Что такое не зарекайся
От сумы и от тюрьмы не зарекайся
Пословицы – это одна из наиважнейших частей исторической мудрости народа. В этих небольших выражениях заложены весьма полезные поучения, подтвержденные многолетним опытом наших предков.
Но, в силу того, что наш язык в диалектическом диапазоне очень разнообразен, а некоторые слова и вовсе вышли из обихода, смысл некоторых выражений остается не понятым.
Значение выражения
Пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» имеет два основных значения:
Происхождение пословицы
Для точного понимания данного выражения, в первую очередь необходимо определиться со значением слова сума.
Здесь сума употреблена как олицетворение нищеты. В старые времена, нищие ходили с сумой из мешковины, в которой могли хранить свое имущество. Существует даже выражение «с сумой пустить», что означает довести кого-либо до нищеты.
Кроме того, история, как прошлых лет, так и современности доказывает, что в жизни может случиться все. И богач может пойти за подаянием, и даже самый честный гражданин может пострадать от судебной ошибки или от государственного правления.
В каких обстоятельствах и кем употребляется данная пословица
Чаще всего пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» употребляется именно людьми, которые когда-либо привлекались к уголовной ответственности, либо были под угрозой таково исхода событий.
Помимо случаев ошибочного наказания, также, часто встречаются недобросовестные партнеры, которые стремятся перекинуть всю ответственность за свои незаконные действия на менее грамотного в юридическом плане коллегу. Либо вынужденные ситуации, когда люди лишаются источников дохода и сознательно, не видя другого пути, решаются на преступление. А также, просто вера в свою безнаказанность.
Но помимо этого, под уголовную ответственность люди часто попадают и в абсолютно случайных ситуациях. Например, причинение вреда по неосторожности.
От обычных людей, которые не вступали в конфликт с законом, можно услышать подобную фразу, когда кто-то проявляет непредусмотрительность, не заботиться о своем благосостоянии в будущем, либо слишком самонадеян.
Похожие пословицы
Так как русский язык многогранен, в общественную жизнь вошло множество подобных выражений. К самым запоминающимся можно отнести такие, как:
В любом случае, главный смысл неизменен – даже если человек абсолютно уверен, что определенное событие ни при каких обстоятельствах не произойдет, судьба может решить по-своему.
Примеры употребления
Если вообразить, что нам представился случай услышать такое выражение, то, к примеру, можно представить себе такую ситуацию между двумя давними друзьями:
— Петь, а ты не знаешь, куда Вова пропал? Уже месяц как не видно.
— Так его же посадили.
— За что?
— Он аферу какую-то с налоговой инспекцией провел.
— Да, вот что значит от сумы и от тюрьмы не зарекайся!
Или можно представить себе разговор матери и сына:
— Мам, займешь мне денег? Мне за кредит заплатить надо.
— Сынок, так ты ведь говорил, что у тебя в этом месяце премия хорошая будет?
— Так я же на больничный уходил, и проект закрыть не успел.
— А я тебе говорила, отложи деньги на кредит!
— Ну, что тут сказать? От сумы и от тюрьмы не зарекайся.
Удивительно, но многие пословицы, пройдя путь в столетия, не теряют своей актуальности, несмотря на всю изменчивость нашей жизни. Это действительно ценная мудрость предков, не ограниченная во временные рамки.
Не зарекайся
Смысл данного выражения очень прост. «Не зарекайся» — давать зарок не делать что-либо, т.е обещать не совершать каких-либо поступков, действий.
Очевидно, выражение образовано от глагола «заречься».
«Заречься» — общеславянская возвратная форма к «заречи» (*zarekti) «говорить, сказать».
Заречься буквально — «приказать самому себе что-либо не делать или делать», «дать слово, поклясться, что-либо сделать».
Глагол «Заречься» образован от слова «Зарок». «Зарок» происходит от праславянского *za-rokъ. От него произошли: древнерусское слово зарокъ, русское зарок, украинское зарік, белорусское зарок. Зарок — близкое по смыслу к слову «обещание», «клятва».
Использование
Выражение « Не зарекайся» обычно используют в простонародье. Так же это выражение употребляли многие писатели классических произведений российской литературы. «Не зарекаться» — обещать себе или другому человеку что-то не делать. «Зарекаюсь и ходить туда, Несколько раз он зарекался пить.»
