Что такое название домена
Домены для вашего сайта
Где брать, сколько стоят, какие классные и как там с персданными обстоит вопрос
В этом тексте собраны ответы на распространённые вопросы о доменных именах. Это термин из сферы интернета, сайтов и электронной коммерции. Если вы хотите быть веб-разработчиком или чтобы у вас был собственный сайт, это для вас.
Что такое домен
Доменное имя — это словесное обозначение адреса вашего сайта в интернете. Можно сказать, что это название вашего сайта с точки зрения интернета.
Вот картина целиком:
Кто и как может получить домен
Зарегистрировать на себя доменное имя может любой человек и компания. Для этого нужно обратиться в организацию, которая занимается регистрацией доменных имён, и заплатить ей немного денег.
Дальше нужно сказать, какой адрес компьютера должен стоять за вашим доменным именем — то есть прописать IP-адрес сервера, на котором будет жить ваш сайт. Или не прописывать, тогда доменное имя будет вашим, но сайт по нему открываться не будет.
Что такое «доменная зона»
Какие бывают доменные зоны
Когда интернет только становился массовым, с зонами всё было просто:
Что такое тематическая доменная зона и зачем она нужен
Тематический домен привязан не к стране, а к какой-то теме: ресторанному бизнесу, рекламе, текстам, стоматологии, аренде и так далее.
В теории предполагается, что такой домен сразу покажет посетителям, про что этот сайт. На практике такие доменные имена часто берут потому, что они прикольно звучат или с ними сайт выглядит необычнее и как бы солиднее.
Теперь посмотрим на 10 интересных доменных зон, которые можно использовать для любых проектов.
.онлайн
Стоимость регистрации: 2300 ₽.
Стоимость регистрации: 600 ₽.
Вариант для тех, кто ведёт свой блог или запускает корпоративный блог для компании. Ещё хорошо зайдёт тем, кто хочет прокачать личный бренд и собрать все свои записи в одном месте, чтобы так привлекать новых клиентов.
.business
Стоимость регистрации: 1400 ₽.
Тоже отличная доменная зона для бизнеса любого уровня. Единственная проблема этой зоны — на слух не все разберутся, как правильно написать адрес сайта с таким окончанием. Но визуально, конечно, выглядит красиво.
.expert
Стоимость регистрации: 4300 ₽.
Универсальная доменная зона для любой компании или специалиста-одиночки, которые хотят показать себя экспертом в своей отрасли. Единственный минус этой зоны — высокая цена регистрации и продления.
.digital
Стоимость регистрации: 2600 ₽.
Доменная зона для любых цифровых проектов и компаний, которые работают через интернет. Даже если единственный диджитал в компании — это сайт и компьютер у директора, то с такой доменной зоной компания сразу выглядит свежо и инновационно.
.market
Стоимость регистрации: 2600 ₽.
.media
Стоимость регистрации: 2300 ₽.
Зона, которая становится популярной в последнее время, потому что каждая вторая компания делает себе бренд-медиа, а проще говоря — корпоративный блог. Также домен подходит для СМИ и всех, кто хочет выглядеть как СМИ.
Стоимость регистрации: 2000 ₽.
В русскоязычном сегменте эта доменная зона популярна у компаний, работающих как общество с ограниченной ответственностью — ООО. Хороший вариант, если название компании в зоне ru уже занято кем-то другим.
Стоимость регистрации: 1300 ₽.
Стоимость регистрации: 120₽.
Почему лучше регистрировать домен на себя
Представим ситуацию: кто-то открыл свой бизнес. Бизнес оказался успешным, и компания решила сделать себе сайт, чтобы увеличить количество клиентов.
Предприниматель пошёл в веб-студию за сайтом, они сделали ему классный дизайн и подобрали красивое доменное имя. А через год, когда сайт стал популярным, предпринимателю позвонили из студии и сказали, что продление на год стоит миллион рублей, иначе домен продадут конкурентам. Как оказалось, студия зарегистрировала доменное имя на себя — по документам именно студия, а не предприниматель была владельцем сайта.
Чтобы такого не происходило, лучше всего регистрировать домен на себя — так у вас будет полный контроль над всем, что с ним происходит.
Какие данные нужны для регистрации домена
Всё зависит от доменной зоны, где вы хотите зарегистрировать домен. А точнее — от законов той страны, которой принадлежит доменная зона.
А можно зарегистрировать домен на вымышленные данные?
Можно, но тогда в случае чего вам будет сложно доказать, что это ваш домен. Это как оформить машину при покупке на вымышленного человека: в любой сложной ситуации вы оказываетесь без машины и с кучей проблем.
Получается, мои данные увидят все в интернете?
