе уже слишком много. А на названия на английском языке муж не соглашается!
И правильно делает, что не соглашается. В России живём, весь язык русский исковеркали.
как вам название чупа-чупс?
В ассоциациях многих продвинутых родителей — чупа-чупс — это вреднейшая заграничная сладость
Лучше папа-чус (у меня сын так чупа-чупс называет, а мне нравится сочетание звуков).
Как Вам советское название «Солнечный город», в свое время не подумали о современности…
очень светлая ассоциация с Солнечным городом,где есть и Знайки и Незнайки,Пончики,Пилюлькины и др.образы,которые встречаются и в наше время.
Если вы уже работаете с этим названием, не меняйте его. Никакой подоплеки нормальный человек в этом не усмотрит. Я несколько минут думала, какая связь между этим названием и меньшинствами, но не увидела ее.
Связь очень простая — флаг цветов радуги — это символ ЛГБТ сообщества во всем мире.
Зарина Ивантер говорит
Понятно:) Я не знала. Думаю, большинство людей тоже об этом не знают.
А как звучат названия? На мой взгляд, англо-казахское сочетание в названии было бы креативным решением!
А мы назвались KinderLand
Мне нравится, если клуб рассчитан на малышей.
У меня студия «АБВГДЕйка». Хочу придумать слово на каждую букву.
Киндер Клаб — для русского восприятия — достаточно современно звучит, смайлик тоже не плохо. Хозяйка сайта права, должна быть яркая эмоциональная асоциация. Так что к сожелению надо забыть «Золотой Ключик» и тому подобное.
Я думаю назвать свой клуб для умных мам «УМКА», как ваше мнение? подойдет?
Мы тоже сначала так хотели))) 😉
А может быть микки маус?
😉
Поля, микки маус — это зарегистрированный товарный знак, вы не имеете права его использовать, к сожалению.
Зарина, добрый день! Подскажите, пожалуйста, а как узнать, является ли конкретное название зарегистрированным знаком? Все ли имена мульт-персонажей являются зарегистрированными товарными знаками?
Дарья, чтобы проверить, зарегистрирован ли конкретный товарный знак, нужно обратиться к патентному поверенному. Мы так делали, когда регистрировали, например, марку «Лас-Мамас». Но чтобы узнать, зарегистрированы ли такие известные персонажи как Микки-Маус и Винни-Пух, никуда ходить не надо, это и так понятно. Компании-производители одежды и игрушек платят миллионы обладателям этих торговых марок и каких-нибудь Hello Kitty, Angry Birds, Человек-Паук за право их использовать (делать изображения на одежде или выпускать эти игрушки).
Студия раннего развития TOM and JERRY тоже будет запрещен в использовании?
Очень хочется узнать мнение со стороны, придумала название и балдею… Клуб будет называться «BABYshki-LADYshki» (в смысле Бабушки-ладушки, только на современный лад.) В холле хочу сделать из ниток бабушек — 2 куклы, которые будут сидеть и ждать своих внучат (клиентов), ну и т.д. Как вам? Жду с нетерпением отзывов. Любых… Заранее спасибо «)
Мне нравятся названия с рифмой. К тому же, выходит игра слов, внутри названия видны английский слова baby и lady. Типа приходят сюда такие красивые леди со своими бэбиками.
ПРИКОЛЬНО ПРО БАБУШЕК У ВХОДА 😆
Фу, как Вы про нас бабушек… Я,конечно, свободно английским не владею, но на меж.симпозиумы езжу и кое-что понимаю…
«Мы из будущего», «Шаг в будущее», «Волшебный город», «Умничка», «Уником», «Золотая бусина», «Умный ребенок», «Поколение NEXT», «Золотой ребенок», GOLD KIDS, Юный Энштейн, «Источник», «Новые герои» «Спарта», Вундеркинд, «Маленькая Страна» «Зазеркалье» «Страна Чудес», «Вольшебный мир»- Вот несколько названий, которые мне пришли на ум для детского клуба/ сада нового поколения. Напишите, если кому то понравилось хоть одно. Мне будет приятно, если кому то помоглою
Вундеркинд лучшее название т.к каждому родителю приятно что его ребенок самый самый если ходит к вам.
Олег Алексеевич говорит
Создаю студию по столярному ремеслу. Выжигание, токарное дело по дереву. Научить детей делать скворешники, кормушки. Простой стульчик. Пока определился на названии Студия Юный столяр. А как Вы считаете. Моя идея с названием и деятельностью, будет иметь успех. Буду благодарен за Ваши мнения. С уважением.
