Что такое небинарная персона

ЖизньПерестать быть женщиной: Нужен ли гендер обществу будущего

Как отличить несогласие с гендерными стереотипами от идентичности

Что такое небинарная персона. Смотреть фото Что такое небинарная персона. Смотреть картинку Что такое небинарная персона. Картинка про Что такое небинарная персона. Фото Что такое небинарная персона

«Поскольку в цирке бинарного гетеро-патриархального режима женщины получают либо роль красавицы, либо роль жертвы, а я не был и не чувствовал себя способным быть ни той, ни другой, я решил перестать быть женщиной». Это отрывок из отчёта для академии психоанализа «Я монстр, что говорит с вами», который написал небинарный трансмаскулинный философ Поль Б. Пресьядо. И если выйти за пределы образной гиперболизированной ткани манифеста Пресьядо, остаётся вопрос: можно ли на самом деле «решить перестать быть» женщиной или мужчиной? Где пролегает граница между неприятием гендерных стереотипов и трансгендерностью или небинарностью? И существует ли она вообще?

текст: Ева Цветкова,
врач-эндокринолог, ведущая
телеграм-канала «Эндоновости», небинарная персона

Что такое небинарная персона. Смотреть фото Что такое небинарная персона. Смотреть картинку Что такое небинарная персона. Картинка про Что такое небинарная персона. Фото Что такое небинарная персона

О чём мы говорим на самом деле, когда используем слово «гендер»

Гендер — это сравнительно новое понятие, которое в шестидесятые годы ввёл детский психиатр Джон Мани из Университета Джонса Хопкинса в США. Связь между ним и полом настолько сложна, что существуют два полностью противоположных подхода к определению гендера. Одни полагают, что гендер — это производное от биологических характеристик пола и что физиологические, гормональные и хромосомные различия позволяют провести чёткую грань между мужчинами и женщинами. Такой подход отражает представления о детерминированности, то есть предопределённости мужских и женских качеств: физической силы, особенностей мышления. Однако сегодня такой подход не выдерживает критики, потому что внутригрупповые различия всё равно выражены сильнее, чем межгрупповые. Так, Анна Тураева, абсолютная шестикратная чемпионка мира, десятикратная чемпионка Европы и рекордсменка мира по пауэрлифтингу, физически сильнее не только многих женщин, но и многих мужчин. Гениальность и изобретательницы технологии мобильной связи и Wi-Fi Хеди Ламарр, и физика Андрея Сахарова можно назвать выдающимися по отношению к любому человеку вне зависимости от его пола.

Обычный аргумент здесь звучит так: «Ну ведь сильных или гениальных женщин в истории намного меньше, чем мужчин». Здесь появляется второе определение гендера как проявление поведенческих привычек, ролей и ожиданий, которые свидетельствуют о различиях между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Естественным следствием существующих в обществе гендерных «границ» становится ситуация, при которой представители разных полов с разной частотой представлены в разных социальных группах. Если постоянно говорить девочке, что математика не для женщин, и вместо углублённых занятий по этому предмету водить её на курсы кройки и шитья, то очевидно, что математичек среди женщин будет меньше, чем среди тех, для кого были созданы хорошие условия для развития своего таланта в этой области. Если внушать мальчику, что танцы не мужское дело, и отправлять его в секцию бокса, то Нижинским он сможет стать лишь в одном случае из тысяч.

Сегодня известно, что физические и физиологические различия между полами не так однозначны, как принято думать в рамках дихотомического бинарного подхода — об этом, в частности, говорят работы учёных Энн Фаусто-Стерлинг и Корделии Файн. Гендерные стереотипы не следствие, а причина жёсткой детерминированности представлений о «мужском» и «женском» в обществе. Всё это приводит нас к тому, что гендер не устанавливается раз и навсегда биологией, а зависит от социальных, культурных и индивидуальных факторов.