Только если вы сами это захотите. Есть сервис whois, который показывает, свободен ли домен, и если нет, то кому он принадлежит. Но почти у всех регистраторов есть опция «Не показывать мои данные». Она скрывает ваши настоящие данные в результатах и говорит, что домен зарегистрирован просто на частное лицо.
Например, наш учебный домен mihailmaximov.ru зарегистрирован на конкретного человека, но его данных в выдаче whois нет:
Эти данные регистратор не показывает никому и выдаёт только по запросу спецслужб при расследовании преступлений. Обычный человек или компания не сможет узнать, кто именно купил этот адрес и как с ним связаться.
Что такое доменное имя: от общего понятия, до регистрации
Что такое доменное имя знают в основном специалисты по IT. Большинство пользователей Всемирной паутины просто пользуется доменами и доменными именами, вводя данные в поисковую строку браузера и переходя по ссылкам.
Понимать уникальность доменного имени нужно каждому, это поможет лучше ориентироваться в Интернете и не попасть в лапы мошенников, создающих фишинговые сайты или просто предлагающих перейти по ссылке, чтобы получить некий приз. Подробнее о том, что такое доменное имя, читайте в нашем материале.
Техническое понятие доменного имени
Доменные имена и адреса в Интернете характерны для любого сайта на просторах сети. Так, IP-адрес представляет собой персональный номер сервера и идентифицирует положение интернет-ресурса. То есть с помощью него можно узнать, где географически находится аппаратное обеспечение, правда только на уровне города.
Техническое понятие доменного имени
Что такое доменное имя? Это адрес сайта, состоящий из символов или цифр, но напрямую не связанный с сервером. Однако система Domain name server (DNS-сервер) ассоциирует доменное имя с IP-адресом или другими доменными именами. Например, 94.100.180.200 – это IP-адрес, а его доменное имя – Mail.ru.
Самый простой пример – это здание. Оно имеет свои конкретные, принадлежащие только ему географические данные (широта/долгота или Plus Code), другими словами, в соответствии с нашим сравнением – IP-адрес. Обозначение этих координат очень громоздкое, поэтому зданию присвоены почтовое: ул. Водная, д. 23 – это и будет соотносимо с именем домена. Такой адрес (доменное имя) может измениться, могут смениться владельцы этого здания, но координаты всегда будут оставаться прежними.
Уровни доменных имен
Доменные имена в сети Интернет состоят из нескольких частей (уровней). В основном используют максимум 4 уровня, т.к. преследуется цель краткости названия и легкости его запоминания.
Доменные имена состоят из следующих основных уровней:
Термин: Доменное имя
Доменное имя (от англ. domain name — «название области», «домен») — это уникальный буквенно-цифровой идентификатор определенного узла (устройства или сетевого соединения), являющегося частью интернета; название, имя сайта. Имена доменов служат для удобного запоминания людьми адресов узлов и сетевых ресурсов (сайтов, блогов, социальных сетей, почтовых серверов и т. д.), которые на них расположены. Все имеющиеся доменные имена функционируют благодаря системе доменных имен DNS (от англ. Domain Name System).
Следует различать доменное имя (полный адрес ресурса) и домен (составную часть доменного имени). В Рунете часто сокращают доменное имя до определения домен. Это не совсем корректно.
Структура доменных имен
Существуют определенные ограничения на длину доменных имен: как правило, полное имя не должно состоять из более чем 63 символов. Тем не менее в некоторых государствах разрешается регистрация имен длиной до 127 знаков.
Иерархия доменных имен
Различают домены следующих уровней:
Корневые или нулевые
От англ. Root Domain. Домены самого верхнего уровня, которые обозначаются пустым именем. Например, в имени somesite.com. корневой домен находится после последней точки. Такие домены обслуживаются корневыми серверами DNS. Имена, содержащие корневой домен, являются абсолютными, а имена, которые его не содержат, — относительными. Чаще всего в интернете встречаются именно относительные имена.
Домены первого (верхнего) уровня
От англ. Top-Level Domain, TLD. После корневых уровень этих доменов является самым высоким. Согласно классификации IANA (от англ. Internet Assigned Numbers Authority — «Администрация адресного пространства интернет»), домены первого уровня делятся на следующие типы:
Основные домены
1. Общие домены верхнего уровня (англ. Generic Top-Level Domain, gTLD):
2. Национальные домены верхнего уровня (англ. Country Code Top-Level Domain, ccTLD):
Псевдодомены
Устаревшие и более не используемые домены
Альтернативные и дополнительные домены верхнего уровня
Первые создаются при помощи альтернативных корневых DNS-серверов (Namecoin, Pacific Root, dotBERLIN и т. д.), а вторые — специализированным компьютерным обеспечением.