Предполагаю, что мальчишкам будет очень интересно в Вашей будущей студии. И взрослые тоже должны заинтересоваться, сейчас многие подуставшие от городских гонок люди ищут отдыха в ручном труде. Гончарным делом увлекаются, думаю, и к столярному делу будет интерес.
Идея отличная. Я бы с удовольствием отдала своих сыновей в такую студию. Сейчас дети практически не умеют руками делать ничего, один компьютер. Но думаю, что нужно расширить тематику студии. 🙂
Отличная тема для студии на мой взгляд. С удовольствием бы направила туда сыновей. А еще думаю, что нужно несколько расширить тематику студии. С уважением 😉
Ещё можно Забияка,выжигай или Забияки Выжигают.
Вот это класс. Забияки — активные, яркие, креативные мальчишки, а вЫжигают — сразу ассоциация — зАжигают, в смысле — во дают. Мне ОЧЕНЬ понравилось ))))))
Или «забияки отжигают»! 🙂
А как насчет — забияки ОТЖИГАЮТ
Что вы думаете по поводу названий «Колибри», «Грамотей-ка». Может,что-нибудь интересное подскажите
Да уж, действительно, серьёзный вопрос. Я перебрала много варианотов для названия детского клуба, но… не думала, что это так непросто, как-то «не цепляет» за слух, а мне кажется — это важно.
А мы назвали свой клуб «Современный малыш», не знаю как вам наше название, но когда я его выбирали, то руководствовалась тем, чтобы оно было на русском, чтобы название немного интриговало и чтобы было понятно целевой аудитории, названия типа «Котофеич», «Ладушки» у меня ассоциируются не с садиком, а с магазином обуви.
Но хочу по поводу названия сказать следующее, если оно будет на английском и тем более BABYshki-LADYshki, то может получиться следующее, наши дорогие бабушки, которые занимаются внуками, не смогут его прочитать, а значит донести инормацию своим детям и таким же бабушкам-нянькам, да я и сама еле прочитала. Такое название сложно передавать по сарофанному радио — легко можно забыть, например наше, как оказалось, длинное название, в народе укоротили просто до малыша. Хочу сказать еще, что длинные названия сложно рекламировать, они занимают большую часть рекламки, если вы ограниченны бюджетом и например даете короткое объявление в газете, тоже с аватарами и другими рекламными листовками, чем короче, тем легче.
Юлия! Название Вашего клуба читается не БАБУШКИ-ЛАДУШКИ, а БАБАЙШКИ-ЛАДАЙШКИ. Обратите внимание на правописание. Ни в коем случае не хотела Вас обидеть, а только предостеречь, ведь родители смогут прочесть, а их реакция непредсказуема.
Вера, спасибо большое! Я уже досмотрела, сперва на эмоциях радовалась, как это я оригинально придумала… А потом уже дошло :-* У меня уже новое название, которое, на мой взгляд, лучшим образом подходит для детского, именно развлекательного клуба — ЗАБАВА. Может и банально, но мне очень нравиться звучание. Клуб планируется в эко стиле, поэтому название будет написано сказочными буквами. Знаете, когда первая золотая с выкрутасами? 🙂
А как вам название «Ступени»?
а как Вам название Атлантида 😆
Спасибо, вам, Зарина. Я долго думала об открытии детского клуба, и сейчас, с вашей помощью планирую в этом году открыться.
Если быть совсем точными, то Женя — это Юджен (Eugene), а Джон — это Иван. Но это я так, умничаю:). У меня вот племянника тоже Женей зовут, а папа его в шутку называет Джо и иногда Джузеппе:)
А то вы думаете по поводу названия для деткого центра «Оранжевое небо» и интерьер будет оранжевый как в песенке! 🙂
А еще можно Шалунишки. Посоветуйте?
Юлия Гайнетдинова говорит
а я хочу назвать «Солнечные лучики» Как вам такое название?
Девочки, как на ваш взгляд название для фирмы, занимающейся организацией детских мастер-классов «ЁЖиКо» Вся фишка в написании Ко («компания»), здесь, к сожалению, не получится так сделать. В общем визуально будет читаться как ЁЖиК, а «о» очень маленькая. А в итоге получится ЁЖ и компания… или сильно мудрено?
