Что такое ндд простыми словами
Налог на добавленный доход (НДД)
НДД пока что проходит корректировку некоторых пунктов и уточнений, дабы снизить риск падения нефтяной продукции, в частности, ее стоимости на мировом рынке.
Налог на добавленный доход представляет собой налоговый сбор на добычу и продажу нефтепродукции, без учета потраченных на нее техники, материалов переработки, иных затрат.
В том числе, не берутся во внимание затраты на эксплуатацию нефти транспортом и т. д. Налоговый сбор будет осуществляться с итоговой суммы продажи продукции, а не с добытого объема, как раньше.
Налоговый сбор на 2018 г. на нефтепродукцию пока предполагается в размере 50%. Что именно произойдет:
— размеры вычета налога;
— порядок его уплаты;
Законопроект о налоге на добавленный доход должны ввести не раньше 2019 г. Об этом утверждается в очередном правительственном заседании.
Изначально планировалось его активация в 2018 г., но в силу обстоятельств, проект коснется лишь новых точек месторождения нефти, соответственно, молодых нефтяных компаний и скважин.
За словами вице-премьера РФ, за проектом от управления Президента РФ поступило несколько значительных замечаний со стороны технического характера.
После корректировки недочетов, проект снова выставят на обсуждение в думу для утверждения. Пока проект находится в «пилотном» режиме.
Первый этап принятия закона на НДД состоялся при первом чтении думы. НДД был изначально предложен и разработан совместно с Минэнерго и Минфин РФ.
Специалисты прогнозируют, что благодаря нововведения в системе налогообложения в нефтяной отрасли, государственный бюджет может пополниться на сумму около 600 млрд. руб.
Должен снизиться прежний налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но сам налог, как таковой, останется, его никуда не уберут.
Суть внедрения нового налога в том, чтобы заменить ряд льгот на нефтяную продукцию по экспорту и размер ставок в направлении добычи этой продукции для молодых участков месторождения нефти.
Государство предлагает нефтяным компаниям обмен, где они отменяют льготы, но вводят новую систему налогового вычета с рядом множественных послаблений.
Для государства такой встречный шаг к нефтяному бизнесу имеет значение. Отменив пошлину на экспорт продукции и заменив ее на налог на добавленный доход, Минфин находит еще один дополнительный источник дохода для бюджета страны.
Поскольку нововведения неизбежны в любом случае, то нефтяные компании все стараются отстоять свое право выбора типа налогового вычета в своей деятельности.
Так как новый законопроект НДД еще окончательно не утвержден правительством РФ, за компаниями остается право выбора порядка налогообложения.
Компании могут выбирать, оставаться еще на старой системе вычета НДПИ или переходить на новую НДД.
Обратите внимание, что и старая программа никуда не девается, просто снижается ее стоимость, потому компаниям придется удерживать два типа налогов от добычи и доходов по продукции.
Минфин пробовал распространить сначала новый проект за нефтяными месторождениями свежими, новыми, но при этом, минуя те, к которым уже с 2016 г. стали применяться экспортные льготы за НДПИ.
Если правительство отменит старую систему налогообложения на доход полезных ископаемых, то всем нефтяным компаниям «добровольно-принудительно» придется перейти на новый порядок.
Тем самым, старая система потеряет свой смысл, если кто-то еще попытается ею пользоваться. По мнению экспертов, с применением новой НДД, нефтяные компании не много выиграют.
Другой вопрос касается технической части отрасли. К примеру, установили пороговое значение по выработке браунфилдов (зрелых месторождений нефти).
Речь идет о месторождениях, у которых выработано от 20% до 80%, а для Сибири только 5%. Эксперты практически единогласно утверждают, что старания компаний не принесут желаемого результата.
Налог на добавленный доход: что это значит для бюджета
В начале мая СМИ сообщили о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил ввести для новых нефтяных месторождений, разрабатываемых в России, налог на добавленный доход. Однако против реформы выступило Министерство финансов.
«Бюджет» подготовил материал о том, что такое НДД и чем эта форма налогообложения добывающей отрасли отличается от двух уже применяемых в России – таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых.
Предложения «Роснефти» и ответ Минфина
По данным СМИ, «Роснефть» уже подготовила законопроект по НДД. При этом сам И. Сечин описал реформу в письме заместителю главы правительства Аркадию Дворковичу.