Предлагаемые домены верхнего уровня
От англ. Proposed Top-Level Domain, введение которых в DNS запланировано на ближайшее время.
Домены второго уровня и ниже
Доменные имена и IP-адреса
В DNS доменные имена могут преобразовываться в IP-адреса и обратно. Таким образом, по IP-адресу можно узнать доменное имя узла, а по имени — IP-адрес.
Одно доменное имя может соответствовать:
Один IP-адрес может отвечать:
Как купить домен?
Строго говоря, купить домен нельзя — можно лишь зарегистрировать домен на физическое или юридическое лицо. Это лицо сможет распоряжаться доменным именем (в разных юрисдикциях такой распорядитель может иметь разные имущественные и прочие права на домен). Можно также купить у нынешнего распорядителя право на такую регистрацию. Право распоряжаться доменом временное — регистраторы дают его сроком на один год. Каждый год его следует продлевать: стоимость продления на год сравнима со стоимостью регистрации.
Регистрируют домены у регистратора или его представителя (т. н. реселлера). Им может быть и компания, предоставляющая услуги хостинга. Считается, что реселлеры менее надёжны, чем регистраторы, которые аккредитованы ICANN напрямую. На практике проблемы с доменами (иногда переходящие в публичные скандалы) возникают и у реселлеров, и у крупнейших регистраторов со всем возможными лицензиями.
Опытные веб-мастера считают, что не следует регистрировать домен и хостинг в одной и той же компании — хостинг надо покупать у хостера, а домен регистрировать у регистратора. Проблемы с доменами, которые регистрируются у хостинг-провайдеров, действительно встречаются немного чаще, но обычно они возникают из-за желания сэкономить на услугах. Если вы регистрируете домен у известного хостинг-провайдера с хорошей репутацией и не нарушаете правила, скорее всего, вы никогда не столкнетесь с какими-либо сложностями.
Продление домена
В некоторых доменных зонах домены можно регистрировать сразу на несколько (до 10) лет. В других регистрация возможна только на один год, и ее надо ежегодно продлевать. Как правило, продлевают домены в панели управления: это простая, интуитивно понятная процедура.
Освобождение доменов
Примерно за месяц до истечения срока регистрации домена регистратор начнет отправлять сообщения на указанный при регистрации e-mail. Если «владелец» не продлит домен, он будет разделегирован (регистратор удалит записи DNS, и сайт перестанет быть доступным), а «владелец» получит ещё одно сообщение. В это время домен можно восстановить. Через месяц после разделегирования все записи о прежнем администраторе домена будут удалены, и его сможет зарегистрировать любой желающий (в том числе и бывший администратор). Однако это не так просто: освобождающийся ценный домен почти наверняка постараются перехватить.
Перехват доменов
Поскольку двухбуквенные, трехбуквенные, благозвучные домены и домены старых авторитетных сайтов стоят существенно дороже стоимости регистрации, за ними идёт настоящая охота. Один из способов получения — перехват освобожденных доменов.
Профессиональные домейнеры используют для перехвата доменов специально разработанные для этой цели программы. Такие программы отсылают сервису регистратора сотни и даже тысячи запросов в секунду: поэтому, как только сервер регистратора освобождает ценное доменное имя, программа-регистратор сразу же перехватывает его. В таких условиях шансы обычного человека на перехват хорошего домена близки к нулю.
Влияние доменной зоны на продвижение
Несколько лет назад алгоритмы Google «настороженно» относились к новым сайтам на доменах дешевых доменных зон. В то время крупные регистраторы давали на домены в этих зонах очень большие скидки. Этим пользовались создатели дорвеев, которые закупают сотни и тысячи доменов. Поисковые алгоритмы учитывали риски и «придерживали» новые сайты в таких зонах. Сейчас доменная зона либо вообще не играет роли при продвижении, либо играет крайне незначительную.
Влияние возраста и траста сайта на продвижение
Если новый сайт создаётся на старом домене, который раньше служил адресом для крупного авторитетного сайта с хорошей поисковой посещаемостью и большим количеством входящих ссылок, его возраст и авторитетность дают плюс и новому сайту, особенно если старый и новый сайт совпадают по тематике. Однако в последние два года опытные оптимизаторы успешно продвигают в «Яндексе» и сайты на новых доменах.
Ключевые слова в домене
К настоящему времени у оптимизаторов нет мнения по поводу значимости для продвижения ключевых слов в домене. По мнению большинства, такие вхождения дают небольшой бонус при продвижении в «Гугле» и не дают вообще либо дают крайне незначительный при продвижении в «Яндексе».