Как на счет названия? «ПЯТАЧОК»
Мы уже работаем подназванием «Радосинь» после знакомства с Зариной думаем сделать «РадосиниЯ», чтобы и вложенное в рекламу не потерять и осовременить
Старое название Радосинь переделали в РадосиниЯ с игрой стилей букв. Так лучше или все равно архаизм?
А как на счет: «Космос Кид»)))
Мы хотим назвать наш детский клуб «Allie Club», сокращенно от имени девочки Александра. Подскажите, пожалуйста, какие рекламные слоганы для детского клуба можно придумать со словом «Club»?
Наш русский достаточно засорен словами иностранного происхождения, поэтому считаю, что название детского клуба в латинской транскрипции может вызвать отторжение у потенциальных клиентов — родителей и людей старшего поколения Согласитесь, что именно они являются нашими «заказчиками», годовалому ребенку абсолютно все равно. Может воспользоваться этно — региональными традициями? Например, «Веем» — чистый родник на чукот. языке. И язык не забываем и специфику региона учитываем. Из вышеперечисленных «Забава» — хорошее название. Затейник. Вспомните, как сейчас популярны у детей герои русских народных сказок( богатыри). А потом, чем проще — тем лучше. Как говорят, новое — это хорошо забытое старое.
Мы назвались «Тутти-Фрутти»
Ой, Зарина, и Вы туда же — в эти новомодные английские словечки 🙁 На эту тему есть масса комментариев у Задорнова. А по поводу ассоциаций с советским прошлым и как они будут негативно влиять на восприятие клуба — не согласна с вами. Рассуждаете как человек с деформированным самосознанием (не русская, не американка, из Ташкента, пытающая учить россиян, как бизнес строить). Такие, как вы, и разваливают Русь-Матушку…
Люблю творчество задорнова, он действительно хорошо разбирает слова «по косточкам», разбирается в этимологии, лингвистики, морфологии и т.д. НО ПРИ ЧЕМ
ЭТОТ ТУТ ДЕФОРМАЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ?
Это всего лишь бизнес, основная цель которого получение прибыли. Хороший бизнес приносит хороший доход, и в нем все должно быть «на отлично», начиная от названия и заканчивая запятой на этикетке.
Соглашусь с Зариной в том, что название должно быть звучным и современным, а наша современность вся покрыта европеизацией. Тем более, что не секрет, что в русском языке множество привычных для уха слов заимствованных из французского, английского и др. языков.
Задорнов, кстати, на этом прекрасный бизнес делает, осмеивая это явление!
А вот про «…из Ташкента…» вообще не понятно. Россия всю свою многовековую историю была многонациональной страной. (Здесь уже попахивает расизмом.)
Думаю, что осуждения здесь ни к месту. Зарина опытом бизнеса делится, причем отчасти бесплатно!
А мы назвали «Капитошка». Если кто помнит, мультфильм про капельку-Капитошку.
Классификация видов детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей
Классификация видов детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей
Кружок
Кружок – одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре УДОД кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому – либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.
Исторически кружок возник как самостоятельное объединение людей, а затем – как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
Во внешкольных учреждениях прошлых лет кружок был основной формой добровольного объединения детей. В системе современного дополнительного образования кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей.
Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы, на котором дети имеют возможность попробовать свои силы, проверить правильность выбора направления деятельности. Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести « стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, нов большей степени – от личных качеств педагога – руководителя.
Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно – практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т. е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.
Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятии – диалога равных партнеров.
Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.
Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.
Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Студия
Первый смысл слова « студия » таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.
Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов.
Студия обычно создается в художественно – эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т. п.) с целью развития художественных и иных творческих способностей учащихся, выявления ранней одаренности детей, ее поддержки и развития. Это может быть театр – студия, киностудия, музыкально – хореографическая или музыкально – фольклорная студия, студия моды и др. Такие студии часто становятся самостоятельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения), орган по оценке качества творческих достижений (художественный совет). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, музыкального и др.).
В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. При разных вариантах «авторства» программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько необходимых для творческой деятельности дисциплин. Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.
Среди педагогических задач объединения – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т. п.). Специфика обучения в студии заключается в сочетании:
учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (показ спектаклей, оформление выставок, выпуск рукописных и печатных изданий, реализация изделий) задач
индивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий.
