Что такое ндг по бернштейну
Что такое ндг по бернштейну
Что это?
Система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие праксиса — способности мозга планировать движения, с учетом цели и обратной связи, поступающей от органов чувств. Методика разработана специалистами центра «Логопрогноз» на основе теории советского физиолога Н.А. Бернштейна об уровневом управлении движениями. Три направления НДГ реализованы в специально оборудованных залах: вестибулярном зале, зале баланса и зале праксиса. Методические рекомендации для занятий составляет врач по результатам диагностики и динамического наблюдения.
Кому назначается?
НДГ является обязательной частью курса реабилитации для всех детей. Занятия назначаются детям с аутизмом, алалией, синдромом Дауна, ЗПРР, ОНР, дислексией, дисграфией, СДВГ.
Какие проблемы это решает?
Праксис — это способность мозга планировать и осуществлять движения (в том числе движения, необходимые для речи, чтения и пись- ма). В формировании праксиса участвуют три сенсорные системы:
вестибулярная, тактильная и проприоцептивная (мышечно-суставная), которые развиваются внутриутробно. На момент рождения ребенка наиболее зрелой сенсорной системой является вестибулярная. Она отвечает за формирование мышечного тонуса, ощущение целостности своего тела, планирование движений, навигацию в пространстве и участвует в большинстве когнитивных процессов.
Данные научной литературы и наши диагностические данные показывают, что у многих детей имеется врожденная вестибулярная не- достаточность. Поэтому процесс формирования праксиса и высших психических функций нарушается. Малоподвижный образ жизни и зло- употребление гаджетами усугубляют вестибулярную недостаточность.
Вестибулярная система продолжает активно развиваться до 13–15 лет. Нужно обеспечить ребенка необходимым двигательным и сенсорным опытом, позволяющим нормализовать ее работу, процессы развития сенсомоторной интеграции и праксиса.
Основные свойства движения:
Виды движения
Рубинштейн выделяет 6 видов движений:
Александр Николаевич Бернштейн разработал проблему механизмов организации движений и действий человека. До него существовала классическая физиология. Бернштейн создал неклассическую физиологию.
Отличие классической от неклассической физиологии:
Понятие «модель потребного будущего»
Александр Николаевич Бернштейн ввёл понятие «модель потребного будущего», рассматривая её как одну из форм отображения живым организмом мира. Второй формой является отражение прошлого и настоящего. Наряду с этим мозг «отражает» (конструирует) ситуацию предстоящего, не ставшую ещё действительностью, которую его биологические потребности побуждают реализовать. Только уяснившийся образ потребного будущего может послужить основанием для оформления задачи и программирования её решения.
В отличие от модели ставшего модель будущего имеет вероятностный характер.
Принцип сенсорных коррекций
Бернштейн предложил совершенно новый принцип управления движениями, назвав его принципом сенсорных коррекций. Имеется в виду, коррекции, вносимые в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов. Общее свойство этих факторов – вносить изменения в запланированных ход движений. Движение, даже самое элементарное, всегда строится «здесь и теперь», а не следует автоматически – каждый раз одно и тоже – вслед за вызвавшим его стимулом.
Окончательная цель движения может быть достигнута, только если в него постоянно будут вноситься поправки (коррекции). ЦНС должна знать, какова реальная судьба текущего движения, то есть в неё должны непрерывно поступать афферентные сигналы, содержащие информацию о реальном ходе движения, а затем перерабатывать в сигналы коррекции.
Факторы, влияющие на ход движения:
Уровни построения движений
Бернштейн – создатель теории уровней построения движений. Им было обнаружено, что в зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях.
Под уровнем следует понимать морфологические «слои» в ЦНС. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры.
Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, реализует свой класс движений.
Что определяет факт построения движения на том или ином уровне?
Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей движения. То есть физиология определяется совершенно нефизиологическими вещеми, а именно целью действия человека.
Таким образом, Бернштейн ввёл целевую детерминацию поведения организма.
Идеи Бернштейна имеют большое значение для психологии. Он внёс большой вклад в несколько разделов психологии:
использованы материалы лекции к. пс. н. Пинегиной Н. М.
Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции речи у детей
Елена Петровна Бойко
Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции речи у детей
В настоящее время в логопедической практике увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с проблемами в адаптации, с трудностями в обучении.
Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Нейродинамическая гимнастика – это универсальная система,
построенная на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр.
Авторы направления «Целебных прикосновений»: Гордон Стокс, Дениел Уайтсайд и Кендис Калэуей.
В 1972 году они разработали новый подход – концепцию «Три в одном»,
который включил в себя работу с телом и эмоциями, достижения нейробиологии и их собственные оригинальные находки.