Доменные имена как коммерческие объекты
Легко запоминаемые (так называемые красивые) доменные имена, которые особенно ценятся в интернете, давно стали использоваться в коммерческих целях. Несмотря на это, на современном этапе доменные имена еще не признаны объектом интеллектуальной собственности.
На рынке перепродажи доменных имен имеет место такое явление, как киберсквоттинг (от англ. cybersquatting).
Как придумать доменное имя для сайта
Известно, что правильно подобранный домен не только производит хорошее впечатление на пользователя, но и повышает узнаваемость бренда. В этой статье мы поделимся советами, которые помогут выбрать наиболее удачный адрес для вашего проекта.
Первый шаг на пути к своему сайту — регистрация домена. Перед заказом домена важно:
Как устроены домены?
Чтобы придумать имя для сайта, нужно понимать, как устроены домены.
Домены имеют иерархическую структуру и состоят из уровней. Чаще всего в сети встречаются трёх- или двухуровневые домены. Что такое уровни, разберемся на примере домена support.reg.ru. Левая часть домена до точки support — это домен третьего уровня (или поддомен), reg — домен второго уровня, а ru — домен первого уровня (доменная зона, которую задает ICANN). Домен первого уровня нельзя придумать самому, его можно только выбрать: Какую доменную зону выбрать?
Чаще всего, когда нужно придумать название сайта, мы придумываем домен второго уровня. Можно придумать домен и третьего уровня, но продвигать сайт с таким именем будет сложнее.
Как придумать хорошее доменное имя?
Правильно подобранное доменное имя влияет по меньшей мере на три показателя:
Наши рекомендации помогут определить, какой домен лучше придумать для сайта.
Стремитесь к идеалу
Идеальное доменное имя:
Но подобрать идеальное доменное имя — не самая простая задача. Нужно быть готовым к тому, что вашу комбинацию слов/букв уже кто-то «занял». Поэтому лучше придумать несколько вариантов, чтобы было из чего выбрать.
Используйте название бренда
В качестве доменного имени лучше всего использовать название компании или бренда. Это позволит повысить узнаваемость компании и получить первые позиции в поисковой выдаче при запросах её названия.
Для раскрутки личного бренда или блога хорошо подойдут личные имена.
Сокращайте или используйте аббревиатуры
Если у вашей компании слишком сложное или длинное название, используйте аббревиатуры или сокращения. Но делать это стоит с умом. Проверьте, нет ли у аббревиатуры двойного значения. Например, если ваша организация занимается горюче-смазочными материалами, не стоит использовать аббревиатуру GSM — в сознании большинства она ассоциируется с мобильной связью. Важно, чтобы адрес сайта понимался однозначно.
Ориентируйтесь на тематику сайта
Если название компании упомянуть не получается, используйте вид деятельности. Так для фирмы, которая занимается грузоперевозками, могут подойти домены: vezunadom, dostavimbystro или vezemgruz. Изучите, какие домены используют конкуренты в вашей отрасли, и постарайтесь придумать эксклюзивное.
Хорошо, если в качестве доменного имени будет использован один из ключевых запросов по тематике вашего сайта. Ключевое слово в качестве домена будет сильным конкурентным преимуществом. В подборе такого домена вам поможет сервис Яндекс. Подбор слов.
Если домен цепляет, содержит ключевые слова и соответствует контенту сайта, вероятнее всего, ваш сайт посетит больше клиентов.
Учитывайте законы восприятия
В названии домена нежелательно использовать подряд две одинаковые буквы (dommody) и дефисы (dom-mody) — они не воспринимаются на слух, и при в вводе домена в строку браузера легко допустить ошибку.
Если цифры не являются неотъемлемой частью вашего бренда, лучше не использовать их в названии — такие домены запоминаются сложнее.
Помните о «праве на домен»
Если вы планируете зарегистрировать домен для существующей компании или торговой марки, убедитесь, что доменное имя полностью совпадает с её названием. Иногда домены перехватывают. Если у вас есть свидетельство о регистрации компании, при возникновении спорной ситуации вы сможете отстоять своё право на домен. Главное, чтобы свидетельство было выдано раньше, чем зарегистрирован домен.
Не стоит использовать чужие товарные знаки. Если это обнаружит правообладатель, можно лишиться доменного имени.
Я придумал домен, что дальше?
После того как вам удалось придумать название домена, можете приступать к выбору доменной зоны: Как выбрать домен?
Расскажите в комментариях, есть ли у вас красивый домен? Если да, то как вам удалось его заполучить? А если вы только собираетесь искать адрес для своего проекта — обязательно воспользуйтесь нашими советами.