В свою очередь, в Минфине эксперимент с НДД назвали несвоевременным. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства Илья Трунин 8 мая заявил агентству ТАСС, что вопрос срочного введения НДД не проработан.
В целом НДД обладает теми же недостатками, что и налог на финансовый результат (НФР), эксперимент по введению которого сейчас прорабатывается Минэнерго, добавил он.
«Сейчас не время для экспериментов в отрасли, которая в целом обеспечивает до 50% доходов бюджетной системы», — приводит агентство его слова.
И. Трунин подчеркнул, что действующая система налогообложения нефтяной отрасли за последние годы пополнилась огромным количеством льготных режимов и был проведен налоговый маневр, который привел к снижению нагрузки на нефтедобычу.
Он добавил, что система устоялась, а эффект от нововведений не просчитан.
И. Трунин пояснил, что НДД устраивает нефтяные компании, так как даст им дополнительные льготы, позволит стимулировать инвестиции и увеличивать капиталовложения. Но оценка НДД с точки зрения влияния на экономику в целом неоднозначна.
Что представляет собой налог на добавленный доход
НДД начисляется на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налог облагает не всю выручку компании или объем добытых ей ресурсов, а финансовый результат.
Переход на НДД обсуждается уже несколько лет. Ранее неоднократно сообщалось, что новая система поможет более справедливо распределить налоговую нагрузку между компаниями, но не снизит доходы федерального бюджета.
НДД позволяет сделать ставки для всех новых месторождений ниже. Этот эффект получается за счет того, что на начальном этапе затраты на разработку высоки, а объемы продаж нефти со скважин — низкие.
Однако после выхода месторождений на полную мощность НДД позволяет собрать больше налогов и компенсировать потери бюджета на начальном этапе. То же самое касается и месторождений на заключительном этапе разработки: расходы на них начинают расти, а объемы добычи падать, следовательно, налогооблагаемая база снижается.
Чем плох НДД? Его сложно администрировать. В отличии от этого налога, действующие в России экспортные таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых взимать очень просто.
Как нефтяная отрасль облагается налогами сейчас
НДПИ взимается на этапе добычи полезных ископаемых. Для большого числа природных ресурсов, добываемых в России, действуют адвалорные налоговые ставки. Другими словами, добывающие полезные ископаемые компании отдают определенный процент от их стоимости.
Налог с нефти и газа взимается по специфическим ставкам. Это значит, что компании платят определенную сумму за каждый баррель нефти или кубометр газа, а не часть дохода от добытых ресурсов.
Второй инструмент — таможенные пошлины — используется в том случае, если добытые в России ресурсы экспортируются. Пошлины взимаются по тому же принципу, что и НДПИ – для нефти это определенная сумма с тонны ресурса.
Что происходит со сборами с отрасли сейчас
Предложение «Роснефти» прозвучало на фоне масштабных изменений ставок таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, которые произошли 1 января. В рамках нового правила пошлины резко сократятся, а НДПИ, напротив, вырастет.
Изменения предполагают, что за три года вывозные таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты — в 1,7-5 раз. При этом ставка НДПИ на нефть возрастет в 1,7 раза, а на газовый конденсат — в 6,5 раза.
Рекомендуем посмотреть
Финансы
«Бюджетный учет» для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений
Выставки, форумы, конференции
Учебный центр «Бюджет»: ваша возможность повысить квалификацию
Финансовый контроль
Журнал «Финконтроль» для финансовых контролеров и проверяемых
Государство
В России появится Национальная система пространственных данных
Выборы, отставки, назначения
В аппарате правительства создан Департамент проектной деятельности
Реформы
Утверждены мероприятия по цифровой трансформации в сфере госуправления
Экономика
Кабмин утвердил перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года
Новый налог: НДД
«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2018, N 9
Зачем вводится НДД?
В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ и экспортной пошлины на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи нефти, величина которого определяется за весь срок инвестиционного проекта при разработке конкретного участка недр, а уровень налоговых изъятий зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке участка недр с учетом фактических цен на нефть и затрат на ее добычу.
По мнению разработчиков Закона, данные изменения позволят перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений, то есть после их выхода на проектную мощность. В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке и расширении периметра его применения.