В 1991 году Кэрол Энн Хонц привезла в Россию курсы «Единого мозга».
Данное направление основано на коррекции функций исходя из концепции, основателя нейропсихологии, А. Р. Лурии о трех блоках мозга.
Работы американских психологов Пол и Гейл Деннисон. Главной задачей является активизировать природные механизмы работы мозга.
На основе программы нейропсихоккоррекции, известного нейропсихолога, профессора МГПУ Анны Владимировны Семенович «Метод замещающего онтогенеза».
Сензитивный период для развития межполушарных связей приходится на дошкольный период (так утверждают ученые Н. А. Берштейн, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, Ф Бильгоу, П. Денисон). Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг. Комплексы нейрогимнастики помогут подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.
Как же работает наш мозг?Его можно условно разделить на 4 части: левая, правая, задняя и передняя. Левое полушарие отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие – левой, то есть когда мы действуем правой рукой – активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие, тоже самое касается и глаз и ног. (каждое полушарие «отвечает» за различного рода деятельность).
Задачи нейрогимнастики:
Развитие межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, комиссур (межполушарных связей).
Развитие речи, мышления, устранение дислексии и дисграфии.
Развитие мелкой моторики, способностей, памяти, внимания.
Нейродинамическая гимнастика для детей дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие.
Польза состоит в следующем:
• стимулирует память, мыслительную деятельность;
• помогает получить энергию, необходимую для обучения;
• улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
• благоприятно сказывается на процессе письма/чтения;
• повышает продуктивную работоспособность;
• формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно будет необходимо в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены;
В работе Т. П. Трясоруковой представлены комплексы нейродинамической гимнастики,состоящие из 2 блоков: мануальный и психомоторный.
Мануальный блок (ручной) – это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка к интегрированной работе. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т. к. с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении этих упражнений образуется большее количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.
Психомоторный блок направлен на укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи, имеющей сложную организацию,где участвуют системы: зрение, движения и лимбическая система (поведение, эмоциональный тонус). Упражнения данного блока позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивость, развивать зрительно-моторную координацию, а также расширить связи и баланс между полушариями.
В слайдах 9,10,11 представлены комплексы упражнений вышеназванных блоков (их можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, профилактики дисграфии и дислексии).
Общие рекомендации по проведению нейродинамической гимнастики:
1. Гимнастику лучше проводить ежедневно по 10-20 минут в первой половине дня, возможно внесение изменений с учётом возраста, состояния здоровья и потребностей ребенка.
2. Не рекомендуется проводить работу с ребенком в период болезни и в течение 5-7 дней после, т. к. в этот период организм ребенка и его нервная система ослаблены.
3. Во время проведения гимнастикинеобходимо исключить все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, работающий телевизор, игрушки и т. д.
4. Перед выполнением упражнений мануального блока взрослый должен показать ребенку как выполнять упражнение, а затем закрепить объяснение показом движения в медленном темпе.
5. При выполнении заданий психомоторного блока предложите ребенку
7.И самое главное: совместная игра ребенка и взрослого.
нейродинамической гимнастики у детейс речевыми нарушениями:
увеличивается интенсивность развития речи;
исключается перестановка звуков;
речь ребенка становится чище и понятнее для окружающих;
развиваются нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
ТЕЛО И ПСИХИКА. ВЗГЛЯД СПЕЦИАЛИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КОРРЕКЦИЕЙ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ, С ОПОРОЙ НА ТЕОРИЮ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ Н.А.БЕРНШТЕЙНА
Елена Максимова и Марина Глушакова: Книга Н.А Бернштейна «О построении движений» вышла в 1947 году и была переведена на все основные языки мира. Поскольку движение лежит в основе нашего поведения, то каждый уровень построения движений можно рассматривать и как уровни построения психики человека. Работая с особыми детьми, мы постоянно наблюдаем, что, как выпадение, так и появление, при коррекции, того или иного уровня построения движений происходит целостно, со всеми присущими ему свойствами.
Например, жалобы на отсутствие у ребенка чувства страха, говорит нам о возможном нарушении уровня В. В этом случае, как правило, снижена поверхностная чувствительность, отсутствует боковое зрение, движения ребенка напряженные и «задумчивые», лишены легкости и пластики В-автоматизмов, нет игры мышц врожденной мимики (той, что присутствует во сне).
Вот об этих наблюдениях, связанных с тем или иным уровнем построения движений, нам и хочется, очень коротко, вам рассказать.