Доменное имя в призме закона
1. Техническое понятие домена;
2. Структура доменного имени;
3. Организации, регулирующие доменные имена;
4. Процедура регистрации домена;
5. Правовое регулирование доменных имен в РФ;
7. Основные концепции правовой природы доменного имени;
8. Судебная практика
Доменное имя – что это такое, кто им управляет, как на него смотрит Закон, попытки суда переварить это понятие и многое другое. Присаживайтесь, поговорим об этих ваших Интернетах.
1. Техническое понятие домена
Итак, начнём со знакомства с технической частью домена.
IP-адрес – уникальный номер компьютера (сервера) в сети Интернет.
Этот номер отражает физическое расположение интернет-ресурса, по нему, в частности, можно определить местоположение сервера, на котором расположен сайт.
Доменное имя – символьное обозначение, как правило, словесное, которое непосредственно не связано с сервером, но при помощи системы DNS-серверов (Domain name server) может быть ассоциировано с IP-адресом (или другим доменным именем)
Так, доменное имя «94.100.180.200» становится лаконичным и красивым «Mail.ru»
IP-адрес является основным средством адресации в сети Интернет, тогда как доменное имя лишь ассоциируется с ним.
Наглядный пример – дом. Дом стоит на определенной точке Земли, которая имеет свои координаты: неизменные и уникальные – это IP-адрес. Эти координаты крайне сложно запомнить. Дом, который построили на этом месте получил свой адрес, например, улица. Меридианная, дом 1 – это и есть домен, который может меняться, его владельцы могут меняться и т.д.
2. Структура доменного имени
Доменное имя состоит из уровней. Как правило применяются не больше 4 уровней, потому что смысл доменного имени в лаконичности и легкой запоминаемости.
Основные уровни доменных имен:
Нулевой домен или корневой – выглядит как точка и стоит в конце домена, но он не прописывается. Его администратором является ICANN, о которой мы поговорим немного позже;
Домен 2 уровня или основной – собственно это то самое символьное обозначение, которое покупается администраторами, становится предметом споров в суде. Для примера anpzenit.ru, vsrf.ru – национальные, wikipedia.org, booking.com – родовые;
Все последующие домены, как уже было сказано ранее, применяются крайне редко и в раскрытии не нуждаются. Думаю, всем понятен общее предназначение домена.
3. Организации, регулирующие доменные имена
Она является администратором корневого домена и по-сути все последующие домены являются наростом на её домене. Эта организация аккредитует лиц и компании, которые хотят стать регистраторами родовых доменов 1 уровня, а также передает часть полномочий по определенной доменной зоне органам разных стран.
Например, у регистратора ООО «Регистратор доменных имен Рег.Ру» имеется аккредитация и у ICANN и у Координационного центра, что позволяет ему регистрировать сразу в нескольких доменных зонах.
Для того чтобы понимать, какая организация имеет аккредитацию непосредственно у ICANN, можете перейти по гипперссылке на сайт ICANN и проверить регистратора. Достаточно выбрать страну которая интересует.
4. Регистрация доменного имени
Понятие доменного имени дано в Федеральном законе № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
То есть как мы видим законодатель отмечает лишь техническую сторону доменного имени не вдаваясь в подробности его правовой природы (спойлер: он до сих пор этого не сделал).
Итак, о регистрации.
Такой договор может быть заключен и через посредников, например, хостинг-провайдера. Таких посредников также называют реселлерами.
Далее в автоматическом режиме от регистратора отправляется в адрес оператора реестра определенной доменной зоны информация о присвоение прав на домен такому-то лицу.
На всю процедуру регистрации уходит 3 дня (обратите на это внимание, позже пригодится).
Домен регистрируется на 1 год, однако может продлеваться неограниченное количество раз.
Для продления прав на домен регистратор отправляет за 50-60 дней до окончания срока уведомление администратору, а тот в свою очередь может по своему желанию отправить за 60 дней до конца срока заявление о продлении срока. Если такое заявление не будет отправлено, то права на данный домен аннулируются.
Причины отказа в регистрации домена следующие:
домен уже содержится в Реестре;
домен совпадает с включенным в стоп-лист обозначением;
домен не соответствует указанным в Правилах техническим требованиям;
пользователь не представил установленную Правилами и договором информацию об администраторе.
5. Правовое регулирование доменных имён в РФ
В этих правилах участниками отношений являются: Администратор, Регистратор, Координатор (сам Координационный центр).
Регистрация доменного имени, согласно правилам – это внесение в Реестр сведений о доменном имени, его администраторе и иных сведений, установленных Правилами.
В том же документе установлены требования к доменам.