Как менялись представления о гендере на протяжении истории

Большую часть истории человечество не понимало и не могло правильно оценить, насколько строение тела влияет на гендерное поведение и социальные роли. Со времён Древней Греции и до XVIII века женщины и мужчины понимались как один пол с небольшими вариациями: мужские гениталии находились снаружи, а женские — полностью зеркальные — внутри человеческого тела. При этом женское тело считалось таким же, как мужское, просто немного «недоразвитым». Эти представления укреплялись в сознании работами Аристотеля, Галена и Везалия. При этом подчинённое положение женщины в западной культуре объяснялось в рамках религиозного подхода.

После того как в XVIII веке научный подход пришёл на смену догматам веры, у привилегированного социального слоя — то есть мужчин — возникла потребность в ином объяснении своего доминирования. Многочисленные вскрытия показывали различия в строении мужского и женского тел, в том числе за пределами репродуктивной системы. Так произошёл переход к так называемой двуполой модели: женщина перестала быть «несовершенной версией мужчины» и стала «иной».

«С развитием „двуполой“ модели мужские и женские социальные роли стали рассматриваться как разные с точки зрения науки, так же, как раньше они считались таковыми внутри общественной и религиозной парадигмы», — пишет историк и сексолог Томас Лакер. При этом было сформулировано биологическое «обоснование» принадлежности мужчин к сфере разума и культуры, а женщин — к сфере эмоционального и дикой природы.

Свойственный «двуполой» модели акцент на биологических различиях между мужчиной и женщиной отчётливо прослеживается и в современных взглядах на гендер. Приверженцы этого подхода считают, что различия на гормональном уровне и в структуре мозга объясняют различия в гендерных поведении, восприятии и ролях. При этом наука всё чаще подвергает сомнению эту концепцию. В частности, было доказано, что оснований для нейросексизма — идеи о врождённых различиях мужского и женского мозга — не существует. Исследования Марка Либермана опровергли миф о большей разговорчивости женщин по сравнению с мужчинами, Корделии Файн — о сниженной способности мужского мозга к эмпатии. Робин Блюм провёл анализ существующих исследований с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии и обнаружил, что в интерпретации результатов учёные руководствовались существующими стереотипами.

Женское тело считалось таким же, как мужское, просто немного «недоразвитым»

Чем теснее становятся клетки гендерных стереотипов — «бесправной феминности» и «токсичной маскулинности», которая отрицает эмоции и эмпатию, — тем больше людей выражает желание вырваться за их пределы. Учитывая то, что гендерные стереотипы в том жёстком виде, в котором они существуют в современном западном обществе, оказываются сравнительно новым изобретением, можем ли мы говорить о том, что небинарность — это доведённое до максимума желание выйти из ролевых границ?

Против этого предположения работает тот факт, что небинарные люди были всегда, в том числе там, где социально-общественное устройство отличалось и отличается от бинарной западной модели. Так, в индийской культуре община хиджра впервые упоминается в Рамаяне (около 300 г. до н. э.). Хиджра — термин в Юго-Восточной Азии, описывающий человека, которому при рождении был приписан мужской пол и который идентифицирует себя и живёт в женской социальной роли. Сообщество хиджра обозначает себя как «институализированную третью гендерную роль», в 2014 году они были юридически признаны в Индии в качестве третьего пола.

В культуре сапотеков, коренного народа Мексики, муше были традиционно признаны третьим полом. Муше при рождении присваивают мужской пол, они носят традиционно женскую одежду и макияж, занимаются традиционно женской работой. В некоторых полинезийских культурах (гавайская, таитянская) схожее место занимали маху. Маху — идентичность третьего пола, традиционно уважаемые в общине за способность сочетать в себе мужские и женские черты. Маху играли особую роль в жизни общества.