А – Руброспинальный уровень палеокинетических регуляций охватывает тоническую регуляцию тела в целом. Это самый древний уровень тела является исходным напряжением клеток и тканей, опираясь на которое, разворачивается функционирование и тела, и психики человека. В филогенезе на этом уровне существуют одноклеточные животные; из многоклеточных – кишечнополостные, например, медузы.
В основе афферентного синтеза лежит протопатическая чувствительность. Так воспринимают мир одноклеточные существа или медузы: они реагируют на давление, свет, звук, вибрацию, изменение химического состава среды. Протопатическая чувствительность, на наш взгляд, практически в неизменном виде, сохраняется и у человека. Ее основные свойства: не дифференцирована, включена постоянно.
Эфферентный синтез – регуляция тонуса, напряжение клеток и тканей нашего тела.
Основные свойства уровня А
Общение этого уровня – тоническое единение двух тел, тела вписываются друг в друга; например, тельце маленького ребенка легко подстраивается, вписывается в наши руки; а вот тело уснувшего ребенка как будто вываливается из ваших рук.
В социальном взаимодействии – доверие.
Основная рабочая фраза: «Разрешить себе БЫТЬ».
В телесной терапии работаем – от запястьев.
При хорошо включенном уровне А мы сливаемся с миром, чувствуя мир собой, не отделяем себя от мира.
Уровень V
Кроме пяти уровней, описанных Н.А.Бернштейном, мы, внутри нашей практической работы, выделили еще один подуровень – поскольку его свойства очень близки к уровню А. Мы назвали его V, поскольку филогенетически он соответствует червям (лат. Vérmes).
Анатомически – система крупных и мелких сплетений (ганглиев) тела, объединенных в общую сеть,
Афферентный синтез – глубокая чувствительность и, возможно, висцеральная чувствительность.
Эфферентный синтез – автономная регуляция функционирования внутренних органов, всех функциональных систем тела.
Строение тела и движение – постуральные мышцы тела, по которым могут проходить волны мышечного напряжения, как у червя. Здесь же формируются позо-тонические ответы – опорные, осевые, вестибулярные.
Общение и собенности эмоционального реагирования, важные для диагностики – эмпатия, человек чувствует эмоциональное состояние другого человека. Со-чувствие, со-переживание.
В телесной терапии работаем – от запястьев.
Уровень В
Анатомическая основа – спинной мозг, древние части головного мозга; четверохолмие, древние части таламуса.
Сигнальное зрение (боковое или периферическое зрение) и сигнальный слух. И видение и звучание вливается в нас само – так, как описывают свое восприятие аутисты; нет деления на фигуру (это уже с уровня С) и фон (остатки В-видения).
Эфферентный синтез – слажено, работают огромные мышечные ансамбли. Не участвует сознание (включение сознания тормозит В-движения).
Строение тела и движение – используются, в основном проксимальные мышцы тела. Четкое разделение на мышцы сгибатели и разгибатели в процессе движения. Сборка тела (мышечно-соединительнотканные увязки) идет по длинным диагоналям (например, левое плечо – правое бедро – правое колено – правая стопа и т.п.). Движения практически не утомляемы, повторяемы, ритмичны, грациозны, очень красивы и доставляют удовольствие. Рука работает целостно, как ласта. Кисть руки используется только для удержания или опоры, еще не введены в работу пальцы.
Общение этого уровня – прикоснуться, прижаться, повозится. Движения могут быть одновременными (склеивание двух тел в одном движении) или чередоваться. Движения ласки. Жест доверия – повернутая к вам щека.
Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики – Удовольствие/ не удовольствие,страх. Врожденная неосознанная, выразительная мимика (сонные улыбки или гримаски новорожденных).
Психика – уровень В важен для построения высших автоматизмов, включая автоматизмы поведения, речи и мышления.
В социальном взаимодействии – привязанность.
Основная рабочая фраза: «Разрешить телу двигаться».
В телесной терапии работаем – от запястьев, с опорой на проксимальные мышцы тела; тело терапевта строится по большим диагоналям.
При хорошо включенном уровне В – неосознанное вписывание в текучий, меняющийся мир; жизнь и движение доставляют удовольствие.
Уровень C
С – Пирамидо-стриальный уровень пространственного поля. Уровень реального, здесь и сейчас, восприятия пространства, выделение и достижение значимых в этом пространстве целей. В филогенезе – на этом уровне существуют низшие млекопитающие и птицы (кроме врановых и попугаев).
Активизация – любопытство, интерес к объектам и целям врожденное свойство этого уровня; стремление к достижению цели.
В основе афферентного синтеза (восприятия) – все виды телесной чувствительности, центральное зрение и слух объединяются в восприятие, узнавание целостного объекта – гештальт объекта. Восприятие «здесь и сейчас». Восприятия мира от себя.