Синонимы
Синонимами к выражению «Не зарекайся» являются:
Примеры употребления выражения в литературе
«Он был плаксив как баба и сколько раз, бывало, после наказания, клялся и зарекался не носить контрабанды». (Ф. М. Достоевский, «Записки из мёртвого дома», 1862 г.)
« Ведь недаром же вековой народный опыт учит от сумы да тюрьмы не зарекаться» (А. П. Чехов, «Палата 6», 1892 г.)
«Нельзя зарекаться, доктор, ох, нельзя, — бормотал больной, напяливая козий мех в передней, — ибо сказано: третий ангел вылил чашу в источники вод, и сделалась кровь». (М. А. Булгаков, «Белая гвардия», 1923–1924 г.)
«Этот лафит восьмилетней давности приятно дурманит мозги, и я со своей стороны не хочу зарекаться, что вторично не обращусь к нему, впрочем, сей эйльферский портвейн создан, чтобы будить моногамические инстинкты в том, кто раз его отведал» (Манн Томас «Лотта в Веймаре»).
«Короче говоря, — вмешался Фрез, — если вас выкинут из вашего ведомства, комиссар, от чего зарекаться никто не может, прошу учесть: я рад буду видеть вас своим помощником» (Павел Багряк, «Фирма Приключений»).
ЗАРЕКАТЬСЯ
Смотреть что такое «ЗАРЕКАТЬСЯ» в других словарях:
зарекаться — См. обещать. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. зарекаться давать зарок, кляться, обещать, закаиваться, клясться Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
зарекаться — ЗАРЕЧЬСЯ, екусь, ечёшься, екутся; ёкся, еклась; ёкшийся; ёкшись; сов. (разг.). Дать зарок не делать чего н., закаяться. З. пить вино. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Зарекаться — несов. неперех. Давать зарок, обещание не делать чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
зарекаться — зарекаться, зарекаюсь, зарекаемся, зарекаешься, зарекаетесь, зарекается, зарекаются, зарекаясь, зарекался, зарекалась, зарекалось, зарекались, зарекайся, зарекайтесь, зарекающийся, зарекающаяся, зарекающееся, зарекающиеся, зарекающегося,… … Формы слов
зарекаться — зарек аться, аюсь, ается … Русский орфографический словарь
зарекаться — (I), зарека/юсь, ка/ешься, ка/ются … Орфографический словарь русского языка
зарекаться — см. Заречься … Энциклопедический словарь
Зарекаться — – давать зарок не делать что либо. Ср., например, заявления: Я никогда не сопьюсь!; Я никогда не брошу жену, с которой прожил столько лет! Такие заявления и суждения серьезный собеседник расценит как легкомысленные, немудрые, делаемые человеком,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
зарекаться — см. заречься; а/юсь, а/ешься; нсв … Словарь многих выражений
зарекаться — зарек/а/ть/ся … Морфемно-орфографический словарь
Значение слова «зарекаться»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЗАРЕКА’ТЬСЯ, а́юсь, а́ешься, несов. (к заречься) (разг.). Давать зарок, обещаться чего-н. не делать. Зарекаюсь и ходить туда! Несколько раз он зарекался пить.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
зарека́ться
1. давать зарок, обещание не делать чего-либо ◆ Он был плаксив как баба и сколько раз, бывало, после наказания, клялся и зарекался не носить контрабанды. Ф. М. Достоевский, «Записки из мёртвого дома», 1862 г. ◆ Ведь недаром же вековой народный опыт учит от сумы да тюрьмы не зарекаться. А. П. Чехов, «Палата 6», 1892 г. ◆ — Нельзя зарекаться, доктор, ох, нельзя, — бормотал больной, напяливая козий мех в передней, — ибо сказано: третий ангел вылил чашу в источники вод, и сделалась кровь. М. А. Булгаков, «Белая гвардия», 1923–1924 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сыскной (прилагательное):
«От сумы, да от тюрьмы не зарекайся»: что на самом деле это значит
Эта старинная русская пословица известна всем. На везучесть не стоит полагаться и даже самый богатый и успешный человек не застрахован от тюрьмы и бедности. Почему русские считали, что беда может прийти в любой момент?