Студию отличает четкая ступенчатость по уровню подготовленности: младшие, старшие. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа детей под руководством педагога и с его помощью. Во главе студии стоит мастер, который на высоком уровне может продемонстрировать свою работу. Помимо обучения в студии проводится большая общественно – полезная работа, учебные занятия сочетаются с творческой практикой. Деятельность студии отличает высокое качество творческого « продукта» детей. В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет). С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия ансамбль и театр.
Ансамбль
Театр
Театр – творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существуют фольклорные театры, театры моды, эстрадные театры песни и др. Обычно в театре существует разделение ролей, труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива. Успеху способствует единое стремление всего коллектива добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.
Оркестр
Оркестр – группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр.
Класс
Класс в системе дополнительного образования – это группа учащихся, обычно одного возраста, занимающихся под руководством педагога по одной образовательной программе, или учебный коллектив изучающих определенный предмет. Например, класс вокала, рояля, скрипки, живописи, композиции и др.
Школа
Школа – это узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное образование, сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения составляет один, два и более лет. Учащиеся школы объединяются в учебные группы (классы). Школу отличает помимо обязательной образовательной программы и учебного плана устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги, обязательная система оценивания успешности обучения. В школе возможна выдача итогового документа, подтверждающего полученное дополнительное образование.
Для школ характерны следующие отличительные признаки:
наличие концепции, представленной в Уставе, Положении и образовательной программе
решение комплексных и разноуровневых педагогических целей и задач
приоритетность системно организованного обучения (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения) при многообразии направлений деятельности
наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов
четко обозначенные условия набора и обучения
наличие сертификата или итогового документа об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство и пр.)
организация и осуществление образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом
наличие прошедших экспертизу и лицензирование образовательной программы и учебного плана, устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги.
В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать:
приоритет педагогических задач (школы профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.)
степень выраженности профиля деятельности (профильные школы, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля)
ориентация на особенности развития детей (школы для одаренных детей, детей – инвалидов)
В практике учреждений дополнительного образования детей наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания, школа юного инспектора дорожного движения).
Мастерская
Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описании помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой – либо продукции или выполнением услуг. Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу – производство» учеников, последователей.
В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:
принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства (мастерская хореографии и др.)
приоритет целей обучения и предметно – практических задач
ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий
демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали и др.)
Мастерская – это объединение детей, важной особенностью которого является не только наличие широкого спектра изучаемых дисциплин, но и ориентация на создание под руководством педагогов предметов декоративно – прикладного творчества. В основе образовательного процесса – изготовление чего – либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита – если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений.
Лаборатория
Лаборатория – детское объединение преимущественно для коллективов технического профиля. Существенным признаком здесь является наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей.
Проектирование – ведущий метод. Продуктом деятельности является создание ребенком под руководством педагога новых и усовершенствованных моделей. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа. Здесь воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории – развитие умственных и изобретательских способностей детей и подростков. В ее состав входят преимущественно старшие подростки и старшеклассники. Педагог – направляющий, помощник, координатор исследования.
Секция
Секция – объединение детей, в работе которого обязательно присутствует и обучение, в результате чего ребятам прививаются определенные умения и навыки, и участие в соревнованиях, где эти умения и навыки проверяются.
Салон
Салон – объединение детей, в основе которого широко развернутое на социум общение детей и подростков: встречи с гостями, обсуждение различных вопросов, демонстрация и распродажа своих работ.
Клуб
Клуб – это объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентации. Оно приемлемо для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности (клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристический клуб и др.).
Кроме того, клуб решает задачи:
удовлетворения разнообразных образовательных, культурных потребностей и интересов личности
расширения кругозора по широкому кругу проблем
предоставления неограниченных возможностей самореализации и самоутверждения личности в творческом процессе
В основе организации клубных объединений лежит интерес. Дети и подростки объединяются для совместной деятельности в сводное время. Клубы образуются в различных условиях, имеют различные цели и задачи, объединяют различные группы и слои общества, могут иметь и различное название. Анализ и учет интересов, потребностей, возрастных особенностей детей и молодежи – это главное, что должно определять выбор направлений деятельности клуба.