Эфферентный синтез – движение, поведение по достижению реально воспринимаемой цели. Сознательный контроль движения тела в процессе достижения цели. Движения скручивания – спирали, пронация/супинация.
Движения и поведение по подражанию. Запечатление и присваивание новых движений и поведения.
Строение тела и движение. Главными, ведущими, становятся дистальные мышцы тела; постуральные и проксимальные мышцы используются как подчиненные. Повышенный тонус, напряжение, дистальных отделов тела. Мышцы сгибатели и разгибатели могут работать одновременно – например, при построении указательного жеста, при протягивании руки к цели.Мышечно-соединительнотканные увязки – строятся от точки центрирования, внизу живота – схема Головонога. Так начинают рисовать человека маленькие дети – так они себя чувствуют. Работает кисть и ее пальцы. 2-3 пальцы тяготеют к уровню С2 (указательный жест, схватывание); 4-5 пальцы к С1 (означают границы в пространстве). Как стремление к цели, появляется указательный жест.
Общение этого уровня. С1 – контактное общение дистальных отделов тела, кистей рук. С2 – общение на расстоянии – переглядывание, интонированное звучание. Со-внимание – присоединение к вниманию другого. Чередование, которое на более высоком уровне D, даст диалог.
Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики – любопытство, кураж на препятствие, радость достижения цели, разочарование, гнев.
В социальном взаимодействии – интерес к людям.
Основная рабочая фраза: «Разрешить себе хотеть».
В телесной терапии работаем – от дистальных отделов тела, кисть руки, пальцы – все внутри напряжения. Поза терапевта достаточно симметрична и напряжениа.
При хорошо включенном уровне С – живем активно, с интересом, любопытством, к миру и людям. Четкий контроль реального мира.
Уровень Д
Активизация – от собственных представлений; встраивание в целостные ситуации; правильное поведение «как надо».
Анатомическая основа – вторичные сенсорны и моторные зоны, включая зоны Вернике и Брока.
В основе афферентного синтеза (восприятия) – лежит восприятие целостных ситуаций и схем, внутри собственных представлений. Например, звук мотора, на уровне С воспринимается как»машина»; на уровне D – «папа приехал». Восприятие целостных ситуаций, топологий (знаков) и схем. Возможны иллюзии, плацебо-эффект, гипноз.
Эфферентный синтез – Поведение внутри представляемых схем и ситуаций; достижение представляемых целей; формирование бытовых автоматизмов. Появляется предвосхищение действия, события, эмоции.
Поведение – как правильно, как надо. Врожденно встраивание в роль.
Основные свойства уровня – погружение в представляемый мир. Мифологическое мышление. Ролевое поведение.
Общение этого уровня – осуществляется только внутри архетипов – и ситуаций, и ролей. На это накладывается правила поведения «как надо» – причем в разных культурах эти правила могут сильно различаться. Возможна ложь.
Основная рабочая фраза: «Разрешить себе быть собой» (ситуации и роли часто затягивают и подчиняют себе).
В телесной терапии работаем – ладонями или кончиками пальцев; легкие прикосновении; при обучении – работаем из образа или из роли. Здесь с телом можно разговаривать и оно «отвечает».
В социальном взаимодействии – нежность, ласковость.
При хорошо включенном уровне D – успешная социализация в окружающем мире.
Уровень Е
Анатомическая основа – кора лобной области и весь мозг в целом (возможно, волновые или голографические свойства).
В основе афферентного синтеза (восприятия) – восприятие внутри воображаемого мира, абстрактных представлений мышления.
Эфферентный синтез – творчество. Возможно внутри воображаемых или абстрактных представлений, практически оторванных от реальных действий. Понятия, обобщения, метафоры. Символы. Все виды речи. Творчество. Автоматизмы мышления и речи (при сохранности уровня В).
Основные свойства уровня – творческое и абстрактное мышление.
Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики – интеллектуальные эмоции. Понимание эмоций. Понимание (прекрасного, красоты, гармонии, комического, трагического..). Совесть, честность, человечность, добродетель. Возможно погружение в полностью придуманный мир, где мы будем испытывать достаточно искренние эмоции (художественная литература, музыка. живопись…)
Психика – Трансцендентальное осознание себя как существа мыслящего. Я, как человек МИРА. Личностное действие личностная ответственность.
Принципы. Саморазвитие. Учитель. Наука. Искусство.
При хорошо включенном уровне – саморазвитие; творческое мышление; наука; искусство.
Максимова Елена Владимировна
руководитель научно-методической группы, ООО «Со-творение», Москва