От 2 до 63 символов;
Начинаться и заканчиваться буквой или цифрой;
Не содержать символов, отличных от букв, цифр и дефиса (допустимыми буквами являются буквы латинского алфавита; прописные и строчные буквы не различаются);
Не содержать одновременно дефисы в 3-й и 4-й позициях.
Не менее 2 символов;
Содержать такое количество символов, чтобы представление обозначения в кодировке Punycode содержало не более 63 символов;
Начинаться и заканчиваться буквой или цифрой;
Не содержать символов, отличных от букв, цифр и дефиса (допустимыми буквами являются буквы русского алфавита, включая букву «ё»; прописные и строчные буквы не различаются).
Кодировка Punycode – это стандартизированный метод преобразования последовательностей.
Применяется для того, чтобы преобразовывать индивидуальные символы (ö, ё и т.д.) каждой страны в последовательность символов из латинских букв от A до Z, цифр от 0 до 9 и дефиса.
7. Основные концепции правовой природы доменного имени
А теперь мы постараемся разобраться с правовой природой доменного имени и позицией судов в этом вопросе.
Существуют в доктрине и на практике 3 основные концепции:
Доменное имя как услуга регистратора (её придерживаются регистраторы и ICANN);
Доменное имя как бестелесное имущество (администраторы и их кредиторы);
Доменное имя как средство индивидуализации
Концепция №1: домен как услуга
Услуга в отличие от других объектов гражданских прав обладает рядом признаков и особенностей:
отсутствие овеществленной формы – домен соответствует этому признаку, так как он не осязаем;
связь с исполнителем – Домен не соответствует этому признаку, так как использование доменного имени не регулируется регистратором, вся ответственность лежит на администраторе. Регистратор никак не контролирует исполнение соблюдение прав третьих лиц при использовании администратором домена. Например, когда мы приходим, чтобы получить услугу массажа – вся ответственность за него ложится непосредственно на исполнителя. При регистрации домена такого не происходит;
моментальная потребляемость – домен не соответствует этому признаку, поскольку существует и используется после действий, производимых регистратором (помните про 3 дня?);
синхронность оказания и получения – домен не соответствует опять же, потому что проходит 3 дня с момента осуществления действий регистратора до момента фактического получения прав администратора на домен;
несохраняемость – домен соответствует этому признаку, так как если права администратора аннулируются на какой-то домен, то у третьих лиц появляется возможность стать его администратором (помним, что у дома могут меняться названия улиц, порядковый номер и владелец).
Итак, при кратком анализе, можно уже прийти к выводу, что домен не может рассматриваться как услуга.
Концепция № 2: Домен как бестелесное имущество
Как вы наверняка знаете помимо узкой имущество обладает и широкой трактовкой, то есть к нему относятся не только овеществленные предметы материального мира, но и имущественные права и обязанности. Такой позиции вслед за Европейским судом по правам человека придерживается и Конституционный суд РФ.
Домен – бестелесное имущество и для аргументации такой позиции приведу в пример несколько судебных дел из заморья, а именно из США и Канады.
Дело №1: «Kremen vs Coheno» 2000 г.
1994 Гари Кремен зарегистрировал домен «sex.com»;
Вскоре Стефан Кохен захватил доменное имя и перерегистрировал его на себя, отправив поддельное письмо регистратору;
Кремен обратился в суд с требованием вернуть ему домен.
Для разрешения данного спора суду необходимо было установить является ли домен нематериальным имуществом и является ли его захват деликтом (правонарушением).
1 инстанция встала на сторону Кремена, посчитав, что право на использование доменного имени существует независимо от услуг, оказываемых регистратором. При этом, по мнению суда, домен обладает определенной ценностью, в силу чего оно является нематериальным имуществом.
2 инстанция применила 3-ступенчатый тест для определения объекта в качестве имущества, проверив следующие факторы:
в отношении него есть определенный интерес;
в отношении него возможно монопольное владение или контроль;
предполагаемый владелец может претендовать на то, что его права носят исключительный характер.
Интерес есть как у владельца сайта, который размещен на домене, также контент, который на нем опубликован, как результат интеллектуальной деятельности, также интерес есть и у пользователей сайта, которые просматривают контент, возможно осуществляют какие-то покупки и т.д. Здесь всё понятно.
Монопольное владение и контроль также имеют место быть, ведь как мы помним не существует второго такого домена, и вся ответственность лежит на администраторе домена, весь контроль за контентом на этом сайте также регулируется администратором.
Исключительный характер также вытекает из монопольного владения.
Таким образом, по всем признакам домен попал под понятие имущества и иск удовлетворили.
Практика рассмотрения доменных споров имеется чуть ли не во всех странах, где есть интернет. Интересным представляется дело, рассмотренное в Канаде, «Tucows vs Renner» 2011 г.