У многих коренных американских народов традиционно существовал целый спектр гендерных вариативностей, который они обозначают зонтичным термином «две души». Соплеменники почитали таких людей, и присутствие женской и мужской души в одном теле считалось благословением. К сожалению, в XX веке европейско-американское влияние нарушило эту традицию. Наконец, словом «катой» в Таиланде и Лаосе называют разные небинарные идентичности. Другие проявления гендерной вариативности засвидетельствованы в Китае, Иране, Индонезии, Японии, Непале, Южной Корее и Вьетнаме. При этом, конечно, понятие третьего гендера упрощает и демонстрирует достаточно колониальный взгляд на весь спектр гендерно-вариативных, в том числе религиозных и мистических, практик, существующих в культурах, отличных от западной. Наклеивая этот ярлык на существовавших и существующих небинарных, гендерно-вариативных, гендерно-флюидных, агендерных, квир-людей и других людей, которые не идентифицируют себя в рамках существующих терминов, мы стираем их идентичности. Однако всё это только доказывает, что общество устроено сложнее и бинарной системой его не описать.

В чём разница между неприятием гендерных стереотипов и небинарностью?

В первую очередь небинарность — это идентичность, самоопределение человека. «Небинарность — это переживание принадлежности к определённой группе (даже если вы единственный на данный момент воплощённый её представитель), поэтому определить небинарность внешний наблюдатель не сможет. О ней заявляет сама небинарная персона, если это входит в её планы», — подчёркивает Инга Грин, психолог, специалистка в области гендера и сексуальности.

Разницу между небинарностью и несоответствием бинарным стереотипам определить довольно трудно, как признаёт Инга, не существует какой-то эталонной небинарности, с которой можно было бы всех сравнивать. Сколько небинарных людей, столько и небинарностей, и эта позиция помогает избегать замкнутости бинарной системы. «Если бы мы могли чётко идентифицировать небинарность, то можно было бы выстроить новую гендерную систему, опирающуюся на конкретные критерии, и мы оказались бы в старой истории на новый лад. Небинарность — это попытка выхода за её пределы. Но для меня есть небольшая разница между „я женщина, но мне не подходят имеющиеся гендерные стереотипы и предписания“ и „мне не подходят имеющиеся гендерные стереотипы и предписания, связанные с гендером в моих документах, но и предписания другим гендерам мне тоже не совсем подходят. Я хочу определять себя самостоятельно, миксуя разные черты так, как мне сегодня подходит“».

Инга Грин рассказывает, что в её практике психолога ситуации, когда человек долго считал, что не вписывается в гендерные рамки, а потом идентифицировал себя как небинарного человека, не так уж редки. Осознанию себя как небинарного человека нередко предшествует период сильного дискомфорта: сталкиваясь с гендерными нормами, человек чувствует себя не соответствующим, «не таким». Обычно либо ему не подходят нормы, либо он — им. В какой-то момент он сталкивается с существованием небинарных людей или небинарности как явления и обнаруживает, что на этой территории ему комфортнее.

Небинарный человек, руководитель «Центра Т» Ян Дворкин говорит, что для него небинарность — когда нельзя произнести внутри однозначно «я мужчина» или «я женщина». Произнести так, чтобы при этом было комфортно и спокойно. «Я пробую на вкус эти фразы и смотрю, как они мне. Нет, они мне не подходят, нет с ними согласия. Я определяю себя иначе, и тогда я небинарная персона. А гендерная неконформность — это когда я внутри, например, идентифицирую себя как женщину и мне хорошо с этим, но то, какая я женщина, не укладывается в привычные стереотипы социума. Я могу быть, например, лысой женщиной или иметь бороду, но я не перестаю от этого ощущать себя женщиной», — резюмирует Ян.

Что такое небинарная персона. Смотреть фото Что такое небинарная персона. Смотреть картинку Что такое небинарная персона. Картинка про Что такое небинарная персона. Фото Что такое небинарная персона

Мы все станем небинарными?

Вокруг гендера строится фундаментальная часть наших убеждений и культуры, с помощью гендера мы категоризируем друг друга. Поэтому неудивительно, что в меняющемся мире люди могут испытывать «гендерную панику» — страх перед неопределённостью и происходящими переменами.