В средне- и долгосрочной перспективе предлагается рассмотреть целесообразность завершения налогового маневра, предусматривающего поэтапное снижение ставки экспортной пошлины вплоть до ее отмены с одновременным увеличением ставок НДПИ на нефть и корректировкой системы акцизов на нефтепродукты. Основной целью такого маневра является отказ от выполнения таможенными пошлинами несвойственных им функций по изъятию сырьевой ренты и субсидированию неэффективной нефтеперерабатывающей промышленности.
Основные элементы НДД
Прежде чем перейти к основным элементам НДД, отметим, что новый налог является федеральным налогом: ст. 13 НК РФ дополнена п. 11.
Плательщики НДД
Понятие «налогоплательщики» для целей гл. 25.4 НК РФ определено ст. 333.43: это организации, осуществляющие установленные виды деятельности и являющиеся пользователями недр на участках недр, права пользования которыми предоставлены им на основании лицензий, предусматривающих в том числе право таких организаций на разведку и добычу нефти на участках недр, поименованных в п. 1 ст. 333.45 НК РФ. При этом по состоянию на 1 января года налогового периода на таких участках недр имеются извлекаемые запасы нефти, подтвержденные данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января года, предшествующего году налогового периода, либо сведениями из заключения государственной экспертизы запасов нефти в году, предшествующем году налогового периода.
Поясним, что в целях гл. 25.4 НК РФ к углеводородному сырью относятся нефть и газ (газовый конденсат, газ горючий природный).
Под установленными видами деятельности понимается деятельность налогоплательщика по освоению участка недр в целях добычи углеводородного сырья на участке недр собственными силами или с привлечением третьих лиц: поиск и оценка месторождений углеводородного сырья, транспортировка и подготовка углеводородного сырья, а также хранение и утилизация попутного газа. К этой же деятельности относится деятельность по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких указанных видов деятельности, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности.
Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДД
Порядок и условия освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДД приведены в ст. 333.44 НК РФ. Плательщики НДД имеют право на рассматриваемое освобождение в отношении следующих участков недр:
Организация, имеющая право на освобождение и принявшая соответствующее решение, представляет уведомление в налоговый орган:
Форма данного уведомления будет разработана ФНС.
При этом организация, не реализовавшая свое право стать налогоплательщиком в отношении участка недр, указанного в абз. 1 пп. 2 п. 1 ст. 333.45 НК РФ, в сроки, обозначенные в абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 333.45 НК РФ, не признается налогоплательщиком и не исполняет обязанности налогоплательщика в отношении такого участка недр со дня вступления в силу гл. 25.4 НК РФ.
Объект налогообложения
Объектом обложения НДД признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на конкретном участке недр. Законодатель установил конкретные участки недр с указанием географических координат точек участка недр и требования к данным участкам:
В качестве требований к участкам недр установлены в том числе степень выработанности запасов нефти, постановка на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2017 года, начальные извлекаемые запасы нефти участка недр.
Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов и величину расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. При этом не признается объектом обложения НДД дополнительный доход на участке недр, включающем полностью или частично новое морское месторождение углеводородного сырья.
Расчетная выручка
Порядок определения расчетной выручки установлен ст. 333.46 НК РФ.
Расчетная выручка исчисляется за каждый календарный месяц, затем суммируется за налоговый (отчетный) период.
Расчетная выручка за календарный месяц определяется по формуле, приведенной в п. 2 ст. 333.46 НК РФ.
Фактические расходы
Фактическими расходами по добыче углеводородного сырья на участке недр признаются затраты, понесенные налогоплательщиком и непосредственно связанные с деятельностью по освоению такого участка недр, при условии, что они отвечают требованиям, установленным гл. 25 НК РФ.
Фактические расходы состоят из следующих расходов:
Фактические расходы на приобретение амортизируемого имущества. Отнесение объектов имущества к амортизируемому имуществу осуществляется согласно ст. 256 НК РФ.
Фактические расходы на приобретение амортизируемого имущества учитываются в размере фактических затрат, подлежащих включению в первоначальную стоимость такого имущества, определяемую на основании ст. 257 НК РФ. Расходы относятся к фактическим расходам на приобретение в том числе в случае, если на момент учета таких расходов для целей НДД в установленном порядке вся сумма расходов или их часть не включена в первоначальную стоимость конкретного объекта (объектов) основных средств.