В этом деле 1 инстанция отказала владельцу домена в иске, однако, 2 инстанция с ней не согласилась и отменила решение. Апелляция выявила следующие признаки имущества по отношению к домену:
по поводу них складываются правоотношения между людьми, связанные с притязаниями на нематериальные «предметы»;
их владельцы обладают абсолютным правом, позволяющим требовать его соблюдения от неопределенного круга лиц;
право на доменное имя обладает устойчивостью, а его наличие может быть установлено иными участниками правоотношений;
право на доменное имя имеет стоимость и денежную оценку, а также позволяет извлекать выгоду
Концепция № 3: домен как средство индивидуализации
Это модернизированная отечественными юристами концепция № 2, которая гласит, что по сути домен выполняет функции товарного знака или обозначения конкретного продукта, компании покупают домены, как правило, которые содержат их собственное название или название их продукта.
Однако, понятия средства индивидуализации российским законодателем не дано, что позволяет трактовать его в широком и узком смысле. В узком смысле домен нельзя относить к средству индивидуализации, потому что перечень средств индивидуализации, являющихся объектом интеллектуальной собственности, является закрытым перечнем и указан в ст. 1225 ГК РФ. К ним в частности относятся товарный знак, коммерческое обозначение, фирменное наименование. Доменного имени в перечне нет.
Но в широком смысле под средством индивидуализации можно понимать огромное множество понятий, в том числе ИНН, ОГРН, юр. адрес и так далее. Доменное имя в таком случае можно понимать, как средство индивидуализации ведь он фактически индивидуализирует домен из миллиардов других.
Таким образом, для меня очевидна правильность именно 2 и 3 концепций правовой природы домена (больше по душе мне 3 концепция)
8. Судебная практика
Первым хочется рассмотреть решение Мытищинского городского суда Московской области от 30 ноября 2011 г. по делу N 2-4006/2011.
Был такой Храпов Ю. Ю. он был владельцем ООО «Компания Шинамаг» и ООО «Наутилус-Х», эти компании продавали товары через интернет. Также Храпов был собственником 5 доменов, через которые собственно и продавали свои товары его компании.
Храпов Ю. Ю. умирает и открывается наследственный процесс. Наследники: отец, мать, сын, дочь. Каждый из наследников получил по ¼ в уставных капиталах компаний. Однако в свидетельстве о праве на наследство доменные имена не фигурировали.
Дочка просекла, что есть 5 доменных имён и направила регистратору ООО «Наунет СП» требование о перерегистрации их на своё имя. Требование удовлетворили.
Дед с бабкой решили, что тут есть некоторая несправделивость и подали заявление о признании сделки между регистратором и дочкой Храпова недействительной. Они утверждали, что доменное имя – это имущество и должно быть включено в наследственную массу (с чем я согласен) и поделено между наследниками.
Но суд посчитал, что они не правы и отказал в исковом заявлении.
«Доменное имя не является в Российской Федерации объектом гражданских прав, оно также не является и не может являться объектом регулирования, согласно действующему законодательству, в связи с чем, не может быть включено в наследственную массу.
Само по себе доменное имя является лишь способом адресации в сети Интернет и никак не может быть признано имуществом или имущественным правом, подлежащим наследованию.»
То есть судом было акцентировано внимание не техническую роль домена и на отсутствие его в списке объектов гражданских прав (кстати сказать который не является закрытым перечнем).
С судом я не согласен, ведь домен мог быть продан за деньги и в таком случае у наследников также не будет прав на них? Как-то не пахнет справедливостью.
Более детально и в поддержку 3 концепции правовой природы (домен как средство индивидуализации) высказался Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.01.2001 N 1192/00 по делу N А40-25314/99-15-271:
«Доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Кроме того, доменные имена, содержащие товарные знаки или торговые наименования, имеют коммерческую стоимость»
Также Суд по интеллектуальным правам в Постановлении от 06.04.2017 N С01-107/2017 по делу N А41-29186/2016 применил ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, согласно которой актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. То есть к доменным именам могут быть применимы принципы добросовестной конкуренции.
Решение ЕСПЧ от 18.09.2007 по делу Компания «Пэффген ГмбХ» (I-IV) против Германии в свою очередь указало на наличие бесспорной имущественной значимости доменного имени.
А Всемирная организация интеллектуальной собственности в обзоре проблем 2002 года, состоявшегося в Женеве, указало на то, что недопустимо понимать домен как интеллектуальную собственность, так как исключительные права предусматривают действие в течение определенного законом срока и на определенной территории, права на доменное имя, в отличие от регистрации доменного имени, не ограничиваются сроком и имеют трансграничный характер.