Тюрьма
Наказание тюремным заключением в российском судопроизводстве появилось впервые при Иване Грозном, в 1550 году, когда царь, известный крутым нравом, ввел это наказание в свой «Судебник». Процесс лишения свободы выглядел так: «Казнити торговою казнью, бити кнутом, да вкинути в тюрьму». Слова «торговая казнь» означали, что «бити кнутом» будут публично, на торгу. Относительно сроков заключения выбор был невелик: пожизненно, или до тех пор, пока царь не решит выпустить, или до тех пор, пока не возьмут на поруки.
Если вспомнить, сколько при Иване Грозном было ввергнуто в узилище людей совершенно неповинных, зачастую, это были оклеветанные люди, наказанные без суда и следствия, а также члены их семей, то станет ясно: если поговорка про тюрьму и суму возникла и не в те времена, то все же смысл ее был бы нашим предкам вполне понятен.
К XIX столетию, когда эта пословица получила широкое хождение, пенитенциарная система России, разумеется, стала гуманнее, однако, произвола хватало и тогда. Помимо государственных тюрем (они назывались «губернские остроги» и там отбывали наказание лица, совершившие серьезные уголовные преступления), были арестантские роты, монастырские тюрьмы и долговые тюрьмы («ямы»).
Если с острогами было все более или менее ясно, то в монастырскую тюрьму можно было угодить, не совершив ничего, что оговорено в Уголовном праве. Историк М. Колчин писал, что «ссылались туда … и пьяный монах, и религиозный сектант, и разгулявшийся не в меру отеческий сынок, и знатный вельможа, и не помнящий родства бродяга». То есть, все «неблагонадежные». В арестантские роты безо всякого суда барин мог отправить своих проштрафившихся крепостных, там же оказывались побирушки, бродяги и прочая публика в этом роде. В «яму» сажали несостоятельных должников, как правило, из купцов и промышленников. Банкроты находились в тюрьме до тех пор, пока их долги не оплачивали близкие, или до тех пор, пока заимодавец, отправивший банкрота в яму, не переставал платить за его содержание.
То есть, оказаться в тюрьме мог человек любого сословия, причем, зачастую, без судебного рассмотрения дела.
После переворота 1917 года ситуация изменилась не слишком. Если в первый год восставшие матросы и рабочие на радостях выпустили из тюрем не только политических, но уголовных преступников, то впоследствии карательный механизм заработал с ужасающей мощью. Как известно, в период «большого террора» оказаться в местах заключения мог кто угодно, безо всякого суда, по приговору «тройки». И это считалось везением, поскольку так же просто можно было получить место в расстрельном списке.
Сумой называли широкую холщовую сумку нищего, в которую он собирал подаяние. Это не котомка странника и не мешок путешествующего крестьянина, а именно символ нищеты.
И от сумы в России тоже никто никогда не был застрахован. Лишение имущества в качестве наказания за уголовное преступление отмечено впервые еще в «Русской правде» при князе Ярославе Мудром. За такие преступления, как поджог, разбой и конокрадство полагалось имущество виновного отдавать «на поток и разграбление». Лишение «всего, что нажито непосильным трудом» сохранилось в качестве наказания вплоть до наших дней, и, как правило, эта норма сопутствует лишению свободы. В старину, лишив всего, ссылали в Сибирь и преступника, и его семью, обрекая, тем самым, на нищету. В наши дни отправляют в колонию с конфискацией.
Но стать нищим можно было не только по приговору суда. Несколько столетий подряд в пределы России ежегодно вторгались для налетов и грабежа разнообразные кочевники, от половцев в XI веке до ногайцев и крымских татар — в XVIII. Каждый такой налет сопровождался грабежом и пожарами. Выжившие обитатели разграбленных деревень шли просить подаяния.
XIX век в России был отмечен массовым разорением дворянства. Беднели некогда богатые семьи в начале столетия, массовым разорение стало после отмены крепостного права, характер катастрофы разорение помещиков приняло в начале XX века. Крестьяне тоже вынуждены были идти с сумой, в особенности, в период реформ Александра II. Некрасов писал о падении крепостного права: «Распалась цепь великая, распалась цепь, ударила, одним концом по барину, другим – по мужику».
Таким образом, в Российской империи оказаться в положении нищего, живущего подаянием, мог абсолютно любой человек, от князя до крепостного крестьянина. И эта ситуация сохранялась на протяжении столетий.
Неудивительно, что горькое присловье про тюрьму и суму сохранило актуальность вплоть до наших дней.