Инга Грин говорит об относительной радикализации процесса: на одном полюсе находятся консервативные сообщества, в которых гендерная система выражена очень сильно (а отхождение от неё ставит под угрозу жизнь и здоровье), а на другом — либеральные сообщества, в которых гендерное самовыражение становится предметом свободного творчества и поддерживается окружающими. Этот процесс, по мнению Инги, высвечивает сильнейший кризис гендерной системы как таковой.

При этом, конечно, о небинарном будущем никакой речи сейчас не идёт. «По своей специфике работы я отмечаю, что в ряде стран происходит консервативный откат, который выражается в нападках на права женщин, трансгендерных и небинарных людей, — рассказывает небинарный, пансексуальный и полиаморный человек, он/его, информационный координатор «Транс*Коалиции на постсоветском пространстве», координатор питерской небинарной инициативы «СНеГ» Лиам Ривкин. — Правительства боятся слова „гендер“, воротят нос от Стамбульской конвенции. Но я думаю, что это временно. Небинарные люди уже признаются в некоторых странах на законодательном уровне. Разве мы могли слышать о таком пятьдесят лет назад?»

Источник

Ученые: Трансгендерные и небинарные персоны больше подвержены аутизму

Ученые просят облегчить доступ к психиатрической помощи и усилить поддержку трансгендерных людей. Они установили, что у трансгендерных и небинарных персон в несколько раз чаще диагностируется аутизм. Также среди них более распространены, чем у цисгендерных людей, депрессия, биполярное расстройство, обсессивно-компульсивный синдром и другие психические расстройства.

Специалисты из Центра исследований аутизма при Кембриджском университете выяснили, подвержены ли трансгендеры, или персоны, чей гендер не совпадает с биологическим полом, повышенному риску аутизма и других психических расстройств. Результаты их работы были опубликованы в журнале Nature Communications.

«Гендерная идентичность — то, как человек ощущает свой пол, который может совпадать или не совпадать с полом при рождении. Мы используем термин цисгендер для обозначения людей, пол которых соответствует указанному при рождении. Однако существует разнообразие гендерных идентичностей», — говорят ученые.

Несовпадение гендерной идентичности и биологического пола может привести к гендерной дисфории — расстройству личности. Помимо этого, уже были опубликованы исследования о том, что трансгендеры и небинарные личности больше подвержены риску различных психических расстройств, однако обобщить выводы из этих работ не удавалось.

Получить ответ на этот вопрос решили психологи и психиатры из Кембриджского университета. Они изучили пять наборов данных, основанных на онлайн-опросах, в которых участвовали почти 642 тысячи человек. Участники предоставляли информацию о своей гендерной идентичности и о том, был ли у них диагностирован аутизм либо другие психические расстройства. Их проверили на наличие признаков аутизма.

Оказалось, у трансгендерных и небинарных персон в три-шесть раз чаще по сравнению с цисгендерными выявляли аутизм. Нецисгендерные участники также в среднем в два-три раза чаще сообщали о том, что у них диагностировали синдром дефицита внимания и гиперактивности, депрессию, обсессивно-компульсивное и биполярное расстройства, нарушение обучаемости и шизофрению. Они в среднем получали более высокие баллы по показателям наличия аутистических черт по сравнению с цисгендерными людьми.

«Это открытие с использованием больших наборов данных показывает, что связь между аутизмом и трансгендерностью и гендерным разнообразием устойчива. Теперь нам необходимо понять значение этого совпадения, причины его возникновения, а также выявить факторы, которые способствуют благополучию этой группы людей», — отметил ведущий автор работы Варун Уорриер.

Ученые подчеркнули: они хотели установить взаимосвязь между гендерной идентичностью и аутизмом, но не доказать, что одно служит причиной другого. Они надеются, что результаты исследования помогут улучшить доступ таких пациентов к психиатрической помощи и усилить поддержку.