Также Президиумом Суда по интеллектуальным правам в Постановлении от 28.03.2014 N СП-21/4 была утверждена справка по вопросам, возникающим при рассмотрении доменных споров.
И я бы хотел выделить 7 основных позиций данной справки (но всё же рекомендую ознакомиться с ней лично):
1. Нарушением исключительных прав на общеизвестный товарный знак может являться не только его фактическое использование, но и регистрация.
2. Если нарушением считается регистрация домена, то по решению суда такая регистрация может быть аннулирована;
3. Требование о пресечении действий, нарушающих исключительные права 3 лиц могут быть направлены администратору домена, а требования о возмещении вреда и выплате компенсации – и администратору и регистратору домена;
4. Положения ст. 10 ГК РФ (пределы осуществления гражданских прав) и ст. 10.bis Парижской конвенции можно применять не только к предпринимателям, но и к лицам, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность;
5. Аннулирование регистрации или передача/изменение регистрации может быть осуществлено при совокупности 3 критериев:
спорное доменное имя ответчика идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком истца;
у администратора доменного имени (ответчика) нет прав и законных интересов в отношении спорного доменного имени;
спорное доменное имя зарегистрировано и используется администратором доменного имени (ответчиком) недобросовестно.
6. Недобросовестность регистрации и использования домена проявляется в следующих обстоятельствах:
указывающих на то, что администратор доменного имени зарегистрировал или приобрел доменное имя с основной целью его продажи, сдачи в аренду или передачи использования другим способом истцу, являющемуся правообладателем исключительного права на товарный знак, либо конкуренту истца за денежную сумму, превышающую подтвержденные расходы администратора доменного имени, прямо относящиеся к приобретению доменного имени
(по-русски, если администратор купил домен, чтобы потом его втридорога продать владельцу товарного знака, который указан в купленном домене);
администратор доменного имени зарегистрировал доменное имя с целью помешать правообладателю исключительного права на товарный знак использовать спорное доменное имя при условии, что раньше администратор доменного имени уже занимался подобного рода деятельностью
(по-русски, если администратор зарегистрировал на себя домен, только для того чтобы другое лицо не смогло его зарегистрировать);
администратор доменного имени зарегистрировал доменное имя главным образом для того, чтобы помешать деятельности конкурента
(по-русски, если администратор зарегистрировал домен, который был нужен его конкуренту, только с целью помешать последнему);
используя доменное имя, администратор доменного имени намеренно привлекал с коммерческой целью пользователей сети «Интернет» на свой веб-сайт или иной ресурс сети «Интернет» путем создания сходства с товарным знаком истца, который якобы является участником (или учредителем), спонсором, партнером или поддерживает веб-сайт администратора спорного доменного имени или иной ресурс, либо товар или услугу, предоставляемую на веб-сайте администратора спорного доменного имени или ином ресурсе
(по-русски, если администратор зарегистрировал домен, например, googlelaw.com для того, чтобы вызывать у посетителей больше доверия за счет известности компании Google, при этом получая от этого выгоду)
7. Администратор может быть освобожден от ответственности, если:
до получения извещения об иске администратор доменного имени (ответчик) использовал или готовился использовать доменное имя или имя, сходное до степени смешения с доменным именем, указанным в иске, с целью добросовестного предоставления товаров и услуг
(по-русски, если администратор зарегистрировал домен, но не с целью мешать своему конкуренту, а реально для осуществления своей деятельности, то есть под доменом есть сайт, на нем что-то публикуется, он необходим администратору как ресурс, а не как инструмент «грязной» конкуренции);
администратор доменного имени был широко известен под спорным доменным именем, даже если при этом он не приобрел исключительного права на товарный знак, тождественный или сходный до степени смешения с доменным именем
(по-русски, компания Google (администратор) зарегистрировала домен, например, google.com, все знают что google ассоциируется с ней, это даже не оспаривается, но вот товарный знак Google у компании не зарегистрирован. И если появится челове создавший очень похожий домен и будет требовать компанию удалить свой домен из-за нарушения исключительных прав, правым здесь окажется компания Google);
используя доменное имя, администратор доменного имени занимается законной некоммерческой или иной добросовестной деятельностью, не имея намерения ввести в заблуждение потребителей или нанести вред репутации товарного знака истца
(по-русски, если администратор зарегистрировал домен googlehelp.com, но использует его, например, для благотворительного фонда, фактически не получая никакой коммерческой выгоды от ассоциации с компанией Google).
На этом всё. Благодарю за внимание!
Если у кого-то есть дополнения, исправления и вопросы – я очень буду рад над ними подумать! Спасибо за актив под предыдущим постом про правовое регулирование криптовалюты!