К фактическим расходам на приобретение относятся также затраты по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, частичной ликвидации соответствующих объектов, относящихся к амортизируемому имуществу, которые учитываются в качестве расходов при условии соответствия требованиям гл. 25 НК РФ.
Фактические расходы, связанные с производством и реализацией. Фактическими расходами, связанными с производством и реализацией, признаются следующие виды затрат, относящихся к расходам, связанным с производством и реализацией (за исключением сумм начисленной амортизации и сумм налога, исчисленного исходя из гл. 25.4 НК РФ), и к внереализационным расходам, в соответствии с гл. 25 НК РФ:
При определении фактических расходов на участке недр не учитываются следующие виды затрат:
Раздельный учет фактических расходов. Поскольку объектом обложения НДД признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на конкретном участке недр, налогоплательщик обязан вести раздельный учет фактических расходов по каждому участку недр, в отношении которого определяется налоговая база. Особенности ведения раздельного учета в данном случае следующие:
В случае если работы по изготовлению амортизируемого имущества были осуществлены собственными силами налогоплательщика, то такие фактические расходы (без учета сумм амортизации) признаются в том налоговом (отчетном) периоде, в котором они были произведены.
Если на дату признания указанных расходов у налогоплательщика отсутствует возможность их отнесения к расходам, связанным с деятельностью по освоению участка недр, то расходы признаются в том налоговом (отчетном) периоде, в котором налогоплательщиком было принято решение об отнесении указанных расходов к фактическим расходам или на который приходится дата ввода в эксплуатацию (дата изменения первоначальной стоимости) объекта амортизируемого имущества. Данный порядок устанавливается в учетной политике для целей налогообложения.
Фактические расходы, связанные с производством и реализацией, признаются в порядке, установленном ст. 261 (в части расходов на освоение природных ресурсов), 262 и 272 НК РФ. Налогоплательщики вправе учесть сумму расходов, осуществленных в налоговом (отчетном) периоде, в полном объеме без деления их на прямые и косвенные и без распределения на остатки незавершенного производства и (или) на остатки нереализованной готовой продукции. Данный порядок также должен быть зафиксирован в учетной политике.
Восстановление фактических расходов. Фактические расходы на приобретение амортизируемого имущества подлежат восстановлению:
Порядок восстановления фактических расходов установлен п. 5 ст. 333.48 НК РФ.
При этом предусмотрен порядок повторного включения суммы восстановленных расходов в состав фактических расходов.
Расчетные расходы
Расчетными расходами по добыче углеводородного сырья на участке недр признается сумма следующих видов расходов:
Расчетные расходы исчисляются ежемесячно. Формулы для расчетов приведены в ст. 333.49 НК РФ.
Налоговая база
Особенности определения базы по НДД следующие:
Перенос убытков на будущее. Налоговая база для расчета НДД может быть уменьшена на убытки, понесенные в предыдущих налоговых периодах, по следующим правилам:
Исторические убытки учитываются при расчете налога по участкам недр, указанным в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ.
Порядок определения и признания исторических убытков содержится в ст. 333.52 НК РФ. Налогоплательщик определяет расчетный финансовый результат в порядке, установленном гл. 25.4 НК РФ, за соответствующий календарный год. Историческим убытком признается отрицательный расчетный финансовый результат, определенный для календарного года ретроспективного периода. Исторический убыток, в принципе, учитывается в том же порядке, что и обычный убыток.
Налоговый и отчетный периоды
Налоговая ставка
Налоговая ставка устанавливается в размере 50%.
Порядок исчисления и уплаты НДД
НДД рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом налог не может быть менее суммы минимального налога, определяемой на основании гл. 25.4 НК РФ.
Минимальный налог. Минимальный налог рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля минимальной налоговой базы.
При этом для участков недр, указанных в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 333.45 НК РФ, минимальная налоговая база принимается равной нулю для всех налоговых периодов, для которых в течение всего налогового периода в отношении нефти, добытой на таких участках недр, при исчислении НДПИ применяется коэффициент Кг, определяемый в порядке, установленном ст. 342.6 НК РФ, в размере менее 1.