«И аутичные люди, и трангсендерные люди, а также те, кто припричисляет себя к другим гендерам, маргинализированы и испытывают множественную уязвимость. Важно, чтобы мы обеспечивали им право быть самими собой, получать необходимую поддержку — без социальной стигматизации или дискриминации», — сообщил профессор Саймон Барон-Коэн, директор Центра исследований аутизма в Кембридже.

Источник

«Хочу, чтобы все знали»: певица Деми Ловато объявила себя небинарной персоной

Артистка не хочет, чтобы о ней говорили в женском роде. Звезда предпочитает множественное число.

Что такое небинарная персона. Смотреть фото Что такое небинарная персона. Смотреть картинку Что такое небинарная персона. Картинка про Что такое небинарная персона. Фото Что такое небинарная персона

Фото: www.globallookpress.com / face to face

Звезда американской поп-сцены Деми Ловато официально попросила фанатов больше никогда не говорить о ней в женском роде. Певица объявила себя небинарной персоной. Она даже выпустила видеообращение, в котором объяснила мотивы своих поступков.

Учитывая все вышесказанное, Ловато приняла решение, что обращаться к ней можно только во множественном числе. А как иначе быть, если в тебе «живет» сразу несколько личностей?

«Я провела с вами большую часть своей жизни. Вы видели и хорошее, и плохое. Я всегда жила для тех, кто был по ту сторону камер, и хочу, чтобы вы знали все. Сегодня я с гордостью сообщаю, что идентифицирую себя как небинарную персону. Обращаться ко мне можно при помощи местоимений „они“/„их“», — поделилась с подписчиками в Twitter артистка.

28-летняя особа призналась, что ей потребовалось несколько лет, чтобы понять, кем именно она является. Певица добавила: она все еще познает себя, а потому не исключено, что где-то может ошибаться. Своим фанатам звезда пожелала истинного счастья и призвала всегда быть честными, хотя бы с собой.

Every day we wake up, we are given another opportunity & chance to be who we want & wish to be. I’ve spent the majority of my life growing in front of all of you… you’ve seen the good, the bad, & everything in between. pic.twitter.com/HSBcfmNruo

Деми Ловато родилась в Далласе, штат Техас. Она с юности занималась музыкой: регулярно посещала занятия по игре на фортепиано и уроки пения. На творчество девушки очень повлияли Бритни Спирс, Кристина Агилера и Билли Гилман. В 2008 году певица выпустила первый сольный альбом Don’t Forget и в одночасье стала знаменитой. Сейчас выступления девушка совмещает со съемками в кино.

Деми не раз признавалась, что поддерживает ЛГБТ-сообщество. Для нее нет ничего хуже, чем издеваться над членами меньшинств.

Источник

Деми Ловато призналась, что она небинарная персона

Что такое небинарная персона. Смотреть фото Что такое небинарная персона. Смотреть картинку Что такое небинарная персона. Картинка про Что такое небинарная персона. Фото Что такое небинарная персона

Фото: Matt Sayles/Invision/AP

Певица Деми Ловато призналась, что она небинарная личность. Об этом сообщает «Газета.ру».

Это значит, что она не может отнести себя к какому-то определенному полу, в связи с чем попросила использовать по отношению к себе местоимение «они».

Певица уточнила, что вопрос гендерной идентичности беспокоил ее последние полтора года, добавив, что надеется своим примером вдохновить тех, кто пока не может позволить себе такие признания.

В марте Ловато заявила, что является пансексуалкой и испытывает влечение ко всем людям вне зависимости от их пола и гендера.

В начале 2021 года каминг-аут сделала актриса Тильда Суинтон.

Она призналась, что является квир-персоной, то есть относится к сексуальным меньшинствам. По словам актрисы, она всегда чувствовала себя квиром, однако не могла найти свое место в этой системе.

Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.

СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.

Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».

Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».