Главные принципы организации деятельности клуба
Добровольность членства
Самоуправление
Единство цели
Совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой)
Сочетание различных видов деятельности (обучение, воспитание, развитие)
Совместная деятельность (познавательная, творческая, практически – преобразующая, рекреационная)
Отсутствие взаимного давления
Особый дух сотворчества и содружества и доброжелательная атмосфера
Личностный комфорт
Ориентированность на перспективу
Широкие возможности для выбора единомышленников
В клубе занимаются обучающиеся разного возраста и пола, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах). В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе и т. д.), по интересам (творческие группы, творческие объединения и др.)
Количественный состав клуба может изменяться. В состав клуба могут приниматься коллективные члены (классы, творческие коллективы и др.), почетные члены (ветераны войны и труда, бывшие воспитанники клуба и др.)
Работой клуба руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов клуба и действующий на основе Устава или Положения о клубе. В учреждении дополнительного образования детей обычно руководит работой клуба педагог, он же – председатель Совета клуба. Клуб – самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. При клубе может действовать Совет друзей клуба, в состав которого могут входить ветераны войны и труда, бывшие воспитанники и др.
Деятельность клуба осуществляется на основе одного из разработанных документов: Устава клуба, Положения, Программы деятельности.
Документ утверждается общим собранием членов и отражает: цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности членов клуба, материально – техническую базу.
Клуб считается созданным с момента регистрации Устава (или утверждения Положения), который является основным документом, регулирующим его деятельность.
В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием членов клуба. С целью организации и проведения совместного досуга проводятся клубные дни – тематические вечера, игровые и конкурсные программы и др. Деятельность клуба сочетает и индивидуальные занятия, и работу в кружках, секциях, клубных командах, и общественно – полезные дела, организацию массовых праздников, походов, выставок, отчетных концертов, конференций. Планирование деятельности помогает целенаправленно решать задачи воспитания, обучения и развития детского коллектива, добиваться эффективности в организации клубной деятельности.
Планирование работы клуба – длительный и сложный процесс. Степень успеха в планировании зависит от верно выбранных целей, которые должны быть реальными, четко сформулированными и принятыми всеми членами коллектива.
Процесс планирования состоит из следующих этапов:
1 этап – анализ деятельности за прошедший период, который включает: выявление проблем (что не удовлетворяет в результатах деятельности?), выявление причин появления проблем, определение направления преобразований.
2 этап – постановка целей и задач на новый учебный год. Цель – образ желаемого результата, который можно достичь к определенному времени.
Цель должна обладать свойствами:
Полнотой содержания
Контролируемостью ожидаемого результата
Временной определенностью
Реальностью
Цель раскладывается на конкретные задачи – конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.
3 этап – определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.
4 этап – рассмотрение проекта плана, определение сроков исполнения и ответственных.
5 этап – утверждение плана на педагогическом или методическом совете.
Продуманная и целенаправленная организационная деятельность и общение в клубе (усилиями педагога, коллектива, учреждения и др.) как в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы и т. д.
Перспективной становится деятельность тех клубных объединений, где по каждому конкретному направлению соединяются самые разнообразные формы работы, учитываются и целесообразно используются возможности образовательных, культурно – просветительских, спортивных и др. учреждений.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба – быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.
Клуб имеет свои традиции и отличительные символы, атрибуты (название, песня, эмблема, значок, девиз, форма и др.). Работа клуба отражается в дневнике, летописи дел. Клуб может иметь свой печатный орган – информационный бюллетень, газету.
Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах и др.
Типология клубов еще полностью не разработана, но уже сегодня их можно классифицировать:
по масштабу деятельности: многопрофильные и однопрофильные. Клубы могут иметь одно направление работы: общественно – политическое, художественное, техническое, туристско-краеведческое, спортивное и др., могут объединять туристов, краеведов, киноведов, цветоводов и т. п. или быть многопрофильными, организующими одновременно несколько направлений деятельности детей, подростков, молодежи
по преобладающему виду деятельности: учебные, дискуссионные, творческие.
1) Учебные – лектории, клубы интересных встреч, т. е. инициатива организации, подготовки мероприятий принадлежит штатному аппарату или инициативной группе, предполагается зрительская активность.
2) Дискуссионные (бурные обсуждения, обмен информацией: молодежные клубы, дискотеки, клубы коллекционеров и др.)
3) Творческие (деятельностные)- активная индивидуальная, групповая, коллективная деятельность участников: агитбригада, передвижной музей и т. п. по степени организованности: официальные, неофициальные.
В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, здоровья, традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т. д.