К сведению. Статья 342.6 НК РФ вводится в действие с 1 января 2019 года. Эта норма устанавливает порядок определения коэффициента, характеризующего уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (Кндд).
В остальных случаях минимальная налоговая база определяется как величина расчетной выручки за налоговый (отчетный) период, последовательно уменьшенная:
Если минимальная налоговая база принимает отрицательное значение, то минимальная налоговая база принимается равной нулю.
Авансовые платежи. По итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученного дополнительного дохода (минимальной налоговой базы), рассчитанного нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода, а также в счет уплаты следующего авансового платежа.
Авансовые платежи по минимальному налогу уплачиваются так же, как по налогу, рассчитанному в общем порядке.
Налог (минимальный налог) по итогам налогового периода уплачивается не позднее сроков, установленных для представления налоговой декларации.
Налоговая отчетность
Сроки представления налоговой отчетности следующие:
Налог на добавленный доход в нефтяной отрасли: ставка НДД, суть, объекты налогообложения
Когда вступил в силу налог на добавленный доход в нефтяной отрасли (НДД), с чего взимается, каких компаний он коснется?
Какие могут быть последствия для нефтяного бизнеса? Отвечает Маргарита Есипова, руководитель проектов по направлению «Налоги и право» Группы компаний SRG.
1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 199-ФЗ по НДД, которым в НК РФ введена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья».
Налогоплательщиками данного налога являются организации, осуществляющие разведку, добычу нефти, газа, газового конденсата. Целью введения НДД является создание благоприятных условий налогообложения тем налогоплательщикам, которые активно инвестируют в разведку и разработку новых месторождений.
Налоговая нагрузка прямо пропорционально увеличивается с ростом доходности конкретного участка недр, в чем заключается суть данной системы налогообложения. При этом согласно Налоговому кодексу НДД позволяет переносить и тем самым снижать налоговую нагрузку за счет ранее понесенных затрат на добычу за весь срок реализации инвестиционного проекта.
Историческим убытком признается отрицательный расчетный финансовый результат, определенный с 1 января 2011 года и по год, непосредственно предшествующий году начала исчисления НДД (включительно).
Маргарита Есипова
Такой механизм по замыслу законодателя позволяет перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений.
Кроме того, НДД предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей, т.е. НДПИ и вывозной таможенной пошлины на нефть.
На размер нового налога влияет величина денежного потока от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье (нефть) и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу.
При этом особый порядок расчета НДПИ при применении НДД применяется к общему объему добытой нефти на конкретном участке недр, включая объем нефти, добытый из трудноизвлекаемых залежей на этом участке недр.
Одновременно с новым налогом будет реализовываться завершающий этап «налогового маневра», который предполагает равномерное обнуление вывозных таможенных пошлин с 2019 по 2024 годы, уплачиваемых при экспорте нефти и нефтепродуктов, и эквивалентное повышение ставок НДПИ при добыче нефти и газового конденсата.
Объектом налогообложения при НДД является дополнительный доход от добычи, представляющий собой разницу между расчетной выручкой и произведенными расходами, в том числе убытком.
Степень выработанности запасов нефти на участке недр, где осуществляется добыча, должна составлять меньше значения или равна значению 0,05.
Расчетная выручка рассчитывается как совокупная выручка от реализации. Фактическими расходами являются затраты, осуществленные в связи с производством и реализацией (включая расходы на освоение природных ресурсов, на оплату труда, содержание имущества, платежи за пользование недрами).
Порядок учета расходов подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика и действует в течение пяти последующих налоговых периодов.
Ставка налога на добавленный доход
В соответствии со ст. 333.54 НК РФ налоговая ставка по анализируемому налогу составляет 50%.
Законодатель также установил и минимальный размер НДД. Для участков недр в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа минимальный налог равен нулю при соблюдении определенных условий.
Интересный факт: Введение законопроекта о налоге на добавленный доход в нефтяной отрасли обсуждался еще 2017 году как причина возможного роста цен на бензин.
В связи с этим, несмотря на достаточно высокую налоговую ставку – 50 %, данный налог может оказаться весьма выгодным с точки зрения налогового планирования в долгосрочной перспективе, так как позволяет нести налоговое бремя не во время инвестиционных процессов, а с появлением производственной мощности и реальной выручки от добычи полезных ископаемых.