Источник

Активист рассказал, как небинарный герой Disney может изменить отношение к ЛГБТ

Фэнтезийный мультсериал «Дом совы» на телеканале Disney пополнил небинарный персонаж — первый в истории студии. К нему обращаются на «они». Их зовут Рейн Висперс, и они не идентифицируют себя ни по мужскому, ни по женскому гендеру. В проекте Рейн дебютировали 24 июля. Озвучил персонажа, к слову, небинарный актер Ави Рок.

Согласно автору мультфильма Дане Террас, решение Disney о включении небинарного героя не было единодушным: некоторые представители студии якобы высказались против введения ЛГБТК±персонажей, которых в сериале теперь несколько.

«В процессе создания я не скрывала того, что моя героиня Лус (центральный персонаж мультфильма; «Газета.Ru») — бисексуалка, а остальные персонажи будут представителями ЛГБТК+. Но мои друзья и коллеги советовали мне не быть столь прямолинейной, «запрятать идею в троянском коне», ограничиться намеками и метафорами, потому что руководители студии Disney очень консервативны», — рассказала она изданию Vanity Fair.

По мнению российского ЛГБТ-активиста Арсения Самарина, идентифицирующего себя как небинарного человека, добавление квир-персонажей в мультфильмы может положительно повлиять на восприятии ЛГБТК±персон в сообществе.

«Репрезентация небинарных героев очень важна. Люди должны понимать, что меньшинства хотя бы существуют, что это такие же люди. Отношения квир-героев отличает равноправие, в них меньше стереотипов. По сути, ориентация, если только на ней не завязан сюжет, не повлияет на повествование, — сказал он «Газете.Ru». — Мне понравилось, что в «Доме совы» влюбленность между персонажами показана как нечто естественное.

Думаю, репрезентация квир-персон в мультфильмах способна положительно повлиять на отношение к ЛГБТК+, а небинарность особенно нуждается в репрезентации. Многие люди даже не знают о ее существовании, но думаю, что это вопрос времени».

В свою очередь аниматор и двукратный номинант «Оскара» Константин Бронзит предположил в разговоре с «Газетой.Ru», что решение утвердить в сценарии небинарного героя может быть продиктовано политикой Disney, «играющей по правилам» индустрии.

«При этом не думаю, что даже маркетинговые исследователи студии знают целиком свою аудиторию, чтобы однозначно говорить, что она этого требует. Это больше запрос сверху, нежели зрителей. То же можно сказать и про нашу аудиторию. Что в Китае, что в США, что у нас — зрителю нужно подавать хороший сюжет, — объяснил он. — Disney до сих пор довольно архаичен, поскольку уже более 30 лет не был законодателем анимационной моды, зато он хорошо чувствовал, что хочет аудитория».

Бронзит также выразил уверенность, что на российских экранах небинарные персонажи в ближайшие время не появятся:

«Если отталкиваться от социальных маркеров, то в ближайшее время небинарные герои не появятся на отечественном экране. Даже несмотря на влияние Голливуда. У нас более жесткие механизмы, регламентирующие этот вопрос, в частности — к ним относится Министерство культуры. А на Западе нет депутата Милонова. Там больше демократии. Даже если такой герой появится [в России], мультфильм может не получить прокатное удостоверение.

Возможным появление небинарных персонажей на российских экранах, по мнению мультипликатора, станет лишь со временем — и в том случае, если подобные проекты будут сделаны талантливо.

«При выборе зритель смотрит не столько на тему, сколько на жанр, режиссера, бренд студии и актеров. А зайдет или не зайдет — вопрос лишь в способе интегрирования темы. Если это будет сделано талантливо и с ощущением человечности, которая бyдет отчетливо чувствоваться зрителем, то со временем — да, эти герои станут возможными, — сказал он. — Творчество может повлиять на зрителя. Конечно, кинематограф не может не реагировать на движение #BLM и другие болезненные явления общества, но зритель всегда почувствует, если студия решила на нем срубить бабла».

Мультсериал «Дом совы» стартовал в 2020 году. Он рассказывает о приключениях девочки-подростка Лус, которая попадает в магический мир и обретает там новых друзей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *